20, стр. 334.    Там же.    «Речь против эллинов», гл. 11, стр. 20 рус. перевода протоиерея Преобра­женского.    Гл. 36 и 37, стр. 267—269.    Лк. VI:29.    Выдержки приведены по переводу Н. Корсунского, Ярославль, 1888.    «О граде Божием», кн. 21, гл. 27, т. VI, стр. 331—332 рус. перевода.    Гл. 31.    «Кто из богатых спасется», гл. 16, стр. 16 рус. перевода.    Стр. 31 настоящего сочинения.    «Педагог», кн. 3, гл. 6, стр. 278—280 рус. перевода.    «Педагог», кн. 2, гл. 12, стр. 235—240 рус. перевода.    «Педагог», кн. III, гл. 3, стр. 147—150 рус.    «Origenis commentaria in Matthoeum», tomus decimus quintus, pp. 381 ete, ed. Rothomagi, a. M. DCLXVIII.    «Origenis commentaria in Levit», XI, 1. Сравни: Ульгорн, цит. соч., стр. 197.    Т. II, стр. 150—152, 168 рус. перевода.    Т. II, стр. 263—271.    Т. II, стр. 129, 132.    Т. I, стр. 17—18.    1 Тим. VI:7—10.    Т. II, стр. 205—206.    Например, «Письмо к Евкратию о комедианте», т. I, стр. 19—20.    Св. Григорий Богослов, близко знавший жизнь св. Василия, говорит в своем надгробном слове, что у св. Василия не было ничего «кроме тела и необходимых покровов для плоти. Его богатство — ничего у себя не иметь и жить с единым крестом, который почитал он для себя дороже многих стяжаний... Пока был жив, поддерживал жизнь самым необходимым и одну знал роскошь — не иметь и вида роскоши, но взирать на крины и на птиц... У св. Василия один был хитон, одна была верхняя ветхая риза; а сон на голой земле, бдение, неупотребление омове­ний составляли его украшение. Самой вкусной вечерей и снедью служили хлеб и соль — нового рода приправа; и трезвенное неоскудевающее питие, какое и не­трудящимся приносят источники». Творения Григория Богослова в русском пере­воде, т. IV, стр. 94—95.    Беседа на Пс. LXI, т. I, стр. 394—395 рус. перевода.    Беседа на Пс. XLVIII, т. I, стр. 371—373.    Беседа VII «К обогащающимся», т. IV, стр. 112—114.    Беседа XXVI «Утешение больному», т. IV, стр. 402—403.    Беседа VII «К обогащающимся», т. IV, стр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

718,214. 722,215. 790. II: 19. 21,113. 270,724. 271,727. 310,828. 403,1198. 414,1248. 425,1301. 433,5. 480. 497. 529. 547. 587. 594. 688,873. 771–2. 807 и прим. 1255. 989. 996. 1003. 1108. 1119. 1139. 1147. 1279–80. III: 16). 14). Филон якобы не знал поармейски-евр. (II: 434,5). LXX (II: 154 сл.) и евр. оригинал (II: 154,299) У Филона, вольное его отношение при цитации библ. текста (II: 409,1228). Канон Свящ. Писаний у Филона (II: 156,305); Тора и прочие писания (II: 160–4. 405. 410), «апокрифы» (неканонич. книги) у Ф. (II: 162 и прим.330) и понятие вдохновения (II: 156,305). Экзектика и, в частности, аллегория Филона по сравнению (II: 39–9. 40–41. 111 сл. [аллегория Агари, и Сарры]. 139. 147 сл. 151 сл. 165 сл. 406,1213. 408,1227. 408 сл. 409 сл.) и соотношению с Павловой (II: 39. 42 сл. 45 сл. 138 сл. 169 сл. 172), Национализм Филона (I: 566,276) с постоянным устремлением в пользу иудейства (II: 390,1133). У Филона не антиномизм (II: 405. 408,1227. 416,1284), а номизм и талмудизм (II: 133. 134. 160 сл. 194. 195,434. 196. 363. 402. 404–5. 422). Моисей у Филона (II: 318,853. 390,1133). Естественное Откровение (II: 402,1190). Бог (II: 1118). Предсуществующая материя (II: 380–1). Дуализм и посредствующие существа (II: 317,846. 848 317 сл. 318,852. 855. 320. 321,864. 380. 882), Ангелы (I: 659. 660. 768,298. 801,378) и одушевленность звезд (I: 697. 699,166). Идеальный мир– премирные идеи (II: 320. 321. 326,881. 327,887) и сотворение мира по идеальному прообразу (II: 320 сл. 334. 336,915. 373). Творение человека (I: 668,83. 809,395. II: 996,116), он–падший и отверженный дух (II: 358,1006), его рождение и смерть (II: 359,1009); антропология сл.). σμα=σμα и его греховность (II: 381–2), которая происходит от материи (II: 382,1087. 384–5. 386 и прим. 1116. 394,1152. 401,1185), почему нет воскресения тел (II: 404), как нет и эсхатологии вообще (II: 364,1030. 368,1045). Первородный грех (II: 849,121). Психология Филона (II: 380,1073), πνεμα–νος (II: 688,875). Дарование закона (I: 706,188) и его значение (II: 87,181.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

