С процессуальной стороны «Евангелие» апостольское оказывается всецело субъективным и отрешенным от подлинного факта в благовестии Христа и деле Искупителя. Разумеется, оно не могло бы сохраняться и применяться, продолжая быть пустым личным мечтанием. Для него было обязательно конкретное содержание, в котором субъективные порывы и индивидуальные влечения должны были получать реальное выражение и осязательное обоснование. Для сего Апостол мог пользоваться, конечно, лишь тем, что было у него в распоряжении. Как сын своего времени 336 , он по духу и убеждениям был и остался иудеем 337 не менее, чем по плоти и крови 338 , – в отличие от денациональности Христа 339 , универсализм которого лишь затемнен проповедью Павловой 340 , где открывают даже пояснения к талмудическим данным 341 . Если вообще христианство коренится в религии Израиля 342 и неотделимо от лучшего в ней 343 , если весь Новый Завет есть «величайшее творение еврейского народа» 344 , то тем более верно, что Павел никогда не был в силах освободиться от иудейских уз, двигался в иудейских созерцаниях, определялся раввинскими формулами 345 и т. п., почему Иерусалим для него лично был и в будущем рисовался всегдашним христианским средоточием и иудео-христиане представлялись святыми первого ранга 346 – соответственно партикуляристической ограниченности иудейского идеала 347 Мессии, служившего концентрацией национальных вожделений и надежд 348 . Иудейство было ближайшим соучастником в формулировании Павловой теологии 349 , и чрез это в ней сохранялась генетическая его связь с христианством 350 при непрерывности развития духовной жизни апостольской 351 . Новое прозрение во многом было подготовлено иудейством 352 , где в фарисействе содержались его элементы 353 в общем 354 и в частностях 355 , а потому необходимо воспринималось при иудейских предположениях 356 , отражалось в зеркале иудейской теологии, раскрывалось в иудейских категориях 357 и притягивало сродный им материал. Таковой прежде всего черпался из Библии при пособии обычных раввинских средств произвольного выжимания и насильственного навязывания 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(Константина; лат. Constantia, Constantina) (между 308 и 316 - ок. 354, Кен Галликанский, Вифиния), св. (пам. зап. 18 февр.), старшая дочь имп. св. равноап. Константина I Великого и Фавсты. В 335 г. К. была выдана замуж за ее двоюродного брата Ганнибалиана Младшего и получила титул августы. От имп. Константина Ганнибалиану был дарован титул «Царь царей», он держал ставку в Кесарии Каппадокийской и готовил рим. армию к большому походу против Персии, к-рый не состоялся из-за смерти имп. Константина в 337 г. Летом того же года в борьбе за власть между родственниками умершего Константина Ганнибалиан был убит в К-поле. Последующие годы К. жила скорее всего при дворе имп. Констанция II, хотя в источниках ее имя долгое время не упоминается. Тем не менее К. сохраняла высокое положение и в глазах современников выглядела как значительная политическая фигура, поддерживавшая власть правящей фамилии Флавиев. В 350 г. узурпатор Магн Магненций, захвативший Запад Римской империи, вел переговоры с Констанцием II и предлагал ему заключить союз, к-рый мог быть упрочен женитьбой Констанция на дочери Магненция и самого Магненция на К. Однако Констанций это предложение отверг и в 353 г. уничтожил мятежника. В 351 г. Констанций выдал К. замуж за своего двоюродного брата Констанция Галла, который получил титул цезаря и в течение неск. лет управлял Востоком империи из Антиохии. В браке с Галлом у К. род. дочь Анастасия; о ее жизни ничего не известно. По сведениям историка-язычника Аммиана Марцеллина (кон. IV в.), К. отличалась высокомерием и кровожадным характером и неоднократно провоцировала Галла жестоко расправляться с теми, кого подозревали в заговорах ( Amm. Marc. Res gest. XIV 2. 2). В 354 г. имп. Констанций, находившийся на Западе, заподозрил Констанция Галла в стремлении к захвату верховной власти и разорвал с ним отношения. Галл отправил К. ко двору Констанция, чтобы попытаться убедить его в своей лояльности и прекратить конфликт. Однако в пути из Антиохии в Медиолан К. скончалась от внезапной лихорадки. Галл был вскоре смещен с престола и казнен в кон. 354 г. Тело К. было отправлено в Рим и похоронено близ города в мавзолее на Номентанской дороге.

