3Цар.8:51 .  ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи. 3Цар.8:52 .  Да будут [уши Твои и] очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя, 3Цар.8:53 .  ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка Господи! Основание надежды Соломона, вместе, конечно, и всего народа на милосердие Божие и помилование – избрание Израиля Иеговою в удел Свой ( Исх.19:5–6 ; Втор.4:20 ). 53-й ст. в принятом греч. тексте имеет прибавку сравнительно с евр. масоретским: не только здесь помещены ст. 12–13, имеющиеся и в евр. тексте на своем месте, но и особое добавление: ττε λλησε Σαλομν πρ το οκου, ς συνετλεσε οκοδομησαι ατν. λιον γνιπισεν ν οραν ( Κριος), слав.: «тогда глагола Соломон о храме, егда соверши созидати его: солнце познано сотвори на небеси». В конце стиха имеется в греко-слав. т. другая прибавка: οκ δυ γγραπται ν βιβλω τς δς; «не сие ли писано в книгах песни». О первом добавлении, весьма художественно восполняющем мысль (ст. 12) о том, что Иегова благоволит обитать во мгле, блаженный Феодорит (вопр. 28) говорит: «Тьма и мрак дают разуметь невидимость Божией сущности. Посему Соломон сказал, что Поставивший солнце на небе, чтобы люди наслаждались светом, Сам рече пребывати во мгле. Думаю же, что здесь прикровенно разумеет храм, потому что он имел весьма малые окна, как окруженный другими малыми зданиями» (вопр. 28). «Книгу песни» блаженный Феодорит (вопр. 29) считает одним из пророческих писаний. В новое время сближают эту книгу с «книгою праведного» ( Нав.10:13 ; 2Цар.1:18 и далее), так как, по остроумному и не лишенному вероятия предположению Велльгаузена, выражение «книга песни» образовалось из выражения «книга праведного» путем возможной, в самом деле, перестановки букв: яшар (праведный) изменено было в шир (песнь). В ( 2Пар.6:41–42 ) молитве Соломона придано другое заключение, весьма близкое к словам псалма ( Пс.131:8–10 ) и, может быть, из этого псалма заимствованное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На такое же совместное житье сынов пророческих есть и более раннее указание. В Библии читаем: Когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою (3Цар.18:4,13). Едва ли можно положительно утверждать, будто здесь говорится только об отдельных пророках, которые во времена преследований со стороны Иезавели собрались вместе. Против такого понимания говорит уже само число пророков, о деятельности которых не говорится ничего. Странно допустить, будто в царстве Израильском в одно время жило и действовало столько пророков: Иезавель, нужно думать, уже истребила часть их (ср.: 3Цар.19:14), и все же их осталось сто человек. Но особенно против высказанного положения говорит отношение к этим пророкам Авдия. Авдий сам говорил о себе: Я скрывал сто человек пророков Господних по пятидесяти человек в пещерах (3Цар.18:13). Если бы это были отдельные пророки, то они сами и скрывались бы от преследований, а здесь выступает Авдий, который как бы распоряжается всеми ими. Можно поэтому допустить, что пророки Иеговы, упоминаемые в 3-й книге Царств (гл.18), составляли пророческую школу, во главе которой стоял Авдий. Когда наступили тяжелые времена гонений со стороны Иезавели, то Авдий и позаботился скрыть своих " пророков " в безопасном месте. Название " пророки " еще не говорит против того, что они были членами пророческой школы; ведь и члены сонма времен Самуила называются пророками (см.: 1Цар.10:5,10; 19:20,24). Но приведенное место свидетельствует также и о том, что эти пророки жили вместе. Если бы эти пророки жили по своим домам, то они и не скрывались бы вместе; из рассеяния собираться вместе во время преследований совершенно неразумно; очевидно, у пророков не было своих жилищ. Кроме того, Авдий подчеркивает, что он, скрывая пророков в пещерах, разделил их на две части по пятидесяти человек в каждой. По нашему мнению, в этом обстоятельстве скрывается тонкий намек на то, что раньше все пророки жили совместно; разделение их на две части поэтому и заслуживало быть отмеченным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

