340 Относительно же «Правил для монахов» его можно сказать, что они представляют собой сокращенную редакцию устава для женских обителей. Только изредка Кесарий вкрапляет в четкие и сжатые формулы его отступления духовно-назидательного характера. Так, в 13 главе «Правил» встречается увещание, касающееся опасности гнева для монахов, где говорится, что Правосудие Божие не осуществляется через гнев человеков (ira viri iustitiam Dei non operatur). В остальном же Кесарий только адаптирует тезисы своего первого устава, написанного раньше, к особым условиям мужского общежития. 341 См.: Christophe P. Op. cit., р. 48—51. 342 Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 2. Аскетические опыты. М., 1989, с. 50. 343 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики, т. 3. Нижний Новгород, 1997, с. 79. 344 В нем, как говорит М. Скабалланович (Указ. соч., с. 49), «Иоанн, сначала анахорет, собравший около себя учеников, оставивший их и поступивший в Леринский монастырь, поднял дисциплину тем, что сам подавал пример самых унизительных работ». О монашестве, запечатлевшем своими характерными чертами все галльское христианство V-VI вв., см.: HaendlerG. Op. cit., S. 102—104. 345 Мы опираемся на издание этих «Житий» и предисловие к данному изданию: Vie des Peres du Jura. Ed. par F. Martin//Sources chretiennes, Ν 142. Paris, 1968. 346 Ср. рассуждение самого преп. Иоанна Кассиана, который в «Послании к Кастору», служащем введением к его «Постановлениям» и «Собеседованиям», пишет: «если в здешних странах найду что-нибудь несогласное с древними правилами, то исправлю это по правилам, какие существуют в древних египетских и палестинских монастырях; потому что лучше тех монастырей, которые с начала апостольской проповеди основаны святыми и духовными отцами, не может быть никакое братство на западе в стране Галлии. Также я буду держаться и того, что если замечу, что какие-нибудь правила египетских монастырей будут здесь неисполнимы по суровости воздуха или по трудности и разности нравов, то, сколько возможно, заменю их правилами монастырей палестинских или месопотамских, потому что если правила будут соразмерны с силами, то их можно будет исполнять без труда и с неравными способностями». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания, с. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Гангрский Собор издал 21 правило, направленное против всех крайностей учения евстафиан. В частности, отцами Собора была подтверждена законность женатого статуса священников и диаконов (4) и были наложены прещения на священников, отделяющихся от своих правящих епископов без веской причины (6–8). Антиохийский Собор Этот Собор был созван в 341 году в Антиохи, главном городе Азиатской части империи, по случаю освящения храма, заложенного императором Константином Великим . На это торжество прибыл его сын Констанций и с ним 95 епископов. После окончания праздника епископы составили Собор, который издал 25 правил по церковному управлению. Несмотря на то что догматическая деятельность этого Собора возбуждала и продолжает возбуждать серьезные сомнения богословов, его решения по дисциплинарным вопросам были приняты всей полнотой Православной Церкви и вошли во все канонические сборники. Содержание правил этого Собора родит их с Апостольскими правилами, что долгое время подавало повод к неверному