§ 19. Применительно ко всему вышесказанному (§§ 17, 18) браки у нас запрещаются безусловно: 1) в прямом кровном родстве, как в восходящей, так и в нисходящей линии во всех степенях без исключения. – Да и невозможно, как справедливо замечают канонисты, чтобы кто либо, особенно в настоящее время, мог дожить до того времени, чтобы вступить в брак с споим потомком не только в 8 степени, но даже и в 5-й и 6-й степени (см. Кратк. изл. канонич. права Андрея Шатуны издание Христ. Чт. 1872 года, стр. 134). – 2) В линиях боковых родства кровного и в родстве двуродном (образующемся между одним супругом и родственниками другого, и вообще между родственниками того и другого вместе, в первых четырех степенях до 4-й включительно), и наконец 3) в родстве трехродном (происходящем, когда три отдельных рода соединяются между собою посредством брачных союзов) в первой одной ступени без всякого ограничения (Кормч. Зак. гражд. VII, 2; Указ. Св. Син. 1787 и 1810 г., также 1837 г. Декаб. 31 дня; Кормч. гл. L; Указ Св. Синода 1841 года Апр. 25; 1859 г. Марта 28, 2409). – Затем хотя во всех остальных степенях родства кровного, бокового и двуродного, и трехродного, поименованных в Кормчей книге, браки вообще у нас не запрещаются, но священники не имеют права сами по себе, одною своею властию, венчать в 5 степени родства кровного и, в силу указа Св. Синода от 19-го Января 1818 г., всякий раз при повенчании подобных браков должны испрашивать на это первоначально разрешение архиерейское, и затем уже действовать по его указанию (сравн. Ук. Св. Синод. 1868 г. Ноябр. 7 дня, 8625; Церковн. Летоп. Духовн. Беседы 1870 г. Апр. 11). – Таким же образом в шестой и седьмой степени обоих видов этого родства, священники обязаны наблюдать, чтобы не венчать своею властию такие браки, в которых, вследствие имеющих возникнуть новых родственных отношений между брачующимися, могло бы произойти смешение родственных наименований (напр. в 6-й степени, если бы дед и внук, конечно двуродные, пожелали жениться на двух двоюродных сестрах и т. п.). – Ибо и эти браки в пашей церкви не одобряются, и разрешаются только в крайних случаях с благословения архиерейского (Указ 1810 г. Январ. 19, 1859 г. Марта 28-го). – Подобно этому наконец ни один священник не имеет права венчать своею властию браки, заключаемые в родстве трехродном во 2-й, 3-й до 4-й степени включительно (Ук. Св. Син. 1859 г. Март. 28). – Затем вообще в прочих линиях боковых родства кровного и в свойстве двуродном, начиная с 7-й степени, а в родстве трехродном от 5-й степени, браки безусловно дозволяются, и священники в означенных и дальнейших степенях могут венчать всякого без малейшего препятствия и опасения, как и всякие другие браки, где никакого родства не полагается (сравн. ниже подробнее перечни браков запрещенных и подлежащих разрешению архиерейскому, а также и совершенно свободных для повенчания, Отделение V, § 32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Об отношении к окружающим 1)  Нам надо любить, п.ч. Он возлюбил нас и прощать п.ч. Он простил нам. )1/VI 31) 2)  Все мы слабы и немощны, и лишь бы только старались и умели друг друга терпеть любовью (26/VIII 32) 3)  Стяжи мирный дух, чтобы и окружающим было радостно. В кротости источник облегчения и освежения (5/VII 31) 4)  О, если бы прониклись все тем, что взаимным добродушием красна жизнь! (11/VI 31) 5)  Надо не быть побеждаемой злом, но побеждать зло добром. Надо быть кроткой и непреклонной (20/VII 31) 6)  (…) скорбящие, я таких всегда буду жалеть и особенно сочувствовать. А психику этих людей (неодующих на тех) трудно переделать и нужно потерпеть их любовью, а линию свою вести твердо, как Бог велит. (1/VI 31) Это скорбящие и озлобленные, милости Божией и помощи требующие, а не того, что к ним являют… (а как бы их можно использовать на служение другим!) Ах, не по-Христову, не по-Христову! Об этом и христос скорбел в свое время. И теперь, вероятно, скорбит… 7)  И надо чувствовать обязанность пред Богом понести им света Божественного. 