Агг.2:4 . И ныне укрепляйся, Зоровавелю, глаголет Господь, и укрепляйся, Иисусе, сыне Иоседеков, иерею великий, и да укрепляются вси людие земли, глаголет Господь [Вседержитель], и творите: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель. С евр: «но ободрись ныне, Зоровавель, говорить Иегова, ободрись Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! Ободрись весь народ земли, говорит Господь, и производите работы; ибо «Я с вами, говорит Господь Саваоф». Не без причины, конечно. Св. пророк говорил Иудеям предыдущее, сии и следующие слова, приводя разные побуждения неленостно продолжать начатые работы. Может быть, Иудеи, видя, с одной стороны, громадность предприятия, с другой – скудость сил и средств, теряли надежду благополучно кончить работы; может быть, боялись и внешних врагов, которые, особенно Самаряне, всячески старались воспрепятствовать постройке храма. Как бы то ни было, а требовались новые убеждения. Потому, Бог чрез пророка утешает, одобряет, оживляет усердие к продолжению работ. Не бойтесь, говорит Он всем, трудностей постройки храма, будьте тверды в своем желании, укрепляйте силы той мыслью, что Я с вами; Я ваш помощник, защитник и покровитель, а потому мужественно продолжайте свои работы по созиданию храма. В свое время Бог вразумлял Зоровавеля чрез Захарию пророка, что Зоровавель построит храм не своею силою, а Божиею: след. не следует страшиться никаких врагов и препятствий. (См. Зах. 4:6 ) Агг.2:5 . Слово, еже завещах с вами, егда исходисте из земли Египетския, и Дух Мой настоит посреде вас: дерзайте, зане сице глаголет Господь Вседержитель. С евр: «завет Мой, который Я заключил с вами, при исшествии вашем из Египта, и Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» Новое побуждение с упованием на Бога строить храм! Господь Бог , по изведении Евреев из Египта, из этого дома работы, благоволил вступить с ними в завет и, по силе сего завета, быть для Евреев всегдашним Благодетелем, помощником и даже чудотворцем: ибо Господь так говорил тогда Моисею: «вот, Я заключаю завет: пред всем народом, твоим (Еврейским) соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди котораго ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя» ( Исх. 34:10 ). «Если... будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:5, 6 . Сн. Втор. 7 – Иер. 7:22, 9:4, 23:11 ). По силе этих и подобных обещаний, говорит Господь, всесвятый Дух Мой и доселе «настоит», т. е. постоянно находится среди вас, именно Дух милости и щедрот, Дух помогающий, укрепляющий и спасающий. А потому »дерзайте», не бойтесь, смело, с упованием на Меня, продолжайте свои работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (ср.: Зах.1:3 ; Флп.2:12 ; Еф.2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, жаждут, и наготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ; ср.: Ис.55:1 ; Ис.12:3 ; Иоиль.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпаюшие ее из источников спасения ( Ис.55:1 ; ср.: Ис.21:3 ; Ис.40:29–31 ). Ту же истину выразил Господь наш в Ин.15:1–7 . Он назвал себя там «виноградной лозой», а учеников своих «ветвями». И сказал Господь: «пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин.15:4 ). Ясно, что людям необходимо быть в теснейшем единении со своим небесным учителем, чтобы преуспевать в добре. Кто же «не пребудет» со Христом, «извергнется вон, как ветвь, и засохнет» ( Ин.15:6 ), несмотря на то, что Господь пролил кровь свою «во оставление грехов» всего мира ( Мф.26:28 )). Подобным образом Ап. Павел сравнивает людей в их естественном, безблагодатном состоянии с «дикой маслиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Писания находим слова: правда и суд Божии, блаженство и спасение, спасение и мудрость – употребленными как слова одного значения. Так читаем: «Высок Господь, живущий в вышних: Он наполнит Сион судом и правдою и настанут безопасные времена, изобилие спасения, мудрости и ведения» ( Ис.33:5–6 ); далее, – пророки в словах о пришествии Христа Спасителя говорят: «торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроток; ... и Он возвестит мир народам и владычество Его будет от моря до моря» ( Зах.9:9–10 ); «...скажите дщери Сиона, грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» ( Ис.62:11 ). «Из этих сопоставлений следует прямой вывод что явление спасения есть для человека и явление Божественной правды, правосудия, т.е. откровение неизменной (т.