2) Ни после плена нельзя сыскать такого времени, к которому можно было бы отнести сию историю, ибо иудеи 207 лет были в подданстве у персов, после у Александра, затем у Птолемеев и у царей сирийских, пока не возвратили (предполагаемой книгой) своей свободы. 3) Но за все это время никто никогда не видел Арфаксада, мидийского царя, и Навуходоносора, царя Ниневии, ибо Набополассар, отец Навуходоносора, разрушил Ниневию (ок. 625 г. по Филарету, а по другим ок. 621 или 606 г.), так что она более не возникала, как свидетельствуют Геродот (1, 106), Страбон (р. 707), Евсевий (Chronic. 124 р.) и Синкелл». На первое «недоумение,» о невозможности допленного происхождения событий книги Иудифь, Вигуру и другие католические богословы отвечают указанием на период плена Манассии, царя иудейского, когда Иудея оставалась «без царя» (2Пар.33:11). Но этот ответ, и ранее дававшийся защитниками книги Иудифь, митр. Филарет знал уже и опровергал его тем, что в эпоху Манассии не могло быть ни Арфаксада мидийского, ни Навуходоносора, ассирийского царя. Иудифь не могла тогда сказать, что никто из иудейского народа не был замечен в идолопоклонстве (Иудифь 8:48), так как предполагаемый современник ее Манассия был нечестивейшим иудейским царем и наполнил Иерусалим и даже храм идолами языческими (4Цар.20:21; 21:9; 24:3…). Этот «ответ» не рассматривается и не решается Вигуру… Несообразно с эпохой Манассии упоминание, как о бывшем уже событии, о разрушении храма, отведении иудеев в плен, о взятии городов их неприятелями, о возвращении из рассеяния, об «овладении» Иерусалимом (Иудифь 5:18—19), о восстановлении храма с жертвенниками и всем обычным храмовым культом (Иудифь 16:18—20). Как это можно примирить с эпохой Манассии, как она описывается в ветхозаветных книгах? Ведь тогда ни храм не разрушался, ни иудеи не уводились и не возвращались из плена, и вообще ничего подобного не было (ср. 2Пар.33:11—16). Об управлении Иудеей первосвященником Иоакимом, во время пленения Манассии, также ничего из ветхозаветной истории не известно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

6 В первые годы своего царствования Манассия был самым злостным язычником и насильственно вводил идолопоклонство среди своих подданных, «проливая весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края» ( 4Цар.21:2–16 ). Одною из жертв языческой жестокости царя Манассии и был пророк Исаия 7 Настоящая речь пр. Исаии предполагает бывшее ему видение, подобное видению, описанному в главе 6, и есть как бы продолжение того видения. Народ собран в храме пред престолом Господа Саваофа, Который является как Судия Своего народа. Речь обращается к народу то от лица Господа, то от лица пророка, как Его посланника. 8 В слав. переводе описание видения начинается частицею «яко» –οτι, и этой частице соответствует другая в стихе пятом: «и ныне» – κα νν. Эти частицы обозначают период причинный: «так как будет в последние дни явлена гора Господня».... то приидите». 9 Некоторые толковники под певцом («воспою») песни разумеют пр. Исаию, и тогда смысл первого полустишия стиха первого будет такой: пр. Исаия воспевает песнь для своего возлюбленного народа, для обличения и вразумления его, – песнь Возлюбленнаго Господа о винограднике Его. По толкованию же, данному в изложении содержания, в данном месте содержится мысль о Лицах Св. Троицы (ср. 6:8 и 48:16) и о том, что пророк в данном случае только приводит слово песни, слышанной им от Господа (см. V, 9 в русск. перев) 11 Отдел книги пророчеств Исаии в шести главах, от 7 до 12, содержат в себе связную по содержанию запись откровений Божиих и речей, бывших и произнесенных в смутное время царствования Ахаза, запись, сделанную пророком впоследствии, когда события этого времени уже совершались и речи уже сказаны была пророком устно царю и народу. 