В самом деле Сын есть Слово – и посему не должно мыслить в Нём ничего чувственного. Сын есть Премудрость, а в Премудрости нельзя мыслить ничего телесного…» 307 . Рождение и творение. Для выяснения метафизики Оригена важно, хотя и не в такой мере, как для оценки его системы с точки зрения ортодоксии, выяснить, как он понимает отношение рождения Сына к творению. – Древние писатели, как, например, Епифаний, Иероним, Юстиниан, Фотий 308 , утверждают, что Ориген признаёт Сына Божия сотворённым; действительно, формально – это так: Ориген называет Сына «созданием» (κτσμα) 309 , «происшедшим» (γενητς) 310 . Однако, чтобы уяснить этот пункт по существу, надо сначала выяснить одно обстоятельство. Премудрость. В первых книгах «Περ ρχν», когда Ориген говорит «Слово» (или «Сын»), то почти всегда добавляет: «или Премудрость», причём можно думать, что он смешивает эти термины и между собою считает их синонимами. Но в дальнейшем изложении «или» заменяется через «и», ясно различающим Премудрость от Слова и показывающим, что Премудрость всегда при Слове, хотя от Него и отлична. Особенно характерно в этом отношении выражение: «Знает один только Бог с единородным Словом, и Премудростью Своею, и со Св. Духом» 311 , где Премудрость ясно различена от Слова и от Св. Духа и поставлена с ними наряду как нечто самостоятельное. Вследствие этого, пользуясь текстами из «Книги Премудрости», он незаметно для себя строит фразы, которые формально-грамматически относят определения Премудрости к Слову; так, например, выражение Премудрости «Господь созда Меня (κτισε με) началом путей Своих», дающее полное право называть Премудрость-Софию «созданием» , κτσμα, приводит Оригена к обозначению и Сына «созданием» . Ввиду этого можно сказать, что не Сын, как таковой, называется тварью, а только по заключённой в Нём Премудрости, т. е. по идеальному миру 312 – системе Божественных мыслей, – заключённому в Нём 313 . Но нужно признать, что во многих местах Ориген путается в терминологии и просто называет Сына Премудростью 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Привожаху сыны своя и дыцери – говорит Нестор – и жряху бесом, оскверняху землю теребами своими, и осквернихся кровми землю русска и холм от». Уже из одного этого выражения можем заключать, что русские при жертвоприношениях заказали и людей: иначе бы, кажется, Нестор пролитие крови не назвал осквернением земли. В другом месте Нестор говорит яснее: «Иде Володимер на Ятвяги, и победи Ятвяги, взя землю их, и иде Киеву, и творяще потребу кумиром с людьми своими. И реша старци и боляре: мчем жребии на отрока и девицю, на кого же падет, того зарежем богом. Бяше Варяг един – держаше веру хрестьянську, и бе у него сын красен лицем и душею, на сего паде жребии.... Реша пришедше послании к нему, яко падо жребии на сын твой, изволиша бо и бози собе, да сотворим потребу богом. И. Рече Варяг : не суть бо бози, но древо.... не дам сына своего бесом. Они же шедше поведаша людем; они же вземше оружие, поидоша нань, и розьяша двор около его; он же стояше на сенех с сыном своим.... И посекоша сыни под нима, и так побиша я» 309 . Митрополит Илларион подтверждает существование человеческих жертв у русских выражением: «уже не заколаем бесом друг друга 310 . Были человеческие жертвы и у поляков, как знаем из Длугоша: в жертву приносились – по его словам, – люди, взятые в плен на войне 311 . Об обычае приношения в жертву людей у балтийских славян говорит Титмар: этими жертвами Лютичи думали утишать гнев богов 312 . То же говорит и Гельмольд, в жертву приносили христиан, в надежде, что такими возношениями можно радовать богов, и по жребию назначали, кто должен быть принесен в жертву. Святовиду приносилась такая жертва ежегодно, и жертвоприношение совершалось жрецом 313 . Гельмольд, Адам Бременский и другие немецкие летописцы рассказывают и несколько случаев принесении в жертву людей. Так принесен был в жертву Годескалк вместе со многими другими и пресвитером Эпионом; так и епископ Иоанн, взят будучи в плен, был бит палками, потом возим с поруганием по городам, и наконец, не отрекшись от христианства, в Ретре умерщвлен: ему оторвали руки и ноги, бросили на улице, а голову принесли в жертву Радагасту, как знаки победы; так богам принесены были в жертву изувеченные члены священников и монахов, скрывавшихся в церквах после разорения Мельдорна 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

