Мк.1:32–34 . «Когда заходило солнце»: более точное обозначение времени, чем у ев. Матфея ( Мф.8:16 ). Иудеи, следуя наставлениям книжников и фарисеев, доводя до чрезмерной строгости хранение субботы, не смели даже к Господу приносить своих больных до истечения дня субботнего (ср. Феофил.). – «Больных и бесноватых»: здесь и в стихе 34, равно как и у ев. Матфея ( Мф.8:16 ), естественные больные отличаются от бесноватых. – «Весь город»: ср. прим. к Мф.3:5 . – «Исцелил многих»: приносили всех, исцелил многих, ибо у некоторых, вероятно, недоставало необходимых условий для получения исцеления. «Не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, каковые и не были исцелены за свое неверие; но «многих» из принесенных исцелил, т. е. тех, которые имели веру... Или – многих сказано вместо всех» (Феофилакт).– «Не позволял бесам говорить» и пр.: ср. прим. к ст. Мк.1и парал. Мк.1:35–37 . «Вышел»: из дома, в котором пребывал (ст. Мк.1:29 . ср. Мк.2:1 ) и из города. – «Пустынное место»: уединенное место в пустыне, вероятно в окрестностях Капернаума. – «Молился»: Господь часто удалялся в пустыню для молитвы, и притом ночью или ранним утром, – величайшее побуждение для христиан к молитве. – «Симон и бывшие с ним»: Петр с Андреем, Иаковом и Иоанном (ст. 29), а может быть и другие с ними. – «Пошли за Ним»: пошли искать Его в пустыне (ст. 37).– «Все Тебя ищут»: ср. ст. 33, – весь город; этими словами они старались склонить Господа оставить уединение и идти снова к народу, учить его и исцелять. Мк.1:38–39 . «В ближние селения», окружающие Капернаум, и «города», более далекие – по всей Галилее (ст. 39). – «Для того пришел», т. е. от Бога; для того послан в мир с неба ( Лк.4:43 ; ср. Ин.16:28 ), чтобы проповедать истину в мире. Смысл в связи речи: поскольку так много людей ищут Меня, чтобы слышать Мою проповедь, то пойдем к ним не только в Капернаум, но и во всю Галилею, ибо для того Я явился. – «В синагогах» (см. прим. к Мф.4:23 ), где иудеи имели обычай собираться для поучения в слове Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Слова же: «небо престол Мой»... пророк мог лишь повторить в царствование Манассии. Наконец, стихи 37 и 38-й главы 37-й пророк мог вставить в книгу, узнав о смерти Сеннахерима, им предсказанной. 302 43:23: «Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом; в 66:1 также говорится, что Господь не требовал устроять «дом» для Него, – жертвы беззаконника, чуждые смирения, сокрушения и страха пред Ним, неугодны Ему. 1:12: «когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» 303 66:3: «закаляющий вола то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву то же, что задушающий пса, приносящий семидал то же, что приносящий свиную кровь... душа их находит удовольствие в мерзостях их»; ср. 1:11, 13: «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Не носите больше даров тщетных, курение отвратительно для Меня... новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя»... – Особенно примечательно упоминание о «новомесячиях и субботах» в 66:23 и 1:13. – Хотя и ранее можно было видеть сходство 1-й главы с различными отделами всей книги (из цитат параллельных мест при изложении): но чтобы удобнее можно было убедиться в ее вводном характере, лучше всего последовательно рассмотреть все ее частные мысли и обратить внимание на неоднократное повторение их в самой книге. Так, во 2-м стихе об отношении Господа к Израилю и Израиля к Господу говорится так: «Я воспитал и возвысил сыновей; а они возмутились против Меня»; ср. это с 49:21, или с 63:16; 64:8, где Господь называется «Отцом» Израиля; затем – с 63:9–10. Стих 3-ий: «Израиль не знает Меня», 4-й – «оставили