Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Српски православни Католикон Пресвете Богородице Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1183 и 1230. Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Кралево, с. Брезова Село Брезова, општина Рашки управни округ, и западна Координаты: 43.486612, 20.531339 Проезд:см. проезд до монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главную церковь монастыря Студеница Стефан Неманя построил в 1183–1196 гг. по случаю важных для своей державы побед: в это время он вместе с венгерским королем Белой III он отвоевал у Византии крупный город Ниш и все города вплоть до Софии, а также присоединил большие территории на юге до Стоби (в Македонии) и на юго-западе до Котора. Храм устроен как семейная усыпальница. К первоначальной однонефной церкви с боковыми притворами при наосе, трехчастным алтарем и нартексом в 1230-х гг. был пристроен обширный экзонартекс с боковыми капеллами и захоронением под аркосолием. Три части алтаря разделены продольными арками и перекрыты полуциркульными сводами. Восточная стена представляет собой трибелон с очень большой и немного преломленной средней аркой, а боковые проемы узкие и прямоугольные. Наос разделен пилястрами на две травеи. Оболочка купола на парусах снаружи 12-гранная, а изнутри волнистая с двенадцатью окнами. Купол сильно акцентирован с помощью широкого и высокого основания. Нартекс решен так же, как и западная травея: с прислоненными боковыми арками и перекрыт немного преломленным сводом. На западной стене размещен монументальный резной портал с высоким рельефом в тимпане – Богоматерь с Младенцем на троне с поклоняющимися архангелами. Экзонартекс достроен таким образом, что своими боковыми стенами он охватывает стены древней части церкви. Однонефное прямоугольное помещение разделено пилястрами на две травеи, к восточной пристроены боковые глубокие конхи, каждая с полукруглой нишей в восточной стене. Южная капелла посвящена св. Симеону, северная – св. Николаю. Экзонартекс перекрыт ломбардскими крестовыми сводами с мощными ребрами прямоугольного сечения и с поперечной аркой между травеями. Большой распор экзонартекса сдерживает конструкция из тройных арок разной кривизны и формы (преломленных и полуциркульных), прислоненных к боковым стенам. Ребра опираются на мощные консоли в углах помещения и по бокам от от центральных пилястр.

http://sobory.ru/article/?object=35657

После окончания телепередачи мы направились на юг Сербии в город Чачак. Это старинный сербский город, здесь есть поселение времен римско-византийской эпохи. Храм в Чачаке был превращен турками в мечеть и затем снова восстановлен, расширен и перестроен, и является ныне центром церковной жизни этого довольно крупного по сербским меркам города. Сначала мы направились в ущелье между двумя горами Овчар и Каблар. Это красивейшие места, между ущельем течет река Западная Морава, которая впадает в Великую Мораву и затем в Дунай. На самой вершине одной горы стоит крест, там бьет источник, который называется Саввина-вода. По преданию, святитель Савва, духовный отец сербского народа, был на этом месте и обрел этот источник. Вдоль ущелья тянутся сербские монастыри, которые были основаны или возобновлены к жизни святителем Николаем (Велимировичем), который в 30-е годы был епископом Жичским. Недалеко от города Чачака и города Кралево находится старинный монастырь Жича – один из духовных центров сербской культуры, связанный со многими важными историческими событиями. Побывали мы в Преображенском монастыре и побеседовали с удивительным человеком, настоятелем обители архимандритом Вениамином. Это старинный монастырь, но в начале ХХ века при строительстве железной дороги был ликвидирован, но по инициативе святителя Николая восстановлен уже в 30-е годы. Храм в монастыре посвящен Преображению Господню, расписывал его иконописец Мельников из Русской зарубежной церкви в 1939-40 годах. Эта роспись сохранилась и является еще одним напоминанием о русско-сербском единстве и тесных русско-сербских связях. Это небольшой монастырь – в нем всего пять насельников, и он представляет из себя всего один храм и жилой корпус. Монастырь не является приходом, поэтому все труды по организации монастырской жизни ложатся на плечи самих насельников обители. Здесь все буквально дышит вечностью – и чудной красоты места, и сами люди. Сам архимандрит Вениамин с 17 лет подвизается в этом монастыре. Живет здесь также матушка Ирина, которая монашествует с 1947 года. Я постеснялся спрашивать, сколько же ей лет, но выглядит матушка вполне бодро и жизнеутверждающе.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/21/se...

