3. Сентября 15 дня, к церкви св. великомученика Никиты 301 . 4. Октября 1 дня, к церкви Покрова пресвятой Богородицы, что в Каменном городе. 5. Октября 23 дня, к церкви Иакова брата Божия на Добрыню улицу. 6. Ноября 27 дня, к церкви Знамения Богородицы 302 . 7. Декабря 27 дня, в церковь св. Апостола Стефана архидиакона 303 . 8. Января 20 дня, в домовую архиерейскую церковь Евфимия Великого. 9. Января 25 дня, к церкви Никиты великомученика в придел св. Моисея архиепископа новгородского 304 . ! 10. Апреля 18 дня, к церкви Успения Богородицы на Козью бородку, в придел св. Нифонта 305 . 11. Апреля 25 дня, в церковь св. Апостола и Евангелиста Марка. 12. Июня 23 дня, к церкви Знамения Богородицы, для празднества Владимирской иконы ее 306 . 13. Петрова поста в первую пятницу в Хутынь монастырь на память преп. Варлаама 307 . 14. После Петрова дня, в первую пятницу в Антониев монастырь 308 . 15. После Петрова дня, в первое воскресение вокруг Софийской стороны. 16. Июля 2 дня, в Зверин монастырь 309 . 17. Июля 11 дня, к церкви Успения Богородицы на Козью бородку, где совершалось празднование явления Ржевской иконы Богородицы 310 . 18. Июля 20 дня, к церкви прор. Илии крестный ход по особенному назначению и извещению 311 . 19. В первое воскресение после Ильина дня около Торговой стороны. 20. Июля 29 дня, в Николаевский Розважский монастырь, где в это число праздновали там св. Николаю, в память его рождения. 21. Августа 6 дня , к Спасо-Преображенской церкви, что над воротами в Каменном городе. 22. Августа 26 дня, в Сырков монастырь 312 . 23. В субботу 5 недели поста в церковь Похвалы Богородицы. 24. В неделю ваий, во Входо-Иерусалимскую церковь . 25. В неделю 6 по пасхе в Сковородский монастырь 313 . 26. В неделю 7 по пасхе в церковь Святых Отец на Ярославле Дворище. 27. В неделю 1 по пятидесятнице всех святых также, как и в неделю пред воздвижением, к Спасо-Преображенской церкви 314 . Примечание. Кроме сих крестных ходов, по свидетельству летописей, были частные крестные ходы из Софийского собора, по распоряжению преосвященнейших архиереев, к приходским церквам, во время моровых поветрий, глада, засухи, чрезмерного Д ождя, пожаров и даже в междоусобные у граждан брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил строящийся храм равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде 8 декабря 2019 г. 17:44 8 декабря 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил строящийся храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде. Святейшего Владыку сопровождали: губернатор Калининградской области А.А. Алиханов, архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим , президент ООО «Международный фонд частных инвестиций» В.И. Щербаков. Предстоятель Русской Православной Церкви ознакомился с ходом ведущихся работ. Святейший Владыка уделяет особое внимание возведению этого храма и в последние годы неоднократно посещал место его строительства. Председатель приходского совета храма протодиакон Андрей Пасхин рассказал Его Святейшеству о текущем этапе строительства и благоукрашения храма.  Первый камень в основание будущего храма свв. равноапп. Кирилла и Мефодия г. Калининграда был заложен 15 апреля 2007 года митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. В 2010 году было завершено строительство нулевого цикла. В октябре 2010 года Святейший Патриарх Кирилл посетил строительную площадку. Затем строительство по разным причинам было приостановлено на несколько лет и возобновлено весной 2016 года, когда начали возводить стены. В ноябре 2018 года Святейший Владыка вновь посетил стройплощадку и выразил удовлетворение ходом работ. 5 июня 2019 года Святейший Патриарх Кирилл освятил купола для строящегося храма. Здание по проекту включает в себя верхний и нижний храмы. Нижний храм будет освящен в честь св. мученицы Марианы, в память о калининградской семье, погибшей в авиакатастрофе над Синаем в 2015 году. Верхний храм будет освящен в честь свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Высота храма от основания до креста, венчающего главный купол храма, — 46 метров. Высота храма от основания до самой высокой отметки (колокольня храма) — 56 метров. Храм вмещает более 600 человек и станет вторым по высоте в Калининграде после кафедрального собора Христа Спасителя, расположенного на площади Победы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5544197.ht...

