История этих двух святых одинакова: во время комедийного представления, в котором высмеивалось Таинство Крещения, оба мученика, выйдя из купели, открыто исповедовали себя христианами. О мученике Генесии Миме известно также, что он сподобился увидеть Десницу Божию и ангелов, которые показывали ему список его грехов, смывшихся водою Крещения . После пыток оба мученика-лицедея были казнены. Удивительна история святого мученика Ардалиона, память которого совершается 14/27 апреля. В период с 305 по 311 гг. он, бывший мимическим актером, стал показывать искусно страдания христиан. После того как все стали восклицать слова одобрения лицедею, Ардалион попросил всех замолчать. В наступившей тишине он бесстрашно сказал, что на самом деле является христианином. На этом выступлении был правитель города, который стал хвалить актера, уговаривая его при этом отречься от христианской веры. Ардалион остался непоколебим, за что был брошен на разожженную железную сковороду, на которой скончался . Не так мягко мнение о театре святых отцов XIX – начала ХХ вв. Свт. Феофан Затворник, отвечая на письмо одного христианина, писал: «Толку в театре никакого нет. Вы это знаете… Театры правительством придуманы для тех, кои не ищут спасения, чтобы они не предались злейшему какому пороку; для ищущих спасения есть Церковь, где не представительно, а самым делом Господь, ангелы и все святые общаются с нами! Деньги же, которые надо на театр истратить, не лучше ли отдать нуждающимся… Кто же от молитвы оттягивает, а в театр влечет? Сами видите, кто это? Плакать о грехах и быть в театре – как это не вяжется? Плакать же надобно денно и ночно» . Не менее известный оптинский старец, прп. Амвросий Оптинский, так же как и святой Феофан, критиковал театры и хождение туда православных христиан. Стоит прочитать пространное рассуждение святого отца для того, чтобы понять его позицию: «N. ваш единственной истинной школой нравственности признает театр. А зачем же сам он ходит в храм Божий причащаться Святых Христовых Тайн? Стало быть, театр – не единственная школа нравственности.

http://bogoslov.ru/article/6166141

Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 252. Полоцкие епархиальные ведомости. 1907. 1. С. 36. Там же. С. 40. Там же. С. 41. Там же. С. 42–44. Там же. 1907. 6. С. 226–227. «Собраться! В торжественный час юбилея//Свою alma mater почтим//И, нежное чувство лелея,//Мы песнь эту ей посвятим.//Да здравствует школа свободной//От всяких препятствий и бед//Под стягом ума благородным//Храня свой исконный обет.//Смотрите: из пыли архивной//Пред нами он вдруг возсиял//Красою великой и дивной,//Какою он раньше пленял.//Будь поле ученья шир око,//Как царство ума широк о//И, пашню взрезая глубоко,//Плуг света пойдет далеко.//Наука своими корнями//Мы верим, всех нас укрепит//Своими живыми водами//Нас жаждущих всех напоит.//Да здравствует эта наука!//Пусть свет она вечно свой льет;//Не стр ашны ей злоба и мука://Она к идеалу зовет.//Но вспомним теперь и о Крае,//В котором мы все возросли,//И Белую Русь вспоминая,//Поклонимся ей до земли» (Там же. С. 230). Там же. 1907. 7. С. 255. Там же. С. 257. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 252. Полоцкие епархиальные ведомости. 1917. 44. С. 839. Там же. 1917. 38. С. 420. Там же. 1917. 44. С. 840. Там же. 1915. 52. С. 895. Там же. 1917. 17–18. С. 476. Горидовец В., свящ. Хроника событий жизни Полоцко-Витебской епархии в 1917–1918 гг.//Вестник церковной истории. 2016. 1/2(41/42). С. 300, 305, 309, 311, 312, 320. Статистические сведения о духовенстве и приходах Полоцко-Витебской епархии// Горидовец В. В. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917 – 1990). По страницам архивных документов (Электронный ресурс: дата обращения: 1 февраля 2016 г.). Горидовец В. В.