предположению об их заимствованном происхождении. Среди них – запрет на празднование Пасхи в одно время с иудеями (1), осуждение клириков, самовольно переходящих в другие епархии (3), определение наказания изверженным из сана клирикам, дерзающим совершать священнодействия (4). Затрагивается тема иерархического устройства Церкви: отношения между членами иерархии, подчинении нижестоящих клириков вышестоящим (5, 8–10), ограничение юрисдикции епископов (6, 7, 13, 21, 22) и обязанность епископа распоряжаться имуществом епархии (24, 25), авторитет епископского Собора (11, 12, 14–23), порядок поставления епископа (19), случаи непринятия епископом по тем или иным причинам своей кафедры (17, 18). Лаодикийский Собор Лаодикийский Собор состоялся в Лаодикии Ликийской, главном городе Фригии (Малая Азия). Точный год его проведения неизвестен (возможно, 343 год, иногда называют время незадолго до Второго Вселенского Собора). Лаодикийский Собор издал 60 правил. В них затрагиваются темы церковного брака (1, 31, 53), принятия в Церковь еретиков и раскольников и ограждение верных от общения с ними (6–10, 32–34, 37–39). Значительное место в правилах занимает тема церковного благочиния (6, 15, 21–23, 25, 26, 28, 29, 50, 58), в частности, среди правил этого Собора находится канон, запрещающий женщинам входить в алтарь (44), некоторые вопросы богослужебного устава, в том числе порядка служб в святую Четыредесятницу (16–19, 49, 51, 52, 59). Собор издал правила об образе жизни и обязанностях клириков, в том числе несколько важных правил, регулирующих жизнь диаконов и низших клириков (4, 20, 24, 30, 36, 41–43 54–56), о выборе кандидатов в священный сан (3, 12, 13). Отцы Лаодикийского Собора утвердили канон книг Ветхого и Нового Заветов, перечислив все входящие в него книги (60). Сардикийский Собор

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Церковные заповеди появляются в католических катехизисах в XIII в. в качестве продолжения и дополнения заповедей Ветхого Завета. Они предписывали соблюдать посты, исповедоваться и причащаться с определенной периодичностью (но не реже одного раза в год, в пасхальный период), не заключать браки в запрещенные дни и отдавать церковную десятину. В таком пятичленном составе церковные заповеди воспроизводятся в католических текстах на протяжении XVII–XVIII вв. В украинско-белорусской букварной традиции, опирающейся на польские образцы учебной литературы с. 74–84], церковные заповеди как катехизический раздел не прижились. В катехизисе Лаврентия Зизания об их существовании только упоминается, но сами предписания не перечислены л. 201 об. – 202]. Один из наиболее ранних случаев появления церковных заповедей в православной книжности Киевской митрополии – это недатированный Полуустав виленского братства л. 188–189 об.]. Впоследствии формулировки церковных заповедей встречаются в «Православном исповедании веры» Петра Могилы и в составленных на его основе кратких катехизисах 50; 51]. Примечательно, что Могила разрывает привычную для католической традиции связь церковных заповедей и Декалога, толкуя их в контексте статьи Символа «И во единую… Церковь » с. 69–74]. Митрополит замечает, что существует множество церковных установлений, но он останавливается только на девяти основных, ссылаясь на 2-е правило Антиохийского поместного собора (341) л. 63–63 об.]