Теософка – не уничижительный эпитет. Рерихи, для которых вообще было характерно поразительное нечувствие русского языка, употребляли это словечко (напр.: «Вы, как давняя теософка…» – Рерих Е. И. Письмо В. А. Дукшта-Дукшинской от 27.4.37//Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 2. М., 1996, с. 303), не замечая, что звучит оно скорее обзывательски. 158 Рерих Е. И. Письма 1929 – 1938. Т. 1. Минск, 1992, с. 439. 159 Рерих Е. И. Письма 1929 – 1938. Т. 2. Минск, 1992, с. 12. 160 Блаватская же отказывает Христу даже в этом. Для неё Иисус – просто человек. 161 Тареев М. М. Христианская философия. ч. 1. Новое богословие. М., 1917, сс. 31 – 32. 162 Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. 6,3.//Творения. Ч. 6. – М., 1863. С. 52. 163 См. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, сс. 76-77. 164 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М…1987, с. 132. 165 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М…1987, сс. 180-182. 166 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 2. Ленинград, 1935, С. 132. 167 Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991, с.162. 168 Разрушенный в 146 г. до н.э. Карфаген был вновь заселён при Цезаре – в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован. 169 Ханаан – самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это – Фарсис (см. Ис. 23,1,6,10,14). 170 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 1. Ленинград, 1935, С. 162. Подробнее – т. 2, сс. 17-18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иис. Н. 6, 25: «В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своём он положит основание его и на младшем своём поставит врата его». Ср. 3 Цар. 16, 32-34: «И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своём Авираме он положил основание его и на младшем своём сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Иисуса, сына Навина». 171

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Ты, Господи, пребываешь, во веки» (Плач. 5, 19). «свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8). Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено «по повелению вечного Бога» (Рим. 14, 25). 2.3.3.2. Вездесущие (Вездепристуствие) Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» (Пс. 138, 7-10) Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Все отстоит от Бога не местом, а природой» [ 158 ]. «Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности» [ 159 ]. Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству» [ 160 ]. Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются: — небеса (Пс. 113, 24); — храм (3 Цар. 9, 3); — человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2 Кор. 6, 16). Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые «святые места». Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия» [

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Что касается собрания животных к Ною, как потоп и относящееся к тому действие естественных сил происходили по непосредственному действию изволения Божия: то по тому же действию и самые дикие животные могли собраться к Ною, который в непорочности своей представлял образ первобытного совершенства, могли собраться, как к своему домовладыке и блюстителю. В Писании не нет примеров, где в известных случаях, по воле Божией, являются те или другие животные для пользы ( Ис.1:16,13 ; Чис.11:31 ) или наказания человека ( Чис.21:6 ; 4Цар.17:25–26 ; Ин.2:25 ). 2-я Паремья 160 на Веч. Втор. 3-й Н. В. П. Прит. 8:32–36, 9:1 –11 «32. И так дети, послушайте Меня, и блаженны те, которые будут следовать по путям моим. 33. Слушайте мое наставление, будьте разумны, и не преступайте его. 34. Блажен тот человек, который слушает меня, бодрствуя у ворот моих всякий день и наблюдая вход дверей моих. 35. Ибо кто находит меня, тот находит жизнь и приобретает благоволение у Иеговы. 36. А кто противится мне, тот делает зло душе своей, те, которые не любят меня, любят смерть. Гл. 9-я 1. Премудрость построила себе дом, вытесала к нему семь столпов. 2. Заколола у себя скота, растворила вина и приготовила стол свой. 3. Потом, пославши рабынь своих звать, возглашает с высоких мест города. 