Хроники Витебского мужского духовного училища. (Электронный ресурс: http://witebsk.orthodoxy.ru/i2/vmdu/i/vmdu.zip; дата обращения: 23 января 2016 г.). Церковно-общественное слово (орган духовенства и мирян Полоцкой епархии). 1918. 3. С. 15. Там же. С. 16. В 1919 г. преподавал катехизис и богословие в витебских советских трудовых школах 2-й ступени, скончался 1920 г. Выпускник Московской духовной академии, родной брат сщмч. Иоанна Артоболевского.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Нижний Новгород, 2005. С. 250–252; Беляков А. В., Морохин А. В. Отношение центральной власти к насильственным крещениям на местах в первой половине XVII в.//Очерки феодальной России. Вып. 18. М.; СПб., 2015. С. 172–176; Лавров А. С. Был ли Стефан Внифатьев писателем?//Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. СПб., 2008. С. 416–423. Житие. С. 15. Гордеев С. П. Книги кирилловской печати. Каталог фонда редкой книги. Вып. 5. Владимир, 2001. С. 12–13. Тексты этих грамот см.: Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. Приложение I и II. С. 305–307. Подлинники документов см.: Государственный архив Владимирской области (далее – ГА ВО), ф. 568, оп. 2, 1, л. 1–2; 2, л. 1–2. РГАДА, ф. 27, оп. 1, 259, л. 35. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Ч. 2. М., Л., 1945. 358. С. 73. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук (далее – ААЭ). Т. 4. СПб., 1836. 311. С. 460–463. Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 252–255. ОПИ ГИМ, ф. 450, 290а, л. 151–151 об. Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-статистическое описание Владимирской епархии, составленное на основании определения Св. Правительствующего Синода от 19 мая/6 октября 1850 года. СПб., 2019. С. 309–310. Житие. С. 54, 94–97. Указанный в этом источнике факт пребывания И. М. Языкова воеводой в Вязниках, городе, располагавшемся недалеко от Флорищевой пустыни, где бывал будущий любимец царя Федора Алексеевича, подтверждается и другими источниками. См.: Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2006. С. 250; ОПИ ГИМ, ф. 17, оп. 2, картон 4, 554, л. 1. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 710. Подробнее см.: Седов П. В. Указ. соч. С. 446–447. Ставленую грамоту митрополиту Илариону см.: ОР ГИМ, Синод. собр., 93, л. 465–472 об. До Илариона суздальские владыки тщетно хлопотали перед патриархом об изменении статуса епархии. Архиепископ Стефан, например, в 1670-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Варвара Илиопольская, вмц. - житие Святая великомученица Варвара (Память 4декабря по старому стилю) Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2). Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

http://pravicon.com/info-1901

750 ...отець нашь Амунъ, богоносьць... – Преподобный Аммон был основателем Нитрийской пустыни иноков в среднем Египте, насчитывающей около 50 обителей. Умер в 350 или 356 г. 752 Св. Лукиан – христианский ученый, основал училище христианских богословов в Антиохии и был его пресвитером. 753 Трепарь – древнерусское название тропаря, церковного песнопения, составленного в честь праздника или святого. 754 ...въ царство Диоклитиане... – Т. е. время правления римского императора Диоклетиана, гонителя христиан (284–305). По сведениям других источников, Лукиан был схвачен при императоре Максимиане в 311 г. 756 Козьма и Дамиан – братья-лекари, жившие во второй половине III в. около Рима. Были убиты из зависти врачом-язычником в 284 г. В некоторых богослужебных книгах их память отмечается также 1 июля. 757 Преподобный Феодор, игумен Студийский (759–826) – аскетический деятель, писатель, основатель монастыря в Студиях, одном из районов Константинополя, автор Большого и Малого Катихизисов, посланий, касающихся различных сторон церковной жизни, а также правил монашеской жизни, записанных после его смерти в форме Устава. Одна из 9 его редакций (патриарха Алексея) была принята на Руси и действовала до начала XV в. 758 В царство Костяньтине... – Преподобный Феодор родился в эпоху правления императора Константина V Копронима (741–775). 