еп. Серапион (Александровский, 11 июня 1788 - 16 окт. 1799); еп. Серафим (Глаголевский, 25 дек. 1799 - 29 янв. 1804); архиеп. Августин (Виноградский, 7 февр. 1804 - 19 февр. 1818, возведен в сан архиепископа 30 авг. 1814); еп. Лаврентий (Бакшевский , 19 янв. 1819 - 27 окт. 1820); еп. Афанасий (Телятев , 10 марта 1821 - 5 авг. 1824); еп. Кирилл (Богословский-Платонов , 26 окт. 1824 - 26 марта 1827); еп. Иннокентий (Сельнокринов, 23 мая 1827 - 28 марта 1831); еп. Николай (Соколов, 8 мая 1831 - 2 окт. 1834); еп. Исидор (Никольский , 11 нояб. 1834 - 5 июня 1837); еп. Виталий (Щепетов, 27 июня 1837 - 14 нояб. 1842); еп. Иосиф (Богословский , 27 дек. 1842 - 20 нояб. 1849); еп. св. Филофей (Успенский , 18 дек. 1849 - 19 авг. 1853); еп. Алексий (Ржаницын , 20 сент. 1853 - 20 июля 1857); еп. Евгений (Сахаров-Платонов , 6 окт. 1857 - 13 окт. 1858); еп. Порфирий (Соколовский , 21 нояб. 1858 - 21 марта 1859); еп. Леонид (Краснопевков, 26 апр. 1859 - 15 мая 1876); еп. Никодим (Белокуров , 17 июня 1876 - 14 окт. 1877); еп. Игнатий (Рождественский , 17 дек. 1877 - 11 февр. 1878); еп. Амвросий (Ключарёв, 6 апр. 1878 - 22 сент. 1882); еп. Алексий (Лавров-Платонов , 22 янв. 1883 - 9 марта 1885); еп. Мисаил (Крылов, 4 мая 1885 - 3 июня 1889); еп. Виссарион (Нечаев , 30 июля 1889 - 14 дек. 1891); еп. Александр (Светлаков , 11 янв. 1892 - 29 янв. 1894); еп. Нестор (Метаниев, 29 янв. 1894 - 8 июня 1901); еп. Трифон (Туркестанов , 1 июля 1901 - 2 июня 1916); еп. Алексий (Кузнецов, 26 дек. 1916 - 20 марта 1917); еп. Иоасаф (Каллистов, 20 марта 1917 - 15(28) янв. 1918); еп. Димитрий (Добросердов, 15(28) янв. 1918 - нач. 1920); еп. сщмч. Серафим (Звездинский, 3 янв. 1920 - 25 апр. 1928); еп. Амвросий (Смирнов , 25 апр.- 28 нояб. 1928); архиеп. Питирим (Крылов, 17 марта 1931 - янв. 1936, возведен в сан архиепископа 18 марта 1932); еп. Иоанн (Широков , янв.- 19 июля 1936); архиеп. Сергий (Воскресенский, февр. 1938 - март 1941); еп. Иларий (Ильин, 5 марта - май 1944); архиеп. Виталий (Введенский, 19 июля 1946 - 25 марта 1950); архиеп. Пимен (Извеков, 26 дек. 1957 - 16 марта 1961, возведен в сан архиепископа 23 нояб. 1960); архиеп. Киприан (Зёрнов, 14 нояб. 1961 - 20 мая 1964, возведен в сан архиепископа в авг. 1963); еп. Филарет (Денисенко, 22 дек. 1964 - 14 мая 1966); архиеп. Филарет (Вахромеев, 14 мая 1966 - 1 апр. 1973, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1969); архиеп. Владимир (Сабодан, 18 апр. 1973 - 16 июля 1982, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1973); архиеп. Александр (Тимофеев, 14 окт. 1982 - 12 авг. 1992, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1986); еп. Филарет (Карагодин, 12 авг. 1992 - 19 июля 1995); еп. Иннокентий (Васильев, 18 июля 1995 - 11 окт. 1996); еп. Александр (Агриков, со 2 сент. 2001).

