Нет и не может быть оправдания лукавству некоторых верующих, сознательно уклоняющихся от церковного бракосочетания, чтобы не связывать себя слишком серьезными обязательствами («поживем-увидим, может, потом и обвенчаемся»). Как показывает опыт, такой «пробный» брак чаще всего разваливается спустя определенное время. Однако нельзя забывать, что «на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным» (Х.2). В определенных случаях Церковь способна признать таинство любви свершившимся, хотя обряд брачного венчания и не был совершен. Например, если оба супруга, ранее не являвшиеся членами Церкви, присоединяются к ней, их брак признается действительным и освящается самим таинством Крещения и последующим участием в Евхаристии, не нуждаясь в обязательном совершении дополнительных обрядов. — А если к вере обратился лишь один из супругов? — На такой вопрос ясно ответил еще святой апостол Павел: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж:, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор.7:12-14, 16 ). В Послании апостола Петра также содержится обращение к христианкам, мужья которых — неверующие. Апостол не только не советует своим слушательницам разводиться, но и настаивает, что они должны проявлять особенное внимание и послушание своим супругам, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет.3:1-2 ). Впоследствии, в 72м каноне Трулльского собора, со ссылкой на апостольские слова также была подтверждена действительность союза между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов принял христианство. Уважение Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере» засвидетельствовано и в упомянутом выше Определении Священного Синода 1998 года.

http://azbyka.ru/i-sotvoril-bog-muzhchin...

Апостол Павел пишет: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;  и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:12–16 ). Так что Вам стоит озаботиться сознательным вхождением в Церковь, искренним покаянием и соблюдением заповедей Божьих. Да, в браке с атеистом это может быть осложнено и можно себе только представить каково это, когда самый близкий человек не разделяет с тобой главное — мировоззрение. Но раз уж так случилось, нужно самой стремиться к Богу, помня библейскую заповедь, которая как раз подходит под вашу ситуацию: Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие ( 1Пет.3:1–2 ). Все необходимые цитаты Вам привели. Разводиться не надо, конечно: не умножайте свои грехи. Церковь со снисхождением сейчас относится к такому браку как к неполноценному, но не препятствующему участию в таинствах для верной стороны. Итак, заботьтесь о собственном спасении, молитве, чтении Слова Божия, регулярном участии в таинствах, делах милосердия и вообще о деятельном исполнении заповедей. Может быть, через это Господь приведет к вере и Вашего супруга. Ваш брак законный, старайтесь жить вместе с мужем. Воцерквляйтесь, и молитесь о том, чтоб сердце и ум мужа открылись для веры. Задача трудная, но для Вас спасительная. Не сомневайтесь: брак действителен. Хотя и чреват большими искушениями. Больше молитесь, простите у Бога помощи, чтобы не попасть под негативное влияние мужа-атеиста. С уважением, Сами ли вы храм посещаете? Принимаете ли участие в Церковных Таинствах?

http://azbyka.ru/vopros/zakonen-li-brak-...

