Возрождение стало возможным благодаря возобновлению связей с духовным центром поморцев в Вильнюсе. Из возобновленных общин регистрацию в 1945-1946 гг. получили общины и молельные в Ст. Борисове (ныне в черте Борисова) (200 чел.), в с. Волковышки (ныне Волковыск Крупского р-на) (100 чел.), в с. Вершовка Крупского р-на (100 чел.), в с. Марциановка (40 чел.) и в с. Вишенька Червенского р-на (60 чел.). В Вишеньке община и храм были сняты с регистрации в 1950 г. Остальные 10 общин действовали нелегально. К ним относились, по офиц. данным (заниженным), не менее 1 тыс. чел. Крупнейшей из незарегистрированных была община с храмом в Ново-Борисове (ныне в черте Борисова). Старообрядческие поселения с нелегальными молельными поморцев в 1945-1947 гг. фиксировались в Холопеничском и Крупском р-нах Минской обл. (позже часть из них отошла Чашникскому р-ну Витебской обл.). Большая община из 100 чел. находилась в с. Кулечинка Холопеничского р-на (ныне дер. Колеченко Чашникского р-на Витебской обл.). Подпольная община, действовавшая с 1935 г., существовала в с. Гольцберг Холопеничского р-на (ныне дер. Гольсберг Крупского р-на), она объединяла 70 поморцев. Общины численностью 60 чел. находились в соседних селах Михеевка и Трояновка Холопеничского (ныне Борисовского) р-на. По 50 старообрядцев входили в общины поморцев в с. Барсуки (ныне деревня в Борисовском р-не) и в с. Игрушка Крупского р-на; по 40 старообрядцев объединяли общины в с. Федоровка (ныне агрогородок Нов. Заря Чашникского р-на Витебской обл.), в с. Устиновка Крупского р-на и в с. Бабарика Холопеничского р-на. В этих селах уже в 1947 г. было объявлено о закрытии старообрядческих молельных. Мн. духовные наставники на рубеже 40-х и 50-х гг. были репрессированы. В ходе хрущёвской антирелиг. кампании были закрыты молельные и сняты с регистрации общины в селах Мартияновка (1961), Вершовка (1962), Волковышки (1963). У крупнейшей Крестовоздвиженской общины в Борисове в 50-х гг. дважды изымали молитвенные здания, с 1958 г. поморцы молились в доме старосты общины на окраине Борисова.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

