Introduction. P. 359; подробный анализ «Диалога» см.: Candal. 1946). 10. Трактат «[О том,] что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое [Божество] на два неравных божества» (Οτι Βαρλαμ κα Ακνδυνς εσιν ο διχοτομοντες κακς ντως κα θως ες δο νσους θετητας τν μαν - ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 263-277); написан в 1342 г.; Г. П. показывает, что букв. толкование Варлаамом и Акиндином св. отцов, утверждавших, что сущностью Бог превосходит Свои божественные энергии и силы, приводит их к признанию существования «сотворенного божества». Следов., обвинение в двоебожии должно быть обращено против них: «Не Паламе принадлежит мнение, будто есть два божества, но Варлааму» (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 276). 11. «Антирритики против Акиндина» (ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 39-506); 7 трактатов, написанных в 1342 - не ранее весны 1345 г. (об уточнении датировки см.: Hero. 1982. P. 223; Eadem. 1983. P. XXVIII. Not. 106); самое большое по объему сочинение Г. П. Заголовки трактатов и глав, отражающие их содержание, были переписаны из рукописи XV в. (Paris. Coislin. 98) Б. Монфоконом и опубликованы с лат. переводом в Патрологии Ж. Миня (PG. 150. Col. 809-828). По мнению издателей, это сочинение опровергает 7 трактатов Акиндина против Г. П. (Monac. gr. 223. Fol. 16v - 26r, 65r - 363v). Однако в Антирритиках Г. П. не удается идентифицировать ни одной цитаты из этих трактатов Акиндина, поэтому Христу выдвинул гипотезу, что Г. П. имел перед собой не сами трактаты, но лишь краткие пересказы их, подготовленные его учениками, в к-рых содержались основные положения богословия Акиндина (ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 17-19). А В. Фанургакис предположил, что сочинения Акиндина, с к-рыми полемизирует Г. П., утеряны ( Θανουργκης. 1972. Σ. 285-302). В свою очередь Надаль Каньельяс ( Nadal Cañellas. 1995. P. XXIX-XXXI) показал, что только 4 трактата Акиндина из 7 в рукописи Monac. gr. 223 направлены против «Диалога православного с варлаамитом» (4, 5, 6 и 7-й: Fol. 164r - 363v), а 1, 2 и 3-й являются независимыми. Эти 4 трактата составляют «Большое опровержение», к-рое было опубликовано Надалем вместе с «Малым опровержением» (Marc.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Собственные сочинения Д. М. ограничиваются причастнами. В рукописной традиции на протяжении XVIII в. выделяется воскресный причастен на глас βαρς (Ath. Xeropot. 276. Fol. 159-160; Ath. Paul. 36. P. 641, 1-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 251. Fol. 291v - 292v, 1750 г.; Ath. Xeropot. 370. Fol. 409v - 422, 1759 г.; 277. Fol. 73v - 75, сер. XVIII в.; 366. Fol. 9; Ath. Pantel. 972. Fol. 3-7; 994. Fol. 281-282; Ath. Doch. 407. Fol. 67-69v; Ath. Pantel. 954. Fol. 103-110v; БАН. РАИК. 52. Л. 254 об.- 255 об., 275-276; Ath. Doch. 321. Fol. 156-158v, сер. XVIII в.; Ath. Doch. 363. Fol 394-395v; Ath. Xen. 123. P. 211-224, 2-я пол. XVIII в.). Меньшее распространение получили причастны на 1-й глас (Lesb. Leim. 251. Fol. 271-272; Ath. Doch. 321, Fol. 142-145; Ath. Xeropot. 380. Fol. 346v - 363v, 1759 г.; Ath. Dionys. 578. Fol. 211-224; Copenh. Kong. Bibl. 2747. Fol. 177v, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 248. P. 328-329, 335-337 (2 сочинения), кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, Л. 361 об., XVIII в.) и на 1-й плагальный глас (Ath. Paul. 36. P. 641; Ath. Xeropot. 380, Fol. 390v - 404; Ath. Dionys. 