Иез. 8 :18. И Я воздам им с яростию, не пожалеет око Мое и не помилую, хотя они будут взывать громким голосом в уши Мои, но Я не услышу их. Глава 9 Иез. 9 :1. И возгласил в уши мои великим голосом, говоря: „приблизилось отмщение городу“. И каждый 217 имел в руке своей орудия 218 истребления. Иез. 9 :2. И вот шесть мужей идут от ворот верхних, обращенных к северу, и у каждого в руке секира (истребления) 219 , и один муж среди их, одетый в подир 220 , и пояс из сапфира 221 на чреслах его, и вошли, и стали близ медного жертвенника. Иез. 9 :3. И слава Бога Израилева поднялась с херувимов, на которых пребывала, на открытое место дома 222 . И призвал мужа, облеченного в подир, который имел на чреслах своих пояс, Иез. 9 :4. И сказал Господь ему: пройди среди города Иерусалима, и положи знак 223 на челах мужей, скорбящих и болезнующих о всех беззакониях, совершающихся среди них 224 . Иез. 9 :5. И тем 225 сказал, как я слышал: идите за ним в город, и избивайте, и пусть не жалеет око ваше, и не щадите. Иез. 9 :6. Старца и юношу, и деву, и младенцев, и жен бейте до смерти 226 , а ко всем, на ком есть знак, не прикасайтесь, от посвященных Мне 227 начните. И начали с мужей старейших, которые были внутри, в доме. Иез. 9 :7. И сказал им: оскверните дом, и вышедши наполните пути мертвыми, и изрубите (находящихся в городе) 228 . Иез. 9 :8. И когда они избивали их, я остался, и пал ниц, и возопил и сказал: горе, (горе) 229 ! О беда мне, Господи Боже! Ужели Ты истребляешь остаток Израиля, ужели разливаешь ярость Свою на Иерусалим? Иез. 9 :9. И сказал мне: неправда дома Израилева и Иудина велика, весьма велика, ибо наполнилась земля многими народами 230 , а город наполнился неправдою и нечистотою, так как они сказали: „оставил Господь землю, и не видит Господь“. Иез. 9 :10. Но Я-есмь 231 , и не пощадит око Мое и не помилую, обращу 232 пути их на головы их 233 . Иез. 9 :11. И вот муж, одетый в подир и опоясанный поясом по чреслам своим, в ответ 234 сказал 235 : „я сделал, как Ты заповедал мне“.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Скачать epub pdf Глава 11 Вопрос от Иоанна чрез учеников своих Иисусу Христу ( Мф.11:2–4 ). Ответ Господа ( Мф.11:4–6 ) и речь к народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ) и об иудеях ( Мф.11:16–19 ). Укоризна городам нераскаянным ( Мф.11:20–24 ). Прославление Бога Отца ( Мф.11:25–27 ) и призвание труждающихся и обремененных ( Мф.11:28–30 ). Мф.11:1 . И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. «Перешел оттуда»: где давал наставления Своим ученикам, посылая их на проповедь Евангелия в Иудее и Галилее, – вероятно в окрестностях Капернаума, во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее ( Мф.9:35 ). – «В городах их»: т.е. в тех городах, в которые Он пришел, – галилейских (ср. Мф.4:23, 9:35, 12:9 ), может быть, соседних с Капернаумом. Мф.11:2–3 . Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? «Иоанн» (Креститель), «услышав о делах Христовых»: побуждение к посланию учеников – дошедший до Иоанна слух о делах Христовых. Под делами, конечно, подразумеваются главным образом чудесные дела Господа; впрочем нет нужды ограничивать смысл слова только ими, можно разуметь Его действия вообще в обширном смысле (ср. Ин.5:36 ). – «В темнице»: в крепости Махерской, на восточном берегу Мертвого моря, куда заключил Крестителя Ирод Антипа (см. Мф.14:3 ). Он, находясь в темнице, слышал о делах Господа от своих же учеников ( Лк.7:17 ), с которыми, как видно из сего места и других, ему дозволено было и в темнице иметь сношения. – «Ты ли тот, который должен прийти» (ср. Ин.6:14 ; Евр.10:37 ): т.