349 «О сектах» (лат.). 350 Anonymous, De sectis; PG 86:1264A. 351 Agrapto — неописуемость; dokeo — считать, иметь мнение; aphthartos — нетленный, непортящийся (грен.). . 352 Patriarch Nicephorus, Antirrh.. I; PG IOÖ268A. 353 Theodore the Studite, Antirrh., Ill; PG 99:409c. 354 Nicephorus, Antirrh., I; PG 100:272в. 355 Там же;РС100:328во. 356 Примерно 13—14 см. 357 Theodore the Studite, Antirrh, III; PG 99:396в. 358 Там же, III; PG 99:405A. 359 См. в особенности Maximus the Confessor, Amb.; PG 90:1308?, ?3?2?. 360 J. Meyendorff, Chrht, p. 108. 361 Georges Florovsky, «The Lamb of God,» Scottish Journal of Theology (March 1961), 16. 362 Gregory of Nazianzus, Ep. 101 ad Cledonium; PG 37:181c-I84A. 363 Gregory of Nazianzus, Horn. 45; PG 36:661c. 364 John of Damascus, De fide orth.. IV, 1; PG 94:110lA. 365 Athanasius, De incarn., 8; PG 25C. 366 24 декабря, Всенощная, канон, песни 5 и 6; Festal Menaion, p. 206—207. 367 Maximus the Confessor, Ad Thai.,. 60; PG 90:62lAC. 368 Florovsky, «The Lamb of God», p. 24. 369 «…единый имеющий бессмертие…» . 370 John of Damascus, De fide orth.. Ill, 27; PG 94:1097AB. 371 Ад (др. — евр.). 372 Славянский текст: «…мира мертвым суть прилична, Христос же нетления явися чужд». 373 Святая и Великая Суббота, утреня, канон, песнь 6. 374 Athanasius, De incarn., 21; PG 25:I29o. 375 John Chrysostom, In Haebr., hom. 17:2; PG 63:129. 376 Gregory of Nyssa, Catechetical Oration, 16; ed. J. H. Strawley (Cambridgë Harvard University Press, 1956), p. 71—72. 377 Nicholas Cabasilas, The Life in Christ, II; PG 150:541c. 378 Maximus the Confessor, Amb., PG 91C. 379 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 457. 380 «perichoreo» — перехожу (греч.); «circum» — круг, «incessio» — наступаю (лат.). 381 Maximus the Confessor, Amb.; PG 91:1237AB. 382 Gregory Palamas, Against Akindynos, V, 26, не опубликовано и обнаружено в рукописи Parisinus Coislinianus 90, лист 145; обратная сторона; цитировалось в кн.: J.Meyendorff, Gregory Palamas, p. 182. 383 Tome of 1351 г.; PG 151:722в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

55 Жидкие огнесмеси существовали и в более древние времена, но секрет их изготовления к VII веку был утерян. 56 Обычай посвящать волосы – свои или своих родственников Богу восходил еще ко временам язычества. 61 Непонятно почему. Впрочем, по одной из версий, Феодосий III был отнюдь не низкого рода, а сыном Тиверия III. 62 Римские императоры Валент II (364378) и Юлиан II Отступник (355 – 363) считались врагами православия. Первый, ярый арианин, воздвиг гонения на ортодоксальный клир, второй вообще пытался возродить язычество. 63 Впрочем, живых преступников выдавали для вскрытия врачам и в просвещенной Александрии Птолемеев. 65 Гвардейцам зачитали подложный приказ Ирины, которая якобы назначала Никифора соправителем, чтобы оградить трон от происков Аэция. Так как евнуха при дворе не любили и действительно подозревали в злоумышлениях по отношению к василисе, приказу поверили, заговорщиков не только не попытались задержать, но и помогли доставить все необходимое для венчания Никифора на царство. 67 25 декабря 811 г. Михаил I объявил соправителем своего сына Феофилакта. После низложения Рангаве Феофилакт и его брат Никита были оскоплены. 68 Например, восстание персов (816 – 837 гг.), во главе которого стоял талантливый организатор Бабек. 70 Интересно, но сам Травл вторым браком был женат на монахине – дочери Константина VI Ефросинье. 74 Тривиум: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. 80 Праздник брумалий был восстановлен – или в конце правления самого Романа, или уже во времена автократии Константина VII. 81 Багрянородного, буквально – «рожденного в Порфире». Порфирой называлась палата Большого дворца, в которой рожали императрицы. Титул Багрянородного означал, что в момент рождения будущего василевса его отец занимал престол. Это было важным козырем в доказательстве легитимности власти монарха. 