Господа», «отступили» (ст. 28, ср. с 5:13, 12; 11:9; 19:21 – об Египтянах), 29:23–24; 43:10; 53:11; 57:17 или с 17:10; 44:21; 51:13; 59:13; 65:11,.. где говорится, что Израиль забыл Господа, и мног. друг. Кроме последних мест, с 4 стих. ср. 10:20; 22:12; 31:6; 48:8; 59:13; 66:24... Стих 5-й: «во что вас бить еще?» – об исправительном значении наказаний Господа – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Воплощение названо не просто тайной, а тайной благочестия. Это потому, что оно и само свято и освящает людей. Зачатие и рождение Богочеловека были безгрешны, и Сам Богочеловек безгрешен. Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим ( Лк. 1:35 ), сказал Деве Марии Ангел. Его Отец освятил ( Ин. 10:36 ). Он не сделал никакого греха ( 1Пет. 2:22 ; Ис. 53:9 ). В Нём жизнь и свет ( Ин. 1:4–5; 8:12 ). Он есть путь и истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Он пришёл спасти мир и свидетельствовать об истине ( Ин. 12:47; 18:37 ). Верующий в него не останется во тьме, и имеет свет жизни ( Ин. 8:12; 12:46 ), и всякий, кто от истины, слушает гласа Его ( Ин. 18:37 ). Он разрушил смерть ( 2Тим. 1:10 ) и дела дьявола ( 1Ин. 3:8 ). Воскресши Сам и имея жизнь вечную, Он и людей воскрешает и даёт им жизнь вечную вместе с Собой и в Себе ( Ин. 6 глава; 1Кор. 15 глава). Бог Отец избрал нас в Иисусе Христе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф. 1:4 ), Люди были заражены самыми тяжкими пороками; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ), и стали народом святым ( 1Пет. 2:9 ). Из понятия о тайне благочестия уясняется понятие о тайне беззакония, как полной противоположности тайне благочестия. Тайна благочестия совершена Сыном Божиим Иисусом Христом. По противоположности тайну беззакония должен производить не кто иной, как исконный и главный противник и враг Христа – дьявол. Дьявол – противоположность Христа. Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром ( 2Кор. 6:14–15 )? Дьявол согрешил прежде всех ( 1Ин. 3:8 ), и он же внёс грех и смерть в род человеческий ( Быт. 3 глава; Рим. 5 глава) и обольщает всю вселенную ( Откр. 12:9 ). Он лжец и отец лжи ( Ин. 8:44 ). Он – виновник отступления от веры в Бога ( 1Тим. 4:1 ). Он противится делу Божию и Евангелию ( 1Сол. 2:18 ; Иуд. 9 ; Откр. 12:7 ; Мф. 13:19 ; 2Кор. 4:4 ). Он есть дух, действующий ныне в сынах противления ( Еф. 2:2 ). Он причиняет людям бедствия ( Иов. 1 и 2 главы; Мк. 5 глава; 9:17–27). Он исполнен гордости ( Мф. 4:9 ) и жестокости ( Лк. 9:39 ) и, подобно льву, ищет, кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ). Ему, ангелам его и грешным людям уготована вечная мука ( Мф. 25:41, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Мк.1:32 . И весь город собрался к дверям. Мк.1:33 . И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. Весь город, т. е. очень многие из города. Слово весь нередко употребляется в Свящ. писании в смысле многие, весьма многие, как и, наоборот, многие вместо весь. Чит. в объясн. 5 ст. 1 гл. Исцели многи. Блаж. Феофилакт пишет: „Не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, каковы и не были исцелены за свое неверие; но многих из принесенных исцелил, т. е. тех, которые имели веру. Или – многих, сказано вместо всех“. Изгнал многих бесов. Чит. о бесноватых в объясн. 23 ст. Не позволял бесам говорить (не оставляше глаголати бесы), что они знают, что Он Христос (яко ведаху Его Христа суща). Чит. о сем в объясн. 