Augsburg, 1899-1900. 2 Bde; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; Шахматов А. Древнеболгарская энциклопедия X в.//BB. 1900. Т. 7. С. 1-36; Conybeare F. C. The Relation of the Paschal Chronicle to Malalas//BZ. 1902. Bd. 11. S. 395-405; Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи//ИОРЯС. 1926. Т. 31. С. 97-115; Абрамович Д. И. Отрывок из хроники Иоанна Малалы в Златоструе XII в.//Сб. ст. в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 19-24; Сперанский М. Н. Забелинский список хронографа с Малалой//Сб. ст. к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 75-81; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949-1959. 2 vol.; Мещерский Н. А. К вопросу о датировке Виленского хронографа//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 380-386; он же. Два неизданных отрывка древнеслав. перевода «Хроники» Иоанна Малалы//ВВ. 1956. Т. 11. С. 279-284; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. S. 329-334; Weierholt K. Studien zum Sprachgebrauch des Malalas. Oslo, 1963; Удальцова З. В. Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 47-58; она же. Мировоззрение визант. хрониста Иоанна Малалы//ВВ. 1971. Т. 32. С. 3-23; она же. Развитие исторической мысли//Культура Византии: IV - сер. VII в. М., 1984. С. 248-260; Шусторович Э. М. Хроника Иоанна Малалы и античная традиция в древнерус. лит-ре//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 62-70; она же. Древнеславянский перевод хроники Иоанна Малалы: История изучения//ВВ. 1969. Т. 30. С. 136-152; Творогов О. В. Беллетристические элементы в переводном историческом повествовании XI-XIII вв.//Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 108-141; он же. Повесть Временных лет и Хронограф по великому изложению//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 99-113; он же. Древнерусские хронографы. Л., 1975; он же. Античные мифы в древнерус. лит-ре XI-XVI вв.//ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 3-31; он же. Материалы к истории рус. хронографов. 2: Софийский хронограф и «Хроника Иоанна Малалы»//Там же. 1983. Т. 37. С. 188-221; он же.

http://pravenc.ru/text/471366.html

2124 Id. 769. Относительно этого персонала см. Аноним, О тактике (Köchly und Rüstow, Griech. Kriegs-schriftsteller, II, 2, стр. 54). 2126 Успенский, Партии цирна и димы в Константинополе (Виз. Врем. I, 1–16). Сравни примечание Бюри к Гиббону, IV, 531–532. 2128 Одной из первых забот его было украсить императорскую ложу в Ипподроме (Marcell. сот., а. 528). В цирке находилась его статуя (Anthol., XVI, 62–63). 2138 На консульских диптихах имеются очень интересные изображения таких интермедий и вообще всего, что происходило на Ипподроме (Meyer, Zwei antike Elfenbeindiptychen; в Abhandl. Мюнхенской Академии 1879 r. u Molinier, Hist, des arts appliqués a l " industrie, т. I, les Ivoires, 20–29). 2143 Ср. Mansi, VIII, 1105, откуда видно, что в Сирии, в Апамее, Синие позволяли себе такие же бесчинства. 2144 Hist. arc., 51. Нужно было особое мужество для чиновников, чтобы оставаться беспристрастными, и часто им это совсем не удавалось, примером чего может служить приключение с префектом города, Теодатом, в царствование Юстина (Hist. arc., 64–65; Mal., 416). Иоанн Никиусский утверждает, что он даже решился арестовать племянника императора (стр. 503). Во всяком случае были приняты строгие меры (Chron. pasch., 617), но, как кажется, без большого успеха. 