Таким образом, беспримерные христианские подвиги исповедничества и мученичества императорского комита Георгия Никомидийского образовали собой целое созвездие Никомидийских мучеников, память которых ежегодно совершается с 18 по 23 апреля, что по нашему гражданскому календарному стилю соответствует 1-6 мая. В 1945 году последние победные бои в Великой Отечественной войне пришлись на Страстную Седмицу, и духовно они совпали с празднованием памяти Никомидийских мучеников - сподвижников Георгия. Императорский Архистратиг Георгий был выдающимся военачальником, одержавшим немало побед над варварами. Существуют предания, что он сражался даже в Британии под началом Константа - отца святого равноапостольного императора Константина, именно поэтому красный Георгиевский Крест входит в символику Британского государственного флага. Но само же прозвание Победоносец происходит от буквального перевода названия города, где он совершил свои последние духовные подвиги, Никомидия или Никомедия, что буквально означает средоточие Ники-Победы. Христианское почитание Победы-Ники выражается в чествовании Воскресной Победы Иисуса Христа над смертью и адом. Именно поэтому в канонических надписаниях на осмиконечном Православном Кресте обязательно присутствуют слова " Иисус Христос - Ника " , те же надписания мы находим и на просфорных печатях. это должно нам, христианам, напоминать, что наша Православная Вера - религия победителей, а не пораженцев и непротивленцев. Считаю особенно знаменательным то, что нынешние торжества 60-летия Великой Победы России над языческим фашизмом сугубо ознаменованы тем, что удивительным образом совпало празднование Святой Христовой Пасхи 303 года, когда Христа прославлял Победой духа Святой Георгий Никомидийский, и Пасхи нынешней, когда Светлое Воскресение приходится на 18 апреля/1 мая. Да поможет нам Господь возрождать достоинство нашей России в мире и благоденствии заступничеством Великомученика Георгия и его святых сподвижников! 12 апреля 2005 года, память преподобного Иоанна Лествичника

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

После призыва под влиянием религиозного чувства я решил уйти в монастырь... Летом 1928 г. наш монастырь закрыли. Но крестьяне д. Бело-Безводной организовали приход — религиозную общину. Из всего состава монашествующих — около 40 человек — крестьяне выбрали семь человек, которые и совершали для них церковные требы...». Послушник Петр, 23 лет, на допросе изумил даже следователей. Его готовность пострадать за Христа, открытое и даже радостное исповедание православной веры, обличение антихристианской власти и ныне не может оставить равнодушным всякое верующее сердце. По поводу своего отношения к положению Церкви в СССР Петр сказал на допросе: «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение не новость. Его нужно было ждать, т.к. об этом предсказано в Священном Писании. Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью». Следствие продолжалось 23 дня, и 20 февраля 1930 г., в день, когда Православная Церковь чтит память 1003 мучеников Никомидийских, заседание Судебной Тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицына) к расстрелу. Духовным утешением и укреплением перед принятием мученической смерти было для преподобномучеников Иосифа, Иова, Варлаама, Антония и мученика Петра то, что Господь сподобил их принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 25 марта/7 апреля 1930 г. Преподобномученика Сергия терзали еще несколько месяцев, пытками добиваясь от него «признания», где спрятана монастырская ризница, но так ничего от него и не узнали . 10 августа по н.ст., в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, был казнен и отец Сергий. Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров.

http://patriarchia.ru/db/text/5606409.ht...

