718 . В то время, как благочестивые цари иудейские с ревностью, хотя и не всегда с успехом, старались о том, чтобы вытеснить и уничтожить этот опасный культ, вредивший истинному почитанию живаго Бога, 719 – в это время Иеровоам, при отпадении десяти колен от царского дома Давидова, формально освятил этот культ в основанном им царстве израильском и сделал его религиею всего государства. Для этой цели он построил публичные капища на высотах в Вефиле и Дане (bathej bainoth 3Цар.12:31; 13:32 ) и назначил туда жрецов (kemarim), которые выбраны были не из левитов, но из всего народа, под условием, чтобы избранный находил себя способным к отправлению жреческой должности ( 3Цар.12:31; 13:33 ). Этот культ, введенный из политических видов ( 3Цар.12:26 и д.), сохранялся и поддерживался всеми царями израильского царства до самого падения его ( 4Цар.17:9,29,32 ). §90 Почитание изображений Поклонение изображениям, или почитание Иеговы в образах, как в видимых представлениях его невидимого вечного бытия, строго запрещенное законом ( Исх.20:4 ; Втор.4:16; 5:8; 27:15 ), находилось в близком родстве с культом высот и есть ничто иное, как одна из форм дальнейшего развития этого культа, так как, подобно последнему, почитание изображений сопровождалось жертвоприношениями. Израильтяне заимствовали это почитание изображений отчасти из Халдеи, отечества родоначальников своего племени, а частью вынесли из египетского идолослужения ( Нав.24:14 ). – Из Халдеи получили свое начало, по свидетельству Быт.31:19,34 , Терафимы (theraphim), 720 т. е. раличной величины человекоподобные истуканы, 721 изображавшие домашних богов или пенатов; это были добрые боги – хранители, стражи и носители земного счастья, у которых искали помощи и защиты во время трудных житейских обстоятельств и спрашивали об исходе предприятий сомнительного успеха. 722 В период Судей Терафимы ставятся в связь с первосвященническим эфодом, именно с того времени, – как Ефремлянин Миха учредил у себя дом Божий с изображением Иеговы, Эфодом и Терафимом, для служения которому Миха принял одного левита в качестве священника ( Суд.17 ). 723 Чрез это служение образам Михи, священный аппарат которого похищен был Данитянами и поставлен в завоеванном ими городе, Лаис – Дане ( Суд.18:15 , и д.), Терафимы сделались богами – оракулами, которым приписывали силу предсказывать будущее, и нечестивый народ почитал их в таком значении до самого плена ( Ос.3:4 ; Иез.21:26 ; Зах.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

29 стройте домы и живите в них. Люди выказывают признание своей новой участи и покорность Божиему суду ( Иез. 8,1 ). 29 благосостоянии ... благосостоянии ... мир. Высочайшие благословения завета. молитесь за него. Благословение Божие нисходит на каждый народ в ответ на его молитву и поступки его людей; ср. пример Авраама ( Быт. 20,17 ), Иосифа ( Быт. 37–50 ) и Даниила (Дан., гл. 1–6). 29:14 Этот стих созвучен Втор. 30,3–5 . См. также Втор. 4,29.30 . возвращу вас из плена. Иначе: «восстановлю вашу судьбу». Эта фраза подразумевает полное восстановление взаимоотношений между Господом и Его народом. См. 30,3.18; 31,23; 32,44; 33,7.11.26; 48,47; 49,6.39. 29 о царе. Т.е. о Седекии. Тот факт, что в Иерусалиме все еще продолжал править Седекия, мог внушать изгнанникам иллюзорные надежды. 29 изжарил на огне. Один из видов казней в Вавилоне (см. Дан. 3,6 ). 29 продолжителен. Т.е. продлится те семьдесят лет, о которых говорится в 25,11.12; 29,10. стройте домы... разводите сады. Шемаия цитирует послание Иеремии (29,5). 29:31–32 Шемайе грозит то же наказание, что и Анании (28,15.16). Глава 30 3033,26 Данные главы содержат обетования возрождения Израиля и грядущего нового завета. Образ Иеремии, покупающего поле, свидетельствует о том, что Израиль непременно возродится (32,1–44). 30 рождает ли мужчина... у женщины в родах. Родовые муки символизируют страдания, которые причиняет иудеям вавилонское войско (4,19.31). 30 тот день. День Господень (см. Ам. 5,18; 8,9 ). Современники Амоса ожидали, что этот день принесет избавление. Здесь же речь идет прежде всего о суде. 30 раб Мой Иаков, не бойся. См. Ис. 32,39; 41,8.10; 43,1; 44,1.2 . Это повеление не исключает страха Божиего. никто не будет устрашать его. Ср. ст. 5. Это исполнение благословения завета (см. Лев. 26,6 ). 30 сыновья его будут, как прежде. Возможно, имеется в виду время царя Давида. сонм. Т.е. религиозное или политическое сообщество людей в рамках завета ( 3Цар. 12,20 ). 30 вождь... владыка... из среды его. См. ст. 9. Эти слова относятся к владыке вообще и противопоставляют его навязанным Вавилоном властителям, чье господство иудеям еще предстоит перенести. Речь идет главным образом о новом (мессианском) правлении. Глава 31

