Burgmann L. u.a. (hrsg.). Cupido legum. Frankfurt am Main, 1985. Burke J., Scott R. (ed.). Byzantine Macedoniä identity, image and history. Melbourne, 2000. Cavallo G. e.a. (ed.). Scritture, libri e testi nelle aree provinciali di Bisanzio. Spoleto, 1991. 2 vol. Cavanagh W. e.a. Continuity and change in a Greek rural landscapë the Laconia survey. London, 1996–2002. 2 vol. Charanis P . The Armenians in the Byzantine empire. Lisbon, 1963. Cheynet J.-C. The Byzantine aristocracy and its military function. Aldershot, 2006. Cheynet J.-C., Vannier J.-F. Études prosopographiques. Paris, 1990. Chrysos E. u.a. (hrsg.). Griechenland und das Meer. Mannheim; Möhnesee, 1999. Χρυσς Е.К. ( εκδ.). То Βυζντιο ως Οικουμνη. Αθνα, 2005. Χριστοφιλοπολον Αι. Το πολτευμα και οι θεσμο της Βυζαντινς Αυτο κρατορας (324–1204): Κρτος – Διοκηση – Οικονομα – Κοινωνα. Αθνα, 2004. Χριστοφιλοπολον Αι. Βυζαντιν αυτοκρατορα – Νετερος Ελληνισμς: Συμβολ στην ρευνα. Αθνα, 2006. 3 τ. Connor C.L. Women of Byzantium. New Haven; London, 2004. Constantelos D. Byzantine philanthropy and social welfare. New Rochelle (NY), 1991 (2 ed.). Cormack R. Writing in gold: Byzantine society and its icons. London, 1985. Cormack R. Painting the soul: icons, death masks, and shrouds. London, 1997. Cormack R. Byzantine art. Oxford, 2000. Corrigan K.A. Visual polemics in the ninth-century Byzantine psalters. Cambridge, 1992. Cutler A. The aristocratic psalters in Byzantium. Paris, 1984. Cutler A., Spieser J.-M. Byzance médiévale, 700–1204. Paris, 1996. Dagron G. La Romanité chrétienne en Orient. London, 1984. Dagron G. Empereur et prêtrë étude sur le césaropapisme byzantin. Paris, 1996. Dagron G. Emperor and priest/Tr. J. Birrell. Cambridge, 2003. Dark K. Byzantine pottery. Stroud, 2001. Dark K. , Özgümü F . Istanbul Rescue Archaeology Survey. London, 1998–2005. 5 vol. Dark K. (ed.). Secular buildings and the archaeology of everyday life in the Byzantine empire. Oxford, 2004. Deér J. Byzanz und das abendlandische Herrschertum. Sigmaringen, 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. Острогорский Содержание Предисловие к русскому изданию Г. А. Острогорский (1902–1976) Список публикаций Г.А. Острогорского Предисловие В. Otto ко второму изданию Из предисловия автора к первому изданию Предисловие автора ко второму изданию Предисловие автора к третьему изданию Введение. Развитие науки об истории Византии I. Основные черты развития ранневизантийского государства (324–610) Источники 1. Христианизированная Римская империя 2. Эпоха переселения народов и христологических споров 3. Реставрационная политика Юстиниана и ее крушение II. Борьба за выживание и обновление византийского государства (610–711) Источники 1. Войны с персами и с аварами. Реформы Ираклия 2. Время арабского вторжения: последние годы Ираклия; Констант II 3. Спасение Константинополя и укрепление нового строя: Константин IV и Юстиниан II 4. Закат династии Ираклия III. Эпоха иконоборческого кризисА (711–843) Источники 1. Чехарда на престоле 2. Иконоборчество и войны с арабами: Лев III 3. Иконоборчество и войны с болгарами: Константин V 4. Закат иконоборчества и восстановление иконопочитания 5. Византия и Карл Великий 6. Реформы Никифора I и внешнеполитические опасности: Византия и Крум 7. Иконоборческая реакция IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) Источники 1. На заре новой эпохи 2. Эпоха кодификации права: Василий I и Лев VI 3. Византия и Симеон Болгарский 4. Борьба центральной власти против могущества феодалов. Культурный расцвет при византийском императорском дворе: Роман Лакапин и Константин Багрянородный 5. Эпоха завоеваний: Никифор Фока и Иоанн Цимисхий 6. Наивысшая точка византийского могущества: Василий II V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) Источники 1. Крушение средневизантийской государственной системы 2. Крах внутренней и внешней политики VI. Правление военной аристократии (1081–1204) Источники 1. Восстановление Византийской империи при Алексее I Комнине 2. Новый взлет византийского могущества и первые поражения: Иоанн II и Мануил I 3. Попытка реакции при Андронике Комнине 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор Св. Софии. 532–537 гг. Фотография. Сер. ХХ в. [греч. Κωνσταντινοπολις, Βυζντιον; лат. Constantinopolis, Byzantium; в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул; тур. Istanbul, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский). Город занимал мыс, к-рый омывается с востока Босфором, с юга Мраморным м. (Пропонтидой) и с севера зал. Золотой Рог (тур. Халич). Основан рим. имп. Константином I Великим в 324 г. на месте античного г. Византия; в 330-1453 гг. столица христ. Римской (Восточной Римской) и Византийской империи; в 1204-1261 гг. столица Латинской империи; в 1453-1918 гг. столица тур. Османской империи. С IV в. до наст. времени церковный престол архиепископов К. и патриархов Константинопольской Православной Церкви ; в поздней античности и средневековье К.- крупнейший мировой центр развития восточнохрист. культуры (богословие, монашество, аскетические традиции, литургика, почитание святынь и икон, паломничество, церковно-политическая идеология, развитие традиции Вселенских Соборов, восточнохрист. книжность, лит-ра и образование, архитектура, живопись). Настоящая статья посвящена античной и христ. эпохам истории и культуры Византия и К. до захвата города турками в 1453 г. и его превращения в столицу Османской империи . История Античный Византий Согласно традиции древнегреч. историографии, Византий был основан в 660 г. до Р. Х. как колония Мегары (дата указана в «Хронике» еп. Евсевия Кесарийского). По Геродоту (V в. до Р. Х.), греч. колонисты первоначально предприняли строительство на месте Византия, но затем почему-то переселились на азиат. берег Боспора и основали г. Калхедон (Халкидон). По словам Геродота, приближенный Дария Мегабаз назвал основателей Халкидона слепцами, отказываясь искать к.-л. рациональные причины для переселения колонистов, кроме их собственной недалекости ( Herod. Hist. IV 144). Этот анекдот несколько уточнял рассказ Страбона (I в.), согласно которому основатели Византия получили от дельфийского оракула Аполлона повеление построить колонию напротив слепых. Прибыв на Боспор, они увидели, что основатели Халкидона были слепы, поскольку не поняли удобного положения мыса у Золотого Рога ( Strabo. Geogr. VII 6. 2). Дионисий Византийский сообщил, что основателям Византия необходимо было отбить с боем территорию буд. города у местных племен, видимо фракийцев (FHG. T. 5. P. 188-190).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