578. Fol. 211-224; Copenh. Kong. Bibl. 2747. Fol. 192v; Lesb. Leim. 248. P. 329-330; Ath. Xen. 153. Fol. 97v - 103v, кон. XVIII в.), а также причастен «Чашу спасения прииму» на 4-й плагальный глас (Ath. Pantel. 1012. Fol. 220; Ath. Doch. 363. Fol. 416v - 419, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 248. P. 339-341; Ath. Doch. 359. Fol. 231v - 235v, кон. XVIII в.; Ath. Dionys. 571. Fol. 354-355, 1807 г.). Иногда встречаются воскресные причастны на гласы 3-й (Lesb. Leim. 248. P. 338-339) и 2-й плагальный (Ath. Xeropot. 380. Fol. 404-409v, 1759 г.; Copenh. Kong. Bibl. 2747. Fol. 194v; Lesb. Leim. 248. P. 330-332), к-рые дополняют незаконченный цикл воскресных причастнов (отсутствуют версии на 2-й, 4-й и 4-й плагальный гласы), а также причастен «В память вечную» на гласы 1-й (БАН. РАИК. 44. Л. 161 об.- 164) и 4-й плагальный (Lesb. Leim. 248. P. 341-346). Хадзиякумис приводит также воскресный причастен на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 255. Fol. 120v - 121; см.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 293), однако в рукописи содержится цикл причастнов протопсалта Даниила (см. Fol. 115-121, под рубрикой: «Причастны Даниила, протопсалта Великой церкви, глас 1-й, Хвалите Господа»), а также причастны мон. Дамаскина Фессалийца на 3-й глас (Fol. 116v - 117) и Д. М. на глас βαρς (120-120v).

http://pravenc.ru/text/178219.html

Прозвище Гриманис (Γρημνης), к-рое часто относят к этому мелургу, в вышеприведенных источниках (по крайней мере в большинстве упоминаний) не сопровождает имя Н. М. Если учесть изредка встречающиеся (согласно Г. Статису) искажения этого прозвища, напр. Герман или Греманис (Νεκταρου Γερμανο/Γρεμνη - Ath. Xeropot. 380. Fol. 280v - 291v, 346v - 363v, 1759 г.), возможно, оно могло возникнуть в результате отождествления Н. М. с др. одноименным, но более ранним мелургом (выявленным М. Хадзиякумисом - Χατζηγιακουμς. 1975. Σ. 361), автором 2 херувимских, одна из к-рых была «украшена» Германом, митр. Нов. Патр. Лит.: Tardo L. L " antica melurgia Bizantina: Nell " interpretazione della scuola monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-4 (по указ.); idem (Στθης Γ. Θ.). Παναγιτης Χρυσφης ο νος και Πρωτοψλτης//Μελουργο του ιζ αινα: Παναγιτης Χρυσφης ο νος και Πρωτοψλτης - Γερμανς αρχιερες Νων Πατρν - Μπαλσης ιερες και νομοφλαξ - Πτρος Μπερεκτης ο μελωδς. Αθνα, 1995. Σ. 7-16; Χατζηγιακουμς Μ. Κ. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Αθνα, 1975. Τ. 1. Σ. 144-146; idem. Χειργραφα κκλησιαστικς μουσικς, 1453-1820: Συμβολ στν ρευνα το νου λληνισμο. Αθνα, 1980; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Βιβλιογρφοι το 17ου-18ου ανα: Συνοπτικ καταγραφ//Δελτο το Ιστορικο κα Παλαιογραφικο Αρχεου. Αθναι, 1994. Τεχ. 6. Σ. 309-645; Χαλδαικης Α. Γ. Συνοπτικ θερηση της ελληνικς ψαλτικς τχνης: (Με αφορμ τα αποκεμενα στην Ανδρο μουσικ χειργραφα)//Προβλματα και προοπτικς της ελληνικς μουσικς: Πρακτικ συμποσου ελληνικς μουσικς: Αρχαα - Βυζαντιν - Παραδοσιακ - Νετερη, Ανδρος, 28-29 Αυγοστου 1999. Αθνα, 2000. Σ. 59-61, 98-101. Υποσημ. 66-69; Καραγκονης Κ. Η παρδοση κα ξγηση το μλους τν χερουβικν της βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003. Σ. 459-463; Γιαννπουλος Ε. Σ. Η ψαλτικ τχνη: Λγος και μλος στη λατρεα της Ορθοδξης Εκκλησας. Θεσ., 2004; idem. Τ χειργραφα ψαλτικς τχνης τς νσου Ανδρου. Ανδρος, 2005. Σ. 187-211; Gheorghi N. Chinonicul Duminical în perioada post-Bizantin (1453-1821): Liturgic i Muzic. Bucur., 2009.