е. Мессия, который, так как явления Его ожидали давно, а особенно в это время, и так как были уверены в скором Его явлении, назывался просто грядущим, или имеющим, или долженствовавшим прийти, может быть, применительно к словам Пс.49:3, 117:26 или Мал.3:1 . – «Или ожидать другого»: или Мессия еще только придет, другой, а не Ты? – Что значит этот вопрос от лица Иоанна? Усомнился ли он в том, что Господь Иисус действительно есть Мессия, которого он, Иоанн, был предтечею? Предполагать в Иоанне таковое сомнение, как бы ни утончали оное психологически, как бы ни умаляли силу и значение его, невозможно; это противоречит всей предшествующей деятельности Иоанна: ему были непосредственные откровения и удостоверительные знамения, что крещенный им Иисус есть действительно обетованный Мессия ( Ин.1:32–34 ), и его понятия о Мессии и Его Царстве были истинные и духовные понятия, а не ложные и плотские понятия иудеев ( Ин.1:29, 35–36, 3:23–36 ), так что в действиях Иисуса Христа он не мог видеть ничего такого, что могло бы подать ему какой- либо повод хотя мало усомниться в том, что Иисус есть действительно и истинно Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Напротив, провозвестники слова Господня говорят: «Господь возложил на Него» – Раба Господа – грехи всех нас», праведники же видят, что страдания их «не доставили спасения земле», и «мертвецы Господа» восстанут из праха лишь силою Божией (26:16–21), следовательно, не в силу подвига («каков труд» Раба Господа, 49:4; 53:11, ради «оправдания многих»). Так, глава 50 и 49-я, очевидно, есть изображение тех же страданий (50:6–7; 49:7; ср. 53:3, 7) и подвига (49:4; ср. 53:11) «Раба Господня», о которых пророк говорит в главе 52:13–53 (ср. особ. 52:14–15 и 49:7), и к подвигу того же Раба Господня относится глава 42-я (ср. особ. 42:4 и 50:4, 7; 42:6, 7 и 49:6, 8–9). А после изображения страданий Раба Господня (т. е. после 49–53 глл.) начинается (именно в главах 55:4; 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6) изображение последующей за Его страданиями славы (ср. 52:13). Что к «Рабу Господа» относится не только 55:4 (ср. 49:6; 42:6), но и 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6, – это видно из сходства означенных мест с главами 42, 49, 50 и 52:13–53. Особенно важно при решении вопроса место из Ис.61:1–3 : «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (1 ст.), проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (2 ст.). Здесь говорит, очевидно, не Сам Господь, но иное Лицо; а так как Оно говорит о Себе то же, что сказано было ранее о «Рабе Господа» 341 и притом без предварительного объяснения, то, очевидно, говорит «Раб Господа» (ср. Луки 4:17–22 ). Но и в главе 63:1–6 говорит никто иной, как «Раб Господа», потому что слова (опять в первом лице): «день мщения в сердце Моем, и год искупленных Моих настал» суть те же, что и в 61:1–2. Кроме того, образ «величественного», «изрекающего правду», «Сильного», «попирающего народы» прямо напоминают образ «Раба Господня», Который после страданий «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13), «оправдает многих», получит «часть с великими и с сильными будет делить добычу» (53:11–12). Если же глава 63:1–6 относится к «Рабу Господа» (ср. Откр.19:11–16 ), то к Нему же относится конец главы 62-ой, ст. 11–12 (ср. Мф.21:4–5 ) и конец гл. 59:20 ст. (ср. Рим.11:26 и 27 ст.); так как во всех этих местах говорится о пришествии Спасителя Сиона 342 , и тем более, что этот Спаситель отличается от Господа: «вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62:11). – Итак, исходя из контекста речи, верующие современники пророка отчасти могли возвыситься даже до разумения Божественной природы «Раба Господня». Он носит те же имена, как и Господь: «Искупитель, Спаситель» (62:11; 59:20; ср. 43:3; 47:4) и именно Он был «Ангелом Лица» Господня, «спасавшим Израиля» (ср. 63:9 и 1). Он «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13) 343 ; в Своем унижении истинный «род Его неизъясним»? ибо Он совечен самому Богу (48:16) 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Притч. 4 :7. Начало мудрости — приобрести мудрость; за все имение свое приобретай разум. Притч. 