Часть, посвященная Соломону (3.Цар.1–11), содержит много такого, что могло быть сформулировано лишь в девтерономической редакции (напр., 8:22–53) или еще позднее. Но есть и древние, допленные свидетельства, могущие восходить к придворным кругам Иуды. К ним относятся заключение рассказа о наследовании престола с неожиданным превращением юного Соломона в наследника Давида (1:1–2:46), но также и списки «правительства» Соломона (4:1–6) и представителей на Севере (4:7–19). Договор с Хирамом Тирским (5:15–26) был гораздо короче в своей пред-девтерономической версии (5:15, 16, 20, 22–25, 26b). Историческая подлинность сведений о женитьбе на дочери фараона (3:1, 7:8, 9:16) оспаривается, но скорее всего, такие сведения имелись и были использованы. То же относится и к сообщению об уступке двадцати населенных пунктов Хираму Тирскому (9:11b) – придумать такое было невозможно. Рассказ о визите царицы Савской, быть может, восходит в своем пред-девтерономическом виде (10:1–8, 10, 13) к устному преданию. Во фрагменте 4Цар.22–23 можно выделить стихи 23:4–15 как использованное сообщение о «малой реформе» культа, произведенной Иосией (N. Lohfink; сходно также Ch. Hardmeier). Перечисление мероприятий отличается от повествовательного контекста более узким географическим горизонтом и «синтаксической стереотипичностью». Это сохраняет силу даже несмотря на отсутствие археологических признаков реформы. С Севера было принесено описание мятежа Ииуя ( 4Цар.9:1–10:27 ). По М. Мульцеру (Mulzer), относительно обширный основной слой этого рассказа восходит к окружению рехавита Ионадава. Рассказ настолько тесно связан с основным «каркасом» девтерономического обрамления, что следует предполагать его использование уже первым девтерономистом. Спорно то, можно ли отнести основу рассказа о переговорах в Сихеме к ранней царской эпохе. С израильского Севера пришел и ряд повествований о пророках. О пророке Ахии из Силома впервые сообщается перед рассказом о приходе к власти Иеровоама I ( 3Цар.11:29–31 ). Когда к нему обращаются впоследствии, он предвещает смерть наследника престола 12, 13а а , 17, 18a).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

224 В этом отношении наряду с этим пророчеством могут быть поставлены еще следующие: 1) пророчество человека Божия в Вефиле, в котором за 300 лет иудейский царь Иосия назван по имени ( 3Цар. 13:2 ); 2) пророчества Исаии об оскудении людьми царства Израильского (7:8), о Кире, царе Персидском, освободителе иудеев (44:28; 46:1–6), о страданиях Спасителя (52:14–15; 53:1–9); 3) пророчество псалмопевца Давида о страданиях Спасителя ( Пс. 21:8–9, 18–19 ), 4) пророчество Иеремии о семидесятилетнем пленении иудеев (25:2; 29:10), а также 5) пророчество самого Даниила о седмидесяти седминах (9:24–27). 227 От князей их (греч. ατν) един укрепеет нань, т. е. один из царей тех, именно – северных, сирийских (которые как здесь, так и ниже противополагаются южным, т. е. египетским) укрепится более его нань (π ατν, точнее – против него; в русск. – пересилит его). 228 Между этими истуканами были и те, которые Камбиз по взятии Египта отправил в Персию. Поэтому народ египетский, преданный идолослужению, назвал его Евергетом (благодетелем) за то, что он после многих лет возвратил их богов (бл. Иероним). 230 Вчинит лице свое внити в силе всего царства своего по бл. Иерониму – «обратит лице свое, т. е. вознамерится войти во владение всем царством его», т. е. южного царя. 232 Еже растлити ю (греч. διαφθεραι ατν, погубить её, т. е. θυγατρα – дочь (ср. русск. перев.) или оное, т. е. βασιλεαν – царство египетское (ср. бл. Иероним). 233 По русскому переводу мысль первой половины рассматриваемого стиха несколько иная «на место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы». У бл. Иеронима еще иначе «восстанет на место его ничтожнейший и недостойный царской славы». 234 Уничижися и не даша нань славы прошедшее пророчественное вместо будущего, как это видно из сравнения с другими, здесь же стоящими, глаголами в будущем времени: станет, приидет, соодолеет. 235 Славянское – со обилием (греч. εθηνα, букв, – в благодушии, в добром настроении духа, в русск. переведено – «без шума») указывает на то, что доброту свою он будет проявлять в щедрости, в обилии милостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

