9 Один из тропарей Великого покаянного канона рисует нам удивительный образ: кающаяся блудница волосами и слезами буквально смывает рукописание давящих ее многолетних грехов: “Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание раздирающего ея”. — Канон Великий. Творение преподобного Андрея Критского. В среду 1-й седмицы Великого поста. Песнь 9-я. 10 Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс 8:5–7). 11 См. по этому поводу “Знамения и чудеса” (подборка “Чудо рядом с нами”)//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 192–202; 3(33). С. 261–272. 12 См. по этому поводу более подробно: Священник Алексий Тимаков. Таинство второй благодати. С. 198–199. 13 Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972. Т. 3. С. 361. 14 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к стоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим 3:19–20). 16 Обиходное понимание счастья как благополучия нередко заставляет христиан отвращаться от этого понятия, тем более что погоня за такого рода счастьем никогда не бывает удовлетворена (об этом, в частности, и написан гетевский “Фауст”). В понимании же автора слово счастье становится в ряд со словами блаженство, радость, веселье и выражает высокое духовное состояние. — Ред. 18 В задачу данного исследования не входит показать лествицу духовного восхождения человека через поступенное исполнение заповедей блаженства. 19 По-моему странно, что мир сотворен Богом десятью речениями, и закон Божий держится десятью заповедями (см. Аверинцев С. Литература Ветхого Завета//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 44), а заповедей Нового Завета лишь девять.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос. ( Мк.8:29 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.8:27–31 ), услышанное нами за Божественной Литургией, открывает непостижимую человеческим умом истину о том, что Спаситель наш Сын Бога Живого. Отец Небесный благоволил открыть это апостолу Петру, а через него и всем верующим. Евангелист Марк сообщает: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Местность, о которой идет речь в Священном Писании, находилась за пределами Галилеи. В ветхозаветные времена там был центр поклонения Ваалу (или Ваал-Гад), о котором упоминается в Книгах Иисуса Навина (см.11:17; 12, 7; 13, 5), Судей (см.3:3) и Первой Паралипоменон (см.5:23), город Ваал-Ермон. Впоследствии он стал называться Баниас, или Паниас. По свидетельству составителя Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) , некогда там существовало пещерное капище, посвященное языческому божеству Пану. Чуть выше пещеры, на холме, высился храм из белого мрамора, построенный в честь императора Юлия Цезаря, «божественного гения», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, украсил и обогатил посвященный языческому императору храм и переменил название города. Кесария означает «город цезаря». Именно здесь, в местности, сугубо оскверненной ложными культами и языческими обрядами, Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Воистину свет во тьме светит ( Ин.1:5 )! Обратим особое внимание на то, что говорит Господь. Христос прежде всего спрашивает: За кого почитают Меня люди? По истолкованию Святителя Иоанна Златоуста, прежде всего Он хочет знать мнение простого народа, потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев. Святитель пишет: «И не говорит: “За кого Меня почитают книжники и фарисеи?” – хотя они часто приходили к Нему и беседовали, но желает знать непритворное мнение народа… Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой». Но для чего же Господь не спросил сначала о мнении самих апостолов? Для того, отвечает святой Иоанн Златоуст, «чтобы ученики, высказав народное мнение, самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как и народ».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Евр 10:1–18 Среда 30 седмицы. Послание к Евреям, зачало 324 Братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея Священника великого над домом Божиим, – будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести и омыв тело водою чистой. Будем держаться исповедания надежды неуклонно, ибо верен Обещавший; и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День. Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, то не остается уже жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Человек, отвергший Закон Моисеев, без милосердия подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей; насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив ее как святыню и оскорбив Духа Святого. Ибо мы знаем Того, Кто сказал: “Мне отмщение, Я воздам”; и еще: “Будет судить Господь народ Свой”. Страшно впасть в руки Бога Живого! Евр 10:19–31 Великая Пятница, на 9 часе. Послание к Евреям, зачало 325 Братья, вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания, то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии: ибо вы и узникам сострадали, и расхищение вашего имения приняли с радостью, зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее. Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние. Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное: “Ибо еще немного, очень немного, Грядущий придет и не замедлит. Но праведный Мой верою жив будет”. Евр 10:32–38 Суббота 3 Великого поста. Преподобномученикам. Послание к Евреям, зачало 326 Братья, не оставляйте дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!» Я же беден и нищ: Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли». «По блаженному Феодориту. в этом псалме пророк просит спасения и избавления от враждующих: «изрек же этот псалом блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается в воспоминание, потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов». “Пророк воспевает этот псалом. — говорит святой Афанасий, — от лица всего человечества, которое умоляет Бога восстать на помощь ему " » (Толковая Псалтирь с краткими пояснениями святых Отцов и указанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М., 1998. С. 239). Смысл последнего прошения псалма поясняет авва Макарий Великий: «Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей — и всегда просит избавления у Господа. Переносит и труды, по не радуется ни о каком земном благе, а полагается на одного только небесного Врача и на Его врачевания» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 239). 72 Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. С. 17. 73 Ирмос (греч. ειρμος, сплетение) — строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения; с VIII в. — вступительный, оглавный стих, показывающий содержание прочих стихов песни, 1-я строфа каждой из 9 песней канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей (тропарь — молитвенный стих и речитативного склада песнопение Православной Церкви в честь некоторого праздника или святого). Ирмосы песней Великого канона в их современном звучании присоединены к нему преподобным Иоанном Дамаскином (см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 124). 74 Исх.15:2: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его»: 75 Ирмос 1-й песни воскресного канона, глас 4. 76 Ирмос 1-й песни, глас 6. 77 Триодь, как и Типикон, указывает (в понедельник 1-й седмицы святаго поста, о часе девятом): «Творим же на кийждо тропарь метания 3», то есть — по три малых поклона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

29 Не строй козни против друга твоего, который живёт возле тебя и доверяет тебе. 30 Не враждуй с человеком без причины, чтобы он не принёс тебе какого-либо зла. 31 Не приобретай позорной славы злых людей и не завидуй путям их, 32 ибо нечист перед Господом всякий законопреступник, и среди праведных нет места ему. 33 Проклятие Господа на домах нечестивых, жилища же праведных благословенны. 34 Господь гордым противится, а смиренным даёт благодать. Вторая седмица Великого поста Понедельник второй седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 5: Создавый наедине сердца наша, помяни, яко персть есмы: не осуди нас в преисподних земли, Безгрешне.  Слава, и ныне: и повторяем тот же. Прокимен (псалом 21), глас 6: Боящиися Господа,/восхвалите Его.  Стих: Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси. Чтение пророчества Исаии  2–6; 5: 1–7а] Так говорит Господь: 2 в тот день воссияет Бог по воле Своей со славой на земле, чтобы возвысить и прославить остаток Израиля. 3 И будет остаток в Сионе и остаток в Иерусалиме: святыми будут названы все вписанные для жизни в Иерусалиме, 4 потому что отмоет Господь скверну сынов и дочерей Сиона и кровь Иерусалима вычистит из среды их духом суда и духом огня. 5 И придёт Господь, и будет так: всю гору Сион и все, что вокруг, окутает облако днём, а ночью — словно дым и свет горящего огня, и защитит их вся слава. 6 И днём будет тенью от зноя, покровом и убежищем от непогоды и ливня. 1 Воспою ныне Любимому песнь Возлюбленного Моего о винограднике Моём. У Любимого был виноградник на вершине, на месте плодородном. 