89 Ркп. святцы: «преп. отец Иринарх затворник Борисоглебского мон. преставися в л. 7123 (1615), янв. 13 д.». По житию, сконч. в 1616 г. 91 Ркп. житие пр. Елеазара нап. в правосл. собеседн. 1860 г. 1, 108–120, 237–259. Писатель говорит: «бысть по нем царь Алексий Мих., ныне царствующего родитель». (стр. 241). Далее он выставляет себя святителем скитским, но который пишет то, что слышал от «сказателей» (стр. 249). Потому житие писано в 1706 г. 94 Опис. Соловец. мон. стр. 324–326. Ркп. святцы: «преп. Елеазар, строитель Анзерского скита, иже на Океане». Тропарь и молитва преподобному Елеазару – у Царского 744. 98 Ркп. житие преп. Антония с чудесами составлено поздно, в 17 в. и потому со многими ошибками; напр.: в нем говорится, что храм в своей обители преп. построил по грамоте кн. Александра невского и по благословению новородского архиепископа Исаии. Но такого архиепископа не было в Новгороде; как это известно по летописям. (Собр. л. 3, 54–37, 180–182). Говорится, что Антоний отравляем был из Хутына к блаж. патриарху Афанасию в Константинополь. Но в Константинополе не было тогда между патриархами Афанасия. Патриархами были: с 1186 года Никита, с 1190 Леонтий, потом Феоктист, Досифей и Георгий Ксифилин, скончавшийся в 1198 г., после него Иоанн Каматер, при котором в 1204 г. Константинополь взят латинянами; с того времени патриархи стали жить в Никее; но и здесь не было патр. Афанасия. 99 Так показаны лета Антония и день кончины в ркп. житии. Поскольку же в 1192 г., когда преп. Варлаам назначил его своим преемником, было ему не менее 35 лет: то остальные 32 года из 67 лет жизни оканчиваются 1224 годом. По ркп. святцам «преп. Антоний игумен дыменский, ученик Варлаамов, преставися», по одному списку: «апреля в 13 д.», по-другому со «авг. в 13 д. ». Свед. о монаст. стр. 387, 408. 100 Ркп. житие; Тихвинские монастыри, стр. 101, 104–108. Спб., 1854 г. Валаамские иноки жили в Дымской обители с 1561 г.; в 1618 г. переведены они в Васильевский монастырь. (Писцовая книга во врем. общ. общ. ист. кн. 6 стр. 89, A. э. 3, 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

308 Χρονικν σντομον π Γεωργου μαρτωλο μοναχο. Ученые записки II отд. Имп. Академии наук. Кн. VI. 1861. С. 720. 309 ...O ν ξορας νεκαλοντο κα τιμς ξιοντο. Петров Синаксарь. Житие Михаила Синкелла. Fol. 39 v. Ср.: Vita s. Nicolai Studitae//PG. T. CV. Col. 901. 311 Vita s. Nicolai Studitae//PG. T. CV. Col. 901. Cp.. Vita s. Methodii, patr. constantinopolitani//PG. T. C. Col. 1266. 315 ... Τν μεγστην μονν τς Χρας ες δαν ξουσαν κα νπαυσιν δχεται (Михаил Синкелл). Петров Синаксарь. Fol. 39 v. 318 Genesius. P. 108; Continuatus. P. 223; Cedrenus. T. II, 188. 189; Zonara. Lib. XVI//PG. Col. 32; Hamartolus. P. 726; Glycas. Annales. P. 546–547; Manassis Compendium chronicum. P. 223; Ephraemius. P. 112. 319 Genesius. P. 83; Continuatus. P. 154; Cedrenus. T. II, 144; Symeonis Magistri et Logothetae annales (далее – Symeon. Magistr.). P. 649. 321 Genesius. P. 90; Leo Grammaticus. P. 461; Cedrenus. T. II, 161; Zonara. T. XVI. Col. 20 (PG. T. CXXXV); Symeon. Magistr. P. 658. 322 Anonymus. Antiquitates constantinopolitanae.//PG. T. CXXII. Col. 1276; Codinus. De aedificiis constantinopolitanis. P. 114–115. 323 Schlumberger. Les îles des Princes. Paris, 1884. P. 98; Σκαρλτος Βνξντιος . Κωνσταντινοπολις. T. II. θν σιν. 1862. Σ. 295. 