. В московской книжности конца XVII в. девять церковных заповедей приводит Евфимий Чудовский в рукописном «Поучении от иерея детем духовным». Он предлагает несколько иной перечень: соблюдение воскресенья, стояние в Церкви, посещение литургии, поклонение иконам, исповедь и причастие, почтение к духовным лицам, десятина, забота о церквях, не посягать на церковное имущество л. 141–146 об.]. Наряду с этим в памятниках Киевской митрополии можно встретить перечни не из девяти, но из десяти пунктов: так поступает, в частности, Иннокентий Гизель, дополнив церковные заповеди предписанием «Воздаяти священником Парохиалным Рочный Доход» с. 76]. Число десять могло появиться у православных авторов по аналогии с десятью заповедями Ветхого Завета. Формулировки «Мира с Богом» были позаимствованы впоследствии Симеоном Полоцким , который рассматривает церковные заповеди в рукописном пространном катехизисе 1671 г. в контексте толкования девятой статьи Credo л. 35–36], с той лишь разницей, что Симеон перенес заповедь о содержании приходского священника с четвертого места (как у Гизеля) на десятое с. 81]. Десять церковных заповедей перечисляет в своем сохранившемся лишь фрагментарно катехизическом сочинении состоящий в дружеских отношениях с Димитрием Карион Истомин л. 342 об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Хорошо известно, что первый христианский обряд прощения – это обряд Крещения. Однако с самого начала своей истории христианская Церковь была вынуждена считаться с достойным сожаления фактом, что даже крещеный человек может совершить серьезный грех . Уже из Деяний святых Апостолов мы знаем, что даже те, кто, по-видимому, были верными членами новорожденной Церкви, могли впасть в такое нечестие, которое навлекало на них кару Божию за их грехи (случай с Ананией и Сапфирой, см. Деян. 5:1–11 ). Сщмч. Климент Римский призывает коринфских христиан к исповеданию грехов и изменению сердца, чтобы по исправлении они могли примириться с Церковью (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 48. 1; 51. 3) 338 . От II века у нас есть упоминание в «Пастыре» Ерма о возможности второго покаяния в случае серьезных грехов (Herm. Pastor. 31. 6) 339 . Нет никаких сведений о том, что можно было бы в этот ранний период назвать собственно обрядом примирения, то есть литургическим чином, посредством которого крещеный человек, совершивший тяжкий грех, восстанавливался бы в общении с Церковью. Оба приведенных примера – послание сщмч. Климента и «Пастырь» Ерма – относятся к литературе латиноязычной западной Римской империи, но подобное мы находим и на Востоке. В более позднее время мы можем различить некоторое расхождение. На Востоке начинает развиваться единый, неповторяемый чин покаяния для тех, кто совершил тяжкие грехи, и в то же время – покаянная дисциплина для тех, кто не совершил серьезных грехов или чьи грехи не стали предметом открытого, публичного скандала 340 . Чин покаяния можно обнаружить в восточных монашеских общинах в конце IV века 341 . Появление формальной практики покаяния и примирения в виде литургического чинопоследования в западных Церквах относится к III веку. Сщмч. Ипполит Римский в сочинении «Против всех ересей» (ок. 235) выступал против Каллиста, который, будучи епископом Рима, с большей готовностью допускал грешников к обряду церковного примирения, чем это считал возможным сщмч. Ипполит 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Но кто из живых до Христа, по Его человечеству, покушался исследовать и опровергать что-либо Словом, те были предаваемы, как нечестивые и дерзкие, суду. Самый твёрдый из всех них в этом деле Сократ был обвинён в тех же преступлениях, как и мы; ибо говорили, что он вводил новые божества и не признавал тех, которых граждане почитали богами 339 . 