е. праведной) воли Божьей, раскрытие неизменного, вечного нравственного закона; Христос здесь называется Спасителем, уже как указатель способа к нравственному преуспеянию человека и цели нравственного совершенства. И подзаконные праведники с наименованием Бога своим Спасителем и ожидали исполнения Божией правды, откровения праведных судов Божиих ( Ис.49:23, 60:16 ), ожидали Того, кто сообщит людям волю Божию, у Кого препоясанием чресел будет правда и препоясанием бедер – истина и земля будет тогда наполнена ведением Господа ( Ис.2:5–9 ). Но это откровение Богом истины людям еще выражается особым библейским понятием: утешение. Истина делает человека свободным и блаженным ( Ис.61:1 ); вера в правду Божию и истину утешает всех сетующих ( Ис.61:2 ), в этом смысле и Спаситель Христос называется радостью для людей ( Лк.2:10–11 ), проповедником лета Господня приятного ( Лк.4:18 ); как открывающий значение земных страданий вообще и, в частности, страданий праведников, одинаково с нечестивыми страдающих вследствие своего греха и общих условий жизни грешного человеческого общества, среди которого живут и праведники. Бог именуется Отцом милосердия и Богом всякого утешения, утешающим в скорби ( Ис.51:12 , 1Кор.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

4 . Каждая душа, облеченная в человеческое тело, имеет свою «скверну». Но должно тебе знать, что Иисус осквернился по Своей воле, ибо принял человеческое тело ради нашего спасения. Послушай пророка Захарию, который говорит: «Иисус же одет был в запятнанные одежды» ( Зах.3:3 ). Этими словами он опровергает высказывания тех, кто утверждает, что у Господа нашего было не человеческое тело, а небесное или духовное. Но если Его тело имеет небесную или, как они ошибочно утверждают, звездную или какую-либо другую совершенную и духовную природу, то пусть объяснят, как духовное тело может запятнаться, или дадут свое толкование стиха, который мы только что прочитали: «Иисус же одет был в запятнанные одежды». Но если они считают, что «запятнанные одежды» означают духовное тело, то тогда им следует утверждать, что исполнилось сказанное в пророчестве, то есть «сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:44 ), что мы воскресаем запачканными и запятнанными. Грех – думать так, особенно принимая во внимание, что в Писании сказано: тело «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). 5 . Итак, должно было за нашего Господа и Спасителя, Который «одет был в запятнанные одежды» и воспринял земное тело, принести предписываемые законом жертвы, чтобы омыть скверну. Часто у братьев возникает вопрос, и здесь я снова обращусь к нему. Младенцев крестят «для прощения грехов». Каких грехов? Когда они согрешили? И какое иное объяснение крещального омовения можно применить к детям, кроме того, о котором мы говорили выше? «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14:4 ). В таинстве крещения скверна рождения смывается, и поэтому крестят и младенцев, ибо «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). 6 . Сказано: «Когда исполнились дни очищения их…» ( Лк.2:22 ). Исполнились дни и таинственно. Ибо не тотчас после рождения душа очищается, не может она обрести совершенное очищение и в самом рождении, но как записано в законе: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста… и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих» ( Лев.12:2, 4 ); но так как «закон духовен» ( Рим.7:14 ) и имеет «тень будущих благ» ( Евр.10:1 ), то мы можем понять, что истинное очищение наступит в конце времен. Я думаю, что и после воскресения из мертвых нам необходимо будет таинство очищения, чтобы омыться – ибо никто не сможет воскреснуть, не имея на себе скверны, – и ни одна душа сразу не освободится от всех пороков. Поэтому таинство крещения состоит в перерождении; и как Иисус согласно устроению плоти был очищен жертвой, так и мы очищаемся духовным перерождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Ибо она остается лишенною и крепости спасающего и жителей ее. Оставлена же будет так, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, и как осажденный город. Поставленные быть стражами виноградников, когда еще не выдавлены виноградные ягоды, сохраняют их в возможно большей безопасности и устрашают хищников, желающих срывать их, и прогоняют разных животных. Точно так же обыкновенно поступают и сторожа овощных гряд или их хозяева. Когда же бывают собраны виноградные ягоды и истоптаны, и когда сняты бывают