306 25 февраля 1916 г. «Русские ведомости» в материале «Около Думы» с подзаголовком «Слухи» напечатали известие о том, что после поездки 23 февраля председателя Думы М. В. Родзянко в Царское Село на аудиенцию к Николаю II в Думе царит большое оживление. Депутаты уверяют, что поднят вопрос о серьезной перемене общего направления внутренней политики. Есть известия о том, что ночью у Родзянко состоялось совещание с наиболее видными представителями почти всех, входящих в Прогрессивный блок, фракций. В этой связи, у многих депутатов появились надежды на обновление власти. С другой стороны, отмечалось, что правые, будто бы, высказываются за прекращение законодательной сессии Думы и провели по этому поводу два совещания: у И. Г. Щегловитова и С. В. Левашова. 308 Локаторская доля – т. е. земельные владения локаторов. В средневековой Германии «локатор» (от лат. loko – помещаю) – лицо, часто рыцарского или бюргерского происхождения, получавшее от князя или какого-либо крупного феодала (духовного или светского) право на основание поселения в районах колонизации, освобождавшееся от повинностей. Локатор, обычно, становился наследственным управителем поселения, ему принадлежало право низшей юрисдикции, в его пользу шла часть собираемых им, для верховного феодала, поборов. 309 В средневековой Германии – земельные владения, пожалованные какому-либо лицу на условиях выполнения военной или административной службы. 310 Точнее, Ратцебургский Десятинный список – основной источник, на изучении которого построено исследование Д. Н. Егорова. Представлял собой список мекленбургского дворянства и запись ленных раздач и пожалований Ратцебургской церкви. 313 29 февраля в речи члена прогрессивно-национальной группы А. И. Савенко, опубликованной 1 марта 1916 г., прозвучало утверждение (со ссылкой на «сообщение газет»), что в конце 1914 г. Щегловитов, Маклаков и барон Таубе представили в «высшие сферы» записку о необходимости мира с Германией. 2 марта 1916 г. в «Русских ведомостях» были опубликованы письма И. Г. Щегловитова, Н. А. Маклакова и барона М. А. Таубе к председателю Государственной думы М. В. Родзянко с опровержением этих утверждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Лики (старослав.) — ликования. 299 Телец упитанный — откормленный теленок. В смысле: обильная, вкусная еда. Выражение взято из евангельской притчи о блудном сыне (евангелие от Луки, XV, 23). 300 Сарра и Агарь — По библейскому преданию, Сарра, жена Авраама, будучи долгое время бесплодной, убедила мужа взять себе в наложницы рабыню Агарь, чтоб он имел от нее детей. 301 …«никогда не обольщал с холодностью бесстрастной» — неточная цитата из драматической поэмы А. К. Толстого «Дон-Жуан» (часть I, сцена «Комната во дворце Дон-Жуана»). 302 Полеванье — охота. 303 «… текла среди пиров, бессмысленного чванства…» и т. д. — из стихотворения Некрасова «Родина», неточно цитируемого по тексту издания 1856 или 1861 года. 304 Мы знаем, каковы наши «ветхие мехи», затрещавшие при игре влитого в них молодого вина… — «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи» (евангелие от Марка, И, 22). 305 …«cлabhix npaдiдob великих прауноки погани» — цитата из стихотворения Т. Г. Шевченко «I мертвим, i живим, i ненарожденним землякам мoiм в Ykpaйhi не в Ykpaйhi мое дружное nocлahie (см. Т. Г. Шевченко. Повне зiбpahe mbopib в 10 тт., т. I, Киев, 1951, стр.333. Перевод см. в издании: Т. Г. Шевченко. Собрание сочинений, т. I, М., 1955, стр. 412). При жизни Лескова это стихотворение не было напечатано в России; Лесков мог знать его по заграничной публикации в сборнике «Новые стихотворения Пушкина и Шавченки» (Лейпциг, 1859) или по рукописному списку. 306 Отпочнут (укр.) — отдохнут. 307 Омег — горький, одуряющий напиток. 308 Жупан — род полукафтана у поляков и украинцев. 309 « Лыцарь» (рыцарь) — дворянин. 310 «Катехизицу не обучавься» — «катехизису не обучался». Катехизис — начальный курс христианского богословия, изложенный в форме вопросов и ответов. 311 Чинок — церемониал, порядок, обряд. 312 « Люторь» — лютеранин. 313 Катехизация — богословские вопросы и ответы. 314 …всходили на самые перси… — то есть втирались в доверие. 315 …«не можно було добрать, що bih вередуе» — «нельзя было догадаться, что он прихотничает». 316