4. Ступай сюда всякий необразованный и всякому неразумному говорит. 5. Ступайте, ешьте мой хлеб и пейте вино, которое я растворила. 6. Оставьте безумие, живите и ходите право путем разума. 7. Кто учит наглого, тот принимает бесчестие, и кто обличает развратного, тот навлекает на себя поношение. 8. Не обличай наглого, чтобы он не возненавидел тебя. Дай наставление умному, и он полюбит тебя. 9. Дай совет умному, и он будет еще умнее; поучи человека правдивого, и он вдвое будет разумнее. 10. Начало премудрости есть благоговение пред Иеговой, и разумение Святейшего 161 есть животворное ведение. 11. Ибо чрез меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни». Первая половина ( Прит.8:32–36 ) Паремьи содержит заключение предыдущей; в ней делается увещание учащимся мудрости, чтобы слушали и хранили наставления Мудрости и приобретали счастье жизни и благоволение Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Что одежды дня очищения не были обыкновенные, священнические одежды, на это указывает то, что они называются священными. Правда, и другие одежды называются священными ( Исх.28:24; 29:29; 35:21; 40:13 ). Но одежды дня очищения были священными преимущественно перед другими одеждами, так как в них первосвященник приближался пред лице Господне. Название одежд дня очищения священными произошло, может быть, от того, что они хранились (16:23) в скинии собрания, 158 или, может быть, от того, что они приготовлялись на средства скинии, и притом в самой скинии. 159 Прежде, чем надевать льняные одежды дня очищения, первосвященник должен был омыть тело свое. «И пусть омывает он, читаем в 14 ст., тело свое водою и надевает их». Омовение имело важное значение в обрядовом законе Моисея, поэтому под страхом смерти предписывалось непременно соблюдать его. Аарон и сыновья его должны были омываться при всяком вступлении в скинию и принесение жертвы. «Умовение рук, которыми священнослужители касались священных вещей и отправляли священные действия, и ног, которыми они ступали во святилище, как телесное очищение, было образом внутренней чистоты, символом освящения сердца, и потому именно неисполнение его влекло за собою смерть». 160 Умовение, как символ внутренней, нравственной чистоты, особенно было естественно и даже необходимо в день очищения, когда первосвященник входил в святое святых, где не могло быть ничего порочного, нечистого. Согласно свидетельству 16 гл., первосвященник два раза омывался в день очищения. Первый раз пред надеванием белых, льняных одежд (ст. 4), а второй раз пред надеванием обыкновенных своих торжественных одежд, которые он надевал для принесения всесожжения за себя и всесожжения за народ (ст. 24). Но иудейское предание единогласно говорит, что первосвященник омывал свое тело в день очищения не два раза, а пять раз, и кроме того, десять раз умывал только руки и ноги. 161 Все тело свое первосвященник омывал при всякой перемене одежд. 162 А так как он, по преданию, надевал золотые одежды три раза, именно, для совершения утренних жертвоприношений, для принесения жертвоприношения за себя и за народ (26:24), и затем для совершения вечерних жертвоприношений, a белые одежды два раза для совершения церемоний дня очищения, и затем для того, чтобы взять кадильницу из святого святых, то, понятно, он должен был пять раз омывать свое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Эта теория подразумевает, что перед большим взрывом действовали такие супер силы гравитационного отталкивания, которые были настолько мощные, что они развивали скорость в несколько сот тысяч раз больше скорости света, что противоречит всем известным теориям. Но говорится, что тогда была другая ситуация. А их никто никогда не видел. А иначе и математика не работает. Это вещи которые заведомо не проверяемые. 156. Как опровергается теории происхождения человека от обезьяны? И Библия специально показывает не подобие человека и животных, чтобы человек не пытался приводить животных в свои предки: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт.2:20 ). Наименование животных предков – это тинизм, старое языческое заблуждение, когда человек производил себя из разных татемов. 