л. 157. Препод. и богоносн. отца нашего Ио(ан)на, монаха и просвутера Дамаскина, книга глаголемая Небеса. Впереди оглавление, слов 48. См. предыд. л. 94. л. 80–112. Мес. декаврия 4, житие и жизнь препод. отца нашего Иоанна Дамаскина , списано Иоанном патьриярхом антиохейскым. Там же л. 1. л. 253. О летном обхожени и вздушных пременених. Нач. Март. От третиягонадесять марта месяца всходпть на столпе овеннем. В средине надписи: Галиново на Ипократа. О кровипущении. От хнтрець. О власожелцех. Сказание о двоюнадесяти зодиох. О входе луннем и исходе вторых зодиох вчиневается. О разболевшемся человеце зри внимательне, при чем следует 12 кружков, изображающих название Зодиака. Апокриф, издан по сему списку с рисунками г. Тихонравовым в Памятниках отреч. лит. т. II, 398–421. л. 270. В неделю 2 по Пасце. Похвала Иосифу благообразному. Нач. Похвалим ныне Иосифа приснопамятнаго и благообразнаго же и досточюднаго. Кирилла епископа туровскаго, конечная половина слова. См. Пам. росс. Слов. XII в. Стр. 39–42. л. 274. Ярлыки (числом 6), иже суть давали Цари ординьскые митрополитом киевьскым и всеа Руси на церковныя домы и на люди. См. 765 л. 174–179. Замечание об них на конце то же, что в Др. росс. Вивл. VI, 25, 26. л. 280 об. Михаила, архиеп. Царяграда, о ересах латыньских, елика Латине през предания церковное творят, ихже ради имамы неприобщаных сборней апостольстей церкви. Нач. Глаголют убо: Дух Св. не от Отца исходит единого, но от Сына исходнть. л. 286. Мес. октеврия в 20, память св. великаго мученика Артемиа. В конце 6 чудес. См. 175 л. 432. Внизу первых листов скорописью: Сию книгу дал келарь старец Андреян Ангелов в дом к Богоявлению Сергиева монастыря по Семене по Феодоровиче по Киселеве, по его приказу. См. 86. Семен Феодоровичь Киселев, муромец, сконч. 12 июня 1560 г. см. 820. 178. (1841.) Феодора Студийскаго поучения, полууст., чистый, первой половины XVI века, в лист, 445 листов. Изображение св. автора и заглавная заставка писаны красками по золотому полю превосходно, в средине между тем и другой закладка в бумажной раме. Всех поучений 124 (на поле ошибкою показано 128), в том же порядке, какой у Сильвестра Медведева 202. См. Чтения Общества ист. и древн. рос. 1846 г. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Да будет знание тебе сердцем, а жизнью – принимаемое тобой истинное Слово, чье древо плодоносит; и ты, вкушая плод, всегда будешь наслаждаться тем, чего мы жаждем от Бога,к чему и змей не подберется, и ложь не подкрадется. И здесь уже не Ева растлевается, но Дева верою облекается; 397 и спасение указуется, и апостолы разумения исполняются, и Пасха Господня совершается, и сроки сходятся 398 , и горние миры сочетаются, и торжествует учащее святых Слово, и Отец через Него прославляется, слава Ему вовеки. Аминь. Д. Е. Афиногенов. Псевдо-Мелитон: проблемы веры и власти в одном раннесирийском тексте Об авторстве памятника, который рассматривается в этой статье, трудно строить даже самые приблизительные предположения, хоти место и время создания можно вывести с большей или меньшей точностью. Название, под которым это произведение известно в науке, вводит в заблуждение даже относительно его жанра, потому что «апологию Псевдо-Мелитона» вряд ли можно отнести к тому же ряду, что и сочинения ранних апологетов, появившиеся примерно в то же время. Во всяком случае, в рукописном надписании употреблено слово memra, то есть «слово», в том же смысле, что и, например, «Слово к эллинам» Татиана. О содержательных характеристиках речь пойдет ниже. Нельзя сказать, чтобы «Слово Псевдо-Мелитона» совсем не пользовалось вниманием со стороны ученых. В конце прошлого века появилось несколько публикаций, посвященных изданному впервые в 1855 году У. Кьюртоном 399 памятнику, итог которым подвела большая работа Т. Ульбриха 400 , однако с тех пор сколько-нибудь детальных исследований больше не появлялось. Представляется целесообразным дать перечень основных поставленных тогда проблем и краткий обзор предложенных решений: 1 .Место и время возникновения. 2 .Адресат произведения. 3 .Религиозная принадлежность автора. 4 .Оригинальный язык. 5 .Авторство. 1 . По первому вопросу разногласий практически нет. Тесное знакомство автора «Слова» с локальными традициями Эдессы и в особенности Маббуга (Иераполя) указывает именно на этот регион 401 . Время – по видимому, рубеж II и IIIbekob, хотя Т. Ульбрих делает попытку сузить датировку до 202 – 206 или даже до 203 – 204 годов 402 . 2 .Относительно адресата можно с уверенностью утверждать, что он, во-первых, царствующая особа (см. особенно с. 28 – 29), а во-вторых, безусловно, не римский император (ср. с. 24). В сочетании с предыдущими данными это наводит на мысль о правителе одного из полунезависимых царств в буферной зоне между Римом и Парфией. Естественно, первое, что приходит в голову, – отождествить адресата «Слова» с Абгаром VIII, царем Осроены, – тем самым, который, по преданию, обратился в христианство и о котором существует обширная легендарная литература 403 . Так и поступает Т. Ульбрих 404 . Однако гипотеза эта, кроме общих соображений, ничем, в сущности, не подкреплена.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