8)  Да, это драгоценное чувство (любви). Никогда не надо жалеть о времени, в результате которого явлено общение о Христе и совесть свидетельствует особенным успокоительным чувством. (1/VI 31) 9)  Я ее (сострадающую любовь) очень ценю… (3/X 31) 10)  Пусть наше сердце сочтет для себя непременным участие в (…) (5/X 31) 11)  Да, самому понесет удовлетворение – мягкое и бережное обращение с другими. (26/V 31) 12)  В высших проявлениях любви исчезает собственное Я, любить, не ища своего6 горение внутреннего тепла, не зависящее ни от каких обязательств. (4/IX 31) 13)  И пусть (мрачные взгляды) – надо терпеть! Надо побеждать все любовью. Не ненавидящих, а страдающих от собственного окаянства и потому жалких. (27/XII 30) 14)  Все ищут только себе, а посмотреть чисто и ясно по-христиански – оком снисхождения никто не хочет.. не думают: а как по Христу – по Христову-то нужно… (9/XII 30) 15)  Есть нужда в тепле духовном и особенно обязанность ответного тепла… (5/XI 28) 16)  Жизнью это дается (навык как любить) 17)  В этой боязни (просить) есть оч. Добрые черты (не трудно видеть …… м.б. кто восхитится), но мы затушеваны, конечно, большою скверностью. Надо быть хананеянкой и милосердным самарянином… (20/X 27) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

II) В умственном отношении требуется, чтоб избираемый во священство был достаточно образован и силен в слове Божием настолько, чтоб, сам правильно понимая смысл Писания, мог и других наставлять в здравом учении и обличать противящихся ( Тит.1:9 ); от него требуется также знание церковных правил о своем служении и обязанностях (VII всел. 2). В силу этого, по примеру и преданию апостольскому, в древней Церкви постановлено: а) избираемых в священство предварительно подвергать испытанию во всем, что им нужно знать по обязанностям своего звания (Карф. 25. VII всел. 2; Феоф. 7.); б) не допускать к посвящению новообращенных из иудейства или язычества, как еще не испытанных в вере (1 всел. 2; срав. 1Тим.3:6 ; ап. пр. 80). По действующему ныне положению (16 апр. 1869г.), право на занятие священнослужительских должностей имеют лица, получившие богословское образование в высшем или среднем духовном учебном заведении, или же (из светских) известные своими богословскими познаниями, засвидетельствованными конечно, в принятом порядке, епархиальным экзаменатором. В виду же того, что в некоторых епархиях, при замещении священнических мест, чувствуется недостаток в кандидатах с полным богословским образованием, Св. Синодом разрешено рукополагать во священники не окончивших семинарского курса благонадежных диаконов (Церк. Вест. 1882г. и, вообще, тех, кои (хотя и не окончили полного семинарского курса, но) по научному образованию, безукоризненной нравственности и знанию чина богослужения, вполне соответствуют требованиям сего сана (Опр. Св. Син. 19–28 февр.1885г.). Равно и в диаконский сан могут быть посвящаемы, кроме окончивших курс в семинарии, такие лица, которые, по своим нравственным качествам и познаниям, будут признаны епархиальным преосвященным достойными посвящения в этот сан. При этом Св. Синодом изъяснено, что прохождение диаконского служения, будучи естественным подготовлением к священству, соединяется, по возможности, с обязанностями законоучителя и учителя в начальных школах (Ц. Вест. 1885г. В 1886 и 1892 гг. Св. Синодом вновь подтверждено, чтобы на места штатных диаконов были назначаемы лица, не только по благочестивой жизни и образованию достойные священного сана, но и надлежаще подготовленные к учительству в церковно-приходских школах 3 (Ц. В. 1892г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Фактическим родоначальником христианской просопографии, а стало быть, и жанра патрологии, явился Иероним Стридонский . В 392 г. в Вифлееме он опубликовал сочинение «О знаменитых людях» (De viris illustribus), написанное по просьбе префекта Декстра. Во время работы Иероним ориентировался на известное одноименное сочинение Светония (от пяти книг, содержавших биографии и обзоры сочинений знаменитых грамматиков, риторов, поэтов, историков и философов, сохранились лишь фрагменты), которое рекомендовал ему в качестве образца сам Декстр. В предисловии Иероним называет свой труд апологией, которая призвана опровергнуть упреки в том, что у христиан не было своих знаменитостей – философов, ораторов и ученых (nullos philosophos et eloquentes, nullos... doctores). В 