Православный ответ: У Лк.18:15–16 ничего подобного не сказано, но утверждает лишь Спаситель, что «таковых», т.е. незлобивых и пр., есть Царствие Божие. Если же считать, что «дети, умершие без крещения, будут в Царствии», тогда и взрослые без крещения достигнут Царствия, потому что сказано: «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него»: если дети без крещения в Царствии, то и взрослые. Но ни того, ни другого не будет, но поскольку все во грехах ( Пс.50:7 ), постольку нужно всем очищение в крещении ( Деян.2:38 ): кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Неужели же дети-младенцы лишены обетования крещения и прощения грехов? Нет! – Можно ли хоть кому либо не креститься? Нельзя; да крестится каждый из вас ( Деян.2:38 ). Неужели Господь детей не призывает? Прежде призывал для благодати Своего благословения, а ныне, чрез Апостола, для благодати крещения. Сектанты говорят: Деян.2:39 : в словах: это «обетование принадлежат вам и детям вашим – речь не о младенцах, а о детях, как потомках. Сравни места: Деян.2:39 ; Деян.13:32 ; 1Пет.3:6 ; 4Цар.17:41 («Бапт.», 9, 14 стр.). Православный ответ: Тексты приводимые сектантами против крещения детей не доказательны: Деян.13:32 : неужели обетование воскресения не касается наших малюток и они не будут воскрешены? Несомненно их воскресит Господь. 1Пет.3:6 : взрослые называются детьми своих родителей. Не значит ли, что дети-младенцы лишаются возможности называться детьми и посему лишатся благодати прощения грехов. Несомненно, младенцы очищаются от грехов в крещении. 4Цар.17:41 : Здесь взрослые названы тоже детьми, но это не лишает детей-младенцев благодати крещения. Сектанты говорят: хотя Православие и утверждает, что «крестить детей нужно, потому что в Ветхом Завете обрезывали детей, а обрезание заменилось крещением, однако обрезание прообразовало не крещение, а духовное обрезание в сердце, обрезание от грехов («Бапт.», 9, Православный ответ: Сектанты мудрствуют лукаво, желая извратить Писание. «Обрезание от грехов» и есть крещение, как сказано: «да крестится каждый из вас для прощения грехов» ( Деян.2:38 ) и что это так, читаем: во Христе «вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с ним в крещении». Значит, грехи обрезываются в крещении, заменившем обрезание, а последнее совершалось над младенцами. Значит, и крещение возможно над младенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев и преклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд ( Oc.V, 1 ). Вы захватили опять власть только для того, чтобы соблазнять народ; по ту и по эту сторону Иордана (Массифа и Фавор) вы были для него западнею, а не держались на страже, чтобы предуведомить его об опасности ( Ис.52:8; 62:6 ; Иер.6:17 ; Иез.3:17 ), и вы пользуетесь вашим общественным возвышением, чтобы уловить его в ваши сети (VI, 9). Они продолжают как в прошедшее время нагромождать жертвы на жертвы и преступления на преступления. Но я, я – научение для всех них, я накажу всех их (V, 1), и, если возможно, приведу их к добру моими наказаниями (V, 15; VI, 1 и след). Они не обманут меня своим наружным благочестием (V, 2, 6); Ефрема я знаю, и Израиль не сокрыт от меня (V, 3); Ефрем почитал ложным богов, и Израиль увлек в свое заблуждение девять других колен, которые осквернились одинаково с ним. Не смотря на обличения пророков и на несчастия, поразившие уже Израильтян, они идут путем жизни, который не допускает их обратиться к Богу своему: ибо дух блуда внутри их, и Господа они не познали (V, 4). И вместо смирения, они еще поднимают голову; их гордость, изображаясь на лице их, свидетельствует против них. И Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними (V, 5). Тогда в своем бедствии они обратятся к Превечному; с своими жертвами, с овцами своими и волами своими пойдут искать Господа и не найдут его; Он удалился от них. Господу они изменили (V, 6:7); народ предался почитанию ложных богов, потому что рождает Богу чужих детей (V, 7). Ныне новый месяц поест их с их имуществом (V, 7). Это пророчество исполнилось при нашествии Фула, которое отвратил Менаим, уплатив ему