14 Шестьдесят лет нужно считать не до взятия Самарии Саргоком, которое случилось ранее этого срока, а до последнего выселения последних Израильтян, когда действительно Ефрем в качестве самостоятельного народа исчезает из истории народов. Это случилось при Асардане (или Асаргаддоне), преемнике Сеннахирима, когда его военачальники увели в плен последних Израильтян ( 1Ездр.4:2 ), а также и царя Иудейского Манассию ( 2Пар.33:2 ) около 20 года его царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   Однако в Священном Писании нередко повествуется, что Бог особенно присутствует на Небе (см. Пс.113:24; Втор.10:14; Ис.66:1; Деян.7:49), в храме (см. 3Цар.9:3; Втор.12:11; 4Цар.21:4; 2Пар.33:4; Иер.32:34), в человеке (см. 2Кор.6:16; Лев.26:12; 1Кор.3:16; Ин.14:23; Откр.3:20) или на местах Его явления людям (см. Быт.28:19—22, 35:7, 22:14). Как это можно согласовать с учением Церкви о Божием вездесущии? По толкованию святых отцов, в Священном Писании так говорится об известных местах особого Божия присутствия с учетом того нравственного значения, которое, повинуясь Божией воле, люди придавали этим местам, и с учетом чистоты человеческой души и ее восприимчивости к тому, что Божие. Об этом святой Иоанн Дамаскин пишет: «Бог, не смешиваясь ни с чем, проникает чрез все и всему уделяет Свои силы по достоинству и восприимчивости каждой вещи, то есть по естественной и обусловленной доброй волей чистоте. Ибо невещественное чище вещественного и добродетельное чище соединенного с пороком. Таким образом, местом Божиим называется то, которое более причастно Его деятельности и благодати. Поэтому Небо — Его престол, ибо там Ангелы, творящие волю Его и славящие Его непрестанно, что и составляет Его покой; а земля — подножие ног Его (см. Ис.66:1), ибо Он на ней в теле «с человеки поживе» (Вар.3:38). Ногой же Божией названа святая Его плоть. Местом Божиим называется и церковь, ибо ее мы выделяем как некое священное место для прославления Бога, в котором и молитвы возносим Ему. Точно так же и другие места, в которых для нас обнаружилась Божия деятельность, называются святыми местами». Но все эти аналогии Божия вездесущия даже приблизительно не передают того, как Бог на самом деле везде присутствует. Лучше всего в этом смысле вместе со святым Иоанном Златоустом признать: «То, что Бог везде, — ведаем, но как — того не разумеем».    д) Духовность (πνευματιτης) — это Божие свойство, характеризующее Бога как духовное Существо в самом чистом и самом совершенном смысле. Поскольку вещество всегда подразумевает известное ограничение, то в Боге отсутствует всякая вещественность, и Он как Существо безграничное, вечное и абсолютное должен обладать самой полной и самой совершенной духовностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6 не оставлю народа Моего. Само по себе построение храма отнюдь не гарантирует покровительства Господа Израилю единственным его условием является соблюдение израильским народом Закона (см. ком. к 2,3; 9,6.9). 6 И устроил в задней стороне храма ... давир для Святаго-Святых. Святое Святых помещение, представлявшее собой куб со сторонами длиной приблизительно девять метров (ст. 20), являлось средоточием храма. В нем находился ковчег завета (ст. 19) и два изваяния херувимов (ст. 23). Только первосвященнику было позволено входить в Святое Святых, и то лишь однажды в год, в день Всепрощения (евр. «йом-кипур»; Лев. 16; 23,26–32 ; Чис. 29,7–11 ). В скинии также было Святое Святых ( Исх. 26,33 ; ср. Евр. 9,12–14 ). 6 ковчег завета Господня. Ковчег завета главный символ союза израильского народа с Господом. Внутри него находились две «скрижали завета» ( Исх. 25,21 ; Втор. 9,9 ). 6 он обложил его чистым золотом. Своим величием и красотой эта земная обитель Бога должна была служить символом храма Господнего на небесах (8,36.39; Евр. 9,11 ). 6 жертвенник, который пред давиром. Вероятно, имеется в виду жертвенник для возношения курений (7,48; Исх. 30,1.6; 37,25–28 ; Евр. 9,3.4 ). 