2145 О возмущении Ника см. В. Р., 110–139; Malalas, 473–477; Lydus, 265–266; Marcell. com., a. 532; Zach. Rh., 188–189; отрывок у Малалы (Hermes, VI, 377); Chron. pasch. 620–628; Theoph., 181–186; Zonaras, 153–154. Сравнение рассказа Малалы с Пасхальной хроникой и заимствованного из них рассказа Феофана сделано у otirialis " a, Zur Kritik des Johannes von Antiochia, 107–114. Ср. Bury, The Nika Riot (Journ. of hell. Studies, 1897); Mordtmann, Justinian und der Nika-Anfstand (Mitth. d. deutschen Excursionsclub in СР., IV); P. Kalligas, περ τς στσεως το Νκα (Μελται κα λγοι, 1882, 329–358). 2154 Захарий Митиленский сообщает, что Юстиниан готов был простить, но Феодора потребовала смерти Ипатия (стр. 188–189). 2159 В 547 (Mal., 483), в 548 и 549 (id., 488), в 556 (id., 488), в 559 (id., 490–491), в 562 (id., 492) и в 564 гг. (Hermès, VI, 380, 381; Theoph., 235–236, 239).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

70 Plat. Cratyl. 383АВ. (Platonis opera ex recens, R. В. Hirschigii Parisiis 1856. Vol. I. 223 sqq. В дальнейшем мы будем указывать лишь деления, обозначенные на полях этого издания) Рус. п. проф. Карпова V, 198. 72 Н. Steinthal. Geschichte der Sprachwissenschaft bei der Griechen und Romern.Berlin 1863. S. 84–86. 85 Aristot. De interpret. 1. 2. 4. Vol. I, 16–17. Lersch. Op. cit. 36–39. Menstschikow. Op. cit. 55–56. Steinthal. Op. cit. 181–183. 88 R. Reitzeinstein. Die hellenistischen Mysterienreligionen, ihre Grundgedanken und Wirkungen. Leipzig und Berlin 1910. S. 123. 89 W. Heitmüller. «Im Namen Iesu». Eine sprach-und religionsgeschichtliche Untersuchung zum Neuen Testament, speziell zur altchristlichen Taufe. Göttingen, 1903. S. 134–138. Jacob, B. In Namen Gottes. Ein sprachliche und religionsgeschichtliche Untersuchung zum Alten und Neuen Testament. Berlin. 1903. Ferd. Weber. Jüdische Theologie. Leipzig. 1897. S. 238. 256–257. 90 Koptisch-gnoslische Schriften. Ed. C. Schmidt. (GCS). В. I. Berlin 1905. S. 257–334. Jacob. Op. cit. S. 93–100. Heitmüller, Op cit. S. 204–217. 91 Origen. Contr. Cels. I, 24. Ed. P. Koetschau (GCS). Leipzig. 1899. В. I, S. 74. Pyc. п. проф. Писарева (Казань, 1912 г.). Ч. I. стр. 42. 99 Ibid. I, 25. Ed. Koet. В. I, 77. Рус. п. I, 45–46. IV, 33–35. Ed. Koet. В. I. 303–305. Рус. п. I, 380–384. 105 Сочинение это сохранилось до нашего времени. Его текст см. у Migne. Ser. gr. XXX, col. 835–868. 106 Богатый материал для истории понятия γεννησα в патриотической литературе собран в исследовании Р. Stiegele. Der Agennesiebegriff in der griechischen Theologie des vierten Jahrhunderts. Freiburg im Breisgau 1913. 111 Socrat. Histor. eccles. L. IV, 7. Migne.. Ser. gr. LXYII. col. 475. Рус. п. Спб. 1850 г., стр. 328. Epiphanius. Panar. haer. LXXVl. с. 4. Migne. Ser. gr. XLII, col. 521. Рус. п. ч. V, стр. 53. 114 Basilius. Advers. Eunom. L. II, 9. Migne. Ser. gr. XXIX, col. 588–589. Рус. п. ч. III, стр. 61–62. 118 Реконструкцию этого сочинения см. у М. Albertz. Untersuchungen über die Schriften des Eunomius. Wittenberg. 1908. S. 21–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/uc...