тысячу талантов серебра ( 4Цар.15:19 ); еще при нашествии Феглафелассара, при Факии ( 4Цар.16:5–7 ) и Салманассаре. «Вот враг наступает, он прошел вся землю Ефрема, он уже коснулся границ Вениамина, Гива, город Саула, и Рама, город Самуила, охвачены ужасом; древний Вефиль, теперь оскверненный, находится в тоске. Падение Ефрема будет полною гибелью, совершенным опустошением; тогда я докажу, что делаю то, что говорю, и что слова мои верны (V, 1–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1, 1)? Он предсказывал осуждение и наказание сирийцам, финикиянам, аммонитянам, моавитянам, Иудеям за их преступления, причем эти преступления состояли между прочим в том, что они несправедливо, жестоко и унизительным образом поступали по отношению к своим соседям. Не за одну жестокость к Израилю бичует слово пророка, нет, оно порицает, например, моавитян за то, что они пережгли кости царя эдомскаго в известь (2, 1). В последней главе (9, 2) пророческой книги читаем: «не таковы ли как сыны Эфиоплян и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян из Кафтора и Арамлян из Еира?». Божественное провидение управляет всеми народами, о всех печется, всем благодетельствует и равно всех наказывает за преступления. Немного позже Амоса пророчествовал Осия. В речах этого пророка некоторые готовы видеть порицание культуре и израильтянам за то, что они ее заимствовали у хананеян. Но не культуру бичевал пророк, а ее темные стороны: не весы, а неверные весы («Хананеянин с неверными весами любит обижать». Осии 12, 7 ). Не к узко националистическому культу призывал пророк, а к нравственной чистоте. «Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (6, 6), говорит Бог устами пророка. Израилю раскрывается, что его спасение не в союзниках и не в коварных, замыслах, а в его нравственной силе. Если у Израиля нет таковой, его судьба будет печальная и он будет посмеянием даже в земле египетской (7, 16). Осия призывал к нравственному покаянию израильтян, но его современник Иона ( Осии 1, 1 срав. 4Цар. 14, 25 , Ион. 1, 1 ) получил повеление обратиться с таким призывом к врагам израильтян ассириянам. Есть Иудейское предание, что Иона был тем ребенком, которого некогда Илия воскресил у вдовы сарептской. Это предание не согласуется с библейским текстом ( 4Цар. 14, 25 ) и, думаем, не может быть поддерживаемо, но оно, во всяком случае, много разумнее и лучше тех предположений, которые делаются рационалистами относительно этого пророка и книги носящей его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

4Цар.16:18 .  И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского. И все же малодушный Ахаз, со своим неверием в силу Иеговы и со своей преданностью идолослужению, счел своим долгом идти к ассирийскому царю лично благодарить его за помощь, засвидетельствовать ему свое верноподданство и заручиться его благорасположением (конечно, с принесением новых богатых подарков на будущее время). Это путешествие Ахаза в Дамаск, где имел временное пребывание царь ассирийский, независимо от крайней унизительности для самостоятельного дотоле Иудейского царства, имело последствием не только просто культурные позаимствования у иноземцев – вроде, напр. солнечных часов или «ступеней Ахазовых» ( 4Цар.20:9–11 ; Ис.38:8 ) – механизма, основанного во всяком случае на астрономических вычислениях Ассиро-Вавилонии и перенесенного Ахазом, может быть, из Дамаска в свой Иерусалимский дворец, Ахаз с особенным пристрастием занялся заимствованиями элементов религиозного культа победоносных язычников – сирийцев и ассириян. Прежде всего, в самом Дамаске «приносил он жертвы богам Дамасским, (думая, что) они поражали его, и говорил: боги царей сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю» ( 2Пар.28:23 ). Не довольствуясь этим личным вероотступничеством (напоминающим поступок Амасии, 2Пар.25:14 ), Ахаз решил в самое общественное богослужение Иерусалимского храма перенести элементы сирийского, точнее ассирийского языческого культа. Пленившись устройством увиденного им в Дамаске языческого жертвенника (был ли это походный подвижной жертвенник