47 Истина имела сама в себе достаточную силу доказать из существующего под небом премудрость Создателя; но забвение о Боге по долготерпению Его, так утвердилось в уме людей, что Имя, приличествующее единому истинному Богу , было перенесено на смертных 340 . 48 Ни откуда нельзя получить познание о Боге и истинной религии, кроме пророков, которые учили нас по божественному вдохновению 341 . 49 В словах «Я семь Сый» Бог желал показать Моисею вечность Свою, так как слово «Сый» означает не одно какое-либо время, но три времени – прошедшее, настоящее и будущее 342 . 50 Сам Он [т. е. Господь Иисус Христос] получил от Отца название Царя, Христа, Священника, Ангела и другие подобные тому имена, какие Он имеет или имел 343 . 51 Надобно прилепиться к истинному и неизменному Имени единого Бога , которое проповедуется не моим только голосом, но и теми, которые вводят вас в первоначальное образование, дабы праздно проведши время этой жизни, не отдать нам Судии отчёта, не только как не ведающим небесной славы, но и как неблагодарным 344 . VI. Пророческие тексты, которые святой Иустин привёл в беседе с евреем Трифоном в доказательство Божества Господа Иисуса и Имени Его – «Иисус» 52 «Пойте Господу и благословляйте Имя Его: изо дня в день благовестите спасение Его» ( Пс. 95 ) 345 . 53 «Воздавайте Господу отечество народов, воздавайте Господу славу и честь, воздавайте Господу славу, должную Имени Его " 346 . 54 Слова пророка Иезекииля приводимые мучеником Иустином: «И сказал Я: изолью ярость Мою на них в пустыни, чтобы совершить гнев Мой на них, но не сделал, чтобы Имя Моё не осквернилось совершенно пред народами 347 . 55 Слова пророка Исаии, приводимые мучеником Иустином: «Но Ты Господь наш, освободи нас: от начала Имя Твоё на нас...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

338 Достойно замечания то обстоятельство, что само видение Господа, при котором пр. Исаия получил это повеление ( Ис.6 гл.), описывается чертами сходными с 52:13–53 гл. (ср. 6:1, 3 с 52:13). Означенное сходство, недостаточно объяснимое с точки зрения отрицательной критики, находило бы, напротив, свое полное изъяснение, если тот же пророк Исаия, который «видел славу» Христову ( Ин.12:41 ), писал и о «прославлении» Раба Господня. 339 Нельзя ссылаться на 42:19 в доказательство того, что «Раб Господень», по мысли пророка, вообще не чужд греха. Здесь слова: «Раб Господа» имеют значение собирательное и относятся к народу, в его современном пророку состоянии: «ты многое видел, но не замечал,.. это народ разграбленный» ( Ис.42:20, 22 ). Нет нужды вместе с Негельсбахом относить слова: «кто так слеп, как раб Мой?» к самому Христу и утверждать, что, как «Раб Господа», Он включается в число глухих и слепых, только (как в 53:4) – imputative. Смотр. 