Указанные свидетельства сам Моисея о себе, как писателе, нужно относить, по известному нам единству и нераздельности всего состава Пятокнижия, ко всем пяти книгам Моисеевым, а не к трем только и не к частям их. В этом смысле о Моисее, как писателе всего Пятокнижия, говорится в приложении ко Второзаконию (см. Вт.31:24–34), вероятно написанном Иисусом Навином, что «когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца», то повелел священникам положить и хранить «сию книгу закона одесную ковчега завета Господня» (Вт.31:24–26). Это последнее свидетельство указывает также на то, что последняя редакция Пятокнижия сделана была Моисеем в конце его жизни пред самою смертью, хотя отдельные предметы содержания его писались по частям в продолжении 40 лет. Этим объясняется, напр., то явление, что в книге Исход, содержание которой записано было Моисеем у Синая в первый год по исходе из Египта, встречается такое замечание о манне: «сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). 2. После свидетельств сам Пятокнижия о своем писателе Моисее идет в исторических книгах Свящ. Писания В. Завета целый ряд ясных указаний на то, что законд-тора существовали, как отдельная, целая книга («свитоко»), составленная и написанная именно Моисеем. Начиная от современника Моисеева Иисуса Навина, этот ряд свидетельств продолжается чрез целое тысячелетие до Ездры и Неемии. В книге Иисуса Навина (см.1:7–8; 8:31–34; 23:6), в книге Судей (3:4), в книгах Царств ( 3Цар.2:3 ; 4Цар.22:8–10 ср. 2Пар.34:14 ; 4Цар.23:21, 24–25 ср. 2Пар.35:12 ) и Паралипоменон ( 2Пар.23:18; 25:4 ), в книге пр. Даниила 9:11, 13), в первой книге Ездры (3:2), который сам «был книжник, сведущий в законе Моисеевом» (7:6), и в книге Неемии (8:1; 13:1) закон признается, как писание Моисея, как его «книга», а затем в других многочисленных местах тех же книг делается указание на различное содержание этого закона, которое и ныне находится в Пятокнижии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

г) О святых мощах Кроме этих святынь Церковь научает нас почитать и оставшиеся на земле мощи, или телеса угодников Божиих, и другие останки святых, получившие от них освящение. Это чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в Слове Божием, которое учит, что Сам Бог благоволил почтить и прославить тела и останки святых Своих. Прославил и прославляет их Он в смерти, ибо дорога в очах Его смерть святых Его, как говорит псалмопевец ( Пс.115:6 ). Некоторые из праведников, каковы Энох и Илия, даже не видели смерти ( Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ). Те же, которые умерли, после смерти прославлены в теле своем чудотворением и нетлением. Таков, напр., Елисей, одно прикосновение к костям которого воскресило мертвеца ( 4Цар.13:21 ). Ничто не одолело его (Елисея), говорит Премудрый, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его ( Сир.48:13–14 ). О нетлении телес святых Псалмопевец говорил: Хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:21 ), и премудрый Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ( Пс.2:23–24 ). Человека Бог сотворил не для тления. Тление есть следствие греха; следовательно, чем менее человек, искупленный Иисусом Христом, работает греху, чем более соединяется со Христом, тем более он имеет надежды на нетление и после смерти. Поэтому апостол Павел говорит: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие ( 1Кор.15:53 ) и в другом месте: всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:10–11 ; чит. 2Тим.1:8:10 ). О телах святых в Слове Божием повествуется, что по смерти Христа Спасителя гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли ( Мф.27:53 ) 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Езд.7:3–7 ). В 70 году по Рождестве Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни ( Мф.24:2 ; Мк.13:2 ). Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу (ср. 3Цар.9:6–7 ). В наказание евреям за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (ср. Иер.7:3–15 ; 4Цар.17:16–18, 23, 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (ср. Иер.51:51 ; 4Цар.25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк.19:43–44 ; Мф.24:2 ). В храме приносились жертвы Богу «К месту, какое изберет Господь, Бог ваш... обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши и жертвы ваши и десятины ваши и возношения рук ваших и обеты ваши и добровольные приношения ваши... Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор.12:5–14; 16:5–6:16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор.10:16–17; 11:22–29 ). «Мы имеем», – говорит апостол, – «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей. Следовательно, если в особо устроенном для молитвы здании не совершается жертва евхаристическая, то это будет не храм, а молитвенный дом. Храм есть святыня 311 Господь сказал Моисею: «помажь им (миром) скинию собрания и ковчег откровения и стол... и жертвенник... и освяти их, и будет святыня великая : все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:26–29 ). «Все священники, находившиеся там (в храме Соломона), освятились без различия отделов» ( 2Пар.5:11 ). «Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя..». ( Ис.64:11 ). «И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки» ( Иез 37:28 ). «Что больше: золото или храм, освящающий золото..? Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» ( Мф.23:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