24 и 25 ст. зач. 6. Удаление Иисуса Христа из Капернаума в пустыню, проповедь Его в селениях и городах и исцеление Им прокаженного. Читается в субботу 2-ой недели великого поста Мк.1:35 . А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и там молился. Мк.1:36 . Симон и бывшие с ним пошли за Ним; Изыде (вышел) Иисус Христос из дома ап. Петра и Андрея в г. Капернауме, где Он пребывал (ст. 29). Удалился в пустынное место (иде в пусто место), т. е. в уединенное место, в пустыню близ Капернаума. Молился (молитву деяше). Иисус Христос часто удалялся в пустыню для молитвы и притом ночью или ранним утром, – т. е. в такое место и в такое время, где и когда более удобно молиться. Какой это пример для нас, Его учеников!.. Симон и иже (и бывшие) с Ним, это – ап. Петр с Андреем, Иаковом и Иоанном (ст. 29), быть может, и другие кто. Пошли за Ним (гнаша Его), т. е. пошли искать Его в пустыне (ст. 37). Мк.1:37 . И нашедши Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Мк.1:38 . Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. Мк.1:39 . И Он проповедовал в синагогах их, по всей Галилее, и изгонял бесов. Идем (пойдем) в ближние веси (селения), т. е. в те селения, которые окружали г. Капернаум, где был Иисус Христос, и грады, т. е. в места более отдаленные от Капернаума, – словом, по всей Галилее, как это видно из 39 ст. Я для того пришел (на сие изыдох), т. е. затем Я и сошел с неба на землю, чтобы проповедовать спасительную истину ( Лк.4:43 ). На сонмищах (в синагогах). О синагогах чит. в объясн. 21 ст. Изгонял бесов. О бесноватых чит. в объясн. 23 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   Вся жизнь и учение Господа Иисуса Христа твердо свидетельствуют о Нем как о Сыне Божием и Боге (Рим.1:4; Деян.4:33; Еф.3:4—5), но в равной степени явно они указывают на Него как на истинного человека, на человека с настоящим человеческим телом и с настоящей человеческой душой, что и выражено в Евангелии благовествованием: «Слово стало плотью» (Ин.1:14; ср.: 1Ин.1:1). Спаситель особенно любил называть Себя мессианским именем «Сын Человеческий» (Дан.7:13—14), исключительно акцентируя подлинность Своего человеческого естества. Об этом говорят Его трогательные слова: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20). Бог во плоти, Господь Иисус Христос возвещает о Себе, что Он как Сын Человеческий имеет Божественную власть — отпускать людям грехи (Мф.9:6; Мк.2:10; Лк.5:24). Сын Человеческий, реальный в Своем человеческом естестве, как Сын Божий — в Божественном, есть «господин и субботы» (Мф.12:8; Мк.2:28; Лк.6:5).    Вечный Сын Божий сделался Сыном Человеческим и как таковой явился в свойстве Небесного Сеятеля, сеющего на ниве сего мира Божественные истины и дела (Мф.13:37—38). Сын Божий, став Сыном Человеческим, сделал человеческое естество Своим вечным достоянием; как Сын Человеческий Он распоряжается Божиим Страшным Судом и к тому же Он — господин Ангелов и Небесных Сил (Мф.13:41, 16:27, 19:28). Господь Иисус очень часто возвещает, что как истинный Сын Человеческий Он действительно пострадает, умрет и воскреснет (Мф.17:22, 9, 20:18—19, 28, 26:2, 24; Мк.8:31, 9:9, 12, 31, 10:33—34, 14:21; Лк.9:22, 44, 17:25, 18:31—33, 24:7). Свое Второе Пришествие Господь Иисус называет пришествием Сына Человеческого (Мф.24:27, 37, 39, 44, 25:13, 31, 26:64; Мк.8:38, 13:26, 14:62; Лк.9:26, 12:40, 17:24, 30, 18:8, 21:27). Крест — это знамение Сына Человеческого (Мф.24:30). Блаженство людей зависит от их веры в Сына Человеческого и от страданий ради Него: «Блаженны вы», — говорит Спаситель Своим последователям, — «когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого» (Лк.6:22). Бог Отец передал весь суд Своему Сыну потому, что Сей стал Сыном Человеческим (Ин.5:27, 22), прожил человеческую жизнь во всей ее горечи и скорби, поэтому никто из людей не может Ему с полным правом сказать: «Ты не имеешь права судить нас, людей, ибо Ты не был человеком и потому не знаешь, какое это мучение — быть человеком».