Образцы чеканного искусства (1838 ед. хр., среди них - 300 икон и крестов), ритуальная посуда и др. изделия хранились в церквах и мон-рях Грузии. Основную часть коллекции груз. ювелирных изделий (X-XIX вв.) составляют сокровищницы кутаисских, рачинских, лечхумских, шорапанских церквей и предметы груз. искусства, отличающиеся высоким мастерством исполнения и художественным изяществом: серебряная ставротека из Амбролаури (19×9,8 см; Кут. 3089, X в.); сребропозлащенные икона архангелов Михаила и Гавриила из Геби (66×33 см; Кут. 3155, XIII в.), рипида из Кутаиси (87,5×87,5 см; Кут. 3400, X в.), икона архангела из Лайлаши (39,7×20,7 см; Кут. 3170), икона-таблетка «Распятие». «Вознесение» (39,5×30 см; Кут. 3085, XII в.); злато-серебряная с эмалью Палеостомская икона Божией Матери из храма Баграта (135×92,5 см; Кут. 3149, XII в.), содержащая фрагменты чеканки XVI в. и описанная рус. послами А. И. Иевлевым и Н. М. Толочановым; серебряная панагия с изображением Божией Матери (5,5×5,3 см; Кут. 3361, XIV-XV вв.); серебряный крест из Баракони, созданный ювелиром Мамне (157×105 см; Кут. 3248, XVI в.); золотая икона Божией Матери из мон-ря Гелати, представляющая собой центральную часть триптиха (Кут. 3866, XVI в.); золотой оклад Четвероевангелия из Ткачири (13,5×8,8 см; Кут. 3272, XVI в.); серебряная икона свт. Николая из церкви в с. Квемо-Бари (34,5×22,5 см; Кут. 3180, XVI в.); сребропозлащенные киот из церкви в с. Кулаши (17,5×22 см; Кут. 3080, XVI в.), икона арх. Гавриила из церкви в с. Сори (23,3×31,5 см; Кут. 3208, XVI в.), крест с флага из церкви в с. Челиши (44,4×23,4 см; Кут. 3289, XVI в.), икона Божией Матери из Пицунды (29,4×4,5 см; Кут. 3081, XVII в.); икона «Распятие» из церкви в с. Хончиори (Кут. 3098, XI в.); сребропозлащенная икона Божией Матери из мон-ря Джручи (57×40 см; Кут. 3195, 1775 г.); серебряная икона вмч. Георгия из церкви в с. Орхви (Кут. 3202, X-XI вв.) и др. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати. XI в. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Основная дорога на холм ведет вверх через Соломоновы ворота, откуда открывается вид на раскопки Восточного ин-та. Большая круглая каменная структура интерпретируется исследователями как алтарь или «высота» (бима) ханаанского периода. Недалеко расположены: зерновая яма, использовавшаяся в израильский период для хранения запасов продуктов на случай осады; конюшни, изначально датированные временем правления Соломона , сегодня - на полтора столетия позже, годами правления царя Ахава ; система водоснабжения, основанная на квадратной шахте 35 м глубиной, на дне к-рой начинается 100-метровый туннель к источнику воды, пробитый в каменной породе. «Великий храм» М., датированный 1-й фазой раннего бронзового века (3500-3100 гг. до Р. Х.), интерпретируется исследователями как наиболее монументальный в Леванте этого периода из открытых на сегодняшний день и относится к самым большим структурам своего времени на Ближ. Востоке. Комплекс включает огромное (47,5×22 м) святилище; в целом храм более чем в 10 раз превосходит по размерам типичные для региона храмы той эпохи. Первая стена возведена во 2-й или в 3-й фазе раннего бронзового века. Установлено, что храм был местом жертвоприношений животных. Коридоры использовались в качестве подземных хранилищ культовых принадлежностей, сюда складывали кости после жертвоприношений. Более 80% жертвенных животных составляли молодые овцы и козы, остальные - крупный рогатый скот. В 2010 г. в керамическом сосуде был найден клад ювелирных изделий (сердоликовые бусины, кольцо и серьги), датируемых приблизительно 1100 г. до Р. Х. Судя по всему, украшения могли принадлежать богатой хананейской семье, относящейся к правящей элите. В М. в слое позднего бронзового века найдены изделия из слоновой кости (раскопки Лауда). Они экспонируются в Восточном ин-те Чикагского ун-та и в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Изделия обнаруживают стилистическое влияние Египта. На телле был также найден пенал из слоновой кости с картушем фараона Рамсеса III. В М. раскрыты 2 комплекса конюшен (страта IVA): один - на севере М., другой - на юге. Юж. комплекс включает 5 структур, построенных вокруг оштукатуренного двора. Строения были разделены на 3 секции. Два больших каменных придела (ок. 21×11 м) были пристроены к главному коридору, покрытому штукатуркой, и отделялись от главного коридора рядом каменных колонн. Во многих из них были просверлены отверстия, в к-рые монтировались приспособления для привязывания коней. Здесь же были найдены остатки каменных яслей, расположенных между колоннами, непосредственно перед стоявшими там конями. Это позволяет исследователям предположить, что на каждой стороне стояло по 15 лошадей, а во всем здании - до 30. Строения на сев. стороне города были похожи по конструкции, но без центрального двора. Общая вместимость сев. конюшен составляла примерно 300 лошадей, а обоих комплексов - 450-480.

