10 . Ворота города (48,30–35) Глава 1 1:1–3 См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания. 1 И было в тридцатый год. Книга, предположительно, имела два заголовка: один от первого лица (ст. 1), второй от третьего (ст. 2,3). Хронология в книге пророка Иезекииля, как правило, приводится по годам правления Иоакима. Иезекииль воспринял свое пророческое призвание на тридцатом году жизни, что соответствует пятому году правления Иоакима. Предназначенный в священники человек обычно приступал к активному служению лишь по достижении тридцати лет ( Чис. 4,3 ), но Иезекииль в этом возрасте жил в условиях плена, вдали от Иерусалимского храма, и, естественно, не имел возможности исполнять свое священническое призвание. 1 это был пятый год. Царь Иоаким был уведен в плен в 597 г. до Р.Х.; Навуходоносор посадил на его место царя Седекию ( 4Цар. 24,15–17 ; 2Пар. 36,10 ). Но Иоакима продолжали считать законным царем Иудеи ( 4Цар. 25,27–30 ), что признавалось даже вавилонскими властителями, так что все даты, которые приводятся в книге пророка Иезекииля (1,2.3; 3,16; 8,1; 20,1; 24,1; 26,1; 29,1; 29,17; 30,20; 32,1; 32,17; 33,21; 40,1), даются по годам царствования именно Иоакима. Следовательно, если в ст. 1,2 называется четвертый месяц пятого года правления Иоакима, то видение состоялось в июле 593 г. до Р.Х. 1 при реке Ховаре. Иудеи диаспоры обычно устраивали места для богопочитания у водных потоков ( Деян. 16,13 ; Пс. 136,1 ). Два клинописных текста из Ниппура упоминают о «пару кабари» (в переводе «великая река»), и это имя собственное можно отождествить с рекой Ховар. Так называли большой обводный канал, с помощью которого вода из Евфрата подводилась к Вавилону. 13,14 Подобно Моисею, любой пророк ( Втор. 18,15.18 ) обычно начинал свое пророческое служение лишь после того, как Бог приоткрывал ему свое Божественное присутствие. Каждый из пророков обычно бывал допущен на небесный совет, где ему позволялось выслушать слова Божий. Именно в этом и состояло отличие истинного пророка отложного ( Иер. 23,16–18 ; 3Цар. 22,19–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3) На основании Кол.2:18 , протестанты думают, что призывание в молитвах Ангелов есть дело суетного мудрования человеческого и потому должно быть отрицаемо. Это возражение решается чрез правильное толкование указанного места из посланий Ап. Павла: по объяснению св. Иоанна Златоуста и собора Лаодикийского, слова Апостола направлены против еретиков –Ангеловцев, которые считали Ангелов богами и учили, что ими создан видимый мир и что человек получает спасение не чрез Иисуса Христа, а при посредстве Ангелов. Но все эти мысли чужды православному учению об Ангелах и потому слова Апостола не имеют к нему отношения (516 а –517 б ). 4) На основании некоторых мест св. Писания ( 3Цар.8:29 ; 4Цар.22:20 ; Иов.14:22 ; Еккл.9:5 ; Ис.63:16 ), протестанты утверждают, что святые умершие не могут знать наших нужд и не слышат обращаемых к ним молений (517 б –518 а ). Против этого мнения «Камень веры» также на основании Слова Божия доказывает положения: а) «Ангели ведят и познавают молитвы земнородных» ( Тов.12:12 ; Лк.15:7 ; Пс.137:1 ; 1Кор.4:9, 11:10 ); в) «Святии ведят и познавают молитвы жителей земных» ( Лк.20:35–36 ; Апок.5:8 ) (518 а –519 а ). Если святые при жизни на земле имели такую прозорливость, что видели духом своим далеко от них отстоящее, знали будущее и проникали даже в сердечные тайны людей ( Быт.48:1–27 ; Исх.32:7–10 ; 1Цар.9:20 ; 4Цар.6:9 ; Дан.4:16–23 ; Деян.5:3–4, 27:22, 34 ), то тем более они обладают этим совершенством по отшествии на небо (519 а –520 а ). Здесь они находятся в самом близком общении с Богом и от Него узнают о наших молитвах. Притом же святые на небе познают существо Божие и в нем, как в зеркале, созерцают все совершающееся в мире тварей (520 а –521 а ). Что же касается приводимых протестантами в свою пользу свидетельств св. Писания, то одни из них относятся только к Богу, Который один знает все на небе и на земле «сам собою, и своею всеведущею, и вся проницающею силою» (521 а ), другие же говорят о святых Ветхозаветных, которые по смерти не были в состоянии прославления и потому не имели знания о нуждах и молитвах человеческих (521 а –523 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