83 Звание стратига-автократора давало очень широкие полномочия – вплоть до права объявления войны и заключения мира. 84 А.Н.Сахаров склоняется к другой точке зрения, а именно той, что целью посольства было отговорить князя от нападений на Крым и Херсонес, а Фока обещал не препятствовать походу русских войск в богатую Болгарию за добычей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порог на Неве Сц. Город. Порожок на Неве Поречье Вилино на р. Ижере Ижорский » на Ижере Поречье на Назье Ярвосольск. Поречье на Горке на р. Назье Ярвосольск. » Задней Двор на Назье Посуево на Словенке Ижорский » на Ижере Потапково на Коркоме Куйвошск. Поташово на Лауе Лопский Поткин погост Дудоровск. Пруд на Подоле на Ижере Ижорский Пудрула верхняя » нижняя на Ижере Пурноселка Келтушск. Путкола Куйвошск. Пыгола Ярвосольск. Пехкола Лопский Пязнево на Тарвисари Ижорский Пянтеево на Сае Куйвошск. 150. 162 » Пачково Равтосар Лопский Раи на Неве Сп. Город. Райкола Ижорский 383. 426 Раикола за Ижерою » Вороткова на Ижере » в конце » за рекою на нове » Кузнецово Седенье на ижере Раикола на Ижере Рамиева Гора Куйвошск. Рандакула Нестерово над оз. Лембагальским Рандакула в Мяхких над оз. Лембагальск. Рандала Рандукула Ревцане Ижорский Ремха (Глиница Герьгелево – 339) Дудоровск. 334. 339 Ретуево Лопск. Ригуево Ижорский Ризогино, Васисово Седенье Куйвошск. Ровдуница Дудоровск. Рогкино Куйвошск. 150. 163 » (Иванково) 151. 163 Родгола над Лавуею Лопский Родивонково Куйвошск. Родивоново Микитинское в Мяхких Розмесово Корбосельск. 216. 231 » на Березове Розмесово Келтушск. 245. XII. 97 Розмесово 245. 248 Роикино на Словенке Ижорский » на Тарвисари Роймова Гора на Кобылицах Келтушск. XII. 92 Рокино на Коркоме Куйвошск. Рохново Ярвосольск. Рудное на Неве Сп. Город. Ручное на Мье Рушево на Ижере Ижорский Рыдилкино Ременево Дудоровск. Речка на Лавуе Лопский » верх Покола Ижорский Рябово Новое Келтушск. 245. 250 » Владыкино Рядок у Клетей на р. Ижере Ижорский Рямуево Скоморохово Куйвошск. Савастеево Седенье Савелково на усть Назьи Лопский Савелово Глинища на Дудорове Дудоровск. Савкино на Поколе Ижорский Саврово Торикино на Лиге Дудоровск. Саигорова Гора Ижорский 364. 392. 405 378. 392. 405 Сакулово Лопский Салма над оз. Лембагальским Куйвошск. Салма Матвейково Куйвошск. Самылковская на Влозе 150. 162 Сапогово Толдуга Дудоровск. 297. 314 Сараселка Корбосельск. Сариковская на р. Ижере Ижорский

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

346 Надписано над строкой. 347 После этого повторено слово свтяща и зачеркнуто киноварью. 348 Надписано над строкой. 349 Слово князе написано на полях со знаком вставки. 350 Слова и милость Божиа написаны на полях со знаком вставки. 351 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово томим. 352 Надписано над строкой. 353 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово Богови. 354 Надписано над строкой. 355 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово ми. 356 Надписано над строкой. 357 Слова купно же написаны на полях со знаком вставки. 358 Слова прилжну и по молитв рече: аминь приписаны на полях (буквы при дописаны в строке). 359 В рукописи — извсто. 360 Слова за нколико время рождениа его трижды провереща въ утроб матерн написаны на полях со знаком вставки. 361 Надписано над строкой. 362 Заголовок написан на верхнем поле. 363 Слово многажды приписано на полях со знаком вставки. 364 Надписано над строкой. 365 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово моляше. 366 Поновлено рукой Германа Тулупова. 