3Цар.8:51 .  ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи. 3Цар.8:52 .  Да будут [уши Твои и] очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя, 3Цар.8:53 .  ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка Господи! Основание надежды Соломона, вместе, конечно, и всего народа на милосердие Божие и помилование – избрание Израиля Иеговою в удел Свой ( Исх.19:5–6 ; Втор.4:20 ). 53-й ст. в принятом греч. тексте имеет прибавку сравнительно с евр. масоретским: не только здесь помещены ст. 12–13, имеющиеся и в евр. тексте на своем месте, но и особое добавление: ττε λλησε Σαλομν πρ το οκου, ς συνετλεσε οκοδομησαι ατν. λιον γνιπισεν ν οραν ( Κριος), слав.: «тогда глагола Соломон о храме, егда соверши созидати его: солнце познано сотвори на небеси». В конце стиха имеется в греко-слав. т. другая прибавка: οκ δυ γγραπται ν βιβλω τς δς; «не сие ли писано в книгах песни». О первом добавлении, весьма художественно восполняющем мысль (ст. 12) о том, что Иегова благоволит обитать во мгле, блаженный Феодорит (вопр. 28) говорит: «Тьма и мрак дают разуметь невидимость Божией сущности. Посему Соломон сказал, что Поставивший солнце на небе, чтобы люди наслаждались светом, Сам рече пребывати во мгле. Думаю же, что здесь прикровенно разумеет храм, потому что он имел весьма малые окна, как окруженный другими малыми зданиями» (вопр. 28). «Книгу песни» блаженный Феодорит (вопр. 29) считает одним из пророческих писаний. В новое время сближают эту книгу с «книгою праведного» ( Нав.10:13 ; 2Цар.1:18 и далее), так как, по остроумному и не лишенному вероятия предположению Велльгаузена, выражение «книга песни» образовалось из выражения «книга праведного» путем возможной, в самом деле, перестановки букв: яшар (праведный) изменено было в шир (песнь). В ( 2Пар.6:41–42 ) молитве Соломона придано другое заключение, весьма близкое к словам псалма ( Пс.131:8–10 ) и, может быть, из этого псалма заимствованное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В таинстве священства чрез молитвенное возложение рук архиерея на главу избранного лица, низводится на это лицо благодать Св. Духа, поставляющая его совершать таинства и пасти Церковь Господа и Бога. Апостолы совершали это таинство и чрез возложение рук возводили во все три степени иерархии. О рукоположении во епископа говорит апостол Павел в посланиях к Тимофею, епископу ефесскому ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). О рукоположении в сан пресвитерский повествуется в книге Деяний апостольских, где читаем, что апостолы Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукополагали пресвитеров в каждой церкви ( Деян.14:21–23 ). Чрез рукоположение же поставляли апостолы и диаконов ( Деян.6:6 , ср. Деян.21:8 ). Рукополагая епископов, пресвитеров и диаконов, апостолы действовали по наставлению от Святого Духа, вспоминавшего им все, что заповедал Господь Иисус ( Ин.14:26 ), поэтому-то они и свидетельствовали, что Сам Господь поставил в Церкви Своей не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей и учителей, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–13 ). И пастырям говорили, что их Дух Святый поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян.20:28 ). Право совершать таинство священства апостолы предоставили только епископам. Апостол Павел писал епископу Критскому Титу: для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). И заповедал епископу Тимофею: рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). Нигде в Слове Божием не сказано, чтобы право совершать это таинство было предоставлено апостолами кому-либо другому, кроме епископов. а) О местах для молитвы или храмах В этих местах Он являет Свое особенное присутствие. Там очи Его отверсты, и уши Его внимательны к молитвам людей ( 2Пар.7:12–16 ; 3Цар.9:3 ). Такими местами во времена патриархов были жертвенники ( Быт.4:4, 28:16–18 ), во времена подзаконные – скиния и храм иерусалимский. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам израилевым... