Но вот настал день, когда вся слава, все восхищение, вся благодарность собрались воедино, и как бы хлынули из берегов. Это – вход Господень в Иерусалим. В этот день «весь город пришел в движение, и говорили: кто Сей»? Господь въезжал в город, сидя на молодом осле. А множество «народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Другие же «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! Мало того: даже «из уст младенцев и грудных детей» раздавалась хвала. В этот день и Святым Духом, и людьми торжественно провозглашалась справедливая оценка земных трудов Господа Иисуса Христа. Его земная жизнь достигла вершины славы, вершины успеха. Завтра она уже перевалит за этот пик, и будет стремительно падать, пока не достигнет страстной пятницы. То, что накапливалось три года, расточится за несколько дней. А пока – с какой надеждой переживают ученики славу своего Учителя! Какие планы строят на будущее! Но вскоре и они в страхе разбегутся и оставят Его одного и перед судом, и на кресте. Но именно эти последние, скорбные и бесславные дни окажутся несравненно более великими. Вглядываясь в эти дни, Господь говорит: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ). Так, и в жизни каждого человека время заката несравненно важнее. Все, что мы в расцвете творческих сил даем людям, – все это Господь мог бы дать и через кого-то другого. Он даже и из камней мог бы создать детей Аврааму ( Мф.3:9 ). Но вот нести крест своего одиночества, бессилия и болезней может только сам человек, и никто за него этого сделать не может. Поэтому пик своего торжества мы должны переживать с величайшим смирением, с ощущением непрочности, зыбкости человеческой славы. А вот начала своего страстного времени мы должны ждать с надеждой истинного блага, истинного торжества и победы, которых уже никто не разрушит и не отнимет. Когда приближается страстная седмица нашей жизни, мы должны смотреть вперед, как смотришь вперед в юности: с радостным замиранием сердца. Все – впереди. Вся жизнь, еще неизведанная, но такая заманчивая и полная счастья! Ведь сколько уже лет мы в церкви, сколько уже мы пережили Великих постов, и должны же мы, наконец, убедиться, что за страстной седмицей всегда и неизбежно следует Пасха, Светлое Христово Воскресение!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

[«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».] Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. [«В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя. Ты, Христе Боже, воскресил из мёртвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе – победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».] Стих 2. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Израилев, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 3. Да речет убо дом Ааронь яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Ааронов, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 4. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажут ныне боящиеся Господа, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Прокимен и причастен, глас 4 Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. [«Благословен Идущий во имя Господне. Бог – Господь и Он явился нам».] В страстную седмицу Название Страстная седмица эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Великий понедельник В Великий понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т. е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 8. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость . Господь любит истину и дает неявные откровения людям для того, чтобы истина была явлена как бы изнутри. Осознание  греха – проявление внутренней мудрости человека. Ст. 12–13. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Особенно известные стиха псалма используются в богослужении как стихи великопостного тропаря 3го часа, также как припевы к стихирам на стиховне на праздник Пятидесятницы, как припевы к канону ко Святому Причащению. Основная идея такова: человек сам не может изменить свое греховное сердце, но Богу все возможно. Только Господь может очистить сердце человека, радикально обновить его. Стих 17. Господи! О тверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою . Этот стих говорит диакон, когда выходит на амвон для произнесения мирной ектении в самом начале литургии оглашенных. Стих. 18–19. И бо жертвы Ты не желаешь,— я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Достаточно известное выражение духовной сущности религии. Ветхозаветные жертвы были важной ритуальной стороной почитания Бога, но без внутреннего покаяния человека они не имели смысла. Напротив, сокрушение сердца – истинная жертва Богу; при ее наличии возможно восстановление мира между Богом и человеком. Слова псалма синомичны известной фразе из книги пророка Осии, которую повторяет Господь Иисус Христос: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос. 6:6 , сравни Мф. 9:13 ). Рекомендуем молитвы 1 Комментарий Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944).

http://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-50.h...