При Иоасе израильском скончался великий пророк Божий Елисей. Здесь содержатся два рассказа: о кончине пророка и предсказании его пред смертью победы Иоасу над сирийцами (стихи 14–19) и о посмертном чуде пророка Елисея – воскрешении мертвого от прикосновения к мощам пророка (стихи 20–21). Обращение Иоаса к Елисею (ст. 14) тождественно по букве и смыслу с обращением самого пророка Елисея к пророку Илии при его вознесении ( 4Цар.2:12 ). На вопрос: «почему пророк возвестил будущую победу посредством лука и стрелы?» (ст. 15), блаж. Феодорит (вопр. 42; отвечает: «Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел»); в данном случае символическое действие непосредственно выражало означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елисея на руки царя (ст. 16) могло указывать на молитвенную помощь пророка, следовательно, и Иеговы царю израильскому в предстоящей борьбе с сирийцами; направление выстрела к востоку (ст. 17) относилось к сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского царства ( 4Цар.10:33 ). О положении Афека см. комментарии к ( 3Цар.20:26 ); упоминание об Афеке здесь было тем уместнее, что оно приводило на память победу Ахава над сирийцами при Афеке ( 3Цар.20:26–29 ). Дальнейшее символическое же действие, повелеваемое царю пророком, тут же изъясняется (ст. 18–19); вместо «разгневался» (евр. икцос , ст. 19), LXX: λυπθη, слав. «оскорбе» . 4Цар.13:20 .  И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. 4Цар.13:21 .  И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил на пророческое служение при Ахаве ( 3Цар.19:19 ) – около 900 года до Р. X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г. ). По блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар.5:9,6:32 ). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: «Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати». Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной – засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, мы определенно имеем в Ветхом Завете одну группу богоявлений как доксофании (их мы изъясняли в другом месте) 119 , вторую же группу, наряду с ней, как ангелофании, которые ныне подлежат нашему уразумению. В Ветхом Завете мы различаем общие богоявления, о которых говорится просто: «явился Господь Аврааму» ( Быт. 12,7; 17, 1; 18, 1; 26, 2, 24 ; Исх. 6, 3 ), Соломону – во сне ночью ( 3Цар. 3, 5 ; 2Пар. 1, 7 ) и не во сне ( 3Цар. 9, 2; 11,8 ; далее –пророческие богоявления, о которых говорится: «сказал мне Господь» ( Ис. 8,1,5 ; Иер. 15,1; 19,1; 22,1 ), «и было ко мне слово Господне» (Иерем. 1, 4; 2, 1; Иез. 1, 3 и сл. и т. д. почти во всех пророческих книгах), «и была на мне рука Господня» ( Иез. 1, 3; 8, 1 и сл.), и, наконец, богоявления нарочитые, особо отмеченные как таковые – Аврааму («и явился ему Господь, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него» ( Быт. 18,1–2 ), Моисею, Илии, Исайе, Иезекиилю. Сюда же относятся все выше перечисленные теофанические ангелофании. Первую группу богоявлений (общих и пророческих) правильнее считать богооткровениями, таинственно и неизреченно сообщавшимися человеку. Это есть богоприсутствие, непосредственно или интуитивно доступное человеку, как внутреннее слышание слова и видение Божией воли. Антропоморфность словесного выражения не изменяет чисто внутреннего и духовного характера этих богоявлений. От них отличны богоявления в собственном смысле, которые сопровождаются не только духовным, но и неким чувственно-телесным восприятием всего человека, как целостно духовно-телесного существа. Здесь имеет место не только пассивное богослышание и богочувствие, но некая встреча с Божеством. Она может быть личная, «лицом к лицу» с ипостасным Божеством, или же есть встреча с Божеством, как Божественной силой, славой, премудростью, однако не Ипостасью. Последним образом Бог