Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСЕВИЙ РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память 26 сентября (Итал. , Зап. ) Согласно Liber Pontificalis, Евсевий был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления императора Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, который впоследствии принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак . Связь еп. Евсевия с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил император Максенций (306-312). Старший август Максимиан Галерий (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в официальных списках римских императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневековом предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны еп. Евсевию В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского , сообщается, что папа крестил юного Евсевия и нарек его своим именем. Еп. Евсевию приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины , является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275). Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о шести годах епископского служения еп. Евсевия, который занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт. Маркелла I (между 308 и 310). Таким образом, шесть лет понтификата еп. Евсевия противоречат известной по другим источникам хронологии, т. к. в 312 г. кафедру несомненно занимал свт. Мильтиад. В ряде рукописей Liber Pontificalis наблюдается попытка исправить эту неточность, заменив цифру VI цифрой II. В Хронике Евсевия-Иеронима говорится о семи месяцах епископата Евсевия, ошибочно датированного 305-306 гг. Наиболее вероятной представляется хронология, приведенная в Каталоге Либерия (вторая половина IV в.). Кончина папы Маркелла указана под 310 г. (постконсулат Диоклетиана X и Максимиана VII), вступление на кафедру Евсевия датировано 18 календами мая (18 апреля). Согласно Каталогу Либерия, понтификат Евсевия длился 4 месяца и 16 дней и окончился 17 августа. Однако в таком случае 16 дней оказываются лишними, возможно это количество дней, прошедших от изгнания из Рима до его кончины. В «Depositio episcoporum» память Евсевия помещена под 26 августа с указанием на его захоронение в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге.

http://drevo-info.ru/articles/13672253.h...

Святой император Константин Великий Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью " Сим побеждай " . Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/912224.htm...

Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование равноапостольный, а во всемирной истории названный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи? Константин был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозглашение в подвластных ему странах свободы исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на востоке и жестокий тиран Максентий на западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа. Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Голова колосса Константина (неизв. скульптор, ок. 312-325 гг.). Капитолийские музеи, Рим Константин I Великий ( Флавий Валерий Константин ) (+ 337 ), святой равноапостольный , император Римский (306-337) Память 21 мая Константин Великий был сыном Констанция Хлора , правителя Западной Римской империи ( Галлии и Британии ), и святой равноапостольной Елены . Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии . Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором. К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником , но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов». По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире. Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

http://drevo-info.ru/articles/1192.html

Рубрики Коллекции Имя: Константин 6 мин., 03.06.2020 Поделиться Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» —  «Именины» . Значение имени: восходит к латинскому  constans  — «постоянный, стойкий» День именин: 3 июня Святой равноапостольный Константин Великий Император Константин (272–337 гг.) — первый христианский император, основатель государства, известного как Византия, правитель Римской империи в 306–337 гг. Назван равноапостольным, поскольку не только прекратил гонения на христиан, длившиеся с перерывами около 300 лет, но де-факто превратил христианство в основное вероисповедание Римской империи. Родился Константин в Дакии — римской провинции, располагавшейся большей частью на территории современной Румынии. Его отец Констанций Хлор служил здесь наместником императора. Со временем отец стал вторым, а позже и главным правителем западной части Римской империи (в то время у империи было четыре правителя: по два на Востоке и на Западе). В это время Константин нес службу в восточной части империи, которой управлял император Диоклетиан. Он воевал в Африке, Персии и дослужился до высокого воинского чина — стал трибуном первого разряда. В 306 году отец скончался, и британские легионеры, среди которых тот завоевал особенную любовь и уважение, провозгласили правителем западных римских провинций 34-летнего Константина. Несколько лет ему пришлось сражаться с соперниками. Накануне сражения с Максенцием, узурпировавшим власть в Риме, Константин увидел в небе крест, словно сотканный из света, и надпись «Сим побеждай». А в следующую ночь, пишет его современник Евсевий Кесарийский, Константину явился Христос, повелевший использовать символ креста для защиты от врагов. Тогда Константин, еще с детства воспитанный матерью в христианской вере, велел вышить на воинском знамени крест, повел войско на Рим и 28 октября 312 года одержал победу. Двенадцать лет Константин правил империей совместно с восточным соправителем Лицинием. В 313 году они издали Миланский эдикт, впервые уравнявший христиан в правах с язычниками. Еще двумя годами раньше римская власть запретила гонения на христиан и позволила им свободно исповедовать свою веру. Теперь же Церкви возвращались и храмы, и имущество, христиане стали равноправными гражданами римского государства.