Иез. 8 :18. И Я воздам им с яростию, не пожалеет око Мое и не помилую, хотя они будут взывать громким голосом в уши Мои, но Я не услышу их. Глава 9 Иез. 9 :1. И возгласил в уши мои великим голосом, говоря: „приблизилось отмщение городу“. И каждый 217 имел в руке своей орудия 218 истребления. Иез. 9 :2. И вот шесть мужей идут от ворот верхних, обращенных к северу, и у каждого в руке секира (истребления) 219 , и один муж среди их, одетый в подир 220 , и пояс из сапфира 221 на чреслах его, и вошли, и стали близ медного жертвенника. Иез. 9 :3. И слава Бога Израилева поднялась с херувимов, на которых пребывала, на открытое место дома 222 . И призвал мужа, облеченного в подир, который имел на чреслах своих пояс, Иез. 9 :4. И сказал Господь ему: пройди среди города Иерусалима, и положи знак 223 на челах мужей, скорбящих и болезнующих о всех беззакониях, совершающихся среди них 224 . Иез. 9 :5. И тем 225 сказал, как я слышал: идите за ним в город, и избивайте, и пусть не жалеет око ваше, и не щадите. Иез. 9 :6. Старца и юношу, и деву, и младенцев, и жен бейте до смерти 226 , а ко всем, на ком есть знак, не прикасайтесь, от посвященных Мне 227 начните. И начали с мужей старейших, которые были внутри, в доме. Иез. 9 :7. И сказал им: оскверните дом, и вышедши наполните пути мертвыми, и изрубите (находящихся в городе) 228 . Иез. 9 :8. И когда они избивали их, я остался, и пал ниц, и возопил и сказал: горе, (горе) 229 ! О беда мне, Господи Боже! Ужели Ты истребляешь остаток Израиля, ужели разливаешь ярость Свою на Иерусалим? Иез. 9 :9. И сказал мне: неправда дома Израилева и Иудина велика, весьма велика, ибо наполнилась земля многими народами 230 , а город наполнился неправдою и нечистотою, так как они сказали: „оставил Господь землю, и не видит Господь“. Иез. 9 :10. Но Я-есмь 231 , и не пощадит око Мое и не помилую, обращу 232 пути их на головы их 233 . Иез. 9 :11. И вот муж, одетый в подир и опоясанный поясом по чреслам своим, в ответ 234 сказал 235 : „я сделал, как Ты заповедал мне“.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Мы определённо знаем, что есть путь спасения и что есть пути, которые к спасению не ведут, и мы можем со скорбью признавать наших ближних, в том числе наших друзей или родных, тяжело заблудившимися. Но – это важно помнить – пока они живут земной жизнью, они еще не в аду. Божественное милосердие простирается на всех людей, и Бог желает спасения каждому, включая наших близких. Он умер на Кресте за каждого и каждую из них. Он безмерно милосерднее нас. Наша любовь к ним – это слабое отражение Его любви. Мы, верующие люди, присутствуем в жизни наших неверующих близких не случайно, а по Его промыслу. Мы можем быть свидетелями и проводниками Его любви. Святой Апостол Павел, рассматривая вопрос о браке, в котором одна сторона уверовала, а другая – нет, говорит, что такой брак должен сохраняться. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим... Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор.7:14–16 ). Мы можем послужить спасению наших близких – хотя это потребует огромного, огромного терпения. Добрый пример нашей жизни тут может быть гораздо важнее, чем настойчивые увещевания. Как пишет святой Апостол Петр женам-христианкам, «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет.3:1,2 ). Чтобы приобрести наших близких, мы должны являть пример жизни, преображенной Евангелием, – доброту и терпение, смирение и мудрость, радость и надежду. Святой Апостол Павел говорит о плодах духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» ( Гал.5:22 ). Мы призваны быть людьми, глядя на которых другие люди тоже захотят обрести эту любовь, радость и мир. Чтобы привлечь людей, в том числе наших близких, ко Христу, нужно пребывать в Нём. Когда человек обращается ко Христу, ему хочется, чтобы все, кто ему важен и дорог, сразу же последовали за ним – это совершенно понятно и естественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как вести себя с женой Не давай воде выхода, ни злой жене – власти. ( Сир. 25:28 ). Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. ( 1Петр. 3:7 ). Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. ( Кол. 3:19 ). Помилуй, Господи, тещу да жену: а сам-то я и как-нибудь проживу. Русская пословица. Муж да будет к жене своей не надменен, не горд, но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать её почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собой другую какую-нибудь… Ибо ты должен не людям нравиться на грех, но держаться Бога, чтобы жить праведно и упокоиться вечно. Апостольские постановления (1:3). Видим в историях, что многие жены своих мужей развратили и за собой в погибель свели. Поэтому мужья не должны давать женам послабления и позволять им делать все, что хотят, но должны удерживать стремление их бесчинных прихотей, чтобы подобно другим не пострадать. К Еве приступил змий и прельстил ее. Ева, прельстившись, Адама прельстила и за собой в погибель свела. Так и ныне бывает. Тот же древний змий к жене приступает, и ее прельщает, и через жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж, будь осторожен, и не во всем волю и совет жены исполняй, дабы не стала она обладать тобою и не повела, куда хочет. Ева всегда свой нрав имеет. Люби ее до тех пор, пока Богу не противно будет. Пусть она, по апостольскому слову, боится тебя, а не ты ее, и пусть она тебе повинуется, а не ты ей. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Только эта власть его должна быть не деспотичной, а любовной. Имей жену подругою и сильной любовью заставляй её быть себе покорной. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Что касается порядка по дому и нравственности, то вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и, где что худо, стараться исправлять советами или так. По совету святого Апостола: настой, обличи, запрети со всяким долготерпением и назиданием (Ср.: 2Тим. 4:2 ). Когда же сами подвигнетеся на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям: от сего смиритесь, познайте свою немощь и в мыслях ближним снисходите.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такое благотворное влияние на мужа в религиозно-нравственном отношении жена может оказывать только тогда, когда сама будет вести себя безукоризненно в его глазах. Апостол Павел убеждает христиан жить так, чтобы никто из внешних, т.е. не принадлежащих христианской вере, не мог упрекнуть их в нечестии ( Тит.2:5 ). «Этим он хочет сказать, что если они, как христиане, не будут безукоризненны в глазах язычников и иудеев, то позор и порицание будут падать не на них только, но и на христианскую веру; ради них будет хулиться и христианская вера. Так, если жена нечестивого мужа и сама не будет безупречна, то она не только не достигнет цели, если бы хотела оказать влияние на религиозное настроение своего мужа, но вызовет у него чувство неуважения к христианской вере. Недостатки и слабости жены муж поставит на счет христианской веры, которую она исповедует» 416 . Христианское смирение и кротость, и вообще добрый нрав, – лучшее украшение, лучшая драгоценность для жены-христианки: оно имеет прочную, неизменяемую и достойную прославления красоту и силу 417 . В этом, собственно, главная сила влияния жены на мужа. Жена должна властвовать над мужем не чувственностью, а своей внутренней привлекательностью, нравственной чистотой, женской скромностью и стыдливостью, стойкостью и самоотверженностью своей христианской души. «Если хочешь нравиться мужу, – говорит святой Иоанн Златоуст , – украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме» 418 . Жена, когда красива душою, тогда приятна и по телу 419 . Апостол Петр, который сам был женат, начертывая идеал христианской семейной жизни, писал: жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие ( 1Пет.3:1–2 ). Вот еще один способ некоторого христианского благоплодного властвования жены над мужем: при полном ему повиновении – чистое, богобоязненное житие. И далее он пишет: да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям ( 1Пет.3:3–5 ). В заключение для обоих супругов святой Апостол дает следующее общее наставление для их семейной жизни: будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему ( 1Пет.3:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Пример жестокости заимодавца по отношению к должнику, который ярко иллюстрирует речь Амоса, встречается в одном из библейских рассказов о пророке Елисее. Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе (4 Цар 4:1). Если бы не сострадание пророка, сотворившего ради бедной вдовы чудо умножения елея, её дети не смогли бы избавиться от долгового рабства. В иудейском синагогальном богослужении отрывок Ам 2:6–3:8 читается в качестве 10 после чтения недельной главы “Вайешев” (Быт 37:1–40:23). В комментарии Йосефа Герца 11 к этой в пояснении к тексту Ам 2:6 читаем: “Богатые продают в рабство бедных, которые не обманывали и не крали, а единственное их преступление состоит в том, что они вынуждены были брать в долг. Иногда размер одолженного из-за крайней нужды составлял стоимость пары башмаков. Эта продажа невинных людей — связующее звено между недельной главой и отрывком из книги Амоса” 12 . Действительно, главная тема главы “Вайешев”, включающей в себя 37–40 главы Бытия — продажа в рабство невинного Иосифа. Праведник в мире всегда тесним, гоним, угнетаем, его удел — страдания, вызванные притеснениями со стороны неправедных. Как поступили с праведным Иосифом его родные братья, продав беззащитного и ни в чём не виновного брата за двадцать сребреников (Быт 37:28), как поступали с праведниками во времена Амоса, продавая их за серебро и за пару сандалий (Ам 2:6) — так поступили в конце концов и с праведным Мессией: преданного взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деян 2:23). Преподобный Ефрем Сирин усматривает совершенно ясную типологию: “Праведники, проданные за серебро, изображают тайну Господа нашего, Которого первосвященники иудейские купили за тридцать сребреников и предали на распятие” 13 . Богачи жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (даллим) (Ам 2:7). Герц комментирует это место так: “Жадность богатых настолько велика, что они стремятся присвоить даже то незначительное имущество, которое до сих пор остаётся в распоряжении должника. Даже ту пыль, которой бедный посыпал свою голову в знак траура, хотят они забрать. Так с горькой иронией описывает пророк отношения между людьми” 14 .

