323 Солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект. 324 Имманентная школа – немецкие философы начала XX в. В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, разрабатывавшие субъективно-идеалистическое учение, согласно которому предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием. В этом отношении имманентисты являются учениками и последователями И. Канта; но в отличие от Канта они отрицают существование «вещи в себе». 328 На это вполне правильно указал Гурвич в своей книге «Les nouvelles tendances de la philisophie allemande». Paris, 1931. 329 Цитата из стихотворения Г. Р. Державина «Бог» (1784) (см.: Русская поэзия XVIII века. М„ 1972. С. 567). 331 Выражение «железная необходимость» в сочинениях К. Маркса не встречается. «Железный закон» заработной платы был разработан в трудах Тюрго, Рикардо. Мальтуса и особенно широко пропагандировался Ф. Лассалем. 333 В романе Достоевского Иван Карамазов говорит: «Мне бы только до тридцати лет дотянуть, а там – кубок об пол!» (Достоевский Ф. М. Собр. соч. В 10 т. М„ 1958. Т. 9. С. 330). 336 Я вижу эти страшные пространства вселенной, в которые я заключен... всю вечность, которая мне предшествовала, и всю вечность, следующую за мной (фр.) 337 Праэлемент первоначала (нем.). О понятии Ursprung (первоначало, или первоисточник) см.: Длугач Т. Б. Логическое обоснование мышления в марбургской школе неокантианства//Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. M., 1978. С. 180–181. 338 Ho Ursprung как Grund und Ungrund (Основа и Безосновность (нем.)), как первооснова и первоисточник – первее и глубже суждения и мышления, ибо можно спрашивать vom Ursprung des Urtheils (О первоначале праэлемента (или первого элемента) (нем.) см.: Кант и кантианцы. С. 180.), o последнем основании, или «первоисточнике» всего мышления и всего бытия. 341 Migne P. L. t. 32. 1078. Здесь неточно, конечно, слово «душа». Бытие второго измерения не есть бытие психическое, а бытие духовное, идеальное. Под душою Августин разумеет дух, самость. Человек равен ангелу, как дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Аврааму, архиеп. Ярославскому//РС. 1886. 3. С. 590-592. Лит.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 33, 34; Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 319-322; Макарий (Миролюбов), архим. Историко-стат. описание Рязанской ДС и подведомственных ей духовных училищ. Новгород, 1864; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 166, 221, 337-338, 396, 408-409, 429, 433, 445-448, 479, 490-492; он же. История МДА до ея преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 2, 4; Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всерос. со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода: (1721-1871). СПб., 1872. 226; Благовещенский И. А., прот. Архиеп. Евгений Казанцев: Биогр. очерк. М., 1875; Строев. Списки иерархов. С. 157, 161, 181, 204, 208, 319, 335, 382, 417, 635; Морев Ф. С., прот. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским. Ярославль, 1881. С. 205, 257; Мирославский В. П. Из восп. о высокопреосв. Евгении (Казанцеве), архиеп. Ярославском (1836-1854 гг.)//Ярославские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 41. Стб. 324-326; 42. Стб. 334-336; 43. Стб. 341-343; 1886. 50. Стб. 798-802; 51. Стб. 832-836; 1887. 1. Стб. 11-16; 2. Стб. 28-30; Дурново Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 24, 36, 51, 54, 57; Никифор (Бажанов), архим. Сб. для любителей духовного чтения. М., 1888. С. 347-348, 677-681; Агнцев Д. И. История Рязанской ДС. Рязань, 1889. С. 173, 175, 186, 188-190, 193-194, 197, 200, 215, 224, 248-249, 289, 291, 301, 318-319, 327-329, 341, 353-355, 359-361, 372-375, 379-381; Кедров Н. И. МДС, 1814-1880: Кр. ист. очерк. М., 1889. С. 10, 12, 14, 16-17, 33-34, 40-41; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Титов А. А. Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. IX, 26, 60-61; Головщиков К. Д. Архиеп. Евгений Казанцев: Биобиблиогр. очерк. Владимир, 1894; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Свят.