367 Слово престани написано на полях со знаком вставки перед рече. 368 Далее (с переходом на поля) приписано рукой Иоасафа Кирьякова: работати теб (причем по заклейке Германа Тулупова). 369 Поновлено рукой Германа Тулупова. 370 Далее стерто и. 371 Слова и паче приписаны на полях со знаком вставки. 372 Сначала было написано настолование, но затем исправлено на наста насилование. 373 Слова произыде, добра бо корене добр[…] отрасль приписаны на полях, частично срезаны при переплетении и восстановлены рукой Иоасафа Кирьякова: брая. 374 Надписано над строкой. 375 Надписано над строкой. 376 Далее написано и зачеркнуто киноварью слово яко. 377 Слова и въпрашаю тя написаны на полях со знаком вставки. 378 Поновления рукой Германа Тулупова на подклейке. 379 въ читалось первоначально, Германом Тулуповым подновлено на во. 380 Слова Киевскаго и приписаны на полях со знаком вставки. 381 Надписано над строкой. 382 Слова о пострижении его еже есть написаны на полях со знаком вставки. 383 Слова Б же святыи тогда възрастом 23 лта, егда прият иноческыи образ написаны на полях со знаком вставки другим почерком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Не имея возможности резюмировать здесь, даже в самой лаконичной форме, вторую трилогию, отметим лишь, что ее первая часть – «Агнец Божий» (232) – представляет собой вершину богословских, философских и практически-религиозных постижений протоиерея Сергия Булгакова как по широкому охвату и разработке христологических проблем, всеобъемлющему изложению трудностей и достижений патристической эпохи в форме догматической диалектики, в которой раскрываются «халкидонское богословие» и «халкидонская философия», так и по мистической глубине, молитвенному вдохновению, по безграничной любви ко Христу, к Триединому Богу и миру, которые нашли свое полноценное выражение в заключительной главе «Дело Христово». Когда в 1943 г. в Париже появился французский перевод «Агнца Божия» – «Du Verbe incarne» («Agnus Dei») (311), – этот труд протоиерея Сергия Булгакова получил высокую оценку со стороны представителей римско-католического богословия. Епископ Р. Боссар (R. Beaussart) посетил отца Сергия и, приветствуя его, с восхищением сказал: «Какие сокровища богословской мысли Вы дарите нам!» II Вторую группу богословских трудов протоиерея Сергия Булгакова можно разбить, следуя классификации Л.А. Зандера (401, с. 100–101), на четыре категории: 1) статьи догматического содержания (152, 174, 177, 191, 196, 203, 237, 256, 258, 285; опубликованы после смерти отца Сергия: 358, 359); 2) богословские статьи по новозаветной тематике (178, 205, 207, 208, 217, 220, 225а, 241, 260, 269, 299, 307, 310; опубликованы после смерти отца Сергия: 323, 324, 351, 353,354, 360–364,381, 392); 3) экклезиологические и эсхатологические статьи (156–158, 166, 185, 187, 207, 224, 259, 261, 277, 289; опубликованы после смерти отца Сергия: 338,383, 384, 388, 394, 396, 397) 4) разные богословские статьи, некрологи, письма (159, 186, 188, 193–195, 197, 209, 225б, 236, 245–248, 255, 288, 306; опубликованы после смерти отца Сергия: 315, 322, 326, 328, 334, 335, 345, 352, 355, 356, 365, 366, 372, 378, 386, 389). Эти труды протоиерея Сергия Булгакова свидетельствуют, как обычно, о его богословской одаренности и живой реакции на важнейшие события окружающей жизни. 23. Обвинения протоиерея Сергия Булгакова в модернизме и ереси и его самозащита

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