4) почитаем предметы, оставшиеся после них, их мощи и иконы. 509. Кого из святых наиболее почитаем? Из святых наиболее почитаем Пресвятую Богородицу, Покровительницу Православной веры. 510. Какого святого должен каждый особенно почитать? Каждый должен особенно почитать того святого, имя которого он носит. Пояснения: Для почитания святых можно привести много серьезных доводов. Прежде всего, Священное Писание содержит много доказательств того, что Господь выслушивает молитвы людей, живущих на земле, особенно тех, которые стараются жить святой жизнью. Молился праотец Авраам, и Господь исцелил Авимелеха ( Быт.20:17 ). Молился Самуил за израильтян, и была молитва его услышана ( 1Цар.7:8–9 ). Была выслушана молитва пророка Илии, чтобы были посрамлены идолопоклонники ( 3Цар.18:36–39 ). Тем действительнее являются, конечно, молитвы святых, которые уже находятся в вечности, потому что они уже не обременены телесными слабостями и поэтому находятся ближе к Богу, источнику любви и милосердия. На вопрос, могут ли святые знать, что происходит здесь, на земле, и могут ли они знать, что мы их призываем и о чем просим, верующий христианин может только ответить положительно. Уже здесь, на земле, Господь дает святым способность познавать вещи, которые переходят границы восприятия наших органов чувств. Так, например, пророк Елисей знал, что его слуга Гиезий, который был от него настолько удален, что его нельзя было видеть, делает нечто неполагающееся ( 4Цар.5:20–27 ). Апостол Петр знал, что Анания ему солгал, сказав, что продал все свое поле ( Деян.5:3 ). Тем более Бог дает этот дар знания святым, находящимся на том свете: ведь апостол Павел сказал, что в этом земном свете мы познаем лишь частично и посредством подобия, но на том свете будем познавать совершеннее ( 1Кор.13:9–12 ). Христос сказал, что святые являются тем же, что и Ангелы ( Лк.20:35–36 ). Хотя это сказал Христос в связи с вопросом воскресения, но нет основания отрицать действительность Его слов относительно душ святых, освобожденных от тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1036 В славянском слово «Господь» отнесено к предыдущему предложению, как и в авторит. изданиях LXX; но у Св. Кирилла как в Евр., Халд., Сирск. и Араб. (у Вильт.). 1037 Слав.: возвеличится плачевопльствие в Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне, – русск.: «поднимется большой плач Гададриммона в долине Мегиддонской». Так и Вульгата: «planctus Adadremmon in campo Mageddon». Гадад-Риммон есть название города в долине Мегиддо, где в сражении с Египетским царем Нехао был убит иудейский царь Иосия. Это был последний благочестивый царь, управлявший народом иудейским в течение 30 лет, находясь под благоволением Божиим. После него началось уже окончательное порабощение Иудеи. Народ торжественно оплакал царя в Иерусалиме и Иеремия оплакал его в плачевной песне ( Иер.22:10 сл.); все певцы и певицы говорили об Иосии в плачевных песнях своих и они вписаны в книгу плачевных песней ( 2Пар.35:20–27 ; 4Цар.23:29 сл. 2 (3) Езд.1:30 ). О том, что было при Гадад-Риммоне в долине Мегиддо, и говорил пророк. Иероним называет Adadremmon, получивший позднее имя Максианополис (в 17 рим. милях от Кесарии и в 10 – от Ездрелона, Migne t. XXV. col. 1515). Имя Гадад (в честь сирийского бога-солнца) носили цари Дамасские ( Ам.1:4 ; Иер.49:29 ; 2Цар. 8:3 и др.), и Риммон называется в 4Цар.5:18 сирийский царь, имевший храм в Дамаске (Риммон может быть сокращением Гадад-Риммон). Еврейские ученые Кимхи и Абен-Езра отказываются от объяснения этого места. Таргум (у Вальтона) разумеет плач об Ахаве, сыне Омрия, которого убил Гадад-Римон, сын Табримона ( 3Цар.22:54 и 2Пар.18:33 ), и плач об Иосии, сыне Амона, которого Фараон-Хромец убил на поле Мегиддо ( 2Пар.35:20–27 и др. см. выше). Последнего разумеет и Сирский – Пешито (у Вильтона и Чериани): подобный плачу о сыне Амона ( ) в долине Мегиддо ( ). Но Арабский соответствует переводу LXX, который собственные имена передает нарицательными: – цветущая, крепкая (опущено у LXX), – гранатовая яблонь, и – =греч. κκπτω.