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Не спешите возмущаться: «Что же, выходит, ему вообще ничего о вере говорить нельзя? То есть вы призываете махнуть рукой на спасение ближнего?» Конечно, многое, против чего ополчаются уважаемые авторы, действительно неприемлемо для православного христианина. Но и то, что предлагают И. Медведева и Т. Шишова, порою ничуть не лучше. Поэтому я бы попросил любителей «записывать в партии» воздержаться от скоропалительных выводов: «Ах, вы говорите, что надо избежать Сциллы? Значит, агитируете за Харибду!» Нет. Для православного человека неприемлемы обе крайности: и равнодушие к окружающим, боязнь, готовность к непрерывным компромиссам с миром и обмирщвление; и подмена подлинно духовной жизни внешней нравоучительной суетой, когда за словами о борьбе за спасение душ стоят банальные страсти – гордыня да тщеславие, приводящие к извращению и даже разрушению семейной жизни. Но вернемся к разговору об иерархии. Разве дочь, к примеру, имеет право поучать своих родителей и командовать, регламентируя их жизнь? Священное Писание говорит совсем о другом: «Будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу…» (Кол. 3, 20), «делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них» (Сир. 3, 8). Да и народная мудрость гласит: «Яйца курицу не учат». Но в описанном авторами случае взрослая дочь (мать семейства) считает себя вправе укорять своих родителей в том, что они смотрят телевизор, удивляясь при этом, почему ее собственные дети не оказывают ей послушания, когда она старается запретить компьютерные игры или пирсинг. О причинах этого мы поговорим чуть ниже, хотя, полагаю, для проницательных людей, они и так очевидны. Опыт Церкви Что же рекомендует Священное Писание тем женщинам, у которых муж неверующий, не покоряющийся слову Божию? Апостол Петр говорит так (начало цитаты мы уже приводили): «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3, 1– 2).