старообрядцев-беспоповцев, преимущественно федосеевцев . Почти все они жили в Бобруйском и Борисовском уездах, ок. 100 чел.- в Речицком и Минском уездах. В 1897 г. в Минской губ. насчитывалось ок. 12 тыс. старообрядцев, из них 8 тыс. чел. в Бобруйском у., 3 тыс. чел. в Борисовском у., 1 тыс. в Игуменском у. С 1905 г. число учтенных властями старообрядцев в губернии стало расти и в 1913 г. составило 20 641 чел., большинство проживали в Бобруйском, Борисовском и Минском уездах. Среди поморских (см. Поморцы ) наставников, участвовавших в съезде старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев 25-27 янв. 1906 г. в Вильне, были представители по меньшей мере 10 общин Минской губ.: Петр Шестобаев из с. Капустина Слобода Бобруйского у., Авксентий Щербаков из дер. Богушевка Бобруйского у., Еремий Якимов из фольварка Тростень Борисовского у., Михаил Лифанов из дер. Новоалександровка Бобруйского у., Лаврентий Мигнёнок из фольварка Марциановка Игуменского у. (ныне дер. Мартияновка Березинского р-на), Михаил Новоснок из урочища Красное Борисовского у., Павел Петров из дер. Солотино Бобруйского у., Феодосий Трофимович из дер. Заречье Бобруйского у., Афанасий Красавин - от общин г. Игумен (ныне Червень) и хутора Вышка (Труды Съезда старообрядцев всего Северо-Западного, Привислянского и Прибалтийского краев и других городов Российской империи, состоявшегося в г. Вильна 25-27 янв. 1906 г. Вильна, 1906). Все указанные общины прекратили свою деятельность в 20-30-х гг. XX в. В период немецко-фашистской оккупации число действующих старообрядческих общин в Белоруссии возросло до 73, из них 15 - в Минской обл., 13 - в Бобруйской обл., 12 - в Полоцкой обл., 15 - в Витебской обл., 12 - в Гомельской обл. и 6 - в Молодечненской (последние 6 общин до 1939 относились к Польше и не прекращали деятельности). Большая часть возрожденных в военные годы старообрядческих общин не получила регистрации после освобождения республики и постепенно была упразднена. В Минской обл. открыли молитвенные дома 15 общин поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Югославский баптистский союз был создан в 1924 г., но в связи с распадом СФРЮ прекратил свое существование в 1991 г. В наст. время на ее бывш. территории существует 6 самостоятельных союзов, из к-рых крупнейший находится в Хорватии (4500 чел.), самый малочисленный (139 чел.) создан в 2000 г. в Боснии и Герцеговине. Всего на территории бывш. СФРЮ проживает ок. 7400 Б. и существует ок. 100 конгрегаций. В Албании Баптистский союз был создан в 1998 г., и в наст. время его численность составляет 2100 чел. в 5 конгрегациях. В 1880 г. рус. немец И. Каргель крестил первого баптиста в Болгарии. В наст. время там 61 община и 4100 членов. Наименее благоприятной почвой для баптист. миссии оказалась Греция. Первые греки-баптисты появились в 1969 г., в наст. время их 184 чел. в 3 общинах. Кроме того, существует англоязычная международная баптист. община в Афинах. В лат. странах, Франции, Испании и Италии, с преимущественно католич. населением баптизм приживался с трудом, несмотря на усилия амер. миссионеров, начавших там свою деятельность в 20-х гг. XIX в. В наст. время количество Б. в этих 3 странах - ок. 35500 чел. в 600 общинах, деятельность к-рых полностью зависит от иностранных миссионеров. Во Франции первые амер. миссионеры появились в 1832 г., и к нач. XX в. было организовано 30 общин, объединивших 2 тыс. чел. Богословские разногласия привели к тому, что к 1921 г. в стране существовали 3 независимые друг от друга баптист. орг-ции. После окончания второй мировой войны миссионерская активность амер. баптистов привела к появлению многочисленных мелких баптист. групп. В наст. время более 10 тыс. чел. в 200 общинах состоят в 8 национальных орг-циях. В Бельгии, куда миссионеры попадали из Франции, проповедь велась в основном среди франкоязычного населения. В 1922 г. там был создан Баптистский союз, насчитывавший 917 чел., объединенных в 30 общин. В наст. время, включая независимых Б. из США, в Бельгии - ок. 1500 Б. в 45 общинах. Так же, через Францию, баптизм попал во франкоязычную часть Швейцарии в 1872 г.; в наст.