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ис.28:16, 13 , или 8:14–15), который Я полагаю пред Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф (ср. весь стих с Ис.28:16 и 43:4), и изглажу грех земли сей в один день» (ср. Ис.53:11, 5–6 ). В пророчестве Захарии в 9:9 и дал.: «ликуй от радости, дщерь Сиона,... се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий (),.. тогда сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от рек до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего, Я выведу узников твоих из рва, в котором нет воды; возвращайтесь на высоту пленники надеющиеся»!... нельзя не узнать отдельных черт, взятых из пророчеств Исаии 62:11; 63:1, мож. быть, Пс.44:5, 2 (где говорится о «Царе», «восседающем на колесницу для истины и кроткой правды», или скорее – псалма 71:8, 1 и дал.;), Исаии 9:5–7; 51:1, 11. Равным образом, пророчество Зах.13:7 (ср. Мф.26:31 ): «о, меч, поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази Пастыря, и рассеются овцы», очевидно, относятся к Тому же Лицу, которое в 53-ей главе кн. пр. Исаии называется Рабом Господа (ср. особ. 53:4 и 6), и о котором у прор. Иезекииля говорится: «раб Мой Давид будет царем над ними, и единым Пастырем для всех их» (37:24; особ. ср. Иез.34:23–24 и 8–12 ст.); очевидно, след. пр. Захария имел пред собою указанные пророчества о Рабе Господа ( Ис.53 гл.) и пророчества Иезекииля (37 и 34 глл.) и относил их к Мессии, так что нет необходимости указывать, например, на то, что праведный Симеон (еще ветхозаветный праведник) относил пророчество о Рабе Господа ( Ис.42:6 , или лучше 49:3–8; 28:13, 6. ср. Лк.2:28–35 ; или Иоанн Предтеча – см. Ин.1:29 и Ис.53 , стихи 7 и 5) ко Христу Спасителю. И вообще следует заметить, что было бы очень странным, если бы в столь замечательном отделе, как 40–66 глл. Исаии, не было пророчеств о Мессии, тогда как во всех книгах современных плену и послепленных пророков – даже весьма небольших – предвозвещалось Его пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Глава 6. Гефсимания Гефсимания – место на склоне Елеонской горы, за потоком Кедрон, протекающим между Иерусалимом и этой горой. Здесь разворачиваются события, которым будет посвящена настоящая глава: Гефсиманское борение и арест Иисуса. Гефсиманским борением в литературе принято называть эпизод, который непосредственно предшествует рассказу об аресте. Этот эпизод содержится только в синоптических Евангелиях, тогда как сам арест описывают все четыре евангелиста. 1. Гефсиманское борение Гора Елеонская неоднократно упоминается в Евангелиях. Приходя в Иерусалим, Иисус проводил ночи на горе Елеонской, а утром возвращался в город ( Ин.8:1 ). Возле нее Он находился в тот момент, когда дал повеление двум ученикам найти ослицу и молодого осла для Его въезда в Иерусалим ( Мф.21:1–3 ; Мк.11:1–3 ; Лк.19:29–31 ), и возле спуска с этой горы народ начал приветствовать его как Царя, грядущего во имя Господне ( Лк.19:37 ). Здесь же находилась Вифания, связанная со многими событиями евангельской истории ( Мф.21:17; 26:6 ; Мк.11:1, 11–12; 14:3 ; Лк.24:50 ; Ин.11:1, 18; 12:1 ). На горе Елеонской Иисус говорил ученикам о признаках Своего второго пришествия и кончины века ( Мф.24:3 ; Мк.13:3–4 ). В последние дни Своей земной жизни Иисус днем учил в храме, а ночи проводил на горе Елеонской ( Лк.21:37 ; Мф.21:17 ; Мк.11:11 ). Сюда же Он отправился после Тайной Вечери. Марк и Матфей описывают этот путь очень просто: И, воспев, пошли на гору Елеонскую( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ). Но Лука выражается несколько иначе: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его ( Лк.22:39 ). У Луки не вся группа движется к горе, а Иисус идет к ней, тогда как ученики лишь следуют за ним. Эта картина больше соответствует тому, что известно о пути из Иерусалима к Кедрону: это была узкая тропинка, которая шла по склону горы и по которой люди могли идти только один за другим. 