овощи с гряд, тогда жилище сторожей, наконец, оставляется. И те, которые оставляют свои собственные шалаши, дают свободный доступ тем, которые желают пользоваться остатками. Пророческое слово учит нас, что то же самое совершилось и в несчастном Сионе. Ибо пока он имел плоды правды, Бог удостаивал его безопасности, охранения и всякого милосердия. Поэтому он и сказал: Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его ( Зах.2:5 ) И блаженный Давид поет: Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля ( Пс.120:4 ). Пока Израиль был виноградником Господа Саваофа, он был охраняем и удостаиваем защиты. Но он породил терния и предан был Богом тем, которые привыкли поступать неправедно. Ибо Господь говорит: отъиму ограждение его, и будет в разграбление: и разорю стену его и будет в попрание. И оставлю виноград мой, и ктому не обрежется, ниже покопается ( Ис.5:5,6 ). Поэтому опустошал его лесной вепрь и пожирал его дикий осел, потому что Бог забыл о винограднике и оставил его, как учит Спаситель говоря: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные к тебе, коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте? Се оставляется вам дом ваш пуст ( Мф.23:37,38 ). Об этом Он предвозвестил также и чрез пророка, говоря: Оставих домои мои, оставих достояние мое, дах возлюбленную душу мою в руки врагов ея. Бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свои: сего ради возненавидев е ( Иер.12:7,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ис.48:10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. «Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» ( Ис.1:25 ) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3 ). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена ( Ис.42:25 ). Ис.48:11 . Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; Ср. Ис.44:22 ; Ср. Иез.20:14 ; Иез.36 и др.). «Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля. Ис.48:12–15 . Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9 ; Ис.42:6 ), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4 ; Ис.43:10 ; Ис.44:6 ), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. Ис.40:22, 26, 28 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12, 18 ), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. Ис.43:9 ; Ис.45:18–20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср. Ис.44:28 ; Ис.45:1–7 ; Ис.46:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4) Св. Писание указывает на определенное время для постов: Лев. 16:29 ; Зах. 8:19 ; Деян. 27:8–9 . 5) Пост должен быть телесный и духовный: Ис. 58:6–7 ; Пс. 34:13; 68:11 . 6) Конечная цель постов: 1Кор. 9:24–27 . Об отмене субботы и почитании воскресного дня «Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой–нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе». ( Кол. 2:16–17 ). Слово «суббота» по–еврейски значит «покой» 25 . Господь повелел евреям, уже после выхода из Епипта, праздновать этот день, как для напоминания о седьмом дне, в который Господь почил от дел Своих после сотворения всего мира ( Быт. 2:2–3 ; Исх. 20:11 ), так и, в особенности, для напоминания евреям об избавлении их Богом от рабства Египетского ( Втор. 5:13–15 ). Мы, христиане, тоже празднуем седьмой день недели, но не ветхую еврейскую субботу, а новую христианскую, – празднуем мы «день воскресный», когда совершилось новое творение человека: «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17  и Гал. 6:15 ), «ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе» ( Еф. 2:10 ); празднуем не субботу, а воскресение, ибо в этот день мы избавлены не от Египетского рабства, в котором ни мы сами, ни отцы наши никогда не были, а от рабства всемирного и более тяжкого, от рабства диаволу, от которого спасаемся, как учит св. Апостол, «воскресением Иисуса Христа» ( 1Петр. 3:21 ). В этот день, а не в субботу или в какой–либо другой день, Христос «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2:14–15 ); в этот именно, а не в какой–либо другой день, как учит св. Апостол, Христос «воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). «Если Христос не воскрес, говорит он, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:17 ). Итак, вот почему мы, христиане, празднуем воскресный день: празднуем его, как день нового творения человека, как день избавления нас и всего мира от рабства диаволу, – от греха, проклятия и духовной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

