Указанная цель и идея книг Царств вполне согласуется с общей, не раз уже нами отмеченной, идеей ветхозаветных историков о теократизме в истории еврейского народа. Подобно Моисею и дальнейшим священным историкам, писатель всюду видит «руку» Господня попечения о еврейском народе и по Его воле благоденствие или страдание его и его царей. Их благоденствие или страдание ставятся в зависимость от их благочестия и нечестия. Поэтому священный историк при описании каждого царствования, первее всего и главным образом, отмечает характер его в этом отношении. При этом заметна у него даже определенная как бы «мера» или своего рода религиозно-нравственный масштаб. Обыкновенно благочестивых царей, преимущественно иудейских, так как в израильском царстве их почти не было, он уподобляет Давиду «отцу» их (3Цар.15:11; 4 Цар.14:3; особ. 18:3; 22:2), а нечестивых царей, преимущественно израильских, уподобляет Иеровоаму, сыну Наватову (3Цар.15:26, 34; 16:19, 26, 31; 4Цар.14:24; 15:18, 28; 17:22).    Священный историк постоянно отмечает, что благочестивое или нечестивое поведение царей и их подданных вело за собою благоденствие или страдание иудейского и израильского царств: Господь наказывал их или награждал. Не говоря о частностях (напр. 3Цар.13:34; 14:9—10, 15; 15:30; 16:1—4; 18:6—8; 19:32—37; 21:10—16; 22:19—20; 24:2—4), замечателен и характерен в этом отношении общий взгляд и как бы «историческое заключение» во всей истории иудейского и израильского царств. Так, окончательное падение израильского царства он так объясняет: «когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом... и стали делать неугодные Господу дела... презирали уставы Его... оставили все Его заповеди... Прогневался Господь сильно на израильтян и отверг их от лица Своего. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию»... (4Цар.17:7—24). Подобное же заключение дается и об иудейском царстве: «и делал (последний иудейский царь Седекия) неугодное в очах Господних... Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего»... Затем излагается падение Иерусалима (4Цар.24:19—20 и 25 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

б. Царская дорога и параллельная ей Дорога пустыни идут через Заиорданье с юга на север: от Елафа на южной оконечности карты через Едом, Моав, Аммон, Галаад и Васан к Дамаску. Покорение За- иорданья Давидом дало Соломону контроль над этим маршрутом. 3. Царствование Соломона: налоги, подати и торговля, 3 Царств 4 Подчёркнутые синим названия регионов и синие стрелки, идущие со всех сторон к Иерусалиму, представляют торговлю, налоги и подати. Контролируя международные маршруты и регионы, через которые они проходили, Израиль при правлении Соломона достиг пика процветания и мира. Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. Соломон владел всеми царствами от реки Евфрат до земли филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его... Он владычествовал над всей землёй по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своей, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона ( 3Цар. 4:20–25 ). Строительство храма, хронология В это время процветания в Иерусалиме был построен храм Яхве ( 3Цар. 5–6 ). В него был принесён ковчег завета, и слава Господня наполнила храм. В 3Цар. 6:1  строительство храма хронологически связано с исходом Израиля из Египта: В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли египетской, в четвёртый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. Связав библейскую хронологию с ассирийскими записями, можно установить, что это был 966 год до Р.Х., четвёртый год правления царя Соломона (Thiele 67–78). Поэтому библейская дата исхода, произошедшего 480 годами ранее, – это 1446 год до Р.Х. Эта дата подтверждается дополнительными доказательствами, представленными в Суд. 11:26  и в 1Пар. 6:33–37 . 4. Правление Соломона: торговля, налоги и подати, 3 Царств 9:26–28; 10:22–29

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В ветхом завете храм был дан только еврейскому народу, в новом же завете он сделался достоянием всех народов. Дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов, сказал Христос Спаситель ( Мк.11:17 ); поэтому новозаветные храмы устроятся не в Иерусалиме только ( Ин.4:21 ), но на всяком месте среди верующих. Как ветхозаветный храм во всех своих богослужебных приспособлениях устроен был по образу, показанному Моисею Самим Богом ( Исх.25:1, 8:9 ), так и новозаветные храмы с главнейшими предметами богослужения устрояются по образу храма небесного, показанного Богом тайнозрителю Иоанну ( Откр.11:1, 19, 15:5–8, 4:2–11 ). Храмы, как места особенного присутствия Божия и места молитвы, будут существовать на земле до второго пришествия Христа Спасителя. Апостол Павел, говоря о втором пришествии Христа Спасителя, замечает, что день Христов не наступит, доколе не придет прежде человек греха, сын погибели, т.е. антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего... так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:1–4 ). По Слову Божию, пребывание рукотворенного святилища-храма среди народа означает пребывание там Самого Бога ( 3Цар.9:3 ; Иез.43:5–7 ; Лев.26:11–12 ). Следовательно, наоборот, отсутствие святилища, храма у известного народа есть верный признак того, что этот народ отступил от пути Божия, и Господь оставил его. б) Об иконах Почитая храмы Божии, мы должны почитать все святыни храма: св. иконы, честный крест, св. мощи, ибо все это установлено Самим Богом. В частности, относительно свящ. изображений, или икон, Богом даны следующие повеления: И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе ( Исх.25:1, 18:19–22 ; читай также Исх.26:1–31 ). В храме иерусалимском, заменившем скинию, также были поставлены св. изображения херувимов. И поставил он (Соломон) херувимов среди внутренней части храма... И на всех стенах храма кругом сделал резныя изображения херувимов... На двух половинах дверей из масличнаго дерева он сделал резных херувимов... ( 3Цар.6:23–27, 29:32 ). И хотя Соломону не было особого повеления от Бога сделать эти изображения, Господь не только не осудил его за это, но даже выразил особое благоволение к нему. Я услышал молитву твою, – говорил ему Господ, – и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3, 8:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Несомненно, правосудие Соломона было блестящим. «Когда слышал весь Израиль о суде Соломона, как он судил; то стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» ( 3Цар.3:28 ). А следствием такого правосудия был и мир в царстве Соломона (ст. 3). Но свет правды Соломона, к концу его дней, затмился его пороками, а со смертью его и совершенно померк ( 3Цар.11:6, 9–11 ). И только с явлением Христа воссияло во всем мире и на все времена истинное солнце правды. Только Он мог сказать о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» . ( Иоан.8:12 ; ср.1:4 и 9). А вместе с тем водворился и вечный мир в церкви Христовой (ср. ст. 3). 8. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Если правда и мир в царстве Соломона водворятся и утвердятся, то и владычество его должно распространиться до отдаленных пределов вселенной. Об этом и молит Давид. – И да обладает он от моря до моря, и от рек до конец вселенные, – его владычество должно быть не над одним только народом Еврейским, но и над другими народами: оно должно простираться от моря восточного или Персидского залива, до пределов моря западного – Средиземного моря. И от рек до конца вселенной, разумеется – от Тигра и Евфрата, на северо-востоке, до западного берега Испании или до Атлантического океана: а на юге – до крайних пределов Эфиопии 9 . Соломон «владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта... Он владычествовал над всею землею, по ту сторону реки (Евфрата), от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами» ( 3Цар.4:21 и 24). Но власть Соломона, очевидно, не простиралась до крайних пределов вселенной. Только Христос Спаситель есть единый, истинный и вечный Царь мира и только Он мог с правом сказать о Себе: «все предано Мне Отцом Моим» ( Мф.11:27 ). 9. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут. В царство правды и мира с благоговением обратятся и отдаленные народы, прежде враждебные Израилю. – Пред царем правды и мира падут жители отдаленной Ефиопии (– в Африке, на верховьях р. Нила), т. е. поклонятся ему до земли, – к подножию его трона. И врат его будут лизать прах, – прежде бывшие враги его, теперь, признавая его лице священным, будут не только поклоняться ему до земли, но и целовать самый прах на том месте, где стояли стопы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

3. Аса, царь Иудеи, побеждает эфиоплянина Зарая у Мареши, 2 Паралипоменон 14–15 Аса правил 41 год. Авторы Библии дали ему положительную оценку, поскольку он «делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его» ( 3Цар. 15:11 ; 2Пар. 14:2 ). Он запретил культ мужской проституции; за идолопоклонство лишил царского достоинства свою бабушку. С Божьей помощью Аса остановил огромную армию под руководством эфиоплянина Зарая. Битва произошла у Мареши в Шефеле (чёрно-жёлтые и синие стрелки). И снова Шефела оказалась буферной зоной – по сути, полем битвы – на западе Иудеи. 4. Битва Асы и Ваасы в земле сынов Вениамина (прибл. 896 год до Р.