XIV. Смирение и гордость «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4). «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» (Пс. 50:19). «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» (Пс. 101:18). «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» (Пс. 112:5—6). «Высок Господь , и на смиренно е взирает , и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6). «Видел я нечестивого превозносящ его ся и высящ его ся как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36). «Ты низложил их , ко гда они разгорде ли с ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19). «Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь» (Пс. 17:28). «Ты смирил , как раненого , гордого» (Пс. 88:11). «Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Объяснение. Господь ясно различает прощение грехов в сем веке от прощения в будущем: первое даётся через пастырей: Мф.16:19:18:18 ; а второе – непосредственно по молитвам членов Церкви земной: Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; и небесной: Вар.3:4–5 . Мф.16:26–27 . «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Объяснение. Сам человек по смерти никакого выкупа за себя не даст, но его могут выкупить добрые дела, сделанные при жизни: Мф.25:35–46 ; а после смерти на суде последнем ( Евр.9:27 ) могут выкупить молитвы близких людей: 2Мак.12:43–45 ; Тов.4:17 ; тем более что Бог не есть Бог мёртвых: Мф.22:32 , у Него все живы: Лк.20:38 ; и что для Него всё возможно: Мф.19:26 . – Вся суть в том, что если вы любите своего умершего близкого, то постарайтесь, чтобы полюбил вас Бог за добрые дела, раз вас полюбит Бог, то исполнит и вашу просьбу о ближнем: Ин.9:31 . Мк.8:36–37 . «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Объяснение. Умерший за себя выкупа дать не может, и не сам за себя он молится, а другие за него это делают по слову Спасителя: Мф.7:7 ; молитва с милосердием полезна не только умершему, но и ходатаям за него: Мф.25:34–35 . Примеры молитвы и приношений об умерших видны из Писания: 2Мак.12:43–44 ; Вар.3:4–5 . Только хула на Духа Святого не может быть прощена ни в сем, ни в будущем веке: Мф.12:32 . Бог и мёртвых считает живыми: Мф.22:32 ; Рим.14:8 . Лк.16:26 . «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Пет.1:24 . «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал». Объяснение. Здесь об обрядах, соединённых с Богопоклонением, решительно ничего не говорится. Как видно из текста, апостол говорит о ничтожности и непрочности славы человеческой. Господь дал человеку тело: Быт.2:7 , и Сам воплотился: Лк.24:39 ; так что, по апостолу, во Христе обитает полнота Божества телесно: Кол.2:9 ; следовательно, тело вместе с душою должно одинаково прославлять Бога: 1Кор.6:20 ; Деян.7:60:20:36 . Рим.8:5:8 . «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Объяснение. Слово «плоть» употреблено здесь не в собственном смысле, а в переносном, т.е. плотью названо здесь не тело человеческое, а греховная склонность человека, жизнь грубая, плотская. Об обрядах Богопоклонения здесь ничего не говорится. Напротив, из апостола Павла: Рим.12:1 ; 1Тим.2:8 – видно, что не только дух, но и тело человек должен посвятить разумному служению Богу. Гал.5:16–18 . «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». Объяснение. Здесь также разумеется не самая плоть или тело человеческое, а живущая в земной плоти человека греховная склонность и самый грех; такое влечение ко греху составляет вражду против Бога, препятствуя человеку наследовать Царствие Божие: Рим.7:23–24 . Поэтому надо тело поработить духу и вместе с духом представить его в жертву святую, богоугодную Господу: Рим.12:1 ; 1Кор.6:20 . Еф.3:14 . «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Здесь пример телесного поклонения Богу, подтверждаемый и многими другими местами Священного Писания: Лк.22:41 ; Деян.9:40:20:36 . Еф.6:18 . «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