Таким образом, безпримерные христианские подвиги исповедничества и мученичества императорского комита Георгия Никомидийского образовали собой целое созвездие Никомидийских мучеников, память которых ежегодно совершается с 18 по 23 Апреля, что по нашему гражданскому календарному стилю соответствует 1-6 Мая. В 1945 году последние победные бои в Великой Отечественной войне пришлись на Страстную Седмицу, и духовно они совпали с празднованием памяти Никомидийских мучеников - сподвижников Георгия. Императорский Архистратиг Георгий был выдающимся военачальником, одержавшим немало побед над варварами. Существуют предания, что он сражался даже в далекой Британии под началом Константа - отца Святого Равноапостольного Императора Константина, именно поэтому красный Георгиевский Крест входит в символику Британского государственного флага. Но само же прозвание Победоносец происходит от буквального перевода названия города, где он совершил свои последние духовные подвиги, Никомидия или Никомедия, что буквально означает средоточие Ники-Победы. Христианское почитание Победы-Ники выражается в чествовании Воскресной Победы Иисуса Христа над смертью и адом. Именно поэтому в канонических надписаниях на осмиконечном Православном Кресте обязательно присутствуют слова " Иисус Христос - Ника " , те же надписания мы находим и на просфорных печатях. Все это должно нам, христианам, напоминать, что наша Православная Вера - это религия победителей, а не нытиков и хлюпиков, непротивленцев и пораженцев. Считаю особенно знаменательным то, что нынешние торжества шестидесятилетия Великой Победы России над языческим фашизмом сугубо ознаменованы тем, что удивительным образом совпало празднование Святой Христовой Пасхи 303 года, когда Христа прославлял Победой духа Святой Георгий Никомидийский, и Пасхи нынешней, когда Светлое Воскресение приходится на 18 Апреля - 1 Мая. Да поможет нам Господь возрождать достоинство нашей России в мире и благоденствии заступничеством Великомученика Георгия и его святых сподвижников!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Ефрем – иеросхимонах, духовник Калужской Тихоновой пустыни. 1807 † 25 июня 1884. В мире Иоанн, в схиме Иоанн. Родители его были дворовыми людьми ярославского помещика, потом откупились и переехали в город Чернь, где отец занялся торговлей. Иоанн тайно от семьи ушел сначала в Белобережскую, а затем в Оптину Пустынь, где стал келейником старца Леонида. 1829 г. пострижен в монашество. В 1837 вместе с о. Терентием, также учеником старца, перешел в Калужскую Тихонову пустынь. 19 июля 1839 г. пострижен в мантию, в 1840 г. рукоположен в иеромонаха. Во время тяжелой болезни пострижен в схиму старцем Леонидом. После этого на некоторое время должен был покинуть Тихонову пустынь и исполнял обязанности казначея в Малоярославецком и Мещовском монастырях, а затем жил с архиепископом Калужским Григорием в качестве его духовника в С.-Петербурге. По возвращении в Тихонову пустынь немало способствовал ее процветанию, привлекши к ней симпатии столичного купечества. В 1867 г. о.Ефрем был назначен духовником обители и пребывал в этой должности до смерти. Он был свидетелем многих чудес, совершавшихся от мощей преп. Тихона Калужского, и стал первоначальным составителем книги о нем. За четыре года до смерти о. Ефрем устроил в нескольких верстах от обители келлийку с Распятием, где часто уединялся. Господь сподобил его благодатных даров совета, исцеления недугов и прозрения в будущее. – 117. Загряжские – дворяне. – 186. Зайцева Анна Антоновна – жена станционного смотрителя вблизи города Орла. – 303. Зосима – преподобный, † 523. Память 4 апреля. – 262. Иаков – апостол, брат Господень по плоти, † около 63. Сын прав. Иосифа Обручника от его первой жены Саломии, племянницы прор. Захарии, отца Иоанна Предтечи. Память 23 октября. – 48. Иаков – архиепископ Нижегородский и Арзамасский. 4 апреля 1792 † 20 мая 1850. В мире Иосиф Иванович Вечерков. Родился в слободе Серебрянски Новооскольского уезда Курской губернии в семье диакона. Окончил Белгородскую семинарию и Петербургскую духовную академию. В 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Мф. 5, 3 .- Ред. СокрАт (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ. Цель его философии – самопознание как путь к достижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением мудрости.- Ред. Мф. 5, 4 .- Ред. Мф. 5, 5 .- Ред. Мф. 5, 6 .- Ред. Мф. 5, 7 .- Ред. Мф. 5, 8 .- Ред. Мф. 5, 9 .- Ред. Мф. 5, 10 .- Ред. Память великомученика Георгия Победоносца совершается 23 апреля (6 мая).- Ред. ДиоклетиАн (Diocletianus) (243 – между 313 и 316) – римский император в 284–305 гг. Провел значительные реформы, стабилизировавшие положение империи. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан в 303–304 гг.- Ред. ИзженУт (церковнослав.) – преследуют.- Ред . Мф. 5, 11 .- Ред. Настоящий урок удобнее всего вести в форме беседы не в классе, а возле храма и в самом храме. Этим путем может быть достигнута наибольшая степень наглядности и плодотворности урока. Затруднение в этом отношении может встретиться при занятиях с учениками не сельской, а деревенской школы. В последнем случае необходимость может заставить вести настоящую беседу при помощи картин. Для усвоения беседы учащимися в первом случае повторение ее делается в классе при помощи Символическое толкование купола, равно и числа куполов, туманно и натянуто, да и самые купола на церквах появились не ранее XII b. Пуд – русская мера веса, равен 16,38 кг.- Ред. Оба эти слова русские, но для объяснения трудны, а само объяснение не имеет никакого воспитательного значения. При сообщении названий частей храма нами намеренно в некоторых случаях употребляется вместо творительного падежа именительный, для большей ясности произношения незнакомых детям слов. Память апостола от 70-ти, первомученика и архидиакона Стефана совершается 27 декабря (9 января).- Ред. Пока указываются только службы более или менее знакомые детям. По нашему мнению, законоучитель не погрешит, если откроет царские врата, надев на себя епитрахиль. Через царские врата и девочки-ученицы могут ознакомиться с устройством алтаря. Ради них можно вынести из алтаря и священные сосуды.