Х.), 3 Царств 15:16–24 Итогом религиозных реформ Асы стало улучшение ситуации в Иудее. Многие увидели особую Божью защиту в блестящей победе над огромной эфиопской армией. Некоторые израильтяне были недовольны идолопоклонством на севере и признали наличие Божьих заветных отношений с домом Давида и Иерусалимом. Поэтому они переселились в Иудею ( 2Пар. 15:9 ). Массовая миграция раздражила Ваасу, царя Израиля. Чтобы остановить её, он начал строить крепость в Раме, в центре земель Вениамина: Вышел Вааса, царь израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю иудейскому ( 3Цар. 15:17 ). Аса должен был отреагировать на присутствие Израиля в Раме, в центре земель Вениамина. Этот регион контролировал большинство маршрутов в Иерусалим, включавших не только Дорогу Патриархов, но и маршруты к городу с востока и запада. В опасности были экономические, военные и религиозные интересы. Даже безопасность Иерусалима, наиболее уязвимого с севера, была под угрозой. Шла битва за земли Вениамина. Аса решил возложить надежду не на Господа, а на человека ( 2Пар. 16:7–10 ). Он заключил союз с царём Сирии Венададом, чтобы тот напал на Израиль с севера (карта 6–3). Вааса вынужден был вывести свои войска с земель Вениамина на защиту северных границ. Царь же Аса созвал всех иудеев, никого не исключая, и вынесли они из Рамы камни и дерево, которые Вааса употреблял для строения.. И выстроил из них царь Аса Гизу Вениаминову и Мицпу ( 3Цар. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. “И прилепился Израиль к Ваал-Фегору” (Чис.25:3). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе. “И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу” (1Цар.7:4).    Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. “И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу” (Иер.19:5). Культ Ваала начал распространяться в Израиле ещё при жизни Моисея. “И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их” (Чис.25:1-2).    В Израиле возник храм Ваалу. “И пришли все служители Ваала;... и вошли в дом Ваалов” (4Цар.10:21). И жертвенник ему. “Разрушь жертвенник Ваала” (Суд.6:25). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. “И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня” (3Цар.18:26).    Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. “Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.” (3Цар.16:31-32). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. “Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели” (3Цар.18:19). Жрецы Ваала наводнили страну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В храме Соломоновом были св. иконы: «Сделал Соломон в давире Святое Святых ( 3Цар. 8:6 ) – двух херувимов из масличного дерева... и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов... На двух половинах дверей (для входа в давир) из масличного дерева он сделал рзных херувимов». (Эти двери соответствуют царским вратам в православных храмах). На дверях (для входа в храм) «вырезал на них херувимов» ( 3Цар. 6:23,28,29,32,35 ). В день освящения храма Господь явил Свое благоволение к храму с его святынями: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10,11 ; сн. 9:2,3). В храме, построенном Заровавелем ( 1Ездр. 5:2 ), были св. иконы. «Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4 ). «Как внутри храма, такъ и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были разные изображения: сделаны были херувимы... у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны – к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны постенам» ( Иез. 41:17–25 ). Как относились к св. иконам Иисус Христос и апостолы? В храме Господь Иисус Христос бывал часто (пред страданиями каждый день – Мф. 26:55), видел («осмотрев все» – Мк. 11:11 ) в нем изображения, но не сказал, чтобы их вынесли, как предметы, Богу неугодные (сн. Ин. 2:14–16 ; Мф. 21:12,13; Лк. 19:45,46 ); не осудил иудеев, устроивших храм со священ, изображениями и молившихся перед ними, а благоволил храм, украшенный изображениями, назвать Своим домом ( Мк. 11:17 ). Господь, несомненно, молился и совершал поклонение в храме, иначе фарисеи и первосвященники обвинили бы Его, но они такого обвинения не высказывали. Почитанием храма и священных изображений, в нем находившихся,

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но этим Псалмопевец не ограничивается в своем ободряющем и утешительном вразумлении, – он идет еще дальше: Тот Страж, говорит он, Который охраняет тебя, не спит и не дремлет: не дремлет и не спит хранящий Израиля ( Пс.120:4 ). Этими словами Бог Израиля, то есть истинный Бог, самым решительным образом противопоставляется богам языческим, которые, имея очи видети, ничего не видели, имея уши слышати, ничего не слышали. Между тем как очи языческих богов были всегда как бы дремлющими и спящими, Израиль радуется своему Богу как истинному Стражу, Который не спит и не дремлет, но постоянно внимает ему. Это ясно видим мы из истории пламенного и ревностного служителя Божия пророка Илии. Когда он собрал на горе Кармиле, пред лицом всего народа, хвалившихся своим богом жрецов Ваала, то предложил им положить на дрова тельца и, не подкладывая огня, низвести его с неба именем своего бога. Жрецы согласились и начали молиться, говоря: Ваале, услышь нас! Долго, с утра и до полудня, взывали они к нему, но на эту молитву их не было ответа. Тогда Илия засмеялся и сказал: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! ( 3Цар.18:26–27 ). Жрецы сделали и это: стали кричать, что было у них силы, но все напрасно. Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне ( 3Цар.18:30 ), и начал молиться своему истинному Богу именем Авраама, Исаака и Иакова. При этой молитве на приготовленную жертву сошел с неба пламень, попаливший жертву. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! ( 3Цар.18:39 ). Так на глазах всего народа над бездушными идолами восторжествовал Страж Израиля, Который никогда не спит и не дремлет. Так навсегда познал Израиль своего Бога, как вездесущего, всеведущего и всемогущего Бога, очи Которого всегда взирают на народ Свой и Который видит нужды чад Своих еще прежде, чем они начинают заявлять о них, и знает их желания еще прежде, чем они начинают молиться Ему об их исполнении. К этому, никогда не усыпающему верному Стражу своему Израиль мог взывать и днем и ночью. По крайней мере, о благочестивом Псалмопевце читаем мы, что душа его уповала на Господа от стражи утренней и до нощи ( Пс.129:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Поскольку поклонение Ваалу имело несколько вариантов и осуществлялось в разных городах и странах, то для того, чтобы указать какой способ поклонения Ваалу имеется ввиду, называли имя Ваала с добавлением названия места, где находилось его капище (языческий храм, место поклонения). Например, Ваал-Гад, Ваал-Фегор. «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» ( Чис.25:3 ). Так как различия в поклонении ваалам были незначительны и представляли собой лишь варианты одного и того же служения, то говорили о ваалах во множественном числе. «И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу» ( 1Цар.7:4 ). Изображался Ваал в виде мужчины, похожего на быка, с грубыми чертами лица, с коровьими ушами и рогами на голове. Поклонение Ваалу представляло собой дикие оргии с проявлением животных инстинктов и низких желаний, а также жертвоприношений. «И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу» ( Иер.19:5 ). Культ Ваала начал распространяться в Израиле ещё при жизни Моисея. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их» ( Чис.25:1–2 ). В Израиле возник храм Ваалу. «И пришли все служители Ваала;... и вошли в дом Ваалов» ( 4Цар.10:21 ). И жертвенник ему. «Разрушь жертвенник Ваала» ( Суд.6:25 ). Возникли жрецы этого идола и жертвы всесожжения. «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня» ( 3Цар.18:26 ). Такими царями как, Ахавом в Израильском царстве, Ахазом и Манасией в Иудейском царстве, культ Ваала был возведен на уровень официальной религии. «Ахав... стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии.» ( 3Цар.16,31–32 ). Иезавель, жена Ахава, кормила 450 пророков Ваала и 400 жрецов Астарты. «Четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся со стола Иезавели» ( 3Цар.18:19 ). Жрецы Ваала наводнили страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Это было так, как если бы он ласкался и нежно вкрадывался к тем, которые решили быть непослушными, и тем самым возвращал их к благочестивому и податливому состоянию. Поэтому если ясно, что он был призван к апостольству и поставлен совершителем священнодействия тайн Спасителя в язычниках (ср. Рим.15, 16 ), проповедником и апостолом (ср. 1Тим.2, 7 ), хотя и был от Израиля, то очевидно, что не отверг Бог народа Своего. (11, 2–4) Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? (V, A) Очень своевременно, как некий образ случившегося с Израилем, он приводит историю с Илиёй. Ведь легко можно усмотреть по сходству с тогдашними обстоятельствами, что Израиль сам по своей собственной вине впал в пьяное буйство, а именно: когда над Самарией царствовал Ахав, Израиль нелепым образом воздавал почтение изделиям своих рук и повсюду были жертвы и святилища. А приверженцы Бога были в полном страхе и претерпевали столь невыносимое гонение, что пророки скрывались даже в пещерах и углублениях скал (ср.: 3Цар.18, 13 ; Евр.11, 38 ), когда и сам Илия убегал в глубокую пустыню и припадал к Богу, говоря: «Жертвенники Твои разрушили, пророков Твоихубили 142 , остался я один, и моей души ищут»(ср. 3Цар.19, 10.14 ), но тотчас слышал в ответ на это: «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом»(ср. 3Цар.19, 18 ). Но как тогда не Бог ввергнул Израиля в столь ужасные нечестивые дела, а скорее сами они поползнулись, предавшись собственному безумию, так и теперь, в свою очередь, когда Бог и Отец всем предложил спасение через Христа и вовсе никого не оттолкнул, они добровольно впали в отступление, отвергнув Искупителя. Следовательно, не отверг Бог народа Своего( Рим.11, 2 ), ведь, как я сказал, Он предложил им, если бы они это, конечно же, приняли, участвовать в спасении через Христа. (11, 6) Но если по благодати, то не по делам и т.д. (V) " Но если по благодати, то не по делам»,– говорит он, – «иначе благодать не была бы уже благодатью».Где можно надеяться преуспеть по делам, говорит он, там совсем напрасным и излишним будет как наи- менование благодати, так и благодать на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010