Тиглат-Пилезера, как думает историк Duncker [Geschichte des Alterthums. Bd. II, 2. Leipzig, 1886. S. 318; ср. Kittel, Die Bucher der Konige, s. 270], или же главный жертвенник Дамаска и умерщвленного только что царя его Рецина, как полагает Штаде [Stade, Geschichte des Volkes Israel, 1, s. 598], в тексте библейском не сказано; в пользу предположения Штаде говорит приведенное место ( 2Пар.28:23 )) и найдя его лучшим жертвенника всесожжений в Иерусалимском храме, Ахаз посылает в Иерусалим, первосвященнику Урии (вероятно, тождественному с упомянутым у пророка Исаии ( Ис.8:2 )) чертеж и модель Дамасского жертвенника с приказанием построить точно по данному масштабу новый жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5. Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его, и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Эмаф, где он произнес суд над ним. 6. И изб црь сны в Ревла пред очима ег, и вс велможы поб црь 6. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский. 7. И очы изтъ, и кова его пты, и вед его в Вавлнъ. 7. А Седекии выколол глаза, и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон. Схваченный халдеями, окружавшими город сплошным кольцем, Седекия отправлен был к Навуходоносору, находившемуся в то время в Ривле ( Ревлаъ=вульг. Reblatha, также как в 4Цар. 25:6, 20 по греко-слав. переводу; ср. слав.-греч. перевод Иер. 52:9, 10 ), сирийском городе на берегу реки Оронта. Немного севернее Ривлы, на той же реке, лежащий город Гёмс служит ныне соединительным узлом дорог, ведущих к востоку на Ефрат, к западу в Финикию и к югу в Дамаск и далее. Если значение Гёмса, в первый раз под именем Емеса упоминаемого Птоломеем (во II в. по Р. Хр.), во время Иеремии принадлежало Ривле: то Навуходоносор, также как раньше Фараон Нехао, избрал для своей квартиры Ривлу, чтобы отсюда иметь наилучшее наблюдение и за Сирией, недавно только перешедшей в его власть, и за Финикией, на которую он несомненно имел также виды. Под Иерусалимом царь вавилонский не находился лично (ср. Иер. 32:2, 37:5, 8 ). И глагола к нем с сдомъ, см. Иер. 1:16 . Жестокое наказание, постигшее Седекию, было в обычаях восточных деспотов. Навуходоносор наказывал в лице Седекии своего возмутившегося вассала: Седекия посажен был на иерусалимский престол вавилонским царем ( 4Цар. 24:17 ; Иер. 37:1 ). Но мера наказания Седекии была меньше сравнительно с казнию, постигшею его сыновей и вельмож. Последние, как видно из главы Иер. 38 , были главными виновниками возмущения Иудеи против Вавилона, между тем как сам Седекия изъявлял преданность Навуходоносору (ср. толков. Иер. 29:1–3 ). В лице же детей Седекии царь вавилонский казнил принцев крови, с жизнию которых народ мог соединять надежды на возстановление своей государственной независимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

6. Покаяние – корень благочестия. Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему. Укажу на пример: народ некогда согрешил, покаялся и пролил слезы; Бог говорит: «Слышу Ефрема плачущего: Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой» ( Иер.31:18 ). И что говорит ему Бог ? «Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? Не любимое ли дитя? Ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь» ( Иер.31:20 ). Никто пусть не устрашает тебя: ни молва, ни тьма варварская, ни густая туча; хотя бы неприятели были и бесчисленны по своему множеству, наш Защитник крепче. Если при виде множества ты робеешь, то пророк Елисей говорит тебе: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» ( 4Цар.6:16 ). Там множество варваров, а здесь отряд Ангелов. За благочестивых людей сражаются: ангельское войско, сонм пророков, сила апостолов, предстательство мучеников. Не подумай, что мученики только за нас предстательствуют; напротив, и Ангелы, когда постигают нас бедствия, умоляют за нас Бога, – и не только умоляют, но и получают ответ от Благодетеля. Пророк Захария говорит: «И сказал мне Ангел, говоривший со мною» ( Зах.1:9 ). Вот молитва Ангела: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет» ( Зах.1:12 )? Что же? Отверг