3 . Авия, Сын Ровоама –Иеровоам I , Царь Израильский 3Цар. 15:1–2 ; 2Пар. 13:1– 2 В восемнадцатый год царствования Иеровоамова над Израилем в земле Иудейской, по смерти Ровоама, воцарился сын его Авия, и около трех лет царствовал в Иерусалиме. 2Пар.13:2–20 ; 3Цар. 15:7 Авия должен был продолжать войну, которую вел отец его. Он собрал войско в 400,000 человек: но Иеровоам выставил против него вдвое больше. Когда войска сблизились, Авия взошел на одну гору и стал говорить Иеровоаму и всем Израильтянам, которые были с ним, что Господь дал царство над Израилем Давиду и потомству его навсегда, а Иеровоам, раб Соломонов, воспользовавшись слабодушием Ровоама, вместе с людьми беззаконными возмутился противу своего государя. «И вы», продолжал он, «полагаясь на свою многочисленность и на золотых тельцов, которых Иеровоам дал вам вместо богов, посягаете на царство Господне, которое в руках сынов Давидовых? Не вы ли отвергли священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и допустили всякого, кто ни захочет, приносить жертвы мнимым божествам? А мы не оставили Господа Бога нашего, у нас служат Ему сыны Аароновы и левиты; и мы храним все, что заповедал хранить Господь Бог наш. Израильтяне! не ратуйте противу Господа Бога отцев ваших: вам не будет успеха». Между тем Иеровоам послал часть войска обойти Иудеев с тыла, так что они должны были отражать Израильтян и спереди, и сзади. Находясь в этих затруднительных обстоятельствах, они возопили ко Господу о помощи, и священники затрубили в трубы. С радостными кликами бросились они на неприятелей, и Господь поразил перед ними Израильтян; 500,000 из них пало от смертельных ран. Авия преследовал Иеровоама и овладел некоторыми его городами, в том числе и Вефилем. 3Цар. 15:3–4 Эту помощь явил Господь Иудеям из любви к Давиду, которому Он обещал сохранить потомков его на престоле его, и по благоволению к Иерусалиму; а сам Авия не лучше был отца своего Ровоама; он предан был тем же языческим суевериям, что и отец. 3. Аса, сын Авии– цари Израильские:1. Иеровоам, 2.Надав, 3. Вааса, 4. Ила, 5. Замврий, 6. Фамвний, 7. Амврий и 8. Ахав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

4Цар.2:5 .  И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:6 .  И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие (ст. 3); но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею ( 4Цар.2:10 ): «если увидишь, как я буду взят от тебя...». Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники ( 3Цар.19:16,19 ). Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с «сынами пророческими» бене-небиим ( 4Цар.2:3,5,7,15 ), всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея ( 4Цар.4:1,38,5:22,7:1 ), тогда как пророк Илия действовал одиноко ( 3Цар.19:14 ). Может быть, развитие института «сынов пророческих» (см. замечание об этом институте в 3Цар.20:35 ) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов «пророческих» в Вефиле и Галгалах – главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5 и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: «я также знаю, молчите» ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог отторгнул от сына и преемника Соломонова Ровоама большую половину царства, сделавшуюся особым царством – израильским, и поставил вождем его некоего Иеровоама ( 3Цар.14:7–8 ). Но так как Иеровоам и его преемники не жили по заповедям Божиим, то чрез пророка Ахию было предречено жене Иеровоама, что «восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов» ( 3Цар.14 ). И действительно, в своё время, по повелению Божию, был помазан на царство израильское некто Ииуй, истребивший доселе царствовавший дом ( 3Цар.19:16 ; 4Цар.9,10 ). Без сомнения, Бог поставлял и низлагал не одних только царей еврейских. Он «низлагал царей и поставлял царей», – говорит пророк Даниил о всяких вообще царях. ( Дан.2:21 ). Свящ. Писание Ветхого Завета о всяком вообще царстве говорит: «Всевышний властвует над царством человеческим и дает его кому хочет» ( Дан.4:22 ). «В руке Господа власть над землею и человека потребного Он во время воздвигает на ней» ( Сир.10:4 ; Суд.11:16 ). Господь возвещает: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:15–16 ). «От Господа дана царям держава и сила от Вышнего», – заключает Премудрый ( Прем.6:3 ). Потому-то даже Кир, царь персидский, называется «помазанником Божиим», исполняющим Его веления и находящимся под Его руководством и охраною ( Ис.45:1 и дал.). Впрочем, здесь необходимо оговориться, что в еврейском народе власть была вручена правителям этого народа непосредственно Самим Богом, а в народах языческих – по тайному промышлению Божию ( Ис.45:1–4 ; Ис.44:28 ). Новозаветное учение о государстве и государственной власти обосновывалось, без сомнения, на священных книгах Ветхого Завета, боговдохновенность которых засвидетельствована Иисусом Христом. Сам Спаситель во время Своей проповеди прямо не касался вопроса о происхождении власти. Но принимая во внимание весь дух Его учения, мы с достоверностью можем сказать, что Он смотрел на государственную власть, а следовательно, и на государство, как на установление божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. “И прилепился Израиль к Ваал-Фегору” (Чис.25:3). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе. “И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу” (1Цар.7:4).    Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. “И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу” (Иер.19:5). Культ Ваала начал распространяться в Израиле ещё при жизни Моисея. “И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их” (Чис.25:1-2).    В Израиле возник храм Ваалу. “И пришли все служители Ваала;... и вошли в дом Ваалов” (4Цар.10:21). И жертвенник ему. “Разрушь жертвенник Ваала” (Суд.6:25). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. “И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня” (3Цар.18:26).    Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. “Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.” (3Цар.16:31-32). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. “Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели” (3Цар.18:19). Жрецы Ваала наводнили страну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Указанная цель и идея книг Царств вполне согласуется с общей, не раз уже нами отмеченной, идеей ветхозаветных историков о теократизме в истории еврейского народа. Подобно Моисею и дальнейшим священным историкам, писатель всюду видит «руку» Господня попечения о еврейском народе и по Его воле благоденствие или страдание его и его царей. Их благоденствие или страдание ставятся в зависимость от их благочестия и нечестия. Поэтому священный историк при описании каждого царствования, первее всего и главным образом, отмечает характер его в этом отношении. При этом заметна у него даже определенная как бы «мера» или своего рода религиозно-нравственный масштаб. Обыкновенно благочестивых царей, преимущественно иудейских, так как в израильском царстве их почти не было, он уподобляет Давиду «отцу» их (3Цар.15:11; 4 Цар.14:3; особ. 18:3; 22:2), а нечестивых царей, преимущественно израильских, уподобляет Иеровоаму, сыну Наватову (3Цар.15:26, 34; 16:19, 26, 31; 4Цар.14:24; 15:18, 28; 17:22).    Священный историк постоянно отмечает, что благочестивое или нечестивое поведение царей и их подданных вело за собою благоденствие или страдание иудейского и израильского царств: Господь наказывал их или награждал. Не говоря о частностях (напр. 3Цар.13:34; 14:9—10, 15; 15:30; 16:1—4; 18:6—8; 19:32—37; 21:10—16; 22:19—20; 24:2—4), замечателен и характерен в этом отношении общий взгляд и как бы «историческое заключение» во всей истории иудейского и израильского царств. Так, окончательное падение израильского царства он так объясняет: «когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом... и стали делать неугодные Господу дела... презирали уставы Его... оставили все Его заповеди... Прогневался Господь сильно на израильтян и отверг их от лица Своего. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию»... (4Цар.17:7—24). Подобное же заключение дается и об иудейском царстве: «и делал (последний иудейский царь Седекия) неугодное в очах Господних... Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего»... Затем излагается падение Иерусалима (4Цар.24:19—20 и 25 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

б. Царская дорога и параллельная ей Дорога пустыни идут через Заиорданье с юга на север: от Елафа на южной оконечности карты через Едом, Моав, Аммон, Галаад и Васан к Дамаску. Покорение За- иорданья Давидом дало Соломону контроль над этим маршрутом. 3. Царствование Соломона: налоги, подати и торговля, 3 Царств 4 Подчёркнутые синим названия регионов и синие стрелки, идущие со всех сторон к Иерусалиму, представляют торговлю, налоги и подати. Контролируя международные маршруты и регионы, через которые они проходили, Израиль при правлении Соломона достиг пика процветания и мира. Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. Соломон владел всеми царствами от реки Евфрат до земли филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его... Он владычествовал над всей землёй по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своей, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона ( 3Цар. 4:20–25 ). Строительство храма, хронология В это время процветания в Иерусалиме был построен храм Яхве ( 3Цар. 5–6 ). В него был принесён ковчег завета, и слава Господня наполнила храм. В 3Цар. 6:1  строительство храма хронологически связано с исходом Израиля из Египта: В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли египетской, в четвёртый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. Связав библейскую хронологию с ассирийскими записями, можно установить, что это был 966 год до Р.Х., четвёртый год правления царя Соломона (Thiele 67–78). Поэтому библейская дата исхода, произошедшего 480 годами ранее, – это 1446 год до Р.Х. Эта дата подтверждается дополнительными доказательствами, представленными в Суд. 11:26  и в 1Пар. 6:33–37 . 4. Правление Соломона: торговля, налоги и подати, 3 Царств 9:26–28; 10:22–29

