Все пророки, апостолы и сам Креститель имели обыкновенную человеческую природу, были подобны всем людям, только более просвещённые Богом, чем другие смертные. Говорит, как сущий от земли: его учение, хотя оно, как у пророков и Иоанна, откровенное, божественное, непогрешимое, однако же, по степени силы и ясности и полноты ниже учения Мессии. У Мессии, как Сына Божия, ведение тайн Божиих непосредственное, самобытное, у людей же земных оно посредственное, откровенное, следовательно, не вполне самобытное. «Иоанн здесь называет себя говорящим как сущий от земли, сравнивая своё учение с учением Христовым... Мои слова сравнительно с учением Христовым скудны, маловажны» (Злат.). «Хотя и учение самого Предтечи было божественно, но в сравнении с учением Христовым оно имеет много земного» (Феофил.). – Приходящий с небес и пр.: настойчивое утверждение истинности сказанного. Ученики Иоанна из слов его, что он от земли и говорит как сущий от земли, должны были понять, что их учитель ставит себя неизмеримо ниже Иисуса Христа, как земное отстоит от небесного. 32. Ин. 3:32 . и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Ин. 3:11, 5:19, 1:11 . Что Он видел и слышал и пр.: см. ст. 11, ср. ст. 18. – Никто не принимает свидетельства Его: усиленное (гиперболическое), порождённое неправильным взглядом учеников его на отношение народа к Спасителю, выражение глубокой скорби Крестителя о малом ещё числе принимающих и понимающих учение Господа. То, что ученикам в их ревнивом чувстве показалось многим, ему кажется ничем в сравнении с тем, что должно бы быть. Ученики жалуются, что все идут к Нему (ст. 26), Иоанн говорит, что никто не принимает свидетельства Его (никто – очевидно усиленное выражение, которое вслед за сим сам же Креститель ограничивает, говоря о принявших свидетельство Его, ст. 33. «Никто сказано здесь вместо немногие» Злат.). То ли бы должно быть, если бы было всё так, как следовало быть? Так ли мало должно бы быть принимающих учение Мессии? Все должны бы принять Его, а теперь что значит это число принявших Его? Ничто: никто не принимает свидетельства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Всё, что ещё нужно для них и что теперь может возбуждать их недоумения и казаться им неясным, тёмным, откроется им тогда, когда придёт к ним новый Утешитель (ст. 16), Которого пошлёт им Отец во имя Христа (ст. 13:16), как во Имя совершившего искупление всего человечества. «Утешитель придёт во имя Моё. Это значит: Он не будет учить вас ничему, чуждому Моего учения, не будет искать Своей славы, но придёт во имя Моё, т. е. во славу имени Моего, а не Своего, как делают враждебные друг другу учители» (Феофил.). – Он научит вас всему: откроет вам истину вполне, потому что тогда вы способны уже будете обнять и понять её; не оставит ничего в божественной истине непонятным для вас. – Напомнит вам всё и пр.: всё учение Господа, изречённое Им не только теперь, но и во всё время Его служения, учение, нечто из которого могло быть не понято ими и забыться, будет ясно для них и вспомнится (ср. Феофил.). Следовательно, это учение Духа Святого будет не какое-либо отличное от учения Его Самого, но то же самое, только оно будет полнее и яснее для них, потому что они тогда сами будут вполне способны понимать его. Непререкаемое свидетельство о богодухновенности новозаветных Писаний, в которых апостолы изложили и объяснили учение Христово. 27. Ин. 14:27 . Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Ин. 16:33 ; Рим. 5:1, 14:17 ; Флп. 4:1 . 28. Ин. 14:28 . Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. Ин. 14:3, 18, 16:1 д.; Ин. 10:29, 13:16, 6:57, 5:26 . 29. Ин. 14:29 . И вот, Я сказал вам о том, прежде, нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Ин. 16:1 . Мир оставляю вам: оканчивая вечерю, глава семейства говорил – «мир», и затем пением псалмов оканчивалась пасхальная вечеря; это же приветствие говорилось обыкновенно при встрече, при приходе кого-либо в дом (здороваясь) и при уходе из дому (прощаясь). Господь, окончив вечерю и намереваясь оставить пасхальную горницу и имея в виду, что скоро отходит от учеников Своих, преподаёт им также мир, но высший мир, чем какой обыкновенно даёт мир: мир Мой даю вам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 8 Зач. 34-е. Благовествование Христово и жены – ученицы Его. Читается во вторник 21-й