33 главах изложены биографии знаменитых христиан от ап. Петра до самого Иеронима. Первые 28 глав (как признает Иероним) основаны на материалах Евсевия и, стало быть, воспроизводят все содержащиеся там ошибки. Но более серьезно труд Иеронима страдает от вкусовых пристрастий и собственной небрежности автора. Обычны хронологические неточности (например, об Антонии Египетском речь заходит после жизнеописания его биографа, Афанасия Александрийского ), нередки библиографические ошибки (путаница в сочинениях разных авторов), встречается даже смешение персоналий. Но при всем этом сочинение Иеронима остается самым ранним и уникальным образцом патрологических изысканий, а во многих случаях – незаменимым источником (каковы, например, сведения о Минуции Феликсе , Тертуллиане , Киприане, Новатиане, Лактанции ). Вероятно, уже в VII веке появился анонимный греческий перевод (Cebhardt р. VII s.). Замысел Иеронима имел немаловажное методологическое значение, которое сам автор осознавал лишь отчасти. Прежде всего, он обратил свое внимание исключительно на персоналии и сочинения. «Каталогизаторский» характер (о «каталоге» говорит сам Иероним – Письмо 47, 3) и схематизм изложения составляли главное отличие нового жанра от церковной истории; от житийной же литературы он отличался более «светским» характером, иными принципами отбора и изложения материала. По замыслу труд Иеронима – отдаленный аналог классических патрологий XVII–XX веков. Концептуальную его сторону во многом суммирует термин «церковные писатели», заимствованный у Евсевия, но используемый в гораздо более широком значении – им объединяются все без различия авторы, выбранные Иеронимом, – и гораздо более сознательно, так как Иероним в письме к Августину специально настаивает именно на своем толковании термина (Письмо 112, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Такая беспомощная слабость обыкновенно бывает только удобною средой для наилучшего обнаружения торжествующей силы, которая победоносно водворяется на развалинах всеобщего погрома. Если в настоящем случае было совсем противное, – этим категорически свидетельствуется, что вседержавность христианская неотлучна от необъятной милости, во имя которой Евангелист обнаруживает безграничную, даже парадоксальную любовь к грешникам и самую незыблемую уверенность в их прощении и исправлении 290 . Именно с этой стороны христианство и живописуется у Луки, и о нем еще Данте говорил, что это есть scriba mansuetudinis Christi, а поэт Гердер называл его «благовестником филантропии» 291 . Явление Господа было актом благоутробного милосердия Божия (I, 78), и «Сын человеческий пришел не погублять души, а спасать» (IX, 56). Он преисполнен духом всецелой любвеобильности (ср. IX, 51), и в Нем столь часто отмечается внимательность к женской слабости, что иногда труд спутника Павлова называется Евангелием для женщин 292 . У Христа Иисуса заблудшая овца нимало не забывается ради девяноста девяти оставшихся дома и найденная дидрахма вызывает великую радость, какой не возбуждают девять, хранящиеся в сокровищнице. Притча о блудном сыне почитается как бы особым «Евангелием в самом Евангелии» 293 , или квинтэссенцию последнего, а она нам внушает, как возвращение кающегося грешника встречается с истинным восторгом всепрощения и любви (XV, 3–32). Презренная грешница преимущественно удостоивается снисхождения и спасения (VII, 36–50), уничиженный мытарь возвышается оправданием (XVIII, 10– 14), отверженный Закхей взыскивается необычайною милостью (XIX, 1–10), безнадежно скорбная Наинская вдова слышит всемогуще утешительное «не плачь» (VII, 11–15), исцеленные от злых духов и болезней жены занимают место наряду с Апостолами (VIII, 1–3), Марфа и Мария сподобляются чести принять божественного Наставника в дом свой и учиться единому на потребу (X, 38–42), простая незнакомка за возглас восхищения награждается ублажением (XI, 27–28), – и умирающий Христос за распинателей молится словами безмерной благости (XXIII, 34): Отче, отпусти им, вдохновляя благоразумного разбойника счастливым упованием ( ΧΧIII, 43): днесь со Мною будеши в раи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Несомненно, что главная составная часть книги – гл. III-XIV – представляет собою более древнее произведение, а I, II, XV и XVI-aя – главы более позднего происхождения. Когда возникла главная часть книги? Религиозное миросозерцание автора этого отдела обнаруживает типические признаки послепленного иудейства. В Израиле, по представлению автора отдела, сосредоточен весь смысл мировой истории. Ради Израиля сотворен мир, его же исключительным достоянием будет благо будущего века (VI:55; VII:11). При всей безотрадности своего взгляда на греховность человеческой природы, автор ни на минуту не отрешается от веры в значение закона Моисеева (IX:37) и законную праведность ставит очень высоко (XII:7). Задачею Мессии автор считает только освобождение избранного народа от чужеземного ига, истребление врагов израильского народа и учреждение четырехсотлетнего царства в Иерусалиме, где праведники будут наслаждаться не только духовными, но и чувственными благами. Мессия подлежит закону смертности, как и всякий человек, и его смерть не имеет никакого значения для человечества вообще (VII:29). Последний суд является делом исключительно одного Творца вселенной (V:56-VI:6). – В виду всего этого с достоверностью можно полагать, что рассматриваемый отдел книги появился в дохристианское время. Что касается I-II и XV-XVI-oй глав, то в них заметно знакомство писателя с новозаветными священными книгами (встречаются выражения, упоминаемые и в Евангелии – «Царство Небесное», «геенна» и др.) и потому вероятнее относить происхождение этой части к началу христианской эры – к первому веку по Р. X. Автор книги Что не Ездра был писателем главной составной части книги – это несомненно. В этом отделе встречается немало анахронизмов и других погрешностей, каких не мог бы допустить в своей книге священник Ездра. Так здесь говорится, что Ездра получил откровение на 30-м году по разрушении Иерусалима (III:1), а между тем из несомненно ему принадлежащей – первой книги Ездры видно, что он только еще родился лет через пятьдесят по разрушении Иерусалима ( 1Eзд VII:7; VIII:1–3 ). Затем, по 3-ей книге Ездры Иерусалимом владеют еще «обитатели Вавилона» (III:28–31), а по 1-ой Ездры – Иерусалим был во власти персов ( 1Eзд I:1 ) и др. места.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—735— другие другого. Итак, дабы голос большинства получал перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним считали голоса избирающих каждого. Желаемый большинством почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование употребляли в том же смысле и отцы соборов, называя хиротонией и избрание“. И так „от начала“ не было так. Это признаёт и комментатор 12 века, современник Алексея Комнена, сочувствующий отмене прежнего порядка, одобряющий, что прошло то время, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев. Но кем же отнято это дозволение? Зонара, как и оба других, почти современных ему комментатора приписывают отмену существовавшего порядка соборам, объясняя каноны с точки зрения практики и понимания византийской церкви их времени и совершенно не озабочиваясь расследованием того, как именно понимались каноны во время их составления или точнее сказать редактирования, ибо каноны по большей части только редактировались на соборах. „Мысль о необходимости выборных епископов, говорит епископ Антоний, не только не основана на Божественных канонах, но напротив противоречив им... Епископы избираются епископами же и утверждаются митрополитом, а митрополиты – патриархом, как совершенно ясно выражено в 4 правиле I Собора, в 28-м IV-ro и 3-м VII-ro“. Так ли это? Мы верим, что передающий убеждён в смысле передаваемого, но крайне сомневаемся, чтобы он вник основательно в смысл передаваемых им канонов, а не передал только ходячее, совершенно неправое мнение, хотя бы вообще мнений для церкви не должно бы существовать. Иначе, он не мог бы не заметить, что 3-й канон VII-ro собора никакого самостоятельного определения не даёт, повторяя только, определение Никейского собора, но зато даёт в высшей степени важное отрицательное определение, почему-то автором записки выкинутое из цитаты. Но и это отрицательное определение составляет только распространённое на пресвитеров и диаконов повторение апостольского правила: „Аще который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в церкви власть, да будет извержен