718,214. 722,215. 790. II: 19. 21,113. 270,724. 271,727. 310,828. 403,1198. 414,1248. 425,1301. 433,5. 480. 497. 529. 547. 587. 594. 688,873. 771–2. 807 и прим. 1255. 989. 996. 1003. 1108. 1119. 1139. 1147. 1279–80. III: 16). 14). Филон якобы не знал поармейски-евр. (II: 434,5). LXX (II: 154 сл.) и евр. оригинал (II: 154,299) У Филона, вольное его отношение при цитации библ. текста (II: 409,1228). Канон Свящ. Писаний у Филона (II: 156,305); Тора и прочие писания (II: 160–4. 405. 410), «апокрифы» (неканонич. книги) у Ф. (II: 162 и прим.330) и понятие вдохновения (II: 156,305). Экзектика и, в частности, аллегория Филона по сравнению (II: 39–9. 40–41. 111 сл. [аллегория Агари, и Сарры]. 139. 147 сл. 151 сл. 165 сл. 406,1213. 408,1227. 408 сл. 409 сл.) и соотношению с Павловой (II: 39. 42 сл. 45 сл. 138 сл. 169 сл. 172), Национализм Филона (I: 566,276) с постоянным устремлением в пользу иудейства (II: 390,1133). У Филона не антиномизм (II: 405. 408,1227. 416,1284), а номизм и талмудизм (II: 133. 134. 160 сл. 194. 195,434. 196. 363. 402. 404–5. 422). Моисей у Филона (II: 318,853. 390,1133). Естественное Откровение (II: 402,1190). Бог (II: 1118). Предсуществующая материя (II: 380–1). Дуализм и посредствующие существа (II: 317,846. 848 317 сл. 318,852. 855. 320. 321,864. 380. 882), Ангелы (I: 659. 660. 768,298. 801,378) и одушевленность звезд (I: 697. 699,166). Идеальный мир– премирные идеи (II: 320. 321. 326,881. 327,887) и сотворение мира по идеальному прообразу (II: 320 сл. 334. 336,915. 373). Творение человека (I: 668,83. 809,395. II: 996,116), он–падший и отверженный дух (II: 358,1006), его рождение и смерть (II: 359,1009); антропология сл.). σμα=σμα и его греховность (II: 381–2), которая происходит от материи (II: 382,1087. 384–5. 386 и прим. 1116. 394,1152. 401,1185), почему нет воскресения тел (II: 404), как нет и эсхатологии вообще (II: 364,1030. 368,1045). Первородный грех (II: 849,121). Психология Филона (II: 380,1073), πνεμα–νος (II: 688,875). Дарование закона (I: 706,188) и его значение (II: 87,181.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1 Алфей — самая большая река в Пелопоннесе, протекающая через Олимпию, где происходили знаменитые состязания; Клитумн — река в средней Италии; рощи Молорха — немейский лес. Молорх — бедняк, который, по мифу, принял у себя Геракла, когда тот шел на охоту за немейским львом. 2 Проникновение римлян в Испанию относится к эпохе Второй пунической войны (218—201 гг. до н. э.), вторжение готских племен — к 409 г. н. э. 3 Гог — упоминаемый в Библии вождь, который, по пророчеству Иезекииля (гл. 38—39), должен был прийти с севера и опустошить Иудею. Магог, сын Иафета — внук библейского Ноя (Быт.:10). 4 Исидор в «Этимологиях» (V, 36) приводит следующее определение «Эры»: «Эра отдельных лет установлена Цезарем Августом, когда он впервые стал цензором и произвел перепись римского мира (29 г. до н. э.). Название «Эра» взято потому, что весь римский мир обязывался платить налог (aes). Битва Цезаря и Помпея при Фарсале произошла в 48 г. до н. э. 5 Константин I, римский император (306—37). 6 Конфедерация варварских племен на Балканах. 7 После конфронтации в 332 г. Константин заключил с готами мирный договор, по которому последние получали регулярную плату за войска, отправляемые для службы в империи. 8 Валент, римский император (364—78). 9 Атанарих, король готов (ум. 381). 10 На самом деле, Фритигерн, а не Атанарих, вел переговоры с Валентом на предмет имперской поддержки в обмен на крещение. Это событие положило начало ожесточенной войне между готами. Нашествие гуннов способствовало тому, что большая часть готов пошла за Фритигерном, надеясь укрыться в имперских землях. Атанарих и его люди укрепились на Балканах. 11 Ульфила (ок. 311 — ок 383) был христианином готского происхожения, назван Евсевием в 341-м году ”христианским епископом земли Готской”. На Константинопольском соборе 381-го года он считался арианином. 12 376 г. 13 Битва при Адрианополе случилась в 378 г. 14 Феодосий I, римский император (379—95). 15 Феодосий принял Атанариха, изгнанного готами, в 381 году. Некоторое время спустя Атанарих скончался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