http://pravenc.ru/text/186977.html

При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, что Константин отлагал крещение до конца жизни. При его, разносторонней политической деятельности, даже при всей его осторожности, можно было впасть в случайный грех , который пришлось бы искупать долгими годами покаяния. Только почувствовав приближение смерти, он решился приступить к этому великому акту христианства. Исповедав в Еленополе в храм грехи, он здесь в первый раз удостоился, по словам Евсевия 147 , молитвенного возложения рук. Затем, прибыв в Ахирон, предместье Никомидии, и собрав там епископов, он выразил свое желание принять крещение, которое раньше предполагал совершить в водах Иордана. Крещенный Евсевием Никомидийским, он причастился Святых Тайн и вместо багряницы облекся торжественно в белую крещальную одежду, с которой более не расставался 148 . Счастливый, он принимал, в своем лагере плачущих офицеров и отдавал им последние распоряжения 149 . Наконец, около полудня, в первый день Пятидесятницы, 22 мая 337 года, он мирно отошел к Всевышнему 150 . II. Религиозная политика Константина Великого Религиозная политика Константина ясна по своей цели и прозрачна в общих чертах своего течения. Мысль о паритете обеих религий была ему далека и должна была ему казаться тем более далекой, что свободное от религии государство было для него немыслимо. Самая идея такого государства чужда древности, средним векам и даже реформации 151 . Затем самое поведение Константина вполне исключает эту мысль. Еще до ниспровержении Лициния паритет, можно смело сказать, был нарушен в пользу христианства. То, что проводится в религиозной политике с 323 – 324 г., это по мнению Шульце 152 , есть нечто иное, как более полное осуществление идей и актов, намеченных в 312 – 313 г. Различие только количественное. Так по крайней мере понимают Константина современные ему писатели христианские и языческие. Всем им он представляется новатором и разрушителем древней религии 153 . Не раз публично паритетом, но втайне благоволением к новой религии, правильно заметил Шиллер 154 , можно прямо охарактеризовать положение вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

337  Пространнее см. Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Erlangen. 1888–1890 в разных местах; Jülicher. Einleitung in das Neue Testament. Freiburg и Leipzig. 1894. Sait 321. 338  Prol. in Cant. Cant. (XIII, 83); „canonicae scripturae“; Com. in Matth. ser. 117 (XIII, 1769): regularis liber; col, 1636; canonizati libri. 340  In Luc. hom. I, (XIII, 1801)..; κα ν λα χρισμα διαχρσεως πνευμτον ­ греческий текст по изданию Граба и Комбефиса. 341  Comm. in Matth. ser. 47 (XIII, 1668). Christus verbum esse... ostenditur... a Genesi usque ad apostolicos libros, post quos nullis scripturis ita credendum est, sicut illis. 342  Prol. in Cant. Cantic (XIII, 82)... non enim transeundi sunt termini, quos statuerunt patres nostri. Эти предназначенные для официального чтения писания называются Оригеном „ κοιν κα δεδημοσιευμνα”, в противоположность употребляемым частным и тайным образом, т. е. „ πκρυφα”. Впоследствии они стали называться „внеканоническими”, „неподлинными”, каковые термины стали стереотипными. Ср. Tom. in Matth. X, 18 ( ΧIII, 881) и выражение: „libri, qui in ecclesiis leguntur” (Comm. in Matth. ser. 117 (M. XIII, 1769). 343  Comm. in Matth, XVI, 81 (XIII, 1240); Fragm. ex hom. in epist. ad Hebr. (XIV, 1309). Ср. Hist. eccl. IV, 25; Comm. in Joh. 5, 3 (XIV, 185). 350  Select. in Psalm. I (XII, 1084). Ср. Eusel. Histor. eccl Lib. VI. 25. Св. книги перечисляются им в следующем порядке: Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей и Руфи, Царств (1, 2, 3 и 4), Паралипоменон (1, 2), Ездры (1, 2, т. е. Ездры и Неемии), Псалмы, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Исаии, Иеремии с книгой „IIлaч” и „Посланием”, Даниила, Иезекииля, Иова, Есфирь. 357  Prol. in Cant. Cantic. XIII, 73; Contra Cels. III, 72 (XI, 1013). Ср. Com. in Johan. VI, 36–37; XIII, 25–35; XIX, 2; XX. 4–5, 10, 21, 33; XXVIII, 13; XXXII, 2, где приводятся цитаты из Премудрости. 363  Redepenning (см. Origenes. Bonn. 1841. Band I, 246) и Jülicher (Einleitung in das Neue Testament. Freiburg. 1894. Seit. 324) совершенно неосновательно утверждают, будто Ориген впервые употребляет это название. У Sanday (Inspiration. London. 1894. pag. 65) приведено достаточно доказательств употребления термина; καιν (синонима να) διαθκη” в творениях Климента Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