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

«Храм, освященный в 1918 году, был центром духовно-нравственного единения всех жителей нашей губернии, вне зависимости от национальности. Вот и нам хотелось, чтобы возрожденный храм тоже стал по-настоящему народным, чтобы все вместе, всем миром мы справлялись с задачами и проблемами, возникавшими в ходе строительства», — отметил А.И. Бочаров.  Участники встречи обсудили вопросы благоукрашения Александро-Невского собора и церковно-государственных отношений в Волгоградской области. Кафедральный собор в честь благоверного великого князя Александра Невского был заложен в Царицыне в 1901 году в память о счастливом спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе на станции Борки в 1888 году. Храм построен по проекту архитектора А.А. Ященко в неовизантийском стиле и освящен в 1918 году. 23 марта 1932 года собор был взорван по решению городских властей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла работы по воссозданию собора курировал международный фонд «Александр Невский». Попечительский совет по строительству возглавил губернатор Волгоградской области А.И. Бочаров. В феврале 2016 года было получено разрешение на строительство. 5 апреля 2016 года в Волгограде состоялась закладка первого камня в основание Александро-Невского кафедрального собора. Как сообщил А.И. Бочаров на заседании Попечительского совета 10 июня 2021 года, общестроительные работы завершены на 98,6%, в финальной стадии благоукрашение. К началу сентября специалисты закончат все запланированное. «Храм строится всем миром, на народные средства. Десятки предприятий и организаций Волгоградской области и всей России, тысячи и тысячи жителей Волгоградской области и наших гостей, представители всех религий внесли и продолжают вносить свои пожертвования на строительство храма», — сказал губернатор. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5828617.ht...