232 Можно в связи с версией Луки вспомнить, как за несколько дней до этого, когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк.10:32 ). Ученики слышали предсказания Иисуса о Своей смерти и видели, что Он решительно и сознательно движется навстречу ей. Они следовали за ним, но делали это неохотно и со страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ибо печальные события, как острия, вонзаются в сердце живущим в мире среди благодушия и радости, чтобы омрачить чистоту псалмопения. Рыдание и плач обиженных единоплеменными раздаются для того, чтоб видно было терпение бедных. Какая же для меня польза, кроме явного вреда душе? Посему как птица переселяюсь в горы. Ибо избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс. 123, 7). И я, о злая мысль! Живу в той же пустыне, в которой пребывал Господь. Здесь дуб мамврийский, здесь лествица, возводящая на небо, и полки Ангелов, виденные Иаковом. Здесь пустыня, в которой народ, очистившись, получил закон и, таким образом вошедши в землю обетования, увидел Бога. Здесь гора Кармил, на которой водворяясь, Илия благоугодил Богу. Здесь равнина, на которую удалившись, Ездра, по Божию повелению, отрыгнул все богодухновенные книги. Здесь пустыня, в которой блаженный Иоанн, питаясь акридами, проповедал людям покаяние. Здесь гора Масличная, на которую восходя, Христос молился, поучая нас молиться. Здесь Христос — любитель пустыни. Ибо говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Здесь тесный и узкий путь, ведущий в жизнь. Здесь учители и пророки, которые скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 38). Здесь апостолы и евангелисты и житие монахов, не имеющее для себя града. Сие-то добровольно принял я, чтобы получить обещанное Христовым мученикам и всем прочим святым, чтобы не лживо сказать мне: в делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя (Пс. 16, 4). Ибо знаю боголюбца Авраама, внявшего гласу Божию и переселившегося в пустыню (Быт. 12, 1–4), и Исаака притесняемого (22, 1–13), и патриарха Иакова странствующего (гл. 28 и 29; 37, 1), целомудренного Иосифа проданного (37, 17–28), трех отроков, изобретателей воздержания, борющихся с огнем, Даниила, вверженного в ров львиный, небоязненно вещающего Иеремию, осужденного в ров тинный, зрителя тайн Исаию, претренного пилою , Израиля, отводимого в плен, обличителя прелюбодеяния Иоанна, посекаемого мечом (См.: Мф.

http://pravoslavie.ru/2173.html

Пленников пророк видит издалека идущими на Сион (43:5, 6; 49:12, 17, 18, 19; 60:4), разорителей Сиона, напротив, «удаляющимися» от Сиона, а не просто, напр., получающими возмездие, как в кн. Варуха, где Сион есть простое олицетворение (об этой книге будет замечено ниже). Это выражение в устах пророка, живущего в плену, не совсем понятно относительно вавилонян, так как им не нужно было «приходить» для притеснения Сиона, если последний есть олицетворение жившего у них Израиля. Современники пророка называют себя «происходящими от святого города» (48:2, ср. 37:32 и 4:3). В 66 главе пророк говорит, что принесение жертв людьми упорными в своем беззаконии есть мерзость пред Господом: посему «вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим» (6 ст.), т. е. упорным отступникам. Подобная речь пророка о своих современниках звучала бы странно, если бы произносилась в Вавилоне. Равным образом неестественна в устах пленного пророка такая речь к своим современникам: «так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля подножие ног Моих: где же построите дом для Меня, и где место покоя Моего?» (66:1). Даже если некоторые ученые отрицательного направления считают гл. 65–66 написанными в Палестине по возвращении из плена, затруднение не устраняется: каким образом мог пророк говорить: «вот, голос из храма», если храм не был еще построен (о чем заключают по Ис.66:1 )? 