31 Ибо явился Он мне убогому, спасти от гонителей душу мою. Слава: 609 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Основная мысль этого псалма перекликается с молитвой Соломона в Третьей книге Царств (см.: 3Цар. 8:46–53 ), который призывает милость Божию к народу, постоянно оскорбляющему Бога. Псалом поется от лица тех, кто, попав в беду, признает себя виновным перед Богом, но не отчаивается, черпая надежду на спасение в опыте предков, которые прогневляли Бога, но не были оставлены Им. 610 Ст. 3–6. В этих стихах выражена концепция псалма: признание авторитета нравственного закона как нормы (ст. 3), признание своего несоответствия этой норме (ст. 6), мольба к Богу о спасении (ст. 4) при ясном сознании любви Бога к своему народу (ст. 5). 612 Ст. 7. ...оскорбили Тебя – древние евреи испугались египтян, которые настигли их около моря, и в страхе стали роптать на Моисея (см.: Исх. 14:9–12 ). Ст. 7–23. Вспоминается странствование древних евреев по пустыне после их исхода из Египта, когда милость Бога постоянно наталкивалась на неблагодарность народа и Бог готов был истребить свой народ, но по молитве Моисея этого не сделал. 613 Ст. 7–23. Вспоминается странствование древних евреев по пустыне после их исхода из Египта, когда милость Бога постоянно наталкивалась на неблагодарность народа и Бог готов был истребить свой народ, но по молитве Моисея этого не сделал. 614 Ст. 9–12. Вспоминается переход древних евреев через Красное (Чермное) море, когда по повелению Божию море расступилось перед израильтянами, а их преследователи – египтяне были поглощены волнами (см.: Исх. 14:21–29 ). 618 Ст. 24–27. Взор Псалмопевца переносится от блужданий по пустыне к вавилонскому плену: рассеяние и унижение народа воспринимается как наказание за неверие и непослушание Богу. Ст. 24. ...земли обетованной – земли, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (см.: Быт. 17:7–8 ). 622 Ст. 28–31. Вспоминается еще один акт отступничества израильтян от Бога – смешение с другими народами в браках и соучастие в культе Ваалфегора (божества блуда у языческого народа моавитян); за это древние евреи подвергались смерти (см.: Чис. 25:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Основание положено во второй день второго месяца, весной, 480 года по исходе евреев из Египта, на четвертом году царствования Соломона ( 3Цар. 6:1, 37 ; 2Пар. 3:1–2 ), за 1017 лет до Р. Хр. Просуществовав 418 лет, он был разрушен вавилонянами в 589 году до Р. Хр. Второй Иерусалимский храм заложен был Заровавелем и первосвященником Иисусом в 534 году до Р. Хр. ( 1Ездр. 3:8 ). Освящен был за 515 лет до Р. Хр. ( 1Ездр. 6:13–22 ); следовательно, строился он в течение 19 лет. Храм Ирода, современный Иисусу Христу, есть тот же храм Заровавеля. Ирод Великий, незаконно вступивший на престол иудейский путем происков и благодаря покровительству Римлян, ознаменовавший свое царствование страшными злодеяниями и отвративший от себя иудеев своей привязанностью к языческим обычаям и обрядам, желая возвратить к себе расположение и любовь народа и оставить по себе памятник своей славы и могущества, на 18 году своего царствования, за 16 лет до своей смерти, предпринял обновить и украсить храм Заровавеля. Самый храм, с помощью левитов и священников, обновлен был к радости народа в полтора года (Древ. Иуд. Флав. XV, 11,6). Притворы, портики и галереи строились 8 лет; прочие перестройки и работы здания и украшение его производились долго – 46 лет до описываемого Евангельского события ( Иоан. 2:20 ). Окончательно же он был отделан в 64 году по Р. Хр. за 6 лет до своего разрушения римлянами. 74 а) Современные сектанты-рационалисты штундо-баптисты, молокане, духоборы и особенно толстовцы буквально повторяют клеветы лжесвидетелей Каиафы. Они клевещут на Иисуса, будто Он учил «о рукотворенных храмах» и св. иконах, как языческих капищах и идолах. И мы не удивляемся такой клевете: потому что руководитель тех и других – один и тот же враг, указанный Христом. ( Ин. 14:30, 12:31, 6:70, 8:44, 13:27 ; Лк. 22:53 ). б) Современная отрицательная немецкая критика оправдывает лжесвидетелей в их показаниях относительно разрушения храма и тем самым обвиняет Евангелистов в извращении ими исторической правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