http://pravenc.ru/text/2057142.html

В случае назначения квартирных денег, их следовало бы производить с настоящего времени тем только священно и церковнослужителям, которые не имеют вовсе домов или проживают в своих собственных; там же, где уже построены или приобретены церковные дома казною или прихожанами, дома сии считать собственностью местных священно и церковнослужителей, но за то не производить им квартирных денег в течении 10 лет. Покрытие издержек на квартирные деньги лучше всего бы отнести на земские повинности тех губерний, в которых состоят Православные церкви. Увеличение сих сборов несколькими копейками не составило бы большой тягости; а между тем, этим только способом могут быть устранены нарекания Православных прихожан и злонамеренные попрёки недоброжелателей Православной Церкви. Весьма желательно, чтобы к сему же источнику отнесена была и уплата за обработку священнической земли. Эта обработка, судя по местности, оценена комитетами в Литовской епархии разнообразно, от 50 до 70 рублей серебром; и я полагал бы полезнейшим назначить безразлично всем священникам по 50 рублей серебром из земского сбора, нежели подвергать их ненавистным ежедневным мелочным расчётам со всеми их прихожанами. Всё это, кажется, так просто, что заменило бы безотлагательно прежнюю весьма сложную систему обеспечения церковных причтов домами и обработкой земли, а с тем вместе прекратило бы все возникшие доныне затруднения. Разумеется, что производство квартирных денег и за обработку священнической земли должно относиться только к сельским приходам, для которых оно положено по Высочайше утверждённому положению. Уведомляя ваше сиятельство о сём моём мнении, имею честь быть. Г. Виленскому военному губернатору Бибикову (конфиденциально), от 2 мая за 1364, касательно назначения квартирных и обработочных денег сельским причтам Священнических штатных мест по Литовской епархии, кроме кафедрального собора, имеется: в губернии Гродненской 337, в губернии Виленской 147, в губернии Ковенской 17; диаконских в первой 45, второй 18 и в третьей 2; причётнических, то есть дьячковских, пономарских и просфирнических, в первой 734, во второй 315, в последней 33. Считая квартирные деньги священникам по 30, диаконам по 20, а причётникам по 10 рублей серебром, пришлось бы на Гродненскую губернию 18.350, на Виленскую 7.920 и на Ковенскую 880, а всего квартирных по Литовской епархии 27.150 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

332 νκρωσιν – умерщвление, смерть (поздн слово, ос в Н 3.); др -слав. «мертвость». Тело служит для души одеждой, смерть лишает душу этой одежды, следовательно, обнажает ее. 336 Что Христос здесь имеет в виду смерть свою, видит в ней средство к прославлению имени Отца небесного, это самое принятое и у свв. отцов и ныне объяснение (подтверждается и Ин. 21:19 ); но есть и другие понимания, напр: «чего бы это ни стоило Мне, прославь имя Твое», или же Спаситель имеет в виду принесение плода (добродетели) верующими (ст 24; 15.8), которое настоящим образом прославляет Бога, или же, наконец, имеет в виду просто последовавший затем голос с неба, прославивший перед народом Бога Отца и Его. 337 Что не все слышали содержание голоса, объясняют также дальностью расстояния голос раздался над самим Христом и только ближайшие вполне расслышали его, чем дальше стояли, тем меньше слышали (древние толкователи). Или: плотские скоро могли забыть более точное впечатление от слышанного (св Златоуст). Сопоставляют этот голос с известным у иудейских писателей под именем bath-qol (букв, «дочь голоса»), каким-то таинственным голосом, о существе которого, впрочем, точнее ничего не известно; думают, что это были естественные голоса, звуки, шумы в природе, в которые вкладывали тот или другой смысл смотря по настроению или потребностям Таким настоящий голос, конечно, не мог быть; как не мог он быть и субъективным истолкованием грома со стороны Иисуса и учеников (раввин Маймонид и рационалисты). 347 Σταυρ πεποιθς μνον ξερεγομαι (букв, «изрыгаю, это выражение из Пс. 44:2 ). Ирмосы и тропари канона и начинаются по порядку одной из 30 букв этого акростиха; а прибавочная 9 песнь канона «Снедию древле» повторяет 4 последние буквы акростиха. По-гречески канон написан обычным стихотворным размером церковных песней, не укладывающимся в рамки классической метрики (Толковый Типикон I, 366, 370), а акростих к канону – шестистопным ямбом 350 πιστρεπτικς – возвратно, обратно; слово позднейшее, слав.: «тоже обращ на Фараона с колесницами»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

