Теология – дословно с греч. «познание бога», «изучение бога», богословие, учение о Боге, о Его сущности и действии, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Византийское христианское богословие исходило из Священного Писания, создало концепцию космоса, христианской космологии, идею человека как микрокосма, но не стало частью науки, как на латинском Западе. Она решала проблемы христологии, как Бог стал человеком в Христе. Самого Бога Т представляла как не имеющего начала (анархос), несотворенного (актистос), бессмертного (афанатос), беспредельного (ашрос), неописуемого (апериграфтос) в отличие от твари, простого (асйнфетос), бестелесного (асоматос) и т. п. Основоположниками византийской Т явились Каппадокийские Отцы – Василий Великий (330–379 гг), Григорий Назианзин (329/330–389/390 гг) и Григорий Нисский (330–395 гг.). Первый Никейский Вселенский собор 325 г. определил Символ Веры и идею единосущности Бога Отца и Бога Сына (гомоусиус). Позже западные богословы стали настаивать на исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (filioque). Большой вклад в Т внесли агиография, гомилии, монашеская литература (уставы-типики, катехизисы, кефалы, каноны), анафоры, комментарии на ход и структуру Божественной литургии ( Кирилл Иерусалимский , Феодор Мопсуестский, Максим Исповедник и особенно Герман Константинопольский ). Свои богословские представления имело арианство, несториаство, монофиситство, монофелитство, иконоборство, исихасм. См.: Афанасий Великий , Аполлинарий Лаодикийский, Евагрий из Понта, Кирилл Александрийский , Север Антиохийский, Дионисий Ареопагит , Иоанн Климак, Исаак Сирин , Иоанн Дамаскин , Симеон Новый Богослов , Григорий Палама . Теопасхиты – см.: Трисагион. Тепе-Кермен – гора недалеко от Бахчисарая в Крыму. Название имеет тюркское происхождение: в пер. с крымскотатарского означает «холм-крепость», «крепость на вершине». Такое же название носил и средневековый город- крепость (по другим историческим источникам – монастырь) Т -К., остатки которого в несколько ярусов покрывают верхнюю часть горы высотой 540 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брюс Я. В. 336 Будда 330 " Буженинова, шутиха 236, 314 Булгаков М. А 435 Булгаков С. Н. 281 Бунин И. А. 354 Бутурлин И. И. 154 Бутурлины 372 Буханан 25 Бухарин Н. И. 426, 429 Вавила Молодой 39 Валентинов Η. (Н. Вольский) 426, 443 Ван Геннен А. 446 Варда Фока, византийский полководец 326 Варений Б. 243 Василий II, византийский император 326 Василий, архиепископ новгородский 136 Василий, самозванец 28 Василий, юродивый 345 Василий Анкирский, мученик 430 Василий Блаженный 340, 342, 347, 348, 353, 446 Василий Великий 69, 119, 219, 300, 317, 391 Василий Мотора, казак 31 Василий Туша 110 Василий Шуйский, царь 29, 203 Вассиан Пертоминский, святой 391 Вашингтон Дж. 441 Веллингтон А. 165 Вельяминова А. М. 70 Вельяминовы–Зерновы 372 Вергилий П. 227–229, 233 Веселовский А. Н. 90, 110 Веселовский С. Б. 108 Веспуччи А. 185 Вильгельм, английский король 169, 366 Вильгельм Аквитанский 408 Винцент из Бове 177 Витберг А. Л. 288 Владимир Креститель 56, 119, 211, 322–327, 329, 330, 332, 334, 406, 421, 422 Владимир Мономах 118, 286, 334— 335, 406 Водарский Я. Е. 375 Волынский А., канцлер 236, 314, 390 Вольдемар, датский королевич 211 Вольтер 289 Вонифатьев Стефан, протопоп 15, 39–40, 42, 64, 88, 163, 193, 217, 218 Воротынский М. И., воевода 16 Ворошилов К Е. 432, 443 Вратислав II, чешский король 333 Всеволод Ярославич, великий князь киевский 118, 406 Всеслав Полоцкий, князь 258, 259 Вульф А. Н. 289 Вяземский П. А. 289, 290 