Мф.17:3 ). Также Господь обличает саддукеев, которые, как иеговисты, отрицают бессмертие души: не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:31–32 ). И добавляет: Итак, вы весьма заблуждаетесь ( Мк.12:26–27 ). Ту же самую истину подтверждает и повествование о богаче и Лазаре, воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря (о котором притом Господь сказал, что он спит). Также слова Иисуса на кресте: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В своем же издании Священного Писания иеговисты переставили знак препинания после слова «сегодня», так что получилось следующее: «истинно говорю тебе сегодня, будешь со Мною когда-нибудь в раю» вместо правильного: истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Но если Господь хотел сказать: «тебе говорю сегодня», то Он бы использовал слово «ныне», как Он это сделал в других случаях (см. Ин.9:41; 14:29 ). Во время распятия Господа многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Стефан, когда был побиваем камнями, почил ( Деян.7:60 ). И в других случаях Священное Писание называет смерть сном ( Ин.11:11–13 ; 1Кор.7:39; 15:51–52 ) 62 . Вспомните апостольское чтение на погребение: мы же предупредим (т.е. «не опередим».– Пер.) усопших 63 ( 1Фес.4:15 ). Господь, умирая на кресте, возопил: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Также и первомученик Стефан 64 . К тому же душа Господа сходила в ад: [И там Господь ею, т. е. душой] находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:19 ) и мертвым было благовествуемо ( 1Пет.4:6 ), но не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления, как пророчествовал Давид ( Деян.2:31 ). Также Слово Божие нас удостоверяет, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Поэтому Павел желает отойти ко Господу ( Флп.1:21–23 ). К тому же известно, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Поистине ту радость, которою возрадуются избранные Твои, ни око не видало, ни ухо не слыхало, ни на сердце человеку она не всходила. Еще скажу: Господи! Сколько возрадуются избранные Твои? Столько возрадуются, столько возлюбят; столько возлюбят, столько Тебя познают, Господи. А столько подлинно не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку в сей жизни, сколько Тебя познают и возлюбят в той жизни. (11, с. 185.) Посредством смерти совершается правда. Но последнее – в святых мучениках, которым мучители предлагали одно из двух: или оставить веру, или подвергнуться смерти. Ибо праведные предпочитают за веру подвергнуться тому, чему первые грешники подверглись за неверие. (3, с. 292-293.) Святым мученикам вовсе не приходится гордиться, как будто бы чем-то особым, сделанным ими для приобретения того отечества, в котором ждет их вечное и истинное счастье, тем, что они по вере любви и по любви веры сражались до пролития своей крови не только за братьев, за которых кровь проливалась, но и за врагов, которыми она проливалась. (2, с. 278.) Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу; небесный – любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй – в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава – Бог, свидетель совести. Тот в славе своей возносит главу, а этот говорит Богу своему: Ты, Господи, слава моя, и Ты возносишь голову мою (Пс. 3: 4). Тем правит похоть господствования, в этом служат друг другу по любви. Тот любит в своих лучших людях свою же силу, а этот говорит: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! (Пс. 17: 2). Поэтому в том граде мудрые его, живя по человеку, добивались некоторых благ для тела или души своей, или для того и другого разом, но которые могли познать Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, ноосуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми (т. е. превозносясь под влиянием гордости своею мудростью), обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (ибо в почитании идолов этого рода были или вождями народов, или последователями), и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки (Рим 1: 21-25). В этом же граде нет иной мудрости, кроме благочестия, которое правильно почитает истинного Бога, ожидая в обществе святых, не только людей, но и Ангелов, той награды, когда будет Бог все во всем (1 Кор. 15: 28). (4, с. 63-64.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Псалом 63 1 В конец. Псалом Давида. 2 Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. 3 Ты укрыл меня от скопища лукавых, от собрания делающих неправду, 4 которые изострили, как меч, языки свои, натянули лук свой, горькое дело: 5 чтобы стрелять тайно в непорочного, внезапно подстрелят его и не испугаются. 6 Они утвердили себе лукавое слово: согласились скрытно поставить сети, сказали: " кто увидит нас? " 7 Изыскивали беззаконие, исчезли, изыскивая изыскания; подойдет человек и сердце глубоко. 