Наиболее действенна подкрепляющая сила молитвы в пастырском одиночестве, которое ему нередко приходится испытывать среди своей маловерной и малодушной паствы. Это одиночество тем мучительнее для пастыря, чем более он соответствует своему предназначению — носить в своей душе всю паству. Тяжесть этого настроения высказывали еще ветхозаветные пастыри. Так любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: «Я один не могу нести всего народа сего; потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Числ. 11:14-15). Таков же смысл слов пророка Илии (3 Цар. 19:10) и Иеремии (15, 17—20). Жалуется на одиночество свое и ап. Павел (2 Тим. 4:16-17). Указывает на тяжесть одиночества и Христос Спаситель, говоривший ученикам в час предания: «Вот наступает час и настал уже, что вы рассеетесь… и Меня оставите одного, но Я не один, ибо Отец со Мною» (Ин. 16:32). Для человека замкнутого отчужденность от жизни общества, пожалуй, не будет тяжелым бременем, но для пастыря, любящего народ свой, эта отчужденность грозит отчаянием, если он не употребляет против такого недуга духовного врачевства и противоядия, каковым и является молитва, переносящая пастыря в торжествующую Церковь, которая восполняет его душу, созерцающую колеблющихся сынов Церкви воинствующей. Христианин, пребывающий в молитве, приближается к состоянию такого же прозрения, как пророк Елисей, который при нападении сириян на Дофаим говорит слуге своему: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: «Господи, открой ему глаза, чтоб он увидел». И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6:16-17). Так и всякий истинный пастырь, возносящийся в молитве душею в мир небесный, постоянно сознает себя окруженным обществом святых и бывает менее одинок в своем уединении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Не менее свята и полночь. В это время, заключенный в тюрьме Павел со спутником, поколебал молитвой основания тюрьмы. «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян. 16:25-26). И Давид в псалмах говорит «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс. 118, 62). По сути, полночь и полдень подобны противоположным точкам окружности. А если окружность (колесо) катится, то противостоящие точки это та, что касается земли, и та, что ей противостоит на самом верху окружности. В жизни это младенчество и старость. Они, как никто противостоят друг другу, но именно между ними есть тайное сродство. Лучше всего это выражено праздником Сретения и его иконами, где старец Симеон принимает на руки Младенца-Мессию. Так же противостоят друг другу богатство и бедность, простота и искушённость. В жизни отдельного человека полднем может быть краткий период славы, а полночью – гонения и преследования (также временные). И тот, и тот период требует молитвы. Стоит молиться в полдень (это шестой час нашего Часослова). Стоит молиться и в полночь (это полунощница). Вообще стоит молиться и в первый час, и в третий, и в девятый, сделав для себя Часослов понятным и любимым. Но главное из сказанного, это то, что время не течет ровно и безразлично, словно тихая речка в своем среднем течении. Время иногда ускоряется, спешит, взвивается вихрем. Это тогда, когда совершается нечто очень важное; то, что уже выходит по значению за рамки времени и дерзает коснуться вечности. Об этом потом надо всем помнить. Службы часов, читаемые в монастырях и храмах, именно этой памяти посвящены. И эта память освящает наше одномерное, пресное время, приобщая его к Священной истории. Рейтинг: 9.9 Голосов: 596 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Богоявленская 17 августа 2017, 19:36 Очень важное разъяснение, спасибо.

http://pravoslavie.ru/105819.html

О неумеренном возлиянии вина речь в данном случае не идет. Евреи очень умеренно потребляли вино, причем только сухое. И пили его, разбавляя наполовину водой. В древности вино составляло одну из существенных частей в питании, тем более, что еда, в основном, была овощная, и вино содействовало перевариванию пищи. Кроме того, Иисус Христос и Его Мать не стали бы участвовать в брачном торжестве, если бы там было возможно пьянство. Нехватка угощения за столом – страшный позор для восточного человека. Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же€но? еще не пришел час Мой ( Ин.2:3-4 ). Без всякого сомнения, Божия Матерь просит Своего Сына помочь молодым, чтобы их праздник не был омрачен, хотя по форме Ее слова являются как бы простым сообщением. Живя тридцать лет вместе, Дева Мария знала, что Иисус сумеет помочь людям в беде. По сути же, Ее разговор со Христом является первым случаем ходатайства за нуждающихся перед Своим Сыном – Богочеловеком. Слово же€но является очень уважительным обращением к горячо и нежно любимой матери. Таким же словом «же€но» Иисус обращается к Своей Матери в последние минуты Своей земной жизни (см. Ин.19:26 ). Господь сказал: Что Мне и Тебе, Же€но? ( Ин.2:4 ). На первый взгляд, это отказ с выражением упрека, но после этих слов Божия Матерь сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте ( Ин.2:5 ). Следовательно, Она восприняла слова Сына не как отказ, а как готовность исполнить Ее просьбу, хотя Сам Иисус считал, что Его время еще не настало: Еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ). У евреев, как и у многих восточных народов, были приняты частые омовения. Поэтому в доме было шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры ( Ин.2:6 ). Мера или «бат» равнялись