(Гл. IV). 17) Человек не может соблюсти закона Божия, а, следовательно, не имеет в себе силы творить дела добрые, необходимые для спасения; поэтому лучше надеяться на одну веру, а не на дела. Этому протестантскому мнению «Камень веры» противопоставляет православный догмат: «всяк человек праведный в житии сем, не своими силами, но Божиею благодатию укрепляемый, может сохранити закон десятословия» (976 б ). В доказательство этого догмата приводятся: 1) свидетельства св. Писания Ветхого и Нового Заветов: Исх.20:6 ; Втор.30:11–15, 10:12–13, 11:1 ; Нав.23:6, 11 ; 3Цар.14:8, 15:5 ; 4Цар.22:2, 23:3, 25 ; 2Пар.15:15 ; Нав.11:15 ; Пс.98:7, 118:10–11, 31–32 ; Иез.36:26–27 ; Быт.6:9, 17:1 ; Мф.11:29, 19:17, 21, 5:48 ; Лк.1:6 ; Рим.2:13 ; Ин.14:15, 21, 23–24, 17:6, 15:15, 14 ; Деян.13:22 ; 1Ин.2:5, 5:3 ; Флп.4:13 . В них (свидетельствах) содержатся многочисленные повеления и настоятельные увещания к соблюдению божественных заповедей: указываются примеры исполнения их в том и другом завете, причем хранение заповедей ставится условием спасения со стороны человека и залогом любви христианской (976 а –978 б ). 2) Учение св. отцев церкви. В своих творениях они указывали а) на факт осуществления в жизни некоторых избранников Божиих подвигов высшего нравственного совершенства, не обязательных для всех христиан; б) не в свойстве божественных заповедей, а в неподвижности нашей воли к добру видели главнейшее препятствие к осуществлению заповедей и в) указывали на высочайшие свойства – правосудие и любовь Божию, с которыми не согласно дарование нам со стороны Бога заповедей, исполнение которых превышало бы человеческие силы (979 а –981 б ), и 3) соображения от разума, а) Если человек может исполнить больше, чем требуют от него заповеди Божии ( Мф.19:20–21 ), то, конечно, в силах соблюсти и последние (981 а –982 а ); б) если бы невозможно было сохранить закона Божия, то он не был бы для нас обязательным, так как нельзя требовать от человека того, что он не в силах выполнить; в) Бог был бы «всех мучителей лютейший», если бы повелевал нам невозможное; г) в молитве Господней Христос научил нас просить у Бога помощи к исполнению воли Божией и заповедей, что было бы напрасно и излишне при невозможности их исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Что касается , то для нас важно решить вопрос о возможности для него быть в состоянии сопряжения с именем, обозначающим объект возвещения. Обращаясь к евр. Библии, находим, что в ед. ч. в st. constr. только в Мал.3:1 соединяется с , да в Ис.63:9 с , а в остальных (67) случаях – то с , то с . Во мн. ч. встречается гораздо реже (12 раз), при чем 3 раза с и 9 раз с другими именами: ( Суд.11:13 ), ( 1Цар.19:20 ), ( 1Цар.25:42 ), ( 4Цар.1:3 ), (ψ.77:49), ( Притч.16:14 ), ( Ис.14:32 ), ( Ис.33:7 ) и ( 3Цар.20:9 ). Из последних случаев только в двух, – Притч.16:14 и Ис.33:7 , – слова и могут выражать объект возвещения. 1723 Слово в качестве nomen rectum употребляется в следующих местах ветхозаветного текста и в следующих формах и сочетаниях. а) В форме в сочетаниях: 1, ==«знак завета» ( Быт.9:13, 12, 17; 17:11 ); – 2, ==«союзники Авраамовы»==букв. «Господа союза Авраамова» ( Быт.14:13 ); – 3, ==«соль завета» ( Лев.2:13 ) 1724 ; – 4, ==«отмщение завета» ( Лев.26:25 ); – 5, наиболее частое сочетание – ==«ковчег завета Иеговы» или ==«ковч. з. Божия» 1725 ( Чис.10:33 ; Втор.10:8; 31:10, 25, 26 ; Нав.3:3, 17; 4:7, 18; 6:8; 7:15; 8:33; 23:16 ; Суд.20:27 1Цар.4:3, 4 [+], 5; 2Цар.15:24 3Цар.3:15; 5:26; 6:19; 8:6 ; 1Пар.11:8; 15:26, 28, 29; 16:6 37; 17:1; 22:19; 28:2, 18; 2Пар.5:2, 7; 6:11 ; Иер.3:16 ; – еще см. ниже, лит. б, 6 – ); – 6, ==«Ваалвериф» (соб. и.)