Многие монахи в самые тяжелые моменты своей жизни вставали на путь миссионерства. В царствование Валента (364–378), в результате действий арианина Лукия, хитростью проникшего на патриарший престол, знаменитый Макарий Египетский (†392) с несколькими сподвижниками был сослан из Нитрийской пустыни на остров в дельте Нила, «где не было ни одного христианина» 48 , поскольку местные жители «имели у себя древнейший (языческий) храм и весьма благоговейно чтили его» 49 . После чудесного исцеления дочери языческого жреца монахи завоевали доверие местного населения и «обратили к Христовой вере и жреца, и всех жителей острова. И вот, они тотчас начали извергать идолов и, переделав внешний облик капища в храм, стали принимать Крещение и с радостью учиться всему христианскому» 50 . Миссионерская деятельность монахов пришлась не по нраву Лукию, и он приказал вернуть ссыльных в пустыню: «Он тайно приказал, чтобы те, кто был с Макарием, возвратились к своей прежней жизни в пустыне» 51 . Большое влияние на язычников оказала сильная личность Антония Великого 52 . Среди огромного количества посещавших его было много язычников. Его путешествие в Александрию (†355) имело очень большое миссионерское значение. «Даже язычники и так называемые их жрецы приходили в храм Господень, говоря: «Желаем видеть человека Божия». Ибо так называли его все... Многие даже из язычников желали хотя бы прикоснуться к старцу в той уверенности, что получат от сего пользу. И действительно, в эти немногие дни столько обратилось в христианство , сколько в иные времена обращалось в продолжение года» 53 . Даже многие «философы» стремились встретиться со знаменитым подвижником. Диспуты Антония с ними и его ответы на их трудные вопросы производили на них сильное впечатление. Хотя эти ответы и не приводили спорщиков к принятию христианской веры, но они содействовали формированию у тех более точного образа христианского учения и жизни. Достойна особого внимания настойчивость преподобного к сущностному сближению со Христом в непосредственном переживании истин веры. «Уверуйте и вы, – оканчивается его беседа с языческими интеллектуалами, – тогда увидите, что у нас не искусство владеть словом, но вера, сильная действенною ко Христу любовию. Если бы и вы имели сию веру, то не стали бы искать доказательств от разума, но почли бы достаточною для себя веру во Христа». Сила слова и личности преподобного оказывали такое воздействие на «философов», что «они с удивлением удалялись, лобзая Антония и сознаваясь, что приобрели от него пользу» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

А. Кутайсову) Мемориальный, теофанический, а не богослужебный характер храма-мемория подчеркивало отсутствие алтаря, престола и синтрона. Здесь не прослеживаются ни малейшие следы стационарной купели, да и излишне большие размеры сооружения, обособленность, значительная удаленность от прочих западных и южных храмов (кафоликонов 14, 19), где после крещения и миропомазания должно было проходить обязательное по чину причастие обращенных, делали его неподходящим для баптистерия, как иногда безосновательно утверждают 726 . Ни внутри, ни снаружи здания не было и могил, гробниц. Тем не менее C. А. Беляев пытается оспорить впервые предложенную К. Э. Гриневичем и поддержанную другими исследователями идентификацию этого памятника с житийным известием о подвиге епископа Капитона на том основании, что известеобжигательная печь, обнаруженная во время раскопок в геометрическом центре здания, «не существовала в то время, когда было совершено чудо епископом Капитоном» 727 . Это действительно было бы так, если исходить из канонического