Архив Пн В Издательском Совете отметили 40-летие освящения домового храма в честь прп. Иосифа Волоцкого 23 сентября 2021 г. 15:26 22 сентября 2021 года, в день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, в Издательском Совете Русской Православной Церкви почтили память небесного покровителя, в честь которого в 1981 году был освящен домовый храм синодального учреждения. Божественную литургию совершил заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) в сослужении сотрудников Издательского Совета священника Николая Балана, священника Захарии Савельева и иеродиакона Вонифатия (Вельмякина). За богослужением молились сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и редакции «Журнала Московской Патриархии» . По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Иосифу Волоцкому и возглашены уставные многолетия. Иеромонах Макарий (Комогоров) обратился к собравшимся со словом, в котором рассказал о житии преподобного Иосифа, а также о тех тружениках, которые совершали служение в Издательском отделе в годы освящения домового храма под руководством приснопоминаемого митрополита Волоколамского Питирима , и призвал сотрудников быть достойными продолжателями трудов выдающихся деятелей духовного просвещения. Домовый храм прп. Иосифа Волоцкого был освящен архиепископом Волоколамским Питиримом 22 сентября 1981 года по окончании строительства нового здания отдела на Погодинской улице в Москве. В этот день  Издательский отдел посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен . Святейший Владыка совершил краткий молебен и окропил храм освященной водой. По окончании молебна в актовом зале состоялось торжественное собрание, посвященное устройству нового здания. Святейший Патриарх передал в дар Издательскому отделу Владимирскую икону Божией Матери, которая с тех пор пребывает в иконостасе храма  прп. Иосифа Волоцкого. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5846018.ht...

Наконец, в Пасхальную Пятницу 23 Апреля Святой военачальник Георгий молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу разрушил капище с идолами на главной площади Никомидии. Он вновь был подвергнут истязаниям, но, видя это, открыто признали себя христианками супруга Императора Диоклетиана Царица Александра вместе со своей дочерью Царевной Валерией. Царица Александра, припав к ногам великомученика, при всем народе, пред разъяренным супругом объявила о своем исповедании. Обезумевший от гнева Диоклетиан приказал казнить ее вместе со Святым Георгием. В мученических актах Святого Георгия Победоносца есть сведения о том, что Святая Царица Александра предала душу Господу по дороге на казнь. Однако, по другим свидетельствам, тогда она чудесным образом избежала смерти, чтобы вместе с дочерью Царевной Валерией еще послужить Господу исповедническими подвигами. Спустя некоторое время Император Максимин, язычник, домогался руки рано овдовевшей Валерии, но, получив отказ, сослал мать и дочь в Сирию. Лишь в 313 году после его смерти они прибыли в Никомидию, надеясь на милость нового Императора Восточной части Римской Империи Ликиния - соправителя Святого Равноапостольного Константина. Но коварный кесарь Ликиний не пощадил их: Царица Александра с дочерью были обезглавлены, а тела их брошены в море. Однако память Святой Царицы-Мученицы Александры Святая Церковь отмечает именно 23 Апреля в день первого открытого исповедания Христа, в день казни Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Возможно, подвиг Великомученика Георгия стал примером для Святого Воина и Великомученика Прокопия, который был сыном римского сенатора Христофора (тайного христианина). Сам Прокопий первоначально исповедовал язычество и участвовал в гонениях на христиан, но, уверовав во Христа, принял мученическую кончину 8 июля 303 года - спустя чуть более двух месяцев после смертного подвига преторианца Георгия. Примерно через три года пострадал Святой Великомученик и Воин Феодор Тирон, а 8 февраля 319 года от соправителя Святого Царя Константина - Императора Ликиния пострадал Святой Великомученик и Воин Феодор Стратилат. Все это небесные покровители христолюбивого воинства Российского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010