2 И Я обнёс его забором, и огородил, и насадил отборные виноградные лозы; и построил башню посреди него, и выкопал в нём яму для сбора плодов, и ожидал, что он принесёт грозди, а он принёс шипы. 3 И ныне, мужи Иуды и жители Иерусалима, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 Что ещё Мне сделать для виноградника Моего и чего Я не сделал для него? Ибо Я ждал, что он принесёт грозди, а он принёс шипы. 5 Теперь Я возвещу вам, что Я сделаю с виноградником Моим: уберу ограду его, и будет он разграблен; разрушу стену его, и будет затоптан.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Uc.IX:7 . И велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити (ему суждено установить и утвердить) его в суде и правде. Ревность бо Господа Саваофа сотворит сие В сем стихе царство Мессии описывается следующими чертами: 1) Мессии, как Царю, приписывается велие (обширное) начальство. Это значит, что в царство Его должны войти все народы и признать над собою власть Христа, как своего Царя. В этом смысле Церковь Христова называется вселенскою. 2) Царствование Христа будет иметь мирный характер, ибо власть Его будет распространяться мирными, духовными средствами, и повсюду будет водворять мир и любовь, – и этому миру несть конца, – т. е. он будет вечен. – На престоле Давидове и на царстве его. Продолжителен был мир в царстве Израильском во время сорокалетнего царствования Соломона, преемника престола Давидова, – но он кончился с его царствованием. Но Христос, потомок Давида по плоти и наследник Его царского достоинства, есть, по слову Архангела Гавриила, такой Царь, который воцарится в дому Иаковли – в Церкви Своей – во веки, и царствию Его не будет конца ( Лyk. I, 32–33 ), – не будет, стало быть, конца и миру в Его царстве, т. е. никогда оно не утратит своего мирного характера и с врагами своими будет сражаться не чувственным оружием, а силой духовной, пока, наконец, не преобразится в царство славы, царство ничем невозмущаемого мира. 3) В царстве Христовом будут господствовать суд и правда. Ему – Христу – суждено установить и утвердить царство Свое на суде и правде. Христос-Царь «будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли решать по истине» (Исаии XI, 3). Особенно на последнем своем суде Он воздаст каждому по делам его. – ревность Господа Саваофа сотворит сие. – Разумеется ревность о славе Своего имени и о благе человека. Он будет причиной и побуждением к водворению на земли суда и правды. Последние два стиха рассмотренной паремии составляют отдельную паримию, которая читается в навечерие Рождества Христова потому, что в лице новорожденного Христа явилось в мир то Отроча, которому суждено быть Царем, каким Он изображен в сей паремии. XIII. Паримия во вторник третьей седмицы Великого поста (Исаии IX, 9–21; X, 1–4)

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя вторая. Фомина, 27 апреля - 3 мая Радостная Антипасха и печальная Радоница 27.04.2014 448 Время на чтение 3 минуты 7 недель после Пасхи В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка - это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться. Но все это, конечно же, второстепенно! Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома. В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел - через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! - это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой. Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), - отвечает апостолу Спаситель. «Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», - комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Следующая ветхозаветная книга, полностью прочитываемая в течение Четыредесятницы, — пророчество Исайи. Не случайно пророка Исайю называют в церковной традиции ветхозаветным евангелистом. Ведь именно он произнес пророчество о рождении Спасителя от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Евнух эфиопской царицы из книги Деяний перед встречей с апостолом Филиппом читает книгу Исайи о страданиях Агнца Божия: Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его (Деян. 8, 32–33, см.: Ис. 53, 7–8). Но Исайя пророчествовал не только о грядущем Христе. Пророк обличал неправды и грехи правителей и народа: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, повернулись назад (Ис. 1, 3–4). Даже животное — вол — оказывается мудрее грешника, отвернувшегося от Бога. Путь греха — возвращение назад, уход от праведности в погибель, отказ от той Божественной мудрости, к которой призывал царь Соломон. Чтение этих трех книг начинается в понедельник первой седмицы Великого поста: на шестом часе будет прочитано начало книги пророка Исайи, на вечерне — повествование о первых трех днях творения из книги Бытия и первое Соломоново поучение из книги Притчей. Каждый день три эти книги будут уводить нас все дальше в познании Промысла Божия о мире и человеке, стремлении к мудрости Божией и укреплении надежды на встречу с обещанным Мессией. Газета «Православная вера» 4 (504) Рейтинг: 9.1 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68954.html