1481 Bingham , Orig. XX, 165—168. 1482 Лев I п. Слово 16 (15) гл. 1. 2. Слово 2. 1483 Kellner , Heort. 125. 1484 Liber pontificalis, ed. Duchesne, I, 141. Эти посты были христианским преобразованием римских языческих праздников, соединенных с различными периодами земледельческого года: feriae sementivae — праздник посева, feriae messis – праздник жатвы, feriae vindemiales – праздник сбора винограда. (для христианской древности пост и праздник были почти синонимы, почему слово feriae стало означать в римской церкви сначала пост, а потом будень; в Иерусалимской церкви 40-ца называлась eortae – праздники (Паломнич. припис. Сильвии, § 27.). 1485 Иерон . Прот. Вигил. гл. 1. 4. 6. 8. 9. 10. 15. 17. Пис. к Нифару. 1486 Иерон . Прот. Иовин. I, 4. Иовиниан осужден папою Сирицием (384—398 г.). против него писал и св. Амвросий. 1487 Ср. Hauck . Realencykl. XX, 628 ( Iulicher A . Vigilantius). 1488 Евс . Похв. сл. Конст. гл. 10. 1489 Иначе Терновский Ф . (Гоековосточная церковь в период вселенских соборов, Киев, 1883, стр. 30 и д.): «едва ли простою случайность. можно объяснить то обстоятельство, что в синайском патерике (VI-VII вв.) мы читаем такие рассказы, которых не найдем в патерике египетском (IV-V вв.) и которые свидетельствуют об иноках, уступавших в нравственном отношении мирянам и женщинам» и приводятся рассказы Луга Духовного (в гл. 202, 203 и 38). Но и в древнем патерике есть рассказ об отшельнике, имевшем жену. (Др. пат. IX, 19). Или ср. даже о пр. Сисое: «Ученик аввы Сисоя говорил ему: «Отец, ты уже состарился; пойдем, наконец, (на жительство) в селение. пойдем туда, сказал старец, где нет женщины. Где же нет женщины, кроме пустыни? отвечал ему ученик. Веди ж меня в пустыню, сказал старец» (Изр. св. ст., Сисой, 2). 1490 Cotelerii, Eccl. gr. mon. III, 220 sq. 1491 Так названо евангелие два раза в фрагментах Луга Духовного, изданных Cotelerius , Eccl. gr. mon. II, 372. 386. 1492 Во время одного такого уединения в Гадаре Савва зашел на ночь в пещеру, где было логовище льва. «Лев, пришедши в полночь и увидевши, что там спит блаженный, взял ртом своим его одежду и потащил его вон из пещеры, но поелику препод. Савва проснулся и начал совершать ночное псалмопение, то лев вышел вон и вне пещеры дожидался, пока старец не окончил своего правила ( καννα ) " (§ 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