4 :8. Храни ее, и она возвысит тебя; почти ее, чтобы ты был в объятиях ея; Притч. 4 :9. Чтобы она дала главе твоей венец блогодати и великолепным венцом осенила тебя». Притч. 4 :10. Слушай, сын мой, и прими слова мои, и умножатся лета жизни твоей и продлятся пути жития твоего. Притч. 4 :11. Ибо я учу тебя путям мудрости, направляю тебя на прямые стези. Притч. 4 :12. Пойдешь ли, не будет прегражден 23 путь твой; побежишь ли, не утомишься; Притч. 4 :13. Крепко держись моего наставления, не оставляй, но храни его у себя в жизни твоей. Притч. 4 :14. На пути нечестивых не ходи и не ревнуй путям беззаконников. Притч. 4 :15. На каком месте они соберутся, не ходи туда, уклонись от них и пройди мимо, Притч. 4 :16. Потому что они не заснут, если не делают зла; отнимается у них сон и не спят, Притч. 4 :17. Ибо они питаются хлебом нечестия и упиваются вином беззакония. Притч. 4 :18. А пути праведных подобно свету светятся: предшествуют и освещают, пока не наступит ясный день. Притч. 4 :19. Пути же нечестивых темны, они не знают, как спотыкаются. Притч. 4 :20. Сын мой, внимай моим речам и к моим словам приклони ухо твое. Притч. 4 :21. Да не оскудевают у тебя источники 24 твои, храни их в сердце твоем: Притч. 4 :22. Потому что они — жизнь для всех, кто находит их, и исцеление всей плоти их 25 . Притч. 4 :23. Со всею заботливостию храни сердце твое; потому что отсюда исходы жизни. Притч. 4 :24. Отвергни от себя лукавые уста и лживый язык удали от себя. Притч. 4 :25. Глаза твои пусть правое видят и вежди твои пусть одобряют справедливое. Притч. 4 :26. Исправь стези для ног твоих и направляй пути свои прямо. Притч. 4 :27. Не уклоняйся ни направо, ни налево, отврати ногу твою от злого пути. Притч. 4 :28. Ибо знает Бог пути правые, а левые испорчены. Притч. 4 :29. Он же прямыми сделает пути твои и шествие твое в мире устроит. Глава 5 1—14. — предостерегает приточник сына от увлечения чужой распутной женой и указывает печальные последствия для тела и души от распутства; 15—19 — советуется жить в любви со своею женою; 20—23 — тяжкия последствия распутства и других грехов.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

во всем [чтобы] не... в тягость мне быть вам,.. я старался и постараюсь. 2Кор.11:10 . Подлинно, есть истина Христова во мне, которая не изменяется, поскольку сия... похвала моя до настоящего дня не будет уничтожена не в нашем только городе; но во всех странах Ахаии. 2Кор.11:11 . Поступая ...так, неужели не люблю вас, как Македонян, поскольку (пусть даже и) принял (вспомоществование) от них? 2Кор.11:12 . Но это сделал я и буду делать до конца, чтобы... отсечь повод у тех, кои под такими предлогами хотят подвергнуть порицанию и очернить нас, дабы и в том, чем хвалятся, что мы не получаем ничего, между тем как имеют они, оказались такими же , как и мы, у которых есть нужда, и (однако ж) мы не взяли ничего. Итак, не прельщайтесь ими ради той скромности, которой облекаются они лицемерно, 2Кор.11:13 . – ибо таковые лжеапостолы суть и дея тели коварные, преобразующиеся в апостолов Христовых. 2Кор.11:14–15 . Как и сатана различно преобразовался в Ангела света, в то время, когда говорил Господу нашему на крыле (храма): «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедал о Тебе " ( Мф.4:5–6 , Лк.4:9–10 , Пс.90:11–12 ), – так преобразует он различным образом служителей своих как служителей правды, когда они оказываются не из Двенадцати и не из Семидесяти двух апостолов, коих конец в самом конце будет по делам их, здесь соделанными. 2Кор.11:16 . Опять говорю, то есть хвалюсь. Но поскольку этого вы еще не слыхали от меня, то пусть не сочтет кто... меня безрассудным, если именно сочтете меня безрассудным за то, что я не воздержался от похвалы. Если не так, то... хотя бы как какого-либо из неразумных примите меня. Ведь и (сам) я знаю, что то, 2Кор.11:17 . что говорю [скажу], конечно, не говорю [скажу] в Господе 34 , но как... в неразумии, в этом именно месте похвалы [апостола]. 2Кор.11:18 . поскольку многие пришли к вам, и были приняты 35 некоторые из нас. 2Кор.11:19–20 . Если сами вы благо разумны, снисходите вашей мудростью и охотно выслушиваете похвальбу, как они выставляют самих себя у вас, – так и унижайте себя пред ними, чтобы лучше служить им. Притворяясь, они поедают вас. Хотя ничего не берут от вас, как и некоторые из тех, и однако всячески обирают вас. Некоторые и превозносятся над вами, как бы начальники, и