является в Славе Своей в облаке 120 , и оно не только являет, но и закрывает лице Божие. В повествовании о явлении Бога Моисею прямо противопоставляется видение Лица Божия, как недоступного человеку, и Славы Его, для человека доступной ( Исх. 33, 1923 ), и тот же смысл имеет богоприсутствие в скинии Моисея в виде столпа облачного ( Исх. 33, 9–11 ) и в храме Соломона в виде облака ( 3Цар. 8, 11 ; Пар. 5, 13–14), как и «вдыхании гласа тонка» в богоявлении Илии и даже в видении Исайи, где также «исполнь дом славы Его» ( Ис. 6, 1 ). Это ощутимое откровение присутствия Божия, Слава Его, Сияние Божества, есть Фаворский свет на земле ранее Преображения Господня. Но в отличие от ветхозаветных, неипостасных теофаний, явлений Света Присносущного, новозаветное его явление было существенно ипостасным, ибо это было явление Божественной Славы вочеловечившегося и тем приблизившегося человеку Бога, Сына Божия, показавшего нам Отца и явившего почивающего на Нем Духа Святого, – это Господа нашего Иисуса Христа, Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но этого было недостаточно, так что Давид завещевает Соломону прибавить к сему еще ( 1Пар. 22:14–15 ) и перед смертью отдает свою собственную казну в три тысячи талантов офирского золота и семь тысяч талантов серебра чистого для обложения стен и для священных сосудов. Кроме того, по слову Давида, главы семейств и колен и другие знатные лица жертвуют пять тысяч слишком талантов золота и десять тысяч талантов серебра, меди восемнадцать тысяч талантов и железа сто тысяч талантов, не считая драгоценных камней ( 1Пар.29:3–8 ). Когда Соломон, после трехлетнего царствования своего, в которое, по словам свящ. историка, золото в Иерусалиме сделалось равноценным простому камню, приступить к исполнению завещания отца своего о храме, запасы Давида оказались недостаточными для выполнения начертанного им плана. Поэтому Соломон заключает с Тирским царем Хирамом особый договор, по которому последний обязывался доставлять Соломону рабочих своих и ливанский лес за пшеницу, ячмень, оливковое масло и вино ( 2Пар.2 ; 3Цар.5 ). Количество рабочих из одних иностранцев, живших в земле Израильской и уже Давидом назначенных для подготовительных работ по храму, библейский источник исчисляет в 153,600 человек, из коих 70,000 были носильщиками, 80,000 каменосеками в горах и 3,600 надзирателями ( 2Пар.2:17–18 ). Но и сами евреи были обязаны участвовать в постройке в количестве 30,000 человек, которые партиями в 10,000 отправлялись на Ливан для работ в продолжение одного месяца и потом возвращались на родину для двухмесячного отдыха ( 3Цар.5:13–19 ). Кроме того, по свидетельству Евполема, Тирский царь Хирам выслал Соломону 80,000 финикийских в тирских работников, – и Египетский царь Вафрес – 80,000 своих мастеров, число же еврейских мастеров, по нему, простиралось до 160,000 134 . Эти работы велись уже при Давиде несколько лет и, кроме того, около десяти лет при Соломоне. Весь этот труд и массы материала должны были, главным образом, пойти на восточную стену храмового мола и на самый храм, ибо свой дворец Соломон строил уже после освящения храма, равно как и дополнительные работы по отделке дворов производились и после построения храма, как свидетельствуют 3Цар.9:10 и 2Пар.8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Самария , столица царства 10-ти колен. Этот город был построен царем Израильским Амврием. Амврий купил у некоего Семира гору Семерон, за два таланта серебра, (и) застроил ее и назвал построенный город Самарией, по имени владельца горы ( 3Цар.16:24 ). В царствование Ахаава, Самария была осаждена царем Сирийским Венададом. Он сделал Ахааву предложение – отдать ему серебро, золото, жен и детей. Ахаав согласился отдать все свое имущество, но отказал ему в выдаче имущества подданных. Тогда Венадад поклялся обратить Самарию в пепел ( 3Цар.20:3–5 ). Но этой угрозе не суждено было исполниться. Бог , чтобы наказать Венадада, хвалившегося числом своих войск, колесниц и конницы, объявил Ахааву чрез пророка, что предаст ему армию Венадада, и что для одержания этой победы достаточно 232 слуг ( 3Цар.20:13–15 ). И действительно, Венадад был принужден снять осаду и бежать. 