недели по Пятидесятнице. Лк.8:1 . И бысть посéм, и тóй прохождáше сквозе грáды и вéси, проповедуя и благовествýя цáрствие Бóжие: и обанáдесяте с ним, После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Быст по сем (после сего). Это было после вечери, устроенной для Иисуса Христа у Симона фарисея (Чит. 7 гл. 36–50 ст.). Благовествуя Царствие Божие. Слово благовествовать состоит из слов: благая, добрая весть и значит возвещать радостное, спасительное. Царство Божие. (Чит. о нем 4:43.) Обанадесяте (двенадцать) с Ним, т. е. те двенадцать Апостолов, которых Иисус Христос недавно избрал из многих Своих учеников ( Лк.6:12, 16 ). Лк.8:2 . и жены некия, яже бяху исцелены от духóв злых и недýг: Мариа нарицáемая Магдалина, из неяже бесóв сéдмь изыде, (и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,) Жены некия (некоторые женщины) и пр. Некоторые из женщин, получив от Господа исцеление от разных своих болезней по вере в Него, сделались после того преданными Его ученицами, – следовали за Ним, подобно ученикам из мужей, слушая Его учение, и, как говорится далее (ст. 3), служили Ему имением своим, т. е. служили в обычных житейских нуждах, потому что Господь и общество Его Апостолов и учеников были бедны и потому нуждались и в пище, и в одеянии и т. п. Бяху исцелени (которых Он исцелил) от духов злых. О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Мария Магдалина и пр. Она происходила из г. Магдалы, лежавшего на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады (38 ст. Матф. 15:39; 27:56 . Мар. 16:9 ). После совершенного над нею Господом исцеления от беснования, она сделалась усерднейшею последовательницею Христовою, была первою между женами мироносицами, и первая удостоилась, явления Господа по воскресении Его из мертвых ( Ин.21:14 и дал.). Лк.8:3 . и Иоáнна женá хузáня, пристáвника Иродова, и сусáнна, и ины мнóги, яже служáху емý от имений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Две… малые птицы продаются за ассарий» (Мф. 10:29). Две, не одна. Хотел показать ничтожность малой птицы. Ибо что имеет большую цену, то продается в одиночку, а что дешево, то продается вместе, как трава. «И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29). Если малые птицы, которые ничтожны по цене и представляют собой как бы тень, не ловятся, то не сказал: «без воли Бога», — но: «без воли Отца вашего», — что есть промышление Отца о ничтожных вещах не служит ли и для нас прекрасным доказательством большей заботливости и любви, какую Он имеет относительно нас? «Исповедую того пред Отцем» (ср.: Мф. 10:32), — как бы говорил: «приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25:34). И что говорит: «отрекусь от него» (ср.: Мф. 10:33), — (то же самое), как и там; «не знаю вас» (Мф. 25:12), — не потому, что они каким-либо образом были скрыты от Него, но потому, что Он не признает их Своими. Пойми, насколько хорошо их знал, ибо отвергает их, а не принимает. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» (Мф. 10:34). Где же то, что всем говорят: «Христос пришел, чтобы умиротворить то, что на небе, и то, что на земле?» (ср.: Кол. 1:20). Конечно, Господь возвестил мир, как и апостол говорит: «соделал нам мир» (ср.: Еф. 2:14), и в другом месте: «которые Его приняли, мир над теми» (ср.: Гал. 6:16). Но, с другой стороны, не принес мира вследствие того, что чрез Него верные были отделены от неверных. «Я пришел разделить человека с отцом его» и пр. (Мф. 10:35). Разделяются, — говорит, — мыслью, потому что не помышляют правильно о вере, поскольку Один почитает Бога Так, а другой иначе. «Меч» (Мф. 10:34) [т. е.: «пришел Я принести»], говорит, чтобы им отсечь у душ вредную любовь и послать в них стрелу сладостной любви Своей. «Кто хочет сберечь душу свою, потеряет ее» (Ср.: Мф. 10:39). Как это понять, когда об одной и той же душе возвещается и сбережение, и потеря? Именно тот, кто исповедует (Господа) пред гонителями, теряет душу свою, но находит (ее) у Господа. Говорит: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10: 39). Итак, кто теряет душу свою ради Христа, тот необходимо сберегает ее у Христа; ибо Бог, ради Которого теряется душа, печется о том, чтобы сберечь (ее), поскольку рука Его есть рука, простирающаяся на все, и мышца Его сильнее всего, так что отовсюду может исторгнуть ее (душу). Любовь Свою, которой обнимает всех людей, сделал меньшей и повинной всем, дабы любовь людей, которой обнимают они Господа всяческих, представить превосходящей все. «Кто не любит Меня более, чем душу свою» и пр. (ср.: Мф. 10:37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