==букв. «господин завета» ( Суд.8:33; 9:4 ); – 7, ==«капище бога Берифа» или «дом бога завета» ( Суд.9:46 ); – 8, ==«отступники от завета» ( Дан.11:30 ); – 9, ==«злодействующие против завета» ( Дан.11:32 ). – б) В форме в сочетаниях: 1, ==«книга завета» ( Исх.24:7 ; 4Цар.23:21 ); – 2, ==«кровь завета» ( Исх.24:8 ); – 3, ==«слова завета» ( Исх.34:28 ; Втор.28:69; 29:8 ; 4Цар.23:8 ; 2Пар.34:31 ; Иер.11:2, 3, 6 ); – 4, ==«скрижали завета» ( Втор.9:9, 11, 15 ); – 5, ==«проклятие завета» ( Втор.29:20 ); – 6, – см. лит. а, 5 ( Нав.3:6 bis. 8, 11, 14; 4:9; 6:6); – 7, ==«все слова книги завета» ( 4Цар.23:2 ; 2Пар.34:30 ; Иер.11:8; 34:18 ); – 8, ==«узы завета» ( Иез.20:37 ; – слово » – παξ λεγμενον); – 9, ==«земля завета» ( Иез.30:5 ). – в) В форме в сочетаниях: 1, ==«все твои союзники» ( Авд.1:7 ); – 2,  ==«в крови твоего завета» ( Зах.9:11 ) и 3, ==«твоя законная жена» ( Мал.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Таким образом, расположение предметов повествования может быть объяснено не намерением пророка дать чрез 39-ую главу введение к отделу 40–66 глл., а просто непосредственным течением воспоминаний пророка. [О посольстве Меродаха-Валадана, бывшем после болезни Езекии и отчасти по поводу ее – 2Пар.32:31 – рассказывается после сообщения о нашествии Сеннахерима (36 и 37 гл.), хотя по новейшей системе хронологии болезнь Езекии была в 14–15-й год Езекии, а поход Сеннахерима в 27-й – 28-й год; эта то, как говорят, непоследовательность рассказа и объясняется с точки зрения некоторых ученых (наприм. Делича) намерением писателя дать чрез 39 главу, заключающую пророчество об отведении в Вавилон, введение к отделу 40–66 гл.]. Только таким образом, кажется, можно удовлетворительно объяснить, почему пророк в 38:5–8 соединяет речь Господа о продолжении жизни Езекии и спасении города с речью о знамении на солнечных часах. Подобное отсутствие ясности и раздельности (а также отсутствие порядка в повествовании – особ. см. 38:21–22) повествования было бы непонятно у позднейшего редактора, особенно после того как он имел под руками повествование более ясное и раздельное, какое видим в 4Цар.20:1–11 . 198 Можно, как кажется, указать на некоторые особенности того или другого текста, которые придают рассказу книги Исаии (в 36–39 гл.) характер первоначальности. Так, писатель 4 книги Царств, по-видимому, иногда делает разъяснения непонятных мест первоначального текста, исправляет немного неясные, или неотделанные в отношении правильности или красоты речи – выражения. Выражение Исаии 36:5: «я сказал: (эта опора есть) только пустые слова» – заменено в 4Цар.18:20 : «ты говорил только пустые слова»...: к словам Ис.36:7 : «пред сим только жертвенником покланяйтесь» прибавлено (в 4Цар.18:22 ): «в Иерусалиме». – В 4Цар.19:9 выражение Исаии 37:9: «и услышал и послал» заменяется: «обратился и послал» ( ); чрез это писатель книги царств избегает двукратного повторения слова «услышал» ( Ис.37:8 кон.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