Габричевский А. Г. 440 Гавриил, митрополит 47 Гаврила, самозванец 28 Гаврило Олексич 372, 373, 378 Гагарин И. 285 Галилей Г. 230 Гарновский М. А. 414 Гаршин В. М. 369 Гастингс Мэри 92 Гаумата, маг 29 Гедемин, литовский князь 373 Геллий Авл 234 Гельбиг 412 Гендриковы 200 Геннадий, константинопольский патриарх 219 Геннадий, архиепископ новгородский 290 Генрих VIII, английский король 307, 308 Георгиевич 436 Георгий Амартол, византийский хронист 329 Герасим Шапочник, старообрядец 45 Герберштейн С. 15 Гермоген, патриарх 37 Герхардт Д. 407 Герцен А. И. 282, 286, 390 Гёте 303, 392

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

319-323 ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский 323-324 ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 324-325 ИЕРОНИМ (Шо Иоанн Роберт; род. 1946), еп. Манхаттанский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 325-326 ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель 326-330 330-332 ИЕРОНИМ II [в миру Иоаннис Лиапис] (род. 10.03.1938), архиеп. Афинский и всей Эллады с 7 февр. 2008 г. 332-333 ИЕРОНИМ МОРАВСКИЙ [Джером из Мори], муз. теоретик XIII в., монах-доминиканец, автор «Трактата о музыке» (ок. 1275) 333-334 ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ (ок. 1378 или 1380 - 1416), чеш. мыслитель, один из лидеров гуситского религиозно-политического движения за реформу Римско-католической Церкви 334-336 ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) 336-375 375-376 ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) 376-377 377-379 ИЕРОФЕЙ (Глазков Никандр Арсеньевич; 1889-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 379-380 ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский 380-383 383-384 ИЕРОФЕЙ (Афонин, искаженное Афоник; 2-я фамилия - Федотов) Тимофей Дмитриевич; 1893-1928, еп. Никольский 385-390 390-391 ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» 391-392 392-393 393-394 ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

Августин, Аврелий. О Троице. А. А. Тащиан (пер.). Патристика: тексты и исследования. Краснодар: Глагол, 2004 Анафемы Вселенских соборов В настоящей книге предложены мои собственные переводы Никео-Цареградского символа веры и Халкидонского вероопределения, однако цитаты из Анафем пятого Вселенского собора (сокращенно: Анаф.) даны по Leith, John H., ed. Creeds of the Churches. 3rd ed. Atlanta: John Knox Press, 1982, 50–53. (В русском переводе было использовано следующее издание: Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв. Ю. Куркина (пер. с фр.). Л. Малялина (ред.). СПб.: Изд-во св. Петра, 2002. – Прим. перев.). Афанасий, Великий. Творения. В ПЦП, т. 2, 176–494. Сл. на ар. Слова против Ариан. Athanasius. Four Discourses Against the Arians. Trans. John H. Newman and A. Robertson. В NPNF, т. 4, 306–447 О воплощ. О воплощении Слова. Athanasius: Contra Gentes and De Incarnatione. Trans. Robert W. Thomson, 134–277. Oxford Early Christian Texts. Oxford: Clarendon, 1971. Афанасий Великий . Святитель. Творения. В ПЦП, т. 1, 191–264. О собор. Послание о соборах. Athanasius. De Synodis. В NPNF, т. 4, 451–80. Афанасий Великий . Творения. В ПЦП, т. 3, 92–165. Василий Великий (писал по-гречески, жил ок. 330–379 гг·) О Св. Духе О Святом Духе. Basil the Great. On the Holy Spirit. Trans. David Anderson. Popular Patristics Series. Crestwood, N.Y.: St. Vladimirs Seminary Press, 1980. Василий Великий . Творения. Часть III. Москва: Паломник, 1993. Григорий Богослов (писал по-гречески, жил ок. 330–390 гг.) Сл. Слова. Gregory of Nazianzus. On God and Christ: The