324 Nicetas David Paphlago (далее – Paphlago). S. patris nostri Ignatii, archi- episcopi constantinopolitani, vita sive certamen//PG. T. CV. Col. 492, 493, 496. 326 Вальсамон. Толкование на 7-е правило Двукратного собора// Ρλλη κα Πτλη . Σνταγμα. T. II. Σ. 675. 327 Anonymus//PG. T. CXXII. Col. 1277; Codinus. P. 116; Ducange. Historia byzantina. Pars II. P. 108. 328 Schlumberger. Les îles des Princes. P. 126; Σκαρλτος Βνζντιος. H Κωνσταν– τινοπολις. T. II. Σ. 302; Schlumberger. Sigillographie de l " Empire byzantin. Paris, 1884. P. 140. 329 Житие преп. и богоносного отца нашего Евфимия Нового Фессалоникийского//Афонский Патерик. Ч. II. Изд. 6. М., 1890. С. 276. 330 Αστυγραφα Θεσσαλονκης τοι τοπογραφικ περιγραφ τς Θεσσαλονκης π Μιχαλ Χατζ ωννου. ν Θεσσαλονκ. 1881. Σ. 68, 101.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Ее слава, как великой подвижницы и образцовой руководительницы, распространилась далеко за стенами Константинополя и привлекала в управляемый ею монастырь многочисленных постриженниц. В ее житии рассказывается об одной девице, которая пришла в ее монастырь из Каппадокии, оставив на родине жениха... 316 Из прежде основанных в Константинополе монастырей в первые годы царствования Михаила III монашеская жизнь сосредоточивалась также в следующих: Одигов, или во имя Богоматери Одигитрии, 317 св. Диомида, 318 свв. мучеников Сергия и Вакха, 319 Клидион ( τ Κλεδιον) 320 и Гастрии, в котором в 856 г. по приказанию императора Михаила были пострижены в монахини императрица Феодора и ее четыре дочери – Фекла, Анастасия, Анна и Пульхерия. 321 Это были первые – в нашу эпоху – царственные жертвы византийского государственного режима, удаленные в монастырь насилием. Глубокое и искреннее стремление к монашеству, охватившее византийское общество в послеиконоборческое время и более всего обнаружившееся в Константинополе, выразилось и в постройке новых монастырей как в самой столице, так и в ее окрестностях. Пример в этом отношении был подан самою восстановительницей иконопочитания, императрицей Феодорой. Она основала два монастыря – один в самом Константинополе во имя св. Пантелеймона, поместив его в доме Оружейной палаты, 322 а другой, во имя Иоанна Предтечи, – на Антигоне, одном из Принцевых островов, лежащих в Пропонтиде, недалеко от столицы. 323 Весьма ревностным строителем монастырей был и патриарх константинопольский Игнатий, преемник св. Мефодия. Игнатий, прежде чем сделаться патриархом, провел в монастырском уединении целых 33 года, постригшись в четырнадцатилетием возрасте. Он был идеальным монахом и ревностным почитателем монашеского чина. Сделавшись патриархом, он много заботился об умножении монастырей и о снабжении их всем нужным для обитавших в них монахов. Его трудами были населены монахами три острова Пропонтиды, принадлежавшие к группе Принцевых, – Плати, Неандр (или Гиатр) и Теревинф, которые он превратил, по словам его жития, «в церкви Господни и благочестивые монастыри». 324 Один из опекунов императора Михаила III, Мануил, вынужденный оставить свой высокий пост, удалился от двора в свой дом, находившийся близ цистерны Аспары ( σπαρος), и обратил его в монастырь. В этом монастыре он потом был и погребен. 325 Вторым ктитором монастырь Мануила имел знаменитого патриарха Фотия, который почти до основания перестроил его, придав ему больше великолепия и величия. 326 К первым же годам царствования Михаила относится построение в Константинополе кубикуларием Дамианом, славянином, монастыря своего имени. 327 Наконец, остров Халки, один из Принцевых, был украшен монастырем Св. Троицы – «Новый Сион», основание которого преданием приписывается патриарху Фотию. 328