http://pravenc.ru/text/77510.html

община церковных меннонитов и лютеран (в 1956 - 92 чел., в 1965 - 95 чел., в 1976 - 95 чел.). Продолжали существовать небольшие сельские группы верующих в Соль-Илецком р-не из числа коренного нем. населения. В 60-80-х гг. фиксировались общины в селах Дружба (10-16 чел.) и Смирновка (16 чел.). Баптисты появились в регионе в 80-х гг. XIX в. 8 июня 1886 г. в р. Урал в Оренбурге странствующий миссионер Я. Д. Деляков крестил 1-го местного жителя П. М. Пряхина. Образование баптист. общин в регионе стало результатом длительного пребывания в нем крупных протестант. проповедников, сосланных туда под надзор полиции, в т. ч. Л. Д. Приймаченко в 1886 г. в Орск, Н. И. Воронина (до 1891), В. Г. Павлова (до 1891 и вновь в сент. 1891-1895) и А. В. Амирханьянца в 1887 г. в Оренбург. Они вели проповеди среди идейно близких баптистам молокан, часть которых приняла под их влиянием баптизм. В 1889-1892 гг. в Оренбурге проповедовал Е. Ф. Кононов (Родькин). Павлов рукоположил для миссионерской деятельности в губернии первых баптистских пресвитеров: для с. Н. Гумбет (ныне Октябрьского р-на) - бывш. молоканина Л. Т. Пчелинцева и для хутора Сивушки около пос. Донгуз (ныне с. Первомайское Оренбургского р-на) - бывш. молоканина А. А. Романтеева. По возвращении в родное село Пчелинцев крестил там ок. 40 молокан. В самом Оренбурге Павлов создал и лично возглавил небольшую баптист. общину из 10-11 чел. К 1895 г. Павлов дополнительно рукоположил во пресвитеров В. Т. Новикова для пос. Сухайлинского и В. П. Кузнецова для др. общин Стерлитамакского у. Уфимской губ., а во диакона - Ф. Ащепкина для хутора Самарского Орского у. Покидая Оренбург, Павлов оставил в регионе ок. 150 последователей баптизма. Немало баптистов было и среди прибывших в 1896-1897 гг. из Херсонской губернии укр. и нем. переселенцев, основавших хутора Белоусовский, Богодаровский, Вознесенский и Херсонский на земле, принадлежавшей В. А. Пашкову в Васильевской вол., и на покупных казачьих участках в соседней Дмитриевской вол. Оренбургского у. (совр. Сакмарский р-н). В результате пропаганды и новых переселений баптистов их вероучение распространилось на укр. хуторах Воскресенском, Киевском, Леоновском, Молдаванском, Ново-Александровском, Ново-Михайловском, на нем. хуторах 2-м Вознесенском, Егоровском, Петровском, Привольном, Радака, Судаково, Цветная Пустошь (в совр. Сакмарском и Оренбургском районах) и др. Со временем здесь появились собственные пресвитеры и диаконы, открывались молитвенные дома, стали проводиться специальные детские и юношеские собрания. В 1910 г. при баптистской общине Оренбурга был создан духовный хор. К 1912 г. в Оренбургской губ. образовалась широкая сеть баптистских общин, в которых насчитывалось уже более 2360 чел.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Церковные меннониты 8 соседних колоний образовали свою общину с центром в колонии Карагуй. Представители церковных меннонитов 15 Деевских колоний объединились в Деевскую общину, к-рая была официально зарегистрирована 31 дек. 1916 г. Центром общины церковных меннонитов Ново-Самарских колоний было Плешаново, где община существовала с 1891 г., а молитвенный дом был открыт в сент. 1902 г. В 1905 г. в состав этой общины входило 2689 чел. В нояб. 1917 г. представители всех 23 колоний, входивших в состав Оренбургской губ., вынесли постановление об образовании самостоятельной Уранской вол. с центром в с. Кичкасс. В янв. это ходатайство было удовлетворено уездным земским собранием. С образованием в 1919 г. Башкирской АССР Уранская вол. была включена в состав Ток-Чуранского кантона, туда же вошли нем. поселения Люксембургской вол. Бузулукского у. Самарской губ. 3 окт. 1921 г. ВЦИК принял решение о возвращении Люксембургской вол. Бузулукскому у., а Уранская вол. отошла к Оренбургскому у. В марте 1930 г. в составе Покровского р-на Оренбургского окр. был организован Кичкасский нем. подрайон (в 1934-1939 - Кичкасский нем. национальный р-н). К 1924 г. на территории Оренбургского у. официально действовали 5 общин меннонитов: церковные меннониты входили в Николаевскую общину с центром в колонии Карагуй (561 чел.) и Деевскую общину (1245 чел.); братских меннонитов объединяли общины в Карагуе (162 чел.), Клубникове (194 чел.) и Каменке (333 чел.). После принятия постановления ЦК ВКП(б) от 7 апр. 1927 г. «О сектантстве» и в рамках перерегистрации религ. обществ в нач. 30-х гг. XX в. все меннонитские церкви и молитвенные дома были закрыты, нек-рые руководители общин арестованы и осуждены. В кон. 1932 г. последним в Ново-Самарских колониях перестал действовать молитвенный дом в Луговске. В послевоенные годы меннониты региона начали активную деятельность по легализации своих общин, но неизменно получали отказы. Несмотря на это, к 1947 г. религ. жизнь нелегально возобновилась практически во всех нем.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