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как я показал тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ея: так и сделайте ( Исх.25:1, 8, 9 . Читай также Исход главы: 25–27, 30:35–38). Скиния впоследствии, по повелению Божию, была заменена храмом. Отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его. Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки ( 1Пар.28:11, 19 ; срав. 3Цар.8:13, 9:3 ). И когда Соломон построил храм, Господь сказал ему: Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Самария , столица царства 10-ти колен. Этот город был построен царем Израильским Амврием. Амврий купил у некоего Семира гору Семерон, за два таланта серебра, (и) застроил ее и назвал построенный город Самарией, по имени владельца горы ( 3Цар.16:24 ). В царствование Ахаава, Самария была осаждена царем Сирийским Венададом. Он сделал Ахааву предложение – отдать ему серебро, золото, жен и детей. Ахаав согласился отдать все свое имущество, но отказал ему в выдаче имущества подданных. Тогда Венадад поклялся обратить Самарию в пепел ( 3Цар.20:3–5 ). Но этой угрозе не суждено было исполниться. Бог , чтобы наказать Венадада, хвалившегося числом своих войск, колесниц и конницы, объявил Ахааву чрез пророка, что предаст ему армию Венадада, и что для одержания этой победы достаточно 232 слуг ( 3Цар.20:13–15 ). И действительно, Венадад был принужден снять осаду и бежать. 14 лет спустя, Венадад снова осадил Самарию, в которой тогда открылся такой голод, что ослиная голова продавалась по 80 серебряных монет ( 4Цар.6:24, 25 ). В это время одна женщина жаловалась Иораму на свою подругу; они, вынужденные голодом, сговорились съесть своих детей; жаловавшаяся сварила своего ребенка и съела вдвоем с подругой, а последняя спрятала своего сына ( 4Цар.6:26–29 ). Царь, в отчаянии от такого бесчеловечного поступка, хотел обвинить пророка Елисея в тех бедствиях, которые терпели осажденные ( 4Цар.6:31 ); но Елисей, по повелению Божию, объявил ему, что на другой же день хлеб будет продаваться в Самарии по самой дешевой цене. Слова пророка исполнились. На Сирийцев напал страх: им послышался стук колесниц, ржанье коней, шум большого войска, и они бежали, оставив в лагере большие запасы провизии ( 4Цар.7:6–8 ). Наконец, Самария была осаждена Салманассаром, царем Ассирийским, в девятый год царствования Осии. Осада продолжалась три года; Самария была взята и разграблена, дома сожжены, стены города разрушены, и жители уведены в плен в Ассирию. Так исполнились слова пророков: «Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего: от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены» ( Ос.14:1 ). «Сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее, и обнажу основания ее» ( Мих.1:6 ). Уведенные в плен никогда не возвратились в Самарию, а те, которых Аснафар послал туда, не заботились много о восстановлении ее. Они построили только несколько домов на развалинах Самарии ( 1Езд.4:17 ). Разрушенная еще раз Иоанном Гирканом, Самария была восстановлена Габинием, проконсулом Сирии. Ирод Великий возвратил ей древнее великолепие и назвал ее Севастою в честь Августа. В Новом Завете она известна только под первым своим именем. Самария была просвещена светом Евангелия чрез проповедь диакона Филиппа ( Деян.8:5 ). Апостолы, узнав, что Самария приняла слово Божие, послали туда Петра и Иоанна ( Деян.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Будучи стражем, пророк нес чрезвычайную ответственность, так как легкомысленное служение могло повлечь гибель народа. Некоторые пророки названы также «мужами Божьими», как, например, безымянный пророк в 3 Царств 13, а также Моисей, Илия и Елисей в различных местах Писания. Таким образом, задача пророка в Ветхом Завете состояла в следующем: – говорить вместо Бога; – иметь ясность в отношении будущих событий и опасностей; – быть стражем и предостерегать от всякого рода врагов и грехов. Быть пророком – нелегкое дело. Жизнь пророков не была долгой. Многие из них