7) ГПБ, Соф. 1421; 1°; XVI в. (помета 1602 г.). «Сказания» —лл. 73—105. Описание см.: Д. Абрамович, «Софийская библиотека», вып. III, стр. 128—130; 8) ГПБ, F. I. 471; 1°; XVI в. (ср.: Н. П. Лихачев. Палеографическое значение бумажных водяных знаков, 1695—1696; т. I, стр. 160). «Сказания» — лл. 42 об.— 63 об.; 9) ГПБ, F.I.321 (из собрания Ф. Толстого, 1, 63); 1°; кон. XVI—haч. XVII в. (в начале — скрепа 1643 г., но водяные знаки — более ранние). «Сказания»— лл. 73—105. Описание см.: Описание рукописей Ф. Толстого, стр. 35—36; 10) ГПБ, ОЛДП, F.184, 1°; кон. XVI в. «Сказания» — лл. 22 об.— л. 38. См. выше, стр. 257—258; 11) БИЛ, Фунд. 103; 1°; кон. XVI—nepb. пол. XVII в. «Сказания» — лл. 24—39. Описание см.: «Сведения о славянских рукописях, поступивших из Троицко-Сергиевой лавры» Леонида, вып. 2, М., 1887, стр. 343—350; 12) Музей истории религии и атеизма, Рук. отдел, К. III, оп. 1, 43; 1°; кон. XVI—haч. XVII в. «Сказания» — лл. 44—55; 13) БИЛ, М. 418 (собр. Большакова); 4°; XVII в. «Сказания»— лл. 270—324 об. Описание см.: «Рукописи Большакова» Георгиевского, Пг., 1915, стр. 348; 14) ГИМ, собр. Хлудова, 88; 1°; XVII в. (после 1606 г.). «Сказания» —лл. 63— 106. Описание см.: «Описание рукописей Хлудова» А. Попова, М., 1872, стр. 225—227; 15) ГИМ, Синод. 1; 1°; сер. XVII в. «Сказания» — лл. 49—67. Описание см.: А. Горский и К. Невоструев, «Описание рукописей Синодальной библиотеки» отд. III, ч. 2, 570 (стр. 490); 16) ГИМ, Увар. 910(703); 8°; XVII в. «Сказания» —лл. 260—316. Описание см.: Систематическое описание рукописей Уварова, ч. II, М., 189З, стр. 81—82 Текст «Сказаний о скончании седьмой тысящи» издается нами по списку Соф. 1460 (С) с важнейшими разночтениями и исправлениями по списку Муз. 2469 (М), а также по списку Кир.-Бел. 21/1098 (К) и списку «Миротворного круга» F.I.321 (Г). Примечания Рукописный отдел Музея истории религии и атеизма, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 180, л. 17 Просветитель, изд. 1904 г., стр. 337—338 (ср. ниже, стр. 395); Просветитель, стр. 358—359 (ср. ниже, стр. 401). Ср. выше, стр. 157.

http://sedmitza.ru/lib/text/433601/

322. πρκρισις – выбор, предпочтение; в данном случае Аарона перед его соперниками (Кореем, Дафаном и Авироном). 323. κημα – зародыш. 324. παραδξως – см. прим. 169б. 325. δδουχε – держит факел (δς, χω); поэт. позд. глагол, произведенный от наименования жреца, носившего факел на Элевсинских мистериях. 326. Мысль, высказанная в этом тропаре, уже неоднократно встречалась в праздничной службе, но здесь она получает новое развитие и силу: чудо, бывшее над прав. Анной, действительно имеет полную аналогию, однородно с чудом над жезлом Аароновым; и если такое чудо столько дало Аарону, то какую славу и достоинство должны были получить родители Пресв. Девы! 327. χραντος – то же слово и в начале тропаря. 328. φραστος 329. В греч. еще: «и роды» (δνες), собств. «болезни рождения». 330. ρρητος отлично от φραστος (см. прим. 273) тем, что первое происходит от глагола φημ, ρ, означающего речь вообще, а второе от φρζω, означающего особенно выразительную, одушевленную речь. 331. τκος («рождество») тем отличается от γννησις («рождение»), употребленного в начале ирмоса, чем τκτω от γεννω – см. прим. 126 332. ср. акафист. 333. Начиналось (с рождения Богоматери) настоящее, полное боговоплощение, а сколько в этом акте должно было заключаться! «Облекийся» – φορσας – усиленный глагол φρω носить. 334. в Греч. «Адамова». 335. π 336. παγγελα – собств. извещение (через ангела), см. прим. 97. 337. И все это от неплодной. 338. греч. «св. трапеза». 339. πυθμνος – дна. 340. Чтобы все слышали хвалу, однако («и» – слав. «же», греч. τε), она не напоказ, а от самой души, искренняя, «духом истины». 341. след., всем людям на веки. 342. καχημα – см. прим. 59. 343. ξιθεον – у классиков: «видный», «замечательный»; др.-слав. перевод ближе нынешнего к греч.: «достойно Богови». 344. χημα – собств. «то, что поддерживает», поэт. слово. 345. λοχετριαν – поэт, слово. 346. Некоторые греч. рукописи и др.-слав. пер. «Яко воды морския, Человеколюбче, волны житейския погружают мя». 347. Как «святую святых» поместили в храме, где было «святое святых».