В 1936 году владыку Николая вновь избрали епископом Жичским. После его вступления на епископскую кафедру в Жиче епархия пережила настоящее духовное преображение. Были восстановлены многие монастыри, в первую очередь Жичский и Студеница, которые всегда являлись духовной опорой сербского Православия, строились новые храмы. Будучи величайшим в истории Сербской Церкви проповедником, епископ Николай возродил и сербское церковное проповедничество. Собрания его сочинений составляют тринадцать томов. Миссионерский подвиг владыки по напряженности труда и разносторонности можно сравнить лишь с подвигом святого Саввы Сербского. Как миссионер Сербской Церкви он путешествовал по Европе, Америке, соседним балканским странам, бывал в Константинополе, Греции, на Святой Горе Афон, где особенно заботился о возрождении Хиландарского монастыря. Принимал участие в многочисленных международных и междуцерковных встречах; в 1930 году владыка участвовал в подготовке предсоборной конференции Православных Церквей, состоявшейся в монастыре Ватопед. Его попечением были построены детские дома и приюты по всей Сербии, от Битолы до Чачка, Верхнего Милановца, Кралево и Крагуевца. Грянула Вторая мировая война. Гитлер лично приказал командующему южным фронтом: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Церкви, в первую очередь уничтожить патриарха Гавриила (Дожича), митрополита Петра (Зимонича) и епископа Николая (Велимировича)». Владыка Николай вместе с Сербским патриархом Гавриилом – единственные европейские иерархи, оказавшиеся в лагере смерти Дахау. Господь сохранил праведников: 8 мая 1945 года они были освобождены союзнической 36-й американской дивизией. В лагере епископ написал одно из своих самых известных произведений – книгу «Сквозь тюремное окно», в которой призывал православных к осмыслению своих грехов и к покаянию. После освобождения из лагеря епископ Николай не смог вернуться в Югославию, уже ставшую во главе с атеистом Тито коммунистической. Он продолжил свою миссионерскую деятельность в Европе и Америке, много писал, выступал с лекциями, преподавал.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Наша семья вела большое хозяйство. Держали пять коров молочной породы, которые я привез из Швейцарии, разводили рыбу, выращивали овощи. Для обработки земли использовали трактор с необходимыми приспособлениями, плуг, круг для помола кукурузы. Я работал на фабрике «Печ» и сельхозпредприятии, работа начиналась с семи утра и продолжалась до трех-четырех дня — оставалось еще достаточно времени для себя. Жили в хорошем доме с гостиной и двумя спальнями — сейчас от него и других построек почти ничего не осталось… В 1999-м наше село не пострадало от бомбардировок, основной удар пришелся по Печи. Тогда многие шиптары бежали в Черногорию и Албанию, но некоторые остались: если они не выходили из дома — практически не подвергались опасности, но если перемещались, могли быть ранены или убиты. По окончании бомбардировок югославская армия покинула Косово, с ней бежало и большинство сербского населения, в том числе и наша семья. Сербы села Лаго больше не вернулись — лишь иногда мы наведываемся, смотрим на разоренное хозяйство… В округе сохранилось всего несколько сербских сел, благодаря людям, оставшимся в своих домах: Бело Поле, Цига, Брестовик, Лазовичи, Льош, Гораждевац. Вукое Маркович внутри оскверненного храма Святой Троицы. Фото: Н. Батраева/Православие.Ru В июне 1999 года, через десять дней после нашего ухода, из Черногории переправились никогда не жившие здесь албанцы (целая банда) — они разграбили все! Забрали скотину и оставшееся имущество, разрушили и сожгли дома. Им никто не препятствовал — НАТО не вмешивалось. Сейчас мы с женой снимаем квартиру в городе Кралево на юге Сербии. Двое моих сыновей работают в полиции Косово, третий — инженер по профессии — на гидроэлектростанции на границе с Болгарией. Они все женаты, имеют детей, у каждого свое жилье. Мы с женой снимаем квартиру и платим 200 евро в месяц, в то время как мою землю уже восемь лет обрабатывает сосед-албанец Юзеф Мучкуртай. Он самовольно захватил и другие сербские участки, но мы ничего не можем сделать, закон нас не защищает — такие здесь порядки.