203 стр. 340 Правда, здесь народ называется , но разумеется Израиль, а не народы языческие, потому что и в Ис.1:4 нечестивые современники пророка называются тем же именем (а не , как обыкновенно называется народ иудейский в отличие от языческих ). Кроме того, ср. Пс.21:7 , где тот же Божественный Страдалец называется «презренным у народа» (): об отношении пророчеств Ис.49:52–53 и др. к псалму 21-му и др. будет сказано ниже. – Что мысль о страдании безгрешного Израиля за грехи язычников чужда контексту, это можно видеть и из следующих слов главы 50:40: «кто из вас, т. е. из Израиля (ср 51:1–2) боится Господа, слушается гласа Раба Его?» Очевидно, Раб Господа терпит страдания (ст. 6–7) прежде всего за Израиль, а не есть Израиль, страдающий за грехи других. – 341 Ср. особ. ст. 1: «Дух Господа Моего на Мне» и 42:1; «исцелять сокрушенных сердцем» и 42:3, а также 50:4: «проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы», ср. 42:7 и 49:9; «лето Господне благоприятное», ср. с 49:8–10; «утешить всех сетующих» и 49:13.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

49 Περι τς γεωομνης δο κς ...... π Κωςαντνθ, κα ωμανθ τν Πορφυρογνντων ν Χρις Βασιλων ωμαων, π τ παρθσα ν παρ μερθμν κι:· (Κωνςαι: Πορφνρ: Σταγ Σελ: 329 50 Δεξι μεν .... τθ ρκαδθ θρνος, ν καθπθη ωμανς Πορφυρογννητος, κα Θεςεπτος Βασιλος (Αυτ:·Σελ» 3390). 51 Περ τθ γεγοντος πποδρομθ ν τ πελσει τν φλων Σαρακων, π Κωνζαντνθ κα ωμανθ ν Πορφυρογννητων Βαοιλων (Aτ: Σελ. 340) 52 ζησαν μσον τθ Μεγλθ Τρκλινθ τς Μανναρας. Σελλα χρυσα, ν ος καθθησαν ο Βαδιλες ·(Aτ: Σελ. 341) 53 Mετ δ τ ναςναι τν Βασιλα π τθ Κλητωρθ, γνετο Δθλκιν ν τ ριςητηρ...... κα καθβη (ν τ Πενταπυργ) Βασιλς, κ ωαανς Πορφυρογννητος Βασιλλος, κα τ Πορφυρογννηια τθτωβ τκνα (Aτ: Σελ. 345) 54 Διεξελθν yp ΚεδρΙως, τς ν Kωνςαντινθπλει τς λγας πιδημιαν «κα τι βαπτιθεσα, κα προιρεσιν νδιξαμνη " πςεως ελικρινθς, ξως τιμηθεσα π’ οκθ νδραμε· (Σελ: 636.) ειτ φεξς μετ τινα, κα τν χρνον διορξετα, ξ φορμς τς τθ Πατριρχθ Θεοφλακτθ τελτς, λγων ,,Σελ: 638, τει δωδεκτ, τς Κωνζαντνθ Βασιλεας, τθ δ Κσμθ ςυξδ»: Μην Φρθαρ: χς : νδικτινος ΙΔ: κατλνσε τν βον Θεοφλακτος Πατριρχης. 55 συτως κα Ζωναρς (Τμ: Β»: Σελ: 194. ριθμ. ΚΑ) ιπν, τι λγα τθ ς Γαμετ λγα προσλθε τ Βασιλι (Κωνςαντν) κα ς χρν νηπεωςησεν.φεξς (Ατ. ριθμ. ΚΒ) προςθησιν. τει δ δωδεκτ τς Κωνςαντνθ υταρχας, Πατριρχης Θεοφλακτος πεβω. κτ. 56 Vid. Georg. Cedren. Pag. 635. Johan. Zorfar. Константину крестилась, и приняв после от него дары, возвратилась во свою землю. Tom II. Pag. 193. & Joban. Henr. Leich. Comment. deVita et Geftis Conft. Porphyrog. §.XII 57 Πολλ γρ οδα τ μακρ χρν σωαπολγειν, ς ν ατα πραχθντα, κα π υτθ δαπανμενα μεθ ς τ μγα χρμα κα τμιον, τς Βασιλθ τξεως κθεσς τε κ, ποτπωσις ς παροραθισης, κα οον επειν πονεκρωθισης, καλλπιςον τ ντι κα δυσριδ τν Βασιλεν ν καθοραν. (Κωνς. Πορφθρογν ν Προλγ. Τθ περ τν Βασιλ. Τελετ. Σωτγματος.)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

336–339 – κατγοροι 282, 322 – νημα 345 μοναχς 319–326 – και απλτητα 337 – και ευλβεια 336 – και θυσα 208–212 – και κρυγμα 321–322 – και μαρτριο 239–242 – και ομολογα 334, 335 – και προσευχ 312–318, 319, 320, 323, 329, 331, 334, 335 – και σωτηρα κσμου 329 – και ωριμτητα πνευματικ 324– 326 – μεγαλσχημος 328 – σωστς 335 μοναχο αγπη 329 – αγωγ 326 – αποταγ 119, 240, 253, 312, 320, 321, 322, 323, 324, 326, 329, 335, 337, 338–339, 340–341 – αυταπρνηση 210 – διακονα 160, 166, 324, 330 – ργο 316, 319–320, 323, 327, 329– 331, 335, 339 – εργχειρο 246, 331 – παρδειγμα 322, 323 – προσευχ 301 – υπσχεση 112, 339 – φιλανθρωπα 246, 319 – φιλοξενα 323 Μον Ιβρων 19 – Στομου 253, 254, 256 μρφωση θεοκεντρικ 99 – και υπερηφνεια 277 μουσικ βυζαντιν 135 Μπαλουκλ 231, 232 μυαλο χρση 83, 325 Μυροφρες 226 Μυστρια Θεο 269 Μωυσς 51 Μωυσς Αιθοψ σιος 344 Νας 101, 134, 135, 136 – Αγας Σοφας Κων/πλεως 231 Νας Αγου Πνεματος 102, 131, 147 Ναο βεβλωση 140 – χωνευτρι 138 νεκρο βλ. κεκοιμημνοι νος 248, 262, 276, 278 νηστεα 47, 240 κ.