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Двознаменная запись как «перевод» могла служить объяснением малопонятного певчим нотолинейного текста с помощью привычных им крюков. Если длительности нот можно было соотнести с ритмическим значением крюков, то высотное положение нот - с пометами (Там же. С. 298-300, 302-304, 321-326). В более подробных азбуках сложные знамена расшифровывались их разводами : такой текст был удобен для обучения, поскольку между цепочками простых знамен и линейными нотами можно установить более точные аналогии в записи распева по сравнению со сложными знаменами (Там же. С. 309-313). В виде двознаменников были записаны своды попевок и певч. строк - избранных фрагментов песнопений (Там же. С. 301, 327-334), нотировались целые ирмосы (и их фрагменты) с мутациями (Там же. С. 335-338). О крюках и «знамени нотном» в ритмическом, мелодическом, терминологическом аспектах говорится в обобщающем труде «Ключ разумения» архим. Тихона Макариевского (см.: Там же. С. 314-320). Ценность двознаменных текстов двоякая, поскольку каждая из систем письма раскрывается с помощью другой; в наст. время двознаменники «помогают» исследователям изучать знаменную нотацию. В трактатах, посвященных теории партесного пения, его звуковысотные и ритмические свойства анализируются с привлечением и подробным разъяснением всех элементов и обозначений К. н., в т. ч. ключей, приключевых знаков, пауз, тактовых размеров и т. д. (см.: «О пении божественном, по чину мусикийских согласий состроенном» (Там же. С. 349, 350-354), «Первое учение мусикийских согласий» (Там же. С. 355-358), «Начало учению нотнаго знамени всякому пению» (Там же. С. 359-363), «Наука всея мусикии» (Там же. С. 364-369)). Выдающимся образцом такого труда является «Мусикийская грамматика» Н. П. Дилецкого . Наименее подробна музыкально-теоретическая информация в немногочисленных поздних азбуках линейной нотации - т. н. ирмолойных, предназначенных для освоения монодийных распевов. В них напечатаны звукоряд-«горка», названия ступеней звукоряда и длительностей.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

И славяху Бога. По скончании же мученицы Евдокеи, возмне царь,егда како от великого томления удручаема и от зельного глада снедаема 308 , великая Феодора умягчится 309 , и им снисхождение покажет и малое повинение принесет. Сия помыслив, присылает к ней от себя 310 монаха никониянского, еже увещавати ю. Он же пришед к ней, начат 311 молитву творити, оставя сыновство Христово к Богу. И сице пребысть творя надолзе, и не бе гласа, ни послушания. Егда же возва в молитве, Сыне Божий, сице глаголя: Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, и вскоре рече блаженная 312 : аминь. И вниде в темницу, и рече ей: почто ми прежде не рече аминь, мне стоящу вне и молитву надолзе творящу? И рече блаженная: егда слышах глас противен, молчах; егда же ощутих не таков, отвещах. И глагола ей монах, якоже повелено есть ему, еже увещати ю 313 . Доблественнейший же адамант, егда услыша таковая, позыба вельми главою, глаголя мужески: Оле, глубокого неразумия! О, великого помрачения! Доколе ослепосте злобою? Доколе не возникните к свету благочестия? Како убо сего не разумеете? Аз еще бех в дому моем, во всяком покое живях 314 , ниже тогда восхотех ко лжи вашей и нечестию приставати; православия же крепце держащися, не точию имения не пожалех, но и на страдание о имени Господни не устрашихся дерзнути. И паки в начале подвига моего, егда узами сими обложиша мя Христа ради, многа ми стужения показоваху, аз же отвращахся. А ныне ли от доброго сего 315 и красного Владыки моего хотят мя отлучити, вкусившия довольно сладких подвиг за прекрасного и пресладкого ми Исуса? 316 И уже имам четыре лета носящи железа сия, зело веселящися, и не престах облобызающи цепь 317 сию, поминающи Павловы узы 318 . Наипаче же яко и возлюбленную ми сестру единородную, союзницу и сострадальницу, предпослах ко Владыце, вскоре же и сама, Богу помогающему ми, зело любезне тщуся отъити тамо. И прочее убо вы, отложше всю надежду, еже от Христа мя отлучити, ктому ми отселе 319 отнюд не стужайте. Аз 320 о имени Господни умрети есмь готова. И слышав сие старец той, умилися и проплака, глагола 321 великой Феодоре: Госпоже честнейшая! Воистину блаженно ваше дело! Молю тя и аз: Господа ради, подщися началу конец навершити. И аще совершите 322 доблестнне до конца, кто может исповедати похвалы вашея? Яко велику и несказанну честь приимите от Христа Бога. И сия рек, отъиде чернец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Франк открывает первоначальный источник зла, Ungrund, в принципе, который «в Боге не есть сам Бог» (312). Ни один философ, признававший этот принцип, не скажет, что