5. Ин. 16:5 . А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идёшь? Ин. 16:28, 13:36, 14:5, 28 . 6. Ин. 16:6 . Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Ин. 14:1, 28 . 7. Ин. 16:7 . Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, Ин. 7:39, 14:26 . Эта речь Господа о ненависти мира к Нему и Его последователям, о предстоящих сим последним бедствиях и страданиях (15 и далее), несмотря на успокаивающие обетования Его, скорбью и печалью исполнила сердце учеников, ещё не твёрдых, ещё не усовершившихся до той степени, на каковую вошли они с принятием Святого Духа в день Пятидесятницы. Отшествие от них Господа, несмотря на обетования нового пришествия Его к ним, понималось ими более с точки зрения разлуки с ними и продолжало смущать их, даже после не раз повторённого – не смущайтесь. Потому Господь снова обращает внимание их на великие плоды для них Своего отшествия от них, вновь соединяя с ним обетование о ниспослании им, вследствие Его отшествия, иного Утешителя. Утешая Своих учеников, Господь Сам скорбел, что мысль о Его отшествии только смущает их, потому что они более заняты только этим отшествием Его и разлукой с Ним, а не той высокой целью, по которой Он отходит от них, и вот Он, напомнив им, что идёт к пославшему Его Отцу Небесному, как бы с упрёком говорит им, что никто из них не спрашивает: куда Он идёт? Он хочет этим замечанием обратить внимание их более на утешительную, чем опечаливающую их, сторону Своего отшествия от них. Пётр спрашивал Господа: куда идёшь (13:36), но спрашивал не с мыслью о великих плодах Его отшествия, а с мыслью о возможности последовать тотчас за Ним. На эту же светлую, утешительную и обильную великими следствиями сторону Его отшествия мысль учеников ещё не обращалась ими самими, и с этой мыслью никто из них не спрашивал Его – куда идёшь. Желая новым указанием на эту утешительную сторону ослабить и изгнать из сердца учеников печаль их, Господь этим упрёком вызывает учеников расспрашивать Его о Его отшествии с этой стороны, чтобы вновь раскрыть им сей предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это – пророки Иезекииль и Даниил. Иезекииль был послан к сынам израилевым (2, 3) и он так истолковывал им пути Божии о них, о других народах и требования Господни, которые они и другие народы должны исполнять. Иерусалим был поставлен Господом «среди народов и вокруг его земли» (5, 5) очевидно для того, чтобы быть светом для земель и народов. Но он оказался нечестивее язычников (5, 6; ср. 8, 7–18). За это народ Божий изгоняется из его земли, но это наказание Господь смягчает следующим определением: «хотя Я и удалил их к народам, и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (11, 16). Во многих речах пророк раскрывает евреям те грехи, за которые они подвергаются наказанию, причем в ряду преступлений наряду с злословием отца и матери пророк порицает то, что пришельцу, т. е., иноплеменнику у Израиля причиняются обиды (12, 7). Но каковы бы ни были преступления Израиля, он не должен думать, что его ждет неминуемая гибель. «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (18, 23). Народы, которые злорадствуют над страдающим за грехи Израилем, будут наказаны. Так будут наказаны моавитяне, сеир, филистимляне, тиряне (25, 26). Возвышение и гибель народов совершается по воле Божией, и евреи должны знать, что могущество царя вавилонского есть дело Божие: «Укреплю мышцы царя вавилонского, а мышцы у фараона опустятся; и узнают, что Я – Господь, когда меч Мой дам в руку царю вавилонскому и он прострет его на землю Египетскую» (30, 25). Это выражение, что узнают, будет узнано, народы узнают, что Я – Господь, повторяется у пророка Иезекииля до пятидесяти раз. Это познание Господа народами стоит в связи с вавилонским пленом евреев; таким образом, этот плен, как возвещает сам Господь, будет иметь миссионерское значение. Плен будет иметь конец, и Израиль будет восстановлен (36), это восстановление будет материальным и духовным, и в восстановлении побежденного и плененного Израиля народы узнают руку всемилостивого и всеблагого Бога, возстановляющего разрушенное (36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