терпели гонения, узы, некоторых предводители народа Божьего убили. Защищаясь перед синедрионом, Стефан закончил свою проповедь об истории Израиля следующими словами: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» ( Деян.7:52 ). Пророк Божий должен быть готовым к непониманию и ненависти, к издевательствам и насмешкам. Пророки часто были одинокими, отверженными и разочаровавшимися в жизни людьми. Иеремия проклял день своего рождения, так как не мог больше переносить насмешек и издевательств, которыми народ Божий встречал передаваемую им весть ( Иер.20 ). Илия, которому царица Иезавель вынесла смертный приговор, устал от жизни и просил себе смерти ( 3Цар.19 ). Подобно Михею, их часто окружало множество лжепророков, которые нередко прилагали громадные усилия, чтобы заставить Божьих пророков следовать своему направлению. История Михея ( 3Цар.22 ), а также «человека Божьего» из 3 Царств 13 – яркие иллюстрации тех искушений, подкупов и угроз, с какими приходилось сталкиваться пророкам. В противоположность казенным, оплачиваемым пророкам, которые говорили в угоду вождям народа Божьего и уже в то время имели понятия о «позитивном мышлении» и «позитивном исповедании», отличительной чертой истинного пророка было то, что его весть в большинстве случаев содержала болезненные и неприятные предостережения. Поэтому нечестивый царь Ахав старался держаться как можно дальше от пророка Михея: «...я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое...» ( 3Цар.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Какой дом сожиждется Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие“ ( Деян.7:49–50 ). Иначе говоря, Бог Сам по Себе не нуждается в храмах, даже таких, как храм, устроенный Ему Давидом и Соломоном. В том же смысле были сказаны вышеприведённые слова и Павлом в городе Афинах. Здесь жили язычники, которые думали, что всех богов можно заставить жить в их городе и быть к ним милостивыми, если построить всем им храмы. Для этой последней цели они построили храм или алтарь даже „неведомому Богу“. Апостол, похваля их благочестие, разъясняет им, что они о Боге думают неправильно, если полагают, что Бог, нуждаясь в храме, будет обитать там, где Ему построят Его. Нет, говорит апостол, „Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт и не требует служения рук человеческих, Сам дая всему жизнь, и дыхание, и всё“ ( Деян.17:24–25 ). – Зачем же православные устраивают храмы, если Богу они не нужны? – возразил Кандыба. – Я сказал: Соломон – мудрейший из людей прекрасно знал, что Бог Сам по Себе не нуждается в храмах, что не только храм, но даже небо и небо небес не вмещают Его, однако построил храм имени Божию и молил Бога да будут очи и уши Его отверсты в храме сём день и ночь, дабы принимать молитвы людей с верой прибегающих к Нему ( 3Цар.8:13–53 ). И Господь услышал молитву Соломона и сказал ему: „Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век, и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни“ ( 3Цар.9:9 ). С такими же мыслями и чувствами и мы обращаемся к Богу, когда строим свои храмы, и верим, что Господь также услышит нас, как услышал Он царя Соломона, и ниспошлёт нам свои милости. – Но зачем рукотворенные храмы, если мир есть храм Божий: разве вы не читали об этом в Писании? – Читать-то я читал, но Писание нужно принимать и понимать с рассуждением. Вы вот сказали, что мы, люди согласно Писанию, составляем храм Божий. А если мы, люди, – храм Божий, то как же вы ещё говорите, что храм Божий – весь мир?.. – Одно другому не мешает: мир одно, а мы, люди, – другое... – Вот это правда!, Но сюда ещё нужно, присоединить и третье: это – руками людей создаваемые храмы Божии. Мир есть храм Божий, ибо его весь наполняет Бог, по словам Писания ( 3Цар.8:27 ; ср. Иер.23:24 ). Верующий человек есть храм Божий, потому что в нём живёт Дух Божий, как говорит св. апостол ( 1Кор.3:16 ). Рукотворенный храм есть храм Божий, потому что в нём обитает Бог, как мы уже видели из св. Писания, и существование одного из этих храмов не исключаем существования двух других. Теперь посмотрим, справедлива ли высказанная вами мысль, что православные несправедливо называют храм Божий Церковью, и что Церковью можно назвать только собрание верующих. Что Церковь есть собрание истинно-верующих, это правда, но и здание, где собираются истинно-верующие для совершения молитвы, также можно назвать церковью. – Вы мне от Писания докажите это, – возразил Кандыба.