последний сотворен Богом. Не говорит этого и Франк. В «живом опыте» он находит источник греха и зла в собственном я человека (313). Это я, говорит он, — не просто маленькая частичка вселенной, но также и ее центр, так что мое грехопадение является грехом всего мира, и наоборот. Более того, «мое» я «есть точка пересечения между Богом и вселенной, точка, где Бог и вселенная встречаются» (309). Отсюда только один шаг к признанию, что само Божество как всеединство вносит свою долю в порождение зла. Франк не делает этого шага, но я думаю, что последовательная разработка антиномического монодуализма приводит к утверждению этой антиномии: Бог есть не, но в известном смысле он также есть источник зла. Буддийская философия, в которой нет концепции о Боге как творце мира, приходит, строго говоря, к этому заключению: рассматривая всякое космическое существование как зло, она утверждает, что это существование есть следствие «возбуждения», «нарушения» или «неясности» абсолютного принципа .   Вследствие преувеличения единства между Богом и вселенной Франк не может изолировать Бога от зла и не решается включить зло в Бога; поэтому он вынужден утверждать, что «теодицея в рациональной форме невозможна и что самая попытка ее построить является не только логически, но морально и духовно недопустимой» (317). «Первый опыт, наиболее общий и неопределенный, — говорит он, — заключается, очевидно, в том, что реальность имеет бесконечную, неизмеримую глубину» и что в этой глубине «в некотором смысле абсолютно все возможно, включая логически и метафизически немыслимое. Это есть не что иное, как стремление просто найти убежище в мудром невежестве. И, если угодно, это есть просто признание, что философская мысль не в состоянии разрешить эту проблему» (312). Франк отдает себе полный отчет в том, что в данном контексте он применяет docta ignorantia в ином смысле, чем во всех других местах, где оно означает «подняться над» двумя антиномическими положениями, но здесь оно состоит просто в отказе от разрешения этой проблемы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Жизнь Евсевия была описана преемником его по кафедре — Акакием, его учеником и другом, но эта биография не дошла до нас, и исторические сведения о первом церковном историке имеются лишь неполные и недостаточно определенные. Где и когда он родился, с точностью неизвестно. Можно предполагать, что Палестина, где он был епископом, была и его родиной. Время рождения иногда определяется не позже 260 г., иногда между 275–280 гг. В юности он слушал, может быть, уроки известного ученого пресвитера Дорофея в Антиохии (Eus. Η. Ε. VII, 32,2); затем познакомился в Кесарии с другим ученым — пресвитером Памфилом, получившим образование в Александрии, почитателем Оригена, собравшим значительную библиотеку, каталог которой составлял Евсевий и которая была завещана потом Памфилом Кесарийской церкви. Тесная дружба с Памфилом и побудила Евсевия сделать прибавку к своему имени, с которой он обычно и известен: Εσβιος Παμφλου, т. е. друг Памфила. В 307 г. (5 ноября) Памфил, во время гонения, подвергся заключению и в 309 г. (16 февраля) претерпел мученическую кончину. Евсевий, занимавшийся вместе с ним во время его заключения составлением апологии Оригена, удалился сначала в Тир, потом в Египет, где ему не только уже пришлось быть также очевидцем преследования христиан, но и самому перенести заключение; обвинение, высказанное впоследствии против него на Тирском соборе (335 г.) епископом Ираклийским Потамоном, будто он купил при этом свободу ценой отречения от христианства, едва ли имело под собой действительные основания. По возвращении в Кесарию, когда наступили уже времена мира, Евсевий сделан был епископом, вероятно, около 313 г. Он вступает после этого в близкие отношения к императору Константину Великому и пользуется постоянным его расположением: в честь него во время 20–летнего и 30–летнего юбилеев его царствования (325 и 335 гг.) он произносит похвальные речи, описывает потом жизнь его в особом сочинении, имеющем характер настоящего панегирика. Деятельное участие он принимает в арианских спорах, склоняясь, однако же, не на сторону православия и выступая, после того как он подписал Никейское вероопределение, противником сначала Евстафия Антиохийского (331 г.), потом Афанасия Александрийского, а также Маркелла Анкирского, против которого он писал особые сочинения. Умер он не позже 340 г., может быть, в 339 г. (30 мая, по сирийскому мартирологу).