Да и Моисей говорит: " отцы не должны быть наказываемы смертью за детей " (Втор.24:16). И об одном царе повествуется, что он потому не сделал этого (не убил детей убийц), что соблюдал закон Моисеев (4Цар.14:6). Если же кто скажет: как же написано: " наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода] " (Исх.20:5)? – то мы ответим на это, что это не всеобщее определение, а сказано применительно к исшедшим их Египта. Слова эти значат вот что: так как исшедшие из Египта, несмотря на знамения и чудеса, сделались хуже своих предков, которые ничего этого не видели, то их постигнет тоже самое, что постигло их предков, потому что они дерзнули на такие же преступления. А что это именно о них сказано, в том вполне уверится всякий, кто вникнет в это место. Итак, почему (слепорожденный) родился слепым? Да явится, говорит, слава Божия. Вот опять новое недоумение: как будто, без его наказания, нельзя было явиться славе Божией! Но совсем не то и сказано, чтобы нельзя было; конечно, было можно; но да явится (слава Божия) и на нем. Итак, скажешь, он обижен был ради славы Божией? Чем же обижен, скажи мне? Что, если бы Господу было угодно, чтобы он и совсем не родился? Я, с своей стороны, утверждаю, что он получил даже благодеяние от своей слепоты, потому что прозрел внутренними очами. Что пользы в зрении иудеям? Они подверглись только большему наказанию оттого, что остались слепыми при своем зрении. А ему какой вред от слепоты? Чрез нее он прозрел. Таким-то образом, как зло настоящей жизни не есть зло, так и добро не есть добро. Только грех есть зло, а слепота не зло. И Кто привел (слепца) из небытия в бытие, Тот имел власть и оставить его в таком положении. А некоторые говорят, что эта частица ( να – да, чтобы) и указывает здесь не на причину, а на последствие, – точно также, как и в другом месте, где говорится: " на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы " (Иоан.9:39). Не для того, конечно, пришел Христос, чтобы видящие слепы были. Равным образом Павел говорит: " что можно знать о Боге, явно для них, так что они безответны " (Рим.1:19,20), – хотя Господь не для того явил им это, чтобы они лишены были оправдания, а для того, чтобы получили оправдание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Даже Гиезий, неудачный ученик пророка Елисея, наказанный проказой и фактически изгнанный им из пророческой школы, сохранил в стране достаточно высокий авторитет: он был уже после изгнания позван к израильскому царю, который почтительно расспрашивал о его великом учителе. Общение с прокаженным считалось делом неблагочестивым, как общение с человеком нечистым. Царь сам становится в этом общении нечистым. «Царь тогда разговаривая с Гиезием, слугою человека Божия, и сказан: расскажи, мне все замечательное, что сделал, Елисей» ( 4Цар.8:4 ). В Писании, в 1–й книге Царств, отмечаются предшественники этих школ сынов пророческих, так называемые сонмы пророков ( 1Цар.10:5, 10.10, 19.20 ), и их глава – пророк Самуил: «И послан, Саул, слуг взять Давида, и, когда увидели они, сонм пророков пророчествующих и, Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий, сошел, на слуг Саула, и, они стани, пророчествовать» ( 1Цар.19:20 ). Несомненно, что это также своего рода пророческие училища, о которых нам практически ничего не известно, кроме того, что сообщено в названных местах Первой книги Царств. Но этот сонм пророков основывался, скорее всего, на ином духовном опыте и традиции: не на различении духов, а на усвоении экстатического опыта. Подводя итог, отметим, что традиция школ сынов пророческих, зародившись в Израильском царстве, довольно скоро была перенесена и в Иудею. Но исторически она исчерпала себя задолго до падения и Израиля, и Иудеи. Уже пророк Амос с некоторой гордостью и иронией говорит о себе: «И отвечай Амос и, сказан, Амасии: я не пророк и, не сын, пророка; я был пастух и, собирай сикоморы. Но Господь взял, меня от овец и, сказал, мне Господь: Иди, пророчествуй, к народу Моему, Израилю»» ( Ам.7.14–15 ). Иными словами, он дистанцируется от сомнительной, с его точки зрения, чести принадлежать к числу «сынов пророческих». 3.6. Пророки царские Начиная со времен царя Давида, при его дворе появляются пророки для возвещения воли Божьей, а, когда надо, и для обличения. Это пророки Божии Нафан и Гад, чьи роли в судьбе царствования Давида, а затем и Соломона были весьма значительными. Скорее всего, именно они положили начало традиции служения пророков при дворе царя.