157. Откуда берутся лжеученья? Разум у человека после грехопадения заболевает и болезнь усиливается, поэтому человек зная, предпочитает не знать. Так возникает язычество, человек имеет знания, но начинает их искажать. Все современные ереси имеют туже природу. 158. Какие причины имеют болезни? Болезнь имеет три причины: 1) Наказание за грехи. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). 2) Показание могущества Господа. «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:2–3 ); «Господь сказал: кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь?» ( Исх.4:11 ). 3) Для спасения человека – вся книга Иова Многострадального. Здесь Бог как тренер учит человека. Это не жестоко, так как кратковременно, и для нашего блага и спасения. 159. Какие доказательства в св. Писании, что Иисус послан Богом Ветхого Завета? В Новом Завете 276 ссылок на Ветхий Завет . Бог в Ветхом Завете предсказывал появления Сына Божия. Сам Господь говорил: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:45–46 ). 160. От кого зависят судьбы народов?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

62. Мышенской_______________________________25. 63. Никольской в Дреглех _____________________160. 64. Егорьевской в Нелбочах ___________________140. 65. Кременицкой_____________________________120. 66. Воскресенской в Лучанех __________________230. 67. Петровской в Мелегижи ____________________200. 68. Егорьевской на Кожеле _____________________200. 69. Егорьевской в Кувушах _____________________260. 70. Климецкой в Колбячах______________________220. Стан Сененской: 71. Никольской на Паше озере __________________250. 72. Волотовской________________________________3. 73. Петровской на Холыни______________________15. 74. Пречистенской Боженской___________________25. 75. Петровской на Кунине _______________________5. 76. Покровской на Хуцах_______________________100. 77. Коломенской на Мсте_______________________100. 78. Никольской в Пелушах _____________________260. 79. Никольской в Шуго-озере___________________220. 80. Никольской Волок Хотеславль _______________250. 81. Михайловской на Черной ___________________300. Всего в Обонежской Пятине 79 погостов. IV. В Вотской Пятине: 1. Григорьевской Креченевской__________________3. 2. Никольской на Пидьбе _______________________4. 3. В Заверяжье________________________________20. 4. Егорьевской Лугской________________________30. Ям Гдитской: 5. Дмитриевской Гдитской _____________________50. 6. Спасской на Оредежи _______________________50. 7. Сабельской________________________________40. 8. Успенской Хрепельской_____________________40. 9. Косицкой _________________________________50. 10. Никольской Передольской __________________60. 11. Дмитриевской Городенской _________________60. 12. Никольской Бутковской ____________________50. 13. Город Яма, и Ямское окологородье __________170. 14. Ополецкой в Чуду_________________________160. 15. Никольской Толдожской ___________________160. 16. Каргальской______________________________150. 17. Егорьевской Радчинской ___________________160. 18. Город Копорье на реке Копорье _____________150.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Hostes autem unius catholicae ecclesiae, in qua nos sumus..., qui apostolis successimus Иероним: Apud nos apostolorum locum tenent episcopi Omnes episcopi apostolorum successores sunt Августин: In apostolorun loco constituit nos Мы могли бы привести еще много свидетельств из святоотеческой литературы, показывающих, что епископская власть в церкви потому законна, что хранит непрерывную преемственность от Апостолов, или апостольских учеников, по настоящее время. Символическое учение об этом нашей церкви изложено в 10 члене Послания восточных патриархов. Оно же имеет решающую силу и ныне в православной церкви, как только поднимается вопрос о том, признать ли, или не признать священство того или другого иноверного религиозного общества, как мы это видели в толковании 47 Ап. правила. Примечания 1. Толкование 6 правила II всел. собора в Аф. Синт., II,182. 2. Аф. Синт., II,252. 