390 . О чтении Евангелия//Православие в Эстонии. – 1999. – 4. – С. 4:391. [Отрывки из творений]//О злых кознях врага спасения, и как противостоять им. – М., 1999. – С. 38, 40, 76–77, 132, 145, 263–264, 267, 275, 277, 284–285, 300:392. [Отрывки из творений, в т. ч. из «Отечника»]; По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) : Слово утешения к скорбящим инокам//Авдеев Д. А. Из дневника православного психиатра/Душепопеч. центр во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского . – 2-е изд., доп. – М., 1999. – С. 151–152, 202, 203, 219, 223–229:393. О страстях и добродетелях: По творениям свт. Игнатия (Брянчанинова) : Восемь главных страстей [с их подразделениями и отраслями]; О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям; Мысли святых Отцов о страстях, добродетелях и покаянии: [по «Отечнику«]//В помощь кающимся: [Сб.]/Свято-Данилов монастырь. – М., 2000. – С. 34–44:394. [О чудесах и знамениях//Глас тихий: Божии знамения нашего времени: Альм. – М., 2000. – С. 7–20:395. [Отрывки из писем и сочинений, в т. ч. из «Отечника»]//О духовном отце: [Сб.]/Сестричество во имя прмц. вел. кн. Елисаветы. – М., 2000. – С. 125–145. – (Отечник; 7). 396 . Посещение Валаама свт. Игнатием (Брянчаниновым) : [«Посещение Валаамского монастыря»]: (в сокр.)//Валаам Христовой Руси/Свято-Троиц. Сергиева Лавра. – [Сергиев Посад], 2000. – С. 11–44. 397 . Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Всесвятая: Православ. догмат. учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. – М., 2001. – С. 77–128:398. О последовании Господу нашему Иисусу Христу; О покаянии; Видение Христа; О любви к ближнему; О любви к Богу; Пост; О молитве: ст. 1–2; О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям; Чин внимания себе для живущего посреди мира; Зрение греха своего//Жития и творения русских святых: Жития и духов. творения вел. подвижников христиан, благочестия, учащие основам православ. веры и наставляющие на путь спасения по учению Господа нашего Иисуса Христа/Трифонов Печенг. монастырь. – М., 2001. – С. 492–556:399. [Отрывки из «Отечника " ]//Таинственный мир молитвы: Путеводитель духов. подвига/Пер. с новогреч. А. Маркова; Православ. приход храма Казан. иконы Божией Матери в Ясенево. – Калуга, 2001. – С. 9–10, 84–88, 109–110, 139–140:400. [Отрывки из творений]//Святые Отцы о молитве. – М., 2001. – С. 39–46, 136–138, 145–152, 182–183, 220, 250, 274–278, 293–297:401. Слово об ангелах//Книга ангелов: Антол./Сост., вступ. ст. и примеч. Д. Ю. Дорофеева. – СПб., 2001. – С. 460–476. Письма