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

313. βεβλουν слав. сквернавляху, т. е. выдавая свои низкия выдумки за Мое откровенное слово. 314. Слав. Моим соотв. μου в 62, в вульг. meo, а обычно: μς. 315. Т. е. в Палестине. 316. Слав. на разсыпание. 317. Συστροφ — скручивание, свертывание, собирание. 318. По изъяснению бл. Иеронима и Феодорита, в сердцах пришедших старейшин были лукавыя, идолопоклонническия, мучащия совесть, помышления. В рус. синод. идолов. 319. Букв. человек человек. 320. Т. е. не по лицемерным словам пред пророком, а по действительному настроению сердца и мыслей его. 321. Слав. да уклонят соотв. μ πλαγιασωσι — в 42, 49, 68, 87, 90, 91, 228, 233, 306, альд., а в алекс. μ διαστρψωσιν. В слав. опущено μ. существующее во всех гр. спп., а потому и неправильная мысль получается. В 11 ст. есть по слав. не, и здесь следовало его вставить. 322. Θσομα слав. положу. 323. Πλανηθ т. е. свою выдумку выдаст за Господне откровение. 324. πλανησα — ввел в заблуждение, т. е. припишет Мне свое заблуждение. 325. В гр. спп. добавл. μου, также в вульг. и евр., в слав. почему-то опущено. 326. Понесут одинаковое наказание и лицемеры-совопросники и самообманщики-лжепророки. Феодорит. 327. Т. е. жители, населяющие страну и землю. 328. Τιμωρσομαι — отомщу, слав. умучу. 329. Слав. Адонаи соотв. Dominus в вульг. и евр. , а по греч. нет. 330. Слав. своих соотв. ατν — в 147 и 228 спп., в др. греч. и лат. нет. 331. В кровопролитии – по рус. син. переводу. 332. Слав. человеки соотв. ед. ч. νθρωπον. 333. ν ατς — в ват., text. recept. и др., а в алекс. и слав. нет. 334. Не будете обвинять Меня в жестокости наказания этими бедствиями. Феодорит. 335. Сознанием справедливости и пользы от посланных Господом бедствий: наказания грешников и исправления кающихся. 336. Τ ν γνοιτο — что было-бы? 337. Т. е. обгорелое и опаленное огнем. 338. Т. е. каким бывает. 339. Такими будут и жители Иерусалима. 340. „Ибо Иерусалим отвергся благочестия Ноя и Сима, утратил и самое родство с ними“. Феодорит и Иероним. 341. Слав. рождение соотв. γννησις — в 23, а в др. γνεσις — бытие.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Другого пути не существует. Все сказанное можно было бы выразить более кратко. Можно было бы ограничиться заявлением, что мы употребляем слово «поэтика» точно в таком же смысле, какой оно имеет внутри заглавия книги Д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы». Заглавие нашей работы, как уже догадался читатель, подражательно, и подражательность эта — намеренная; она должна служить знаком жанровой принадлежности. «Поэтика древнерусской литературы» — классический образец научного жанра. Наша книга — попытка работать в том же жанре, но на ином материале. Выражаясь в терминах средневековой эстетики, можно было бы сказать, что два заглавия относятся друг к другу, как «первообраз» и «отображение». Второе слово, в употреблении которого необходимо отчитаться, — слово «ранневизантийский». Грубо говоря, мы понимаем под «ранневизантийской» эпохой время от Константина I (324–337) до Ираклия (610–641). При Константине I был впервые заключен союз между императорской властью и христианской верой — дотоле враждебными силами, в своей совокупности определившими облик официального византийства; при нем же началась тысячелетняя история столицы на берегах Босфора— города Византия, перекрещенного в Константинополь. Навсегда отделившись в 395 г. от Западной Римской империи, византийская держава немногим менее двух с половиной веков продолжала располагать территориями, а также экономическими и культурными ресурсами Восточной Римской империи. Ее нельзя было и представить себе без Александрии, без Антиохии; ее важные центры — Берит (Бейрут), Эмеса, Газа и другие города Сирии, Палестины и Египта. При Ираклии эта держава торжествовала свою последнюю победу над древним врагом Рима— сасанидским Ираном, а затем потерпела решительное поражение от нового, неслыханного врага — от арабов. С Александрией и Антиохией пришлось расстаться. Египет, Сирия и Палестина отошли к миру ислама. Империя вступила в тяжелый политический, экономический и культурный кризис — и вышла из него другим государством, с новыми проблемами и с новыми возможностями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

