Великий Пимен сказал: «Наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость» [Ср.«Отечник» еп. Игн. Брянчанинова, стр. 336, § 58. «Авва Пимен сказал: Воля человека есть медная стена между ним и Богом; она камень противобиющий». Слова ст. Силуана: «и не дает с Ним сблизиться или созерцать Его милость», лишь по смыслу согласны с тем, что сказал св. Пимен Великий. Подобным образом и в некоторых других случаях цитаты старца Силуанане точны, и являются скорее интерпретацией.] Всегда надо просить у Господа мира душевного, чтобы удобнее было исполнять заповеди Господни; ибо Господь любит тех, которые стараются исполнять волю Его, и так они обретают великий покой в Боге. Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден, и быть может, болен и страдает, потому что его веселит благодать Божия. А кто недоволен своею судьбою, ропщет на болезнь или на того, кто обидел, тот пусть знает, что он находится в гордом духе, который отнял у него благодарность к Богу. Но если и так, то не унывай, а старайся крепко уповать на Господа и проси у Него смиренного духа; и когда придет к тебе смиренный Дух Божий, то ты возлюбишь Его, и будешь в покое, хотя и будут скорби. Душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога и думает: «Бог создал меня; Он страдал за меня; Он прощает мне грехи и утешает меня; Он питает меня и заботится обо мне. Так что же мне заботиться о себе, или чего мне бояться, хотя бы мне и смерть угрожала». Всякую душу, которая предалась воле Божией, Господь вразумляет, ибо Он сказал: «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,15). Всякая душа, смущенная чем-нибудь, должна вопросить Господа и Господь вразумит. Но это главным образом в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смиреннее. Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна; и от этой радости молится человек, чтобы всякая душа познала Господа; познала, как много Он нас любит, и как богато дает нам Святого Духа, Который веселит душу в Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Второе прошение: " Да приидет... " (продолжение) Теперь нужно нам остановиться на словах: " Да приидет " . В Молитве Господней Царство Божие представляется не пришедшим уже, а желательным, просимым, будущим. Что это значит? [Значит ли это, что оно] не пришло ещё ко мне лично [или] не явилось вообще в мир, и мы молимся, чтобы Царствие Божие пришло теперь к людям? Это не относится к пришествию в мир и Самого Господа Иисуса Христа. " ... " Сам Он, вслед за Иоанном Крестителем, говорил лишь: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 3, 2; 4, 17), а не пришло уже. И у евангелиста Марка говорится: " Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие " (Мк. 1, 14-15). То же и у евангелиста Луки (Лк. 10, 9-II). Что же означает это слово " приблизилось " ? Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё, - даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им " о Царствии Божием " . И ученики ещё не могли отрешиться от земных, общежитейских воззрений и спрашивали Господа: " Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? " (Деян. 1, 6). В ответ на это Он сказал им ясно: " Вы примете силу, когда найдет на вас Дух Святый " (Деян. 1, 8). И это произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они " начали говорить на иных языках " (Деян. 2, 3-4). О Нём Господь предсказывал и раньше, в праздник кущей (Ин. 7, 2), говоря: " Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (см. Ис. 12, 3; Поил. 3, 18). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен " (Ин. 7, 37-39). Святитель Иоанн Златоуст называет славою крест. И даже объясняет это: " Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу, а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но - друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас Жертве, разрушиться вражде во плоти, и нам соделаться друзьями Божиими, и тогда уже получить этот дар " (т. 8, с. 336).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