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А. Езекия (29,1 32,33) Б. Манассия (33,1–20) В. Амон (33,21–25) Г. Иосия (34,1 36,1) Д. Наследники Иосии (36,2–14) Е. Вавилонский плен и освобождение из него (36,15–23) Глава 1 1:1–17 Соломон попросил у Бога мудрости для управления народом; Бог ему обещал дать ее (1,1–13) и, как явствует из 1,14–17, выполнил Свое обещание. 1 утвердился. Это и подобные ему выражения часто используются летописцем в тех случаях, когда речь идет о торжестве после преодоления трудностей (12,13; 13,21; 17,1; 21,4; 25,11; 27,6). Указывая, таким образом, на то, что Соломону пришлось все-таки выдержать борьбу за отцовский престол, он, тем не менее, подробно на ней ( 3Цар. 2 ) не останавливается, поскольку в его намерения входило создать идеализированный образ царя Соломона (см. ком. к 1,1 9,31; 1Пар. 23,1 ). Господь Бог его был с ним. Воцарение Соломона явилось результатом Божиего благословения, ниспосланного во исполнение чаяний Давида ( 1Пар. 22,11.16; 28,20 ). 1:2–3 В этом отрывке летописец в точности следует 3Цар. 3,4–15 , подчеркивая, что царствовал Соломон над «всем Израилем» (1,2), и дает понять читателям, почему для свершения жертвоприношений тот отправился в Гаваон (1,3–6). 1 всему Израилю. См. ком. к 1Пар. 11,1 . 1 Веселеил. В повествовании о строительстве храма Соломон исполняет роль, соответствующую той, что принадлежала Веселеилу при строительстве скинии (см. ком. к 1Пар. 2,20 ). взыскал его. См. ком. к 7,14. 1 явился... сказал ему. Следуя книге Царств, летописец говорит о том, что Бог обратился к Соломону во сне (ср. 7,12). Господь приравнивает Соломона к Давиду, через которого давались откровения Израилю ( 1Пар. 22,8; 28,6.19 ). 1 Да исполнится... слово Твое к Давиду, отцу моему. Летописец приводит слова Соломона, желая подчеркнуть преемственность его царствования с царствованием Давида (см. ком. к 22,5; 1Пар. 17,1–15 ). В своем правлении Соломон всецело зависел от Бога. многочисленным, как прах земной. Соломон считает увеличение населения Израиля результатом исполнения Божиего обетования Аврааму ( Быт. 13,16; 22,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Подобно же писателю книг Царств, Иеремия относится с благоговением особенным к Иерусалиму и храму, на котором «наречено имя Господне» ( Иер.3:17;7:11,30 = 3Цар.8:16;9:3 ). При сходстве в воззрениях и основных идеях видно между этими книгами сходство и в языке. Такова, общепризнанная сильная арамейская окраска еврейского языка книг Царств и Иеремии 108 , окраска, ясно свидетельствующая о времени жизни Иеремии в период постоянных сношений и зависимости от Халдеев. Затем, вышеизложенная основная идея о непрерывности дома Давида одним словом по-еврейски излагается в обоих книгах: «не прекратиться у Давида муж сидящий на престоле дома Израилева: _ ( Иер.33:17 = 3Цар.2:4;8:25;9:5 …). Грозные пророчества о будущих бедствиях излагаются сходно в обоих книгах: «всякий проходящий мимо опустошенного храма и Иудеи изумится, покачает головою и свиснет» ( Иер.18:16 = 3Цар.9:8 ). От скорбной и страшной вести о погибели Иудеи «зазвенит в обоих ушах» у каждого слушателя ( Иер.19:3 = 4Цар.21:12 109 ). Справедливо исследователи обращают внимание на то, что в рассматриваемых книгах Царств совершенно умалчивается об Иеремии и его деятельности, между тем как в последние годы существования иудейского царства, при Иоакиме и Седекии, он имел выдающееся значение и влияние на Июдею (срав. Иер.26,28–29,32,34 и др. гл.). И писатель Паралипоменон