3. Номоканон в XIV тит., XII,2 (Аф. Синт., I,261). Алф. Синт. М.Властаря, А,2 (Аф. Синт. VI,74). 4. Аф. Синт., II,183. 5. Аф. Синт., III,199. 6. De schismate donatistarum, I,11 [Migne, s.l., t.11, col.906]. 7. Hom. 11 in epist. ad Ephesios [Migne, s.g., t.62, col.79 и сл.]. 8. Ср. о римско-католиках в толковании 95 трулльского правила (см. m.I, стр.589-591). 9. Epiphan., Наег. 46 (al.66) [Migne, s.g., t.42, col.29 и сл.]; Cyrill. Hierosol., Cat.6 [Migne, s.g., t.33, col.572-80, 593-604); Photii contra Manichos, lib.IV [Migne, s.g., t.102, col.177 и сл.]. Ср. Walch, Historie der Ketzereien, I,685-875; Neander, Geschichte der christl. Religion, II,186 и сл. 10. Epiphan., Haer. 22 (al.72) [Migne, s.g., t.41, col.695 и сл.]; Tertull., Adver. Marc. [Migne, s.l, t.2, col.246 и сл.]. Cp. Walch, I,488 и сл.; Neander, II,160 и сл. 11. Epiphan., Haer. 31 [Migne, s.g., t.41, col.473 и сл.]; Clem. Alex., Stromat. VII,17 [Migne, s.g., t.9, col.546 и сл.]. Cp. Walch, I,335 и сл.; Neander. II,105 и сл. 12. Epiphan., Haer. 27 (al.47) [Migne, s.g., t.41, col.849 и сл.]. Ср. Walch, I,437; Neander, II,160. 13. Epiphan., Haer. 26 (al.46) [Migne, s.g., t.41, col.835 и сл.] et haer. 41 (al.61) [Migne, s.g., t.41, col.1039 и сл.]. Cp. Walch,I, 440; Neander, II,157 и сл. 14. Theodoret., Haer. fabul. I,20 [Migne, s.g., t.83, col.369 и сл.]. Cp. Walch, I,437; Neander, II,160. Назывались еще и саккофоры (Василия Вел. прав. 47), ибо всегда одеты были в некий мешок, с целью показать, что они всю жизнь проводят в покаянии. 15. Ср. 10 гл. Послания восточных патриархов. 16. Ad Corinth. I,44. Ed. Hefele [p.114-116]. 17. Euseb., Hist. eccl. IV,22 [Migne, s.g., t.20, col.377 и сл.]. Cp. Hier., De vir.ill. c.22 [Migne, s.1., t.23, col.639 и сл.]. 18. Iren., Contra haeres. III, c.3,1 [Migne, s.g., t.7, col.848]. 19. Там же, IV, c.26,2 [Migne, s.g., t.7, col.1053-4]. 20. Там же, IV, c.33,8 [Migne, s.g., t.7, col.1077].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1329...

37. Ясенской______________________________120. 38. Воскресенской на Поручье________________75. 39. Коломенской___________________________180. 40. Чертицкой______________________________40. 41. Облуцкой______________________________150. 42. Вышегородской_________________________150. 43. Илеменской____________________________100. 44. Решенской______________________________80. 45. Шнятинской____________________________65. 46. Свинорецкой____________________________55. 47. Струпинской____________________________50. 48. Любынской_____________________________55. 49. Доворецкой____________________________55. 50. Смолинской____________________________70. 51. Жедрицкой____________________________160. 52. Никольской и Всоцкой__________________150. 53. Карачуницкой__________________________125. 54. Славятинской___________________________80. 55. Коломенской___________________________80. 56. Паозерской_____________________________15. 57. Сутоцкой_______________________________20. 58. Медвецкой_____________________________45. 59. Сабельской_____________________________40. В Залесской половине. 60. Косицкой______________________________60. 61. Быстревской___________________________150. 62. Лосицкой_____________________________140. 63. Павской_________________ _____________90. 64. Дубровенчкой_________________________110. 65. Дремяцкой____________________________80. 66. Щепецкой____________________________160. 67. Которской____________________________110. 68. Бельской_____________________________160. 69. Ямской уезд___________________________180. 70. Иван город и Иван-городской уезд________200. Всего в Шелонской Пятине 69 погостов, да 4 города. И того во всех пяти Пятинах Новгородского Уезда: 358 Погостов, 13 Волосток, 5 Слободок и 11 Городов. 2 Bilmarc. Histor. Reg. Holmgarditorum Aboæ. 1766 p. в. – Гаральд, Норвежский Принц воспитывался при Дворе Ярослава. 5 Статистический Журнал, издаваемый с 1808 года в С.-Пб. Карлом Германом. Том 1, часть 2, напечат. 