http://foma.ru/imja-konstantin.html

святитель Евстафий Антиохийский святитель Евстафий Антиохийский Епископ Антиохийский, один из Отцов Церкви, первый председатель I Вселенского Собора, ведущий оппонент ариан. Родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру. Святитель Евстафий был глубоко образованным богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся – устно и письменно – за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех . Однако к этому времени святой Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337 – 361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. Святитель Евстафий и в ссылке всё так же ревностно боролся за Православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРИТ АНТИОХИЙСКИЙ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодорит Антиохийский (+ ок. 361 - 363 ), пресвитер , священномученик . Память 8 марта . Святой Феодорит был пресвитером и сосудохранителем соборной церкви в Антиохии . Эта церковь была построена и богато украшена императором, святым равноапостольным Константином Великим (306 - 337), и его сыном Констанцием и называлась в народе " Золотой церковью " . Заняв престол после смерти императора Констанция (337 - 361), Юлиан Отступник (361 - 363) решил восстановить язычество по всей Римской империи. Император назначил своего дядю, тоже Юлиана, правителем Антиохии . Он повелел ему закрывать христианские храмы, а изымаемые из них ценности передавать в императорскую сокровищницу. Желая угодить императору, правитель, тоже отступивший от христианской веры, с ревностью взялся за нечестивое дело. Прибыв в Антиохию с сановником Феликсом, он приказал заключить пресвитера Феодорита под стражу, а сам приступил к грабежу, осквернив алтарь и святой престол. Один из присутствовавших, Евзой, пробовал усовестить нечестивца, но был за это избит. Юлиан обвинил святого Феодорита в сокрытии церковных ценностей, но честный сосудохранитель опроверг обвинения и открыто обличил Юлиана в отступничестве. Несмотря на жестокие пытки, святой мученик до конца защищал веру во Христа Спасителя, а Юлиану и императору предсказал скорую смерть за святотатство. Воины, мучившие верного пресвитера, пораженные его твердостью и терпением и укрепленные силою Слова Божия, обратились к вере Христовой, за что были потоплены в море. Сам святой исповедник был обезглавлен. Поругание и кощунство над святынями не осталось безнаказанным - предсказание святого Феодорита вскоре сбылось: правитель Юлиан в муках скончался от тяжелой болезни, а император Юлиан погиб в походе против персов. Использованные материалы Редакция текста от: 20.03.2007 22:34:55 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5378.html

Нужно только прибавить, что не исключительно императоры с их притязаниями на роль pontifex maximus в делах религии были творцами этого положения дел. Оно было естественным последствием несовершенств членов самой церкви. Обыкновенно епископы постоянно шли впереди императоров, направляли в эту сторону их деятельность, и это тогда, когда императоры, видимо, были расположены действовать по их указаниям. И епископы восточные и епископы западные немало привнесли к тому, что отношения сложились таким образом. Но требование церковной независимости чаще было заявляемо со стороны латинской церкви, чем со стороны греческой. Несвободные от промахов, непоследовательные в своих воззрениях, латинские епископы умели, однако, энергичнее их восточных собратий отклонять покушения светской власти на свободу церковных отношений. IV. Бopьбa христианства с язычеством в жизни и мысли  [Выше была уже речь об отношении к язычеству Константина Великого (306—337) и Константин (337—361). При язычнике Юлиане (361—363) сделана была попытка к восстановлению язычества]. В царствование Юлиана церковь Христова перенесла страшные притеснения, но со смертью Юлиана начатое им дело рассеялось как дым. Его преемник Иовиан (363) был христианин и не хотел даже принять начальства над языческими войсками. Преемник Иовиана Валентиниан/(364—375) был тоже христианином и держался свободы религиозных убеждений. Восточным соправителем его Валентом (364—378), который хотел дать торжество арианской партии, язычники также не имели повода быть недовольными. Случаи притеснения язычников были при нем довольно редки и имели местный характер.  При императоре Гратиане (375—383) начинается постепенное ограничение и подавление язычества. Так, Гратиан не принял титула «pontifex maximus», каковой носили все предыдущие императоры, удалил из сената статую Виктории, лишил привилегий весталок и запретил языческие жертвоприношения, соединенные с гаданиями. Валентиниан II (383—392), находясь под влиянием Амвросия медиоланского, продолжал политику своего брата; он не пожелал именоваться pontifex maximus, из–за чего произошел ропот в народе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

  Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь.   Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

http://isihazm.ru/?id=643

Плиний Младший – римский политический деятель и писатель (61– 113 гг. н.э.). В риторской школе в Риме учился красноречию под руководством Квинтилиана. При Домициане прошёл весь курс государственных магистратур от жреца культа императора до префекта воинской казны. Император Траян включил Плиния в круг своих приближённых. В 110 году Плиний был назначен императорским легатом в провинцию Вифиния с ответственным заданием по искоренению коррупции, однако там скоропостижно скончался в 113 году. Как писатель Плиний известен своими письмами, которые являются незаменимым источником информации о жизни и устройстве Римской империи времён Домициана, Нервы и Траяна; в письмах Траяну содержится одно из наиболее ранних упоминаний о христианах в римской литературе. Константин I Великий – римский император (306–337 гг. н.э.). После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста (Pons Mulvius) и над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства. В 313 году был издан Миланский эдикт, в соответствии с которым христианство признавалось законной религией и уравнивалось в правах с другими исповеданиями империи. Эдикт предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. В 330 году Константин основал на месте города Византий будущую столицу империи – Константинополь, преобразовал государство и дал новый импульс к развитию Анатолии. Юлиан Отступник – римский император (361–363 гг. н.э.), сын Юлия Констанция, брата Константина Великого . После смерти отца воспитывался Евсевием, арианским епископом Никомедии. С 350 г. изучал греческую философию и литературу в Пергаме и Ефесе, где познакомился с некоторыми философами – неоплатониками, оказавшими на Юлиана серьёзное влияние, что привело впоследствии к его разрыву с христианством. В 355 г. учился в Афинах вместе с Григорием Богословом и Василием Кесарийским. В 355 г. стал соправителем римской империи, в 361 г. галльские легионы объявили Юлиана императором. По принятии власти издал эдикт о веротерпимости, который отменил все постановления Констанция против язычников, провозгласил религиозную терпимость и не преследовал христиан, но боролся против христианства и стремился создать сильную языческую церковь по образцу Церкви христианской. В 362 г. издал эдикт, который лишал права учителей-христиан возможности преподавания. В 363 г. во время похода против персов Юлиан умер от ран, полученных в битве под Маренгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010