2:4). Я так как антихрист придет пред страшным судом и его «Господь Иисус убьет духом уст Своих» (ст. 8), то значит храмы Божии будут на земле до второго пришествия Спасителя. И храмы Божии будут в Православной Церкви, а не у сектантов. «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и. измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи, и не измеряй его; ибо он дан язычникам: Они будут попирать святой город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Вот и попирают теперь святой город, храмы Божии сектанты – современные язычники. Самым живым доказательством происхождения и устройства церквей от времен именно апостольских служат вырытые под землею усыпальницы, или катакомбы. Такие усыпальницы, или катакомбы, сохранились еще доселе во многих местах, где процветало христианство в первые века. Главнейшее назначение этих усыпальниц у первенствующих христиан, – это служить местом погребения тел умерших христиан. Но кроме прямого такого своего назначения, усыпальницы, или катакомбы, в эпоху гонений на христианство служили также безопасным убежищем, куда первенствующие христиане часто собирались для совершения богослужения и где устроились, таким образом, особенные подземные церкви, или храмы. В различных местах этих чрезвычайно обширных пещер и теперь есть еще следы и остатки церквей, которые устроялись обширнее и отличнее от других помещений и усыпальниц ( Н. Ф. Красносельцев «О древн. христ. архитектур.» в Прав. Собес. 1874 г. Декабрь, стр. 281 и далее. По образцу этих, между прочим, церквей с той поры и до ныне начались устраиваться храмы Божии. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о храме. Иер. 7:4 ; Мар. 13:1–2 ; Иоанн. 4:21–24; Деян. 7:48–50, 17:24–25 ; 3Цар. 9:7–8 ; Мк. 13:1–2 ; Иоан. 2:19 ; 1Тим. 2:8 ; 1Кор. 3:16 ; 2Кор. 6:16–18 ; Еф. 2:21 ; Евр. 3:6 ; Ис. 66:1–2 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1,8,9, 25–27 и 30 главы; 1Пар. 28:11–19 ; 3Цар. 8:12–13, 17–19, 9:3 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:17 ; Мф. 23:21 ; Иоан. 7:14, 28, 10:23 ; Мф. 26:55 ; Лук. 19:47, 22:53 ; Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ; Чит. гл. 3, 4; Деян. 24:11–12, 22:17–21, 11:26 ; 1Кор. 11:18, 22, 14:34–35 ; Откр. 11:1–2, 19, 15:5–8, 4:2–11; 2 Фесс. 2:1–4; Псал. 131:13–14 . Храм, или дом молитвы, по имени собирающейся в ней живой церкви иногда называется в Св. Писаниях «церковью»: Деян. 11:26 ; 1Кор. 11:18–24, 14:34 – 35 . Строить храмы повелел Сам Бог еще в Ветхом Завете: Исх. 25:1–9; 1 Парал. 22:19; 2 Парал. 6: 8–9. Господь живет в храме: 3Цар. 9:2–3 ; Ис. 57:15 ; Иезек. 43:5; Мф. 23:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Пс. 73, 12. 10. Каждый камень имел 30 футов в длину, 15 шир. и от 7 до 8 в толщину. 11. По свидетельству I. Флавия, Иерусалим разделялся на «верхний город», «нижний город», храмовую площадь и пригород, или «новый город». 12. Ζυστς – крытый ряд колонн в гимназии или школ для состязаний, где атлеты состязались и зимой, – так назывался по гладкому полу. Гейки, Св. земля и Библия. I вып. 247 и 302. 13. Гейки, I вып. 245. 14. Этот первосвященник старался ввести греческую цивилизацию в иудейской стране. Свое иудейское имя Иошуа он переменил на Иасона. 15. Кроме театра Ирод устроил также огромный амфитеатр, помещавшийся, как полагают, к северо-западу от Иерусалима, за второю городскою стеною. 16. Церковь свв. Апостолов. 