Храмом тогда была скиния, которую Писание иногда называет храмом; сказал Бог Моисею: «собери Мне народ в храм»; иногда же Писание называет ее скинией: «построй скинию»; иногда же — скинией собрания, говоря: «поставишь светильник семисвещный в скинии собрания». Моисей и Давид поклонялись и скинии, рукотворному храму, поклонялись и рукотворным предметам, сделанным в честь и славу Божию; ибо этими Божественными предметами и храм был освящен, из-за них и поклонялись храму, как свидетельствует книга Исход: когда закончил Моисей все дело постройки скинии собрания, он вложил в ковчег завет, то есть скрижали, сосуд с манной и жезл Аарона — все свидетельства о Боге, — и внес ковчег в скинию собрания, закрыл ковчег Божий завесой, и тогда облако покрыло храм и славы Господней наполнилась скиния (Исх. 40:18—34; ср.: Евр. 9:2—4). «И воззвал Господь к Моисею... из скинии собрания» (Лев. 1:1). Когда была построена скиния, не было никакого знамения, когда же был внесен ковчег Божий и то, что в нем содержалось, тогда славы Господней наполнилась скиния, и Господь говорил из скинии. Когда же, при Илии, ковчег был пленен, тогда люди восплакали, говоря «Отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий» (1 Цар. 4:22). А когда ковчег возвратился из плена, поставил его Давид в доме Аведдара и сказал: «Возвращу благословение в дом мой», — и взял его из дома Аведдара и перенес в город свой, и благословил Господь город его (2Цар. 6:10—12). Когда же Соломон построил храм, он внес туда все Божественные и досточтимые вещи в храм, то есть ковчег, скрижали, сосуд и другие, и тогда наполнился храм славы Господней и не могли священники стоять на служении (3 Цар. 8:4, 6, 10—11). Подумай только: этими Божественными вещами и храм освятился, и ради них люди поклонялись храму!    Из всех мест собирались люди, чтобы видеть храм и поклониться ему. Не только в самом Иерусалиме, но из других стран и городов поклонялись храму. Писание через Даниила пророка свидетельствует: Даниил в Вавилоне «трижды в день преклонял колени в сторону Иерусалима и молился своему Богу и славословил Его» (Ср.: Дан. 6:10). Разве камням или городским стенам поклонялся пророк? Ясно, что поклонялся он Божественному храму, ибо честен Иерусалим своим храмом, и ради него поклонялся Даниил Иерусалиму. Знал пророк, что Господь Вездесущ — и на востоке Он, и на западе, и на севере, и на юге, — но поклонялся только на юг, в направлении Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И мы читаем далее: Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их (Мф. 21, 6–7). Официальные лица использовали мулов и ослов не для военных, но для гражданских процессий, в том числе и для процессий воцарения (помазания на царство). И сказал им царь (т. е. царь Давид — О.С. ): возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! (3 Цар. 1, 33–34). Таким образом, въезд Господень в Иерусалим мог восприниматься современниками события как начало Его (Иисуса) воцарения, тем более что у всех на слуху было пророчество из Книги Захарии. Блаженный Иероним пишет: «Этот осленок и эта ослица, на которых апостолы возложили свои одежды, чтобы Иисусу было не жестко сидеть, до пришествия Спасителя были обнажены и дрожали от холода (т. е. символизировали собою разные народы — О.С .), в то время как многие захватывали над ними власть (т. е. диавол и его приспешники — О.С .). А после того как они получили апостольские одежды, сделались прекраснее, чтобы иметь Господа восседающим на них. Одежда же апостольская должна быть понимаема или как учение о добродетелях, или как истолкование Писаний, или как разнообразие церковных догматов, которыми душа если не будет наставлена и украшена, то не заслужит того, чтобы иметь Господа восседающим на ней» . То есть каждый из нас должен стремиться стяжать добродетели и углубиться в познание Писания, чтобы и нам стать нечувственным седалищем для Нашего Господа — как Он и восседает на Херувимах. Сказано: Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его; и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра (2 Цар. 22, 10–11). Воссесть на осла — означает смирить его животное упрямство и подчинить воле хозяина Если осел — символ упрямства и бестолковости, то воссесть на осла — означает смирить его животное упрямство и подчинить воле хозяина. Дай Бог, чтобы Господь смирил бы и наше ослиное упрямство, ослиную похотливость и бестолковость!