759 Въ царство Ирины... – Византийская императрица Ирина, жена Льва IV Исавра, после смерти мужа управляла империей вместо малолетнего сына Константина VI с 780 по 790 г. 760 ...Сакудиовъ монастырь... – Этот монастырь находился в местечке Сакудион, около Константинополя. 761 ...и от Тарасья патриарха... – Тарасий был патриархом константинопольским в 784–806 гг. В истории церкви известен тем, что содействовал подготовке и проведению 7-го вселенского собора, на котором было осуждено иконопочитание. 762 Селунь (Солунь) – древнерусское название города Фессалоники, в то время одного из главных городов на Балканском полуострове, входившего в состав Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В визант. Синаксарях и в совр. греч. церковных календарях память святого отсутствует. В нек-рых списках Иеронимова Мартиролога память Л. отмечена под 8 янв. с указанием на г. Брундизий, однако в большинстве рукописей святой поминается под 11 янв. вслед за исповедниками Петром и Севиром и указанием на Александрию. В «исторических» Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Флора Лионского, Узуарда) Л. был также включен в одну группу с этими святыми. В результате в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний дважды внес в Римский Мартиролог под 11 янв. память Л.: вместе с Петром и Севиром Александрийскими, а затем отдельно: «Левкия, Брундизийского епископа и исповедника»; в действующей редакции Римского Мартиролога память Петра и Севира отсутствует, о Л. говорится, что он почитается как первый епископ Бриндизи. На основе лат. Житий свт. Димитрий, митр. Ростовский, составил сказание о Л., согласно к-рому святой жил во время имп. Коммода и при рождении был назван Евтропием. В рассказе также говорится о прмц. Евгении и ее отце; до назначения епископом Александрии Л. был поставлен игуменом мон-ря блж. Ермия. Ист.: BHL, N 4894-4898b; ActaSS. Jan. T. 1. P. 667-673; MartHieron. P. 31, 35; MartRom. P. 15; ЖСв. Июнь. С. 460-471; MartRom. (Vat.) P. 89. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 186; Т. 3. С. 228; MartHieron. Comment. P. 31-32, 35-36; MartRom. Comment. P. 16; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 326; Lanzoni. Diocesi. Vol. 1. P. 55, 65, 223, 305-309, 311-312; Delehaye. Origines. P. 310; Jurlaro R. Leucio//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1348-1349; Falla Castelfranchi M. Il culto di San Leucio in Puglia, Abruzzo e Molise. Il periodo longobardo e il ruolo di Benevento alla luce delle fonti cronachistiche e agiografiche, in San Leucio d " Alessandria e l " Occidente//Atti del II Conv. nazionale su «Il santo patrono», Brindisi 1984. Brindisi, 1991. P. 37-62; Carito G. Gli arcivescovi di Brindisi sino al 674//Parola e storia. 2007. Vol. 1. N 2. P. 197-225; idem. Gli arcivescovi di Brindisi dal VII al X sec.//Ibid. 2008. Vol. 2. N 2. P. 289-308; Otranto G. Agiografia e origini del cristianesimo in Puglia//Bizantini, Longobardi e Arabi in Puglia nell " Alto Medioevo: Atti del XX congr. intern. di studio sull " alto Medioevo: Savelletri di Fasano (BR), 3-6 nov. 2011. Spoleto, 2012. P. 163-184; Campiche A. San Leucio//Santuari d " Italia: Puglia/Ed. G. Otranto, I. Aulisa. R., 2012. Vol. 1. P. 217-219.