529 Sani, F. Should we stay or should we go? A social psychological model of schisms in groups/F. Sani, J. Todman//Personality and Social Psychology Bulletin. – 2002. – Vol. 28:12. – P. 1647–1655. 530 Shin, E.H. An Analysis of Causes of Schisms in Ethnic Churches: The Case of Korean-American Churches/E.H. Shin, H. Park//Sociological Analysis. – 1988. – Vol. 49:3. – P. 234 –248. 531 Finke, R. Understanding Schisms: Theoretical Explanations for their Origin/R. Finke, C.P. Scheitle//Sacred Schisms. How Religions Divide. Ed. by James R. Lewis & Sarah M. Lewis. – Cambridge: Cambridge University Press, 2009. – P. 11–33. 532 С. 200–201. Hammer, O. Schism and consolidation: the case of the theosophical movement/O. Hammer//Sacred Schisms. How Religions Divide. Ed by James R. Lewis & Sarah M. Lewis. – Cambridge: Cambridge University Press, 2009. – P. 196–217. 533 См. например: O " Flaherty, W.D. The Origin of Heresy in Hindu Mythology/W.D. O " Flaherty//History of Religions. – 1971. – Vol. 10:4. – P. 271–333. 534 С. 440. Duk-Whang Kim. A History of Religions in Korea/Duk-Whang Kim. – Seoul: Daeji Moonhwa-sa, 1988. – 487 p. 535 C. 367. Zuckerman, P. Gender Regulation as a Source of Religious Schism/P. Zuckerman//Sociology of Religion. – 1997. – Vol. 58:4. – P. 353–373. 537 С. 480–485. Howell, J.D. Muslims, the New Age and Marginal Religions in Indonesia: Changing Meanings of Religious Pluralism/J.D. Howell//Social Compass. – 2005. – Vol. 52:4. – P. 473–493. 538 С. 148–150. Farquhar, J.N. Modern Religious Movements in India/J.N. Farquhar. – New York: The Macmillan company, 1915. – 471 p. 539 С. 37–38. Гурко, А.В. Движение вайшнавов («Харе Кришна») и его последователи в Беларуси/А.В. Гурко. – Минск: ИСПИ, 1999. – 140 с. 540 Sutton, J.R. Explaining Schism in American Protestant Denominations, 1890–1990/J.R. Sutton, M. Chaves//Journal for the Scientific Study of Religion – 2004. – Vol. 43:2. – P. 171–190.; Chaves, M. Organizational Consolidation in American Protestant Denominations, 1890–1990/M. Chaves, J. R. Sutton//Journal for the Scientific Study of Religion – 2004. – Vol. 43:1. – P. 51–66.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению /Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009. 4. Силантьев Р. А. История исламского сообщества России. М., 2005. 5. Силантьев Р. А. Ислам в России: энциклопедия. М., 2008. 6. Ислам//Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. III/Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2005. 7. Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] //Церковный вестник. 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 , свободный. - Загл. с экрана. 8.  Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009. 9.  Рощин М. Ю. Аллах//ПЭ. Т. III. 10. Алексеев И. Л. Намаз//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 671-672. 11. Алексеев И. Л. Ураза//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1098. 12. Алексеев И. Л. Исламские ритуалы//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 671-672. 13. Ацамба Ф. М. Кириллина С. А. Хаджж//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1136. 14. Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Джихад//ПЭ. Т. XIV. М., 2008. С. 578-579. 15. Рощин М. Ю. Закят//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 578-579. 16. Алексеев И. Л. Мазхаб//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 602.   Дополнительная литература: 1. Игнатенко А. А. Зеркало ислама. М., 2004. 2. Игнатенко А. А. INTERTEPPOP В РОССИИ. Улики. М., 2005. 3. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века, М., 2000. 4. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. 5.  Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. 6. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. 7. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995. 8. Христианство и ислам: Духовные борения человечества на пути к самопознанию. М., 1997. 9. Максимов Ю. Образ рая в христианстве и исламе//Альфа и Омега. 1999. 2 (20). С. 271-279.