http://pravoslavie.ru/102519.html

Наиболее действенна подкрепляющая сила молитвы в пастырском одиночестве, которое ему нередко приходится испытывать среди своей маловерной и малодушной паствы. Это одиночество тем мучительнее для пастыря, чем более он соответствует своему предназначению — носить в своей душе всю паству. Тяжесть этого настроения высказывали еще ветхозаветные пастыри. Так любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: «Я один не могу нести всего народа сего; потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Числ. 11:14-15). Таков же смысл слов пророка Илии (3 Цар. 19:10) и Иеремии (15, 17—20). Жалуется на одиночество свое и ап. Павел (2 Тим. 4:16-17). Указывает на тяжесть одиночества и Христос Спаситель, говоривший ученикам в час предания: «Вот наступает час и настал уже, что вы рассеетесь… и Меня оставите одного, но Я не один, ибо Отец со Мною» (Ин. 16:32). Для человека замкнутого отчужденность от жизни общества, пожалуй, не будет тяжелым бременем, но для пастыря, любящего народ свой, эта отчужденность грозит отчаянием, если он не употребляет против такого недуга духовного врачевства и противоядия, каковым и является молитва, переносящая пастыря в торжествующую Церковь, которая восполняет его душу, созерцающую колеблющихся сынов Церкви воинствующей. Христианин, пребывающий в молитве, приближается к состоянию такого же прозрения, как пророк Елисей, который при нападении сириян на Дофаим говорит слуге своему: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: «Господи, открой ему глаза, чтоб он увидел». И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6:16-17). Так и всякий истинный пастырь, возносящийся в молитве душею в мир небесный, постоянно сознает себя окруженным обществом святых и бывает менее одинок в своем уединении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

" Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш. (Левит) " Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. " (Иоанна 14:6) Wed, 21 Mar 2012 11:29:18 GMT Игорю. Дочитайте этот комментарий, пожалуйста, внимательно и Игорь, так что же Вы хотели сказать мне “про апологетику а -нормальности”? Апология – слово защитное, а не оскорбительное. Вы же с первых слов начали поливать грязью, не только меня, к сожалению, но и всю Православную веру. Горько читать, написанное Вами кощунство. Возьмите толковый словарь, прочитайте значение слова “некрофилия” и подумайте, к месту ли его напасли. И мой Вам добрый совет: если не знаете значения слова – не применяйте его. Надеюсь, что написанное Вами – следствие практически абсолютного незнания Православной веры и бьющих через край эмоций. Теперь, относительно Ваших аргументов. “Нигде в Новом Завете не то что упоминаний нету о поклонении иконам, Марии и трупам людей, но наоборот есть масса предостережений о поклонении вместо Творца твари...” – здесь Игорь отождествляет “ поклонение иконам, Богородице, мощам ” и “поклонение вместо Творца твари ”, что является просто абсурдом! Любой православный христианин скажет, что икона не есть Сам Бог и НИКТО из православных христиан НЕ поклоняется иконам, Богородице, или святым как Творцу! НИКТО! Авраам встал и поклонился народу земли той, сыном Хетовым (Быт. 23: 7), поклонился Иаков брату своему Исаву (Быт. 33: 3… ), Сонамитянка поклонилась пророку Елисею, после того как он воскресил её сына (4 Цар. IV, 37.), поклонились Иисус, сын Навина и Даниил Ангелу Божию (Нав.5:14; Дан. 8:17,18). Как они поклонились? Как Творцу поклонились? НЕТ! Так и православные христиане покланяются Богородице и святым НЕ как Богу, но как верным и наиболее близким Ему, в знак благодарности им, уважения и почитания их, как старшим в вере, как достигшим Царства Небесного, как любящим нас, ходатайствующим и молящимся за нас Богу. Православные христиане УТВЕРЖДАЮТ, что НЕТ никого и ничего выше или равного Творцу, но есть те, кто ближе к Нему и имеет особое дерзновение пред Ним. Нами почитается Богородица и святые угодники Божии не потому, что они такие сами по себе, а потому, что их прославил Сам Господь (1 Цар. 2:30; Лк 1:49), сделал их проводниками воли Своей, через них явил величие, силу и славу Свою и они сделались живыми храмами Духа Святого. И потому, почитая святых, мы прославляем в первую очередь Бога.