8 И будет превознесен Бог! Раны от них – стрела младенцев. 9 И ослабели языки их на них, смутились все видящие их. 10 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Бога, и уразумели дела Его. 11 Возвеселится праведник о Господе и будет надеятся на Него, и будут хвалиться все правые сердцем. Псалом 64 1 В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить. 2 Тебе приличествует песнь, Боже, в Сионе, и Тебе будет воздаваться молитва (в Иерусалиме). 3 Услышь молитву мою, к Тебе придет всякая плоть. 4 Слова беззаконников превозмогли нас, но нечестия наши Ты очистишь. 5 Блажен, кого Ты избрал и принял, поселится он во дворах Твоих! Насытимся благами дома Твоего: свят храм Твой, 6 дивен правдою. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и находящихся в море далеко! 7 Ты утверждаешь горы силою Своею, препоясан могуществом, 8 возмущаешь глубину моря пред шумом волн его. (Кто устоит?) Придут в смятение народы, 9 и убоятся знамений Твоих живущие на пределах. Исходы утра и вечера Ты украшаешь. 10 Ты посетил землю и напоил её, обильно обогатил её: река Божия наполнилась водами, Ты приготовил пищу им, ибо таково устройство её. 11 Борозды её напой, умножь плоды её, от капель своих она возвеселится, возсиявая. 12 Ты благословишь круг лета благости Твоей, и поля Твои наполнятся туком. 13 Утучнеют прекрасные места пустыни, и холмы опоясаны будут радостью. 14 Овны овец оденутся, и долины в обилии умножат пшеницу. Воззовут, ибо воспоют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Разве может каким-то образом погибнуть Тот, Кто властен спасать других? Именно такой и подобал нам ( Евр.7:26 ). Это сказано грамматически правильно. Даже у хороших авторов с богатым запасом слов и выражений встречается такой оборот: «Место более высокое, чем подобало победителям» 63 . Я упомянул об этом, чтобы мы знали: апостол словам и просторечным, и изысканным предпочитает слова общеупотребительные. Апостол говорит: Такой и подобал нам Первосвященник: праведный, святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес ( Евр.7:26 ). Он – Слово, обитающее превыше небес и освещающее всё. Мы читаем, что Он по природе Помазанник Бога Отца, ибо Слово – это Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:9 ). Именно Слову Божьему принадлежит достоинство первосвященника. Описывая одежду первосвященника 64 , Моисей подразумевает Его постигаемые лишь умом одеяния. Своею силою Слово проницает мир и словно окутанный им светит во всем. Слово Божье вступило в родство с человеческим родом, восприняв плоть. Обращаясь к Господу... 65 и расточая всем неизреченную любовь духом и полнотой Своего божества. И от этой полноты мы все приняли ( Ин.1:16 ), чтобы уразуметь превосходящую разумение любовь Христову... и исполниться всею полнотой Божией ( Еф.3:19 ). Христос – Глава всего, под Его началом пребывает всё тело, соединяясь взаимно скрепляющимися связями и получая приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:16 ). Превосходящее всё Слово говорит Моисею при устройстве ковчега Завета: И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе... и сделаешь также крышку примирения ( Исх.25:16–17 ). И далее: И положи крышку примирения на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе, и Я буду оттуда открываться тебе и говорить с тобою сверху ( Исх.25:21–22 ). Это значит: оттуда, находясь превыше небес, около Отца, Я буду говорить с тобою. 4. 17. Accedamus itaque fidei suffragio subnixi et eius remigiis eleuati ad illam sedem gratiae, fugientes hoc saeculum et eius contagionem.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Совершенно сознательно в Шестодневе Моисея Солнце и Луна не именуются. Зная языческую традицию («боги – это те самые Солнце, и Луна, и планеты, и неподвижные звезды» [Цицерон. О природе богов. 2, 80]), Моисей просто говорит про светило большее и светило меньшее (ср.: Быт. 1, 16), избегая слов «Солнце» и «Луна». Тем самым он профанирует языческие святыни. Солнце отныне просто солнце, а не Ра, и Луна есть просто луна, а не Селена-Диана-Танит-Сома [ 2 ]. На современном языке он мог бы сказать: «А еще Бог создал две системы освещения: одну основную, а вторую аварийную». И результат был бы тот же: кланяться лампочкам, подвешенным над нашими головами, – как гласит инструкция, ради помощи нам, уже нет желания. Светила уже не планетарные боги. Они поставлены на службу земле. Дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им (Втор. 4, 19). Оттого в Библии отсутствуют звездные мифы. Библия дарует миру свободу, освобождает человека от астролатрии, пленения звездами. «Ахуру чтим и Мазду, Луне и звездам молимся», – бормотали язычники [ 3 ]. А Пророки возражали: Солнце и луна и звезды, будучи светлы и посылаемы ради потребности, благопослушны… Почему же можно подумать или сказать, что они боги, когда