упоминает об Иеремии, его пророчествах и плачевных песнях ( 2Цар.35:25;36:21 ). Молчание книг Царств можно объяснить тем, что Иеремия, подробно описав свою жизнь и деятельность в своей книге, не желал касаться ее в книгах Царств. Сходство, переходящее часто в дословное тождество, последних глав Иеремии (39:1–7 и 52гл.) и 4 Царств (25гл.) также находить свое объяснение в единстве их писателя, приложением этих глав подтверждавшего исторически исполнение пророчества о доме Давида. Третью и четвертую книги Царств знал и подтверждает их историчность писатель книг Паралипоменон. Содержание и повествование последних очень часто бываю непонятны и разумно необъяснимы без снесения с книгами Царств, как общеизвестным уже историческим писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

От юности своея (30 ст.) – ср. выше – 2:2; 3:24; 22:21 – Яко (чтобы) отставити его от лица Моего – город Иерусалим Сам Бог избрал в жилище Себе ( Пс. 131:13 ), чтобы там обитало имя Его ( 3Цар. 8:16 , Втор. 12:5, 11 ); на него непрестанно взирал Господь очами благоволения Своего, выслушивая здесь возносимые к Нему молитвы ( 3Цар. 8:29 ). Отсюда выражение: Господь отставляет, т. е. удаляет Иерусалим от лица Своего значит то же, что перестает благоволить ему – и это потому, что сами иудеи поступками своими осквернили это святое жилище Божие и тем самым сделали его чуждым для Господа (ср. Иер. 19:4 ). – Жрецы и пророцы их (32 ст.) – здесь разумеются те же, о которых говорил пророк выше (2:8, 26 ст.). б) «Они (разумеются лица, поименованные в 32 ст.) оборотились ко Мне спиною, а не лицом; Я вразумлял (наказах) их с утра, но они не хотели (не послушаша прияти) принять этого вразумления (33 ст.). И нечистыми деяниями своими (в нечистотах своих) внесли осквернение даже в храм, посвященный имени Моему (в дому, идеже наречеся имя Мое – 34 ст.) и устроили капища ваалу в долине сына Енномова, чтобы приносить сыновей своих Молоху, – чего Я не повелевал им и Мне даже на мысль не приходило (и не взыде на сердце Мое), чтобы, совершая эту мерзость, вводить в грех всех иудеев» (35 ст.). Это вторая причина разрушения Иерусалима, именно крайняя степень нечестия народа иудейского, которое дошло до того, что Израиль: а) совсем отрекся от Бога – своего Благодетеля, повернулся к Нему спиною, а не лицом (33 ст. ср. 2:27; 7:24) и перестал внимать вразумлениям Божественных посланников, пророков (ср. 2Пар. 36:15–16 ); и б) следуя влечениям своего греховного сердца (ср. Иер. 9:13–14 ), предался служению идолам: осквернил нечистыми идольскими обрядами даже храм, посвященный Богу истинному (34 ст. ср. 11:15; 19:4), и построил капища в долине Енномовой в честь ваала, для приношения детей своих в жертву Молоху (35 ст. ср. 2:23). Та же самая причина указана и в книге Паралипоменон ( 2Пар. 36:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

помышление сердца человеческого. Точнее: «сердца Адама». от юности его. Т.е. с того времени, когда ему стали известны понятия добра и зла. не буду больше поражать. Божия благодать по отношению к Ною распространяется на человечество в целом (6,8; 9,11). 8 во все дни земли. Циклическое изменение времен года больше никогда не будет остановлено. Глава 9 9:1–17 Эти стихи напоминают благословения Божий при сотворении человека, но, скорее, по форме. По сути же грехопадение внесло существенные коррективы и в человека, и в творение в целом. 9 благословил. Бог в третий раз благословил человека (1,28; 5,2). 9 да страшатся и да трепещут вас. Это повеление звучит сильнее, чем «владычествуйте» в 1,28. Человек страшится Бога, а животные боятся человека ( Ис. 8,12.13 ). В 1,28 понятия «страх» не было. в ваши руки отданы они. Это также нечто новое во взаимоотношениях человека и живой природы. 9 все... что живет, будет вам в пищу. См. 1,29 и ком. 9 с душею ее... не ешьте. См. Лев. 3,17; 7,27; 19,26 ; Втор. 12,16 ; 1Цар. 14,32 34. Это концепция жертвоприношений ( Лев. 17,11 ) и искупительного дела Христа ( Евр. 9,14.22 ). Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер. 9 Я взыщу. Фраза намеренно повторяется трижды. Кровь животных можно было проливать для определенных целей, но человеческую кровь нельзя проливать ни при каких обстоятельствах, за исключением возмездия за человекоубийство (ст. 6). Кровь человека, пролитая при убийстве, требовала отмщения. Господь мститель за нее ( Пс. 9,13 ; 4Цар. 9,26 ; Евр. 12,24 ). Кровь убитого оскверняет виновного ( Чис. 35,33 ; Пс. 105,38 ), и это осквернение снимается смертью убийцы (ст. 6; 3Цар. 2,31.32 ) или очищением ( Втор. 21,7–9 ). Если эти меры не приняты, приходит суд Господень ( 2Цар. 21 ; Втор. 19,13 ; 3Цар. 2,9.31–33 ). брата. Это же древнееврейское слово используется в 4,8–11, что предполагает связь между данным повелением и Божиим отмщением за кровь Авеля. Но теперь за кровь Он требует крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 . Гнев от гордости, гордость от самолюбия. Зависть, злоба и ненависть от гордости и от неимения любви к ближним. 24 . Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!». А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер – забудет жук свою удаль, прижмется к листу. 25 . Смущение есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека. 26 . Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит. 27 . Если и мнение пророка Илии не оправдалось, взывающего ко Господу: Олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша; и остался аз един, и ищут души моея ( 3Цар.19:14 ), то наше мнение о ближних еще ошибочнее сказано было: Оставиши седмь тысящ мужей, яже не преклониша колена Ваалу ( 3Цар.19:18 ). И в ближнем, которого мы осуждаем, может быть, есть добро, которое пред Богом ценнее всей нашей жизни. 28 . Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением. При раздражительности и тоске надо исповедать с семилетнего возраста грехи, читать, хотя по главе и более, Евангелия или класть 33 земных поклона. 29 . Сознание глубокой нашей немощи душевной и телесной, самоукорение и обвинение во всем себя, а не других, и благодарное терпение – три степени ко смирению. 30 . Ежели кто телом немощен, а соделал многие согрешения, тот да шествует путем смирения. 31 . Видимые скорби от болезней, людей и обстоятельств нужно переносить со смирением и благодарением, душевные же искушения – от бесов, и нужно молиться, чтобы не подвергаться им. Только смирение побеждает их. 32 . Разум духовный достигает смирения страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей. 33 . Держись в наши дни внутреннего подвига: 1) ко всем долготерпи; 2) всегда радуйся; 3) непрестанно молись; 4) о всем благодари – сия бо есть воля Божия. 34 . Невольник не богомольник. Нераскаянные грешники во второе пришествие Христово услышат: Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ), то есть добровольно, по неразумению и нераскаянности, сами идут в мучение, уготованное не им, а падшим ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Ст. 16–18. Вспоминается выступление против Моисея и Аарона двухсот пятидесяти «мужей» во главе с Дафаном, Авироном и другими; все они были наказаны Богом (см.: Чис. 16:1–35 ). Ст. 19–23. Когда Моисей предстоял Богу на горе Синай (Хорив), израильтяне заставили Аарона сделать им идола – литого золотого тельца – и стали приносить ему жертвы (см.: Исх. 32:1–14 ). Ст. 24–27. Взор Псалмопевца переносится от блужданий по пустыне к вавилонскому плену: рассеяние и унижение народа воспринимается как наказание за неверие и непослушание Богу. Ст. 24. ...земли обетованной – земли, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (см.: Быт. 17:7–8 ). Ст. 25. Во время странствования по пустыне древние евреи неоднократно возмущались тем, что Моисей извел их из Египта (см.: Исх. 16:1–3; 17:1–3 ; Чис. 14:1–4 ). Ст. 26. ...занес Он руку – жест клятвы (см.: Исх. 6:8 ; Втор. 32:40 ; Иез. 20:23 ). Ст. 27. ...