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Иннокентий II, (анти)п. римский (1130–1143) 287, 287 Иоанн, см. Хильтин (Иоанн) Иоанн I Цимисхий, имп. византийский (969–976) VIII, 116–117, 164 Иоанн II Комнин (Калоиоанн), имп. византийский (1118–1143) V, VIII, IXb, 235, 240, 242–243, 242–247, 245, 247, 364 Иоанн I Партичако, дож венецианский (829–836) 53, 53 Иоанн, о. византийского имп. Алексея I Комнина VIII Иоанн XII, п. римский (955–963/4) 48, 48, 85, 85, 106, 109–110, 116 Иоанн XIII, п. римский (965–972) 41, 43, 65, 185, 227, 277, 277–278 Иоанн XV, п. римский (985–996) 51 Иоанн I, митр, киевский (1040-е гг.) 81 Иоанн (Яник), архиеп. гнезненский (вероятно, 1149–1167) 297, 306–307 Иоанн Диакон, итальянский агиограф (ум. в 880/2 г.) 53 Иоанн Диакон, венецианский хронист (ум. после 1018 г.) 53–54 Иоанн Киннам, византийский хронист (ум., вероятно, ок. 1203 г.) 264 Иоанн Скилица византийский хронист (ум., вероятно, в перв. четв. XII в.) 73 «Иова книга» 75, 299 «Ипатьевская летопись» 200, 264, 315, 319, 321, 324, 366, 370–371 Ирина, см. Ингигерд (Ирина) Ирина, см. Кунигунда (Ирина) Ирина (Берта), ж. византийского имп. Мануила I Комнина, д. зульцбахского гр. Беренгара (ум. в 1060 г.) II, III, VIII, IXb, 242–243, 279 Ирина, ж. Алексея, с. и соправителя византийского имп. Uoahha II Комнина, д. киевского кн. Мстислава Владимировича VIII, IXb Ирина (Пирошка), ж. византийского имп. Uoahha II Комнина, д. венгерского кор. Ласло I (ум. в 1134 г.) V, VIII Ириней Лионский , св., еп. (177 – после 200), богослов 77 Исаак I Комнин, имп. византийский (1057–1059, ум. в 1060/1 г.) VIII Исаак II Ангел, имп. византийский (1185–1195, 1203–1204) II, VIII, 347 Исаак, с. византийского имп. Алексея I Комнина VIII, IXa Исаия, библ. пророк 146 Исидор Севильский , еп. (599/600–636), полигистор 215 Испон, византийский военачальник в Южной Италии (перв. треть XI в.) 93 «История Вельфов» («Вайнгартенская история Вельфов») (ок. 1170 г.) 188–189 Истрин В. М. 28, 39 Ита, родоначальница швабской линии Вельфов, ж. гр. Рудольфа II, д. швабского герц. Конрада (втор. пол. X в.) III, 189,189

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

10 Этим вопросам посвящено г. Хиуортом шесть статей под заглавием «The Real Character and the Impormance of the First Book of Ezdras». См. The Academy за 1893 г.в 1.079 (jan. 7), p. 13 c-14 a; 1.081 (jan. 21), p. 60 b-c; 1.083 (febr. 4), p. 106 а-с; 1.06 (febr. 25), p. 174 a –173 b; 1.093 (april 15), p. 326 b-327 b; 1.102 (june 17), p. 324 a-b. 11 Кроме Иосифа Флавия (XI, 3) ее упоминают: Clem. Alex. Strom. I, 21 (Migne gr. VIII, 853); Orig. in Jos. hom. IX, 10, in Ioan. tom. IV, 1 (M. gr. Xll, 879; XIV, 200); Euseh. in Ps. LXXVI. 17 sq. (M. gr. XXIII, 897): S, Athan. Do sent. Dionysii 25, – Apol. ad C nst. 11, C. Arian or. II, 8 (M gr. XXV. 517. 