http://pravenc.ru/text/2564896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ [греч. ημτριος] (кон. XVII - нач. XVIII в.), доместик, мелург. В певч. рукописях упоминается как «доместик Великой церкви» (см.: Ath. Xeropot. 320. Fol. 217, 1741 г.; Ath. Pantel. 1003. Fol. 1-228, 1820-1830 гг.; Ath. Iver. 967. Fol. 312-330, 1-я пол. XVIII в; 968. Fol. 497, 1724 г. и др.), однако, вероятно, это указание не соответствует действительности ( Πατρινλης. Σ. 87). Кроме того, иногда его отождествляют с Димитрием, лампадарием Фессалоникийским (см.: Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 264, 1747 г.), к-рому приписывается сочинение воскресного причастна на глас βαρς (см.: Ath. Xeropot. 263. Fol. 137, 1-я пол. XVII в.). В певч. рукописях устойчиво фиксируются 2 калофонических ирмоса Д.: «Сотрясошася языцы» (Εσεσθησαν λαο) 4-го гласа (Lesb. Leim. 230. Fol. 345-345v, ок. 1700 г.; 8. Fol. 331, кон. XVIII в.; 246. Pars 2. P. 45-47, 1779-1793 гг.; Ath. Doch. 390. Fol. 26-75, нач. XIX в.; Ath. Dionys. 576. Fol. 191v, 1816 г.; БАН. РАИК 35. Л. 297, нач. XVIII в.; 33. Л. 18, 1765 г.) и «Образ чистаго рождества Твоего» 1-го гласа (Athen. O. et M. Merlier 3. Fol. 362-363v, ок. 1700 г.; Athen. S. Ioannidis. Fol. 5-5v, 1811 г.; Ath. Xeropot. 303. Fol. 181v, 1812 г.; Ath. Pantel. 967. Fol. 458v, нач. XVIII в.; Ath. Iver. 958. Fol. 151-161, 1808 г.; БАН. РАИК 35. Л. 290, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 130. Л. 757, нач. XVIII в.). Д. указан и как автор калофонических ирмосов в рукописях: Ath. Xeropot. 307. Fol. 722-734v, 1767 и 1770 гг.; 320. Fol. 205-217, 1741 г.; Ath. Xen. 114. Fol. 386, сер. XVIII в.; 190, нач. XVIII в.; Ath. Pantel. 1000. Fol. 51-102, нач. XIX в.; Ath. Paul. 132. Fol. 817-866, 1774 г.; Ath. Iver. 997. Fol. 169-190, нач. XVIII в.; 998. Fol. 211v - 220v, сер. XVIII в. Г. Статис считает, что под Д., возможно, подразумевался Димитрий из Афин ( Στθης. Χειρϒραφα. Σ. 958), к-рому приписываются херувимские 4-го и 1-го плагального гласов (Ath. Cutl. 397. Fol. 157-158, сер. XVIII в.). Лит.: Πατρινλης Χ. Γ. Συμβολα ες τν στοραν το Οκουμενικο Πατριαρχεου. 1969. Τ. 1. Τεχος 2 Πρωτοψλται, Λαμπαδριοι κα ομστικοι τς Μεϒλης Εκκλησας (1435-1821). (Μνημοσνη; 2); Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας; idem. Η κκλησιαστικ μουσικ το Ελληνισμο μετ τν Αλωση (1453-1820). Σχεδασμα στορας. Αθναι, 1999. Σ. 64, 145; Στθης. Χειρϒραφα; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 2. И. В. С. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178135.html

βαυκδιον, τ ein Kühlgefäß: CollMonac 745=CorpGloss.– (LSSup). βσμα, τ Geschrei: -ματα πατρων KonstMel 163,13.– HL. βαθσμς, Gekläff, Geschrei: EustOp 90,1; 260,62.– Vgl. βαβισμς; βαζω LS, Kr. βαθστς, Schreier: CodAstr XII 126,8. βαφεοπλης, (Personenname ?) Farbenhändler ? τ συνεργε τν -λου ποτν LascEp 52,39. βαφζω untertauchen, versenken: Melit 1911. – Vgl. βαπτζω LS. βαφς, (=βαφ) Farbe: ν -δι λαιδει ThStudPG 805C. βφω färben: TzetzAr I 240 (167).– Kr,Duc; βπτω LS. βψιμον, τ Färben: το πανου SchreinFin 2,51.–Kr, (DGE, LS). βγζομαι βγζεται BlemVorher XLI А.11 (Blem. Περ ρετς, Mon. gr. 225,363v).– Kr. βγλλω (agr. κβλλω) fortschaffen: εγλε (=βγλαι) ScriptOr 257,11 v.l. pro κβαλειν. hervorbringen: πηγ πο τν εγαλεν (=βγαλεν) AnonHier 989Α.– Kr + X βδλλιον, τ (kleine) Fliege ? KonstPorphMil С 241.252. PselPoem 21,181.