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но этого было недостаточно, так что Давид завещевает Соломону прибавить к сему еще ( 1Пар. 22:14–15 ) и перед смертью отдает свою собственную казну в три тысячи талантов офирского золота и семь тысяч талантов серебра чистого для обложения стен и для священных сосудов. Кроме того, по слову Давида, главы семейств и колен и другие знатные лица жертвуют пять тысяч слишком талантов золота и десять тысяч талантов серебра, меди восемнадцать тысяч талантов и железа сто тысяч талантов, не считая драгоценных камней ( 1Пар.29:3–8 ). Когда Соломон, после трехлетнего царствования своего, в которое, по словам свящ. историка, золото в Иерусалиме сделалось равноценным простому камню, приступить к исполнению завещания отца своего о храме, запасы Давида оказались недостаточными для выполнения начертанного им плана. Поэтому Соломон заключает с Тирским царем Хирамом особый договор, по которому последний обязывался доставлять Соломону рабочих своих и ливанский лес за пшеницу, ячмень, оливковое масло и вино ( 2Пар.2 ; 3Цар.5 ). Количество рабочих из одних иностранцев, живших в земле Израильской и уже Давидом назначенных для подготовительных работ по храму, библейский источник исчисляет в 153,600 человек, из коих 70,000 были носильщиками, 80,000 каменосеками в горах и 3,600 надзирателями ( 2Пар.2:17–18 ). Но и сами евреи были обязаны участвовать в постройке в количестве 30,000 человек, которые партиями в 10,000 отправлялись на Ливан для работ в продолжение одного месяца и потом возвращались на родину для двухмесячного отдыха ( 3Цар.5:13–19 ). Кроме того, по свидетельству Евполема, Тирский царь Хирам выслал Соломону 80,000 финикийских в тирских работников, – и Египетский царь Вафрес – 80,000 своих мастеров, число же еврейских мастеров, по нему, простиралось до 160,000 134 . Эти работы велись уже при Давиде несколько лет и, кроме того, около десяти лет при Соломоне. Весь этот труд и массы материала должны были, главным образом, пойти на восточную стену храмового мола и на самый храм, ибо свой дворец Соломон строил уже после освящения храма, равно как и дополнительные работы по отделке дворов производились и после построения храма, как свидетельствуют 3Цар.9:10 и 2Пар.8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Таким образом, книга Иисуса Навина дает несколько прямых свидетельств о Второзаконии и подтверждает фактическое содержание книг Бытия, Исхода и Чисел. Точно также обстоит дело по кн. 1–2 Царств, или Самуиловым: есть буквальные заимствования из Пятикнижия, упоминаются учреждения, ведущие происхождение от Моисея; факты, описанные в книгах Моисеевых; но мы не видим надобности в подробном сопоставлении мест из книг Самуиловых с соответствующими местами Пятикнижия. Желающие могут для этого обращаться к специальному исследованию Генгстенберга 112 и особенно, к исследованию английского ученого Смита The book of Moses. Последующие писатели продолжают буквальные заимствования из Пятикнижия, но вместе с тем у них находим и прямые ссылки на закон Моисеев. В 3-й книге Царств ( 3Цар.2:2–3 ; ср. 1Пар.22:12–13 ), Давид в предсмертном завещании Соломону говорит: будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом. Сходство завещания Давида с завещанием Моисея Иисусу Навину и народу ( Втор.31:6 , дал.; ср. слова Господа Иисусу Нав.1:6 дал.) делают не невероятным предположение, что Давид указывал Соломону ближайшим образом на Второзаконие. В молитве при освящении храма Соломон говорит, обращаясь к Богу: Израильтяне Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи... Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта. Затем, Соломон в благословении, преподанном Израилю, упоминает о том, что не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрек чрез раба Своего Моисея ( 3Цар.8:51,53,56 ). «Печь железная» – выражение, употребленное в книге Второзакония ( Втор.4:20 ); благие слова, изреченные Моисеем – это его благословения, содержащиеся также во Второзаконии; равным образом, идея отделения Израиля в удел из всех народов земли чаще и яснее выражается опять же во Второзаконии. Следовательно, молитва Соломона, в связи с завещанием Давида, дает прямое доказательство того, что 1) Второзаконие существовало до Давида; 2) что его происхождение приписывалось Моисею. При Соломоне еще хранились скрижали завета, которые положил туда Моисей на Хориве ( 3Цар.8:9 ; сн. Втор.10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

3 . Авия, Сын Ровоама –Иеровоам I , Царь Израильский 3Цар. 15:1–2 ; 2Пар. 13:1– 2 В восемнадцатый год царствования Иеровоамова над Израилем в земле Иудейской, по смерти Ровоама, воцарился сын его Авия, и около трех лет царствовал в Иерусалиме. 2Пар.13:2–20 ; 3Цар. 15:7 Авия должен был продолжать войну, которую вел отец его. Он собрал войско в 400,000 человек: но Иеровоам выставил против него вдвое больше. Когда войска сблизились, Авия взошел на одну гору и стал говорить Иеровоаму и всем Израильтянам, которые были с ним, что Господь дал царство над Израилем Давиду и потомству его навсегда, а Иеровоам, раб Соломонов, воспользовавшись слабодушием Ровоама, вместе с людьми беззаконными возмутился противу своего государя. «И вы», продолжал он, «полагаясь на свою многочисленность и на золотых тельцов, которых Иеровоам дал вам вместо богов, посягаете на царство Господне, которое в руках сынов Давидовых? Не вы ли отвергли священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и допустили всякого, кто ни захочет, приносить жертвы мнимым божествам? А мы не оставили Господа Бога нашего, у нас служат Ему сыны Аароновы и левиты; и мы храним все, что заповедал хранить Господь Бог наш. Израильтяне! не ратуйте противу Господа Бога отцев ваших: вам не будет успеха». Между тем Иеровоам послал часть войска обойти Иудеев с тыла, так что они должны были отражать Израильтян и спереди, и сзади. Находясь в этих затруднительных обстоятельствах, они возопили ко Господу о помощи, и священники затрубили в трубы. С радостными кликами бросились они на неприятелей, и Господь поразил перед ними Израильтян; 500,000 из них пало от смертельных ран. Авия преследовал Иеровоама и овладел некоторыми его городами, в том числе и Вефилем. 3Цар. 15:3–4 Эту помощь явил Господь Иудеям из любви к Давиду, которому Он обещал сохранить потомков его на престоле его, и по благоволению к Иерусалиму; а сам Авия не лучше был отца своего Ровоама; он предан был тем же языческим суевериям, что и отец. 3. Аса, сын Авии– цари Израильские:1. Иеровоам, 2.Надав, 3. Вааса, 4. Ила, 5. Замврий, 6. Фамвний, 7. Амврий и 8. Ахав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

4Цар.12:17 .  Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, и взял его; и вознамерился Азаил идти на Иерусалим. 4Цар.12:18 .  Но Иоас, царь Иудейский, взял все пожертвованное, что пожертвовали храму Иосафат, и Иорам и Охозия, отцы его, цари Иудейские, и что он сам пожертвовал, и все золото, найденное в сокровищницах дома Господня и дома царского, и послал Азаилу, царю Сирийскому; и он отступил от Иерусалима. ( Евр. 18–19 ). Нашествие Азаила сирийского (ср. 4Цар.8:12 ) на Иудею и Геф (ср. 3Цар.2:39 ), вероятно одновременное с нашествием его на Израильское царство при Ииуе ( 4Цар.10:32 ) или при Иоахазе ( 4Цар.13:3 ), было наказанием Божиим Иоасу за неверность Иегове после смерти Иодая и за убийство Захарии ( 2Пар.24:23–24 , ср. 2Пар.24:17–22 ). Только тяжкой контрибуцией Азаилу, заимствованной Иоасом, по примеру Асы ( 3Цар.15:18 ), из сокровищниц храма и царского дворца, Иоас спас Иерусалим, потерпев, однако, ранее несколько поражений и опустошения страны от сирийских войск ( 2Пар.24:23–24 ). 