17. Храм и Мориа также назывались Сионом (Пс. 63, 8. 64, 2). 18. Об Иродовом храме в еванг. Иоанна (2, 20) сказано, чго он строился 46 лет. 19. Соломон построил еще дворец для египетской царевны (3Цар. 7, 8. 2пар. 8,11) и много разных государственных зданий (3Цар. 9, 10–28), а также закончил начатую Давидом постройку стен и крепости (3Цар. 3, 1. 9, 15, 24). 20. Хотя мечеть известна под именем Омаровой, но построена она собственно не Омаром, а Абд Эл-Мелехом в 691 г. 21. Ступени этих лестниц самым числом (в средней цифре) напоминают о 15 ступенях, на которых Давид воспел «псалмы восхождения» и которыми по преданию восходила в храм пресв. Дева Мария. Олесницкий А. проф. «Святая Земля», I. стр. 114, Глаголев А. проф. «Иерусалим», 28. 22. Длина каждой стороны восьмиугольника – 20 метров (около 27 арш.) а весь диаметр мечети равен 53 метрам (около 71 арш.). Высота купола, поддерживаемого 4-мя массивными столбами и 12 колоннами, – 30 метров (40 арш.). 23. Проф. А.А. Олесницкий. «Ветхозаветный Храм», стр. 790 след. 24. Отдаленная по своему местоположению относительно других святилищ ислама (Коран. Сур. 17). Глаголев, 29. 25. Исторических следов существования этой синагоги нет. Эдерш., 312. 26. Самая стена и в настоящее время лежит на основании, заложенном царем Соломоном.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

а) Общее мнение иудейской церкви видело в сем пророчестве благовестие о Мессии. Это замечал в свое время бл. Иероним (com. ad h. 1); Флавий не только от себя говорил, что Даниил писал об опустошении Иерусалима рамлянами 46 , но передает и общую народную веру в древнееслово ( παλατος λογο) 47 · В толкованиях еврейских, не исключая и новых, признается, чго Даниил определил время пришествия Мессии седминами 48 и предсказал гнев Божий за истребление святого святых, Мессии 49 . б) Новозаветное откровение показывает выполнение предсказания сего во временах Мессии Иисуса ( Матф. 24, 15 . Лук. 21, 20. 21 ). в) Черты Христа старейшины – черты Искупителя мира. Наименование Мессии ( Χρςος) (ст. 25, 26) есть обыкновенное имя Того, кто освящен в Спасителя мира и оно усвоено Ему еще Давидом ( Пс. 2, 2 . Иса. 11, 1). Наименование князя Nagid (старейшины) давно также стало именем Мессии ( Пс. 7, 5 . Иса. 11, 10. 55, 4). Святым святых называется у пророка не часть храма, так как весь храм назначается к разрушению, а не к освящению (ст. 27), а назначать освящение только для одной части храма было бы странно; напротив сие наименование есть собственно имя Того, кто, по словам Исаии, не творит лжи (53, 10), и кто должен служить освящением для людей (сл. Ис. 8, 14 . Езек. 11, 16. Евр. 9, 7 ). Мессия истреблен будет (сг. 26), т.е. насильственною смертию (см. Зах. 13, 8. 9 . Иер. 10, 3. 22, 7 . 3Цар. 11, 6. 7 ), смертию нечестивых ( Пс. 36, 9. 28. 34. 38 . Прит. 2, 22 ): это такая черта, какою отличена смерть Спасителя мира (Ига. 53, 7. 8. 9). Мессия умрет eenlo не за себя или не для себя: следов. Опять не иначе как смертию Искупителя мира (Иса. .53, 5. 8. Нс. 15, 9. 11). Время Мессии – время потребления нечестия и приведения правды вечной. Это необходимая черта Искупителя мира, черта, о которой говорил ясно Исаия 53, 5. 6. 10. Со смертию Мессии соединено отменение жертв и приношений (ст. 27) всего обрядового служения (см. Пс. 37, 7 ) и установление завета нового. Прор. Иеремия также соединял со временем Искупителя установление завета нового (31, 31. 32. 32, 40). За смертию Мессии следует опустошение города (ст. 26). Давид и Исаия грозили гневом возмущающимся против Помазанника ( Ис. 2. 2 – 3. 9. 12 . Иса. 8. 9. 