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». В Ветхом Завете «суббота покоя, посвященная Господу» напоминала людям о том, что после шести дней творения Бог «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт 2:2 ). Суббота была временем поминовения Бога Творца ( Исх 31:15 ). В субботу предписывалось полное прекращение всяких работ и повседневных дел, вплоть до запрета разжигать огонь ( Исх 35:3 ) и готовить пищу ( Исх 16:23 ). В этот день происходило «священное собрание» ( Лев 23:3 ), приносились жертвы ( Числ 28:9–10 ) и совершались другие священные обряды ( Лев 24:8 ). Заповедь о соблюдении субботы как святого дня, в который следует оставить все повседневные заботы и труды, является предписанием посвятить один из дней седмицы (недели) богопочитанию, вести более осознанную религиозную жизнь. В Новом Завете Господь Иисус Христос не отменил заповедь о праздновании субботы как дня сугубого богопочитания. Говоря, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк 2:27 ), Он осудил ее формальное соблюдение — в ущерб исполнению духовно-нравственных требований закона Божия. В Церкви религиозный ритм жизни, связанный с ветхозаветной заповедью о субботе, сохраняется. Днем особого богопочитания является день, следующий за субботой, в который воскрес Господь Иисус Христос ( Деян 20:7 ; Откр 1:10 ); поэтому в христианскую эпоху этот день получил наименование «воскресенья» (или «дня Господня»). Суббота же в седмице христианского календаря стала днем, предваряющим воскресный день, как Ветхий Завет предшествовал Новому. В христианском богослужении суббота выделяется из седмичного круга как праздничный день. В субботы Мясопустную, во 2ю, 3ю и 4ю субботы Великого поста, в Троицкую и Димитриевскую родительские субботы совершается общецерковное поминовение усопших. Особое значение имеет Великая Суббота — день накануне Пасхи ,  когда Церковь вспоминает об упокоении тела Христова во гробе и о сошествии Христа во

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

1 Неверные весы — мерзость перед Господом, но правильный вес приятен Ему. 2 Куда придёт гордость, там и бесчестие, уста же смиренных поучаются премудрости. 3 Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесёт пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти. 4 Праведник, умирая, оставляет о себе сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. 5 Правда непорочного выравнивает пути, нечестие же впадает в неправду. 6 Правда мужей правых избавит их, а беззаконники пленяются неразумием. 7 Со смертью мужа праведного не погибает надежда, но гибнет самохвальство нечестивых. 8 Праведный избежит западни, а вместо него предаётся нечестивый. 9 В устах людей нечестивых — сеть гражданам, знание же праведных ведёт ко благу. 10 При благоденствии праведных ободряется город, а при погибели нечестивых  бывает торжество. 11 Благословением правых возвысится город, устами же нечестивых разрушится. 12 Лишённый разума осмеивает граждан, а разумный человек хранит молчание. Четвертая седмица Великого поста Понедельник четвертой (средней) седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 7: Господи, да не яростию Твоею обличиши люди согрешившия, ниже гневом Твоим накажеши нас, Благ Сый: Тебе бо славит вся земля. И молимся: пощади нас, Святый. Слава, и ныне: и повторяем тот же.  Прокимен (псалом 61), глас 6: О Бозе спасение мое/и слава моя.  Стих: Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Чтение пророчества Исаии  24–32] 24 Так говорит Господь Саваоф: «Как Я сказал, так и будет, и как Я определил, так и произойдёт, 25 чтобы погубить ассирийцев на земле Моей и на горах Моих, и будут попраны; и снимется с них ярмо их и позор их снимется с плеч их. 26 Это — решение, которое установил Господь на всю вселенную, и эта поднятая рука — на все народы вселенной. 27 Ибо то, что Бог Святой установил, кто отменит? И руку Его высокую кто отведёт?» 28 В год смерти царя Ахаза было слово такое: 29 «Не радуйтесь, все иноплеменники, что сокрушилось иго бьющего вас; ибо из змеиного семени произойдут дети аспидов, а их потомки станут летучими змеями.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010