6 сделал в давире двух херувимов. Это были две крылатые фигуры с человеческими лицами (см. Быт. 3,24 ; Иез. 41,18.19 ). Херувимы располагались по обе стороны ковчега (8,6.7; 2Пар. 3,10–13 ). Края их распростертых крыльев находились на высоте десяти локтей, достигая, таким образом, ровно половины высоты помещения Святого Святых (ст. 16). В древнем Ханаане цари иногда изображались на троне, поддерживаемом херувимами. В Израиле, однако, делать изображения Господа было строжайше запрещено ( Исх. 20,4 ), и херувимы служили напоминанием о незримом присутствии Господа (8,10–13; 1Цар. 4,4 ; 4Цар. 19,15 ; Пс. 79,2; 98,1 ). 6 изображения... пальмовых дерев и распускающихся цветов. Эти изображения должны были напоминать о пребывании человека в Едемском саду ( Быт. 2 ). Хотя за непокорность Господу он был изгнан из рая ( Быт. 3,24 ), однако воссоединение человека с Господом вновь возможно через благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Апостольских Постановлений. В следующей части (главы 4–9) излагаются предписания, относящиеся к должности епископской и обязанностям епископа. Кандидат на епископское место должен быть безупречной нравственности; он должен иметь не менее 50 лет от роду, обладать образованием или, по крайней мере, даром слова. В маленькой общине, в случае нужды, в епископы можно выбрать лицо и не достигшее 50 лет, если только оно имеет все предписанные качества (гл. 4-я – Ср. Ап. Пост. II, 1–6). Затем, автор дидаскалии трактует об обязанностях епископа относительно согрешивших. С грешником, упорствующим в своём нечестии, епископ должен прервать общение (гл. 5-я. – Ап. Пост. II, 6–11). Но, с другой стороны, епископ не должен доводить грешника до отчаяния; он должен обратно принять грешника в общение с церковью, если он принесёт покаяние. Несправедливо мнение, будто общение с грешниками оскверняет епископа; такое мнение не имеет никакого основания в св. Писании. Отлучив согрешившего, епископ должен наблюдать, искренно ли покаяние его, и, сообразно с тяжестью греха, налагать на него пост от 2-х до 7 недель включительно. Сверх того, епископ должен всеми способами убеждать грешников покаяться и обратиться на путь истины. Во дни поста епископ молится за кающихся грешников, чтобы они сделались достойными прощения (гл. 6-я. – Ап. Пост. II, 12–18). Епископ должен употреблять порученную ему власть не только вязать, но и решить. Поэтому, он не имеет права жестоко и немилосердно отказывать кающимся в обратном принятии в церковь , так как, в противном случае, они легко могут перейти на сторону язычников и еретиков, и тогда на епископа падёт вина в их погибели: он теряет право на прощение у Бога и навлекает на себя вечное наказание. Как Бог поступает с кающимися грешниками, видно из истории Манассии ( 4Цар.20:21 ; 2Пар.32–33 ), которому, когда он принёс покаяние, был прощён даже тягчайший грех – идолослужение; с другой стороны, упорство в нечестии имеет своим последствием смерть, как показывает судьба Амоса, сына Манассиина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

Глава 33 Цари иудейские: 14-й – Манассия и 15-й – Амон (Ср. 4Цар.21.1–26 ) 1–9. Время воцарения и продолжительность царствования Манассии; общий – нечестивый – характер первой половины его царствования; смешение истинного богопочтения с идолослужением. 10–13. Наказание Манассии пленом, раскаяние его и возвращение ему царства. 14–20. Укрепление Иерусалима, уничтожение идолов, возобновление законного богослужения и смерть Манассии. 21–25. Двухлетнее нечестивое царствование Амона и насильственная смерть его. 2Пар.33:1 .  Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме, 2Пар.33:2 .  и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, 2Пар.33:3 .  и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему, 2Пар.33:4 .  