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 11 Речь Софара. – 1–3. Введение, – повод к речи. 4–12. Полная законность и справедливость постигшего Иова наказания. 13–20. Совет Иову раскаяться, и тогда он будет утешен. Иов.11:1 .  И отвечал Софар Наамитянин и сказал: Иов.11:2 .  разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав? Иов.11:3 .  Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя? Многословие не есть признак ума и правды ( Притч 10.19 ), приводящей слушателей силою своей бдительности в молчание ( Иов 6.25 ), а наоборот свидетельствует о глупости ( Еккл 5.2, 10.14 ). Считая сообразно с этим продолжительную речь Иова неубедительным пустословием, Софар не допускает возможности ответить на нее молчанием. Оно свидетельствовало бы о неспособности друзей понять и изобличить пустоту речей Иова, говорило бы о их глупости. Иов.11:4 .  Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих. Иов.11:5 .  Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе Иов.11:6 .  и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению. В противоположность Иову, уверенному в правоте своих суждений, невинности ( Иов 10.7 ) и незаслуженности наказаний, Софар утверждает, что он страдает не только вполне заслуженно, но и мало: часть его грехов не открыта ему Богом (ст. 5), предана Богом забвению (ср. Иов 14.17 ), – прощена. Иов.11:7 .  Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Иов.11:8 .  Он превыше небес, – что можешь сделать? глубже преисподней, – что можешь узнать? Иов.11:9 .  Длиннее земли мера Его и шире моря. И как в настоящем случае, так и в случае больших страданий Иов не имеет права оспаривать их справедливость. Его протест безрассуден, поскольку это – протест ограниченного по уму человека против Бога, мудрость которого, будучи взята во всем своем объеме, во всей глубине и широте (ст. 8–9), превосходит человеческое разумение (ст. 7; ср. Рим 11.33 ). Если человек не в состоянии обнять своим взглядом и мыслью небо, море и землю, то как же может он постичь их Творца? Иов будет осуждать то, чего не понимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такие слова как «Мой раб Моисей» повторяются во всех книгах Библии ( Втор.34:5 ; см. Исх.14:31 ; Чис.12:78 ; И. ; 3Цар.8:53,56 ; 4Цар.18:12, 21:8 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.1:3, 24:6,9 ; Неем.1:78, 9:14, 10:29 ; Пс.104:26 ; Ис.63:11 ; Дан.9:11 ; Мал.4:4 ). Отдельные пророки, такие как Ахия ( 3Цар.14:18, 15:29 ), Илия ( 3Цар.18:36 ; 4Цар.9:36, 10:10 ) и Иона ( 4Цар.14:25 ) – все названы «рабами Господа» или подобным образом. Группы пророков называются «Мои/Его/Твои рабы пророки» («Мои рабы» – 4Цар.9:7, 17:13 ; Иер.7:25, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4 ; Иез.38:17 ; Зах.1:6 ; «Его рабы пророки» – 4Цар.17:23, 21:10, 24:2 ; Иер.25:4 ; Ам.3:7 ; Дан.9:10 ; «Твои рабы пророки» – Езд.9:11 и Дан 9:6 ). Эпитет «раб-пророк» предполагает особенные отношения с Яхве. Второзаконие 32:36 указывает, что «Яхве заступится за Свой народ и пожалеет Своих рабов», а стих 43 замечает: «За кровь рабов Своих отомстит Господь». Со словами, похожими на Второзаконие 32:43 был помазан на царство Ииуй ( 4Цар.9:7 ): «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели» (курсив добавлен). В отношениях раба-пророка с Яхве неотъемлемой частью