Five Theological Orations and Two Letters to Cledonius. Trans. Frederick Williams and Lionel Wickham. Popular Patristics Series. Crestwood, N.Y.: St. Vladimirs Seminary Press, 2002. Григорий Богослов . Собрание творений. Ю. Г. Хацкевич (ред.). Классическая философская мысль, т. 1–2. Москва: ACT, 2000 Григорий Нисский (писал по-гречески,жил ок. 330–395 гг.) К Авлав. К Авлавию о том, что не «три бога». Rusch, William G., trans. The Trinitarian Controversy; 149– 61. Sources of Early Christian Thought. Philadelphia: Fortress, 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

330-332 332-333 333-334 334-337 ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) 337-339 339-341 340-341 341-346 ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда 346-347 348-349 ДУРНОВО Николай Николаевич (1876 - 1937), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог 349-351 351-353 ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф 352-357 ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви 357-358 358-359 ДУХКХА в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида 359-360 ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье 360-361 361-368 368-372 372-374 374-390 390-392 392-394 «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением 394-418 ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению 418-420 ДУХОВНОЕ РОДСТВО связь при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, прочими родственниками 420-421 421-422 «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца 422-423 423-424 ДУХОВНЫЕ СТИХИ в русской народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединенных христианской тематикой 424-428 428-429 428-429 429-432 432-433 «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Theophilus of Antioch, late second century Tatian the Syrian, c. 170 Athcnagoras of Athens, c. 177 Irenaeus of Lyons, b. c. 135, fl. 180–199; d. c. 202 Clement of Alexandria, b. c. 150, fl. 190–215 Tertullian of Carthage, c. 155/160–225/250; fl. c. 197–222 Caliistus of Rome (pope), regn. 217–222 Hippolytus of Rome, d. 235 Minucius Felix of Rome, fl. 218/235 Origen of Alexandria, b. 185, fl. c. 200–254 Novatian of Rome, fl. 235–258 Cyprian of Carthage, fl. 248–258 Dionysius the Great of Alexandria, fl. c. 247–265 Gregory Thaumaturgus (the Wonderworker), c. 213–270/275 Commodian, c. third or fifth century Euthalius the Deacon, fourth century? Victorinus of Petovium (Pettau), d. c. 304 Methodius of Olympus, d. c. 311 Lactantius (Africa), c. 250–325; fl. c. 304–321 Eusebius of Caesarea, b. c. 260/263; fl. c. 315–340 Aphrahat (Aphraates), c. 270-c. 345 Pachomius, c. 292–347 Hegemonius (Pseudo-Archelaus), fl. c. 325–350 Cyril of Jerusalem, c. 315–386; fl. c. 348 Eusebius of Emesa, c. 300-c. 359 Marius Victorinus, c. 280/285-c. 363; fl. 355–363 Acacius of Caesarea, d. 366 Macedonius of Constantinople, d. c. 362 Hilary of Poitiers, c. 315–367; fl. 350–367 Potamius of Lisbon, fl. c. 350–360 Athanasius of Alexandria, c. 295–373: fl. 325–373 Ephrem the Syrian, b. c. 306; fl. 363–373 Macrina the Younger, c. 327–380 Basil the Great of Caesarea, b. c. 330; fl. 357–379 Gregory of Nazianzus, b. 329/330, fl. 372–389 Macarius of Egypt, c. 300-c. 390 Pseudo-Macarius, fl.c.390 Gregory of Nyssa. c. 335–394 Amphilochius of Iconium. c. 340/345-post 394 Paulinus of Nola. 355–431; fl. 389–396 Ambrose of Milan, c. 333–397: fl. 374–397 Didymus the Blind, c. 313–398 Evagrius of Pontus, 345–399; fl. 382–399 Syriac Book of Steps (Liber Graduum), c. 400 Apostolic Constitutions, c. 400 Severian of Gabala, fl. c. 400 Prudentius, c. 348-after 405 John Chrysostom. 344/354–407; fl. 386–407 Jerome, c. 347–420 Maximus of Turin, d. 408/423 Pelagius, c. 350/354-c. 420/425 Sulpicius Severus, c. 360-c. 420 Palladius, c. 365–425; fl. 399–420