нашим полутора ведрам. Общая вместимость водоносов могла быть до 25 ведер. Иисус велел их наполнить до верха. Невольно Он сделал этих служителей свидетелями чуда. Затем Иисус говорит слугам: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду… ( Ин.2:8-9 ). Начальник пира не ведал, что произошло, попробовал новое вино, которое ему принесли, и оказался очень удивлен его хорошим качеством и даже был раздосадован, что лучшее угощение оставили на конец пира, когда уже все достаточно насытились: Распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются (не в смысле опьянения, а в смысле насыщения), тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе ( Ин.2:9-10 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Оставляя на время землю, поражаемую вышнею рукою, Аврам впадает в руки человеческие. Опасность его становится час от часу видимее, а избавление представляется час от часу менее удобным. Уже супругу, от которой должен был надеяться благословенного плода, он видит в позорном плену иноплеменника. Казалось, что предводившая и покрывавшая Аврама рука Господня совсем отступила от него, как вдруг она является в самом фараоне и, поражая его, делает его своим орудием для безопасности праведника. Подобное нечто случается с человеком на внутреннем пути веры. После того как, совершив часть сего пути, он уже приемлет от Бога некоторые благодатные дары и начинает вкушать, яко благ Господь; после того как благодать как бы перстом показует ему землю обетования – внутреннее царство Божие, она сокрывается паки, и он остается сух и бесплоден, алчен и жаждущ. Опасное для него состояние есть то, когда он желает и думает найти для себя пишу в Египте – в упражнениях мира; душа нечувствительно делается пленницею его суеты и утрожается растлением от его прелестей. В сих обстоятельствах милосердый Промысл, часто нечаянными и, впрочем, иногда тяжкими ударами сокрушает узы, привязывающие человека к миру, и возвращает его в путь свой с новою ревностью и в новой безопасности. Разлучение Аврама и Лота Быm. XIII . 1–18 1. Таким образом вышел Аврам из Египта, сам, и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, в полуденный край. 2. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. 3. И продолжал он переходы свои от полуденного края до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, 4. до места жертвенника, который он создал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. 5. И у Лота, сопутствовавшего Авраму, был мелкий и крупный скот и шатры. 6. И земля не позволяла им жить вместе: поскольку богатство их было так велико, что они немогли жить вместе. 7. Между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова произошло несогласие; притом Хананеи и Ферезеи жили тогда в земле сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Оставляя на время землю, поражаемую вышнею рукою, Аврам впадает в руки человеческие. Опасность его становится час от часу видимее, а избавление представляется час от часу менее удобным. Уже супругу, от которой должен был надеяться благословенного плода, он видит в позорном плену иноплеменника. Казалось, что предводившая и покрывавшая Аврама рука Господня совсем отступила от него, как вдруг она является в самом фараоне и, поражая его, делает его своим орудием для безопасности праведника. Подобное нечто случается с человеком на внутреннем пути веры. После того как, совершив часть сего пути, он уже приемлет от Бога некоторые благодатные дары и начинает вкушать, яко благ Господь; после того как благодать как бы перстом показует ему землю обетования — внутреннее царство Божие, она сокрывается паки, и он остается сух и бесплоден, алчен и жаждутц. Опасное для него состояние есть то, когда он желает и думает найти для себя пишу в Египте — в упражнениях мира; душа нечувствительно делается пленницею его суеты и утрожается растлением от его прелестей. В сих обстоятельствах милосердый Промысл, часто нечаянными и, впрочем, иногда тяжкими ударами сокрушает узы, привязывающие человека к миру, и возвращает его в путь свой с новою ревностью и в новой безопасности. РАЗЛУЧЕНИИЕ АВРАМА И ЛОТА. Б. XIII. 1–18 1. Таким образом вышел Аврам из Египта, сам, и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, в полуденный край. 2. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. 3. И продолжал он переходы свои от полуденного края до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, 4. до места жертвенника, который он создал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. 5. И у Лота, сопутствовавшего Авраму, был мелкий и крупный скот и шатры. 6. И земля не позволяла им жить вместе: поелику богатство их было так велико, что они не могли жить вместе. 