http://pravoslavie.ru/68497.html

Брат святого Саввы — сербский король Стефан Первовенчанный — в начале XIII века построил недалеко от города Кралево монастырь Жича, который с первых дней своего бытия стал резиденцией первого Сербского Архиепископа. Здесь, в монастырском храме, была провозглашена самостоятельность Сербской Православной Церкви, и здесь же святитель Савва возложил на его ктитора королевский венец. Главный храм монастыря освящен в честь Вознесения Господня. Как и «Студеничска лавра» Жичский монастырь много раз подвергался разрушению и особенно пострадал во Вторую мировую войну. Теперь он реставрирован и является женским монастырем, а также местом пребывания Жичского епископа. Недалеко от г. Печ красуется окруженный высокими горами величественный ставропигиальный женский монастырь Печска Патриархия (с главным храмом в честь Вознесения Господня). Основание монастыря относится к середине XIII столетия, когда преемник святителя Саввы—святитель Арсений I в 1253 году перенес резиденцию Архиепископии в предместье г. Печ, где тогда была только одна небольшая церковь. Название «Печска Патриархия» монастырь получил от того, что в 1346 году Сербская Архиепископия была возведена в ранг Патриархии, предстоятель которой продолжал оставаться в данной обители. В память о многолетнем пребывании предстоятеля Сербской Церкви в Печском монастыре (до 1766 г.) в титул Патриарха Сербского после восстановления патриаршества (1920) введено название «Архиепископ Печский». Кроме того, каждый новый Патриарх после интронизации в Белградском кафедральном соборе во имя Архангела Михаила торжественно возводится в Печском монастыре на трон Архиепископов Печских (по сербски —«свечано устоличенье»). В соборе Печской Патриархии хранятся святые мощи сербских Архиепископов Арсения I (церковная память 28 октября по старому стилю), Саввы II (8 февраля 1271 г. по старому стилю), Даниила II (20 декабря 1337 г. по старому стилю), Патриарха Ефрема ( 15 июня 1399 г. по старому стилю) и других . В библиотеке монастырской имеется много древних рукописей.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

здания обители были отданы под птицекомбинат. В 2002 г. на части территории монастыря открыто подворье Троице-Сергиевой Лавры. 130 Митрополит Платон (в миру – Петр Георгиевич Левшин; 1737–1812) родился в Москве в семье причетника. В 1761 г. был пострижен в монашество. В 1763 г. назначен ректором Троицкой духовной семинарии, в том же году определен Екатериной II законоучителем наследника российского престола цесаревича Павла. С 1766 г. – настоятель Троице-Сергиевой Лавры, с 1768 г. – член Святейшего Синода. В 1770 г. был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, возведен в сан архиепископа и оставлен настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. С 1787 г. – митрополит Московский и Коломенский, по инициативе владыки были приняты правила, регламентировавшие единоверие. 131 Свято-Успенская Лавра Студеница – один из старейших сербских монастырей; находится на юге страны, около г. Кралево. Обитель основана в 1190 г. прп. Симеоном Мироточивым (в миру – Стефан Неманя, царь Сербский, ктитор; † 1200; память чтится 13/26 февраля). Здесь будущий святой начал свой монашеский путь, и здесь же ныне покоятся его мощи. Долгое время игуменом монастыря был его младший сын – свт. Савва (архиепископ Сербский; † 1237; день памяти – 12/25 января); он составил устав Студеницы, заботился о процветании обители. В Средневековье монастырь стал духовным и культурным центром Сербии. В Студенице действуют храмы Успения Пресвятой Богородицы, праведных Богоотец Иоакима и Анны и свт. Николая. 132 Скит свт. Саввы, архиепископа Сербского, был основан святителем в бытность его игуменом Студеницкого монастыря. «Испостница» святого Саввы была местом его сугубых подвигов во дни Великого поста. Скит находится в девяти километрах от обители, высоко в горах. Келья и небольшой храм по имя вмч. Георгия Победоносца вырублены в скале. 134 Стихира святым отцам на «Господи, воззвах», глас 6-й; на вечерне в Неделю 7-ю по Пасхе. На Первом Вселенском (Никейском) Соборе, проходившем в 325 г., было осуждено еретическое учение пресвитера Александрийской Церкви Ария (256–336), согласно которому Бог Сын, Господь Иисус Христос, не единосущен Богу Отцу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть Обратимся к Небесному заступничеству покровителя Земли Русской святому Царю Николаю... Ко дню рождения Государя Ирина Болдышева   22:10 16.05.2022 1278 Время на чтение 6 минут Фото: Пребывание иконы в Александро-Невской Лавре В преддверии дня рождения святого Государя Николая Александровича –  19 мая , напоминаем нашим читателям, что чудотворная икона Царя Мученика и  Страстотерпца Николая до 22 мая будет находиться в храме в честь иконы Божией Матери Державная (просп. Маршала Жукова, д. 60, корпус 1, строение В). В наше непростое время обратимся к Небесному заступничеству  покровителя Земли Русской святому Царю Николаю.  Икона имеет интереснейшую историю возникновения, шествия в многотысячных Крестных ходах по земле Сербии, Черногории, Косово, Метохии, Республике  Сербской и чудотворений.  Все больше людей узнает о чудотворном сербском образе святого Государя и притекает к ней с верой, надеждой и любовью. Этот образ являет удивительное сходство с фреской, которая была написана по благословению святителя Николая Сербского в Жичском монастыре ещё до прославления Царя Николая в знак великой благодарности ему Сербского народа. «Один из приделов новой, уже освященной церкви св. Саввы в Жиче посвящен русскому Царю Николаю II. Здесь художник барон Майендорф создал фреску Царя-святителя. Прекрасная фреска в нашем церковном стиле дала очень верный лик самого большого друга сербского народа, так как ктитор, владыка Николай, именно так хотел увековечить глубокую благодарность сербов России и ее честному Царю за все, что они для сербов сделали в мировой войне» (Цитата из сербской довоенной газеты). Отношения высшего света к семье последнего Русского Царя Когда на Сербскую Землю пришли годы нацизма, владыка Николай благословил закрыть фреску бумагой, чтобы её сохранить. Только монахини знали о её существовании и строго хранили тайну. Потом пришли годы коммунистической власти. Спустя многие годы во время землетрясения в Кралево в 2010 году бумага отпала и перед глазами монахинь предстал этот величественный образ. Сегодня эта фреска – одна из особо почитаемых святынь обители.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