http://zavet.ru/a/rss_1299929828.html

Христиане в век апостольский, гонимые иудеями и язычниками, малочисленные, разделенные большими расстояниями, естественно не могли иметь особых храмов Божиих и потому избирали лучшие места в домах лучших христиан, по преимуществу горницы или верхние части домов для молитвенных собраний и для совершения таинства причащения (Деян. 20, 7-9). Но и эти места или домовые церкви противопоставляются апостолом Павлом простым частным домам; в них христиане должны были вести себя особенно чинно и в порядке. Слышу, писал святой апостол Коринфянам, что когда вы собираетесь в церковь между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию? Жены ваши в церквах да молчат (1 Кор. II, 18., 22; 14,34, 35, 40). Когда и ветхозаветная церковь состояла из одних семейств патриархов Авраама, Исаака, Иакова и их домочадцев, которые жили в шатрах, тогда не могло быть храмов; однако были жертвенники, служившие храмами. Патриарх Иаков после явления ему Бога в Вефиле поставил камень, который был ему изголовьем во время сна, и сказал: этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим (Быт. 28, 22). По необходимости и кивот Господень сначала был в походной палатке, которая служила храмом, стоял и в частных домах, например в доме Аминадава в Кариафиариме 20 лет, и в доме Аведдара гефянина 3 месяца (1 Цар. 7, 1-2;. 2 Цар. 6, 10-11). Однако впоследствии, когда евреи утвердились в земле им данной, Соломон создал, по воле Божией, великолепный храм.Как глубоко чувствовали первые христиане потребность в храмах, особенно для принесения бескровной жертвы, это видно из того, что первые римские христиане, не имея возможности возводить особые здания для храмов или безопасно устроять церкви в частных домах по причине преследований со стороны язычников, строили храмы с престолами, горним местом и другими принадлежностями в подземных пещерах, назначаемых для погребения умерших (в катакомбах), куда по римским законам враги их не имели доступа до гонения императора Валериана в 257 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

« Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас » (ст.19). Апостол Павел радуется о римлянах, что их « покорность вере всем известна », что они в простоте и чистоте сердца хранили догматы веры и правила нравственности (2 Кор. 1:12). 1. Что нужно понимать под простой верой? Не невежество и неразумие (2 Цар. 15:11). Не суеверие (Сир. 13:10). а) Простота веры основывается на Иисусе Христе и правильном о Нем познании (2 Тим. 1:12; Деян. 15:11 ). б) Она крепко держится божественного слова. Хотя она и испытывает писания (Деян. 17:11), однако же, пленяет свой разум в послушание веры и Церкви (2 Кор. 10:5; 2 Петр. 1:19; Евр. 11:1 ). 2. Почему она самая лучшая? а) Она познает силу истины прежде всего и лучше всего (Мат. 11:25; Псал. 118:130 ). б) Она крепка и не легко совращается (Евр. 4:14 ). в) Она идет прямым путем к небу (Евр. 4:3; 1Кор. 1:27–28; Кол. 2:8; 2 Кор. 4:3 ). Что такое лжеучители, восстающие против православного учения? « Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них » Ст. 17. (ср. Иуд. 1:12–13). 1. Это — безводные облака, т. е. их учение без мудрости, без знания, без плодов. 2. Это — деревья, цветущие только осенью и никогда не созревающие. 3. Это — бурное море, приводящее все в волнение и беспорядок и поглощающее корабли. 4. Это — обманчивые светящиеся огни, которые, вместо того чтобы привести путника в безопасную пристань, низвергают в пропасть. Сравнение лжеучителей со змеями « Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных » Ст. 17–18. (ср. Матф. 23:33). 1. Подобно змеям они способны только соблазнять и делать зло, но не могут делать добра. 2. Свои мнения они также меняют, как змея цвет своей кожи. 3. Они всегда соблазняют людей земных и чувственных: змеи питаются землею.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   Предсказано было, что от семени Давидо­ва родится (2 Цар 7:12; Ис 11:1; Пс 131:11), так и иудеи веровали и говорили: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, отку­да был Давид» (Ин 7:42)? И было так: Христос «родился от семени Давидова по плоти» (Рим 1:3; Лк 1:66; Мф 1и проч.). Потому и нарицается Христос «Сыном Давидовым» (Мф 20:30; 9:27; 22и проч.).    Предречено было, что к родившемуся Хри­сту придут с дарами на поклон: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дары; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс 71:10). И было так: пришли ко Христу младенцу на поклон три премудрых царя с востока, «и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2:11).    Не умолчало Писание Святое и о том, что при рождении Христовом младенцы будут побиваемы в том месте, где Он родится, и глас матерей их слышан будет в окрестных местах: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет уте­шиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). И сбылось Писание: были убиты все младен­цы от двух лет и ниже в Вифлееме, где родил­ся Христос, и во всех пределах его, о чем и евангелист святой упоминает (Мф 2:16—18).    Предвозвещено было бегство в Египет и возвращение Христово из Египта: «Из Египта вызвал сына Моего, -» сказал Господь (Ос 11:1), — это пророчество и евангелист приво­дит о Христе. И было так: бежал Христос Гос­подь наш Младенцем в Египет от убийцы Ирода, и по смерти его возвращен оттуда (Мф 2:14—15, 21).    Обещал Господь послать Ангела Своего пред лицом Христа Своего: «Се, Я посылаю Ан­гела Моего пред лицем Твоим, который приго­товит путь Твой пред Тобою, -» сказал Бог ко Христу Сыну Своему (Мал 3:1; Мф 11:10). И было так: послан был ангел пред Иисусом Христом, ангел не бесплотный, но плотью об­ложенный, Иоанн великий, о котором Сам Христос свидетельствовал, говоря: «Он тот, о котором написано: Се, Я посылаю», и прочее (Мф 11:10; Лк 7:27). Этот ангел Божий пред­шествовал пред Христом и уготовил Ему путь, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Ко­торого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк 1:2, 7; Мф 3:1; Лк 3:16; Ин 1:27). И на пришедшего и явившегося Христа указывал людям, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин 1:29—30). «Был человек, по­сланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете» (то есть о Христе), «дабы все уверовали чрез него» (Ин 1:6—7). Поэтому Иоанн святой назван Церковью Предтечей Христовым (как явившийся пред пришествием Христа).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