О чудотворениях чрез святые мощи Пс.113:25–26 . «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек». Объяснение. Человек по смерти тела не может славить Бога так, как славит, живя на земле, и телом и душой: 1Кор.6:20 . Но этим не отвергается жизнь души по разлучении от тела, не отвергаются хваления и моления, возносимые к Богу душами умерших святых: Откр.6:10:7:10 ; Вар.3:4 ; Дан.3:5 . На вопрос: как тела умерших праведников могут творить чудеса, ответим: православная Церковь никогда не утверждала, что мощи сами по себе творят чудеса. Она учит, что не мёртвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках святых: 4Цар.13:21 ; Сир.48:14:49:12 . Как сосуд, в котором хранится благовонная мазь, заимствует от неё благоухания, так точно и тела праведников, проникнутые благодатной силой Божией, освящаются, претворяются в нетленные, благоухают и получают чудодейственную силу. Основные места Священного Писания в учении о почитании свят. мощей, которые необходимо заучить наизусть Деян.2:27 . Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 1Кор.15:47–49 . Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 2Тим.1:10 . Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие. Мф. 27:52 . И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли. Сир.48:14 . И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его. 4Цар.13:21 . И было, что когда погребали одного человека, то погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Сир.49:12 . Процветут кости их от места своего. Быт.50:7–9 . Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Благоговея перед памятью великого нашего митрополита Филарета, мы тем не менее удерживаем взгляд наш на Ахаза. 13 . Тогда сказал Исаия: слушайте же дом Давидов: разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Прежде всего следует обратить внимание на то, что Исаия отворачивается от Ахаза; он перестает говорить ему и начинает произносить следующее таинственное пророчество не для него, а для дома Давидова, к которому он и обращается. При этом он называет Бога „моим“, т. е. Богом Исаии, намекая, что для неверующих нет счастья познавать и любить Бога и уповать на Него. Исаия обращается к дому Давидову, потому что Господь глаголал Давиду: „и будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки“. ( 2Цар. 7:16 ). Мы должны напомнить, что и Пресвятая Дева Мария и нареченный на земле отец Господа нашего Иисуса Христа были оба из дома Давидова 478 . Итак, Исаия говорит, обращаясь к роду Давидову, к многочисленным родственникам царя, среди которых конечно стоит наследник престола Езекия, которому должно было быть по рассчету (ср. 4Цар. 18с 4Цар. 17:1 ) лет одиннадцать. Пророк хочет вдохнуть в них веру в обетования Божии и упование на милосердие Его. Несомненно, что слово его пало на хорошую землю в сердце Езекии: что он помнил слова Исаии, видно из слов его в 2Пар. 32:7–8 по поводу нашествия Сеннахерима, когда он, укрепляя народ в уповании на Бога, употребляет и слово Имману-Ель: „с нами Бог“, которое произнесено Исаией во время нашествия Рецина и Факея, – хотя не с тем великим значением, с которым произнес его пророк 479 . Последняя часть 13 стиха представляет трудности; но кажется мысль та, что Исаия спрашивает неверующего Ахаза и советников его, что не думают ли они, что, огорчая его, смертного, они могут огорчить Предвечного? что, ослабляя своим упорством силы слабого смертного, они могут обессилить Всемогущего? Но „Он не утомляется и не изнемогает“. ( Ис. 40:28 ) и не только всемогущество Его бесконечно, но и самое милосердие Его к кающимся неистощимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кто же входил в состав членов пророческих школ? Кто такие были эти сыны пророческие? Нет никаких оснований считать их за детей пророческих, которые делались бы членами пророческой школы в силу своего естественного рождения. Нет, само пророчество ветхозаветное не было связано ни с сословием, ни с общественным положением. В Свои служители Бог выбирал и священников (см.: Иер.1:1), и детей первосвященника (см.: 2Пар.24:20), и земледельцев с пастухами, собиравших раньше сикоморы (см.: Ам.1:1; 7:14). Так и " сыны пророческие " делались таковыми независимо от своего происхождения. Об этом можно найти библейские свидетельства. Когда Саул пророчествовал вместе