и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно; 2Пар.33:5 .  и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня. 2Пар.33:6 .  Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его. 2Пар.33:7 .  И поставил резного идола, которого сделал, в доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Мое навек; 2Пар.33:8 .  и не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея. 2Пар.33:9 .  Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. 2Пар.33:10 .  И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 1–7. Суд Божий над Ваасою, царем Израильским. 8–33. Другие цари Израильские, современные Асе Иудейскому: Ила (8–10), Замврий (10–15), Фамний (21–22), Амврий (23–28) и Ахав (29–33). 34. Неугодное Иегове восстановление Иерихона. 3Цар.16:1 .  И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе: 3Цар.16:2 .  за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, 3Цар.16:3 .  вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова; 3Цар.16:4 .  кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные. 3Цар.16:5 .  Прочие дела Ваасы, всё, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. 3Цар.16:6 .  И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила, сын его, вместо него. 3Цар.16:7 .  Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был. Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка «Иуя» (евр. Йегу, Vulg.: Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских ( 4Цар.9:2 ), встречается только в данном месте и ( 2Пар.19:2 ), ср. ( 2Пар.20:34 ); вероятно, отец пророка Ииуя Анания ( 3Цар.16:1 ) – одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу ( 2Пар.16:7–10 ). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3–4) изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии – на дом Иеровоама ( 3Цар.14:10–11 ) и пророка Илии – на дом Ахава ( 3Цар.21:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На всяком месте, где Я положу память имени Моего, я приду к тебе и благословлю» тебя (20:24)». Исх. 23:20–21 : «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего ... не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем», Исх. 33:19 : «И сказал (Господь Моисею): «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу Имя Иеговы тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею». Лев. 18:21 : «И детей своих не отдавай на служение Молоху и не бесчести Имени Бога Твоего. Я Господь». Втор. 6:13 : «Господа Бога твоего бойся, и Ему (одному) служи, (и к Нему прилепись) и Его Именем клянись». Третья Заповедь: Исх. 20:7 ; Втор. 5:11 . Ср. Лев. 19:12 . 3Цар. 3:2 : «Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом Имени Господа до того времени». 8:16: «Я не избрал города ни в одном из колен. Израилевых, чтобы построен был дом, в котором бы пребывало Имя Мое». 3Цар. 7:29 : «Мое, Имя будет там» (в храме). 8:42–43. Параллели: 3Цар. 9:3 ; 4Цар. 21:4 ; 3Цар. 9:3 : «Храм, который Ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там во веки», «который я освятил Имени Моему (9) (ср. 4. Цар. 23:27; 1Пар. 22:7–8 ). 1Пар. 16:8, 19 : «Славьте Господа, провозглашайте Имя Его... хвалитесь Именем Его святым» (29:13). 2Пар. 6:6–9 : «Но избрал Иерусалим; чтобы там пребывало Имя Мое, у Давида, Отца Моего было на сердце постоить храм Имени Господа Бога Израилева». 2Пар. 6:20 : «Да будут очи Твои отверсты m храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещай положить Имя Свое» (Ср. 33:7). 2Пар. 7:14 : «Народ сей, который именуется Именем Моим ...» 7:16: «Освяти дом сей, чтобы Имя Мое было там во веки». (Молитва Манассии): «Заключивший бездну и запечатлевший её страшным и славным Именем Твоим». 8:19: «Храм Имени Моему, Мое Имя будет там» (29), «и исповедают Имя Твое» (35), «если и иноплеменник придет из земли далекой ради Имени Твоего, ибо и они услышат об Имени Твоем великом и о Твоей руке сильной» (41–42), «чтобы знали, что Именем Твоим называется храм сей» (43), «храму, который Я построил Имени Твоему» (44), 48, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