рассеять их – в Законе Моисеевом Бог грозил рассеять древних евреев среди других народов за их неповиновение Ему (см.: Лев. 26:33 ; Втор. 4:25–27 ). Ст. 28–31. Вспоминается еще один акт отступничества израильтян от Бога – смешение с другими народами в браках и соучастие в культе Ваалфегора (божества блуда у языческого народа моавитян); за это древние евреи подвергались смерти (см.: Чис. 25:1–5 ). Ст. 29–30. Израильтяне перенимали обычаи соседних языческих племен, поклонялись их идолам, развратничали с их женщинами; Финеес – внук Аарона, пронзил копьем некоего соплеменника вместе с женщиной-язычницей, которую тот привел к себе (см.: Чис. 25:7–8 ). Ст. 32–33. Вспоминается, как, придя в пустыню Син и не найдя там воды, израильтяне возроптали на Моисея (см.: Чис. 20:1–5 ). Неясно, чем именно согрешил Моисей. Ст. 34–36. При вступлении в Землю Обетованную древним евреям было велено Богом не щадить самых сильных окрестных племен, не вступать с ними в родство, не участвовать в их культе, чтобы они не отвратили народ Божий от служения Истинному Богу (см.: Втор. 7:1–5 ). Ст. 37–39. Закон Моисеев запрещал древним евреям поклоняться богам других народов, у которых были в обычае человеческие жертвоприношения (см.: Втор. 12:29–32 ). Нарушать этот запрет начало уже то поколение, которое пришло на смену выходцам из Египта (см.: Суд. 2:8–13 ); служение иноземным божествам вводили у себя Соломон, его сын Ровоам, израильский царь Ахав (см.: 3Цар. 11:1–10; 14:21–24; 16:29–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

32:18. Кричали на иудейском языке. Иудейские книжники просили Рабсака (см. коммент, к 4Цар. 18:26 ) перестать говорить по-иудейски, потому что не хотели, чтобы народ на стене понял его речь. Его просили говорить по-арамейски – на языке, на котором жители Иудеи стали говорить лишь после возвращения из плена. Он удивил их своим знанием языка иудеев, библейского иврита. Грубый ответ Рабсака показал, что в его задачу входило уговорить Езекию и заставить его действовать. Рабсак (как провинциальный губернатор) мог быть даже израильтянином на службе у Сеннахирима, как Неемия и Ахикар (Ахиахар, «мудрец Сахердана», по Книге Товита). Арамейский язык родствен древнееврейскому. В этот период он уже стал дипломатическим языком межнационального общения на Ближнем Востоке. 32:27–29. Процветание Езекии. Это процветание изображено как возрастание царских доходов. Золото, драгоценные камни и благовония указывают на успешную торговлю и, возможно, сбор дани. Сельскохозяйственная продукция и обильные стада указывают на богатые урожаи и на хозяйственную сметку рачительного хозяина, который умеет собирать и хранить добытое добро. Такое благоденствие царя вызывает удивление, поскольку он был вассалом, и может служить свидетельством Божественного благословения. 33:1–20 Царствование Манассии 33:1. Хронология. Долгое царствование Манассии Тиль помещает во временном диапазоне с 690-го по 640 г. до н. э. Он мог быть соправителем своего отца. Его современниками были ассирийские цари Сеннахирим, Асархаддон и Ашшурбанипал. Среди известных египетских фараонов можно упомянуть его современников Тахарку и Псамметиха I. На протяжении большей части этого периода влияние Ассирии на Западе оставалось сильным. 33:4,5. Жертвенники в храме. Местоположение этих двух дворов остается загадкой для ученых. План храма в 3Цар. 6 дает представление лишь о внутреннем дворе. Точное местоположение этих жертвенников на большой территории внутреннего двора остается неизвестным. 33:5. Идолопоклонство Манассии. Поклонение небесному воинству (солнцу, луне и созвездиям) совершалось на жертвенниках во дворах храма и на крыше дворца (см.: 4Цар. 23:12 ). В древних текстах из Сирии-Палестины, которые датируются 2-м тыс. до н. э., описываются астральные культы. Эта практика была также широко распространена по всей Месопотамии в ту эпоху, а штамповые печати из Израиля показывают, что она была популярна и в Израиле. Звезды считались посредниками между богами и людьми, могущими управлять земными событиями. Ассирийские цари обычно изображались с эмблемами планет, которые, конечно, были тесно связаны с конкретными божествами (более подробно об этом говорится в коммент. к 4Цар. 23:4 ). Ассирийская политика того времени заключалась в том, чтобы не запрещать и не ограничивать местную религиозную практику, поэтому нет основания полагать, что Манассию принудили установить эти культы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010