http://bogoslov.ru/article/740746

166 Содержание и русский перевод этого литературного памятника, мы помещаем в особых приложениях, к нашему труду, см. выше. 167 Все три поименованные выше иллюстрир. сборники под IV, V, VI-м находятся ныне в библиотеке Импер. Академий Художеств в С.-Петербурге, они пожертвованы мною как лучшие образцы китайской гравюры и описаний. Автор. 168 Chines. natural Théologie, by John Chalmers, The Chin. Review, vol. V. 1876–77, p. p. 271–281. 169 См. Vestiges de dogmes chrétiens retrouves dans les anciens livres Chinois, par A. Sionnet. Paris. 1839. 173 I. Duolittle. Vocabalary of the Chinese Langage. Vol. II. 1872. Scripture to awaken the World, transl. Mollendoff, Morrison, Ohlinger, p. 373–376. 174 Прочие подробности наставлений излагаются в словаре Дуоляйтля (vol II. collection pearls, p. 389–398) и имеют сходство с приведенным выше на стр. 597609 нашего настоящего труда. Авт. 175 См. F. М. Müller. The sacred Books of the East. vol. III. The Shu King. Book IV, p. 138–148. (Oxford 1879). 177 М. Müller. The sacr. Books of the East, the texts of Confucianism, transl. by S. Legge. Vol. XXVIII. Oxford. 1885. Li-ki. XI–XLVI. Book XXVIII. Kung Yung or state of equilibrium and harmony, p. 300–329. 178 Цзоттоли переводит: «Sapiens vir tenem medium», Ремюза – «Le sage tient invariablement le milieu», «Sapiens medio constat». 179 М. Müller. The sacr. Books of the East, the texts of Confucianism. transl. S. Legge. Vol. XXVIII. Oxford. 1885. the Li-ki. XI–XLVI. Book XXXIX. Ta-hsio or the great Learning p. 411–424. 180 М. Müller, the sacr. Books of the East the texts of Confucianism, transl. I. Legge, the Hsiao King. p. 465–488 vol. III. Oxford. 1879. 1 По занимательности предмета и серьезности по существу, в анализе Библейских верований на Востоке, предлагаем особое извлечение из китайских источников в IV-й отделении настоящего исследования. 181 См. Chin. Recorder vol. X. 1879, p.p, 416–32. A critique of the chinese notions and practice of filial piety by Rev. E. Faber. 182 См. Chin. Recorder 1880. vol. XI, Education of Woman in China, by S. W. Williams, LLD. p. 40–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

359 Stephen W. Hawking, A Brief History of Time (New York: Bantam Books, 1988), p. 121; idem, «The Anisotropy of the Universe at Large Times», in Confrontation of Cosmological Theories with Observational Data: ed. M. S. Longair (Dordrecht, Holland: Reidel, 1974). 361 Barrow and Silk, Left Hand of Creation, p. 91; Paul Davies, Cod and the New Physics (New York: Simon & Schuster, 1983), p. 30. 362 В. Carter, «Large Number Coincidenceland the Anthropic Principle in Cosmology», in Cosmological Theories, ed. Longair. См. также: Davies, God and the New Physics, chap. 12. 363 Слова Стивена Хокинга цит. по: John Boslough, Stephen Hawking " s Universe (New York: William Morrow, 1985), p. 121. 365 Вайнберг. Первые три минуты, гл. 8; John in the Beginning: After СОВЕ and Before the Big Bang (Boiton: Little Brown. 1993). 369 Alan Guth, Paul Steinhardt, «The Inflationary Universe», Scientific American 250 (May 1984): 116–128; Andre Unde, «The Self–Reproducing Inflationary Universe», Scientific American 271 (Nov. 1994): 48–55. 370 Hawking, A Brief History of Time, p. 174. Подробное описание этой теории см.: J. В. Hartle and S. W. Hawking, «Wave Function of the Universe», Physical Review D 28 (1983): 2960–2975. См. также: C.J. Isham, «Creation of the Universe as a Quantum Process», in Physics, Philosophy, and Theology, ed. Russell et al. 372 См. Michael Foster, «The Christian Doctrine of Creation and the Rise of Modem Selene», in Creation: The Impact of an idea, ed. Daniel ÓConnor and Francis Oakley (New York Charles Scribner " s Sons, 1969). 