Античная культура оказалась достаточно гибкой, чтобы допустить внутреннее «преображение»… Христиане же доказали, что можно переориентировать культурный процесс без возврата в прошлое и развивать культуру в новом духе. Тот самый процесс, который по–разному определяют как «эллинизацию христианства», скорее можно трактовать как «христианизацию эллинизма». Георгий Шлоровский. «Вера и культура», журнал св. Владимира «St. Vladimir " s Quarferly», 4,1–2 Император Константин (324—337) положил конец периоду конфронтации между христианством и Римской империей. Он покинул древнюю столицу империи и перенес центр политической и культурной жизни «цивилизованного мира» того времени на берега Босфора, где был расположен древний греческий город Византии. Город официально назвали Константинополем, «Новым Римом», и он оставался столицей империи, которую именовали «Римской» еще более одиннадцати веков, вплоть до подпадения под владычество турок в 1453 г. Константинополь стал неоспоримым центром восточного христианства, особенно после исчезновения древних христианских центров в Египте, Палестине и Сирии. Епископ Константинополя принял титул «вселенского патриарха». На Балканах, на просторах Восточной Европы, на Кавказе константинопольские миссионеры обращали в христианскую веру население огромных территорий. По сути дела, «Новый Рим» явился колыбелью цивилизации для Ближнего Востока и Восточной Европы, подобно тому как «старый Рим» стал таковой для латинского Запада. В настоящей книге описываются категории богословской мысли, как они формировались в рамках Византийской христианской цивилизации, ее философии жизни, ее Литургии и искусства, и как они сохранились в современном Восточном Православии. Центральной темой византийского богословия, или интуицией, является убеждение, что человеческая природа не есть статичная, «замкнутая», автономная сущность, но — динамичная реальность, в своем существовании определяемая ее отношением к Богу. Это отношение представляется процессом восхождения и общения — человек, сотворенный по образу Божию, призван добровольно достичь «божественного подобия», его отношение к Богу есть как данность и задача, так и непосредственный духовный опыт и ожидание еще большего видения, достигаемого в свободном усилии любви. Динамизм византийской антропологии без труда противопоставляется статичным категориям «естества» и «благодати», господствовавшими в мышлении поставгустиновского западного христианства; этот динамизм может оказаться существенным критерием для современного богословского поиска нового понимания человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

    Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 156.     Феолипт Филадельфийский, святитель. Поучение Феолипта… С. 144.     Το ατο Φεολπτου…  Σ. 337.     Idid. Σ. 324.     Комментарии ( 1): Альвиан Тхелидзе 14 сентября 2011г. 16:25 " Статья Тхелидзе А.Г. посвящена осмыслению отношения святителя Феолипта Филадельфийского к церковным расколам. " Да, действительно, в первую очередь осмыслению отношения Феолипта к расколам, но не только. Также и к осмыслению отношения Феолипта к ереси. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 22 января 2022 10 14 ноября 2021 10 23 апреля 2020 10 26 марта 2020 10 3 февраля 2020 10 25 декабря 2019 10 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 22 января 2022 10 14 ноября 2021 10 23 апреля 2020 10 26 марта 2020 10 3 февраля 2020 10 25 декабря 2019 10 25 ноября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 18 сентября 2019 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/article/1945178

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010