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛИЯ. II. РУКОПИСИ И ИЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО И ГРЕЧЕСКОГО ТЕКСТА Еврейские рукописи Ветхого Завета I. Письмо. Орфография. Формат. Древние евреи, появившиеся в Ханаане в кон. II тыс. до Р. Х., заимствовали у местного населения алфавит, изобретенный здесь (или, возможно, в Египте) в сер. II тыс. Основными материалами для письма в этот период служили глина, камень и металл (печати, сосуды, черепки, кинжалы, наконечники стрел). Самые ранние эпиграфические документы на древнеевр. датируются X-IX вв. до Р. Х. Это, как правило, очень небольшие тексты нелитературного характера. Весьма вероятно, что для записи пророчеств и царских хроник могли использоваться папирусные (или кожаные) свитки. Об этом не раз говорится в Б.; кроме того, под неоднократно употребляемым в ВЗ термином «книга» (  ) чаще всего подразумевается именно свиток. Книга пророка Иеремии является своеобразным документом активно развивающейся письменной культуры в Иудее VII-VI вв. до Р. Х.: Варух под диктовку Иеремии записывает его пророчества на свиток (Иер 36. 4), к-рый выглядит так же, как свитки Б., найденные в Кумране,- текст на нем записан колонками поперек длины свитка (Иер 36. 23); Иеремия сам записывает свои пророчества о Вавилоне в «книгу» (Иер 51. 60); упоминаются инструменты для письма: железный грифель и алмазное стило, табличка (Иер 17. 1), чернила (Иер 36. 18), а также нек-рые типы письменных документов: разводное письмо (Иер 3. 8), купчая (Иер 32. 10), частное письмо (Иер 29. 24-28). Природные условия Палестины не способствовали сохранности свитков, поэтому в нашем распоряжении имеется лишь 1 фрагмент папирусного свитка с небиблейским текстом из Палестины допленного периода (свиток из Вади- Мураббаат , VIII в. до Р. Х.). Т. о., книги ВЗ, подобно пророчествам Иеремии, были впервые записаны на свитках алфавитным письмом, представлявшим собой разновидность финик. До изгнания евреи пользовались т. н. палеоевр. письмом, а начиная с персид. периода в обиходе арам. письмо, к к-рому восходит евр. квадратный шрифт, используемый и в наст. время. Однако и в персид. период, и позднее для нек-рых целей продолжали использовать древнеевр. письмо: им записаны отдельные кумран. свитки, содержащие книги Б. (нек-рые рукописи Пятикнижия и Книги Иова), тогда как большая часть свитков записана арам. письмом. Как показывают кумран. находки, слова, а иногда и стихи в древнейших библейских свитках отделялись пробелами, присутствовало членение на абзацы с новой строки. Знаки огласовки или кантилляции (способ пропевания отдельных слогов, применявшийся при богослужебном чтении) отсутствовали, они появились лишь с VII-VIII вв. по Р. Х. (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/209477.html

Выводы оказываются поразительными. Оказывается, что крестьянин занят сельскохозяйственным трудом: в северном районе 23 дня в году, в северо-восточном 28, в юго-восточном 39, в средне-приволжском 26, в средне-промышленном 24, в северо-западном 35, малороссийском 33 и новороссийском 45 дней в году. Эти данные относятся к полевым работам по уборке хлеба и проч., но даже если принять во внимание все прочие работы, то и тогда продолжительность труда крестьян будет никак не более 50–60 дней в году («Слово»). 2 Некоторые семинарии своими средствами стараются достичь совершенства в проповедании живым словом. В Одесской духовной семинарии по почину её ректора, архим. Анатолия, и под его руководством образовался проповеднический кружок из воспитанников выпускного класса. Деятельность кружка состоит в упражнении произносить проповеди изустно пред товарищами. 3 Слышно было и о таком факте. Священник основал миссионерский кружок и членам его раздал по Библии . Основателя перевели в другой приход, а члены кружка за толкованием текстов стали обращаться к сектантам. 4 В 1897 г. по предложению высокопреосвященного Иустина, архиепископа Херсонского, введены были беседы с штундистами-переселенцами, ехавшими в Уссурийский край и не попавшими на пароход. 