А. Вергеланном (1808-1845). В 1851 г. был принят закон об отмене запрета на въезд и постоянное местожительство евреев в Н. В 1851 г. в страну прибыл лишь один еврей, через 7 лет - еще один, в 1865 г. прибывших было 25 чел. Первыми евр. мигрантами были выходцы из Дании и Сев. Германии. С нач. 80-х гг. XIX в. началась миграция ашкеназов из Вост. Европы, гл. обр. с территории Российской империи. В 1890 г. в Н. проживали 214 евреев, в 1900 г.- 642. В 1920 г. в стране было зарегистрировано максимальное число членов иудейских религ. общин - 1457 чел. Большинство проживали в столице или близ нее, а также в Тронхейме. В 1891 г. действие «закона о религиозных диссидентах» было распространено на все религ. общины, в т. ч. нехристианские, в 1892 г. была официально зарегистрирована 1-я иудейская община в норвежской столице, в следующем году получившая название «Моисеева религиозная община». В 1905 г. иудейская община с таким же названием зарегистрирована в Тронхейме. В 1920-1921 гг. построены 2 синагоги в столице. В 1925 г. в Тронхейме синагогу оборудовали в бывшем здании железнодорожного вокзала. Еще в 1869 г. в столице открылось 1-е иудейское кладбище, в 1917 г.- второе, в 1902 г.- кладбище в Тронхейме. Накануне нем. оккупации (апр. 1940) в Н. находилось ок. 1800 евреев (по др. данным - ок. 2100), из к-рых ок. 400 чел. были беженцами из Германии и с оккупированных ею территорий. Большинству находившихся в стране евреев удалось бежать в Швецию. В 1942 г. 773 чел. (по др. данным - 767) были отправлены из Н. в концентрационные лагеря, гл. обр. в Освенцим. Из них выжили, по разным данным, от 12 до 38 чел. Перепись 1946 г. показала, что в Н. осталось 559 чел., исповедовавших иудаизм. По окончании войны большинство бежавших в Швецию евреев (ок. 800 чел.) вернулись в Н. 31 авг. 1945 г. была вновь освящена синагога Моисеевой религиозной общины в Осло, которая в период оккупации использовалась как склад для документов. Вторая синагога в Осло в период оккупации была разграблена и после войны уже не возобновлялась.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

и Э. Багби, к-рые организовали баптист. общину из коренного населения (1882). В 1907 г. браз. Б. объединились в конвенцию и стали посылать миссионеров в др. страны (напр., в Португалию). В наст. время конвенция объединяет ок. 900 тыс. Б. (4800 общин); кроме того, в стране действует ряд независимых конгрегаций (ок. 200 тыс. чел.). В 1881 г. в Аргентине появился первый баптист. миссионер из Европы П. Бессон (франкоязычный швейцарец), но успех пришел к Б. только в нач. XX в., после того как в стране (в 1903) появилась миссия юж. Б. (США); в 1908 г. была создана Аргентинская баптистская конвенция, к-рая в наст. время насчитывает свыше 56 тыс. чел. в более чем 400 общинах. Первая баптист. миссия в Чили была создана нем. Б. в 1892 г.; в 1908 г. миссионер из Шотландии У. Макдоналд организовал Евангелистскую баптистскую конвенцию, к-рая в наст. время объединяет 31 тыс. чел. в 350 общинах. В стране существует также Национальная конвенция баптистских церквей, выделившаяся из состава Евангелистской баптистской конвенции в 1940 г. Канадец А. Рикье стал первым баптист. миссионером в Боливии (1898). В 1936 г. в стране был создан Боливийский баптистский союз, к-рый в наст. время объединяет 25 тыс. чел. Браз. Б. начали работу в стране в 1946 г. и создали Бразильскую баптистскую конвенцию (в наст. время 3 тыс. чел.). В Уругвае (1911) и Парагвае (1919) проповедовали миссионеры из Южной баптистской конвенции. В наст. время Евангельская баптистская конвенция Уругвая насчитывает 4500 членов, Евангельская баптистская конвенция Парагвая, созданная в 1956 г.,- 8 тыс.; кроме того, в стране проживают 2100 Б. (12 общин) слав. происхождения. Среди испаноязычного населения Колумбии баптист. миссионеры появились в 1916 г. Колумбийская баптистская конвенция, к-рая в наст. время насчитывает 15 тыс. чел. (115 общин), была сформирована в 1952 г. при поддержке Южной баптистской конвенции (США). В 1924 г. в Венесуэлу приехал независимый миссионер из Огайо О. Р. Коволт и создал общину среди англоговорящего чернокожего населения.