Так же на войне — Бог с теми, кто страдает. Когда кого-то угнетают, Бог всегда с угнетаемыми. Он всегда на стороне страдающего — и в каждом конкретном случае. Нельзя сказать, что Бог вот с этим народом или с этим. Нет, Бог не с народом, а с каждым человеком в отдельности. Я против таких обобщений до уровня страны, народа, континента и так далее. — А что вы думаете о высказываниях «наш народ — избранный, боголюбивый», «наша страна — святая, не то что другие страны и народы»?   — Богоизбранный народ… Ну и в чем наша богоизбранность?  Приняли мы христианство тысячу лет назад, и что поменялось в нашей жизни? Начало XX века. Случай был такой, одна бабушка рассказывала — она уже, наверное, почила. Когда она была девочкой, в 1918 году, вышел декрет об отделении Церкви от государства. Великий пост, прихожу, говорит, домой, а дома щи с мясом. «Мам, так первая седмица Великого поста!» — «Ты что, глупенькая, дурочка, что ль? У нас же отменили пост. Приезжал уполномоченный, объявил, что Бога нет». Ну это что, богоизбранный народ, который так воспринимал веру? Есть отдельные люди, а общество в целом — обезбоженное. Есть конкретные люди. Вот Сергий Радонежский был святой, а в то же время полно его современников, которые были откровенными подлецами. Равнять всех вместе? Все это одна Русь — и подлецы, и святые. — За эти месяцы мы увидели, как можно легко приспособить христианство под свои нужды, взгляды. Как это получилось?    — Любую идею можно исказить. Помните слова апостола Петра? «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет: 3: 15–18). То есть извратить можно любые слова. Классика — хотите, докажу, что Бога нет? В 13-м псалме написано: «Нет Бога». А если из контекста не вырывать, то: «Сказал безумный в сердце своем: нет Бога». И цитат можно надергать, чтобы оправдать любое беззаконие, чтобы сделать веру средством пропаганды какой-то. Все что угодно можно оправдать, было бы желание. Важно то, чего мы ищем…

http://pravmir.ru/ubivaya-cheloveka-ya-u...

Общее свойство всех седмиц Четыредесятницы Посему и в 1-ю седмицу слышим убеждение, чтобы поститься постом приятным, благоугодным Господу, поститься телесно и духовно: чтобы постясь расторгать всякий союз неправды, и давать алчущим хлеб 23 . И во вторую слышим и об очистительных – внутренних действиях поста, и о соединении благотворения с постом, что «как Моисей дивный постом очистился, и мы потщимся в день воздержания очиститься от злых, поститься от страстей гнева и напитаем убогие» 24 . И в 3-ю тоже наставление об очистительных действиях поста. «Пост возлюбим, души страсти лютейшие действием духа увядающий – приводящий в увядание» 25 ; и в 4-ю побуждаемся постом смирить страсти. Страсти смирим телесные, брашен отложением и сластей отвращением 26 . И в 5-ю тоже очистительная сила поста внушается: «Краснейшее время поста, достохвальный день воссия воздержания, потщимся очиститися» 27 равно и в 6-ю заповедуется постом умертвить страсти: «страсти умертвим воздержанием, и дух оживим божественными делами 28 , страстоубийцу пост возлюбим, в молитвах прилежно упразднимся, плачем, рыдаем, и тепле воздыхаем» 29 . Особенные черты каждой седмицы Впрочем, в каждой седмице пост представляется и в особенных действиях, применительно и к обстоятельствам времени, к началу, продолжению, преполовению и окончанию поста, и к другим священным обстоятельствам, соединяющимся со временем поста, как то: применительно к поклонению св. Кресту, для поклонения которому в 3-ю седмицу шествующие подвигом поста приготовляются, а в 4-ю наставляются благоговейному и душеспасительному поклонению св. Кресту; применительно к воскресению Лазаря в 6-ю неделю ваий. 1-я Седмица великого поста в порядке последования постной Триоди Первая седмица великого поста, как вступление в великий пост, как начало покаяния, как сосредоточение чувств для молитвы и благоговения, издревле общеупотребительным названием именуется чистою; как будто бы, особенно святою и чистою быв сама в себе, очищала и вступивших в поприще поста от всего порочного и нечистого; и действительно именуется так по особенному действию на собранность и введение в себя постящихся и, при духовной собранности, на отрешение от всего не только омрачающего чувства, но и от обычного ядения и пития, для прояснения и очищения чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему неделя о мытаре и фарисее сплошная? 3 мин., 09.03.2021 Вопрос читателя: Здравствуйте. Я нигде не могу найти ответ на вопрос, почему Неделя о мытаре и фарисее сплошная? Везде на этот вопрос следует объяснение притчи и т. п., но почему все-таки в эту неделю нет поста в среду и пятницу? А на следующей неделе есть. И вообще, ну Святки, Пасхальная седмица как-то понятно, а эту не пойму. Сначала сплошная, потом неделя с постными днями, потом Масленая. Объясните, пожалуйста. Ирина Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Добрый день! Уважаемая Ирина, Ваше недоумение понятно и Вы правы в том, что полное отсутствие поста на этой седмице несколько выбивается, если можно так выразиться, из общей логики постных и непостных дней. Обычно сплошные недели — это особенно праздничное время, ради которого отменяется пост в среду и пятницу. В течение года существует несколько таких периодов: Особняком стоит сплошная седмица после Недели о Мытаре и Фарисее (напомним, что в церковной традиции неделей называется воскресный день). Это одна из трех подготовительных седмиц перед Великим постом. Время церкви: что такое неделя и седмица Сейчас отсутсвие постных ограничений в это время обычно так и воспринимают — как этап подготовки к длительному Великому посту: сначала идет седмица сплошная, потом обычная с постными средой и пятницей, потом Сырная (Масленица) — без мяса, но с молочными продуктами и яйцами, а следом уже идет Великий пост. То есть получается такой постепенный переход. Но история появления это сплошной недели особая. Как она возникла нам поможет разобраться Типикон. Вот что там написано: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Как видим, отсутствие поста на этой неделе связывается вовсе не с подготовкой к Великому посту, а с тем, чтобы пищевые обычаи верных христиан противопоставить пищевым обычаем тех, кто верит иначе, «иномудрствующих». Под «иномудрствующими» здесь в силу исторических обстоятельств подразумеваются инославные (армяне). В свое время армяне не приняли положения IV Bceлehckoro Собора, отношения с ними обострились. Но к чему такое резкое противопоставление в пище? Дело в том, что b VI веке у армян появился дополнительный пятидневный пост («Араджаворац») как раз за три седмицы до Великого поста. Православные греки в качестве противовеса ввели совершенно противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных.