609: XXVI, 189); S. Basil C. Eunom. V, 4 (M. gr. XXIX, 757); S. Ioan. Damasc. Sacr Parallel. I, 19 (M. gr. XCLV, 1204); Cyprian, ad Pamp. ep. LXXXV, 9 (M. lat. III. 1181); Ambros. ep. XXXVII, 12 (M. lat. XVI. 1087); August. De civ. Dei XVIII, 36 (M. lat. XLI, 596); Prosp, Aquit. De promiss. et praedict. div. II, 38 (M. lat. LI, 814) и др. 12 Попытку спасти 1 книгу Ездры в том отношении представил престарелый епископ Arthur G. Hervey в своих статьях («The Chronology of Ezrs 2 and 4:6–23) на страницах журнала The Expositor 6. p. 431–443; 7. p. 50–63). но едва ли удачную, ибо в свою пользу автор приводит не «облак свидетелей» а целые тучи предположений и догадок: между ними встречаются, и такие что текст этого творения содержит множество всевозможных ошибок (глаза, руки, памяти) и «неискусных» прибавлений из других источников. Ср. и у г. Хауорт, из The Academy. 1.086, 1.093 и 1.102. 14 К сему г. Хауорт прибавляет 1.115, р. 234 а) – в виде слабого предположения, – что арамейские части Даниила, со включением арамейских добавлений, входили первоначально в состав той же арамейской хроники, из которой извлечена и вторая книга Ездры (ср. в 1.081). За это говорит сходство в диалекте и стиле, поэтому возможно, что составитель заимствовал их из этого обширного труда. 17 И Cornely (op. cit., p. 331, n. 1) замечает: in hodierno textu graeco Job multa ex textu hexaplari addita esse apparet.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1196 Впрочем, в Trall. 3, 1 пресвитеры называются не только «σνδεσμος ποστλων», но и «συνδpιο θεο». 1201 Idem. 11, 23, 3. « γσιππος πι τς πpτης τν ποστλων γενενος διαδοχς δελφς το κυpου ακωβος». GrchSch. 9, 1. 166, 6–7. 1202 Idem. II, 23, 4:: «Διαδχεται τν κκλησαν μετ τν ποστλων δελφς το κυpου ακωβος». GrchSch 9, 1. 166, 9–10: «Μετ τν ποστλων» Иероним переводит post apostolos (De vir. 2. PL Т. 23. Col. 609B), но Руфин – cum apostolis (GrchSch. 9, 1. s. 167, 1). 1204 Idem. IV, 22, 3: «Γενενος δ ν μη, διαδοχν ποιησμην μεχpις νικτου ο διακυος ν λεθεpιος, κα πατ νικτου διαδχετει Ζωτp, μεθ» δν λεθεpιος, ν κστη δ διαδοχ κα ν κστη πλει οτως χει ς νμος κησσει κα ο πpοφται κα κpιος». GrchSch. 9, 1. 370, 2–6. 1205 Конъектура некоторых, желаюящих вместо διαδοχν ποιησμην читатъ διατpιβν ποιησμην (Dannreuter Н. Du temoignage d» Hegèsippe Р. 24, not. 2, Дюшен Л. История древней Церкви. Т. 1. М., 1912. С. 160, прим. 2), должна быть решительно отвергнута; в пользу нее говорит лишь перевод Руфина (GrchSch. 9, 1. 371, 2: permansi inibi), который, по словам Дюшена (ibid), часто толкует вкось и вкрив, но она совершенно противоречит контексту, что признает и Дюшен. Кроне того, как указал еще Tillemont, Евсевий (Н. Е. IV, 11, 8. GrchSch. 9, 1. 324, 8–10) и Иероним (De vir. ill. 22. PL. Т. 23. Col. 641А Творения. Ч. f. С. 305) единогласно сообщают, что Егезипп при Аниките прибил в Рим, где и прожил до епископства Елевферия. См.: Memoires pour servir а 1’ histoire ecclesiastique des six premiers siecles. t. 3. Pari, 1695. Р. 610. См. еще: Migne. PG. Т. 5. Col. 1322B; Batiffol Р. L’èglise naissante et le catholicisme 3 . Р. 208, not. 1. Впрочем, Tillemont не желает под διαδοχν разуметь список епископов и выражению διαδοχν ποιησμην дает такое совершенно искусственное толкование: il mit par ecrit la doctrine que suivoit alors 1’ Ëglise Romaine, et qúelle avoit toujours tenue par une succession continuelle depuis les Apfostres. – Memoires. Т. 3. Р. 611. Cfr.: Р. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010