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Писания, и руководил бы им на первых шагах его самостоятельных работ по экзегетике. История Севера, как мы видели, сохранила нам даже имя этого руководителя, учеником которого был св. Кирилл в Скиту. Это был Серапион. 324 Есть основание утверждать, что это был тот Серапион, которого Созомен называет Великим и который упоминается вместе с двумя Макариями, Памвой и другими египетскими пустынниками. 325 В период с 373 до 379 года Руфин с Меланией видели его в Александрии. 326 В 386 г. он был посещен Павлой; 327 в 387 г. у него была Мелания, а в 390 г. видел его Палладий. 328 Его же, очевидно, посетил и Иоанн Кассиан в первое свое путешествие в Египет (390 – 397 г.) 329 . Правда, Газей, которому принадлежат примечания к творениям Кассиана Migne, полагает, что Кассиан видел Серапиона не Великого, а Арсеноитского. 330 Но так как город Арсеноя, вблизи которого был монастырь этого Серапиона, находился не в Скитской пустыне 331 , Кассиан же первые 10 собеседований. среди которых находится и собеседование этого Серапиона, слышал от скитских старцев, то очевидно, что этот Серапион был не Арсеноитским, а скитским подвижником. 332 В другую ошибку впадает W. Smith, 333 когда считает Серапиона, у которого был Кассиан, за особую от Серапиона Великого личность. Хронологические данные не препятствуют считать того и другого Серапиона за одну личность. 334 Можно думать что Smimh’a смутило то, что Серапион Великий называется нитрийским подвижником, а Серапион Кассиана – скитским. Но это могло произойти оттого, что ни Палладий, ни тем более Созомен , не различают строго Нитрийскую пустыню от Скитской, 335 почему нередко называют «ТЕКСТ ОТСУТСТВУЕТ» считает его по учености не ниже Дидима. 336 Свидетельствует о его образованности и его собеседование, помещенное у Кассиана, 337 оно из всех собеседований выделяется необычной и невозможной для необразованного ума систематичностью, стройностью и отвлеченностью, нет в нем тех постоянных уклонений от главного предмета, нет обычных иллюстраций из житейских примеров и личных опытов которыми, например, наполнены собеседования необразованных подвижников того же Кассиана 338 есть в нем следы знакомства Серапиона Великого даже и с философией.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Плюшар Адольф-Александр 218, 410 — «Энциклопедический лексикон» 218, 410 Погодин Григорий Петрович 308, 439 Погодин Дмитрий Петрович 307, 308 («Митя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодин Михаил Петрович 11–14, 16–20, 22–26, 31, 35, 37, 39–41, 44, 59, 76, 91, 92, 165, 166, 186, 191, 205, 206, 210, 212, 213, 217, 219–222, 224, 233, 237, 238, 240–243, 248, 249, 251, 253–255, 259–260, 264, 268, 272–274, 277, 279, 281, 284, 286, 296–299, 305, 307, 311, 325, 326, 330, 332, 337, 340, 341, 343, 345, 349, 351–353, 356, 363, 364, 366, 369–374, 376, 379, 381–385, 390, 393, 400, 401, 403–405, 408–417, 419–421, 424–428, 430–433, 436, 437, 439, 440, 444, 446, 448, 449, 452–454 — «История в лицах о Димитрии Самозванце» 31 («Самозванец»), 363 — Лекции профессора Погодина по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира» 31 («Лекции по Герену»), 363 — «Начертание русской истории для училищ» 31 («Русская История»), 32 («История»), 363 — «Очерк русской истории» 32 («тот эскиз, который ты поместил