373 Thomas F. Torrance, Divine and Contingent Order (Oxford: Oxford Univ. Pre», 1981). См. также: Stanley L Jaki, The Road of Science and the Ways to God (Chicago: Univ, of Chicago Press, 1978). 374 Albert Einstein, Ideas and Opinions (London: Souvenir Press, 1973), p. 262; См. Frederick Ferré, «Einstein on Religion and Science», American Journal of Theology and Philosophy 1 (1980): 21–28. 378 John Polklnghorne, One World: The Interaction of Science and Theology (Princeton: Princeton Univ. Press, 1987), pp. 45, 63, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

1157 Синонимы страха (metus, pavor и timor) в классич. лат. яз. различаются таким образом: meius futura prospicit; pavor – animi motus, unde etiam pavida jumenta dicimus; timor – consternatio. 1158 Этот выбор подтверждается и толкованием бл. Иеронима: «ut … а facie nominis mei formidarent, sive subiraherent se atque contraherent, mentis formidinem horrore corporis indicantes, juxta illud quod scriptum est: Super quem requiescam, nisi super hunilem et qnietum et trmentem verba mea» (Isai.66:2). – Hieronymus, 1556 C. 1159 Cp. толк. св. Кирилла: «не просто убоялись, говорит, они, но боязнью убоялись, т. е. всею душою и сердцем восприяли Божественный страх, так как усиление здесь и удвоение речений обозначает твердость похваляемых лиц в добродетели» (Кирилл, 271). 1162 Bachmann, 20. – Pressel, 383. – Nowack, 400. – Wellh., 52. – Ew., 219. – Hilz., 362. – Kohl., 79. – Reinke, 371. 1165 Свое мнение Рейнке старается еще доказать словопроизводством от гл. – в гиф. «наставлять», «учить» (S. 373). Но само собою понятно, что в вопросах, подобных настоящему, решающим должно быть не словопроизводство, а словоупотребление. В применении же к книгам Моисея » уже принято переводить словом «закон» (ср. Мф.5:18; 12:5 и др.). 1166 Ср. также у Новака, который, хотя и переводит «истинное наставление», но объясняет это выражение тем, что Левий был «обладателем Торы (Inhaber der Thora)» (Nowack, 400). 1169 Hier., 1556 D. Св. Ефрем толкует рассматриваемое место в несколько ином и едва ли приемлемом смысле: «он брал свою часть, а к Моей не прикасался» (Ефр., 239). Еще менее подходящим является аллегорическое толкование св. Кирилла, что под «истиною» пророк разумеет Иисуса Христа (Кир., 272). 1170 ==предл. + (с суф. ), «рот» (преимущ., как орган речи)+суф. 3 л. ед. ч. м. р. . 1172 v. Til. 139. – Reinke, 371. – Hitzig, Ueb. 362–363. – Ewald, 219. – Pusey, 605–606. – Bachmann, 20. 1178 Греч. χελος в древнейших слав. памятниках переводится словом оустьна (сущ. ж. р. ед. ч.); слово же оуста==греч. στμα, лат. «os». Слово «губа» (слав. гомба, губа) употребляется в древнейших слав. памятниках (Остром. Ев., Супр. код и др.) в значении σπγγος, spongia, «губка» ( Мф.27:48 ; Ин.19:29 ), υσσωπος. В значении оуста (στμα) оно стало употребляться в новое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