http://foma.ru/pochemu-nedelja-o-mytare-...

417 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 429 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. – Ред. 450 Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 228. 453 Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595. 495 Минея. Месяц ианнуарий, 26. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. – М. И. Выделение в цитате автора. – А. Б. 510 С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди ( Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. 522 И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 547 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Седален по 3-м стихословии; Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 1. 564 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, Троичен. – Ред. 570 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен; Там же. Среда. Трипеснец 2. Песнь 9, Троичен. 578 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. – слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего?либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Вторник, утреня. Стихира 1-я на стиховне: «Вскую, унывающи, душе моя, греху работаеши?» Уныние, производя расслабление духа, заставляет человека жить по плоти или гордости. Посему при отсутствии борьбы с ним оно непременно сопровождается грехом для унывающего. Но и само оно есть следствие греховного состояния, составляя как бы одно с ним. Поэтому оно и есть грех . А так как грех может быть очищен только благодатию Божиею, то и с унынием можно бороться только молитвою. 1925 г. Седмица 4-я Великого поста Среда, вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Благих напряжение множайшее благодеяние творит» . То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена» . Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе» . Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния» : «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих» . Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить истечения и жижи, особенно у мужчин, если, конечно, последнее не от природы. Неделя 5-я поста. Стихиры на стиховне, стихира на Славу: «Помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси...» При обучении добродетели, пребывая в молчании языка и ума, уничтожаем грехи мысли. Седмица 6-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Одна из главных задач поста - научить человека послушанию» Протоиерей Александр Захаров о значении грядущего Великого поста в жизни православного христианина Протоиерей Александр Захаров   08:34 19.02.2015 2066 Время на чтение 3 минуты В грядущий понедельник, 23 февраля по новому стилю, у православных христиан начинается Великий пост. Он был установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/19/od...

Но особенно велик Иннокентий, как проповедник. От него осталось более 500 проповедей. Из сборников особенно известны: 1) «Первая седмица Великого поста», «Страстная седмица», «Светлая седмица». 2) «Слова и беседы на праздники Господств и дни воскресные» («с нами Бог»). 3) «Слова на праздники Богород. и святых». 4) «На разные случаи и торжеств. Дни». 5) «Беседы на св. Четыредес. и молитву св. Ефр. Сир.». 6). «Слова о грехе и смерти» и проч. 83 . Главными предметами проповедей пр. Иннокентия были: искупление человека, спасительная сила страданий Сына Божия, ставшего сыном человеческим, и приведение человека от жизни по духу мира к святости. В чем состоит наше спасение, что нужно для того, чтобы спастись, вот вопросы, которые он выбирал из круга истин догматических и рассматривал в своих проповедях. По характеру своему слова пр. Иннокентия совершенно, противоположны проповедям митрополита Филарета. Тогда как последний преимущественно действовал на разум, Иннокентий старался затронуть чувство слушателей. Поэтому во многих проповедях Иннокентия нет строго-аналитического развития мысли, – слова его просты и отличаются тоном живой беседы. Он убеждает слушателей не силой и достоинством неумолимой логики, пред которой разлетаются в прах возражения и предубеждения, но сила его в обаянии живой, религиозной правды, непосредственно действующей на душу. Он не философ, а художник в деле проповеди, и как художник является в высшей степени оригинальным в своих проповеднических приемах. Он умеет схватывать самые характерные свойства предметов, делать остроумные сближения. Удачные сближения фактов, подобно молнии, часто одним словом освещают предметы проповеди. Его проповеди часто представляют целый ряд картины и образов. Эти картины и образы увлекают воображение читателя и слово само собой делается убедительным. 27) Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловаской губернии в 1802 году. Начальное образование получил в Орловском училище, продолжал в Орловской семинарии, высшее окончил в Киевской академии в 1829 году.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010