10). Вместе с тем, как запечатлеется грех , запечатлеется видение и пророк (ст. 25). Это естественно для времен Мессии: когда Мессия совершит искупление людей, грехи будут сокрыты и изглажены; пророчества, которые все главным образом относятся к искуплению от грехов, также кончатся и начнется вера в совершившееся дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В стихах 23–29 псалмопевец выражает строгие прещения и казни от Бога тем злочестивым врагам и ненавистникам его, которые восстали на неповинного и подвергли тяжким страданиям, домогаясь конечной погибели его. Во всех выражениях этих стихов незнакомые с духом Ветхозаветного Писания могут усматривать несвойственные кроткому Давиду чувства озлобления и мщения со стороны псалмопевца за причиненные ему страдания. Но такой взгляд, или такое понимание означенных стихов этого псалма было бы ошибочно и несогласно с духом пророческих Писаний Ветхого Завета. Во-первых, мы уже заметили (при объяснении 1-го стиха), что Давид, прообразовавший в лице своем грядущего Мессию, говорит о себе и не от себя, а по внушению Духа Святого пророчески вещает о Христе Спасителе, а потому и клятвы псалмопевца на врагов своих, имеющие в отношении ко врагам Давида только общее значение молитвы об отмщении, буквально исполнились на Иуде предателе и на врагах Христовых: их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена, а потомки их более 18 столетий ходят согнувшись по всему свету, не имея ни князя, ни царя своего, и лишенные возможности услышать слово Господне, как предсказали потом Осия ( Ос.3:4 ) и Амос ( Ам.8:11–12 ) и о чем засвидетельствовано не только св. апостолами, но и Самим Иисусом Христом ( Мф.23:38 ; Ин.17:12 ). Притом, если и допустить, что Давид как человек древнего мира, перенося незаслуженные преследования от врагов своих, мог естественно разразиться в гневе своем такими пожеланиями страшных прещений и проклятий врагам, то и эти пожелания он изрек не столько по справедливому, личному негодованию на врагов, сколько по ревности о Боге, по сознанию бесчеловечности вражеских отношений к Праведнику – Христу Богу. И такую ревность его нельзя назвать «ревностию не по разуму» ( Рим.10:2 ); напротив, псалмопевец обнаружил здесь такую же святую ревность, какую впоследствии обнаружили Самуил ( 1Цар.15:32–33 ), Илия ( 3Цар.18:40 ; 4Цар.1:10–12 ) и другие пророки; какую показали св. апостолы Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея, высказавшие готовность свести, по примеру Илии, огонь с неба на жителей самарянского селения за то, что они не приняли к себе их учителя ( Лк.9:53–54 ), и Сам Иисус Христос, изгнавший из храма Иерусалимского торговцев ( Лк.19:45–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

§4. О потребности священных храмов Положение истины Для оной же веры и Церкви, к поучению слова Божия и совершению Таинств, а притом и к общему молитвословию нужнопотребны суть, второе, священные храмы. [Довод I, от примера Христова, и прочее.] I.Noheжe Сам Бог повелел их созидать (Исход, главы 25, 26 и 27), а к ним и посвятить приказал в священнослужение Аарона с детьми его (главы 28 и 29), Сам Спаситель и Его божественные апостолы во храме обыкновенно либо на сонмищах, бывших тогда вместо храмов, сеяли семя евангельской проповеди ( Мф.26:55 . Ин.18:20 . Деян.5:20; 11:26; 13:5 ), по тому ж примеру надобно, конечно, поступать и ныне. Ибо поучать каждого в законе особо отнюдь несовместно. А храмы как для общего учреждаются собрания, так общее для всех преподаётся в них наставление и чтением, и пением, и обрядами. По сей причине Златоуст 99 храм или Церковь нарицает и судилищем, и врачебницей, и целомудрия училищем, и душ наказательницей, и обучением течений, на небеса ведущих. Для того же и Павел святой 100 всем сынам Церкви повелевает не оставлять общих собраний; поскольку на оных во дни Господские издревле общее молитвословие и Евхаристию предначинали всегда чтением апостольских книг или пророк, и поучительным на прочтённые места от предстоятеля словом 101 . [Довод II, от Святого Писания.] II.