http://pravenc.ru/text/178617.html

1827); архиеп. Онисифор (Боровик ; 28 нояб. 1827 - 20 апр. 1828); архиеп. Гавриил (Розанов; 22 мая 1828 - 9 мая 1837); еп. Анастасий (Ключарёв ; 22 мая 1837 - 16 апр. 1838); еп. Иннокентий (Александров ; 23 апр. 1838 - 19 авг. 1853); еп. Леонид (Зарецкий ; 19 авг. 1853 - 14 нояб. 1864); еп. Платон (Троепольский; 13 дек. 1864 - 21 авг. 1868); еп. Алексий (Новосёлов; 21 авг. 1868 - 23 июня 1871); еп. Феодосий (Макаревский; 23 июня 1871 - 5 февр. 1885); еп. Серапион (Маевский ; 16 февр. 1885 - 5 дек. 1891); еп. Августин (Гуляницкий ; 14 дек. 1891 - 30 нояб. 1892); еп. Владимир (Шимкович ; 5 дек. 1892 - 12 июня 1896); еп. Симеон (Покровский; 12 июня 1896 - 4 окт. 1911); архиеп. Агапит (Вишневский; 4 окт. 1911 - нач. 1919, возможно, в 1921-1922); еп. Уманский, вик. Киевской епархии, Димитрий (Вербицкий; 1919, в. у.); еп. Ермоген (Максимов; осень 1919-1920); архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов; 1921 - янв. 1926); сщмч. еп. Макарий (Кармазин; кон. 1925 - 3 дек. 1937); еп. Александровский, вик. Днепропетровской епархии, Стефан (Адриашенко; 1926, в. у.); архиеп. Полтавский и Переяславский Дамиан (Воскресенский ; 1927-1928, в. у.); еп. Георгий (Делиев; 1928 - 8 дек. 1937, с 1932 в сане архиепископа); архиеп. Харьковский и Ахтырский Константин (Дьяков ; 1929, в. у.); архиеп. Полтавский и Кременчугский Сергий (Гришин ; 1931 - 21 марта 1932, в. у.); еп. Димитрий (Маган; 11 июня - дек. 1942); архиеп. Андрей (Комаров; 28 янв. 1944 - 17 июля 1955); архиеп. Симон (Ивановский ; 20 июля - 17 окт. 1955); архиеп. Гурий (Егоров; 19 окт. 1955 - 21 мая 1959; митр. Симферопольский и Крымский, в. у. Днепропетровской епархией 14 нояб. 1961 - 12 июля 1965); еп. Иоасаф (Лелюхин ; 21 мая 1959 - 14 авг. 1961); еп. Алипий (Хотовицкий; 14 авг.- 14 нояб. 1961); еп. Полтавский и Кременчугский Феодосий (Процюк ; 19 июля - 8 окт. 1965, в. у.); еп., затем архиеп., позднее митр. Симферопольский Леонтий (Гудимов ; 8 окт. 1965 - 7 окт. 1967; 31 мая 1973 - 19 февр. 1990, в. у.); еп. Симферопольский и Крымский Антоний (Вакарик ; 7 окт.

http://pravenc.ru/text/Днепропетровская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иерусалимская Православная Церковь. Епископат ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) ДАМИАН (Самардзис Димитриос; род. 1935), архиеп. Синайский, Фаранский и Раифский, игум. мон-ря вмц. Екатерины на горе Синай ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ИЛИЯ I (II) (ок. 430 - 518), свт. (пам. зап. 4 июля (Римский мартиролог), 18 февр. (Мелькитская католическая Церковь); в греч. и рус. синаксарях не упом.), патриарх Иерусалимский (494 - 516)