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Евангелия являются историческими и богословскими документами. Их богословие не может быть отделено от исторических событий, которые в них записаны. Но прежде чем начать собирать данные и ссылки относительно того, где и как используется выражение «третий день» и какое значение ему придается библейской мыслью, мы должны напомнить, что событие Нового Завета, имевшее место «на третий день», принадлежит истории. Совокупность событий страстной недели имеет вполне определенные хронологические очертания. Это выражение появляется в самых ранних Евангельских текстах не для того, чтобы выразить «временное местопребывание» 103 Иисуса в гробнице или продемонстрировать, что душа пребывает в теле в течение трех дней после смерти, но потому что гробница была обнаружена пустой именно на третий день. Обвинение иудейскими властями учеников Иисуса в том, что они украли тело, предполагает, что события действительно случились в той последовательности, которая дается в Новом Завете. Никто из современников даже не утверждал противоположного – что тело все еще пребывало в гробнице, что в действительности «на третий день» ничего не случилось 104 . Выражения «на третий день» и «после третьего дня» постоянно повторяются в Ветхом Завете. Первый и, вероятно, наиболее ясный отрывок, приходящий на ум – это Осия 6:2: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будет жить пред лицем Его» Хотя этот стих никогда не цитировался в книгах Нового Завета, он повлиял на многих раввинистических писателей, веривших, что воскресение мертвых последует за концом мира и что произойдет это на третий день после него. Предполагалось, что в трех пророчествах о страдании ( Мк.8:31, 9:31, 10:33–34 ) Иисус имел в виду этот стих из Осии. В этом стихе говорится о восстановлении Израиля; Иисус указывает, что появление нового народа Божия произойдет от Его смерти и воскресения ( Ин.12:20 и слл). Выражение «на третий день» мы находим также в рассказе о принесении в жертву Исаака ( Быт.22 ). На «третий день» после приказа Аврааму принести в жертву сына, Бог посылает заместительную жертву ( Быт.22:4 ). Это день освобождения, избавления Исаака. Фразу «три дня» мы встречаем и в книге Иисуса Навина: «Через три дня», – после того как Иисус и его народ достигли реки Иордан, – «пошли надзиратели по стану, и дали народу повеление, говоря: “когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников наших и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним”» ( Нав. 3:2–3 ). И в тот день, после трех дней, проведенных на берегу, народ Израильский пересек реку и вошел в землю обетованную. Другие ссылки на три дня можно найти, к примеру, в Ион. 2:1 и в 4Цар.20:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в предстательстве святых угодников Божьих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лук.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши и потому с тем большей готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лук.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвой к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой… вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих… И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего ( Дан. 3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34–36 ; 3Цар.15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть, впрочем, мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Итак, если молитвенное предстательство Ангелов за людей есть несомненная истина, то тем менее оснований сомневаться в таком предстательстве святых угодников Божиих, от земли перешедших в мир загробный и сподобившихся равноангельского ( Лк.20:36 ) общения с Богом. Они были подобострастны нам, понесли на себе все немощи естества нашего, знают нужды наши, и потому с тем большею готовностью могут ходатайствовать о нас пред Богом. Если приточный богач, сам отверженный Богом, молит однако о спасении своих земных братий ( Лк.16:27–28 ), то не в гораздо ли большей степени это попечение о спасении ближних должно быть присуще святым, при их чистейшей любви —310— к присным по вере и при их ревности о славе имени Божия? Так, действительно, веровала Церковь во все времена и не переставала обращаться с молитвою к отшедшим святым в том убеждении, что по своей любви к людям они всегда готовы услышать их молитву, а по своей близости и угодности