дела, которые благоугодны Богу, каких требует от них Бог и наградой за которые будет им пища, пребывающая в жизнь вечную (дела Божии – ср. Мф. 6:33 ; Откр. 2:26 ; Иер. 48:10 ; Вар. 2:9 ). – Чтобы вы веровали и пр.: вместо множества дел, благоугодных Богу, понимаемых иудеями, без сомнения с точки зрения закона, дел, требуемых законом Моисеевым, Господь указывает им на одно только дело, какого желает от них Бог, но в котором, как в семени, содержатся все дела, благоугодные Богу, именно дело веры в Иисуса как в особенного посланника Божия, как в Мессию. От этого одного дела веры, как нравственного действия, происходят всякие многообразные дела, благоугодные Богу; все они суть только разные проявления одного этого дела веры как основной добродетели. Всякие добрые дела угодны Богу постольку, поскольку они суть дела веры, без которой невозможно угодить Богу ( Евр. 11:6 ), ибо вера как добродетель именно есть высшее дело свободно-нравственного существа. 30. Ин. 6:30 . На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Ин. 2:18, 4:48 ; Мф. 16:1 . 31. Ин. 6:31 . Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Пс. 77:24 ; Исх. 16:4 . Какое Ты дашь знамение и пр.: (ср. 2:18): иудеи поняли, что выражение – Кого Бог послал (ст. 29) Господь относит к Себе Самому и означает им Себя как Мессию, а потому и обращаются прямо к Нему с вопросом, чем – какими делами необыкновенными докажет Он, что Он именно есть Мессия? Странный, по-видимому, вопрос, странное требование в устах людей, которые только вчера ещё видели столь поразившее их чудо умножения хлебов, что признали чудотворца за Мессию и против Его воли хотели поставить Его царём. Для объяснения этой странности прибегали к разным предположениям, из коих более принятое то, что этот вопрос был предложен не теми, кто был свидетелем чуда умножения хлебов, а не бывшими при этом чуде, может быть, начальниками синагоги капернаумской, в которой происходил этот разговор (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Для христианина обязательно то настроение, которое при известных условиях может выразиться в указанных действиях; эти последние служат только, так сказать, наглядным примером к учению, а не его содержанием. Точно то же следует сказать и о крестоношении. Господу, конечно, не нужны наши страдания, а нужно то настроение, которое делает для нас не только безразличным, но и радостным страдать за Христа, - нужно то самоненавидение, которое является прямым следствием и выражением любви к Богу. " Даждь ми, сыне, твое сердце " , - говорит Премудрый (Притч.23,26). Между тем, делание из-за награды сердца-то именно и не дает, сердце-то именно принадлежит по-прежнему человеку, а не Богу. " Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же " (Лк.6,33-34). Опять, Господь не о должниках наших печется, а хочет этим примером научить нас самоотвержению ради нашего Небесного Отца. " И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым " (ст.35). Если же мы любим Христа и следуем за Ним только потому, что " ели хлеб и насытились " (Ин.6,26), - если мы делаем добро только потому, что от Бога ожидаем большего вознаграждения, то чем наше доброделание отличается от языческого? Ведь, и язычники, ожидая награды, могут делать добрые дела - совершают даже такие подвиги, пред которыми нельзя не остановиться в изумлении? Таковы, например, факиры, буддийские подвижники, некоторые дервиши и т.п. Все они, всякий по своему, ожидают себе награды или выгоды за гробом - и ради нее удручают свое тело, переносят обиды, отказываются от удобств и почестей мирской жизни и пр. Все отличие нашего доброделания от языческого будет состоять в том, что мы ожидаем себе награды от истинного Бога, тогда как буддисты, факиры и пр. гоняются за призраками; но в существе своем, с точки зрения настроения, мы от них нисколько не будем отличаться: мы будем такими же, как они, себялюбцами Нет, истинный последователь Христа " не делает греха " не из-за страха наказания и не по желанию награды, а потому, " что семя Божие пребывает в нем " (Ин.3,9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1130...