" Ложе» мишкав – 1) время уединения и искренности; «говорите в сердцах ваших на ложах ваших и утихните» ( Пс.4:5 ); 2) место естественного пребывания: «да торжествуют милостивые во славе, радуются на ложах своих» ( Пс.149:5 ); идолопоклонник «на горе высокой и возвышенной ставит ложе свое» ( Ис.57:7 ). Чаще всего «ложе» – время упокоения, но может быть и так: «они не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» ( Ос.7:14 ). Псалом (стихи 4 и 5) рисует лжеца и лицемера: когда он говорит, то «слова» его оборачиваются «бедствием» (авен), потому что на дне своего многодонного сердца – «на ложе» – он умышляет «беззаконие» (авен). Такие мысли «на ложе» не останутся без осуществления. Об этом говорит пророк Михей: «горе умышляющим беззаконие и изобретающим зло на ложах своих; во свете утра они сделают это, ибо есть сила в руке их» ( Мих.2:1 ). Для такого грешника весь вопрос состоит в том, хватит ли у него ресурса (власти, финансов, авторитета); если ресурса достаточно, то он непременно будет осуществлять наглое беззаконие. Таких грешников Давид называет «делающие беззаконие» ( Пс.36 /35:13). Фарисеи – злодеи полного цикла. «Стал на пути недобром (ло-тов), злого (ра) не отверг». – Напоминание о «древе познания доброго и злого»: того, что «хорошее» (тов) в глазах Божиих («и увидел Бог, что это хорошо»), и того, что «злое» – в переводе LXX: «лукавое» (πονηρς); как мы просим Отца Небесного: «избавь нас от лукавого» ( Мф.6:13 ). Древо познания в раю говорило не о категориях «добро и зло», но о личностях – Боге и диаволе: их нельзя было поставлять на один уровень, чтобы затем «выбирать» между тем и тем 212 . В изображении Давида «нечестивец» ( Пс.36 /35:2) таков:        он окончательно определился: стал на пути «нехорошем», «лукавого» не отверг. Такой во зле пойдет до конца – предаст себя диаволу, чье имя «нечестивый» ( Иов.9:24 ). Поскольку «нечестивец» знает, к кому он идет и кому служит, он (необычное словоупотребление) буквально: «предстал на пути недобром» (см. Пс.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Глава IV Победа Иуды над войском Горгия (ср. 2Мак.8:23–36 ; Иос. Antt. XII, 7, 4) ( 1Мак.4:1–25 ). Победа над сирийским военоначальником Лисием (ср. Иос. Antt. XII, 7, 5) ( 1Мак.4:26–35 ). Очищение и освящение храма и восстановление законного Богослужения. – Укрепление храмовой горы и Вефсуры (ср. 2Мак.10:1–9 ; Иос. Antt. XII, 7, 6) ( 1Мак.4:36–61 ). 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, «И взял Горгий…» По 2Мак.8:9 – главное начальствование над войсками, посланными для «истребления иудеев», Птоломей – военоначальник Нижней Сирии и Финикии – поручил Никанору, «присоединив к нему и Горгия военоначальника, опытного в делах военных». С этим достаточно согласуется показание 1-го стиха, что Горгий с отборным войском пытается разбить Иуду. 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. «Жившие в крепости…» – ο υο τς κρας, слав.: «сынове краеградия» – здесь разумеются не вообще сирийцы а, вероятнее всего, – хорошо знавшие окрестные места отступники из самих иудеев, служившие сирийцам в качестве лазутчиков. Это давало основание Флавию в данном месте сказать прямо, что это были – τινς των πεφευγτων Ιουδαων – некоторые из беглецов или отступников иудейских. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, Т. е. доколе силы неприятельские были разрознены и оторваны от своего главного лагеря. Иуда прекрасно использовал эту ошибку и увлечение Горгия, заманив его еще далее, в горы, ложными отступлениями. 1Мак.4:4–6 . доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей, но они не имели ни щитов, ни мечей, как того желали. «С рассветом дня…» – αμα τ μρα, – слав. точнее: «вкупе со днем». – «Не имели ни щитов, ни мечей, как того желали», т. е. желали именно иметь, a не не иметь и выходить безоружными – οκ εχον καθς βολοντο.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7. Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего. Доводя свою ярость до последней крайности, неприятели не только разрушили храм, но и разрушенный подожгли. – Возжгоша огнем святило Твое, – подожгли святилище и оно выгорело все. – На земли оскверниша жилище имене Твоего, – низринув самые стены храма на землю, в виде развалине, халдеи осквернили их, ибо обагряли кровью и покрывали трупами избитых здесь последних защитников святого места, оставшихся непогребенными: «убиваемы были в святилище Господнем священнике и пророке» (Пл. Иер.2:20 и сл.). Стены храма Соломонова все были сложены из больших и дорогих камней, тщательно обтесанных, и внутри и со вне были обложены деревянными досками, кедровыми, кипарисовыми, украшены всюду изящной резьбой. Такими же досками были покрыты полы и потолки и пр. ( 3Цар.5:17;6:7–9,10,15,18,20,23,36 ). Все это Халдеи и уничтожили огнем. – «В девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим. И сжег дом Господень, и дом царя; а все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское» ( 4Цар.25:8–10 ; 2Пар.36:19 ; Иер.52:13–14 ). 8. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли. Разрушивши храм Божий, неприятели желали уничтожить и богослужение в праздники. – Реша в сердцы своем, или – задумали, решили в мысли своей южики их вкупе – соплеменники Халдеев: приидите, и отставит вся праздники Божия от земли, – давайте устраним все праздники, какие совершались на земле – в Иудее. Халдеи признавали сделать это необходимым, чтобы народ не собирался в Иерусалим на праздники, как прежде, в многолюдные и шумные собрания, поскорее забыл бы окончательно свою прежнюю жизнь, в основе которой лежала праотеческая вера, с ее надеждами на славное будущее, а вместе с тем легче мог бы усвоить религию победителей – Халдееи и тверже оставаться в подданстве царю Вавилонскому. Решение свое Халдеи, по допущении Божию, привели в исполнение. Пророк Иеремия, оплакивая разорение Иерусалима, между прочим, восклицает: «народ пал от руки врага, и ни кто не помогает ему; неприятели смотрят на него, и смеются над его субботами... Господь стал как неприятель, истребил Израиля... разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника... Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день»... (Пл. Иер.1:7;2,6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«А вот на кого Я призрю, – говорит Господь устами пророка, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,1; ср.: Пс.50: «жертва Богу дух сокрушен»). Но и эта жертва в воззрении пророка – не заслуга, не достоинство, а прямая обязанность, естественная необходимость, вытекающая из самой природы вещей, ибо человек есть черепок из черепков земных, а глина скажет ли горшечнику: «Что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «У него нет рук» (Ис.45,3)? Поэтому-то и в слово закона пророк влагает одно только содержание и на нём настаивает как на основе Божественного союза; это содержание – идея нравственного обновления, призыв к внутреннему сердечному перерождению, к делам добра и истины, и понятно, что этот закон должен был быть начертанным не на каменных скрижалях только, а живыми, неизгладимыми буквами в сердце и духе каждого благочестивого израильтянина (Ис.1,10;16–17;2,3; Иер.7,21,23;11,2–5; Иезек.36,26–27; Ос.4,1,12,2,6; Mux.6,8; Зах.1,4;7,9–12;8,16–19; Мал.2,5–7). Выполнение этого закона есть то prius, которое необходимо для продолжения союза с Богом и по отношению к которому исполнение культа есть posterius, не имеющее ни малейшего значения при отсутствии prius. Выполнение жертвенного ритуала без стремления к Богу и нравственному совершенству, богослужебнообрядовая церемония без участия сердца – для пророка возмутительная невозможность, нарушение всех требований союза, невероятное противоречие идее царства Божия. «Беззаконник, закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» (Ис.66,3). Только при выполнении нравственного закона, при нравственном перерождении, когда человек будет непосредственно научаем Богом (Ис.54,3), когда сердце каменное в человеческой груди заменено будет сердцем плотяным, чтобы ходить неуклонно в заповедях Божиих (Иез.36,26–27), тогда только жертва становится благоприятной и воскурение фимиама угодным в Его очах (Ис.40,16;60,7.3;66,20–23; Иер.31,12–14;33,17.18; Mux.4,13; Агг.2,9; Зах.14,20–21; Мал.3,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010