14 лет спустя, Венадад снова осадил Самарию, в которой тогда открылся такой голод, что ослиная голова продавалась по 80 серебряных монет ( 4Цар.6:24, 25 ). В это время одна женщина жаловалась Иораму на свою подругу; они, вынужденные голодом, сговорились съесть своих детей; жаловавшаяся сварила своего ребенка и съела вдвоем с подругой, а последняя спрятала своего сына ( 4Цар.6:26–29 ). Царь, в отчаянии от такого бесчеловечного поступка, хотел обвинить пророка Елисея в тех бедствиях, которые терпели осажденные ( 4Цар.6:31 ); но Елисей, по повелению Божию, объявил ему, что на другой же день хлеб будет продаваться в Самарии по самой дешевой цене. Слова пророка исполнились. На Сирийцев напал страх: им послышался стук колесниц, ржанье коней, шум большого войска, и они бежали, оставив в лагере большие запасы провизии ( 4Цар.7:6–8 ). Наконец, Самария была осаждена Салманассаром, царем Ассирийским, в девятый год царствования Осии. Осада продолжалась три года; Самария была взята и разграблена, дома сожжены, стены города разрушены, и жители уведены в плен в Ассирию. Так исполнились слова пророков: «Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего: от меча падут они; младенцы их будут разбиты, и беременные их будут рассечены» ( Ос.14:1 ). «Сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее, и обнажу основания ее» ( Мих.1:6 ). Уведенные в плен никогда не возвратились в Самарию, а те, которых Аснафар послал туда, не заботились много о восстановлении ее. Они построили только несколько домов на развалинах Самарии ( 1Езд.4:17 ). Разрушенная еще раз Иоанном Гирканом, Самария была восстановлена Габинием, проконсулом Сирии. Ирод Великий возвратил ей древнее великолепие и назвал ее Севастою в честь Августа. В Новом Завете она известна только под первым своим именем. Самария была просвещена светом Евангелия чрез проповедь диакона Филиппа ( Деян.8:5 ). Апостолы, узнав, что Самария приняла слово Божие, послали туда Петра и Иоанна ( Деян.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3 . Авия, Сын Ровоама –Иеровоам I , Царь Израильский 3Цар. 15:1–2 ; 2Пар. 13:1– 2 В восемнадцатый год царствования Иеровоамова над Израилем в земле Иудейской, по смерти Ровоама, воцарился сын его Авия, и около трех лет царствовал в Иерусалиме. 2Пар.13:2–20 ; 3Цар. 15:7 Авия должен был продолжать войну, которую вел отец его. Он собрал войско в 400,000 человек: но Иеровоам выставил против него вдвое больше. Когда войска сблизились, Авия взошел на одну гору и стал говорить Иеровоаму и всем Израильтянам, которые были с ним, что Господь дал царство над Израилем Давиду и потомству его навсегда, а Иеровоам, раб Соломонов, воспользовавшись слабодушием Ровоама, вместе с людьми беззаконными возмутился противу своего государя. «И вы», продолжал он, «полагаясь на свою многочисленность и на золотых тельцов, которых Иеровоам дал вам вместо богов, посягаете на царство Господне, которое в руках сынов Давидовых? Не вы ли отвергли священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и допустили всякого, кто ни захочет, приносить жертвы мнимым божествам? А мы не оставили Господа Бога нашего, у нас служат Ему сыны Аароновы и левиты; и мы храним все, что заповедал хранить Господь Бог наш. Израильтяне! не ратуйте противу Господа Бога отцев ваших: вам не будет успеха». Между тем Иеровоам послал часть войска обойти Иудеев с тыла, так что они должны были отражать Израильтян и спереди, и сзади. Находясь в этих затруднительных обстоятельствах, они возопили ко Господу о помощи, и священники затрубили в трубы. С радостными кликами бросились они на неприятелей, и Господь поразил перед ними Израильтян; 500,000 из них пало от смертельных ран. Авия преследовал Иеровоама и овладел некоторыми его городами, в том числе и Вефилем. 3Цар. 15:3–4 Эту помощь явил Господь Иудеям из любви к Давиду, которому Он обещал сохранить потомков его на престоле его, и по благоволению к Иерусалиму; а сам Авия не лучше был отца своего Ровоама; он предан был тем же языческим суевериям, что и отец. 3. Аса, сын Авии– цари Израильские:1. Иеровоам, 2.Надав, 3. Вааса, 4. Ила, 5. Замврий, 6. Фамвний, 7. Амврий и 8. Ахав