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

395 Енос – от евр. enos , восходит к корню ana арабск. an s a – ‘быть больным, слабым’. Видимо, отсюда имени придано значение ‘скорбь, болезнь’ (см.: Истрин–1897. С. 201). Предложенное толкование отсутствует в Библии, и смысл его из контекста не ясен. Возможно, сын Сифа и внук Адама символизировал тем самым несовершенство человеческой природы, на которую обрёк потомков грех прародителей. 396 Согласно Библии, люди начали призывать имя Бога при Еносе ( Быт. 4:28 ), поэтому не исключено, что в данном случае имеет место контаминация характеристик Сифа и Еноса на стыке повествований об этих персонажах. 397 Название потомков Сифа «сынами Божьими», возможно, находится в связи с отражённым в «Хронике» Иоанна Малалы мнением, что «Богом называли его (Сифа) современники за изобретение иудейских письмен, за наименование звёзд и благочестие» (Цит. по: Успенский–1876. С. 54. Прим. 3). Об этой типично христианской трактовке ветхозаветного мотива см. подробнее коммент. 381. 398 Так переводим др.-рус. гнздникъ; ср. греч. νοσσι ‘гнездо’, νοσσον ‘птенец’. Это слово отсутствует в «Материалах» и CлPZ вв., а в CДPZ помечено знаком ? Uмz Енос в переводе с др.-евр. значит ‘слабый человек’; возможно, значение было передано метафорически словом гнздникъ; в религиозном отношении Енос был ревнителем блaroчecmuz, что дало повод истолковать его uмz как ‘ревность, усердие’. Употребление греческого слова, если таковое имело место, могло haxoдumьcz под bлuzhueм еврейского zзыka: Каинан – от евр. Kenan (‘гнездник’), производное от kophz kanan ‘ставить, основывать’, откуда ken ‘гнездо’. Это не в Библии uмz, по мнению В. М. Истрина, могло быть неправильно nohzmo толкователем: ‘дeлamьcz красным’, ‘ревность’ (см.: Истрин–1897. С. 202). 399 Малеил – евр. mahalael, состоит из mahalal (корневая основа ‘блестеть’) и ассирийск. u – ‘бог’. В словаре «Изборника XIII в.» переводится как ‘правда крепка‘, ‘препона крепка’ (см.: Истрин–1897. С. 202; Истрин–1906. С. 39). Разнобой переводов усугубляется умолчанием Библии относительно трактовки имени. Источники отразили изыскания этимологического значения этого библейского персонажа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Уже к моменту восшествия на престол И. Г. страдал тяжелой болезнью, вероятно желудка. Врачи считали, что во избежание обострений патриарху нельзя отказываться от употребления мяса, и поэтому ему позволялось не соблюдать постов. В 1319 г. из-за ухудшавшегося здоровья И. Г. вынужден был отречься от престола и удалиться в мон-рь Богородицы Кириотиссы в К-поле, где вскоре скончался. И. Г. считался одним из ученейших людей своего времени в Византии. До Патриаршества он занимался преподаванием; среди его учеников был Никифор Григора ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 270). И. Г. вел переписку с учеными и общественными деятелями; сохранились письма К-польского патриарха Григория II, Максима Плануда , Никифора Хумна , Михаила Гавры , Феодора Метохита и др. его современников к И. Г. Из сочинений И. Г. сохранилось немногое. Наиболее значительное произведение И. Г.- филологический трактат «О правильном синтаксисе» («Περ ρθτητος συντξεως»; Opus de vera syntaxeos ratione/Ed. A. Jahn. Bern, 1839; см.: Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 16-17). Известны также 2 письма И.: Феодору Метохиту и имп. Андронику II Палеологу (оба до 1315; изд.: Κουροσες. 1974. Σ. 387-390, 401-402). Написанный И. Г. панегирик К-полю не сохранился. Ист.: PG. 152. Col. 1083-1158; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 193-194, 270, 275, 289; Georgii Pachymeris De Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecim/Ed. I. Bekker. Bonn, 1835. Vol. 2. P. 164, 205; Miklosich, M ü ller. T. 1. P. 1-95; Actes de l " Athos. 3: Actes d " Esphigménou/Ed. L. Petit, W. Regel//BB. 1906. T. 12. Прил. 1. P. 9-13; Hunger. Register. T. 1. S. 100-398. Лит.: Κουρο σες Σ. Ο λγιος οκουμενικς πατριρχης Ιωννης ΙΓ Γλυκς (Συναγωγ εδσεων κα νκδοτα ατο ργα)//ΕΕΒΣ. 1974. Τ. 41. Σ. 297-405; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 690-691; PLP, N 4268, 4271; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 454; Bd. 2. S. 16-17; RegPatr, N 2028-2099; ODB. Vol. 2. P. 1055; Успенский. История. Т. 3. С. 604-606, 609-610; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 199-202, 227, 247-249, 259; DHGE. T. 27. Col. 68-69.