Гл. 5. В Ветхом Завете Моисей посылается в Египет с одним жезлом. При вступлении его в Египет присоединяется к нему посланный от Бога Аарон, брат его. Потом, когда брат получил от него доверие, в то время собрались к нему старейшины и начальники народные. После того, когда дело утвердилось и силы умножились, он перешел море. И они ещё не были под законом, доколе Господь не позвал Моисея на гору. Он дает ему скрижали и показывает ему, как устроить скинию, и поставить вождей, десятоначальников, пятьдесятоначальников, стоначальников, тысяченачальников ( Исх.18:25 ). Видишь ли, как дела постепенно расширяются? Виждь, говорит Господь, да сотвориши все по образу, показанному тебе на горе Синайской (25:40). Видишь ли, как законоположением прибавлены: седмисвещный светильник, длинные священнические ризы, звонцы и рясны, нарамники и наглавия, увясла и соединение различных камней, чаши, фимиамники, умывальники, жертвенники, блюда, масмароф, т. е. кропила, мидикоф, т. е. кружки, махоноф, т. е. подставы 336 и прочее, о чем говорит закон, херувимы и иное, ковчег завета, носилки и кольца, скиния, покровы и кожи червленые, петли, и прочее, придверники, трубы кованые и изогнутые, золотые и серебряные, медные и роговые и все другое, о чем говорит закон, различные жертвы и учреждения. Так как в начале этого не было, то ужели после того, как все это введено, дело не получило устройства? Так должно судить и о том, что написано у Апостола, именно что такой был порядок до тех пор, пока не распространилась церковь , пока она не пришла в свою меру, пока весьма правильно не устроен был разумный порядок Отцом, Сыном и Святым Духом. Так падает учение Аэрия. А что не может быть епископ то же, что пресвитер, об этом учит Божественное слово святого Апостола, кто именно епископ и кто пресвитер. Он говорит Тимофею, бывшему епископом: старцу (пресвитеру) не твори пакости, но утешай, якоже отца ( 1Тим.5:1 ). Для чего же внушается епископу не творить пакости пресвитеру, если бы он не имел власти выше пресвитера? И ещё говорит: на пресвитера хулы не приемли скоро, разве при двою или триех свидетелех (19) Не сказал кому-либо из пресвитеров: не приемли хулы на епископа, и не написал, чтобы кто-нибудь из пресвитеров не обвинял епископа. Видишь ли, как велико падение всякого, потрясенного дьяволом ?

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Глава 49 (1) Обратите слух, острова, ко Мне 334 , И внимайте, народы, издали! Иегова от утробы призвал меня, От чрева матери моей Сделал памятным имя мое. (2) И положил уста мои, как меч острый, В тени руки своей Скрыл меня; И сделал меня стрелою изощренною 335 , В колчан свой спрятал меня. (3) И сказал мне: «раб мой – ты, Израиль... в тебе Я прославлюсь». (4) А я говорил: «напрасно я тружусь, Попусту и тщетно силу мою истощаю».... Но суд мой у Иеговы, И дело мое у Бога моего. (5) И ныне говорит Иегова, Образовавший меня от утробы в раба Себе, Чтобы возвратить Иакова к Нему (И Израиль к Нему соберется 336 , И я прославлюсь перед Иеговою, И Бог мой будет сила моя). (6) Так сказал Он: «мало, что ты будешь Мне рабом, Чтобы восстановить колена Иакова, И уцелевшее от Израиля возвратить, – Но Я даю Тебя в свет народам, Чтобы достигло спасение Мое до конца земли». (7) Так говорит Иегова, Искупитель Израиля, Святый его, Презираемому всеми 337 , Коего гнушаются народы, Рабу повелителей: «Цари увидят, И встанут князья, и поклонятся, Ради Иеговы, который верен, Святого Израилева, который избрал тебя». (8) Так говорит Иегова: «Во время помилования Я услышу тебя, И в день спасения помогу тебе; И буду охранять тебя, И дам тебя в завет народам, Чтобы восстановить землю, Чтобы возвратить наследства опустошённые, (9) Чтобы сказать узникам: «выходите»! И тем, которые во тьме: «покажитесь на свет»! Близ дорог будут пастись, И на всех холмах – пастбища их. (10) Не взалчут они, и не вжаждут, И не поразит их зной или солнце, Потому что Милующий их поведёт их, И на источники вод направит их. (11) И Я обращу все горы в дорогу, И пути мои поднимутся. (12) Вот они издалека придут! И вот одни от севера и от моря 338 , А другие от земли Синим 339 . (13) Торжествуйте, небеса, И веселись, земля! Издавайте, горы, крик радости! Ибо утешает Иегова народ свой, И страдальцев своих хочет помиловать. (14) И сказал Сион: «оставил меня Иегова, И Господь забыл меня». (15) Забудет ли 340 жена дитя свое, Чтоб оказать жалость к сыну чрева своего? –