в Наблюдателе»), 364 Погодин Петр Петрович 307 («Петя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодина Елизавета Васильевна 25, 237, 241, 263, 264, 275, 286, 307, 317, 326, 340, 411, 415, 416, 424, 437, 439, 441 Полевой Николай Алексеевич 32, 182, 364, 404 — «История русского народа» 364 — «Русская история для первоначального чтения» 32 («Детская история»), 364 Полтава 91, 104, 114, 118, 120, 126, 153, 165, 171, 185, 188, 193, 254, 258, 259, 278–280, 283, 298, 334, 375, 392 Понжи (Pongis), банкир 116, 135, 395 Пономарев Л. 424 Пономарев С. 427 Посников, учитель в Патриотическом институте 176, 403 Прага 210 Прокопович Василий Яковлевич 198 («Васька»), 205, 218, 219, 226 (Васька»), 407, 408, 410, 412 Прокопович Мария Никифоровна, рожд. Трохнева 63, 86, 136, 163, 377, 395 Прокопович Николай Николаевич 86 («Николай»), 136 (Ян), 142 Прокопович Николай Яковлевич 14–17, 22, 34, 60, 81, 89, 93, 94, 99, 102, 107, 109, 115, 116, 123, 133, 136, 148, 161–163, 179, 218, 259, 352, 365, 376, 377, 379, 380, 382, 384, 386–390, 394, 397, 400, 410, 452, 453

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

327-328 328-329 330-331 331-334 334-335 335-336 «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) 336-337 337-338 338-340 340-358 358-361 БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики 361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Василий Великий, святитель (329 или 330-379) — епископ Кесарии Каппадокийской, Отец и Учитель Церкви. Дни памяти — 14 января и 12 февраля — в Соборе трех вселенских учителей и святителей. Григорий Богослов (Назианзин), святитель (между 325 и 330-390) — архиепископ Константинопольский, Отец и Учитель Церкви. Дни памяти — 7 и 12 февраля, в Соборе трех вселенских учителей и святителей. Державин Гавриил (Гаврила) Романович (1743-1816) — русский поэт и драматург, государственный деятель. Диадох Фотикийский, блаженный (ок. 400-474) — епископ Фотикийский. Автор богословских и аскетических трактатов. Несмотря на скудость сведений о жизни и малочисленность его сочинений, он как духовный писатель и богослов пользовался немалым авторитетом и влиянием. Духанин Валерий Николаевич (род. 1976) — кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, посвященных смыслу и значению православной веры. Ефрем Сирин, преподобный (ок. 306-373) — богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви. День памяти — 10 февраля. Зелинский Владимир Корнелиевич, священник (род. 1942). Автор книг о православии, переводов богословской литературы и многих религиозно-философских статей на разных языках. Проживает в Брешии. Иероним Стридонский, или Евсевий Иероним, блаженный, преподобный (ок. 347 — 419/20) — пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Священного Писания, один из четырех великих учителей Западной Церкви. День памяти — 28 июня. Иоанн Златоуст, святитель (347-407) — архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей и учителей (вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом). Составил чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в большую часть дней богослужебного года в Православной Церкви. Дни памяти — 12 февраля и 26 ноября. Иоанн Лествичник, преподобный (ок. 530-649) — христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. 40 лет нес подвиг безмолвия, прозвание получил за свое сочинение «Лествица» («Лестница»), где в 30 главах представлены степени духовного восхождения к совершенству. Дни памяти — в 4-ю неделю (воскресенье) Великого поста и 12 апреля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010