4Цар.12:20 .  И восстали слуги его, и составили заговор, и убили Иоаса в доме Милло, на дороге к Силле. 4Цар.12:21 .  Его убили слуги его: Иозакар, сын Шимеаты, и Иегозавад, сын Шомеры; и он умер, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился Амасия, сын его, вместо него. Иоас после сирийского нашествия, вероятно, раненый, впал в тяжкую болезнь ( 2Пар.24:25 ), а вскоре на жизнь его сделан был заговор партии, мстившей ему за кровь сынов Иодая, и он убит в Милло (ср. 3Цар.9:15 ) на пути к неизвестной местности Силла (у LXX-mu: Σελ, Vulg.: Sella, слав.: Саала, ср. Onomast. 850). Он был лишен чести погребения с царями, тогда как благочестивый и оказавший много услуг государству иудейскому первосвященник Иодай был погребен в царских гробницах ( 2Пар.24:25,16 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Четвертая книга Царств. 399-532 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, мы определенно имеем в Ветхом Завете одну группу богоявлений как доксофании (их мы изъясняли в другом месте) 119 , вторую же группу, наряду с ней, как ангелофании, которые ныне подлежат нашему уразумению. В Ветхом Завете мы различаем общие богоявления, о которых говорится просто: «явился Господь Аврааму» ( Быт. 12,7; 17, 1; 18, 1; 26, 2, 24 ; Исх. 6, 3 ), Соломону – во сне ночью ( 3Цар. 3, 5 ; 2Пар. 1, 7 ) и не во сне ( 3Цар. 9, 2; 11,8 ; далее –пророческие богоявления, о которых говорится: «сказал мне Господь» ( Ис. 8,1,5 ; Иер. 15,1; 19,1; 22,1 ), «и было ко мне слово Господне» (Иерем. 1, 4; 2, 1; Иез. 1, 3 и сл. и т. д. почти во всех пророческих книгах), «и была на мне рука Господня» ( Иез. 1, 3; 8, 1 и сл.), и, наконец, богоявления нарочитые, особо отмеченные как таковые – Аврааму («и явился ему Господь, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него» ( Быт. 18,1–2 ), Моисею, Илии, Исайе, Иезекиилю. Сюда же относятся все выше перечисленные теофанические ангелофании. Первую группу богоявлений (общих и пророческих) правильнее считать богооткровениями, таинственно и неизреченно сообщавшимися человеку. Это есть богоприсутствие, непосредственно или интуитивно доступное человеку, как внутреннее слышание слова и видение Божией воли. Антропоморфность словесного выражения не изменяет чисто внутреннего и духовного характера этих богоявлений. От них отличны богоявления в собственном смысле, которые сопровождаются не только духовным, но и неким чувственно-телесным восприятием всего человека, как целостно духовно-телесного существа. Здесь имеет место не только пассивное богослышание и богочувствие, но некая встреча с Божеством. Она может быть личная, «лицом к лицу» с ипостасным Божеством, или же есть встреча с Божеством, как Божественной силой, славой, премудростью, однако не Ипостасью. Последним образом Бог является в Славе Своей в облаке 120 , и оно не только являет, но и закрывает лице Божие. В повествовании о явлении Бога Моисею прямо противопоставляется видение Лица Божия, как недоступного человеку, и Славы Его, для человека доступной ( Исх. 33, 1923 ), и тот же смысл имеет богоприсутствие в скинии Моисея в виде столпа облачного ( Исх. 33, 9–11 ) и в храме Соломона в виде облака ( 3Цар. 8, 11 ; Пар. 5, 13–14), как и «вдыхании гласа тонка» в богоявлении Илии и даже в видении Исайи, где также «исполнь дом славы Его» ( Ис. 6, 1 ). Это ощутимое откровение присутствия Божия, Слава Его, Сияние Божества, есть Фаворский свет на земле ранее Преображения Господня. Но в отличие от ветхозаветных, неипостасных теофаний, явлений Света Присносущного, новозаветное его явление было существенно ипостасным, ибо это было явление Божественной Славы вочеловечившегося и тем приблизившегося человеку Бога, Сына Божия, показавшего нам Отца и явившего почивающего на Нем Духа Святого, – это Господа нашего Иисуса Христа, Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010