http://pravenc.ru/rubrics/121466.html

В следующей таблице, для большей ясности, исчислены все 35 числ, в которые бывает Пасха, и означены вышеупомянутые праздники, от нее зависящие: Неделя сыропустная В високосном году бывает одним днем позже Пасха Христова Преполовение Вознесение Пятидесятница Неделя всех святых 1 февр. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 марта 2 3 4 5 6 7 22 марта 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 апр. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 15 апр. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 мая 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 30 апр. 1 мая 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 июня 2 3 10 мая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 июня 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 17 мая 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 июня 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Итак, если известны месяц и число празднования Пасхи, то известно будет время всех празднований, к ней относящихся. В следующие годы (високосные, для недели сыропустной, означены звездочкой) Пасха Христова празднуется: 15 апр. 1857: 7 – 1858: 23 марта. 1859 : 12 апр. 3 – 1861: 23 – 1862 : 8 – 1863: 31 марта. 19 апр. 1865: 4 – 1866: 27 марта 1867: 16 апр. 1868: 31 марта. 1869: 20 апр. 1870: 12 – 1871: 28 марта. 16 апр. 1873 : 8 – 1874: 31 марта. 1875 : 13 апр. 4 – 1877: 27 марта. 1878: 16 апр. 1879: 1 – 20 – 1881 : 12 – 1882: 28 марта. 1883: 17 апр. 8 – 1885: 24 марта. 1886: 13 апр. 1887: 5 – 24 – 1889: 9 – 1890: 1 – 1891: 21 – 5 – 1893: 28 марта. 1894: 17      апр. 1895: 2      – 24 марта. 1897: 13      апр. 1898: 5– 1899: 18      – 9      – 1901: 1      – 1902: 14      – 1903: 6      – 28 марта. 1905: 17 апр. 1906 : 2– 1907: 22– 13– 1909: 29      марта. 1910: 18      апр. 1911: 10–       25 марта. 1913: 14      апр. 1914: 6– 1915: 22      марта. 10 апр. 1917: 2– 1918: 22      – 1919: 7– 29 марта. 1921: 18      апр. 1922: 3– 1923: 26      марта. 14 апр. 1925: 6– 1926: 19      – 1927: 11      –. 2      – 1929: 22–

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антиохийская Православная Церковь. Епископат АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († 598), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 593), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных) ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель ЕВФИМИЙ САЙФИ [ас-Сайфи] (1643 - 1723), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов

http://pravenc.ru/rubrics/121368_14.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антиохийская Православная Церковь АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († 598), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 593), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных) БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского

http://pravenc.ru/rubrics/121406.html

1885), но оставляет за собой право критиковать либерализм как направление политической мысли, извращающее христ. представление о правах и свободах человека (энциклика «Liberias praestantissimum» от 20 июня 1888). Л. обратил внимание католиков на необходимость участвовать в политической жизни гос-в, в т. ч. путем голосования на выборах за политиков, отстаивающих интересы католич. Церкви (энциклика «Sapientiae christianae» от 10 янв. 1890). Выступая против принятия в некоторых европ. гос-вах либерального законодательства о браке, в энциклике «Arcanum» от 10 февр. 1880 г. папа изложил христ. концепцию семьи, подчеркнув необходимость прочной семьи в качестве основы общества и указав на недопустимость разводов. Помимо либерализма Л. подверг критике идеологии социализма, коммунизма и учение о классовой борьбе (энциклика «Quod apostolici muneris от 28 дек. 1878). Обращая внимание на важность т. н. рабочего вопроса, т. е. положения в обществе рабочих, количество к-рых увеличилось в связи с процессами индустриализации, Л. выработал позицию католич. Церкви о справедливой заработной плате, условиях труда и др. правах рабочих. Находясь во многом под влиянием Вильгельма Эммануила фон Кеттелера , еп. Майнцского, а также следуя рекомендациям кард. Генри Эдуарда Маннинга , архиеп. Вестминстерского, и кард. Дж. Гиббонса относительно участия католиков в профсоюзах, 15 мая 1891 г. Л. опубликовал программную энциклику по рабочему вопросу «Rerum novarum», в к-рой подверг критике капиталистическую систему труда и призвал работников и работодателей соблюдать взаимные права и обязанности, основанные на уважении достоинства личности. Содержавшиеся в энциклике призывы к кооперации католиков-рабочих в ассоциации взаимопомощи привели к развитию движения христ. синдикализма. Энцикликой «Graves de communi re» от 18 янв. 1901 г. Л. положил начало становлению идеологии христ. демократии. За время понтификата Л. во мн. европ. странах были созданы различные политические и трудовые католич. союзы и ассоциации. Тело Л. было погребено во временной усыпальнице в соборе св. Петра в Риме. 22 окт. 1924 г. прах папы согласно завещанию был перевезен и 27 окт. погребен в Латеранской базилике, в усыпальнице, сооруженной стараниями тех, кого Л. возвел в достоинство кардиналов. В. В. Тюшагин Соч.: Acta Leonis XIII (1878-1903). R., 1881-1905. 23 vol.; Leonis XIII: Allocutiones, epistolae et constitutiones. Bruges, 1887-1911. 8 vol.; Actes de Léon XIII: Encycliques, motu proprio, brefs, allocutions, actes de dicastères, etc. P., 1925-1927. 7 t.; Rerum novarum: Окружное послание Льва XIII о положении трудящихся//100 лет христ. социального учения. М., 1991. C. 6-24; Testem Benevolentiae/Пер. с лат.: М. А. Бычков, А. Г. Крысов//Покров: Альм. рос. католиков. М., 2002. Вып.14. С. 15-33.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