http://pravenc.ru/text/469602.html

Илария этот труд И. остается ценным руководством, поскольку творения свт. Илария, за редким исключением, не переведены на рус. язык. Неоднократно переиздавался «Конспект лекций по патрологии», составленный И. для внутреннего пользования учащихся МДА (очерки древнецерковной письменности от истоков до блж. Августина). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3158, 5166; Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д. П-18234; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-34383, Р-40838. Соч.: Слово в день 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого//Моск. ЦВед. 1892. 6. С. 89-91; Тертуллиан: (Опыт лит. характеристики)//БВ. 1893. Т. 4. 11. С. 197-220; 12. С. 432-446 (переизд.: Попов И. В. Труды по патрологии. Серг. П., 2004. Т. 1. С. 390-416); Метод утилитаризма и его критическая оценка//БВ. 1895. Т. 4. 12. С. 322-354; Критика нравственного учения Бэнтама//БВ. 1896. Т. 1. 2. С. 242-273; Критика нравственного учения Милля//Там же. Т. 2. 4. С. 30-58; Критика эволюционной теории нравственности//Там же. 6. С. 398-433; Разбор философских учений о чувстве, как основе нравственности//ВиР. 1896. 13. С. 1-18; 16. С. 125-150; 19. С. 309-323; 1897. 3. С. 97-116; 4. С. 139-163; Естественный нравственный закон: Психологические основы нравственности: Магист. дис. Серг. П., 1897; Критика учения Канта об основах нравственности//БВ. 1897. Т. 1. 1. С. 49-80; 3. С. 396-435; Новости иностранной литературы по патрологии//Там же. 3. С. 496-508; 4. С. 650-664; О самоубийстве: [Публ. лекция]//БВ. 1898. Т. 2. 3. С. 365-400 (отд. отт.: Самоубийство: Этико-психологический очерк. Серг. П., 1898); Древнецерковная жизнь и ее деятели в текущей духовной журналистике: (Обзор рус. журналов)//БВ. 1901. Т. 2. 5. С. 181-199; 1902. Т. 3. 11. С. 421-444; [Рец. на:] Антоний [Храповицкий], еп. Полное собр. соч. Т. 1-3. Каз., 1900//БВ. 1901. Т. 1. 1. С. 171-187; Василий Великий//ПБЭ. 1902. Т. 3. Стб. 179-197 (переизд.: Труды по патрологии. Т. 1. С. 190-202); Григорий Богослов//Там же. 1903. Т. 4. Стб. 615-626 (переизд.: Там же. С. 203-210); Григорий Нисский//Там же.

http://pravenc.ru/text/469348.html

От XI в. также сохранились сведения о паломничестве из Ирландии на о-в Иона (напр., еп. Кетернаха в 1047). В 986 г. отряд скандинавов разграбил обитель и убил аббата с 15 старцами, однако Сигурд, ярл Островов, отомстил за святотатство. Связи насельников мон-ря со скандинавскими правителями нашли отражение в эпитафии на древненорвеж. языке на кладбище Религ-Одран (см.: Adomn á n of Iona. 1991. Р. 83-84). О значении обители свидетельствует титулование в ирл. анналах аббата Фланнабры († 1025) «преемником [Колумбы] на Ионе» (comarba Ia). По свидетельству Ордерика Виталия , мон-рю оказывала покровительство шотл. кор. св. Маргарита (1070-1093): «Среди прочих благих дел, которые совершила благородная госпожа: монастырь Иона... разрушенный силою времени и бурями сражений, верная королева отстроила и восстановила, пожаловав монахам богатые дары для совершения Божьих дел» ( Ordericus Vitalis. Hist. eccl. VIII 22// Idem. Historiae ecclesiasticae libri XXX/Ed. A. le Prévost. P., 1845. T. 3. P. 398-399). В 1098 г. кор. Норвегии Магнус III (1093-1103), закрепляя власть Норвегии над Гебридскими о-вами, посетил «Святой остров [Иону] и обещал мир и безопасность всем людям и сохранность всему добру» ( Снорри Стурлусон. Круг Земной/Изд. подгот.: А. Я. Гуревич и др. М., 1980. С. 202). В 1156 г. о-в Иона вошел в состав владений правителя Гебридских о-вов Сомарлида, который попытался возобновить отношения между монастырем И. и ирл. конгрегацией с центром в Дайре (1164). В состав направленной в Ирландию делегации входили архипресвитер (sacart mór), глава школы (fer léiginn), настоятель пустыни (dísertach) и глава общины Кели Де. Шотл. кор. Вильгельм I Лев, опасаясь союза Сомарлида с ирл. князьями, конфисковал принадлежавшие И. церкви в обл. Галловей. Несмотря на это, аббаты И. продолжали поддерживать отношения с ирл. князьями и со сканд. правителями островов (записи в анналах под 1174, 1188, 1200 гг.). В 1203 г. Рагналл, сын Сомарлида, при поддержке аббата Келлаха преобразовал обитель в бенедиктинский мон-рь, учреждение к-рого было подтверждено папской грамотой от 9 дек.