494 Переведено по изд.: Tetz М. Athanasianä zu Leben und Lehre des Athanasius. Berlin, New-York, 1995. S. 78–84. 495 Возможно, не Евгений ( Ευγνιος), а Гигин ( γΤνος), упомянутый у Епифания (Панарион 72.11.5), однако также и остальные имена в списках подписавшихся под этими двумя не совпадают друг с другом. 506 Интересные соображения о соотношении богословия св. Афанасия, его, шнии в церковном строительстве и «мелетианскон» и «арианской» альтернативы высказаны в исследовании: Brakke D. Athanasius and the Politics of Asceticism. Oxford, 1995. Автор, в частности, отмечает, что в контексте формирующегося монашеского движения св. Афанасий сумел противопоставить свою концепцию христианской жизни, отречения от мира и готовности претерпеть страдания за веру мелетианскон претензии на наследование мученикам, а вместе с тем противопоставил тот же идеал христианской жизни арианскому «академизму», подмене, в которой на место христианства встает своего рода «риторическая культура» (см.: Ibid., р. 267). 508 Современные исследователи датируют эти сочинения временем между 328 и 337 гг., но некоторые придерживаются и прежней датировки – еще до Никейского собора. Другие же, напротив, заходят так далеко, что датируют эти сочинения 350-ми гг. (см.: Leewa/is J. Thirteen years of Athanasius research (1985–1998): A survey and Bibliography//Sacris Erudiri. 39, 2000. Pp. 132–135). 513 «Образ» для Маркелла оказывается связанным исключительно с чувственным образом: «Очевидно, что до принятия нашего тела Слово Само по Себе не было образом невидимого Бога. Ибо образу подобает быть видимым, чтобы посредством его могло быть видимым то, что нельзя было увидеть прежде» (Против Астерия, фр. 23, пер. А. Ю. Братухина по изд.: Gegen Markell; Ueber die kirchliche Theologie; Die Fragmente Markellus//Eusebius Werke. Vol. 4/Ed. E. Klostermann. Leipzig, 1906). 514 Как замечает Айрес, «Астерий говорит о Логосе как об «образе сущности Отца», вероятнее всего, потому, что для него понятие «образ» имеет ясный смысл отличия и подчинения» (Ayres L Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford, New-York, 2004. P. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

337 Пристав упоминается еще в послании м. Ионы еврейскому князю Михаилу Андреевичу 1450 г. «и аз, сыну, до тех попов своего пристава послал» (А. И. I, 50). 344 В одной грамоте новгородского архиепископа 1577 года говорится; «и недельщики и доводчики своих хоженых и от поруки у них не емлют ничего». (А. И. I, 197). 350 Так в наказной памяти митрополичих дел приставу Митьке Иванову повелевается ему в Соли Вычегодской и Луской Пермце объявить монастырям и приходам, чтобы постились и совершали молебствие по случаю войны с турками и крымскими татарами (А. Э. IV, 229). В памяти митрополичих дел Матвею Лобанову о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять играми в Устюжском и Соль-Вычегодском уездах повелевается ему по всем волостям и погостам названных уездов попам и дьяконам и всем православным христианам вычитать святительский указ «по многие дни», «и с памяти велеть им списывать списки, и заказ учинить крепкой, чтоб отнюдь скоморохов и медвежьих поводчиков отнюдь не было». (А. Э. IV, 98). 351 А. И. I, 200, стр. 368. О данных приставах монастырям говорится во многих грамотах: А. И. I, 119, 125. А. Э. I, 82, 110, 113, 154, 159, 189, 198, 329, 368 и др. 367 В ней между прочим сказано: «по нашему великаго государя указу софейскаго дому твой преосвященнаго архиепископа дворецкой Пантелей Семенов сын Быков написан по Вологде по выбору... а в софейском дому у тебя велено ему Пантелею быть по прежнему». (А. до Ю. б. II, 56-III). 368 У патриарха, например, кроме собственно патриарших палат еще находились при его доме палаты: дворянская, подьяческая, колидничья. каретная, скатертная, хлебодаренная, кормовая, сушиленная, каменные сараи, житный двор, пивоварня, приспешная, поварня и другие службы, – также разные подворья в Москве и других местах и несколько богаделен (Снегирева «памят. моск. древн. стр. 166, 198, 200); все эти палаты находились в ведении и распоряжении дворецкого. 369 В делах патриаршего дворцового приказа упоминаются следующие лица: певчие дьяки первой, другой и середней станицы, подьяки меньшие двух станиц, писцы, книгописцы, златописцы, иконописцы, живописцы, серебряники, золотых дел мастера, басманники, кузнецы, столяры, резцы, каретники и т. д. Упоминаются также различные мастера и работники: подкеларники, портные мастера, свитошпики, свешники, чашники, судовые, скатертники, приспешники, повара, поваренные по мясом, хлебенные, квасоваренные, пивовары, гвоздари, истопники, дровосеки, конские мастера, конюхи, водовозы, сторожа сытные, погребные, казенные, разрядного приказа, дворцовые, ночные, сушиленные, бартники, прудовые и т. п. (ibid. стр. 199); надзор за всею массою этих лиц и за их работами лежал на ответственности дворецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