Кассий Максим, лицо, которому Артемидор посвятил первые четыре книги Сонника, возможно, тождествен Максиму Тирскому или его отцу, 11, 15. Квинтиллиан Марк Фабий (ок. 30 -- ок. 100), римский оратор, глава самой известной в Риме школы риторов, наставник Плиния Младшего, Тацита, племянников Домициана и др., 204. Кир II Старший (?-530 г. до н. э.), первый царь династии Ахеменидов, создатель Персидской империи, вымышленную биографию которого Ксенофонт изложил в своей Киропедии, 51. Климент Александрийский (ок. 150 -211 или 216), христианский теолог, один из отцов церкви, создатель школы в Александрии, знаток древней философии, автор сб. Строматы и Педагог, 167, 183, 190. Крук Дж. А., 83. Ксенофонт Афинский (между 430 и 426 -- ок. 355 или 354 гг. до н. э.), греческий историк, ученик Сократа, оставивший о нем ценные воспоминания. Некоторое время служил наемником в Персии, был изгнан из Афин Автор Анабасиса, Греческой истории, Домостроя, Киропедии, сократических диалогов, 51, 57, 89,159, 173,174, 175, 240, 255. Либаний из Антиохии (ок. 314 -- после 393), один из крупнейших риторов греческого Востока, глава неоплатонической школы в Константинополе, воспитатель императора Юлиана, повлиявший на его отход от христианства, 167. Липсиус Юстус (1547-1606), нидерландский гуманист, писатель и ученый, вначале католик, затем протестант, впоследствии вернулся к католицизму, преподавал в университетах Йены, Лейдена и Лувена, автор трудов, посвященных древней философии, мечтал о возрождении стоицизма, 254. Лисий (ок. 445 - 380/378 гг. до н. э.), знаменитый афинский софист и оратор родом из Сиракуз, 234. Лукиан из Самосаты (ок. 120 -- ок. 190), греческий писатель-сатирик, странствующий софист, после 165г. жил в Афинах, в конце жизни стал судьей в Египте. Автор более полусотни сочинений разных жанров, отмеченных влиянием эпикуреизма, скептицизма и позднего кинизма 57, 91, 167, 204. Луцилий (I в.), римский всадник, прокуратор Сицилии, философ-любитель, адресат писем Сенеки, 57, 61, 62, 99, 105.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

1562 Дмитрий Алексеевич Покровский (1845–1894) – хроникер «Современных известий», москвовед; с 1890 г. редактор газеты «Русская жизнь», затем – журнала «Пожарный». 1565 Николай Михайлович Бостанджогло (1826–1891) – владелец табачной фабрики, основанной в 1820 г. в Басманной слободе. См.: ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 62. Д. 851: Табачная фабрика М. И. Бостанджогло. См. изд.: Липскеров А. За «Берендея»: Обвинение редакторов «Современных известий» потомственным почетным гражданином Бостанджогло в злословии. М.: Унив. тип., 1879. 24 с. 1569 Самуил Соломонович Шайкевич (1842–1908) – присяжный поверенный, известный защитник в процессах по уголовным делам; коллекционер, владелец большого собрания старинных гравюр. 1570 Имеется в виду съезд мировых судей – апелляционная инстанция для мирового суда, организованного по реформе 1864 г. в России. 1572 О Н. И. Пастухове см. примеч. 86 на с. 380. В 1870-х гг. он фельетонист «Современных известий», затем, с 1881 г., издатель-редактор газеты «Московский листок» и удачливый конкурент Гилярова. 1573 Статьи эти впоследствии были собраны Ф. А. Гиляровым в книгу «15 лет крамолы (4 апреля 1866 г. – 1 марта 1881 г.)» (М., 1883. Т. 1, ч. 1. XVI, 324, IV с.), подвергшуюся цензурному запрету. 1586 Покровский Д. А. О взаимном страховании от огня и его значении для городского хозяйства. М.: Изд. гласного Моск. думы Н. П. Ланина, 1877. , 119 с. 1592 Первый номер «Вестника литературного, политического, научного, художественного с афишами» увидел свет 11 января 1883 г. 1596 Гиляров издавал «Радугу» в течение одного 1883 года, затем редакция перешла к драматургу и журналисту Дмитрию Августовичу Мансфельду (1851–1909). 1609 Имеется в виду карикатура, изображающая двух помещиков, один из которых, действительно, похож на Гилярова (Развлечение. 