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Господь наш Иисус Христос не только поучал, как правильно совершать основные добродетели – милостыню, молитву и пост, из которых проистекают все прочие, но и обличал тех людей, которые были чрезвычайно подвержены безумной, пагубной страсти тщеславия. Можно было бы привести тому много примеров из Евангелия, но я приведу только одно поучение Спасителя, где Он обличает фарисеев. Слово «фарисей» стало уже нарицательным и означает лицемера, который внутренне совершенно не таков, каким показывает себя перед людьми. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают 334 . Если мы видим таких лицемеров и они учат нас правильно, то мы должны их слушаться, но по делам их не поступать. Часто пример оказывает гораздо большее действие, чем слова. Посмотрев на поведение лицемера, который учит правильно, а ведет себя неправильно, мы начинаем делать так же: декларировать какие-то высоконравственные истины, а в действительности вести себя так, как нам подсказывает земная выгода, как велят нам наши страсти. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их 335 . Вот признак лицемера – учить правильно, а самому даже не касаться того, чему учишь. Осуждать других людей за те или иные прегрешения, а самому совершать еще худшие проступки. Такое поведение кажется странным, но, тем не менее, оно встречается сплошь и рядом. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих 336 . Здесь Спаситель совершенно откровенно обличает и фарисеев, и всех нас, если мы имеем в себе порок тщеславия. Когда мы читаем Евангелие, то не должны отождествлять себя только с учениками Христовыми. Полезно нам бывает иногда увидеть в себе и то, что в нас есть от врагов Христовых, – конечно, не для того, чтобы прийти в отчаяние, а для того, чтобы исправиться и покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Далее Сын Божий говорит: Мф.11:18–19 . «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее». Блаженный Феофилакт пишет так на сии евангельские стихи: «Жизнь Иоанна уподобляет плачу, потому что Иоанн обнаруживал большую строгость и в словах и в действиях; а жизнь Христа уподобляется свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем, снисходителен, да всех приобрящет; благовествовал Царствие, не показывая той строгости, какую обнаруживал Иоанн. Пища Иоанна была грубая и не везде находимая: ни хлеба он не ел, ни вина не пил; напротив, у Христа была пища обыкновенная. Он и хлеб ел, и вино пил. Таким образом, жизнь их была противоположна одна другой. Однако иудеям не нравилась ни та, ни другая; об Иоанне, который не ел и не пил, говорили: в нем бес, а Христа, который ел и пил, называли человеком, любящим есть и пить. Евангелист не записал всех клевет их, почитая достаточными и сии слова к их обличению». Вывод, который мы можем сделать из сказанного, очевиден, мы читали об этом ранее: «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» ( Мф.10:25 ). То есть, Учителя ругали, пусть и нас ругают; на Него клеветали, и мы потерпим. Начни христианин жить целомудренно, назовут его извращенцем; начни жить в нищете, назовут жадным; начни жить в кротости и смирении, назовут трусом; начни жить в мире с врагами, назовут предателем. Никогда и никак мы, верующие, не сможем угодить враждебно относящимся к нам. Впрочем, если и за дело злословят нас, и это для нас благо. Ибо, пострадав здесь, меньше претерпим в День Судный. Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Дан. 9 :16. Господи! по всей милости Твоей да отвратится ярость Твоя и гнев Твой от города Твоего Иерусалима, от 322 горы святой Твоей, ибо мы согрешили неправдами нашими и беззаконием 323 отцов наших, Иерусалим и народ Твой стали укоризною для всех, окружающих нас. Дан. 9 :17. И ныне, Господи Боже наш, услышь молитву раба Твоего и прошение его, и обрати 324 Лице Твое на опустевшее святилище Твое, ради Тебя 325 , Господи. Дан. 9 :18. Приклони, Господи 326 Боже мой, ухо Твое и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошение наше и города Твоего, на котором наречено имя Твое, ибо не на нашу праведность (надеясь) 327 , повергаем моление наше пред Тобою, но на великия щедроты Твои, Господи! Дан. 9 :19. Услышь, Господи! очисть, Господи! внемли, Господи! соверши и не умедли ради Тебя, Боже мой, ибо имя Твое наречено на городе Твоем и на народе Твоемъ“. Дан. 9 :20. И когда еще я говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и припадал с молением моим пред Господом Богом моим о горе святой Его 328 , Дан. 9 :21. И когда я еще говорил в молитве, и вот муж Гавриил, которого я видел в видении моем 329 прежде 330 , прилетев коснулся меня, около времени вечерней жертвы. Дан. 9 :22. И вразумил меня, и говорил мне, и сказал: „Даниил! ныне я пришел научить тебя знанию 331 . Дан. 9 :23. В начале молитвы твоей вышло слово, и