http://pravenc.ru/text/2562758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Галичское Евангелие. 1357 г. (ГИМ. Син. Л. 1 об.) 1357 г. (ГИМ. Син. 68), Евангелие апракос полный, древнейший памятник книгописания и книжной миниатюры Галича Мерского. Кодекс состоит из 178 л. пергамена размером 28,2-28,5×22-22,2 см, написан 4 писцами уставом в 2 столбца. 4-й писец, указавший свое имя («Фофан» - Феофан), оставил на обороте л. 178 запись о создании книги «в лето 6865... в граде в Галиче при княженьи великого князя Ивана Ивановича». Рукопись украшена примитивной по исполнению миниатюрой с изображением 4 пишущих евангелистов (Л. 27 об.), заставкой тератологического стиля на малахитово-зеленом фоне (Л. 1 об.) и киноварными (с подкраской зеленым и киноварью) инициалами старовизант. и тератологического стилей. Миниатюра и орнаментика рукописи выполнены, по всей вероятности, писцом Феофаном. История рукописи до XVIII в. не прослеживается. Возможно, Г. Е. находилось в Галиче еще во 2-й пол. XVI в., когда Г. М. Рылеев («Рылиев») дал вкладом храму или мон-рю Николая Чудотворца в 1563 г. сенные угодья («стоженце Новенские») в «Боярском лугу», о чем оставил запись на обороте л. 27, однако топонимы надежно не отождествляются. Время и обстоятельства поступления Г. Е. на Московский Печатный двор неизвестны, здесь оно впервые упоминается в составленной И. Максимовичем и А. Ивановым описи 1727 г. (не изд.). В 1786 г. кодекс в числе др. древних книг был по имп. указу передан в Московскую Синодальную б-ку. Месяцеслов кодекса содержит праздник Покрова Пресв. Богородицы, память перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба, памяти равноап. Кирилла (Константина), прп. Феодосия Печерского, святых Бориса и Глеба. Запись писца является важным историческим источником, объясняющим механизм территориальных приобретений («купель») вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и позднейший статус удельного Галицкого княжества в системе Великого княжения Владимирского и Московского княжеского дома. Миниатюра Г. Е., несмотря на примитивность исполнения, является памятником провинциального иконописания сер. XIV в.

http://pravenc.ru/text/161553.html

Состав и иконография клейм близки к подобным циклам в росписи нартекса ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы в Иверском мон-ре на Афоне (1774) и на местной иконе из болг. Роженского мон-ря (посл. четв. XVIII в.), но состав клейм на иконе из Новодевичьего мон-ря менее полный и представляет по существу лишь чудо ее морского путешествия и явление инокам Иверской обители. Близость к иконографии средника иконы И. и. 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с И. и. для Валдайского Иверского мон-ря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный рус. мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес от И. и. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для рус. культуры позднего средневековья (XVI-XVII вв., см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...». М., 2007. С. 182; см. разд. «Иконы со Сказанием об И. и.»). Если верно, что список И. и. для царевны Софии был сделан на Афоне, то, вероятно, сопровождение чтимого образа иллюстрациями Сказания об И. и. могло быть обусловлено пожеланием рус. заказчика. Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена рус. работы серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют 60-ми гг. XVII в. ( Евсеева, Шведова. 1996. С. 342. Ил. 9; Поствизант. живопись. 1995. Кат. 82). Подобные небольшие иконы были распространены на Балканах, напр. средник триптиха 1-й пол. XVII в. (Музей Бенаки, Афины, высота 28,5 см; см.: Holy Image. 1988. N 79) или икона 2-й пол. XVII в. из собрания Е. Е. Егорова (ГИМ; 44×35,5 см; см.: Поствизант. живопись. 1995. 96). В стиле этих икон заметно влияние традиции критской школы живописи. Т. В. Толстая Русские списки И. и. Привезенные в Россию в сер. XVII в. афонские списки И.