1872. 21. 3 июня. С. 328). Внизу – следующий диалог: «Не поверишь, мой друг, что за народец! Ни угрозой, ни просьбой ничего не поделаешь». – «Пороть надо!» – «Пороть? Но разве ты не знаешь, что розги запрещены?» – «Ну так лупи арапником» (автор – Н. П. К в).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1683       Spiegel einer Wissenschaft: Zur Geschichte der Christlichen Archäologie vom 16. bis 19. Jahrhundert dargestellt an Autoren und Büchern. Eine Ausstellung des Christlich-Archäologischen Seminars in der Universitätsbibliothek Bonn. Sept.-Dec. 1991/Hrsg. M. Schumader, г. Wisskirchen. Bonn, 1991. 1684       Acta Primi Congressus intemationalis archaeologiae christianae=Radovi Prvog medunarodnog kongresa za starokršansku archeologiju. Split-Solin 1894/Ur. E. Marin; predgovor V. Saxer. Split; Città del Vaticano, 1993. 1685       Acta XIII Congressus intemationalis archaeologiae christianae=Radovi XIII. Medunarodnog kongresa za starokršansku arheologiju. Split-Pore 25.9.–1.10.1994/Ed. N. Cambi, E. Marin. Vol. I–III. Città del Vaticano; Split, 1988 (Studi di Antichità Cristiana, LIV/Vjesnik za arheologiju i historiju Dalmatinsku. Suppl. Vol. 87–89); Хрушкова Л.Г. O византийской археологии [Рец.: Acta XIII Congressus…]//Вестник РГНФ. 2001. C. 5–13. 1686       Khrouchkova L. G.B. de Rossi et N.P Kondakov: deux traditions scientifiques//Acta XIII Congressus intemationalis archaeologiae christianae… I. P. 373–380. 1687       Saxer V. Cent ans d’archéologie chrétienne: La contribution des archéologues romains à l’élaboration d’une science autonome//Ibid. P. 115–162. O Саксере: Heid S. Saxer V.//PChA. Bd. II. S. 1119–1120. 1689       Frend W.H.C. The Archaeology of Early Christianity: A History. L., 1996; Хрушкова Л.Г. Рец.: Frend W.H.C. The Archaeology…//Виз. временник. 2002. T. 61. C. 226–229. O Френде: Dennert M. Frend W.H.C.//PChA. Bd. I. S. 525–526. 1691       Plontke-Lüning A. Frühchristliche Architektur in Kaukasien: Die Entwicklung der christlichen Sakralbaus in Lazika, Iberien, Armenien, Albanien und den Grenzregionen vom 4. bis zum 7. Jh. Wien, 2007 (Veröffentlichungen zur Byzanzforschung, XIII). S. 61–62. Эта книга, безусловно, полезна, она знакомит западного читателя с проблемами, недостаточно ему известными из-за «языкового барьера». В то же время в ней видны пробелы в знании научной литературы, неполнота библиографии и немалое количество ошибок в названиях, именах, языках цитированной литературы. Более подробно см.: Khrushkova L. Early Christian Architecture of the Caucasus: Problem of Typology//Antiquité Tardive. 2012. T. 20: URL:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонт Саламинский (кон. V в.), афинский демократ, полководец II 24 Леонт, тиранн Флиунта втор. пол. VI в., собеседник Пифагора I12; VIII 8 Леонт, друг Алкмеона VIII 83 Леонтий, принадлежал вместе с женой Фемистой к ближайшему кругу Эпикура, писал об отношении Эпикура к Демокриту X 5, 25, 26 Леонтия, афинская гетера, подруга Эпикура, затем Метродора, оставившая ради философии свое ремесло, писала против Феофраста X 4 – 7, 23 Леосфен, один из душеприказчиков Платона III 41, 42, 43? Леофант, включается некоторыми в число семи мудрецов I 41, 42 Лепин, отец Главка, адресата стихов Архилоха IX 71 Ликомед, перипатетик, друг и наследник Ликона V 70 Ликон, оратор, обвинитель Сократа, высмеянный многократно в комедиях II 38, 39 Ликон, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Ликон V 65–74; V 62, 64, ср. Ук. ист. Ликон, племянник и наследник перипатетика Ликона V 69–74 Ликон, отпущенник Эпикура X 21 Ликофрон, сын тиранна Периандра и Лисиды (Мелиссы), изгнанный из Коринфа отцом I 94 и сл. Ликофрон (перв. пол. III в.), поэт и ученый, работавший в Александрийской библиотеке II 133, ср. Ук. ист. Ликург (IX–VIII вв.), легендарный законодатель Спарты I 38, 68 Ликург (ок. 390–324), афинский государственный деятель и