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Несомненно, правосудие Соломона было блестящим. «Когда слышал весь Израиль о суде Соломона, как он судил; то стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» ( 3Цар.3:28 ). А следствием такого правосудия был и мир в царстве Соломона (ст. 3). Но свет правды Соломона, к концу его дней, затмился его пороками, а со смертью его и совершенно померк ( 3Цар.11:6, 9–11 ). И только с явлением Христа воссияло во всем мире и на все времена истинное солнце правды. Только Он мог сказать о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» . ( Иоан.8:12 ; ср.1:4 и 9). А вместе с тем водворился и вечный мир в церкви Христовой (ср. ст. 3). 8. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Если правда и мир в царстве Соломона водворятся и утвердятся, то и владычество его должно распространиться до отдаленных пределов вселенной. Об этом и молит Давид. – И да обладает он от моря до моря, и от рек до конец вселенные, – его владычество должно быть не над одним только народом Еврейским, но и над другими народами: оно должно простираться от моря восточного или Персидского залива, до пределов моря западного – Средиземного моря. И от рек до конца вселенной, разумеется – от Тигра и Евфрата, на северо-востоке, до западного берега Испании или до Атлантического океана: а на юге – до крайних пределов Эфиопии 9 . Соломон «владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта... Он владычествовал над всею землею, по ту сторону реки (Евфрата), от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами» ( 3Цар.4:21 и 24). Но власть Соломона, очевидно, не простиралась до крайних пределов вселенной. Только Христос Спаситель есть единый, истинный и вечный Царь мира и только Он мог с правом сказать о Себе: «все предано Мне Отцом Моим» ( Мф.11:27 ). 9. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут. В царство правды и мира с благоговением обратятся и отдаленные народы, прежде враждебные Израилю. – Пред царем правды и мира падут жители отдаленной Ефиопии (– в Африке, на верховьях р. Нила), т. е. поклонятся ему до земли, – к подножию его трона. И врат его будут лизать прах, – прежде бывшие враги его, теперь, признавая его лице священным, будут не только поклоняться ему до земли, но и целовать самый прах на том месте, где стояли стопы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» ( Чис.25:3 ). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе. «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу» ( 1Цар.7:4 ). Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу» ( Иер.19:5 ). Культ Ваала начал распространяться в Израиле ещё при жизни Моисея. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их» ( Чис.25:1–2 ). В Израиле возник храм Ваалу. «И пришли все служители Ваала;... и вошли в дом Ваалов» ( 4Цар.10:21 ). И жертвенник ему. «Разрушь жертвенник Ваала» ( Суд.6:25 ). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня» ( 3Цар.18:26 ). Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. «Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.» ( 3Цар.16,31–32 ). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. «Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели» ( 3Цар.18:19 ). Жрецы Ваала наводнили страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) Клялись именем Божьим ветхозаветные святые и народ Израильский: Быт. 21:23–24; 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . 4) Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божьим у христиан: Иса. 45:23; 65:15–16. 5) Клятву именем Божьим употребил Христос: Мф. 26:63–64, ее употреблял ап. Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23  и придавали ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божьим и Ангелы От. 10:5–6. 6) Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . 7) Христос запрещает клятву ложную, – не именем Божьим, а различными предметами: Мф. 5:34–37; 23:16–22, как и ап. Иаков: 5:12. 8) Форма присяги перед Евателием и св. Крестом, взята из св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 29:37 ; как и обычай подымать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; От. 10:5–6. О позволительности войны и противлении злу «Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему... И пошли войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею» ( Числ. 31:1–7 ). «Если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям» ( Иоан. 18:35–36 ). «Начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:4 ). Что может быть ужаснее войны, когда люди, забыв, что все они братья и дети Божьи, забыв все человеческие и божеские законы, с яростью большей, чем у самых диких зверей, бросаются со смертоносным оружием в руках для истребления друг друга? Безжалостно опустошаются цветущие поля и плодородные нивы, предаются огню деревни, села и города, беспощадно убиваются не только взрослые мужи, но дряхлые старики, беззащитные женщины и невинные дети, и льется, потоками льется, человеческая кровь. И сколько вдов и сирот остаются беспомощными на всю жизнь, сколько прежде крепких людей превращаются в жалких калек, в живые трупы, сколько отцов и матерей, братьев и сестер, детей и друзей оплакивают своих близких, унесенных войной! Все ужасаются войны, все ненавидят ее, все проклинают этот ужаснейший бич человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010