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Однажды Валентиниан получил известие, что галльские границы империи подверглись нападению со стороны франков, и по долгу верховного военачальника поспешил туда со своей армией и Арбогастом. Обстоятельства на некоторое время задержали их здесь. Арбогаст сразу же изменил своё отношение к императору: обращался с ним очень грубо, не исполнял его распоряжений, издавал от собственного имени приказания, помимо императора. Последний, оказавшийся совершенно одиноким и беспомощным, начинает скучать и тосковать, пишет Амвросию письма, зовёт его к себе, ищет у него защиты; предчувствуя возможность близкой кончины, он желает принять от своего духовного отца крещение 308 : до сих пор он ещё не был крещён. Амвросий не мог исполнить немедленно его просьбу. Между тем, когда почти всё уже было готово и язычники согласились принять участие в заговоре, они, несомненно притворно, ещё сделали попытку ходатайствовать перед императором о восстановлении алтаря Виктории. Валентиниан отказал и на этот раз 309 . Результаты обнаружились немедленно: через несколько дней Валентиниан был найден мёртвым, а молва и даже история считали непосредственным виновником его смерти Арбогаста. Это случилось в 393 г. 310 . Арбогаст всё-таки не рискнул надеть на себя императорскую корону: возвышение варваров на государственной службе уже давно вызывало неудовольствие среди природных римлян и возможно было ожидать, что появление на императорском троне природного варвара будет встречено в стране далеко не сочувственно; если язычество помогло ему ниспровергнуть Валентиниана, то только потому, что этот Валентиниан нанёс ему кровную обиду. Арбогаст предпочёл управлять империей от имени природного римлянина ритора Евгения, давно проживающего при дворе Валентиниана и теперь возведённого на престол 311 . Этим избранием Арбогаст рассчитывал опереться на старинную римскую партию, намереваясь создать противовес влиятельным кафоликам во главе с Амвросием. Действительно, едва только Евгений успел вступить на престол, как к нему прибыла языческая депутация во главе с префектом Флавианом ходатайствовать о восстановлении алтаря Победы и казённых субсидий языческому культу 312 ; и император, хотя и был христианином, немедленно поспешил удовлетворить эту просьбу 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

— 399. …можно было уставить две целые державы — Липпе и Кнингаузен — немецкие государства: Липпе — Шаумбург — княжество, входившее в состав Германской империи, его территория 339 кв. километров. Кнингаузен — правильнее Книпгаузен — германское государство площадью в 28 кв. километров, в 1854 г. вошло в состав Ольденбурга. 299 Хлысты — религиозная секта, возникшая в начале XVIII века; на хлыстовских радениях их участники при помощи хороводных плясок, пения и самобичеваний доводили себя до состояния мистического экстаза — пророчества. 300 Духоборцы (духоборы) — религиозная секта, возникшая в середине XVIII века и ставившая своей целью защиту «служителей духа» от гнета «сынов Каина», к которым духоборы относили официальных церковников, дворян и чиновников. 301 Литой из золота телец — в библии (книга Исход) рассказывается о золотом тельце, которому поклонялись евреи в пустыне после исхода из Египта. Золотой телец иносказательно — богатство как предмет поклонения. 302 Уголовная палата — высшее судебное учреждение в губернии. 303 Термалама — плотная шелковая ткань, употреблявшаяся на халаты. 304 Гро-гро — плотная шелковая ткань. 305 Пумперлей — здесь — пузанчик. 306 «Котелка» — крендель, здесь в значении кружок, нуль. 307 Бранденбургия — маркграфство Бранденбургское было ядром, вокруг которого образовалось Прусское королевство. 308 Фукс — студент младшего курса. 309 Голубой воротник — по университетскому уставу 1835 года для студентов была введена форма, ношение которой было обязательно. 310 Горка — небольшой застекленный шкаф для посуды. 311 Голубое существо — форму голубого цвета носили солдаты и офицеры корпуса жандармов — политической полиции. 312 Жантильная — жеманная, кокетливая. 313 Пассия — страсть. 314 Буколическая — здесь — любовная. 315 Смирна — пахучая древесная смола, ею курили во время церковных служб. 316 Сбила меня с пахвей — сбила с толку; пахвы — ремень от седла с очком, в которое продевается хвост лошади, чтобы седло не съехало коню на шею. 317 Вертоград — сад. 318

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010