Церкви. 26 сент. 1885 г. епархиальный училищный совет рассмотрел и одобрил проект устава московского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, 20 янв. 1886 г. устав был утвержден, 16 февр. 1886 г. состоялось офиц. открытие братства в Богоявленском мон-ре. Епархиальный училищный совет прекратил существование, его функции перешли к Кирилло-Мефодиевскому братству, члены училищного совета вошли в совет братства. Основной целью братства стала поддержка ранее возникших и открытие новых церковноприходских школ в М. е. Членами братства могли стать не только православные, но и инославные христиане, общее руководство принадлежало избираемому совету и собранию братчиков. Председателем совета братства являлся один из епископов - викариев М. е. Первым председателем стал еп. Мисаил (Крылов; 1886-1889), его сменил Дмитровский еп. Виссарион (Нечаев ; 1889-1891). Дольше всех - в 1892-1899 гг.- братством руководил Можайский еп. Тихон (Никаноров) . Бюджет братства формировался из неск. источников, прежде всего из процентных поступлений от банковского капитала братства. Первоначально капитал равнялся 20 тыс. р., к 1889 г. он увеличился до 35 тыс. р. Основные поступления составляли пожертвования от приходов и монастырей М. е. (больше от церквей и мон-рей Москвы и в меньшей степени от церквей и мон-рей губернии). В 90-х гг. XIX в. братство расширилось сетью уездных отд-ний, появившихся после введения Правил об уездных отделениях епархиальных училищных советов (28 мая 1888). Отд-ния занимались вопросами учреждения ремесленных классов и воскресных школ для взрослых, обеспечения церковноприходских школ педагогическими кадрами, учебной лит-рой и финансированием. Работа отделений полностью контролировалась уездным духовенством. В 1894 г. с вступлением в силу братских правил об отд-ниях произошла реорганизация отд-ний Кирилло-Мефодиевского братства. За ними сохранились те же полномочия, однако они стали полностью автономными орг-циями. По форме устройства отд-ния напоминали приходские братства, одно из них - Звенигородское - таким статусом обладало формально (открыто 18 июля 1894).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1884 г. в связи с введением нового Устава духовных академий должности приват-доцентов были упразднены, и 14 июня того же года К. был избран Советом МДА на должность доцента по кафедре греч. языка и его словесности и отказался от должности библиотекаря. 21 февр. 1891 г. Совет МДА избрал К. экстраординарным профессором. 19 дек. 1897 г. Совет на основании отзывов рецензентов (проф. Г. А. Воскресенского и доцента В. Н. Мышцына) присудил К. за дис. «Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности» ([Серг. П.,], 1897) степень доктора богословия, в каковой он был утвержден Синодом 28 мая 1898 г. В том же году 9 июня К. был избран ординарным профессором по занимаемой им кафедре. К.- автор более 200 монографий и статей, не считая мелких корреспонденций, заметок, библиографических сообщений. Его труды неск. раз удостаивались премий: в 1885 г. монография «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885) была удостоена от Совета МДА половинной премии митр. Макария (Булгакова) ; в том же году монография «О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык» (М., 1883) - Уваровской премии от АН; в 1891 г. монография «Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания древней Греции» (Х., 1890) - полной премии митр. Макария от Совета МДА; в 1898 г. монография «Перевод LXX: Его значение...» (1897) - двойной премии митр. Макария от Совета МДА. Кроме периодических изданий МДА К. активно публиковал статьи в журналах «Чтения Общества любителей духовного просвещения», «Душеполезное чтение», «Вера и разум». Деятельность К. не ограничивалась академической сферой: он был членом ученых, просветительских и благотворительных об-в: действительным членом Об-ва любителей духовного просвещения (с 1884 г.), членом-корреспондентом Московского библиографического кружка (с 1891), членом-корреспондентом Имп. археологического общества (с 1892), неск. благотворительных обществ Сергиевского посада (Александро-Мариинского дома призрения, Об-ва прп. Сергия и Никона и др.).

http://pravenc.ru/text/2458753.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010