Есть в Ветхом Завете и другие ясные места, в которых говорится о воскресении (например, Дан.12:2 ; Ис.26:19 ), но Спаситель указывает на одно только место из книг Моисея, так как и саддукеи ссылались только на Моисея, и этим указанием подтвердил истину Своих слов, что они действительно не знают Писаний. Мф.22:33 . И, слыша, народ дивился учению Его. «Народ дивился»: «пользу получили не саддукеи, которые, быв побеждены, удалились, а народ, слушавший Его в простоте сердца» (Злат.). Мф.22:34–35 . А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: «А фарисеи, услышав» и пр.: опять собираются фарисеи, чтобы искушать Иисуса. Может быть, не без удовольствия слыша о посрамлении своих противников – саддукеев и услаждаясь этим их унижением в глазах народа, хотя и сами только что были посрамлены; может быть, намереваясь загладить свое посрамление и показать свое преимущество пред саддукеями, они собирались вместе, т.е. решились ( Пс.2:2 ), возымели намерение снова искусить Господа, поставить Его в затруднение трудным, по их мнению, вопросом, чтобы иметь повод или обвинить или уничижить Его. – «Законник»: искусный в законе, казуист, то же в сущности, что и книжник. «Возлюби Господа Бога твоего» и пр.: заповедь, данная самим Богом чрез Моисея ( Втор.6:5 ). Прежде всего и более всего должно любить Господа Бога, и любить «всем сердцем», т.е. всеми чувствованиями своими, со всей их силою; и «всею» душой, всем существом своим, со всеми его стремлениями и желаниями; и «всем разумением», всеми познавательными способностями; кратко: «любить Бога должно всецело (вседушно – δλοψυχς), т.е. должно прилепляться к Нему всеми частями и силами души» (Феофил.).– «Сия есть первая и наибольшая заповедь»: она первая не по порядку времени, в котором даны заповеди, но по важности и значению в ряду заповедей. Она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее – источник всех других добродетелей. Все существа должны быть любимы по мере их значения; Бог – высший всех существ – должен быть любим и любовью высшею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И в другом месте говорит тот же апостол Павел: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры; а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения, как написано : «Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий верующий в него не постыдится» ( Рим.9:30-33 ). - Написано? – воскликнул Самуэль, – где написано? Если Павел имеет в виду Исайю, то мы уже приводили слова его: «Вот Я полагаю основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится». Где нашел Павел «камень преткновения и камень соблазна»? Где? - Несчастный Самуэль! – сказал я, – Павел прекрасно знал Священное писание и всех пророков, будучи исполнен Святаго Духа. Реченное пр. Исайей и приведенное тобою выше в какой главе находится? - В 28 главе 16 стих. - Очень хорошо, – сказал я, – но слова, упомянутые Павлом, находятся у того же пророка не в 28 главе, а в 8 главе 14 стих. Самуэль нашел их в еврейском тексте, прочитал и затем перевел: «И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены». Да, я был не прав, свидетельство Павла точное! - Конечно же, – сказал я, – реченное выше пророком Исайей примерно через 800 лет повторил снятый праведный старец Симеон, когда в Храм был принесен к нему Младенец-Мессия. - Что сказал Симеон? – спросил меня Самуэль. Я прочитал: «И благословил их Симеон, и сказал Матери его: се, лежит сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лука, 2 г., ст.34). Самуэль, выслушав, спросил с недоумением: «Сей и на падение, сей же и на восстание?» - Да, и это со всей ясностью видно из истории! На падение и катастрофу в неверии пребывающего Иудейского народа, на восстание же и славу всех народов, которые уверовали во Христа! Разве мы не слышали с тобой ранее прочитанные слова у пр. Исайи: «Всяк верующий в Него не постыдится?»