7. Между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова произошло несогласие; притом Хананеи и Ферезеи жили тогда в земле сей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Паства рубит в ответ, крошит. Суждения – едкие как фтор, злые как проклятия, горделивые как бесы. И вот уже вместе с грехом надо уничтожить и грешника. Странно подобное слышать от христиан. Пусть и справедливо отчасти. Но «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… ибо если вы будете любить любящих вас, то какая вам награда?» Молитва за врага – столь тяжко. Прощение убийц – так невообразимо. Спасение ближнего – столь обременительно. Фото: donbass.center Непопулярные вещи, но и Православие – не леденец на палочке, не только лишь куличи на Пасху. Ибо «не можете служить Богу и маммоне». Ибо «пойди, продай имение твоё и раздай нищим». Ибо «если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её». «Малое стадо» – так нарёк христиан Господь. Не многие готовы разделить путь. А что, если Судный час завтра? И разверзнутся небеса, и Господь будет судить? Кто верит в это? Так, чтобы до конца? Так, чтобы до покаяния? Ведь то, что происходит сейчас – не война между Россией и Украиной, Востоком и Западом, ДНР и Киевом, ополченцами и карателями. Нет, это наша личная битва. Наш судный час, здесь и сейчас. Когда какою мерою будем мерять, такою и нас будут мерить. Говорим, судим – достаточно, а вот творим мало. Благого же творим – ещё меньше. Да, на этой войне нет победителей. Но может быть очищение. Может быть место добротолюбию, состраданию и милосердию. Стоит лишь захотеть. Надо лишь захотеть. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 октября, 2022 9 сентября, 2022 13 августа, 2008 19 июня, 2023 3 июня, 2023 1 июня, 2023 30 апреля, 2023 6 ноября, 2022 26 октября, 2022 2 октября, 2022

http://pravmir.ru/voyna-tvoy-sudnyiy-cha...

«Петр служил устами всех, а прочие одиннадцать предстояли, подтверждая его слова своим свидетельством» (Злат., ср. Феофил.). Это – первая апостольская проповедь, и дееписатель в самом описании выражает особую торжественность. – Возносил голос свой: чтобы тысячи собравшихся могли слышать его и «стал говорить с великим дерзновением» (Злат.). Речь его торжественна, ясна, вразумительна и необычайно сильна. В лице собравшихся теперь Петр обращается ко всем жителям Иерусалима, во исполнение слова Христова: и будете Мне свидетелями в Иерусалиме ( Деян.1:8 ). Пригласив всех к вниманию словам его в объяснение совершающегося перед глазами их события, Петр кратко, положительно, с достоинством устраняет насмешку тех, которые говорили, что они напились сладкого вина. – Они не пьяны, как вы думаете: примечательна эта мягкость и кротость, с какой устраняется это грубое подозрение. Это напоминает слова самого Господа, коими Он устранил один раз высказанную врагами Его укоризну, что в Нем бес: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего ( Ин.8:48–49 ). Они: т.е. все говорящие разными языками ученики Христовы. И Петр и одиннадцать, исполнившиеся Духа Св., также, без сомнения, говорили на разных языках, но теперь, начиная первую проповедь к народу в изъяснение события, перестали, тогда как другие вероятно продолжали еще говорить. Петр говорил конечно эту речь на еврейском языке, понятном, если не для всех пришельцев из других стран, то, по крайней мере, большинству собравшихся и всем жителям Иерусалима, Иудеи и Галилеи с окрестными странами. Петр с одиннадцатью, как свидетели беспристрастные, как бы отделяют себя от прочих учеников Христовых, выражаясь о них в третьем лице, – они, а не – мы. В доказательство, что они не пьяны, апостол указывает на то, что теперь третий час дня. Этот час (по нашему счислению 9 часов утра) был первый из трех дневных часов ежедневной молитвы (3, 6 и 9), одновременной с принесением ежедневной утренней жертвы в храме. А до этого часа, по обычаю иудеев, никто не вкушал пищи, тем более в такой великий праздник, как Пятидесятница.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Преодолевая страх, Пилат хотел напомнить Христу о своем великом положении, и тем расположить Его к ответу: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Господь отвечает на эти горделивые слова с Божественной мудростью: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Посему более греха на том, кто предал Меня тебе.» Иными словами, то, что Я в твоих руках, это по попущению Божию. Отдав иудейский народ в подчинение римской власти, Бог тем самым дал тебе власть надо Мной, как Человеком. Однако и ты будешь виновен в Моем распятии, ибо против совести осуждаешь; но большая ответственность ложится на тех, кто добился этого беззаконного приговора — на иудейских начальников. Мудрые слова Господа расшевелили в Пилате его лучшие чувства, и он еще настойчивее стал искать возможности отпустить Его. Тогда враги Христа перешли к крайнему средству: к угрозе обвинить самого прокуратора в измене Римскому императору: «Если отпустишь Сего, ты не друг кесарю.» Это испугало Пилата, ибо императором тогда был подозрительный и жестокий Тиверий, охотно принимавший доносы. Этой угрозой иудейские начальники решили дело. Пилат искренне хотел спасти Христа от распятия, но не ценой своей карьеры. Тогда, воссев на судейское место, он формально оканчивает суд. Это была пятница перед Пасхой, около «шести часов,» — по нашему счету около 12 часов дня. (Евангелист Марк говорит: «Был час третий и распяли Его» (15:25), а от шестого до девятого часа была тьма по всей земле (Матф. 27:45). Сутки делились на четыре части по три часа в каждой. Новом Завете упоминаются часы 1-ый, 3-ий, 6-ой и 9-ый. Шестой час это период времени между 9-ю часами утра и полуднем. Мстя иудеям за вынужденный приговор, Пилат говорит им с раздражением: «Се, Царь ваш!» Этим он бросает жестокий упрек и как бы говорит им: вы мечтаете о возвращении себе самостоятельности, о каком-то высоком звании среди народов мира. Эту задачу никто не способен так успешно исполнить, как этот Человек, называющий Себя духовным Царем Израиля. Как же это вы, вместо того, чтобы преклониться перед Ним, требуете, чтобы я, ненавистный вам римский правитель, отнял у вас вашего Царя, который может осуществить ваши заветные мечтания?