Чmo также надлежит до молитвословия: где оное приносить пристойнее и полезнее, как не во храмах? Храмы определены быть домом молитвы ещё в Ветхом Завете ( 3Цар.8:30 . Ис.56:7 ); ознаменованы ж на то и в Новом ( Мф.21:13 . Евр.10:25 ); притом исполнены особенным благодати присутствием ( 2Пар.6:21 . Мф.18:19, 20 ). Для того во храме покланяться Господу и жрети Елкана с женой своей ежегодно восходили из града своего в Силом ( 1Цар.1:3 ). Да и Сам Иисус то ж чинил с Матерью Своею и Иосифом во Иерусалиме ( Лк.2:41 ), а Даниил, будучи ещё в плене вавилонском, преклонял колена своя пред Богом против храма ( Дан.6:10 ). Анна ж, дщерь Фануилова, от храма даже не отходила, служащи постом и молитвой ( Лк.2:37 ). Апостоли также бяху выну в церкви, хваляще и благословяще Бога ( Лк.24:53 . Деян.2:46–47 ). По таким обстоятельствам, не упоминая Златоуста 102 , общие в Церкви молитвы перед домашними зело восхваляющего 103 , самая «Книга о вере» 104 титлу сыновства поставляет в том, еже бы часто посещати церковь святую и жити в ней и, приходя с Давидом, молящеся, глаголати: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем 105 . Возможно бо-де и в дому помолиться, но не тако, якоже в церкви, идеже бо собор общий ангел и человек и Самого Господа, ради пречистых словес Его: идеже бо, – рече, – два или три собрани во имя Мое, ту есмь посреди их 106 ; а наипаче при Божественной литургии теплейше молитвы на небо возносятся. А правило 5-е Собора Гангрского 107 анафемой поражает того, кто учит о доме Божием нерадети, ни собиратися в нём во время молитвы на пение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

4:16–30 Иисус учительствует в Назарете (ср.: Мф. 13:53–58 ; Мк. 6:1–6 ). Скорее всего, Лука намеренно помещает этот эпизод несколько раньше, чем он происходил на самом деле (см.: Мк. 6:1–6 ), потому что с него очень удобно начинать разговор о служении Иисуса. Богослужение в синагогах состояло из молитв, чтений из Закона и пророческих книг и проповеди. Начальник синагоги стоя читал молитвы и Писание, затем садился и произносил проповедь. Любой из присутствующих мог получить приглашение принять участие в проповеди (ср.: Деян. 13:15 ). Во время «первого урока» цитаты из закона зачитывали в соответствии с установленным списком, но из пророков, во время «второго урока», очевидно, можно было читать по собственному выбору. Иисус зачитал Ис. 61:1,2 и дал отрывку толкование (которое, без сомнения, здесь предельно сокращено), отметив, что это пророчество уже исполнилось. Он особо подчеркнул исполнение пророчества ныне, то есть в настоящий момент: то, что предсказал пророк века тому назад, теперь свершилось. Он учил, что пророчество обрело исполнение в личности: Помазанный Святым Духом и есть Сам Иисус. Он также указал на благоприятность свершения: теперь наступило время Господнего спасения. Можно считать особым знаком, что Иисус не до конца прочитал стих из Книги Пророка Исайи, опустив слова «…и день мщения Бога нашего». Зато в текст включена фраза из Ис. 58:6 , скорее всего, добавленная автором, поскольку она отлично подходит для характеристики служения Иисуса. Не следует все здесь воспринимать буквально (ср.: Лк. 1:46–55 ). Лето Господне благоприятное означает время, милосердно избранное Господом для того, чтобы оказать милость Своему народу, это перекликается с понятием «юбилейного года», в который прощаются все долги. Изумление иудеев немедленно превратилось во враждебность, как только они узнали об исключительности кого–то из их среды (известного как Иосифов сын; но см.: Мк. 6:3 ), сделавшего столь серьезное заявление о Себе. Им хотелось немедленно увидеть какой–нибудь знак, удостоверяющий истинность Его слов, вроде тех чудес, которые, по слухам, Он совершил в Капернауме. В любом случае, они отказались признать Его как пророка, на что Иисус мог ответить только то, что, когда пророки Израиля сталкивались с подобным недоверием, они совершали свои великие дела за пределами Израиля ( 3Цар. 17:8–16 ; 4Цар. 5:1– 14 ). Слова Христа звучат как приговор скептикам Назарета. Кроме того, в Его словах присутствует указание на то, что в конечном счете Благая весть должна быть возвещена язычникам (хотя Сам Иисус продолжал служение среди иудеев). Охваченные яростью, люди попытались казнить Его без суда и следствия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010