с сонмом, то говорили в народе друг другу: Что это сталось с сыном Кисовым?.. И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец (1Цар.10:11–12)? Такой ответ можно понимать в том смысле, что он указывает на незнатность происхождения сынов пророческих вообще. Род Киса и Саула, может быть, не отличался ничем от других; в народе и спрашивали: как это пророчествует сын Киса? От него ничего подобного не ждали. На это и отвечал некто: да и у тех-то кто отец? Ведь все они из самых обыкновенных родов. Неудивительно, что и сын Киса пророчествует. Другие библейские данные описывают нам сынов пророческих людьми бедными. Скажи мне, что есть у тебя в доме, - спрашивал пророк Елисей у одной жены сына пророческого, у которой умер муж. Она сказала: Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем (4Цар.4:1–2). Умерший сын пророческий, конечно, жил в такой бедности и до вступления в ряды сынов пророческих, и после смерти своей он ничего не оставил, кроме долгов, так что после смерти его пришел заимодавец взять обоих детей его в рабы себе (4Цар.4:1). Да и вообще в еврейском обществе привилегированным было одно только колено Левиино, но левитов после разделения царств уже не оставалось в царстве Израильском, где мы и встречаем пророческие школы (см.: 2Пар.11:13). Относительно происхождения сынов пророческих можно разве заметить только одно, что, по всей вероятности, все они были евреями. По крайней мере, пророков обещает Бог воздвигать именно из среды народа, из братьев его (см.: Втор.18:15,18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Соф.2:8,9 . Слышах поношения Моавля, и укоризны сынов Аммоних, о нихже поношаху людем моим, и величахуся на пределы моя (ст. 9). Сего ради живу Аз, глаголет Господь сил Бог Израилев! зане Моав яко Содома будет, и сынове Аммони яко Гоморра, и Дамаск оставлен яко стог гуменный, и разорен во век: и прочии людей моих рисхитят, и оставшии языка моего наследят их. С Евр: «слышал Я поношения Моава, и ругательства сынов Аммоновых, как они издавались над народом Моим, и величались на пределах его (ст. 9). Потому, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею на веки; остаток народа Моего возьмет их в добычу; и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие». Конечно, с тою же целию, с какою сказал выше пророк о возвращении Иудеев из плена, с этою же целию говорит здесь о наказании Моавитян и Аммонитян, которые всегда были злейшими врагами 41 Иудев, хотя и были им родственны – Моавитяне по происхождению от Моава, сына Лотова, племяника Авраама ( Быт. 19:37 ), а Аммонитяне – но происхождению от Аммона, сына Лотова. Здесь пророк возвещает наказание этим народам за то, что они смеялись и ругались над Иудееями и вторгались в их пределы. Моавитяне и Аммонитяне несколько раз вторгались в Иудейскую землю, даже порабощали Иудеев (См. Суд. 3:14–29 ; 2Цар. 8:2 ; 4Цар. 3:5–27 ; Суд. 10:8, 11:33 ; 2Цар. 10:14 ; 2Пар. 26:8, 27:5, 20:1 ). Но здесь, вероятно, разумеются злые насмешки сих народов в то время, когда они, соединившись с Халдеями, с ними опустошали Иудею ( 4Цар. 24:2 ) и раззоряли Иерусалим, разрушали храм Господень и издевались над Иудеями, как думает и бл. Иероним. А потому сии народы и были обречены Господом на истребление, о чем говорили и другие пророки Божии ( Ис.15:1–9 ; Иерем. 27:7, 48:1–47, 49:2–5; Иезек. 25:5–11; Ам. 2:1–3, 2:13–15 ). Замечательно, что Господь Бог наказал Моавитян и Аммонитян чрез тех же Халдеев, их союзников, с коими они опустошали Иудею. «Вот он (Навуходоносор), как орел полетит, распрострет крылья свои над Моавом (говорить Господь чрез Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Другое сравнение блеска животных – с лампадами ясно напоминает видение Авраама ( Быт. 15, 17 ) и всего иудейского народа у подножия Синая ( Исх. 20, 18 ). Виденный Иезекиилем образ лампад и огня «ходившего между животными» вполне тожествен с видением Авраама ( Быт. 15, 17 ). Образ молнии, исходившей из огня, сходен с молниями, окружавшими Синай ( Исх. 19, 16 ). На основании чудес, сопровождавших Синайское законодательство, библейские писатели очень часто, для изображения величия Божия, употребляли образ Иеговы, посылающего свои молнии ( 2Цар. 22, 15 . Пс. 17, 17. 76, 19 . Авв. 3, 10 ). Иез.1:14 . И животныя быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. 