http://pravenc.ru/text/293359.html

На обороте рельефный орнамент из крупных цветов на вьющемся стебле и двух «вихревых» розеток. Фон гладкий. Надпись о происхождении креста (резана в четырнадцать строк на рукояти сзади в обрамлении с килевидным завершением): 184 (1676) ГОД ИЮНЯ ВЪ СОБОРЪНУЮ Ц(Е)РКОВЪ ПР(ЕСВЯ)ТЫЕ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКИЕ ВЪ (В)ЕЗНИКОВЪСКУЮ СЛОБОДУ ДАЛЪ ВКЛАДУ СЕЙ К(Р)ЕСТЪ СЕРЕБРЕНОЙ ЧЕКАНЪ ПОЗОЛОЧЕН ГРИГОРЕЙ РОМАНОВИЧЪМАТОВЪ ПООБЕЩАНИЮ . Сохранность. Крепление лицевой пластины в трёх местах нарушено, кромка деформирована; потёртости. Выставки. Указ. «Древнерусское искусство...». Литература: Тихонравов К. И. История и древности//Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857. С. 47; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 337; Сухова О. А. Серебряные напрестольные кресты...С, 82. 86. Кат. 7 (без иллюстрации). Изображение публикуется впервые. 32. Крест напрестольный-мощевик Инв. М 5338 (30). 1693 год. Москва. Серебро, дерево; чеканка, резьба, золочение. 36.5×22.5×2.2 см. Поступил из Спасского монастыря г. Мурома в 1920-е годы. Описание. Крест восьмиконечный (переходный тип к шестиконечному); концы перекладины фигурные; основа деревянная, обложен чеканными золочёными пластинами. В центре – Распятие, под распростёртыми руками Христа – ангелы с чашами. На концах перекрестия фигуры в рост Богоматери и Иоанна Богослова. В верхнем перекрестии – Саваоф с державой в руках, по сторонам – профильные Солнце и Луна. В нижнем перекрестии полуфигуры Марии и сотника Лонгина. Персонажи выразительны, исполнены с грубоватой экспрессией. На рукояти – крупный чеканный элемент орнамента из ветви с розеткой, бутоном и листьями. Изображение и орнамент исполнены в высоком рельефе. На лицевой стороне рукояти клейма: ВЛЕ – неизвестного московского мастера и СЯ – годовое г. Москвы (1692–1693 годы). Именующие надписи на лицевой пластине креста: ГСДЬ САВАОФЪ; ДХЪ; ХС; МР ФУ АНГГЪ ГСДНЪ; ΜΑΡΙΑ ЛОГИНЪ .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

(  ; Могиза; греч. Μογιζα) ( Iidem. 1987. P. 170-173; Burns. 1999. P. 158-159; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1095, 1526-1527), одно из крупнейших селений, в 6 км к юго-западу от Сармады. Оно могло претендовать на статус полиса и, вероятно, служило адм. центром всего горного р-на Бариша. Существовало с нач. II в. В средние века превратилось в маленькую мусульм. деревню, к-рая тем не менее известна по крайней мере до 2-й пол. XV в. Центром селения был андрон. Его портал в 129 г. построен на средства Сеттии Секунды. Неподалеку от него находилось 2 храма. Меньший из них (157) был посвящен Тихе селения (Τχη τς κμης) и возведен на средства Миккала, Бениамина Заарура, сына Дометия. Большой храм коринфского ордера построен на рубеже II и III вв. и посвящен Тихе могизцев. Вероятно, посвящение этих храмов отражает постепенный рост влияния Мааза на самосознание местных жителей, к-рые ко времени постройки 2-го храма стали осознавать себя гражданами формировавшегося полиса. После нек-рой стагнации в III в. 2-й период процветания и быстрого развития Мааза относится к ранневизант. эпохе (IV-VI вв.). Среди построек этого времени наиболее значительна церковь в вост. части селения (кон. V - нач. VI в.). Это большая 3-нефная базилика (26,5×22,2 м) с полукруглой выступающей апсидой; сохранились ее алтарная часть, зап. фасад и отдельные участки боковых стен с окнами. Стены базилики изящно декорированы орнаментом в виде меандровой ленты вокруг дверных проемов и окон. Углы постройки оформлены пилястрами, которые на фоне стен визуально выделены каннелюрами. Для украшения использованы сполии, в т. ч. коринфские капители колонн (II-III вв.). Базилика имела отдельный атриум и баптистерий, почти квадратный в плане (5,52×5,25 м). Вторая базилика расположена в зап. части селения; построена в 30-х гг. VI в. Ее облик был несколько скромнее. В Маазе сохранились также развалины 2 средневек. мечетей с араб. надписями XIII-XV вв. В окрестностях Мааза есть остатки 2 малоизученных комплексов построек: Хирбат-эс-Санад и Дайр-Мааза, к-рые, вероятно, в средние века (после VII в.) были мон-рями. Также известен небольшой мон-рь Дайр-Айзарара в 1,5 км к востоку от Мааза, сложившийся, вероятно, во 2-й пол. VI в. Мушаббак

http://pravenc.ru/text/2563160.html