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда утвердилось царство в руках Соломона, то Соломон породнился с Фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь Фараона ( 3Цар.3:1 ). Сия-то царевна и должна была оставить и забыть свой народ и дом отца своего, – ради самого искреннего союза с народом Божиим и его благословенным царем Соломоном, подобно тому, как некогда праотец народа Еврейского, преблагословенный патриарх Авраам, покорно-послушный призванию Господа, ради союза с Ним, «вышел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего, и пошел в землю, которую указал Ему Господь» ( Быт.12:1 ). Подобно тому и Новозаветная Церковь , в союзе благодатной любви со Христом, должна забыть «дом отцов своих», то есть синагогу с ее «преданием», коего творцы, хранители и представители в учении и деятельности были именно «отцы-старцы». 13. И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии. Торжественность обстановки как муропомазания Царя, так и Его брачного торжества, достигнет еще большей меры, когда предстанет Ему и дочь Тира: так называются здесь представители от граждан и царя города Тира, одного из древнейших городов Финикии (царства, соседнего на севере с Еврейским); они предстанут с тем, чтобы также, с своей стороны, выразить почтение к Царю Израильскому, чрезвычайному Помазаннику Божии. Эта «дочь Тира» предстанет сему Царю с дарами, как то обыкновенно делалось в древности в подобных случаях между царями, в знак взаимной дружбы и уважения. – Лицу Твоему иди пред Твоим Лицом, – пред Тобой будут молиться, – поклонятся Тебе с преданностью, ища Твоего дружеского расположения, – богатые люди, именно эти представители Тира, богатейшего города, вел действие его, всемирной тогда торговли, как на суше в – с Египтом, Аравией и Ассиро-Вавилонией, так и на море – по всем островам и берегам Средиземного моря (ср. Пс.71:10 ). В таком дружественном союзе с Соломоном был именно Хирам, царь Тирский. «И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь... И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз» ( 3Цар.5:1,12 ). Подобно тому, ища дружественного союза, приходили к Царю Соломону и представители многих других богатых и могущественных городов. Священный бытописатель повествует: «И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью. И все цари земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И каждый из них подносил от себя в дар сосуды серебряные, и сосуды золотые, и одежды, и оружие и благовония, коней и лошаков из года в год» ( 2Пар.9:22–24 ; ср. 3Цар.4:34; 8:23–25 ). – Но цари, дружески расположенные к Соломону и находившиеся с ним в союзе, отнюдь не поклонялись и не молились ему как Богу. Такое именно поклонение воздали и будут воздавать цари всех стран Мира только Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, по примеру Восточных волхвов – мудрецов (Мф.2:1–2; Фил.2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