223//вразумляет спасительным сокрушением о том, что мы мало преуспели, или, пребывая в беспечности, были побеждены чем–либо; или когда открывает нам небесные тайны, волю и намерение наше — обращает к лучшим действиям, как, например, когда Господь, вразумляя царя Ассуира (Артаксеркса), внушил ему спросить памятные книги дневных записей, из которых он, вспомнив о благодеяниях Мардохея, вознес его на высшую ступень почести и тотчас отменил жестокий приговор касательно избиения народа иудейского (Есф 6); или когда пророк говорит: послушаю, что скажет во мне Господь Бог (Пс 84, 9); и другой пророк говорит: сказал Ангел, говоривший во мне (Зах 1, 9); или когда Сын Божий обещает: Мы придем вместе и обитель у него сотворим (Ин 14, 23); еще говорит: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф 10, 20); и сосуд избранный говорит: вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2 Кор 13, 3). От дьявола происходят помыслы, когда он старается низложить нас как услаждением пороков, так и тайными наветами, с тонкой хитростью ложно представляя зло под видом добра и преобразуясь перед нами в ангела света (2 Кор 11, 14); или когда Евангелист говорит: во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин 13, 2); и после сего куска вошел в него сатана (Там же, 27); и апостол Петр говорит Ананий: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому (Деян 5, 3); также когда от лица нечистого духа говорится Богу против Ахава: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его (3 Цар 22, 22). А от нас помыслы происходят, когда естественно вспоминаем то, что мы делаем или сделали, или слышали. Об этом блаженный Давид говорит: размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает (Пс 76, 6, 7). Еще: Господь знает мысли человеческие, что они суетны (Пс 93, 11). И в Евангелии Господь говорит Фарисеям: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф 9, 4). глава 20 Объясняется примером меняльщика, как помыслы наши должны быть различаемы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Греческий термин πρας («кроткий») в Септуагинте употребляется для перевода целого ряда древнееврейских слов. При его помощи передаются, в частности, слова tm («кроткий», букв. «целый», «совершенный» как в физическом, так и в религиозном смысле), ‘nw («смиренный», «согбенный») и ‘nî («неимущий», «бедный», «нуждающийся», «безропотный», «покорный») 119 . Слово marp’ («спокойствие, мягкость») в выражениях l marp’ («кроткое сердце», букв. «сердце спокойствия») и marp’ lšôn («кроткий язык», букв. «спокойствие языка»), а также слово ra («мягкий», кроткий») по значению близки термину tm («кроткий») 120 . Кротким ( tm) в книге Бытия назван живущий в шатрах Иаков, в отличие от Исава, искусного в звероловстве ( Быт. 25:27 ). В Псалтири под кроткими понимаются люди, которых Бог направляет к правде и научает путям Своим ( Пс. 24:9 ), которые веселятся о Господе ( Пс. 33:3 ); кроткие противопоставляются нечестивым ( Пс. 33:6 ). В притчах кротость противоположна зависти, гневу и ярости, необузданности и гордости: Кроткое сердце ( l marp’) – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей ( Притч. 14:30 ). Кроткий ( ra ) ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость ( Притч. 15:1 ). Кроткий язык ( marp’ lšôn) – древо жизни, но необузданный – сокрушение Духа ( Притч. 15:4 ). Лучше смиряться духом с кроткими ( ‘nwîm), нежели разделять добычу с гордыми ( Притч. 16:19 ). Некоторые ветхозаветные тексты о кротости в Новом Завете интерпретируются как прообразы Иисуса Христа. Наиболее известный из них принадлежит пророку Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий ( ‘nî), сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ). На это пророчество ссылается евангелист Матфей, повествуя о том, как Иисус на молодом осле въезжал в Иерусалим ( Мф. 21:5 ). Иисус в Новом Завете неоднократно назван Агнцем ( Ин. 1:29, 36 ; 1Пет. 1:19 ; Откр. 5:6 и далее). К Нему применено пророчество Исаии: Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих ( Деян. 8:32 ; Ис. 53:7 ). Агнец в Ветхом Завете является символом кротости: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер. 11:19 ). Этот символ выбран для Иисуса не случайно: он указывает на искупительный подвиг, кульминацией которого стала смерть Иисуса на кресте. Но одновременно он указывает на Иисуса как образ кротости и смирения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010