ε. νημα ζως 322, 343–350 νοημτων θεων μελτη 135 νμισμα 183 νομισμτων χρση 187 νμου γρμμα 78–80 νμοι πνευματικο 168, 354 – πολιτικο 22, 39, 43 – φυσικο 269 νουθεσα βλ. συμβουλ νος 302 νο συγκντρωση 135 Νε 23, 282 Νε κατακλυσμς 23 – κιβωτς 282 Οικογνεια 31, 59, 193, 248–249 οικονομα 162, 259 – Θεο 257, 275, 284 – παγκσμια 181 Οικονομα θεα 263 Οικουμενισμς 176, 230, 355 οκνηρα 282 ομολογητς 46, 208, 279 ομολογα 55 – πστεως 36, 39, 43–44, 228 κ.ε. – Χριστιανν 37 ομορφι 327 – πνευματικ 136, 327 οργ Θεο 185 Ορθοδοξα 37, 39, 45, 183 ορθολογισμς 232 βλ. και λογικ ορφαν 154 Πθη 124, 286, 288 παθν εκκοπ 93 παιδι 289 παιδιν αγωγ 284, 290 κ.ε., 347, 348, 349 – ανατροφ 193 Πασιος Β´ Επσκοπος 230–232 Πασιος Μγας σιος 133 Παλαι Διαθκη 177 κ.ε., 180, 190, 263 . Βλ. και ευρετριο αγιογρα– φικν χωρων. Παλαις Διαθκης μελτη 97 παλαμοσκπηση 182 παλληκαρι 94, 204–206, 211, 213–

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

124, 127, 130, 160, 171, 194, 197, 202, 205, 207, 208, 210, 218, 238, 239, 254, 285, 301, 307, 310, 311, 319, 320 – Αγων 68 – ανιδιοτελς 211 – Θεο 22, 47, 68, 257, 258, 291, 308, 343 – μητρικ 128–130, 238 – προς Αγους 134 – προς ζα και φυτ 33 – προς Θεν 30, 33, 81, 150, 234, 235, 237, 238, 240, 241, 266, 319 – προς πλησον 34 αγπης λλειψη 36, 60, 129 – κριτριο 156–158 αγγαρεα 30 γγελος φωτς 75 βλ. και διβολος Αγα Γραφ βλ. Π. Διαθκη κα Ευαγγελου βωση αγιασμς 189 – ενδυμτων 137 – τροφς 138 – δατος 139 – ψυχς 239, 314 γιος 39, 94, 238, 268, 300, 303, 344 Αγων βος βλ. Συναξρι γιον ρος 323 γιοι Τποι 104, 106 αγιτητα 214, 225, 322 αγιτητας απκτηση 288 Αγλαδα Οσα 236 κ.ε. γνοια 40–42, 190, 286 αγντητα 62, 92 αγορ 181, 182, 186, 187, 192 Αγορ Κοιν 176 αγρυπνα 306 γχος 270 κ.ε., 312 γχους απαλλαγ 322 αγωγ βλ. παιδιν αγωγ αγνας 19, 39, 50, 71, 91–97, 109, 110, 115, 119, 209, 219, 226, 258, 287, 288, 332, 333 βλ. και μχη πνευ– ματικ – αρχαρων 289–291 – με ταπενωση 257 – με υπερηφνεια 95, 288 – με φιλτιμο 96, 107, 251, 273 αγωνα 271, 316, 333 αδελφοσνη 119–123, 210, 220, 227 αδιαφορα 17, 22–23, 26, 29–32, 36, 47, 122, 190, 195, 274, 313 αδιξοδο 188, 280 αδικα 127, 187, 286 αδικας αντιμετπιση 51, 52, 345 αδυναμα 287 αδυναμες βλ. ελαττματα αθανασα 208 αθεα 34, 276–280 θεο καθεστς 30 αθωτητα 269 αιρετικν αντιμετπιση 46 αισθσεων φλαξη 58, 91 αισθητριο πνευματικ 83 αιχμαλωσα Βαβυλνια 353, 354 αιχμαλτων αντιμετπιση 214 αιωνιτητα 208, 219, 240 βλ. και ζω μλλουσα ακακα 326 ακηδα 341 Ακολουθα 147, 307 Ακολουθας Αγου συγγραφ 134 ακτνες ηλου 181 – λιζερ 181, 186 αλθεια 77 αλθειας γνση 42, 191 – σεβασμς 54 αλληλεγγη 120 αλλοωση εσωτερικ 328 – πνευματικ 75, 196, 263, 273, 327 αμρτημα προπατορικ 353 κ.ε. αμαρτα 62, 77, 286 – θανσιμη 328 αμαρτας αφορμν αποφυγ 91 – συνασθηση 257, 258, 314, 351, 353, 356 αμλεια 111 μυνα πνευματικ 18 αναγννηση πνευματικ 323–326 ανγκη πνευματικ 331

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010