– (LS, DGE, Kr), Duc s.v. μυγαροδιον. βδλλον, τ ein Harz: Galen XIII 969; XIX 694 – Vgl. βδλλιον LS, LSSup, Kr. βδλος, Ruß, Rauch: π λχνων ScholAesch II 2,225,19–23. βδελυγματας abscheulich: PhotEp 219,36. βδελυγμας abscheulich: EtymMag 192,32. Manas 4198. AthChatzik 1,2. Mazaris 36,21;60,9.–Vgl.-μα LS. βδελυγμς, Abscheu: Orig. I 10,14 (Koetschau GCS). EusPG 23.117A – LS. βδελυκτος verabscheuenswert: ProdRhod 1,333. EugPan 1,84; 15,3; 20,30 (-λλ-). Manas 558. MelGal 484,51. -τον man muß verabscheuen: GregNazPG 37,861A. GMon 653,14. Suda IV 413,25.– Tgl, KumN. βδελυκτς auf abstoßende Weise, verabscheuenswert: Jo. Chrys., Comm. Job II 7,25 (ed. SorIin, Paris 1988). AASS Nov II 1,357A. PsZon 381– LS, L, Kr -ς. βδελυρεομαι sich schändlich benehmen: ScholDem 1199,12. PhotBib 491a28.– LS. βδελυρας, Scheusal: HolobOr I 13,31.– Vgl. -ρα LS. βδελριτος verabscheuenswert: τος βδελυρτους φτας AASS Nov II 1,377C.– Vgl. βδελυρς LS. βδελυρτης, Abscheulichkeit: CodManCol 81,19; 82,14; 83,11. Manas 4662, 5091.– KumN, Stam. βδελυρδης verabscheuenswert: σρξ CodManCol 22,12. βεβαιω bekräftigen: -εν τν παροσαν πρξιν AZog 39,40 (a.1357).–LS, DGE, Kr -ω.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Л. 381-381 об. (λον φθορικν); 132. Л. 393 об.; 711. Л. 236 об.; Ath. Doch. 314. Fol. 22-24v; Ath. Cutl. 436. Fol. 141-141v, обе ркп.- XVI в.; БАН. РАИК. 154. Л. 210, 227 об.; 30. Л. 59 об., посл. четв. XVI в.; 42. Л. 483; Lesb. Leim. 258. Fol. 71-71v, 243-244v, 20-е - 40-е гг. XVII в.; Patm. 819. Fol. 222; Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 363v - 365; Ydra. Iliou. 597. Fol. 309; Andros. Agias. 89. Fol. 246-250; 34. Fol. 357v - 377v; Andros. Korthiou. 10. Fol. 310-314v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 362v - 367) (см. также ркп.: Ath. Cutl. 456. Fol. 94v - 95v; Ath. Iver. 974. Fol. 189; 993. Fol. 143v; Ath. Greg. 5. Fol. 171-191, кон. XVII в.), «В память вечную» на глас πρωτβαρυς (3-й) (Lesb. Leim. 258. Fol. 71v), «Чашу спасения» на глас βαρς (Ath. Philoth. 122. Fol. 223v; Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 254), «Тело Христово» на 4-й глас (Soc. of Antiquaries of London. 48. Fol. 271v - 273) (см. также: Ath. Doch. 315. Fol. 149-164, кон. XVI - нач. XVII в.). Из др. песнопений литургии именем М. А. надписаны аллилуиарии 3-го гласа (Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 29-35) и 4-го гласа (Ath. Philoth. 137. Fol. 105, нач. XVII в.) (см. также: Lond. Brit. Lib. Add. 57942. Fol. 102-105, кон. XV в.; Padua. Univ. 1137. Fol. 167-167v, нач. XVII в.), херувимские 3-го, 1-го плагального и 2-го плагального гласов (Ath. Laur. 635. Fol. 110v - 112, 1436 г.- ркп. Давида Редестского (все 3); Ath. Doch. 315. Fol. 121v - 135v (2-я); Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 462v, 1453 г. (1-я, «украшенная» Мануилом Хрисафом)). М. А. составил мелос стихов 3-й статии песнопения «Блажен муж» на 4-й плагальный глас «Ты же, Господи, заступник мой еси» (Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 57, 1457 г.; Ydra. Iliou. 597. Fol. 44v; Andros. Korthiou. 10. Fol. 45v - 49v; БАН. РАИК. 42. Л. 32; Sinait. gr. 1298. Fol. 72, XVIII в.; 1299. Fol. 49, 1715 г.) и «Аз уснух и спах» (БАН. РАИК. 154. Л. 42), стихиры свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.) «Человече Божий» (Ανθρωπε το Θεο) 2-го плагального гласа (Ath.