34:2. 35:4. 21. 36:15. 41:2. при слове: по брег, замечено: ахи р; 46:27. на слова: дшъ – а во в. См. и 49:19. Исх. 13:6 . Лев. 14:4 . Чис. 4:7 . Суд. 14:11 . Руф. 4:14 . 1Цар. 9:22. 20:19 . на слово: при оргав, – столпъ каменный на пт пстый; 20. на слово: до – в примт; 2Цар. 6:1 . Евр: л. и вга: а (как было) нигд нсть; 3Цар. 15:13 . страшилище, 4Цар. 11:8 . полк, 15:8. 1Пар. 3:12 . 4:2. рада, 22. весь стих переведён, 11:22. лва, 15:6. 20. при словах: со гусльми таины поху, на поле замечено (вм. тайны) – надъ алемоомъ () 20:3. градмъ, 21:20. на слово: цр– аггла; 2Пар. 16:1. 28. 7. 29:32. 34:3 . 1Ездр. 2:58 . Неем. 7:70 . Иов 1:3. 2:12. 7:1. 7 . на слово: дхъ– втръ, 13:8. 14:23. 16:18. стне смертна; 20:15. на слово: агглъ– Бгъ, 21:15. 28:10. 15. 18. 26. Прит. 7:17 , мро. и аллое, 18:18. на слово: молчаливый– 30:1. словеса Агра, сына 28. на слово: щерица– пакъ, 31:1. словеса цр, Еккл. 9:9 . во вс дн живота юности– сеты. Иса. 3:17. срамот; 5:25. 6:5. к милихс– молчахъ, 9:8. смерть посла– слово, 11:4. жезломъ, 16:1. (весь стих), 25:8. пожерта бде смерть, 51:1. 63:11. мор, Иер. 2:2. 5:10. 17:6 . мнрика– мождевель, 19:2. 25:26. 31:22. к сода Гдь в ново, во обыдтъ члци новое на земл: жена быметъ мжа, Плач. 3:36 . Иез. 28:14 . ты с вчинихъ т– ты 38:9. падеши ты– бдеши; 42:20. межд людми. Ам. 4:4 . и прочтоша ивн законъ; и приваша пожрите кваснаго хлва 6:5. аки стоща мнша, а не к бжаща–кже избртоша сев органы, 8:3. стропове– псни, Ион. 3:4 . ещ тр дн, и превратитс, – четыредес дней, Авв. 3:3 . и горы присненны чащи– Фара к , Соф. 1:10 . вратъ избодающихъ– рыбны, Зах. 9:12. 12:10 . возртъ нань–на м, Мал. 2:11 . прейде к богмъ чюждимъ– по в жен дщерь бога Иногда исправители ссылаются на Полиглотту. Так Нав. 12:17 . они замечают: имена в полглот иначе лежа 3Цар. 15:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

полглота глетъ въ кд, е лто. Отсюда встречаются указания на переводы Халдейский, Арабский, Сирский и Самаританский; Быт. 29:25 . Хаде: солгалъ; Исх. 2:23 . в въ 70. въ влг. нсть а в халд: Сир: есть, и въ Греч. есть; 27:19. в едино самаританско. и в Греч еко едино, в прочыхъ нсть. Отсюда же можно объяснять и такие выражения: 1Цар. 17:6 , 2Цар. 15:25. 37 . сего нсть ни в коихъ преводахъ (т.е. некоторых излишних слов, которые поэтому и вычеркнуты), или: по всмъ такъ Быт. 13:5 . 1Цар. 17:6. 21:15 . Еккл. 12:1 ., или: во всхъ сице 1Цар. 25:27 . 3Цар. 22:16 . 1Пар. 12:31 . 2Пар. 4:8 . 32 . При каждой главе показано её содержание (кроме Книг 2 и 3 Ездры, Песни песней, Плача Иеремиина и 3-й Маккавейской). Оглавления сии переведены буквально с издания Вульгаты (1682 г.). В книгах Левит, Числ и Второзакония, а равно и в прочих книгах, начиная с Паралипоменон, хотя не часто выставляются параллельные места (кроме книг 1 Ездры и Юдифи, при которых нет их). На слова неизвестные и места трудные исправители хотели написать замечания, или схолии. Так Быт. 11:4 . на слово асфалтъ (которым исправители хотели заманить нынешнее слово: брение) замечено: написать что есть асфатъ; 20:14. что, написа толко. Тоже пишется о словах 22:13. савекъ, 36:24. 48:7. Исх. 15:4 . о стихах 18:2. 12. 25:39. талантъ, 28:15, 30:23. сикль, 24. сикли сты и 3Цар. 12:11 . и др. Нав. 15:2 ; о переводе собственных имён замечено: въ сей глв и в прени имена превестъ с одной так е и в послдющихъ. Несколько замечаний и написано было исправителями. Из них более примечательны Быт. 41:45 . на слово: оиомфанихъ– спаситель егпе: Суд. 12:6 . класъ. Евр. сивоаеъ, слово военное, 4Цар. 4:39 . тыквицы 19 гл. на ст. 29. о знамении Езекии: сирчь: плоды зернъ прешедшаг лта на жатв испадшихъ 22:14. и живше (Олдама пророчица) в масен– во чилищи, Неем. 7:70 . арасастарови (ныне: Аоерсаф) – Иов. гл. 39, на ст. 13. (рукою Софрония Лихуда?) нееласса, есть птица, имща различно, и прекрасно, мног лчше павлина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Onomast. 647), где и был убит. Царского погребения Амасия был удостоен. 4Цар.14:21 .  И взял весь народ Иудейский Азарию, которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии. 4Цар.14:22 .  