288 Едва ли затем подходит ко времени пред окончанием плена речь «о враждующих против Иуды» (41:11–12), о сильных народах – «владыках» (41:1 и дал. 25), «возжигающих огонь против Израиля» (50:11), – «о зверях полевых и лесных» (56:9), т. е. неприятелях, которых призывает Господь на нечестивых современников пророка. Была ли также жизнь в Вавилоне соединена с «непрестанным страхом от притеснителей» (51:7, 13), «готовых постоянно истребить» Израиля (как во время нашествия Сеннахерима – Ис.37:27 )? – Наконец, изображение религиозно-нравственного состояния народа подходит ко временам до плена вавилонского и именно ко временам Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Протягиваем руку к египтянам, К ассириянам, чтобы насытиться хлебом (5:6). Выше уже было замечено, что просьба о помощи у египтян выставляется здесь, как явление совсем нежелательное, а может быть и бесполезное. И другое: Наши глаза истомлены В напрасном ожидании помощи; С сторожевой башни нашей мы ожидали Народ, который не мог спасти нас (4:17). При разборе гипотезы Маккавейского происхождения 4 и 5 гл. мы видели, что даже Фриз считает возможным разуметь в данном стихе египтян и весь этот стих относить к событию, о котором рассказывается в ( Иер.37:5–10 ). 375 Но если бы приведенный слова и нельзя было относить к упомянутому событию, то и в таком случае возможность видеть здесь указание на египтян не исключалась бы. В Иудее от Египта ожидали помощи даже и после разгрома. Это видно из того, что после убийства Годолии толпы иудейской черни решили бежать не в какую-либо другую страну, а в Египет, куда, как известно, они увлекли с собой и пророка. Впрочем, если 17 стиха не относить к событию, описанному в ( Иер.37:5–10 ), то ограничивать толкование его исключительно египтянами уже не будет оснований. Он может быть прилагаем и к другим соседским народам, с которыми иудеи также делали попытки заключить оборонительный и наступательный союз против халдеев ( Иер.27:3 и д.), и от которых также могли ожидать помощи. Понятно, однако, что подобные ожидания были бы совершенно напрасными. Соседние народы оставались союзниками Иерусалима лишь до тех пор, пока это было выгодно им самим. «Все любовники твои», говорится обо всех подобных союзниках в книге пророчеств Иеремии, «забыли тебя (Иерусалим) и не спрашивают о тебе» (30:14). Вот почему в книге пророчеств Иеремии мы находим обличительные речи и угрозы против филистимлян (47 гл.), Моава (48 гл.), Эдома и Дамаска (49 гл.). Сообразно с этим, о тех же самых друзьях Иерусалима в книге Плач, кроме отмеченного уже стиха, читаем: Все друзья его изменили ему, Сделались врагами ему (1:2 с. Ср. также 1:8b; 1:19а). Но в особенности направляют свои речи, как автор книги пророчеств, так и автор книги Плач, против вероломного Эдома. Пророк обращается к Эдому с такой речью: «ты стал надменным, Эдом, так как ты живешь в расселинах гор; но хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо свое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (49:16). Совершенно параллельное этому место находим и в книге Плач:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010