Богу сильны ходатайствовать пред Ним. В ветхом завете было слишком употребительно молитвенное обращение к Богу именем праотцов – Авраама, Исаака, Иакова и др. Так, Моисей молится за народ свой, взывая к Богу: «отврати пламенный гнев Твой.... вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих.... И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» ( Исх.32:12–14 ). Три отрока в пещи вавилонской молят Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан.3:35 ). Сам Господь, ниспосылая различные благодеяния Свои потомкам святых патриархов, не раз свидетельствует, что делает это ради благоугодивших Ему праотцов (см. напр. 3Цар.11:34:36; 15:4–5 ; 4Цар.20:6 и др.). Что значит это «ради», как не особое благоволение Божие к праведникам, коих посредство и ходатайство сильно низвести милость Божию и на таких их ближних, которые сами не заслуживали бы того? Есть впрочем мера человеческой греховности, далее которой и предстательства святых не могут иметь силы. Чрез пророка Иеремию говорит Господь, прогневанный преступлениями народа Своего: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лк.10:30 . Отвещáв же Иисýс речé: человек некий схождáше от Иерусалима во иерихóн, и в разбóйники впадé, иже совлéкше егó, и язвы возлóжше отидóша, остáвльше едвá жива сýща. (На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.) На вопрос законника: Кто мой ближний? Иисус Христос предложил притчу, – подобие, иносказание (о притчах чит. в объяснении 36 ст. 5 гл.) о милосердом самарянине, причем сам законник решает свой вопрос. Притчу эту передает только один еванг. Лука. Человек некий – из евреев. Из Иерусалима во Иерихон. Иерусалим, это – главный город и столица Иудеи, в южной части Палестины. В нем находился храм, где отправлялось богослужение и приносились жертвы. Постоянных жителей в Иерусалиме, около времени жизни Христовой, считалось до 120,000. На время праздника Пасхи, сходилось в нем до 2,000,000 душ мужеского пола. Иерихон, это – во времена Христовы был большой иудейский город, в 20 верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от реки Иордана. Иерихон был тот город, недалеко от которого евреи чудесно перешли Иордан, вступая в землю Обетованную ( Нав.3:16 ); Иерихон первым тоже чудесно был взят еврееями при завоевании сей земли ( Нав.6:20 ); в Иерихоне были пророческие училища ( 4Цар.2:5 ). От Иерусалима к Иерихону лежала так называемая пустыня Иерихонская – место дикое, гористое и лесистое; тут водилось много диких зверей и имели притон разбойники. Для правдоподобия притчи, Господь и берет это, всем известное, разбойническое место. Лк.10:31 . По слýчаю же свящéнник некий схождáше путéм тем, и видев егó, мимоиде. Лк.10:32 . Тáкожде же и левит, быв на тóм месте, пришéд и видев, мимоиде. (По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.) Священник и левит. Священники и левиты служили при храме, происходили из колена Левиина, которое все назначено было для служения при храме. Они жили в разных городах, которые находились в участках 11-ти колен народа еврейского и назывались священническими; поочередно приходили в Иерусалим, в храм, для служения (см. объясн. 4 ст. 1 гл.) и потом, по окончании очереди, возвращались по домам. Обязанностями священников было приносить жертвы, воскурять фимиам, совершать утренние и вечерние молитвы, благословлять народ и вообще исправлять религиозные требы при храме; обязанности же левитов состояли в том, чтобы помогать священникам при священнодействиях, приготовлять предметы, нужные для богослужения, как-то: масло, ладан, вино и пр., охранять храм с его принадлежностями и управлять храмовою священною музыкою. Священнику и левиту, как служителям религии, естественнее, чем другим – мирским людям, исполнять обязанности любви к ближнему, – напр., обратить свое внимание на несчастного, пострадавшего от разбойников; но они только посмотрели на него и – прошли мимо. (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Нав.11:20 ), то ими обозначается только та мысль, что то же самое ожесточение сердца употребляется Господом и как наказание для человека ожесточенного. Справедливость такого толкования может быть подтверждена примером Хананеев. Народы Ханаана уже во времена Авраама заслуживали наказания Божия; но так как мера беззакония их еще не исполнилась тогда ( Быт.15:16 ), то, при занятии евреями земли Ханаанской, когда время наказания наступило, Господь и попускает ожесточению сердца