85 Творения. Т. I, кн. 2, с. 698.  «сорок два месяца» – то есть три с половиной года. Именно такое или близкое к нему время торжества сил зла указано и в Книге пророка Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7; 12, 11–12).  Можно думать, что эти сорок два месяца попирания язычниками святого города совпадают со временем царствования зверя, которое в 13, 5 обозначается – предположительно, именно с целью идентификации – теми же словами: «сорок два месяца», в отличие от сроков пророческой проповеди 11, 3 и пребывания жены в пустыне 12, 6, наименованных как «тысяча двести шестьдесят дней». 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Под двумя свидетелями большинство святых отцов 86  понимали пророка Илию и праведного Еноха.  86  Это святые Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Андрей Кесарийский и др. Ипполит Римский на основании Ин. 21, 22–23 высказывал точку зрения, что вместе с Илией и Енохом придет сам апостол Иоанн. Впрочем, широкого распространения это мнение не получило. На Западе, кроме того, существовало предположение, что вместе с Илией придет не Енох, а Моисей. Основанием для этого служит сходство египетских знамений Моисея с теми, которые совершают два свидетеля 11-й главы. Однако эта гипотеза не выглядит особенно убедительной.  Оба эти ветхозаветных праведника не увидели смерти, но были переселены Богом на небо в теле (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5; 4 Цар. 2, 11), однако в конце времен им надлежит снова прийти в мир и подчиниться закону смерти: они должны будут умереть как христианские мученики. 87 87  В словах «и дам двум свидетелям Моим» (Апок. 11, 3) в греческом оригинале употребляется слово «μρτυς», на русский язык часто переводимое как «мученик». О пришествии пророка Илии говорит Господь в Книге Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6), – отчасти эти слова исполнились во времена Первого пришествия Христа, когда в духе и силе Илии пришел святой Иоанн Предтеча. Но в конце времен эти слова должны исполниться буквально: придет сам пророк Илия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие (Мф. 17, 10–13), где он указывает, что у Малахии Илия назван по месту его родины  «фесвитянином» 88 , тогда как святой Предтеча фесвитянином не был, и Илией он именовался только по подобию служения. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

7-8; ср.: Плач 1. 1, 6; 2. 15). Мн. сравнения И. п. типичны для псалмов. Для ряда сравнений характерен мотив «обвинения против Бога»: «Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его...» (Плач 2. 5; ср.: Плач 1. 15). «Он [Господь] стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте» (Плач 3. 10). Разоренный Иерусалим символически уподобляется женщине: сначала вдове (метафора богооставленности) (Плач 1. 1), затем нечистой, скверной женщине (Плач 1. 8, 9). Пророк называет Иерусалим «дщерью Сиона» (Плач 2. 1), «дочерью Иуды» (Плач 1. 15). Стена Иерусалима является метафорой города: «Стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих» (Плач 2. 18). Гнев Божий, обрушившийся на Иудею, подобен процессу давления винограда в точиле, Иудея - это виноград («...как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды» (Плач 1. 15)), а также бушующий огонь (Плач 2. 3, 4). «Сломить рог», «вознести рог» - традиц. библейские метафоры (ср.: 1 Цар 2. 1, 10; Пс 74. 11; 88. 18; 91. 11). Обе встречаются в Плач 2. 3, 17; 1-я выражает победу, 2-я - поражение. Символические описания событий (Плач 1. 1, 2, 8, 9, 15; 4. 21) в И. п. чередуются с предельно реалистическими (Плач 1. 4, 5; 2. 11, 12; 5. 1-22). Повторы связывающие отдельные песни в единое целое,- еще одна особенность поэтического языка И. п. Начальное слово 1-й песни «как» повторяется в И. п. трижды (Плач 1. 1; 2. 1; 4. 1). Выражение «нет утешителя», указывающее на богооставленность, звучит лейтмотивом на протяжении 1-й песни (Плач 1. 2, 9, 16, 17, 21). Не раз повторяются обращения к Богу: «Воззри, Господи...» (Плач 1. 9с, 11с, 20а) - и молитва о воздаянии врагам: «...поступи с ними так же, как Ты поступил со мною...» (Плач 1. 22; ср.: Плач 3. 64-66). Неск. раз пророк говорит о сострадании народу: «Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя… от гибели дщери народа моего...» (Плач 2. 11; ср.: Плач 3. 49-50). Композиция Во 2-й пол. XIX в. в дискуссиях о композиции И.

http://pravenc.ru/text/293616.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010