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4Цар.4:26 .  Побеги к ней навстречу и скажи ей: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» – Она сказала: здоровы. 4Цар.4:27 .  Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне. 4Цар.4:28 .  И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: «не обманывай меня»? 4Цар.4:29 .  И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. 4Цар.4:30 .  И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. 4Цар.4:31 .  Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок. 4Цар.4:32 .  И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. 4Цар.4:33 .  И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. 4Цар.4:34 .  И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. 4Цар.4:35 .  И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. 4Цар.4:36 .  И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего. 4Цар.4:37 .  И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла. И рассказ о рождении сына у жены сонамитянки, его смерти и воскресении имеет очевидное сходство с параллельным рассказом ( 3Цар.17:17 и далее) о воскрешении пророком Илией сына вдовы сарептской, и опять каждый рассказ имеет своеобразные черты, и один не может считаться повторением другого. Пророк Елисей из Галгал отправился на гору Кармил ( 4Цар.2:25 ), любимое местопребывание пророка Илии (ср. ст. 25), а оттуда приходит в близлежавший Сонам (ст. 8; о положении Сонама см. комментарии к 3Цар.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.2:5 .  И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:6 .  И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие (ст. 3); но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею ( 4Цар.2:10 ): «если увидишь, как я буду взят от тебя...». Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники ( 3Цар.19:16,19 ). Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с «сынами пророческими» бене-небиим ( 4Цар.2:3,5,7,15 ), всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея ( 4Цар.4:1,38,5:22,7:1 ), тогда как пророк Илия действовал одиноко ( 3Цар.19:14 ). Может быть, развитие института «сынов пророческих» (см. замечание об этом институте в 3Цар.20:35 ) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов «пророческих» в Вефиле и Галгалах – главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5 и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: «я также знаю, молчите» ст. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( 4Цар. 19:20 ) 120 . Обратим внимание на то, что Господь Бог Сам карает хульника, без всякого участия сил человеческих 121 . Пророчество, изрекаемое пророком Исаией, распадается на две части: первая часть ( 4Цар. 19:21–28 ; Ис. 37:22–29 ) обращена к царю Ассирийскому; вторая часть ( 4Цар. 19:29–34 ; Ис. 37:30–35 ) обращена к Езекии и народу. Первая часть пророчества начинается словами: „Вот слово, которое Господь изрек о нем (о царе Ассирийском): презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; в след тебя покачает головою дочь Иерусалима“. Некоторые Английские богословы 122 полагают, что различие, полагаемое между Сионом и Иерусалимом, основано на том, что Сион „град Давидов“ была восточная, укрепленная часть Иерусалима, цитадель, в которую доселе никогда не входил неприятель; под именем же Иерусалима разумеется западная часть, в которую неприятель врывался неоднократно, как напр. Сусаким Египетский (Шешонк; см. 3Цар. 14:25–26 ) и Иоас Израильский ( 4Цар. 14:13 ). Поэтому дочь Сиона названа девственницею; под именем же дочери разумеется народ, живущий в пределах цитадели 123 . Другие богословы (как Кей на Исаию) под именем Сиона разумеют ту часть Иудейского общества, которая сохранила чистою свои верования, тех Иудеев, которые никогда в родах своих и семьях своих не были идолопоклонниками, никогда по выражению 3Цap. XIX, 18 „не преклоняя колен пред Ваалом, и уста их не лобызали его“. Мы склоняемся к последнему объяснению, тем более, что в Исаии I, 8 имя Сион имеет повидимому именно это значение: „и осталась дщерь Сиона (посреди народа грешного I, 4–7), как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город“. Вслед за сим ст. 9 пророк и поясняет это выражение говоря: „Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшего остатка, то мы были бы тоже, что Содом....