1807, стр. 14, 15, 16 и 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Аз-Зухри сообщает, что Убайдаллах вступил в переговоры с My'abueй лишь после того, как узнал о намерении Хасана отречься. Кайс же, по его словам, принял от My'abuu чистый лист с предложением вписать любую сумму вознаграждения; от денег Кайс отказался и вписал в чистый лист условие не преследовать и не ущемлять права сторонников Али [Таб., II, с. 7–8]. 325 Динав., с. 231. По другим данным, Хасан к моменту подписания соглашения еще не оправился от ранения [Йa'k., т. 2, с. 255]. 331 Куфи, т. 4, с. 159–160. У ад-Динавари несколько иные условия. 1) никого из иракцев не будут преследовать; 2) Хасан будет ежегодно получать харадж Ахваза, а Хусайн – по 2 млн. дирхемов; 3) хашимиты будут иметь преимущество перед абдшамс в жалованье и руководстве молитвой [Динав., с. 231]. Ат-Табари приводит условия в двух случаях, и в обоих говорится только о 5 млн. дирхемов [Таб., II, с. 3]. 335 Так у ал-Куфи (т. 4, с. 160); согласно ал-Исфахани, воины Кайса предпочли атаковать сирийцев и загнали их в лагерь [Исфах., М., с. 42] Аз-Зухри же сообщает, что Кайс заключил в Маскине договор с My'abueй и тот предоставил ему карт-бланш [Таб., II, с. 8]. 336 Наиболее полная дата – воскресенье 21 paбu' I 41/25 июля 661 г. – восходит к ал-Хорезми [Илья, с. 141], что согласуется с одним из сообщений ат-Табари о вступлении My'abuu в Куфу 25 paбu' I или джумады I [Таб., II, с. 7]; разница в четыре дня между 21 и 25 paбu' I может объясняться временем, которое потребовалось My'abuu на дорогу от Анбара до Куфы (160 км). Другие даты: передача власти в середине джумады I [И. Абдалбарр, с. 144], заключение договора в paбu' II и вступление в Куфу 1 джумады I [Таб., II, с. 9], заключение договора в paбu' II или джумаде I [Халифа, с. 187]. Совершенно невероятная дата – присяга в Куфе в зy-л-ka'дa 40 г.х. [Йa'k., т. 2, с. 256]. Если эта дата имеет какую-то связь с реальностью, то может относиться либо ко времени выступления My'abuu в поход, либо к возвращению его из Куфы (с ошибкой на один год), последнее тем более вероятно, что восстание Фарвы также отнесено к 40 г.х. [Йa'k., т. 2, с. 257].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1. Col. 336C; р. п.: C. 160); христианин не должен служить двум господам (ibid. 6//PG. T. 1. Col. 336C; р. п.: C. 160); 2) мысль o близкой кончине мира и тленности мирских утех, и о вечных наградах праведным (ibid. 19//TLG. 1271; р. п.: С. 405). Мораль 2 Клим. несложная. Автор много настаивает на необходимости исполнения заповедей Божиих (ibid. 3; 6; 8//PG. T. 1. Col. 333–341; р. п.: C. 159–162) и важности добрых дел (ibid. 4; 6//PG. T. 1. Col. 333–337; р. п.: C. 159–160), между которыми он особенно выдвигает милостыню, пост и молитву (ibid. 16//TLG. 1271; р. п.: C. 404), отдавая решительное предпочтение первой. Христология 2 Клим. отличается ясным учением о божестве Иисуса Христа, излагаемым в самом начале проповеди. «Братия! – говорится здесь, – об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и Судии живых и мертвых». Божественное достоинство Христа при этом освещается с сотериологической точки зрения: мы должны веровать в божество Христа потому, что только оно одно и является порукой нашего спасения: «если мы мало думаем о Христе, то и получить надеемся мало» (ibid. 1//PG.T. 1. Col. 329А; р.п.: С. 157). Ясное учение о божестве Христа содержится и в других местах проповеди. Автор 2 Клим. приводит слова Христа Спасителя ( Лк. 6:32:35 ), как слова Бога (ibid. 13, 4//TLG. 1271; р.п.: С. 402), выводит его говорящим в Ветхом Завете (ibid. 3//PG. T. 1. Col. 333B; р. п.: C. 159; 13, 2; 17:4). Христа до Воплощения (подобно Ерму) он называет Духом (ibid. 9//PG. Т., 1. Col. 341В; р. п.: С. 162) и учит, что Господь «хотя прежде был Духом, но соделался плотью и таким образом призвал нас». При всём том христология 2 Клим. не без недостатков. Предсуществующий духовный Христос является здесь соединённым в брачную пару с Церковью (ibid. 14, 2//TLG. 1271; р. п.: C. 402), наподобие гностических эонов, причём к этой паре применяются слова о создании мужа и жены. Учение о Церкви ещё более поражает своею странностью: оно изложено в трудном для понимания отрывке (ibid. 14//TLG. 1271; р.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010