и, заметим, не критического понимания текста Житий свв. епископов Херсонских, где записано, что массовое крещение херсонеситов состоялось в правление императора Константина I, вскоре после Никейского собора 325 г. – утверждение, встречающее справедливые возражения специалистов 728 . В последнее время большинство из них согласились с вполне аргументированной, существенной поправкой, предложенной К. Цукерманом, о том, что прибытие регулярной имперской части в Херсон произошло при императоре Валенте (364–378), а назначение епископа в город следует датировать серединой 380-х – началом 390-х гг., до смерти Феодосия I 729 . Эту версию подтверждает и синаксарный вариант Жития семи мучеников Херсонских, где деятельность Капитона была отнесена к правлению Феодосия Великого, что в свое время отметили И. Я. Франко и Β. В. Латышев 730 . Судя по материалу из подстилающего слоя, печь на месте будущего тетраконха, была построена не ранее второй половины – конца IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—364— книге П.А. Некрасова рецензент «Русских ведомостей». Между прочим, он оспаривает мысль о возможности основать науку о массовых явлениях на строгой математической логике и настаивает на преимущественном значении в этой науке фактов и наблюдений. Затем он возражает против деления законов на фатальные и свободные, против излишней категоричности деления воли на добрую и злую, против принятого П. А. Некрасовым понимания нравственного закона и т. п. Все эти возражения в более подробной форме ставились автору при обсуждении его тезисов 25 января; и он тогда же давал на них свои ответы. Чтобы без нужды не повторяться, мы не будем останавливаться теперь на критических замечаниях г. Ζ, а переходим к описанию названного заседания психологического общества. Здесь, прежде всего, мы должны оговориться, что не претендуем на безусловную точность и полноту в передаче всех прений. Продолжительность диспута (с 8½ часов вечера до 12 часов ночи), множество оппонентов и разнообразие возражений и, наконец, трехнедельный слишком промежуток между составлением настоящего описания и описываемым событием – все это условия, делающие показания даже самой хорошей памяти не особенно точными и близкими к действительности. Впрочем, за верность действительности общего нашего впечатления как от всех прений, так и от многих отдельных возражений мы можем ручаться. К тому же, некоторые возражения и ответы на них нами записаны 378 . Заседание открыто было председателем общества проф. Л.М. Лопатиным. Первое слово предоставлено было П.А. Некрасову. Диспутант сказал, что постановкой своих тезисов на обсуждение психологического общества он, прежде всего, желает исполнить свой давнишний долг перед обществом – в качестве его члена, нравственно обязанного участвовать в его работах, а затем, как не философ по специальности, желает проверить свои философские мнения суждениями компетентного философского —365— ареопага. Указал он при этом на некоторую трудность полного взаимного понимания между философами и математиками; но прибавил, что прочитавши книгу проф. Московской дух. академии А.И. Введенского : «Закон причинности и реальность внешнего мира», он убедился в полной возможности и пред специалистами-философами отстаивать свои философские мнения по существу, соглашаясь, однако, заранее принять упреки в некоторой неточности своей философской терминологии и своих определений некоторых философских понятий. Затем он резюмировал вкратце свои основные философские взгляды, сравнительно подробно раскрытые в его книге, и сказал, что тезисы не исчерпывают всего содержания его книги, а – лишь те ее части, которые он особенно хотел поставить на обсуждение философского собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010