– Существует ли опасность для православных святынь в Косово? Продолжаются ли случаи нападения на храмы, монастыри? Бывают ли провокации? Почему? – Само присутствие представителей КФОР у, например, монастыря Высокие Дечаны и в анклавах доказывает: православные святыни и сам православный народ здесь находятся под угрозой. Недавнее прошлое красноречиво: судьбу разрушенных, оскверненных храмов и монастырей, изгнанных с родных мест людей разделили бы оставшиеся, если бы не было войск КФОР. Осквернение храмов – уже не вызывающее особого интереса явление, а поджоги и разрушения – это мы всё наблюдали в течение погрома 2004 года, когда, кстати, не помогли даже международные наши «защитники». Но, повторюсь, вера в Воскресение не умерла. Разрушенный до основания монастырь Зочище сейчас восстановлен и сияет даже ярче, чем раньше: это дает силы и укрепляет веру в то, что борьба и постоянство имеют смысл. Что не всё потеряно, вспоминая слова нашего барда, в общем. Борис Костенко и Бошко Козарски – Имеет ли смысл продолжать ездить в Косово и Метохию, несмотря на трудности? – Не просто «имеет смысл» – мы просто обязаны чаще и больше бывать в Косово и Метохии, общаться с братьями, учить собственную духовную историю. Если прекратим поездки туда, вполне допускаю, что косовские сербы почувствуют себя преданными, оставленными и бессильными в противостоянии искушениям разного рода. Погаснут последние очаги, мы отречемся от своего собственного имени – хватит каких-нибудь 30 лет, чтобы о сербах в Косово и Метохии, когда-то сербском Отечестве, вспоминали с презрительной улыбкой в очередном «правильном» музее. Как-то, знаете, глупо и недостойно великого народа, если мы себя таковым считаем. Вот я и буду настойчиво устраивать подобные поездки – будь то знакомых, старых и новых из Белграда, будь то других наших ребят – из Ниша, Суботицы, Кралево… – Кстати, если будут приезжать паломники из России, это хорошо? – На мой взгляд, очень. Только в случае с паломничеством в Косово и Метохию необходимо учитывать тамошние реалии и соблюдать правила безопасности. В остальной Сербии – без трудностей, а вот в «Сербском Иерусалиме» – предельное внимание и осторожность. Но поддержка от братьев была бы огромной, поверьте. Сербы это ценят и помнят.