Он обстроил Елаф, и возвратил его Иуде, после того как царь почил с отцами своими. Вместо убитого Амасии весь народ поставил царем одного из сыновей Амасии (отсюда видно, как велика была преданность в Иудейском царстве к династии Давида) Азарию (ст. 21; ср. 4Цар.15:1,6–8,17–23,27 ), иначе Озию (евр. Уззиа, ( 4Цар.15:13,31–32,34 ); ср. Ос.1:1 ; Ам.1:1 ; Ис.1:1,6:1 ): оба имени выражают почти одну и ту же идею: «помощь Иеговы» и «сына Иеговы». В первую же половину царствования Озия довершил дело покорения отцом его Идумеи и обстроил вновь Елаф-порт на Чермном море (ср. прим. к 3Цар.9:26 ). Это было, вероятно, наиболее выдающимся делом этого царя, почему и сообщается об этом сейчас же, о других деяниях этого царя сообщается в ( 4Цар.15:1–7 ); ср. ( 2Пар.26:1 ). 4Цар.14:23 .  В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один год, 4Цар.14:24 .  и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 4Цар.14:25 .  Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера, 4Цар.14:26 .  ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. 4Цар.14:27 .  И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова. 4Цар.14:28 .  Прочее об Иеровоаме и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал и как возвратил Израилю Дамаск и Емаф, принадлежавший Иуде, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.14:29 .  И почил Иеровоам с отцами своими, с царями Израильскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Насмешка К насмешкам склонны: а) гордые: Гордые крайне ругались надо мною ( Пс.118:51 ); б) неверующие: Сказал им [Иисус Христос]: не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним ( Мф.9:24 ). Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: послушаем тебя [ап. Павла] в другое время ( Деян.17:32 ); в) порочные: Знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям ( 2Петр.3:3 ). Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним [Иисусом Христом] ( Лк.16:14 ). Злые насмехаются над: · угрозами Божиими: Вот они говорят мне: «где слово Господне? Пусть оно придет» ( Иер.17:15 ); · служителями Божиими: Они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его и ругались над пророками Его доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения ( 2Пар.36:16 ); Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо Мною ( Иер.20:7 ); · верующими: Ныне смеются надо мною ( Иов.30:1 ). Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас ( Пс.78:4 ); довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых ( Пс.122:4 ); · бедными: Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его ( Притч.17:5 ). Насмешники: · избегаются верующими: Не сидел я в собрании смеющихся ( Иер.15:17 ); · возбуждают ссоры: Прогони кощунника – и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань ( Притч.22:10 ). Иисус Христос переносил насмешки (См. выше Мф.9:24 ; Лк.16:14 ): Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его ( Мф.27:39–42,44 ). Наказание за насмешки: Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых ( Притч.19:29 ). Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные ( Притч.30:17 ). Воздай им, Господи, по делам рук их; пошли им помрачение сердца и проклятие Твое на них; преследуй их, Господи, гневом и истреби их из поднебесной ( Плач.3:64–66 ). Пример. Дети вефильские растерзаны медведицею за насмешки над пророком Елисеем ( 4Цар.2:23–24 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме; тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Израиля... Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, тогда услышь с неба... При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй... Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего... и придет он и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник... ( 3Цар.8:27–43 ) 11 . Переводя ветхозаветное словоупотребление в привычную для нас систему понятий, мы могли бы сказать о том, что слово «небо» употреблялось в двух основных смыслах – для обозначения материального неба, распростертого над землей, и для обозначения того духовного пространства, в котором пребывает Бог . Однако ветхозаветный человек не делал того различия между материальным и духовным, которое характерно для философского мышления. Материальное и духовное небо в его сознании сливались в один феномен, и духовная реальность высшего бытия проглядывала через материальные облака. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной...» (день четвертый)». Мозаика в соборе Св. Марка, Венеция Подобным же образом и Бог представлялся не как чисто духовное бытие, а как существо, имеющее материальные, телесные характеристики. Библейский Бог имеет очи ( Втор.11:11 ; 2Пар.16:9 ; Иов.24:23; 34:21 ; Пс.10:4; 33:16; 65:7 ; Притч.15:3; 22:12 ), уши и лицо ( Пс.33:16–17 ), руки ( 2Цар.24:14 ; 1Пар.21:13 ) и ноги ( 1Пар.28:2 ; Пс.109:1 ; Ис.60:13; 66:1 ). Он ходит ( Быт.3:8 ), отдыхает ( Быт.2:2 ), вспоминает ( Быт.8:1; 19:29; 30:22 ) и забывает ( Пс.9:32–33 ), ненавидит ( Пс.11:5 ; Ис.61:8 ; Иер.44:4 ; Ам.5:21 ; Зах.8:17 ), отвращается ( 4Цар.17:20 ; Иез.23:18 ), скорбит и раскаивается ( Быт.6:6 ), спит и пробуждается ( Пс.43:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Различные формы солнечных часов в древности изображены у Philippson " a, D. Israelitische Bibel II, s. 679). Чудесное возвращение солнечной тени до солнечного зенита было самым выразительным символом того, что неблизок еще для Езекии вечер жизни с его тенью ( Пс.101:12 ; Еккл.12:2 ; Иер.6:4 ). О делении дня на часы здесь не могло быть речи, так как оно явилось у евреев лишь после. 4Цар.20:12 .  В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен. 4Цар.20:13 .  Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. Рассказ о посольстве к Езекии вавилонского царя по всем трем параллельным повествованиям (4 книга Царств , Книга Пророка Исаии , 2 книга Паралипоменон) имеет непосредственную связь с болезнью Езекии, его чудесным выздоровлением и астрономическим чудом, имевшим место при этом. Конечно, эти цели – поздравление Езекии с выздоровлением ( Ис.39:1 ) и осведомление об астрономическом чуде ( 2Пар.32:31 ) служили лишь благовидным прикрытием истинной цели посольства – желания вавилонского царя вовлечь Иудею в коалицию с Вавилонией и другими государствами против Ассирии. Написание имени вавилонского царя в 4 книге Царств – «Беродах» (евр. Бродах), вероятно, произошло вследствие смешения евр. букв мем и бет: в ( Ис.39 ) это имя читается Меродах, так стоит в разночтениях к ( 4Цар.20:12 ) (кодексы 93, 115, 145, 154, 172, 174, 240, 418, 476, 531 у Кенникота, 701 у Росси). Имени Беродах нельзя объяснить ни этимологически, ни исторически. Между тем Меродах или Мардук был известным богом древних вавилонян ( Иер.50:2 , согласно LXX – 27:2), особенно почитавшийся Навуходоносором (О Меродахе см. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 362–364), но, конечно, и другими царями. В Библии встречаются имена двух царей вавилонских с именем Меродаха в составе этих имен: 1) Меродах-Валодан ( Ис.39:1 ) – по надписям Mardukhabal-Iddina («Меродах дал сына») и 2) Евильмеродах в надписях Avil Marduk («человек Меродаха»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010