они несильны ни суда рассудить, ни добра делать людям? Итак зная, что они не боги, не бойтесь их (Посл. Иер. 59, 63–64) [ 4 ]. Еще более показательна вторая библейская лакуна. Повсюду религии, которые обрели нравственное измерение (а к числу таковых даже с самой что ни на есть «объективно-религиоведческой» точки зрения принадлежит и религия Древнего Израиля, религия Пророков), говорят о том, что человека за пределами этой жизни ждет воздаяние: злом за содеянное им зло и добром за сотворенное благо. Религии весьма по-разному определяют, что хорошо и что плохо для последующей судьбы души. У разных религий вполне разные ответы на вопрос, что именно в человеке может войти в будущее. Весьма различны и представления о том, какой будет эта грядущая, подлинная реальность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тому, кто забудет о прожитых годах, откроется красота жизни. 59. «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.» (Флп. 3:19). Трудно жить счастливо Каменистую землю тяжело вспахивать, В густом лесу не видно солнца, По высокой траве не легко ходить, Из-за множества дурных мыслей трудно жить счастливо. 60. «…Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4). Освободись от недобрых мыслей Вымоешь окна – в комнате станет светлее, Вылечишься от болезни – почувствуешь в себе новые силы, Вернешься в родной дом – в сердце придет покой, Освободишься от недобрых мыслей – увидишь свет иной жизни. 61. «…Доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс. 4:3). Корабль, мост и здание Чем больше корабль, тем меньше его качает, Чем больше мост, тем меньше на нем заторов, Чем больше здание, тем строже его архитектура, Чем чище сердце, тем меньше в нем суетных мыслей. 62. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели.» (Иак. 5:11). Истинное терпение Если стерпишь малую неприятность – найдешь малое счастье, Если претерпишь большую беду – обретешь счастье с избытком. Если в терпении упустишь самую малость – придется начинать все сначала, Истинное терпение не имеет конца. 63. «Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14). Сомнение На расшатанном верстаке неудобно работать, На пугливой лошади опасно ездить. Дерево, неглубоко пустившее корни, упадет от первого сильного порыва ветра, Человек, который сомневается, не пригоден ни к какому делу. 64. «…Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.» (Пс. 138:18). Прекрасное Прекрасное зрелище: Парящая над морем чайка, Тающее в небе облако, Далекая снежная вершина, Сияющие глаза младенца. 65. «…Буду обуздывать уста мои…» (Пс. 38:2). Укорить человека Укорить человека – все равно что: Засыпать себе глаза известью, Порезать себя ножом, Проглотить расплавленное железо, Сделать свою жизнь адом. 66. «…И стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа…» (Пс. 37:15). Удержать осуждение Удержать слова осуждения, готовые сорваться с уст – все равно что:

http://isihazm.ru/1/?id=121

1 Петр 4:12–5:5 Соборное послание Петрова первое, зачало 63. Братие, смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время. Всю печаль вашу возвергше Нань, яко Той печется о вас. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити, емуже противитеся тверди верою, ведуще, яко теже страсти случаются вашему братству, еже в мире. Бог же всякия благодати, призвавый вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, мало пострадавшыя, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь. Силуаном вам верным братом, яко непщую, вмале написах, моля и засвидетельствуя сей быти истинней благодати Божией, в нейже стоите. Целует вы яже в Вавилоне соизбранная, и Марко сын мой. Целуйте друг друга лобзанием любве. Мир вам всем о Христе Иисусе. Аминь. 1 Петр 5:6–14 СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ ВТОРОЕ ТОГОЖДЕ СВЯТАГО АПОСТОЛА ПЕТРА. Соборное послание Петрова второе, зачало 64. Симон Петр, раб и посланник Иисус Христов, равночистную с нами получившими веру в правде Бога нашего и Спаса Иисуса Христа, благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего. Яко вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, подана разумом Призвавшаго нас славою и добродетелию. Имиже честная нам и великая обетования даровашася, да сих ради будете Божественнаго причастницы естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли. И в самое же сие, тщание все привнесше, подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. Сия бо сущая в вас и множащаяся, не праздных ниже безплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание. Емуже бо несть сих, слеп есть, мжай, забвение приемь очищения древних своих грехов. Темже паче, братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити. 2 Петр 1:1–10 Соборное послание Петрова второе, зачало 65. Братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-n...