было наказание тех, кто враждовал с пророками Божьими. Таким же образом, исполнившееся пророчество характеризует взаимоотношения раба-пророка с Яхве. Языком, напоминающим Книгу Второзакония 18:1424,4 Книга Царств 10:10 говорит: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию» (курсив добавлен). Этот и другие отрывки ( 3Цар.14:18, 15:29 ; 4Цар.9:36, 14:25 ) подчеркивают не исполнение слов пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через своих рабов пророков. Рабы-пророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово, которое после исполнения указывало на то, что эти рабы-пророки проповедовали в традиции «пророка, равного Моисею» ( Втор.18:1522 ). В устах «пророка, равного Моисею» были слова Яхве, он говорил по наставлению Яхве (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Бог принимает решение (πρθεσις) спасти человека суверенно, по избранию (κλογ), а не в зависимости от предшествующих дел (Рим 9. 11; Гал 3. 2). Утверждение, что Бог, «кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим 9. 18), дополнено иным: «...всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим 11. 32). Но, хотя избрание относится ко «всем человекам» (Тит 2. 11), оно не действует на «сынов противления» (Еф 5. 6; Кол 3. 6), к-рые «не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 2. 10). Т. о., история, в к-рой Бог «ожесточил» сердце фараона (Рим 9. 17; ср.: Исх 4. 21), говорит не о предустановленности ко спасению или к погибели, а о промыслительном «преткновении» (Рим 11. 11, 32). Бог не позволил фараону испугаться знамений и отпустить израильтян раньше времени, чтобы в полной мере явить над ним силу Свою,- но этому «ожесточению» предшествовало безбожие самого фараона. Бог «ожесточил» иудеев против апостолов, чтобы вынудить последних идти к язычникам,- но этому ожесточению предшествовало желание иудеев «поставить собственную праведность». В отличие от греха и праведности вера и неверие во власти человека (Рим 11. 22-23; 2 Фес 2. 12). Предопределение вплетает человеческую свободу в ткань Промысла. Метафора сотворения горшечником из одной и той же глины сосудов «честных» и «бесчестных» (Рим 9. 21), не раскрывая «технологию» сотворения (ср.: 2 Тим 2. 20-21), подчеркивает, что избранный народ всегда состоял из спасаемых и погибающих, но «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим 9. 22). Приводя в пример историю Исава и Иакова (Рим 9. 13), толкуемую аллегорически по аналогии с историей Агари (Гал 4. 24), апостол, возможно, полемизирует с иудейским преданием, что «весь Израиль имеет удел в будущем веке» (Санхедрин. 90a), или, не относя его к этническому Израилю ( Stettler. 2017. S. 176), дает ему свою интерпретацию (ср.: Рим 11. 26). Призвание Иакова, совершённое не по его заслуге, П. считает прообразом призвания народов, а отвержение Исава - того «преткновения», к-рое постигло Израиль.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Ос. 8 :8. Поглощен Израиль; ныне он, среди народов (тоже), что негодный сосуд. Ос. 8 :9. Ибо они пошли к Ассириянам; сам собою процвел Ефрем 130 , возлюбил дары 131 . Ос. 8 :10. Посему преданы будут народам. Ныне Я приму их 132 , и они на малое время перестанут помазывать царя и князей 133 . Ос. 8 :11. Ибо умножил Ефрем жертвенники, во грех 134 были ему любимые жертвенники 135 . Ос. 8 :12. Написал 136 Я ему множество законов 137 , но они думают о чужих, любимых жертвенниках 138 . Ос. 8 :13. Посему, если они будут приносить жертвы и есть мяса 139 , то Господь не примет их; ныне Он вспомнит неправды их и отмстит (за) грехи их: они в Египет возвратятся и в Ассирии будут есть нечистое. Ос. 8 :14. И забыл Израиль Творца своего и устроил капища 140 , и Иуда умножил укрепленные города, но пошлю огонь на города его, и поест основания его. Глава 9 Ос. 9 :1. Не радуйся, Израиль, не веселись, как (другие) народы, ибо ты соблудил от Господа 141 