http://pravenc.ru/text/2463337.html

иером. Иаков (Цветков) Св. Мученику Акакию 131 (Мая 7-го). Кондак, глас 2-й. Твердыя и боговещенныя... Прославим, по достоинству, сею истиннаго исповедника (μαρτυρα) благочестия, и не уязвимаго (τρωτον) победителя над Диаволом, и ублажим его моляся: «Не престай, Акаме, молить Спасителя спастися стаду твоему, как имеющий дерзновение к Богу всяческих ( Рим. 9:5 ) 132 . Икосы: (Τν ν τ κλλει) Воспоем ныне мужа, издетска воспитанного в доброте непорочности (κακας) 133 ; ибо он угасил идольское заблуждение, и на ристалище, мужественно пред всеми величая Христа, как Бога и всех Царя, научает служить Ему и чтить Его, и тем изобличил прельщение идольское, как жалкое и всетщетное (παυββηλον). Ныне же он не престает всегда молиться за нас Святой Троице, как имеющий дерзновение к Богу веяческих. (Οτος νος) Юный подвижник сей 134 ; от младенчества прияв в сердце своем учение веры, никогда не оставлял всех Бога. Когда же пронеслась о сем молва, то судия тотчас вопрошает его: «Кто ты»? Тогда он с дерзноветем воскликнул: «Я раб всех Бога и Творца моего, именуюсь же Акакием, тщательно поспешая умереть, для того, чтобы всегда жить», как имеющий дерзновение к Богу всяческих. (π δ τοτων) После сих слов, начальник вскоре повелевает распростерть его на земле и бит, говоря к нему; «Прими совет мой, юноша, и принеси жертву богам (θσον): чем ты прельщаешься»? Тогда святый мученик громко возопил к судии: «Никогда не принесу я жертву демонам, но служу единому живому Богу, и Ему преклоняю колено мое, да получу жизнь вечную, как имеющий дерзновение к Богу всяческих. 131 Перевеяно из Anal, sacra к. Питры, которым заимствовано из Тавринск. кодекса, творение неизвестного песнопнсца. Акростих:- του остаток, как видно, сохранившиеся, из целого акростиха, только на сии буквы. В Афон. кондакарии помещены теже кондак и икосы. – Св. мученик Акакий был родом Каппадокианин; по должности своей был сотником в войске; пострадал при нечестивом императоре Максимиане – Галерие (305–311 гг. по Р. Хр.). 133 Это греч. слово происходить от κακος – зн : невинный, незлобивый: в переводе удержан смысл первого значения, сообразно дальнейшему течению мыслей. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн 17 декабря — память святой великомученицы Варвары 16 декабря 2008 г. 20:00 Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Варвара — имя древнегреческого происхождения от βαρβαρος, «негреческий, иноземный». Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс 142. 5). Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/69747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАЦИЛИАН И ФЕЛИЦИССИМА [лат. Gratilianus, Graticilianus et Felicissima] (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. зап. 12 авг.), пострадавшие в г. Фалерии (ныне территория обл. Лацио, Италия). Согласно «Мученичеству Грацилиана и Фелициссимы», созданному в VII в., Г. был сыном некоего Максимиана, знатного гражданина г. Фалерии. Юноша, прочитав Евангелие, обратился в христианство и попросил пресв. Евтихия (впосл. мученически скончавшегося в г. Ферентин (ныне Ферентино)) крестить его. Родители безуспешно уговаривали его отречься от веры. Когда об обращении Г. стало известно комиту Трасону, тот арестовал юношу и, не сумев склонить его к принесению жертвы Аполлону, заключил в тюрьму. Желая выхлопотать для Г. помилование, Трасон обратился к императору, однако тот требовал добиваться отречения от Христа. К находившемуся в узах Г. стекался народ, и по его молитвам многие исцелились от болезней. Некая вдова Фортуната привела к нему слепую дочь Ф., к-рую