13 и 14 стихи, по изложению, чрезвычайно сходны с Наум. 2, 4 – блеск от вражеских колесниц (быстро скачущих) как от огня, сверкают как молния (особенно, но сопоставлению с другими образами видения – колесами). Иез.1:15 . И посмотрел я на животных, и вот на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Если описание херувимов в 10 стихе особенно нравится защитникам халдейского происхождения видения Иезекииля, то описание видения в 15-м и след. стихах много помогает защитникам библейского происхождения его. Упоминаемые пророком образы колес в четверичном числе очень сходны с колесами в Соломоновом храме (под медным морем), также бывшими в четверичном числе ( 3Цар. 7, 30–32 ). Кроме того другие пророки сподоблялись Господних видений, в коих были образы колесниц. Напр. пр. Илия был взят на огненной колеснице ( 4Цар. 2, 11–12 ). Пр. Елисей видел множество огненных колесниц ( 4Цар. 6, 17 ). Пророки в своих писаниях нередко употребляли выражение: колесница Божия ( Пс. 67, 18 – по аналогии с колесницей, на которой перевозили на Сион Ковчег Завета; Авв. 3, 7 . Ис. 66, 15 ). Иез.1:16 . Вид колес и устроение их, как вид Фарсиса. Драгоценный фарсисский камень был в нагруднике первосвященника ( Исх. 28, 20 ) и в поэтическом языке означал красоту ( Песн. 5, 14 ). Иез.1:18 . А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех полны были глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 38 1–3. Болезнь Езекии, 4–8. и выздоровление его. 9–20. Благодарственная песнь Езекии. 21–22. Заключение в дополнение к предшествующему рассказу. Ис.38:1–8 . Объяснение см. в Толковой Библии т.2, стр.548–552 Ис.38:9–20 . В своей благодарственной песне Езекия описывает сначала свое тяжкое состояние во время болезни, а потом предается размышлению о величии совершившегося с ним чуда Божия и дает обещание воспевать Господа во все дни своей жизни. Ис.38:9 . Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни: «Молитва» – по-евр. michtab – собственно: «писание, записанное». Ис.38:10 . «Я сказал в себе: в пре­полове­ние дней мо­их должен я идти во врата пре­исподней; я лишен остатка лет мо­их. «В преполовение дней». Болезнь постигла Езекию на 39-м году его жизни (ср. 4Цар.18 и 4Цар.20:1, 6 ). Другие переводят: «в дни покоя» или «на полудне жизни». «Врата преисподней». Шеол или преисподняя, жилище мертвых изображается здесь, как бы некий замок с твердыми воротами. Ис.38:11 . Я говорил: не увижу я Го­с­по­да, Го­с­по­да на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; «Не увижу Господа». Видеть Господа – в Библии нередко означает опытно узнавать благость Божию, пользоваться милостями Всевышнего и узнавать Его откровения, какие возвещались первосвященником в храме Господнем (ср. ст. 22). «Между живущими в мире», т. е. не буду больше участвовать в общечеловеческих радостях и печалях. Ис.38:12 . жилище мое снимает­ся с места и уносит­ся от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину. «Жилище мое», т. е. тело. «Я должен отрезать». Возможно правильнее: «Я смотал в клубок жизнь мою, так ткач (который сматывает оставшиеся от пряжи нитки в клубок), так как Он отрезал меня от основы». Езекия хочет сказать, что он считал свою жизнь уже законченной. Ис.38:13 . Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Иуды, и за четвертое не отменю сего, за то, что они презрели закон Иеговы, и не хранят заповедей Его, и совратили их с пути лжебоги их, в след которых ходили отцы их“. Св. Амос от языческих народов теперь обращается к Иудеям. Им он грозит гневом Божиим за многие преступления – за презрение закона Божия, не соблюдение Его заповедей и за почитание идолов, коим покланялись и отцы их (идолопоклонство разумеется у LXX под словом суетная). Наклонность к идолослужению Евреи получили с древнейших времен; в Египте научились покланяться тельцу, а потому и слили золотого тельца при Синае; тогда же, в путешествие свое по пустыне, по словам пророка, носили с собою скинию Молоха и звезду бога своего Ремфана ( Ам. 5:26 ); в пределах Моавитских привязались к гнусному служению Веелфегора или Хамоса (Числ. гл. XXV); в земле обетованной, подражая соседним язычникам, „служили, говорит свящ. писатель книги Судей, Ваалам и Астартам и богам Арамейским (Сирским), и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Филистимским, а Господа оставили и не служили Ему“ ( Суд. 10:6 ; Сн. Иисус Нав. 24:23 ; Суд. 2:2–19, 3:6, 5:8, 6:1–25,33 и др.). Сам Соломон, по пристрастию к своим женам – иноплеменницам участвовал в служении Астарте – божеству Сидонскому, Хамосу Моавитскому и Молоху Аммонитскому ( 3Цар. 11:4–8 ; Сн. 4Цар. 23:13 ). Затем, по разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское идолослужение в том и другом царстве не прекращалось, как мы видели 57 , до самого их падения. 5 . И послю огнь па Иуду, и пояст основания Иерусалимля. С Евр: „пошлю огонь на Иуду и пожрет чертоги Иерусалима“. Огнем, разрушившим Иудейское царство, был Навуходоносор, царь Вавилонский (4 Цар. гл. XXIV и XXV). Он начал разрушение, а покончил военачальник его Навузардан (ок. 589 г. до Р. X.). „Пришел Навузардан, говорится в 4-й книге царств, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского. в Иерусалим; и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег» огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское“ ( 4Цар.25:8–10 ; Сн. Дан. 1:1 ; Иер. 25:1, 52: 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010