266 Makhoth, I, 10: Synedrium, si quem interficiat unum heptaAteride vocatur perditorium. R. Elieser, filius Asariae, ait: si unum LXX annis (Surenh, pars IV, pag. 275). 268 I. Salvador. Histoire des institutions de Monse et du peuple hhbreu. T. I. Paris. 1862. p. 365. 269 Sanhedr. IV, 1: in his (capitalibus judicibus) tantum ab absolventibus fit exordium neutiquam a condemnantibus (Surenh. pars IV, pag. 225). 270 Sanhedr. fol. XXV. Bava bathra fol. 43. Kidduschin fol. 40. Baba Kama fol. 72. Pesachim, fol. 49; Chagiga fol. 22. Makhoth fol. 6. He допускались к показаниям также рабы и женщины. Schebujoth. IV, 1 (Surenh. pars IV, pag. 302). 271 Sanhedr. V, 5: qui condemnaverat, ei licet absolvere: at qui absolverat, ei non est licitum, mutata sententia, poenae reum adjudicare (Surenh. pars IV, pag. 232). Сравн. IV, 1 (ibid. pag. 225). 273 Sanhedr. V, 2 (Surenh. pars. IV, pag. 231: si alter (testis) alten contradicat, tum in pervestigationibus, tura in rimation- ibus par ratio est. Nec enim testimonium accipitur). Срав. Histoire d. instit. de Moroe par I. Salvador. T. I, p. 373. До каких частностей доходили при этом вопросы судей, см. Sanhedr. fol. 41. 274 Makhoth. fol. 6. Sanhedr. V, 1 (Surenh. pars IV, pag. 230). Обвинители св. Стефана, желая придать силу своему свидетельству, говорили: «этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон». Деян. 7:13 . 275 «Будьте медленны в суде» (estote moram trahentes juditio. – Surenh. pars IV, pag. 409) – одно из трех завещаний мужей великой синагоги. Pirke avoth 1,1. Сравн. Sanhedr. fol. VII. 277 In pecuniariis judiciis, item de pollutionibus et purificationibus, eatate et prudentia provectior primus sententiam dicit: in capitalibus a latere () fit exordium. Sanhedr. IV, 2 (Surenh. pars IV, pag. 227). 278 In his (capitalibus judiciis) ut fiat absolutio unico suffragio condemnantes superari satis est; ut autem condemnationis sententia obtineat, duo vincere suffragia necesse est. Sanhedr. IV, 1 (Surenh. IV, 225).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

755 Elizabeth Achtemeier, The Community and Message of Isaiah 56–66: A Theological Commentary (Minneapolis: Augsburg, 1982) pp. 11–16. 756 Среди христианских ученых консервативного крыла можно назвать: J.A. Alexander, The Prophecies of Isaiah (1846–47; repr. Grand Rapids: Zondervan, 1953:1971); Oswald T. Allis, The Unity of Isaiah (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1950); E.J. Young, Who Wrote Isaiah? (Grand Rapids: Eerdmans, 1958); среди иудейских ученых известны: R. Margalioth, The Indivisible Isaiah (New York: Yeshiva University, 1964). Из последних работ см.: J. Alec Motyer, Isaiah: An Introduction and Commentary, TOTC (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1999); и Oswalt, Isaiah Chapters 1–39. 757 R.B. Dillard and Tremper Longman III, An Introduction to the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1994), p. 271 (ссылаясь на работу Margalioth-a). Ученыекритики объясняют эти сходства редакцией учеников Исайи, соединивших материал, который не принадлежал перу пророка. 758 Wiliam Sanford LaSor et al., Old Testament Survey (Grand Rapids: Eerdmans, 1982), pp. 373–374. 762 Dillard and Longman, Introduction, p. 274. Следует также учитывать вопрос жанра. Возможно ли, чтобы большинство глагольных отличий, встречающихся между частями Исайи, произошли по причине того, что многие пророчества глав 1–39 повествуют о суде, а пророчества глав 40–55 – о спасении? Каждый жанр требует определенного стиля и языка. 