ли Бог предстательство Ангела? Совсем нет; но что же ему ответил? «Тогда в ответ Ангелу, – говорит Захария, – говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:13 ). Умолим Владыку Ангелов, и Он пошлет одного Ангела, который и рассеет все войско врагов. Мне понравилась и картина, сделанная из воска и исполненная благочестия. Я видел на изображении Ангела, прогоняющего тьмы варваров, видел попираемые варварские племена и Давида, который истинно восклицал: «Господи, уничтожь образ их в городе Твоем» ( Пс.72:20 ). Пусть и в отношении нас скажет теперь блаженный Давид: «Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их» ( Пс.34:6 ), то есть, наших врагов. Бог умеет доставлять разные случаи к истреблению врагов. Многочисленно было войско Сеннахирима, царя ассирийского, и, однако, один посланный Ангел истребил 185 тысяч ( 4Цар.19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 13 История пророка из Иудеи, предсказавшего разрушение Вефильского жертвенника и всего культа тельцов. 3Цар.13:1 .  И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы «и был даже доволен тем, что его Бог , Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему» (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим ( 2Пар.11:13–14 ). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В ( 3Цар.14:1–16 ) содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Ахии, который некогда ( 3Цар.11:29–39 ) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего «человека Божия» – пророка из Иудеи 11 . Иосиф Флавий (Иуд. Древн. VIII, 8, 5) называет его Иадоном ( ´Ιδων), видимо, отождествляя с Иеддо ( 2Пар.9:29 ), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии ( 2Пар.13:22 ). 3Цар.13:2 .  И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. «Жертвенник, жертвенник» – метонимия вместо всего культа, об уничтожении которого предсказывает пророк. Пророчество это, в котором назван по имени и исполнитель его – царь Иосия ( 4Цар.22:1 ), сбылось в точности спустя 300 с лишком лет ( 4Цар.23:14–18 ). Впрочем, имя Иосии иные понимают в нарицательном смысле: «помогаемый Иеговою» (Кейль), и весь рассказ XIII гл. понимают как позднейшую обработку народного предания, после времен Иосии (Ewald. Geschichte III, s. 476–480).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Земля или территория царств Сирийского и Израильского будет оставлена ее царями. Это пророчество могло исполниться в том обстоятельстве, которое описано в 4 кн. Царств ( 4Цар.15:29 ; 4Цар.16:9 ): Тиглат-Пилезер, царь ассирийский, в 733–732 г. умертвил Рецина, царя сирийского, и в то же приблизительно время овладел северною половиною Израильского царства. 14 Ис.7:17–25 . За временным облегчением для Иудеи наступят, однако, еще более тяжелые времена. Господь пошлет на иудеев войска египетские и ассирийские, которые уничтожат все плоды земные в области Иудейского государства. Земля зарастет репейником, а жители ее в громадном большинстве своем будут отведены в плен. Ис.7:17 . Но наведет Го­с­по­дь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие не при­ходили со време­ни отпаде­ния Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского. «На тебя». При Ахазе царь ассирийский еще не занимал территории Иудейского государства, но зато Ахаз вступил в вассальные отношения к этому царю. Это обстоятельство лишило Иудейское царство независимости и имело не менее печальные последствия, чем отпадение 10-ти колен израильских при Ровоаме. Ис.7:18 . И будет в тот день: даст знак Го­с­по­дь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, – «Мухе». Египтяне названы мухами с реки Египетской потому, что в Египте после наводнений, производимых Нилом, чрезвычайно размножаются мухи. Пророк хотел указать на многочисленность египетских полчищ и на настойчивость египтян, с которою они будут добиваться овладеть Палестиной (поговорка: назойлив, как муха). «Пчеле». Ассирийцы называются пчелами, потому что в их стране было много пчел и потому, что ассирийцы наносили своим врагам тяжкие поранения, были особенно злы и неукротимы в гневе, как раздраженные пчелы. Ис.7:19 . и при­летят и усядут­ся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам. Впрочем, о мухах и пчелах пророк говорит пока только то, что они усядутся по земле иудейской, т. е. займут ее, быть может, для того даже, чтобы защищать ее от соперников своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо без откровения Божия ни одна тварь не может видеть то, что [сокрыто] в сердцах человеческих. Но чтобы ты удостоверился в этом из Писаний, послушай, что пророк Самуил говорит Саулу: Иди и возвещу ти вся, яже в сердце твоем. И о ослятех твоих, заблудивших днесь третий день, не помышляй в сердце своем о них, ибо обретошася (см. 1Цар.9,19-20). Прочитай также, что сказано Господом Самуилу о сынах Иессея (1Цар.16:6-12), дабы ты знал, что, когда Господь открывает [тайны] рабам Своим, они видят [их], а когда не открывает, то они зрят только то, что не переступает пределы человеческие. Если ты прочитаешь всю книгу повествований о царях, то услышишь также, как пророк Елисей сказал служителю своему о благочестивой женщине: Душа ея болезненна в ней, и Господь укры от мене и не возвести мне (4Цар.4:27), хотя Господь и открыл ему много сердец [человеческих]. И особенно [это наглядно проявляется] из слов того же пророка своему служителю: " Откуду (пришел еси) Гиезие? И рече Гиезий: не исходил раб твой никаможе. И рече к нему Елиссей: не ходило ли сердце мое с тобою, и видех, егда возвращашеся муж с колесницы своей в сретение тебе? И ныне взял еси сребро, и ризы взял еси, да купиши за них вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки и отроковицы. И проказа Нееманова да прильпнет к тебе и к семени твоему во веки " (4Цар.5:25-27). И в Притчах Соломона написано: Разумне разумевай души стада твоих, и да приставиши око твое ко твоим стадам (Притч.27:23). И еще: Разумевает праведный сердца нечестивых и уничтожает нечестивыя в злых (Притч.21:12). Также в Деяниях Апостолов написано: " В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить " (Деян.14:8-10). Ведь веру возможно видеть только в сердце, а не на лице и не телесным образом Также и [Апостол] Петр, видя зло Симона Волхва не на телесном лице, а в сердце его, сказал ему: Вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:23) " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

Исх.34:6 ). Почувствовав присутствие Божие в веянии тихого ветра, пророк Илия вышел из пещеры, в которой он был во время потрясающих явлений природы, и в благоговейном трепете пред Неприступным Богом закрыл плащом (милотью, LXX: ν τ μιλωτ; Vulg.: pallio; евр. аддерет) лицо, как Моисей при бывших ему на Хориве же богоявлениях ( Исх.3:6,33:20,22 ; ср. Ис.6:2 ). 3Цар.19:15 .  И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 3Цар.19:16 .  а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 3Цар.19:17 .  кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 3Цар.19:18 .  Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. Если в ст. 11–12 заключается символический ответ на слова пророка (ст. 10, 14), то теперь дается другой ответ Божий на то же недоумение пророка – повеление Божие ему – «помазать»: Азаила – царем над Сирией, Ииуя – царем над Израилем и Елисея – преемником Илии в пророческом служении (ст. 15). Эти три столь различные деятеля объединяются здесь, как имеющие служить выполнению воли Божией планов Божиих об Израиле в частности: Азаил, царь сирийский, впоследствии сделался бичом гнева Божия на Израиля и постоянно теснил его извне ( 4Цар.8:12,29,10:32,13:3,7 ); Ииуй совершил трудные внутренние потрясения в Израильском царстве: он уничтожил дом Ахава и культ Ваала, им введенный ( 4Цар.9:24,33,10:1–28 ); пророк Елисей явился прямым продолжателем дела пророка Илии: борьбы против язычества в Израиле, и был орудием научающего и наказующего действия Божия, – конечно, не через вещественный меч, как первые два (ст. 17), а через меч пророческого слова ( Ис.49:2 ) и всей пророческой его деятельности. Пророк Илия самолично выполнил лишь третье повеление Божие – о поставлении Елисея в преемники себе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010