оратор, ученик Платона и Исократа, сторонник антимакедонской партии, с 338 г. распоряжался афинскими финансами, построил каменный театр Диониса III 46 Лин, мифический певец I 3, 4, 42 Лисандр, спартанский полководец, победитель Афин в Пелопоннесской войне, погиб в 395 г. I V 4 Лисандр, свидетель по завещанию Феофраста V 57 Лисаний, предполагаемый отец сократика Эсхина II 60 Лисаний, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Лисид, ученик Сократа II 29 Лисид Тарентский, пифагореец, спасшийся вместе с Архитом из кровавой резни в Кротоне, учитель Эпаминонда VIII 7, 39, ср. Ук. ист. Лисида (Мелисса), жена Периандра, убитая им из ложного подозрения I 94 Лисий (ок. 445–380), знаменитый афинский оратор II 29 (?), 40, 41, 63; III 25; ср. Ук. ист. Лисий, лицо неустановленное VI 42 Лисикл, афинянин, у которого жили Полемон и Кратет IV 22

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Истина известная, что и у самого бдительного пастыря могут быть совращения, но замечательно, что огромное большинство совращений в минувшем году падает на приходы, где священники ровно ничего не делают, в смысле участия в деле миссии, считая его для себя необязательным. Равнодушие некоторых пастырей к делу миссии поразительное: они не только сами не защищают своих пасомых от духовных волков, но не дают знать вовремя о пропаганде или совращениях и миссионерам В одном, напр., приходе Одесского уезда в минувшем году совратилось 62 души. Очевидно, подобное массовое совращение подготовлялось временем, сразу оно не могло произойти, не могло, след., и не быть заранее замеченным пастырем. Какие же предохранительные меры были последним приняты? Ровно никаких. 300 После массового отпадения пастырь ограничился тремя за весь год чтениями для народа общеназидательного содержания, как это видно и из его богослужебно-проповеднического журнала. Об опасном положений прихода миссионерам дано знать уже тогда; когда совершилось движение в штунду. В этом злосчастном приходе проведено миссионерами 17 бесед, но вряд ли они поправят теперь дело. Есть священники, намеренно скрывающие появление в их приходах штундистов. Как будто их долго можно скрывать! Был в минувшем году и случай намеренного противодействия со стороны священника окружному миссионеру в ведении им бесед, который, по мнению священника, не ведущего бесед с сектантами, напрасно-де ездит и беспокоит его и приход. Правда, подобные случаи редки, но что касается безучастного отношения к делу миссии, то в этом виновны многие пастыри, и пробудить их от бездеятельности и сна может лишь твердая рука епархиальной власти. Не смотря на столь серьезные обстоятельства, препятствовавшие делу миссии, она велась и в отчетном году не хуже, чем в предшествовавшем ему. В минувшем году миссионерами проведено 380 бесед с лишним. Кроме того, миссионером о. Михайловским сделано 2, а мною 7 судебных экспертиз. Деятельность миссионеров в отчетном году приносила добрые плоды: во многих местах после бесед миссионеров колеблющиеся в вере православные укреплялись в ней, публично заявляя миссионерам, что только благодаря беседам их они остались в православии; многие же из заблудших после миссионерских бесед заявляли о своём желании оставить сектантство и, действительно, были присоединены к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в VI в. хранились в Кесарии ( Anon. Placent. Itinerarium. 46; см. также: Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites, XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969. P. 314-316). Ист.: BHG, N 1405-1407e; BHO, N 831; ActaSS. Febr. T. 2. P. 863-867; Iun. T. 1. P. 62-70; History of the Martyrs of Palestine/Ed., transl. W. Cureton. L., 1861 [сир. текст и пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 270-272; ЖСв. Февр. С. 299-305; MartUsuard. 1965. P. 238; MartAdon. P. 175-176; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 179-181 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 696-700). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 45; Т. 3. С. 73-74; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 311, 322, 328, 380, 429, 482; Millet G. Sainte-Sophie avant Justinien//OCP. 1947. Vol. 13. P. 597-612; Eldarov G. Elia, Geremia, Isaia, Samuele e Daniele//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1057-1058; Sauget J.-M. Giuliano//Ibid. 1965. Vol. 6. Col. 1192 1193; idem. Panfilio, Valente, Paolo, Porfirio, Seleuco, Teodulo, Giuliano e i cinque egiziani, Elia, Geremia, Samuele, Isaia e Daniele//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 94-101; idem. Seleuco//Ibid. 1968. Vol. 11. Col. 829-830; Cavallo G. Scuola, scriptorium, biblioteca a Cesarea// Idem. Le biblioteche nel mondo antico e medievale. R., 1988. P. 65-78; Πμφιλος//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 372; Ястребов А. О., свящ. Евсевий Кесарийский: Ист. очерк//БСб. 1999. 3. С. 136-151. А. Н. Крюкова Почитание у славян В слав. Четьих-Минеях под 16 февр. содержится «Мучение Памфила, Валента, Павла, Селевка, Порфирия, Феодула, Иулиана, мученых в Египте» (напр., РГБ. 92; см.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. СПб., 2008. С. 94; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 483 паг.]). Начало и конец этого текста соответствуют тексту Евсевия Кесарийского (BHG, N 1405), однако содержание в целом представляет собой сокращенный его перевод-пересказ с акцентом на главных сюжетных линиях и персонажах и имеет нек-рые искажения.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

2319 Ibid. col. 665C. Cnfr. Василий В. Reg. br. tr Interr. CLXXXVIII–CLXXXIX, col. 1208C–1209A. И. Кассиан Collat. XXIV. c. XT. col. 1299AB. 2321 Ср. Исаак C. Lib. cit., σ. 49–50: «от монахинь, от встречи и разговоров с ними и от лицезрения их удаляйся, как от огня, как от сети диавольской, чтобы в сердце своем не остудить тебе любви к Богу, и не осквернить сердца своего тиною страстей. Если они и сестры тебе по плоти, остерегайся их, как чужих. Лучше тебе принять смертоносный яд, чем есть вместе с женщиной, хотя бы это была мать или сестра твоя». 2327 Hisfc. Laus. c. LXXXVII, col. 1195AB Cnfr. T. LXXIII, col. 1185AB; T. LXXIV, col, 312C–313A, c. XXVI (Heraelidis Paradisus). 2331 Verba Sen., IV. 62. col. 872B:... tu si perfectus monachus esses, non respiceres nos sic, ut agnosceres quia feminae eramus. Cp. Древний Патерик. § 74, стр. 76. 2333 Cp. Проф. Никольский. «Вера в Промысл Божий», стр. 61: «Св. Писанию не чужда мысль о некоторой самостоятельности общемировой жизни. Эта самостоятельность не может иначе мыслиться, как только в смысле жизни мира по данным ему имманентным законам». Ср. стр. 64, 72; 121–122. 324. 380–381. Ср. стр. 330–331: «в культурных, социальных и иных подобных отношениях сказывается (некоторая) самостоятельность природы человека, обнаруживается человеческое бытие до известной степени вне его зависимости от природы Божества... В явлениях чисто человеческой, тварно-земной жизни наиболее сказывается свобода человека, его самостоятельность и относительная независимость от Божества». 2335 Бл. Августин. Confessionum Lib. X. c. XXIX. n. 40: minus te (Deus) amat, qui tecum aliquid amat, non propter te amat. 2343 Макарий E. De patientia et discret. c. XXI. col. 881 C. Cnfr. De elevatione mentis, c. IX. col. 896C. 2347 Κο’σμος происходит от корня κα, который находится, напр., в глаголе και’νομι=одевать в белое (Schenkl, Kurtius, Passow). Отсюда первое значение этого слова у классиков – украшение, затем порядок, как синоним τα’ξις (α’κοσμια=беспорядок); далее – мировой порядок, упорядоченное мировое целое. В последнем значении κο’σμος встречается, как полагают, начиная с Пифагора; у Аристотеля же это значение окончательно фиксируется в данном термине. Cremer, SS. 594–595.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010