4Цар.21:3, 4, 5 . И поставил резного идола, которого сделал, в доме Господнем. 2Пар.33:7 . Они обратились ко Мне спиною, а не лицом; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления, и в доме, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, оскверняя Его, устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить чрез огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. Иер.32:31, 34, 35 . – Читай Иер.7:28, 30–31; 8 гл.; 9:13–16, 11:9–17; 19 гл.; 32 гл. Иез. 8 гл.; 20:39–40; 3Цар. 14 гл. 11 и 12 гл. 6) Как поступал Бог тогда с народом и святилищем? 1 . Народ поражал бедствиями и всю страну предавал опустошению. Посему, живу Я, говорит Господь Бог: за то, что ты осквернял святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя. Третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих, а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними… И сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов. Иез.5:11, 12, 14 ; Иер.7:28–34 . 2 . а святилище передавал в обладание другому народу: Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию , в которой обитал Он между человеками, и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага. Пс.77:58–61 . И сразились Филистимляне и поражены были Израильтяне… И Ковчег Божий был взят… Отошла Слава от Израиля со взятием Ковчега Божия. 1Цар.4:10, 11, 21 . Я оставил дом Мой, покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Иер.12:7 . Читай Иер.51:51 , Иез.24:21 , Пс.73:3–7; 78:1 . 7) Чем Иудеи сквернили святилище во времена Иисуса Хряста и как Иисус Христос подтвердил святость его? Иисус пришел в Иерусалим; и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4Цар.23:31 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 4Цар.23:32 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 4Цар.23:33 .  И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, – и наложил пени на землю сто талантов серебра и [сто] талантов золота. 4Цар.23:34 .  И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер. 4Цар.23:35 .  И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао. О Ливне см. замеч. к ( 4Цар.19:8 ). Ривла (у LXX-mu: Βλα, Ρεβαμι, Vulg.: Rebla, слав.: «Ревлаам», «Вила» – Onomasticon, 274) – город на северо-восточной границе земли обетованной ( Чис.34:11 ), на Оронте, теперь Рибле, между Хамсом (Емеса) и Баальбеком. Сюда Нехао заключает лишенного им царства (после 3-месячного царствования) Иоахаза (ст. 33), здесь же после Навуходоносор ослепил Седекию ( 4Цар.25:6 ), затем уморил вельмож Иудиных ( 4Цар.25:21 ). По-видимому, Ривла была главной квартирой Нехао, а после Навуходоносора. Вместо Иоахаза Нехао ставит царем Иудеи старшего сына Иосии Елиакима, переменив ему имя на Иоаким в знак (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) его вассальной зависимости от себя (так после поступил Навуходоносор в отношении Матфании-Седекии, 4Цар.24:17 ). Возложенная египетским фараоном дань на Иудею разложена была (как некогда в Израильском царстве при Менаиме, 4Цар.15:19 ) на собственников земельных участков, даже и бедных (евр. ам гаарец). 4Цар.23:36 .  Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. Рума (у LXX-mu: Αρημ, Vulg.: Ruma), вероятно, тождественна с Арума, близ Сихема ( Суд.9:41 ; И. Флавий, Иуд.Война 3:7, 21), теперь Хирбет Рума к югу от равнины Асохис (Onomast. 793). Иоаким царствовал 11 лет, с 609 по 593 гг. (ст. 36; 2Пар.35:5 ). Нечестивое царствование его, полное измены истинной религии и обильное всякими неправдами ( Иер.7:9 и далее; Иер.17:2,19:4 и далее; Иер.22:13–17 ; Иез.8:9–17 ; Авв.2:9–14 ), было истинным бедствием для Иудеи, роковым образом увлекавшим его к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010