“. Поэтому и в 4Цар. 19 ( Ис. 22 ) делается различие между неизменно верными Иегове Израильтянами и между более грешною толпой, которая однако в это время была верна Господу. Дочь Сиона презрит врага и посмеется ему; ибо она всегда доверяла Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Идущих к Богу в Вефиль», т.е. идущих в Вефиль для совершения жертвы Господу Богу. См. прим. к 1Цар.7:9 1Цар.10:5 .  После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд филистимский; [там начальники филистимские;] и, когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют; «Холм Божий», т.е. одна из известных тогда в народе жертвенных высот (см. примеч. 1Цар.7:9 ). Помимо отмеченного, холм имел и иное – военное назначение, служа для филистимлян опорным пунктом их власти в Ханаане (см. примеч. к 1Цар.9:16 ). «Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты». «Сонмы» пророков – это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались «пророками» за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также «сынами», или «учениками пророческими» ( 3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3,5,15 ), потому что воспитывались под руководством боговдохновенных пророков, называвшихся их «отцами» ( 4Цар.2:12 ). При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в Раме Самуиловой ( 1Цар.19:18–24 ); в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Ханаана: в Галгале ( 4Цар.2:1 ), в Вефиле ( 4Цар.2:3 ), в Иерихоне ( 4Цар.2:5,15 ). «Сонмы» неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его святой, совершенной и благой воли должны были стать (и были на самом деле в течение всей ветхозаветной истории) сильным противовесом народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония. Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной миссии религиозного уврачевания народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18). Если пророк начинал говорить от себя, то его пророчества не сбывались, и его не считали «пророком, равным Моисею». Связь пророчества с эпитетом вследствие исполнившегося пророчества означало, что данный пророк был «пророком, равным Моисею», «рабом Яхве», каким был Моисей. Речь Илии у горы Кармил иллюстрирует этот факт. «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему» ( 3Цар.18:36 , курсив добавлен). Илия просил Яхве показать не только то, что Он – Бог над Израилем, в противоположность Ваалу, но также, что Илия был верным «рабом» Яхве, имеющим специальное поручение от Него («и сделал всё по слову Твоему»), в противоположность пророкам Ваала. Другие отрывки, где используется формула «Мои/Его/Твои рабы пророки» имеют тот же подтекст. Пророки верно исполняли свое поручение. Как и Моисей, который «был верен во всем доме» ( Числ.12:7 ), они также были верны своим поручениям. Яхве посылал Своих рабов-пророков к людям с предупреждением о злых делах людских, но они отказывались обращать внимание на предупреждения или следовать заповедям Божьим ( 4Цар.17:13 ). Израиль оказался в изгнании, потому что последовал грехам Иеровоама I, о чем предупреждал раб-пророк ( 4Цар.17:22:23 ). Таким же образом, через рабов-пророков Бог посылал предупреждения Иуде ( 4Цар.21:10 и дал.) Предупреждения приняли форму наказания через вторжение, когда царем был Иоаким, что было предсказано рабами-пророками ( 4Цар.24:2 ). В Книге Иеремии эпитет раба-пророка приобретает особую глубину. Яхве еще и еще раз посылает рабов-пророков, чтобы передать Свое слово (7:25, 25:4, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4). Таким образом, рабы-пророки действовали в соответствии с традицией, по которой они находились в особенных отношениях с Господом Яхве, а Он ожидал от них исполнения поручения, для которого они были избраны – провозглашения слов Яхве, переданных через них. Все сказанное ранее указывает на то, что, хотя «среди Израильтян не было пророка, равного Моисею» ( Втор.34:10 ), была целая плеяда пророков, которые были похожи на Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010