http://pravoslavie.ru/5759.html

Кто страждет как христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога в части сей ( 1Пет. 4:16 ). Каждый пусть остается в том звании, в каком призван; рабом ли кто призван, не беспокойся; но если может сделаться и свободным, воспользуйся ( 1Кор. 7:20, 21 ); рабы должны быть послушны господам своим по плоти с уважением и страхом в простоте сердца, как Христу, не при глазах только служа, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф. 6:5, 6 ). Господа же обязаны доставлять должное и справедливое, зная, что и сами имеют Господа на небесах ( Кол. 4:1 ). Холостым и вдовым хорошо оставаться в своем состоянии, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак: кто же твердо положил в сердце своем оставить девицу свою незамужнею, тот хорошо делает ( 1Кор. 7:8, 9, 37 ). Если какой брат имеет жену неверующую, но она хочет с ним жить, то он не должен оставлять ее (12). Молодые вдовицы пусть вступают в браки, рождают детей, управляют домом и не подают противнику никакого случая к злоречию ( 1Тим. 5:14 ) . Муж пусть отдает жене должное; подобно и жена мужу ( 1Кор. 7:3 ); впрочем пусть помнят, что имеющие жен должны быть как не имеющие (29). Отцы не должны детей своих огорчать, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4 ). Дети должны повиноваться родителям для Господа. Юноши – быть благонравны ( Тит. 2:6 ). Старцы – трезвенны, степенны, скромны, здравы в вере, в любви, терпении; старицы также одевались бы прилично святым, не были клеветницы, не порабощались бы пьянству, учили добру (2, 3). Пастырям церкви предписывали проповедывать слово постоянно, во время и не во время, обличать, угрожать, увещавать со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2 ), заниматься чтением слова Божия ( 1Тим. 4:12 ), глупых и невежественных состязаний уклоняться, не ссориться, но быть приветливыми ко всем, учительными, незлобивыми, с кротостью наставлять противников: не даст ли им Бог обращения к познанию истины ( 2Тим. 2:23–25 ). Пастве завещали повиноваться своим наставникам ( Евр. 13:7 ), воспоминать о них (7), уважать трудящихся и начальствующих в Господе и почитать их преимущественно с любовью за дела их ( 1Сол. 5:12, 13 ), наставляемым делиться всем добром с наставником ( Гал. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Союз Христа с Церковью пророчески – прообразовательно представлен под образом брачного союза жениха – Царя и невесты – Царевны, проникнутых самой искренней любовью. Такое изображение такого предмета строго сообразно с характером божественного Откровения. – Если в основании завета Бога с человеком, до и после его падения, была совершеннейшая любовь; то для выражения этой любви и для изображения ее и не могло быть лучшего образа, как образ любви жениха и невесты, ибо эта любовь, по закону природы, сильнее, нежели любовь к отцу и матери ( Быт.2:23–24 ). Вот почему Господь, желая определит свои отношения к своей ветхозаветной церкви, Себя называл мужем, а церковь своей женой, то любимой, то отринутой, то снова воссоединенной. Посему и новый завет, новый союз Христа с церковью предизображался, тем удобнее, как брак жениха с невестой. Так и в псалме 44-м, Царь, прекраснейший из сынов человеческих, и в тоже время Бог и Помазанник, вступает в брак с царевной – иноземной, различной с ним по происхождении, т. е. с церковью, для которой Он есть и жених и Господь (44:2–3, 7–12). Подобно тому, в пророчестве Исак Помазанник Божий, обращаясь к Сиону и возвещая ему вечный завет, приветствует его вечною радостью, причем сравнивает себя с женихом, a Сион с невестой (61:7–8, 10). Затем, представляя новые отношения Господа к новой церкви, Пророк говорит: «и будет яко же радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе» (62:1, 5). – Посему же, когда явился Христос и стал приобретать Себе последователей – членов своей церкви, то Предтеча Его, Креститель Иоанне сказал своим ученикам: «не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» ( Ин.3:28–29 ). – Наконец, и Сам Спаситель, присутствуя на вечере в доме Матфея Мытаря, назвал Себя женихом, когда сказал ученикам Иоанна Крестителя, напоминая им слова их учителя: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но приидут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:14–15 ). – Посему и Ап. Павел в своем послании к Ефесянам учит о союзе Христа с церковью под образом брачного союза мужа и жены, говоря: «муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь , и предал Себя за нее» ( Ефес.5:23. 25 ; ср. 31–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010