http://pravenc.ru/text/77510.html

С нач. XXI в. умма М. разделялась на 3 течения: сторонников Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия (образовано 11 нояб. 2000 в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман России), сторонников Духовного управления мусульман Республики Мордовия (образовано 23 нояб. 2000, подчиняется Совету муфтиев России) и сторонников Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия (образовано 18 сент. 2008, входит в Российскую ассоциацию исламского согласия). В наст. время в Саранске и во всех татар. селах М. действуют мечети (в нек-рых населенных пунктах их несколько). При Духовном управлении мусульман Республики Мордовия действуют «Исламский молодежный центр» (с 2002) и «Союз мусульманок Мордовии» (с 2007), издается газ. «Ислам в Мордовии» (с 2000). При Центральном духовном управлении мусульман Республики Мордовия с 2008 г. издается газ. «Дога» («Молитва»). При мн. мечетях действуют воскресные школы. Строительству и восстановлению мечетей активно способствуют светские орг-ции: Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар» («Земляки») и Общество им. Ш. Камала (Рузаевский р-н). Кроме татар ислам исповедуют проживающие в республике азербайджанцы - 707 чел., узбеки - 584 чел., таджики - 450 чел., башкиры - 120 чел., казахи - 120 чел. (2010), немногочисленные выходцы с Сев. Кавказа, студенты из мусульм. стран Азии и Африки, обучающиеся в вузах М. Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина, В. Г. Пидгайко Иудаизм Иудеи расселились на территории М. в XIX - нач. XX в. В 1959 г. в республике насчитывалось 789 евреев, к 1989 г. их число сократилось до 326, а к 2010 г.- до 137 чел. Еврейская община Саранска была зарегистрирована в 2005 г., входит в Федерацию еврейских общин России. В 2014 г. в ней насчитывалось ок. 80 членов. Йезидизм В 90-х - нач. 2000-х гг. в М. поселились курды- йезиды , в основном беженцы и вынужденные переселенцы из Грузии. В 2010 г. их насчитывалось 56 чел. В наст. время община объединяет 10 семей, проживающих в Саранске, в селах Кемля Ичалковского р-на и Константиновка Ромодановского р-на. У курдов-йезидов сильны традиции матриархата: их родственные группы возглавляют женщины-старейшины. Община не зарегистрирована, молельного дома нет. Язычество