5 Все беседы велись почти исключительно на малороссийском языке, потому что штундисты все – малороссы, жители Киевской губ. 7 См. «Богословского Библиографического Листка», издаваемого приложением при «Руководстве для сельских пастырей» за 1891 г. 8 Струсь, о котором здесь говорится, носил имя Станислав. Как предки, так и потомки его носили титул старосты, между прочим, Хмельникского. В первой половине XVII столетия род Струсей прекратился. (См. Herbarz Polski Niesieckego, Lipsk 1841, т. VII, стр. 538–539). 9 Z ksizki originalney Rewizyi Woewodstwa Podolskiego roku 1564 w Archiwum skarbu koronnego znayduicey si – wypisano y copitim wydano. Примеч. Люстрация Хмельницкого староства 1565 г. издана в II т. VII ч. «Архива Ю.-З. России» и содержание её тождественно с вышеизложенным; с. Зиновинцы названы там «Zwinohowcze» (стр. 150). – Е. С. 13 В выстроенном на средства храмосоздателя каменном причтовом доме две комнаты занял высокопреосвященный Модест, две – преосвященный владыка Димитрий, обширная столовая была общею комнатою, предназначенною исключительно для трапезования, одна комната и кухня обращены были в служебные комнаты. 14 Подробнее см. «Сказание историческое о Почаевской Лавре» бывшего наместника её архимандрита Амвросия. Почаев. 1886 г. «Пчела Почаевская», сборник назидательных поучений и статей, составленных и списанных преподобным Иовом, игуменом лавры Почаевской. Почаев, 1884 года и «Волынь». Исторические судьбы юго-западного края С. П. 1889 года. Читать далее Источник: Статьи и заметки/Прот. И. Стрельбицкий. - Одесса : Тип. Е.И. Фесенко, 1910-./Т. 1. - 1910. - 229, III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Ориген старался добросовестно выполнить просьбу Амвросия и не пропустил ничего существенного в полемике язычника, и если выпускал несущественные части, как, например, длинные цитаты и повторения у Цельса, то обыкновенно ясно оговаривает это. Первоначальный план Оригена был такой: он хотел сначала сделать для себя извлечения из произведения и вместе с тем сделать предварительные наброски своих возражений, чтобы потом обработать их по определенным точкам зрения и в системе. По этому методу он сделал извлечения из введения произведения Цельса и набросал ответы (1,1–27), но потом пришел к мысли, из-за недостатка времени, тотчас же давать подробное опровержение отдельных отрывков Цельса. Но произведенную работу он оставил без перемены в начале своего труда, хотя она и не подходила уже к новому плану; ввиду этого он счел необходимым написать еще предисловие, в котором, отметив цель всего произведения, указывает на перемену метода и испрашивает извинения в этом [(Praef., 6)]. В дальнейшем (с 1,28) он шаг за шагом идет за своим противником, разбивает его аргументы, опровергает его нападки. Большей частью он сначала приводит слова самого Цельса и потом дает свои возражения. Благодаря такому методу в сочинении Оригена сохранилось почти все произведение Цельса, причем около трех четвертей его – в подлинном тексте. Но зато Ориген должен был совершенно отказаться от собственного расположения материала и самым тесным образом примкнуть к расчленению его у Цельса. Отсюда, соответственно плану «Истинного слова», апология Оригена, кроме введения (I, 1–27), разделяется на четыре части: 1) опровержение возражений против христианства, сделанных Цельсом на основании иудейской мессианской веры и вложенных в уста иудея (I, 28 – И, 69); 2) разбор опровержений и насмешек самого Цельса над мессианской идеей иудейства и его возражений против исторических основ христианства (lib. III–V); 3) защита отдельных положений христианского вероучения, на которые нападал Цельс (VI–VII, 61), и 4) опровержение защиты Цельсом языческой государственной религии (VII, 62 – VIII, 71). Ориген всю свою ученость принес на служение апологии христианства. Он опровергает Цельса с равным оружием и одинаковой тактикой. Редко его можно признать неправым; никогда он не допускает коварства в понимании мыслей противника с целью облегчить себе его опровержение. Тон апологии отличается исполненным достоинства спокойствием, обусловленным сознанием обладания победоносной истиной и духовным превосходством самого автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010