http://pravicon.com/info-862

Строящие трудятся напрасно. Если града Бог не охранит, Тщетно бденье стражников несчастных. Вы всю ночь творите свой урок, Вы едите горький хлеб устало, Между тем кого возлюбит Бог — Мирно спит, пока заря не встала. Серебро и золото — всё прах, Только дети — праведным награда. Что стрела у сильного в руках, То для мужа праведного чадо. Лишь колчан наполнивший — блажен, И отец своими сыновьями Горд, когда они у отчих стен Спор ведут с отцовыми врагами. 127-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ СОЛОМОНА) Н. Басовский. 126-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ СОЛОМОНА) Н. Басовский Если Бог не возводит дом, напрасны строители с их трудом; и стражник с оружьем — напрасен он, если город Богом не защищён. Вы встаёте, когда ещё тьма везде, и день проводите в тяжком труде, и лечь стараетесь в поздний час — но бессонная ночь ожидает вас. И только кого возлюбит Он, тому даёт благодатный сон, и только ему в награду даёт детей — во чреве растущий плод. Стрелы для лука — твои сыны; счастливы те, чьи колчаны полны: их не охватит ни страх, ни стыд в час, когда враг у ворот стоит. В. Горт. ПСАЛОМ 127 В. Горт ПСАЛОМ 127[В. И.142] Песнь храмовых ступеней (8-ая) Если Ягве устал созидать — жаль труда, зря строители ставят этаж на этаж. Если Ягве не стал сторожить города — зря усердствует страж. Зря — с зарёю вставать, зря — сидеть допоздна, зряшен — хлеб!.. Бренной зряшности в противовес Бог из полного ангелов Божьего сна ангелёнка возьмёт и опустит с Небес на ладони к тебе!.. — даст дитя... — даст детей... Сыновья юных дней... — словно стрелы они в мощной длани твоей! Счастлив муж, переполнивший ими колчан! — он когорты теснит, стыд минуя и страх, прибегая лишь к мудрым и кратким речам , пред врагом во вратах. ПСАЛОМ 127 Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! 2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! 3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: 4 так благословится человек, боящийся Господа! 5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; 6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Что свойственно христианину? – Родиться свыше в Крещении водой и Духом. – Что свойственно рожденному водой? – Как Христос однажды умер греху, так и он должен быть мертв и недвижим на всякий грех, по написанному: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть... зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху ( Рим. 6:3, 4, 6 ). – Что свойственно рожденному Духом? – В данной мере стать таким, каков и Тот, от Кого рожден, как написано: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух ( Ин. 3:6 ). Что свойственно рожденному свыше? Совлечься ветхого человека с делами его и похотями, и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол. 3:9, 10 ), согласно со сказанным: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ). Что свойственно христианину? – Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровью Христовой, творить святыню в страхе Божием и любви Христовой, не иметь пятна, или порока, или чего-нибудь подобного ( Еф. 5:27 ), но быть святым и непорочным, и так есть Тело Христово и пить Кровь. Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе ( 1Кор. 11:29 ). – Что свойственно тем, которые едят хлеб и пьют чашу Господню? – Соблюдать непрестанное памятование об Умершем за нас и Воскресшем. – Что свойственно соблюдающим таковое памятование? – Жить не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего (см. Рим. 14:8 ). Что свойственно христианину? – Чтобы избыточествовала правда его во всем, паче книжников и фарисеев, по мере учения, преподанного в Евангелии Господнем. Что свойственно христианину? – Любить друг друга, как и Христос возлюбил нас. Что свойственно христианину? – «Предзреть пред собою Господа» во всем. Что свойственно христианину? – Каждый день и час бодрствовать и при совершенном благоугождении Богу быть готовым, зная, что Господь придет в час, который он не чает (4). христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010