я пришел возвестить тебе, ибо ты муж желаний 332 , вникни в слово и уразумей видение. Дан. 9 :24. Семьдесят седьмин определены 333 о народе твоем, и о городе твоем святом, чтобы обветшало 334 согрешение, и закончился грех, и запечатаны были грехи, и загладились неправды, и очистились беззакония, и приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых 335 . Дан. 9 :25. И узнай и уразумей, от выхода слова 336 об определении 337 построения Иерусалима 338 до Христа-Старейшины семь седьмин и шестьдесят две седьмины: и возвратится 339 , и обстроятся улицы и стены и истекут 340 года. Дан. 9 :26. И после шестидесяти двух седьмин потреблено будет помазание 341 и суда не будет в нем 342 , а город и святилище разрушатся 343 с имеющим придти старейшиною 344 и погибнут, как 345 в потопе, и до конца войны, предназначенной определением 346 , в опустошениях (погибнут) 347 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству – свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой-либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость. Называя Бога святым ( γιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях. 334 Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог – а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Иоан. 1:5 ); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого ( Иак. 1:13 ); Он чист ( 1Иоан. 3:3 ); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9). б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание – аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; 335 также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; 336 святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; 337 бб) в частности выражается, что святое имя Его, 338 святое слово Его ( Пс. 104:42 ), закон свят Его ( Рим. 7:12 ), святая мышца Его ( Пс. 97:1 ), свят путь Его ( Пс. 76:14 ), святой престол Его ( Пс. 46:9 ), подножие Его: –свято оно ( Пс. 98:5 ), и что Он благ во всех делах Своих ( Пс. 144:17 ); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окру­жая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис. 6:3 ; срав. Апок. 15:4 ), и – гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят ( 1Петр. 1:15,16 ; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма десятая Псалом Давида, сынов Ионадава и первых пленников, не надписан у евреев, 70. 333 1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовеки! 2 334 Силою правды Твоей избавь меня и исторгни меня! Приклони ко мне ухо Твое и спаси меня! 3 Будь мне Богом Защитником и оплотом спасения моего, ибо Ты твердыня моя и прибежище мое! 4 Боже мой, избавь меня от руки грешника, от руки беззаконника и обидчика. 5 Ибо Ты надежда моя, Господи, Господи, упование мое от юности моей! 6 Ты опора моя от рождения, еще от чрева матери моей Ты мой Покровитель; Тебя воспеваю непрестанно. 7 335 Ибо чуждались меня многие, но Ты Заступник мой крепкий. 8 Да исполнятся уста мои хвалою, и да воспою славу Твою, всяк день великолепие Твое! 9 Не отвергни меня в годы старости; когда оскудеют силы мои, не оставь меня! 10 Ибо твердили враги мои мне, и подстерегавшие меня совещались вместе, 11 Говоря: «Бог оставил его, преследуйте и схватите его, ибо нет у него избавителя!» 12 Боже мой, не удаляйся от меня! Боже мой, на помощь мне приди! 13 Да посрамятся и исчезнут все, кто клевещет на душу мою; да облекутся стыдом и позором все желающие мне зла! 14 А я буду всегда уповать на Тебя и умножать славу Твою. 15 336 Уста мои возвестят правду Твою, всяк день – спасение, дарованное Тобой, ибо не тверд я в мудрости книжной. 16 Войду в храм, облеченный силой Господней. Господи, помяну правду Твою, Единый! 17 Боже мой, поучал Ты меня от юности моей, и вот ныне я возвещаю о чудесах Твоих. 18 И даже до старости и одряхления, Боже мой, не оставь меня, доколе не возвещу всему роду грядущему о силе десницы Твоей, 19 Могущество Твое и правду Твою, Боже, высокую, как небеса, и все великое, что сотворил Ты мне: Боже, кто подобен Тебе? 20 Сколь многие и лютые скорби посылал Ты мне! Но, обратившись ко мне, возвращал жизнь и из пропасти земной выводил меня вновь. 21 Много раз являл Ты мне величие Твое и, обратившись ко мне, утешал меня и из пропасти земной выводил меня вновь. 22 И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на струнах псалтири истину Твою, Боже; воспою Тебя на гуслях, Святой Израилев!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010