337 По написании уже об этом предмете, мы встретили в Церковном Вестнике (1881 г. 43) в епархильном Обозрении как раз вопрос об этом же, т. е. что для возрастания и процветания церковно-приходских школ потребно, между прочим, одно из существеннейших условий – привлечение в них достаточных воспитательно-образовательных сил... Здесь указывается на то же, по большей части, что было выполнено уже преосв. Антонием. Но разница понятна: видимо это дело и теперь только ещё в зачатках, – а тогда – за целые 15 и более лет, было уже в силе и действии и благоуспешности... Так-то мы прогрессируемся! 338 См. об этом, между прочим, в статье «К вопросу в деле народного образования». Странник 1881 г., Февраль, стр. 284–292. 344 Этот термин – «отапологетироваться, в своём роде совершенно небывалый, был употреблён, однако, буквально самим преосв. Антонием и видимо образовался у него тут же как бы экспромтом под понятными впечатлениями... 350 Здесь разумелись науки: – сельское хозяйство, естественная история, землемерие и медицина. Эти науки преосв. Антоний тем смелее признавал не нужными, что ещё прежде, при представлении своего проекта о материальном улучшении заведений, он не назначил даже и жалованья преподавателям этих наук, и ходатайствовал о непременном исключении их из Семинарской программы. Это ходатайство его и было удовлетворено св. Синодом, по предварительном испрошении даже Высочайшего соизволения, как значится в отношении Обер-Прокурора св. Синода от 4-го Декабря 1864 г. за 7636. 367 См. всеподданнейшую записку, особо изданную в 1861 г. С.-Петербургской Синодальной типографий, стр. 38–39. 368 Бывшего тогда Начальником отделения в канцелярии Обер-Прокурора, – теперешнего Члена Ревизора Дух.-Учебного Комитета действ. ст. сов. С.В. К-рского, который был на ревизии Казан. дух. Семинарии в начале 1880 г. и тогда же указал нам на эту записку, как на материал для биографии преосв. Антония. 375 В своё время, известно, были взыскиваемы деньги за чинопроизводство и в очень значительных размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

337 Явления «духов» в данном случае могут быть, кажется, объяснены, коллективными телепатическими галлюцинациями. Свящ. Г. Д-ко. 338 Православные богословы смотрят на медиумические явления или как на вмешательство злой силы (митр. Филарет), или как на самообман при недостаточном наблюдении психо-физических явлений, или как на явление естественное, свидетельствующее о бытии души. Свящ. Г. Д-ко. 340 Последний термин впервые был употреблён профессором Coues на психологическом конгрессе в Чикаго. 341 Изобретатель разного рода камер и затвора, дающего возможность сократить выставку до 1/1000 секунды. 342 В бодрственном состоянии просидеть неподвижно, в общем, около трёх часов чрезвычайно трудно, а потому нелегко найти подходящих субъектов. Да и вообще нелегко найти последних. 343 Это доказательство может убедить в существования души у человека даже материалистов, с их грубо эмпирическими воззрениями на природу человека. Г. Д-ко. 344 Именно, его разумная, бессмертная, свободная и богоподобная душа, каковой она проявляется не у медиума только, но и у всякого человека. Г. Д-ко. 345 Эти лица действительно прислали подробный отчёт о происшествии, но мы его не станем приводить. 350 Имя одной из материализованных фигур, появлявшихся на целой серии сеансов, данных миссис Эсперанс г. Хедлунду в 1889 году в Готенбурге. 351 Это происходило на одном из моих сеансов; я приготовил парафин, растопленный в горячей воде, чтобы попробовать получить форму руки Иоланды. 352 Это относится к следующему случаю: на одном из сеансов, когда всё уже было готово, миссис Эсперанс в кабинете, занавеси опущены, все по своим местам, освещение установлено, только дверь ещё не заперта на ключ, чем я воспользовался, чтобы выйти на минуту из комнаты, не делая ни малейшего шума. Когда я вернулся, мне сказали, что миссис Эсперанс воскликнула: «нельзя начинать, г-н Аксаков вышел». Прибавляю, что медиум сидел в кабинете ко мне спиной, благодаря тому, что так стояло его кресло. Нас разделяла одна занавеска, но мой стул находился около левого угла кабинета, немного позади кресла медиума, так что он не мог меня видеть, даже если б в занавеске был просвет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Имеется в виду дело экстраординарного профессора русской истории Киевского университета и Киевского Коммерческого института Е. Д. Сташевского, который еще в 1912 г. был уличен в краже документов (понадобившихся ему для работы над диссертацией) из московских архивов, в том числе, из МГАМИД. После обнаружения пропажи и запроса МИД в Министерство народного просвещения, Сташевский вернул все документы, поэтому МИД не настаивало на существенных репрессиях. Сташевский получил выговор, и этим, на первых порах, дело ограничилось. Однако, в 1916 г. вся история всплыла вновь и даже попала на страницы печати. Косвенно это дело коснулось и Богословского, который, собственно, и обнаружил пропажу. Когда Богословскому понадобилось сверить текст Сольвычегодской заседки 147 г. г.], он пришел в Архив МИД с корректурой и в присутствии служащих Архива пытался найти оригинал, но его на месте не оказалось. При разбирательстве выяснилось, что последним с этим архивным делом работал Сташевский, о чем имелась соответствующая запись в листе использования. Первоначально Сташевский отрицал свою вину, ссылаясь на то, что документ, возможно, попал в другое архивное дело. Однако, позднее, под грузом неопровержимых доказательств, вынужден был признаться и вернуть документы в архивы. Подробнее об этой истории см.: Михальченко С. И. «Дело Сташевского» (начало XX в.)//Российские университеты XVIII-XX вв. в системе исторической науки и исторического образования. Материалы межвузовской научной конференции. Воронеж, 1994. С. 46–48; Дубинский А. М. Ученый и его наука в письмах//Переписка С. Б. Веселовского с отечественными историками. М., 2001. С. 17. Письма С. Б. Веселовского Е. Д. Сташевскому 6, с. 349–350), Е. Д. Сташевского С. Б. Веселовскому 7, с. 351–353), П. П. Смирнова С. Б. Веселовскому 6, 7, 22, с. 305–307, 308, 336–337), Л. Н. Яснопольского С. Б. Веселовскому 3, с. 498–499), примечание С. Б. Веселовского к письму В. Е. Данилевича к нему 5, с. 365)//Переписка С. Б. Веселовского с отечественными историками. М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