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же ( Лук. 6:33–34 ). Опять Господь не о должниках наших печется, а хочет этим примером научить нас самоотвержению ради нашего Небесного Отца. “И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (ст. 35). Если же мы любим Христа и следуем за Ним только потому, что “ели хлеб и насытились» (Ио.6:26), – если мы делаем добро только потому, что от Бога ожидаем большего вознаграждения, то чем наше доброделание отличается от языческого? Ведь, и язычники, ожидая награды, могут делать добрые дела, – совершают даже такие подвиги, пред которыми нельзя не остановиться в изумлении? Таковы, напр., факиры, буддийские подвижники, некоторые дервиши и т.п. Все они, всякий по своему, ожидают себе награды или выгоды за гробом и ради нее удручают свое тело, переносят обиды, отказываются от удобств и почестей мирской жизни и пр. Все отличие нашего доброделания от языческого будет состоять в том, что мы ожидаем себе награды от истинного Бога, тогда как буддисты, факиры и пр. гоняются за призраками; но в существе своем, с точки зрения настроения, мы от них нисколько не будем отличаться; мы будем такими же, как они, себялюбцами 167 . Нет, истинный последователь Христа “называет субботу отрадою” ( Ис. 58 13), а не бременем и не средством для выгоды, “рожденный от Бога не делает греха” не из-за страха наказания и не по желанию награды, а потому, “что семя Божие пребывает в нем” (Ио.3:9). Доброделание его, таким образом, должно находить себе корень внутри души, должно проистекать не из саможаления, по самому существу враждебного Христову учению, а из любви к добру и Богу. Но самого главного, так сказать, непримиримого обличителя наемническое доброделание находит себе в лице св. И. Златоустого, на которого иногда можно указать, как на, его защитника. Он прямо открывает настоящий источник этого доброделания в себялюбии в отсутствии любви к Богу и Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

И хотя не Христос был причиною сего, но злоба человеческая, впрочем говорит, что Он сам причиною сего. Такой образ выражения свойствен Писанию, ибо и в другом месте Писания сказано: дал им Бог очи, чтобы они не видели ( Иез.12:2 ). Так говорит и здесь» (Злат.). – «Разделить»: и в одном семействе отделить верующих от неверующих, и разделить их до враждебного столкновения между собою ( Мф.10:36 , ср. Мих.7:6 ). Мф.10:37 . Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; «Кто любит» и пр.: смысл тот, что Христа, как Искупителя, даровавшего людям вечное спасение души, должно любить более тех, кто даровал нам жизнь временную, или кому мы даруем таковую. Любовь семейная есть святыня, которую нужно беречь, но она не должна быть выше любви ко Христу; так что если бы обстоятельства потребовали одной ради другой, то необходимо пожертвовать любовью семейной ради любви ко Христу. – «Недостоин Меня»: не принадлежит Мне, как учителю своему и Господу, не есть Мой ученик, не есть христианин. «Повелевая все оставить долу, и любовь к Нему предпочесть всему, показывает тем, что Он есть Единородный Сын Отца» (Злат.). Мф.10:38 . и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. «Не берет креста своего»: брать крест значит быть готовым идти на тяжкие страдания и смерть. Образ взят от обычая, по которому осужденные на крестную смерть сами осуждаемы были и нести крест до места казни ( Лк.23:26 ; Ин.19:17 ). Нести этот крест было тяжко, позорно и увеличивало тяготу страданий. Таким образом, брать свой крест есть выражение образное, которое означает, что мы должны, следуя за Христом, т.е. сделавшись Его учениками, переносить всякие страдания и испытания тяжкие и уничижительные, если и такие угодно будет Богу послать нам. В этих словах нельзя не видеть прикровенного указания Господом на Свою крестную смерть, хотя это указание для учеников Его, конечно, и не было еще понятно. Мф.10:39 . Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. «Сберегший душу свою» и пр.: в обеих половинах стиха по дважды употребленное слово душа прилагается к двум различным понятиям, равно как слова сберегать и терять, и отсюда выходит глубокое и остроумное сочетание слов и понятий. Кто в этом мире сбережет душу свою для сей временной жизни, посредством отречения от Меня ( Мф.10:33 ), каким бы то ни было образом, тот потеряет ее для жизни вечной, лишится вечной жизни, подвергнется вечной смерти ( Лк.9:24 и дал.); а напротив, кто потеряет душу свою для сей временной жизни чрез самоотвержение ради исповедания веры Христовой, сбережет ее для жизни вечной, или наследует жизнь вечную. Пример подобного употребления одного слова в одном стихе, не в одном смысле мы встречали в Мф.8:22 : «предоставь мертвым хоронить своих мертвецов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010