21. И сказал: наг я вышел из чрева матери своей, наг и возвращусь туда (в недра матери – земли); Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно 61 ! 22. При всём этом не согрешил Иов, и не произнёс ничего глупого против Бога 62 . Глава II Болезнь Иова Ст. 1. Случилось в один день; пришли сыны Божии предстать пред Иеговою и пришёл туда сатана среди них предстать пред Иеговою. 2. И сказал Иегова сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Иегове и сказал: я скитался по земле и обошёл её. 3. И сказал Иегова сатане: обратил ли ты внимание своё на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле, – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока; доселе он держится добродетели, a ты раздражал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 63 4.И отвечал сатана Иегове и сказал: кожу за кожу и всё, что есть у человека, он отдаст за душу свою. 64 5. Но простри-ка Свою руку и коснись костей его и плоти его; не скажет ли он Тебе в лицо: прощай. 65 6. И сказал Иегова сатане: вот он в руке твоей; только душу его сохрани. 66 7. И ушёл сатана от лица Иеговы и поразил Иова лютою проказою от подошвы ног его по самое темя. 8. И он взял себе черепок, чтобы скоблить себя им, а сам сидел посреди пепла. 67 9. И сказала ему жена его: ещё ли ты держишься добродетели своей? Простись с Богом и умри. 68 10. Но он сказал ей: ты говоришь так, как говорит какая-нибудь безумная. Итак, добро мы хотим принимать от Бога, а зло не хотим? При всём этом не согрешил Иов устами своими 69 . Прибытие к Иову трех друзей его 11. И услышали три друга Иова о всех сих бедствиях, постигших его, и пришли каждый от места своего, Елифаз Феманский, Валдад Савхейский и Софар Нааматский. Они собрались вместе, чтобы идти сетовать с ним, и утешать его. 70 12. И подняли глаза свои издалека и не узнали его; и подняли голос свой и зарыдали и раздрали каждый одежду свою и бросали пыль к небу над головами своими 71 , 13. и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, и никто не говорил ему ни слова; ибо видели, что печаль его весьма велика 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

2 . Следующее письмо раскрывает образ жизни другой группы людей с другими обычаями. Итак, Он говорит: знаю твою нищету и дела (впрочем ты богат) 56 . Ибо Он знает, что в них сокрыты таковы богатства. [Говорит] и о умалении иудеев, о которых Он утверждает, что они не иудеи, а сборище сатанинское, потому что их связывает антихрист. Он говорит, чтобы они претерпели даже до смерти, и: претерпевший не потерпит вреда от второй смерти 57 , то есть не потерпит наказания в аду. 3 . [Далее] Он показывает, что третий разряд святых составляют мужи сильные, которые не боятся преследования. Однако, поскольку среди них есть некоторые, которые склонны к недозволенным устремлениям, Он говорит: сражусь с ними мечом уст Моих 58 , то есть Я скажу, что Я заповедовал и сравню с тем, что вы сделали. Ибо учение Валаама, который научил послать соблазн пред лицем сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали 59 , ибо он дал этот совет царю Моавитскому и так ввел в соблазн народ. Так, – говорит, – и у тебя есть держащиеся учения 60 и под предлогом милосердия бесчестящие других. Побеждающему дам вкушать от сокровенной манны 61 . «Сокровенная манна» – это бессмертие. Белый камень – усыновление через Сына Божия. Новое имя, то есть христианское. 4 . Четвертый разряд изъявляет достоинство верных, ежедневно трудящихся и творящих большие дела. Но Он также уличает и показывает, что и там есть люди, легко допускающие в общение [с Церковью ] беззаконных, и ищущие новых пророчеств. Он также предостерегает прочих, кому не нравится, что это происходит, и которые знают бесстыдство врага и какими злодеяниями и уловками он ищет навести погибель на главу верных. И поэтому говорит: не наложу на вас иного бремени 62 , то есть: «Я не дал вам правил закона и тяжестей», – а это и есть другое бремя, – только то, что имеете, держите, пока приду. Кто победит, тому дам власть над народами 63 , то есть «поставлю Его судьей среди прочих святых», и дам ему звезду утреннюю 64 . Этим Он обещает первое воскресение. Ибо утренняя звезда изгоняет ночь и возвещает свет, то есть начало дня. Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

2Пар.28:16 .  В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему, 2Пар.28:17 .  ибо Идумеяне и еще приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен; 2Пар.28:18 .  и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от нее города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там. 2Пар.28:19 .  Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом. 2Пар.28:20 .  И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему, 2Пар.28:21 .  потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе. О набегах на Иудею идумеян и филистимлян при Ахазе также определенно говорит лишь 2 Паралипоменон. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении ( 4Цар.16:6 ): об отнятии идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пророка Исайи ( Ис.14:28–29 ). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, в юго-западной его части, на границе с землей Филистимской. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается «Гимзо», LXX: Γαμζ, (также Γαμεζα, Γαμζα), Vulgata: Gamzo, слав.: «Гамзон» – город восточнее Лидды теперь Gimzu (Robinson, Palastina, III, 271). «Вефсамис» – о положении этого священнического города см. комментарии к ( Нав.15:10 ; 1Цар.6:9 ; 3Цар.4:9 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 92, 239–240, 379–380. О положении левитского города «Аиалона» (в колене Дановом) см. комментарии к ( Нав.10:12,19:42 ), «Толковая Библия», т. II, с. 117 и 63–64. «Гедероф» или Гедера – ныне деревня Катра или Гадра, ср. ( 1Мак.15:39,16:9 ) и комментарии к ( Нав.15:36 ), «Толковая Библия», т. II, с. 96; ср. Guerin, Iudee II, p. 35 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010