http://pravenc.ru/text/2564160.html

[Княжество Лихтенштейн; нем. Fürstentum Liechtenstein], гос-во в Центр. Европе. Расположено в Альпах; на востоке и севере граничит с Австрией , на западе и юге - со Швейцарией (общая протяженность границ - 76 км). Выхода к морю не имеет. Территория - 160 кв. км (одно из самых малых гос-в мира). Столица - Вадуц (5425 чел., оценка 2014 г.). Наиболее крупные города: Шан (5,9 тыс. чел.), Тризен (5 тыс. чел.), Бальцерс (4,6 тыс. чел.), Эшен (4,3 тыс. чел.). Включает 2 исторические области: Оберланд (центр - г. Вадуц) и Унтерланд (центр - г. Шелленберг). Административно-территориальное деление: 11 общин (коммун). Л.- член ООН (1990), Совета Европы (1978), ОБСЕ (1975), Европ. ассоциации свободной торговли (1991), ВТО (1995), ЕЭЗ (1995). Офиц. язык - немецкий. Разговорные языки (нижне- и верхнеалеманнские диалекты нем. языка) существенно отличаются от литературного. География. Большую часть территории Л. занимают отроги хребта Ретикон (Ретийские Альпы; высшая точка - гора Граушпиц, 2599 м), к-рые пересечены 3 крупными межгорными долинами. По зап. части страны протекает р. Рейн. Климат умеренно континентальный. Средние температуры января в долине Рейна - 0°С, в горах - от -10 до -6°С; июля - 18 и 12-14°С соответственно. Широколиственные и хвойные леса покрывают ок. 35% площади Л. Выше 1800 м расположены субальпийские и альпийские луга. Долина Рейна гл. обр. занята сельскохозяйственными угодьями. Единственное озеро - Гампринер-Зеле. Имеется 10 охраняемых природных территорий, в т. ч. резерват Руггеллер-Рит (в долине Рейна), отнесенный к водно-болотным угодьям международного значения. Население. По оценочным данным на 2015 г., в Л. проживает ок. 37,4 тыс. чел. 66,3% населения составляют лихтенштейнцы, остальные - иностранцы: швейцарцы - 9,6%, австрийцы - 5,8, немцы - 3,9, итальянцы - 3,1, турки - 1,9% и др. Средняя плотность населения - ок. 230 чел. на 1 кв. км. Естественный прирост населения - 0,84% (рождаемость - 10,45 на 1 тыс. жителей, смертность - 7,12 на 1 тыс. жителей). Показатель фертильности - 1,69 ребенка на 1 женщину. Средний возраст - 42,6 года. Возрастная структура: дети до 14 лет - 15,5% населения, лица от 15 до 64 лет - 68, лица 65 лет и старше - 16,5%. Средняя продолжительность жизни - одна из самых высоких в Европе - 79,6 года (мужчины) и 84,5 года (женщины). Степень урбанизации - 14,3%. Государственное устройство. Л.- унитарное гос-во, по форме правления - конституционная монархия. Глава гос-ва - правящий князь из рода Лихтенштейнов. Конституция действует с 1921 г. Ее новая редакция, принятая в результате референдума 2003 г., закрепляет за князем статус суверена наравне с народом.

http://pravenc.ru/text/2110623.html

чел., или 7,6% всего населения; в Латгалии - ок. 64,2 тыс. чел., или ок. 12,7% населения т. н. латгальских уездов Витебской губ. (Двинский, Режицкий и Люцинский). Всего в 1897 г. на территории совр. Л. проживали ок. 121,7 тыс. евреев; в 1914 г.- ок. 190 тыс. С образованием ЛР в 1918 г. всем национальным меньшинствам были гарантированы политические права и право на национально-культурную автономию. С этого времени действовали различные евр. религ. орг-ции и партии. В кон. 20-х-30-х гг. XX в. началось движение по переселению евреев (в основном молодежи в Палестину). По данным на 1935 г., численность евр. населения в Л. составляла ок. 93,5 тыс. чел. Крупнейшими в Л. были в это время общины в Риге (ок. 44 тыс. чел.), Даугавпилсе (более 11 тыс. чел.) и Лиепае (ок. 7,3 тыс.). В большинстве городов действовали синагоги. С установлением диктатуры К. Улманиса в 1934 г. и после включения Л. в СССР в 1940 г. евр. культурная автономия на территории Л. была ликвидирована. По окончании второй мировой войны от довоенной латв. евр. общины осталось ок. 14 тыс. чел. В Л. стали переселяться евреи из др. регионов СССР. По офиц. переписи 1959 г., здесь проживали 36,6 тыс. евреев, из них ок. 10 тыс.- уроженцы Л., остальные - выходцы из др. районов СССР. С кон. 80-х гг. XX в. в Л. начала возрождаться евр. общественная жизнь: восстановили свою деятельность евр. общины во мн. латв. городах; в 1989 г. открыта первая в СССР евр. школа, начали издаваться евр. газеты и журналы, возникли различные евр. общественные и культурные орг-ции. С 90-х гг. XX в. наблюдается массовая эмиграция евреев из Л.: если в 1989 г. здесь проживали 22,9 тыс. евреев, то в 2000 г.- ок. 10 тыс. Лишь незначительное их число исповедует иудаизм: по официальным данным на 2013 г., зарегистрированы 11 иудейских общин (327 иудеев). Ислам Ислам начал распространяться на территории совр. Л. со 2-й четв. XIX в. По переписи 1897 г., число мусульман составляло здесь ок. 1,67 тыс. чел., подавляющее большинство из них - волжские татары, призванные в российские армейские части и расквартированные в крупных городах остзейских губерний.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010