" Посему пришел в отечество Свое и учил их в синагогах их» (ср. Мф.13:54 ). Разве не было другого народа или другой страны, кроме Иудейской? Но это написано для того, чтобы обличить и подвергнуть порицанию лживых маркионитов 183 . «После сего, говорит, вошел, по обычаю Своему... в синагогу их в день субботний» (ср. Лк.4:16 ). Но 184 какой же мог быть обычай у того, кто тогда (еще в первый раз) являлся? Ведь только что пришел в Галилею. И не начал учить вне синагоги, но в синагоге. Потому что из богослужения их обнаруживается, что беседовал с ними о Боге их; иначе надлежало бы Ему проповедовать вне синагог. Вошел в Вифсаиду к Иудеям и ничего иного из того, что говорили Ему, не высказал, кроме только этого: «Врач! исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ). И взяли Его и повели вон на вершину горы. Невероятно, чтобы (только) это слово Христа возбудило их к (такому) гневу 185 . Но если 186 беседовал с ними о Творце (мира), и вследствие этого они дали Ему такой ответ и вывели Его с целью низвергнуть, то почему в другом месте евангелист не указывает того (же)? А что граждане ненавидели Его, о том свидетельствуют Его слова: «пророк не принимается в ...отечестве» ( Лк.4:24 ). Не принял ни Анафоф Иеремию ( Иер.1:1 , Иер.11:21–23 ), ни Фесва (не послушала) Илию ( 3Цар.17:1 ), ни Авел-Мехола – Елисея ( 3Цар.19:16 ), ни Рама – Самуила ( 1Цар.7:17, 8:7, 19 ), и не принял ни народ Моисея, ни Израиль Господа. Посему Илия презрел жен их ( 3Цар.17:10–24 ), а Елисей – мужей их ( 4Цар.5:1–14 ) 187 . Так и Христос назвал Иудеев неверующими для посрамления их и сириян почтил более, чем их, – посему и исполнились гнева. Но это было ничто иное, как предлог. «Врач! – говорят, исцели Самого Себя» ( Лк.4:23 ), – то есть Сам спасись от нас, прежде чем спасать нас. Хотя нуждались в исцелении, однако вследствие их неверия исцелить их не мог. По произволению своему низвергли Его, по Божеству Своему Он не упал ( Лк.4:30 ). Когда воля (их) хотела свергнуть Его, воздух покорно поддержал Его крыльями своими. Не упал, дабы хотя таким образом научить неверующих вере. Может быть, потому (евангелист и) говорит: «приняли... Его... галилеяне» ( Ин.4:45 ). Когда увидели то, что сделал Он среди них, то никто не осмелился предпринять что-либо против Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Таким образом, книга Иисуса Навина дает несколько прямых свидетельств о Второзаконии и подтверждает фактическое содержание книг Бытия, Исхода и Чисел. Точно также обстоит дело по кн. 1–2 Царств, или Самуиловым: есть буквальные заимствования из Пятикнижия, упоминаются учреждения, ведущие происхождение от Моисея; факты, описанные в книгах Моисеевых; но мы не видим надобности в подробном сопоставлении мест из книг Самуиловых с соответствующими местами Пятикнижия. Желающие могут для этого обращаться к специальному исследованию Генгстенберга 112 и особенно, к исследованию английского ученого Смита The book of Moses. Последующие писатели продолжают буквальные заимствования из Пятикнижия, но вместе с тем у них находим и прямые ссылки на закон Моисеев. В 3-й книге Царств ( 3Цар.2:2–3 ; ср. 1Пар.22:12–13 ), Давид в предсмертном завещании Соломону говорит: будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом. Сходство завещания Давида с завещанием Моисея Иисусу Навину и народу ( Втор.31:6 , дал.; ср. слова Господа Иисусу Нав.1:6 дал.) делают не невероятным предположение, что Давид указывал Соломону ближайшим образом на Второзаконие. В молитве при освящении храма Соломон говорит, обращаясь к Богу: Израильтяне Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи... Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта. Затем, Соломон в благословении, преподанном Израилю, упоминает о том, что не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрек чрез раба Своего Моисея ( 3Цар.8:51,53,56 ). «Печь железная» – выражение, употребленное в книге Второзакония ( Втор.4:20 ); благие слова, изреченные Моисеем – это его благословения, содержащиеся также во Второзаконии; равным образом, идея отделения Израиля в удел из всех народов земли чаще и яснее выражается опять же во Второзаконии. Следовательно, молитва Соломона, в связи с завещанием Давида, дает прямое доказательство того, что 1) Второзаконие существовало до Давида; 2) что его происхождение приписывалось Моисею. При Соломоне еще хранились скрижали завета, которые положил туда Моисей на Хориве ( 3Цар.8:9 ; сн. Втор.10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010