5 свое дело; долг (фр.). 330 1 Draft (англ.) – черновик, черновой вариант. 331 2 так проходит… (лат.). 332 1 своеобразного, особого рода (лат.). 333 1 Блондель: " Я хотел бы, чтобы мы сами осуществляли пассивный отказ от всего, что относится к жизненным случайностям, человеческим препятствиям, подозрениям, как оправданным, так и необоснованным, для того, чтобы оставить на наше личное усмотрение все причитающиеся нам силы и свободу. Остальное в руках Господа " (Переписка А.Бремона с М.Блонделем, 1, 465) (фр.). 334 2 Бремон: " Пропал ли я, если буду продолжать верить, что всё богословие является только объяснением опыта (учитывая, что мы никогда не будем отрицать, что каждое действие предполагает метафизику), что апостольская вера это не наука, а жизнь, дух, благодать в действии? И более того, мы хорошо знаем, что эта жизнь показательна, но мы требуем, чтобы нам представили, во-первых, возможностьдогматизации и алгебраической формулы этого света и, во-вторых, реализацию этой возможности на Трентском и других соборах " (Переписка, 2, 24-25) (фр.). 335 3 самоосуществление (англ.). 336 1 Из стихотворения А.Пушкина " Я памятник себе воздвиг нерукотворный " . 337 1 Национальном Совете церквей (англ.). 338 1 искушённость (англ.). 339 2 измерением (англ.). 340 3 Комитета по инвестированию (англ.). 341 4 облигации (англ.). 342 5 акции (англ.). 343 1 трепет (англ.). 344 2 " Было абсолютно ясно, что дешевле кремировать тела, чем иметь дело с частными кладбищами " (англ.). 345 3 " У нас есть несколько человек, которые сохранили чуточку религии и которым не нравится такой способ избавляться от человеческих тел, и я, вероятно, один из них " (англ.). 346 4 " религиозными лидерами " (англ.). 347 5 и " не было никаких возражений " (англ.). 348 6 " новом имидже " (англ.). 349 7 " Сестры теперь очень серьезно относятся к служению, занимаясь вопросами социальной справедливости и разъясняя Евангелие в контексте современного мира " (англ.). 350 1 " В настоящее время… все еще широко распространено мнение, что сестры – только " винтики " в учреждениях, либо учительницы, либо сестры милосердия (!!!), хотя на самом деле они все чаще перестают просто заполнять такие учреждения, как школы и больницы " (англ.). 351

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010