764 Для тех, кого интересуют серьезные свидетельства, существует одно, предполагающее, что во второй половине VIII века у Израиля и Иуды уже был значительный опыт пленения, что объясняло бы, почему вторая половина книги была написана в контексте пленения. В результате вторжения Сеннахирима в 701 году, в Иудее появились десятки разрушенных городов и тысячи беженцев. См. Stphen Stohlmann, «The Judean Exile after 701 B.C.E.,» в Scripture in Context II: More Essays on the Comparative Method, ed. by W.W. Hallo, J.C. Moyer, and L.G. Perdue (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1983), pp. 147–175; J.B. Payne, «Eighth Century Israelitish Background of Isaiah 40–66,» WTJ 29 (1966–67): 179–190; WTJ 30 (196768): 50–58,185–193.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Мгновенное же исцеление от укоренившихся привычек убедило Августина, что один Бог , внимая горячей молитве веры, может пересоздать человека внутренно и избавить от этого тела смерти 342 . 1 Вопросу о развитии бл. Августина «освящены следующие труды: С. Bindemann. Der heil. Augustinus. В. I. Berlin. 1844, Poujoulat. Histoire de Saint Augustin, sa vie, ses oevres, son siecle, influence de son genie. Vol. I. Paris 184–4. F. Böhringer. Aurelius Augustinus, Bischolf von Hippo. I Hälfte. Stutgart 1877. S. 1–69. G. F. von Hertlny. Augustin. Mainz 1902. S. 3–35 L. Berlrand. Saint Augustin. Ed. 52, p. 17–271. Ad. Haizifeld. Der hi. Augustinus. Nach der zweiten Auflage aus dem französischen übersetzt von F. Kerer. Regensburg 1900. S. l-93. Кн. К. Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. I. Миросозерцание бл. Августина. Москва 1892. Стр. 21–49 В. Герье. Зодчие и подвижники «Божьего царства» Ч. I. Блаженный Августин . Москва 1910. Стр. I-74. F. Bret. La conversion de Saint Augustin (Essae de psychologie religieuse). Genève 1900. A. Vacant, et E. Mangenol. Dictionaire de Theologie catholique. T. I, Paris 1909. P. 2268–2275 Ф. В. Фаррар. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. СПБ. 1891. Стр. 674–715. 12 Clemens Alexand. Paedagog. Lib. II, 6. 10 Lib. Hi, 5. Ed. O. Stühlin. Pp. 187–189. 208–226. 254–258. Рус. пер. Н. Корсунского. Стр. 161–165. 202–232. 269–278. Ср. М. Glaser. Zeitbilder aus Alexandrien nach Paedago gus des Clemens Alexandrinus. Amberg 1905. 24 A. Lucius. Die Anfänge des Heiligenkultus in der christlichen Kirche Tübingen 1904. S. 320–324. 28 Папа Каллист признал браки знатных римлянок с рабами, заключенные законно, т.е., может быть, с соизволения церкви, действительными, хотя с точки зрения римского права это был конкубинат. Döllinger, Hippolytus und Kallistus. Regensburg. 1853. S. 158–189. Проф. В. В. Болотов . Лекции по истории древней церкви. Т. II, СПБ. 1910. Стр. 371–373. Толетанский собор говорить о конкубинате, не упоминая о церковном разрешении, но указывая внутренние условия его допустимости: Si quis habens uxorem fidelem, si concubinam habeat, non communicet. Ceterum qui non habet uxorem et pro uxore concubinam habet, a communione non repellatur, tantum ut unius mulieris, aut uxoris, aut concubinae (ut ei placuerit), sit conjuctione contentus (Conc. Tolet. anni 400 can. 17. Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Т. III, p. 1001). Notae Binii, Ibid. p. 1017. К конкубинату относились неодобрительно главным образом потому, что сожительство, несвязанное никакими юридическими формами, представляло значительный трудности для дисциплинарного контроля. Tertullianus. Penes nos occultae quoque conjunctiones, id est non prius apud Ecclesiam professa, juxta moechiam et fornicationem judicari periciitantur. De pudic. c. 4. CSEL. Т. XX, p. 225. Cp. Loofs Art. Augustinus в Herzog Realencyclop. 3 Aufl. В. II. S. 261.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/zh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010