Г. не только исцелил, но и обратил ко Христу и тут же в темнице крестил. Об этом донесли Трасону, он велел схватить новообращенную и Евтихия, однако пресвитеру удалось скрыться. Ф. заключили в темницу. На следующий день на допросе Г. и Ф. снова исповедали себя христианами, и тогда Трасон велел обезглавить их. Родители Г. погребли мучеников. Спустя неск. дней мученики явились им во сне и предсказали, что вскоре комит Трасон будет арестован и казнен императором (впосл. предсказание сбылось). Г. и Ф. упоминаются в «Мученичестве Евтихия Ферентинского». Пресвитер, узнав через ангела о смерти мучеников, вернулся в Фалерии и совершил над их могилой Евхаристию. В этом же памятнике повествуется о крещении Евтихием по их просьбе родителей Г. Мученические акты Г. и Ф. датируют кончину святых правлением имп. Клавдия, 4-м годом его гонений. Однако при Клавдии I (41-54) гонений еще не было. Случаи преследования христиан имели место при Клавдии II , но он правил не более 2 лет. «Житие Евтихия» описывает страдания святого в правление имп. Клавдия и называет мучеников современниками как императора (в т. ч. Г. и Ф.), так и Валентина и Илария из Витербия (ныне Витербо), к-рые скончались в период правления Максимиана Галерия (ActaSS. Nov. T. 1. P. 614-636), т. е. в 305-311 гг. К этому времени относят мученическую кончину Г. и Ф. болландисты (ActaSS. Aug. T. 2. P. 726).

http://pravenc.ru/text/166409.html

Н. П. Зимина, Е. В. Банникова Арх.: ГА Оренбургской обл. Ф. 172, 174-179, 182, 199, 202, 219, 257, 305, 310, 311, 315, 317; Ф. Р-617, Р-140. Оп. 1. Д. 47; Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 1682; ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. И-16. Д. 4861. Л. 1-8 об.; Ф. И-294, И-291, И-290, И-292, И-112. Ист.: Никольский С. Празднование столетнего юбилея Оренбургской епархии (1799-1899 гг.)//Оренбургские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 21. С. 780-793; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 300-316; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и арх. док-ты по истории РПЦ/Сост.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 63, 108-109,117-118, 129-130, 148-149, 161-164, 177-178, 203, 210, 232, 271-272, 278-279, 296, 308, 344, 379-380; Рожков В., прот. Записки священника//ВЦИ. 2012. 3/4(27/28). С. 140-148; 2013. 1/2(29/30). С. 116-176; 3/4(31/32). С. 178-230; 2014. 1/2(33/34). С. 108-115; 3/4(35/36). С. 117-172; Митр. Леонтий: Преклоняя колена сердца моего/Сост.: прот. Г. Горлов. Оренбург, 2013; Свеча Господу/Авт.-сост.: В. И. Одноралов. Оренбург, 2013. Лит.: Разсыпнинский И., свящ. Оренбургская градская Свято-Троицкая ц.//Оренбургские ЕВ. Ч. неофиц. 1886. 15. С. 587-591; 16. С. 610-618; 17. С. 644-650; 18. С. 677-687; 23. С. 941-948; 24. С. 968-975; Сперанский И. А. Церкви г. Оренбурга в прошлом столетии//Там же. 1897. 22. С. 826-832; 23. С. 879-887; 24. С. 943-948; Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900-1902. 2 вып.; Райский П. Д. Путеводитель по г. Оренбургу: С очерком его прошлого и настоящего, иллюстрациями и планом. Оренбург, 1915, 2000п; Сергеев Ю. Н. Уфимско-Оренбургские епископы 1-й пол. XIX в.: Мат-лы к биогр. словарю//Башкирский край. Уфа, 1994. Вып. 5. С. 42-56; он же. Правосл. духовенство Юж. Урала в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.: На примере Оренбургской епархии. Уфа, 2007; Конюченко А. И. Духовное образование в Оренбургской епархии во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. Челябинск, 1996; он же. Приходское духовенство Оренбургской епархии во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010