http://pravenc.ru/text/578330.html

392. (308.) Триодь постная, полууст., нач. XVI века, в четверть, 235 листов, начальная тетрадь утратилась. Первая половина, оконч. второй неделею поста. 393. (301.) Триодь постная, полууст , нач. XVI века, в четверть, 290 листов. Вторая половина, начин. с понедельника третьей недели поста. Впереди на порожнем листе: Живоначалныя Троицы, сея книгу не отдати в раздачю. 394. (307.) Триодь постная, первая половина, полууст., XI века, в четверть, 202 листа, без начала. 395. (305.) Триодь постная, вторая половина, полууст., XI века, в четверть, 287 листов, начальный утрачен. По листам внизу, начиная с 34, скорописью XVII века: А се книга Ортемия Васильсва сына Попова, а положил со Иван Микитин сын Ушаков. Кроме сей подписи, находящейся и в предыд. 394, с л. 100 следует другая: Книга, глаголемая Треодь посная, боярина и ружничева Григория Гавриловича Пушкина села Мамонова церкви Вознесения Господа нашего Ис. Христа. Вклады последнего владельца были в 1648 и 1650 годах, сконч. в 1656 году. 396. (303.) Триодь постная, вторая половина, полууст., XVI века, в четверть, 288 листов. 397. (300.) Триодь постная, вторая половина, полууст., исх. XVI века, в четверть, 318 листов, конечный утрачен. На первых листах внизу: Сию книгу Треодь постную дал инок Гурии Шушлеба по своей души в дом пречистые Усиление в Клементиево – село подмонастырное. Другая ркп. Гурия Шушлебы Триодь цветная, по Оп. 1642 г., отдана в село Хупан. 398 (297.) Канон Андрея критского , устав. весьма крупный, XVII века, в лист, 227 листов. Канон на первые 4 дня великого поста, повторенный и в четверг 5 недели на утрени. Запевный стих вместо нынешнего: Помилуй мя Боже, помилуй мя, пишется: Слава Тебе Боже нашь, слава Тебе. В самом начале приписана (полууст.) молитва 42 мученикам иже во Аммории, марта 6. 399 (314.) Триодь цветная, полууст. XVI века, в лист, 371 лист. Начинается: В пяток 6 недели вечер. С л. 334 приложены синаксари от субботы 6 недели, канун на плачь св. Богородици гл. 6 и правило певаемо на боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910; Устав Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1914; Посещение Соловецкого мон-ря Ея Имп. Высочеством вел. кнг. Елисаветой Феодоровной в июле 1913 г. М., 1915; Иванов С., диак. Марфо-Мариинская обитель милосердия: Ист.-бытовой очерк//Рус. паломник. 1916. 1. С. 11-13; 2. С. 26-27; 3. С. 44-45; Гавриил Константинович, вел. кн. В Мраморном дворце: Из хроники нашей семьи. Н.-Й., 1955; Дневники имп. Николая II. М., 1991; Арсений (Жадановский), еп. Восп. М., 1995; Восп. о диакониссах Москвы//Мера. СПб., 1995. 3. С. 132-155; Мат-лы к житию прмц. вел. кнг. Елизаветы: Письма, дневники, восп., док-ты. М., 1996; Письмо вел. кнг. Елисаветы Федоровны А. Н. Нарышкиной//ЖМП. 1996. 7. С. 92-95; Джунковский В. Ф. Восп. СПб., 1997. Т. 1; Константин Константинович, вел. кн. Дневники. Восп. Стихи. Письма. М., 1998; Теляковский В. А. Дневники директора Имп. театров, 1898-1901. М., 1998; Юсупов Ф., кн. Мемуары: В 2 кн. М., 1998; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. 2 т.; Нестеров М. В., Нестерова Н. М. Помнить себя - помнить всех...: Из восп. о вел. кнг. Елизавете Фёдоровне. М., 2003; Надежда (Бреннер), мон. «Золотой святыни свет...»: Восп. матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2004; Распутина М. Распутин. Почему?: Восп. дочери. М., 2005. С. 235-237, 285, 288, 293; Уварова П. С. Былое. Давно прошедшие счастливые дни [:Восп.]. М., 2005. С. 124, 168, 202, 236, 266, 293. (Тр. ГИМ; 144); Антонин (Капустин), архим. Пребывание вел. князей Сергия Александровича, Павла Александровича и вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Иерусалиме в 1888 г.//Строительство ц. св. Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. М., 2006. С. 112-119; Мария Павловна, вел. кнг. Восп. вел. княжны: Страницы жизни кузины Николая II, 1890-1918. М., 2006; Нестеров М. В. О пережитом, 1862-1917 гг.: Восп. М., 2006. С. 396-398, 406-457; Вел. кн. Сергий Александрович Романов: Биогр. мат-лы. М., 2006. Кн. 1: 1857-1877. Лит.: Sell K. Zum Gedächtniss der Höchstselingen Grossherzogin Alice von Hessen Darmstadt, 1878; idem.

http://pravenc.ru/text/189843.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010