http://pravoslavie.ru/116887.html

А когда меня называли безумцем, я радовался. Дай мне Бог, чтобы это народное " безумие " никогда не ослабело во мне до конца моей жизни " (Собрание сочинений. Хилместир, 1983. Кн. 11. С. 566).Вспомним здесь значительные пастырские и благотворительные дела епископа Охридского и Жичского для его народа, и особенно для богомольцев. Вспомним многие восстановленные им монастыри, доселе разрушенные, брошенные или полупустые, в Охридско-Битольской и Жичской епархиях, восстановленные и благоустроенные им кладбища и источники, установленные памятники, созданные им народные институты и задушбины [ 4 ]. Особенно следует выделить его работу с детьми и студентами. И сейчас известен основанный им в Битоле дом для сирот и бедных детей без различий национальности и вероисповедания " Богдай " , который он до войны содержал,— известный " дедушкин Богдай " . Им успешно руководила общественная работница Нада Аджич, впоследствии игумения монастыря Врачевшницы матушка Анна. Для воспитанников " Богдая " Владыка написал детскую песенку: " Малыши мы битольчане, малыши-сироты, дом наш — он на самом краю, словно в раю, в Богдае, как в раю, в Богдае " . Подобные благотворительные дома для детей епископ Николай открыл во многих сербских городах—Кралево, Чачке, Горнем Милановце и Крагуевце. В предвоенные годы в них жили около шестисот бедных детей.Владыка, находясь в Охриде и Жиче, развивал многогранную и всестороннюю деятельность как в православной среде, так и межцерковную. Так, в 1930 году он участвовал в пред соборной конференции православных Церквей в монастыре Ватопед, трудился над восстановлением общежительного уклада в монастыре Хиландар, часто бывал на встречах молодых христиан по всему миру, на многих международных встречах и конференциях. Он старался поддерживать добрые отношения с православными братьями в Болгарии и Греции, хорошие межконфессиональные отношения в предвоенной Югославии. К сожалению, антиправославная и антисербская политика правительства прежней Югославии втянула страну в известную " конкордатскую борьбу " [ 5 ], навязанную верующему сербскому народу и Церкви правительством Стоядиновича и Корошца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

В 1977 году основан Богословский факультет. С 1981 года Церковь возглавляется Архиепископом Охридским и Македонским Ангеларием. Вступая на Охридскую кафедру, Архиепископ Ангеларий сказал: «Как Архиепископ мы всегда будем иметь как великую цель Вселенского Православия — прилагать все усилия для достижения сердечных отношений с нашими сестринскими Православными Церквами» (из Послания Архиепископа Ангелария от 1 февраля 1982 года Патриарху Пимену). Епархии Сербской Православной Церкви Архиепископия Белградо–Карловацкая. Кафедра (резиденция Патриарха) — Белград Митрополии 1. Добробосанская. Кафедра — Сараево 2. Загребская. Кафедра — Загреб 3. Черногорско–Приморская. Кафедра — Цетинье (Цетине) Епископии I. B пределах Югославии 1. Банатская. Кафедра — Вршац 2. Банялукская. Кафедра — Баня–Аука 3. Бачская. Кафедра — Нови–Сад 4. Браничевская. Кафедра — Пожаревац 5. Враньская. Кафедра — Вранья (Вране). Основана епархияв 1975 году. 6. Горнокарловацкая. Кафедра — Карловац 7. Далматская. Кафедра — Шибеник 8. Жичская. Кафедра — Кралево 9. Захлумская и Герцеговинская. Кафедра — Мостар 10. Зворничко–Тузлянская. Кафедра — Тузла 11. Нишская. Кафедра — Ниш 12. Рашская и Призренская. Кафедра — Призрен 13. Славонийская. Кафедра — Пакрац 14. Сремская. Кафедра—Сремские Карловцы 15. Тимокская. Кафедра—Заечар 16. Шабацко–Валевская. Кафедра—Шабац 17. Шумадийская. Кафедра—Крагуевац II. Зa пределами Югославии 1.Восточной Америки и Канадская. Кафедра — Кливленд(США) 2. Западной Америки. Кафедра — Лос–Анжелес (США) 3. Средней и Западной Америки. Кафедра — Чикаго (США) 4. Западной Европы. Кафедра — Лондон (Англия) 5. Будимская. Кафедра — Будапешт (Венгрия) 6. Тимишоарская. Кафедра — Тимишоара (Румыния) 7. Австралийская и Ново–Зеландская. Кафедра — монастырь святого Саввы в штате Виктория и другие. Епархии Македонской Православной Церкви 1. Архиепископия Охридская и Македонская. Кафедра — Скопье 2.Митрополия Величская. Кафедра — Прилеп 3 Митрополия Златовско–Струмицкая. Кафедра — Штип 4. Митрополия Преспанско–Битольская. Кафедра — Битола

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010