Бога своего, возлюбил дары 142 на всяком хлебном гумне. Ос. 9 :2. Гумно и точило не будут питать 143 их и вино обманет их. Ос. 9 :3. Не будешь жить 144 в земле Господней, Ефрем будет жить в Египте, и у Ассириян будут есть нечистое. Ос. 9 :4. Не возливали Господу 145 вина, не были приятны Ему жертвы их, (оне тоже) что хлеб печали 146 для них: все употребляющие их осквернятся; ибо хлебы их — (хлебы) душ их 147 , в дом Господень они не войдут 148 . Ос. 9 :5. Что будете делать во дни торжества и в день праздника Господня? Ос. 9 :6. Посему, вот они пойдут от Египетской работы 149 , и Мемфис примет их, а Махмас похоронит их, серебро их погибнет 150 , терн (будет) во дворах их. Ос. 9 :7. Пришли дни отмщения тебе, пришли дни воздаяния тебе, и будет Израиль подвергнут страданиям, как неистовствующий пророк 151 , человек, увлекаемый духом; по причине множества неправд твоих умножилось неистовство 152 твое. Ос. 9 :8. Ефрем — страж у Бога, пророк — обманчивая западня на всех путях его, утвердили неистовство в доме Божием 153 . Ос. 9 :9. Развратились, как во дни холма 154 : Он вспомнит неправды их и 155 отмстит за грехи их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Господь начал с того, что казалось более легким, хотя в области чуда малое и великое имеют одинаковое значение 144 . «Слепые видят и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат»; наконец, как бы в запечатление всего, сказал следующее: «мертвые воскресают» (ср. Мф.11:5 ), потому что последнее было главным делом благости Единородного, посредством которого разрушается и изгоняется зло, введенное в мир Адамом . При этом узнай то, что следует: «блажен будет, кто не соблазнится о Мне» (ср. Мф.11:6 ), каковыми словами дал ученикам Иоанна верное предостережение, дабы не соблазнялись о Нем. Если (же) некоторые возражают, что Господь ради Иоанна сказал: «блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф.11:6 ), – то отвечаем, что так как предшествующее было сказано ради Иоанна, соответственно и эта похвала высказана (также) ради Иоанна. Ибо (Господь) сказал это для того, чтобы предостеречь учеников Иоанна, а не потому, чтобы усомнился в Иоанне; и (что действительно) послал ему эту весть не потому, чтобы Иоанн ослабел в своей вере, о чем свидетельствует то, что следует (ниже). Ведь в дальнейшей речи (Господь) нигде не отвечает на вопросы, какие послал к Нему Иоанн, но после того, как ученики Иоанна ушли (обратно), «начал, – повествуется в (Евангелии), – говорить народу об Иоанне» ( Мф.11:7 ). В присутствии учеников Иоанна не хотел возвещать его славы, дабы они не подумали, что, восхваляя пред ними учителя, Он превозносит Сам Себя. «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» ( Мф.11:7–8 ). То есть разве Иоанн боялся гонителей и склонялся пред всяким (дуновением) ветра, так что некогда сказал: «вот, Агнец Божий» ( Ин.1:29 ), а потом отправил к Нему посланца (с вопросом): «Ты ли Тот, Который должен придти, или нам... ожидать другого?» ( Мф.11:3 ) – «Человека ли, украшенного мягкими одеждами?» (ср. Мф.11:8 ), – то есть знатного? Этим вторым местом изъясняется предыдущее место. Ведь что Иоанн одет быть не в мягкие одежды, об этом Писание свидетельствует в другом месте, где сказано: «одет был одеждою из верблюжьего волоса» (ср. Мк.1:6 , Мф.3:4 ). Подобным образом и (слово) трость ( Мф.11:7 ) должно принимать не в собственном смысле. Веровал он и не сомневался. Как Иоанн не был тростью непрочной, так и одет он был не в мягкие одежды. «Таковые находятся в чертогах царских» (ср. Мф.11:8 ), (а) не в пустыне. «Пророк... он, и больше пророка» (ср. Мф.11:9 ), – поскольку пророки предвозвещали явление Царя, Иоанн же один только удостоился сказать: «вот Тот, о Ком возвещали ...пророки» (ср. Мф.11:10, 13 ). Итак, если он больше пророка, то он не есть трость, ветром колеблемая.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010