их выразиться в борьбе с иудеями, чтобы быть при этом окончательно истребленными ( Нав.11:20 ). Насколько различны проявления состояния греховности, настолько же различны, по ветхозаветному учению, и проявления праведности. Наиболее существенными свойствами сей последней признается в нем: хождение пред Богом или постоянное представление о Его вездеприсутствии, что видим в лице Еноха ( Быт.5:24 ), праведность или благоугождение Богу своею жизнью, что видим в лице праведного Ноя ( Быт.7:1 ), вера в Бога и послушание Ему, что видим в лице Авраама ( Быт.15:6 ), уважение к родителям, что видим в лице Сима ( Быт.9:26 ), обещание самопожертвования за жизнь брата, что видим в Иуде, сыне Иакова ( Быт.43:9 ) и ревность к славе Божией, что видим в прославлении Пророка Божия Илии ( 4Цар.2:11 ). Ни одна впрочем из выставляемых Ветхим Заветом праведных личностей не изображается им безусловно праведною. Сам Пророк Божий Моисей, о котором замечено, что его знал Господь лицом к лицу и что такого, как он, не было более у Израиля ( Втор.34:10 ), не был свободен от некоторого недоверия словам Господа. §40. Смерть и бессмертие 358 Смерть, по учению ветхозаветному, есть явление ненормальное. Она есть следствие греха. От древа познания добра и зла, говорит Господь, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Что эта, изреченная Господом, угроза и приведена была, потом, в исполнение, на это указывают следующие слова Божественного приговора: В поте лица твоего будешь есть хлеб, изрекает Господь Адаму, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Понятно, что эти сборщики-мытари, взявшись за дело сбора из-за расчётов, притесняли народ, взимая с него, под разными предлогами, более, чем сколько следовало. За это народ страшным образом ненавидел мытарей, и потому имя мытарь сделалось в понятиях народных то же, что грешник, беззаконник (чит. ниже 15 ст.) „Ремесло мытарей, пишет св. Златоуст, было хищением под видом закона. Но Тот, Кто не возгнушался блудницы и не возбранил ей облобызать и омочить слезами ноги Его, не устыдился и мытаря, ибо Он пришел уврачевать не только тело его, но и душу от зла“. Впрочем, не должно думать, что все мытари были такими бессовестными, корыстолюбивыми и отчаянными грешниками, какими считали их Иудеи; напротив, многие из них заботились о спасении души, ожидали явления Христа, ходили в пустыню слушать проповедь Иоанна Крестителя и принимали от него крещение во славу Божию. Может быть, и Матфей был одним из таких мытарей; может быть, он уже имел случай видеть чудеса Христовы, слышать Его учение, и был готов бросить для Него свое грешное ремесло. Сердцеведец знал, что сей мытарь будет Его избранным сосудом, и потому обратился к нему со Своим милостивым воззванием: следуй за Мною. Следуй за Мной (гряди по Мне), т. е. будь Моим учеником. Следовать за кем, значит быть учеником того, принять учение его ( 4Цар.6:19 ). Он, встав, последовал за Ним (в след Его иде). Такова сила слова Господня и такова вера Матфея в Иисуса Христа, что, по одному слову Господа, сборщик податей, человек зажиточный, Матфей тотчас, как прибавляет еванг. Лука ( Лк.5:28 ), оставил все и последовал за Иисусом Христом, Который не имел, где подклонить голову ( Мф.8:20 ). Тоже было и с апостолами: Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном (чит. 1 гл. 18–20 ст.). Мк.2:15 . И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и мытари и грешники; ибо много их было, и они следовали за Ним. Возлежащу Ему (когда возлежал Иисус), т. е, сидел за столом. У Иудеев, подобно как и у других восточных народов, не сидели, а на коврах лежали вокруг низкого стола с кушаньями, облокотясь левой рукой на разложенные подушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

ОТ СОТВОРЕНИЯ (СОЗДАНИЯ) МИРА С самого начала существования мира и человечества; отсылка к исходной точке мировой истории. Говорится о чем-либо изначально существовавшем и продолжающем существовать и служит указанием на протяженность во времени и стабильность какого-либо явления. Два взаимодополняющих повествования о сотворении мира составляют содержание 1й и 2й глав книги Бытия. Священное Предание рисует картину творения мира из первобытного хаоса («земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною…» — Быт.1:2 ) в течение шести дней (так называемый Шестоднев). В первый день был создан свет и отделен от тьмы: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт.1:5 ). Во второй день была создана твердь среди воды, отделившая воду, «которая под твердью, от воды, которая над твердью И назвал Бог твердь небом» ( Быт.1:7-8 ). В третий день вода, которая под небом, была собрана в одно место и образована суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт.1:10 ). В этот же день был создан и весь растительный мир. В четвертый день были созданы «светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ) и звезды. В пятый день — пресмыкающиеся, рыбы, птицы. В шестой день Бог создал скотов, гадов, зверей земных и увенчал Свое творение созданием человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт.2:2 ). Более раннее по происхождению повествование добавляет к событиям Шестоднева рассказ о сотворении человека из праха земного, создании полевых животных и небесных птиц, насаждении сада в Эдеме и создании женщины из ребра мужчины. Прославление Господа как Создателя и Творца мира проходит через все библейские книги, первенство же принадлежит Псалтири (евр. название — «Книга Хвалений»). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их; Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. …Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» ( Пс.32:6–9 ). Ср.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:1–4 , см. также 4Цар.19:15 ; 1Пар.16:26 ; Иов.9:9 ; Пс.88:12, 103, 135:3–9, 148:1–6 ; Притч.3:19–20 ; Прем.13:3–5 ; Ис.40:22–28 ,

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

А Книга Судей природу правды полагает в том, что она может посрамлять словом; по-русски: никто не имел власти, по-славянски: не было посрамляющего словом ( Суд.18:7 ). Стыдиться наказания и слова — таково отношение ко всякой власти семейной (Ев.12:9), как и Книга Чисел говорит о власти отца усрамить дочь ( Числ.12:14 ), ко всякой власти общественной, гражданской ( Суд.18:7 ) и духовной. От слова пророка Елисея Азаил дошел до посрамления и смятения ( 4Цар.8:11 ). Поэтому осуждаются те, кто не устыдились слов пророка Иеремии (2Ез.1:47). Апостол говорит о духовной власти, как не знающей стыда при наказании, т. е. при посрамлении ( 2Кор.10:6 ). И то же говорит Иисус сын Сирахов о судье, который не должен заслужить стыда при защите правды ( Сир.7:6 ). Стыд относится к власти человеческой и божественной. «Меня ли не боитесь и не стыдитесь» Творца и Вседержителя, [повеление] Которого не могут переступить волны моря ( Иер.5:22 ). И Евангелие под образом стыда перед сыном царя говорит о стыде перед Сыном Божиим ( Мф.21:37 ; Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Далее Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред собранием и народом ( Сир.41:22 и 42:11), как и Иов говорит о стыде пред народным множеством ( Иов. 31:34 ). И наконец, Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред товарищем, и другом, и соседом ( Сир.41:24 ). И все, что Господь делает для наказания стыдом и избавления от стыда, связано с правдой Божией. И только при познании этой карающей и наказанием спасающей правды возможен покаянный стыд. Иеремия говорит: «Иерусалим сделался мерзостью», т. е. сделался предметом стыда. «праведен в этом наказании Господь, ибо я был непокорен Слову Его» (Плач Иер.1:17–18 ). Те, которые не были покорны, т. е. не имели стыда перед словом правды Его, наказаны стыдом перед врагами, и этим наказанием приводятся к стыду перед правдой Божией. И еще говорит Исаия: «Когда судьбы Божии совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде», и это названо далее стыдом грешника в наказании «Увидят ненавидящие народ Твой высокую руку Твою и устыдятся» ( Ис.26:9–11 ), т. е. посрамление неправды правдой Божией есть путь к торжеству правды на земле. Отсюда и Псалмопевец прославляет правду Божию, когда постыдятся злые и гордые ( Пс.34:26–28 ) и когда «постыдятся и посрамятся ищущие зла мне» (70:24), когда те, которые радовались несчастию праведника, устыдятся, видя, что возрадуется праведник, желающий правды рабу Божию ( Пс.34:26–27 ). И еще: «Когда Я помогу тебе и поддержу тебя десницей правды, тогда будут в стыде и посрамлены все раздраженные против тебя» ( Ис.41:10–11 ). И то же в псалме: «Ненавидящие меня устыдятся, потому что Ты, Господи, помог и утешил меня» (85:17), и третий пророк говорит: Когда «Господь выведет меня на свет, увижу правду Его. Увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» ( Мих.7:9–10 ) 85 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010