http://pravenc.ru/text/2561902.html

Эти произведения представлены в сборниках разных типов: в Аколуфии Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 169); в Пападики - Ath. Cutl. 457, 2-я пол. XIV в. (Fol. 77v, 86, 232v, 352), 455, кон. XV - нач. XVI в. (Fol. 126v, 128-160v, 236v - 252v), Ath. Iver. 985, 1425 г. (Fol. 50v - 51v, 162), 974, 1-я пол. XV в. (Fol. 74v - 75v), Ath. Konstamon. 86, 1-я пол. XV в. (Fol. 222v - 229v, 230v, 283, 287-288v), Ath. Philoth. 122, 1-я пол. XV в. (Fol. 238); в Матиматариях - Ath. Iver. 975 (Fol. 17-17v, 24v, 27-27v, 41-41v, 63-63v, 98-98v, 111v, 192v - 193, 347v - 348, 363v - 364, 371-371v, 381v - 382v, 397-397v, 429-429v, 441v - 442), 976, 1-я пол. XVI в., 964, 1562 г. (Fol. 214v - 215, 239v - 240v), 1000, 2-я пол. XVI в., 991, 1670 г. (Fol. 4-4v, 13, 17-19, 22v - 23, 30-30v, 39v - 43, 55v - 56, 66-66v, 82-82v, 86v - 89, 92v - 93, 136-136v, 146-146v, 158-159, 162v - 163v, 172, 196v - 197, 206-207, 217, 237v - 239, 246-246v, 251v - 252, 258v - 259, 320-320v, 333-333v, 346v - 347, 369-369v, 385v - 386), Ath. Xeropot. 383, 2-я пол. XV в. (Fol. 1-1v, 18-18v, 24-25, 47v - 48v, 75v - 77v, 81v - 83, 88, 192v - 194, 202v - 204, 232v - 234), 264, кон. XVI в., Ath. Pantel. 938, кон. XV - нач. XVI в., 925, кон. XVII - нач. XVIII в., Ath. Philoth. 135, XVI в. (Fol. 12-192v), Ath. Doch. 379, 1-я пол. XVII в. (Fol. 1-1v, 26v - 27, 31v - 32, 60v - 61v, 233-234, 238, 241-241v, 246-246v, 247v - 248, 257, 258v, 260v - 261, 265, 266-266v, 268, 269, 269v, 270v, 285, 325v - 327, 362v - 363, 375v - 377), Ath. Dionys. 569, 1685 г. (Fol. 1-57v), Ath. Greg. 3, кон. XVII в. (Fol. 40 et al.); в Матиматарии-Энколпионе Ath. Cutl. 462, кон. XV - нач. XVI в. (Fol. 1); в Пападики-Матиматариях - БАН. РАИК. 154, 1430 г. (Л. 242 об., 243 об., 254-255, 294 об.- 295, 314-315, 319-319 об., 323-325, 327-327 об., 340-340 об., 349 об.- 350, 360-360 об., 363 об.- 364, 365-369 об., 371-372, 428-429), Ath. Cutl. 456, 1443 г. (Fol. 191-192, 200-262v), Ath. Iver. 984, сер. XV в. (Fol. 132-193, 220v - 221), РНБ. Греч. 126, 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/471114.html