Иногда конец отделяет от начала столь обширный материал, что рамочная схема теряется из виду. За первыми сообщениями об Ахаве, царя Израильском ( 3Цар.16:29–34 ) следует большой комплекс рассказов об Илии и других пророков, и лишь после них схема завершается ( 3Цар.22:39, 40 ). Обрамление, относящееся к Охозии, царю Израильскому (3.Цар.22:52–54 и 4Цар.1:17–18 ) разрывается новым рассказом об Илии. Повествования о пророке Исаии ( 4Цар.18:17–20:19 ) взрывают рамочную схему, относящуюся к Езекии, царю Иуды ( 4Цар.18:1–16 и 20:20, 21). Можно предположить, что эти обрамления создавались и до бесконечности расширялись не одним и тем же девтерономическим редактором. Поэтому т.н. Гёттингенская школа (см. выше, D.II.3) предполагает существование не только «историка-девтерономиста» (DtrH), но и «профетически-девтерономического редактора» (DtrP). Считается, что DtrP преследовал, в частности, цель возвестить о грядущих переворотах (каковые постоянно происходили в Северном Царстве) через выступающих один за другим пророков (напр., 3Цар.21:21–24 ). Но в последнее время высказываются сомнения, может ли быть соответствующая девтерономическая обработка «отнесена к особому слою, который может быть выделен в тексте» (H.-D. Preuß). Носит ли она действительно особый профетический характер или отличается от других девтерономических обработок лишь тематически? 2.1.4 Модель блоков или модель слоев? Т.н. Гёттингенская школа относит все три девтерономических слоя (DtrH, DtrP, DtrN) к эпохе плена. Такой подход называют обычно моделью слоев; он конкурирует с также описанной выше моделью блоков (F.M. Cross и др.). В настоящее время увеличивается число желающих примирить две эти гипотезы. Все больше приверженцев появляется у того тезиса, что первая девтерономическая редакция относится еще к допленной эпохе. Второзаконнический «каркас» Книг Царей с его заинтересованностью в единстве культового места может считаться теперь наиболее ранней девтерономической редакцией (R.G. Kratz). После отказа от идеи единой девтерономической редакции (M. Noth) становится возможным поместить во всяком случае первую такую редакцию в допленную эпоху (DtrH=Dtr 1 ). С другой стороны, редакция эпохи плена создала не только блок 4Цар.23:26–25:30 , но вносила в текст более ранние вставки (напр., 4Цар.21:10–15 ). Имея в виду современный скепсис в отношении чрезмерно подробной литературной критики, можно удовлетвориться различением одного основного девтерономического произведения (Dtr G ) и ряда вторичных дополнений (Dtr 5 ) к нему (R.G. Kratz). 2.1.5 Пост-девтерономическая обработка

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Третья часть молитвы IX гл., – ст. 4, 5, 9, 13, 19 имеет несомненное соответствие в кн. Ездры – Неемии, Паралипоменон, но ближайшее ознакомление с составом данных стихов не позволяет считать и их заимствованными у авторов хроник. И прежде всего, 4 ст. IX гл. характерно отличается от Неем.1:5 отсутствием выражения «Боже небес». Оно свидетельствует, что сознанию Неемии предносилась молитва Соломона при освящении храма, «нет подобного Тебе Бога на небесах» ( 3Цар. 8:23 ), за что ручается и другая выдержка из нее: «да будут очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего» ( Неем. 1:6 ; ср. 3Цар. 8:29 ). В противоположность этому 4 ст. IX гл. Даниила повторяет без всяких добавлений 21 и 9 ст. 7 гл. Второзакония. Независимость Даниила от Неемии подтверждается между прочим и свидетельством Талмуда. «Во Второзаконии 10:17, говорит он, читается: Бог великий, сильный и страшный. У Иеремии отсутствует третий эпитет – «страшный» ( Иер. 32:18 ); у Даниила – второй – «сильный» ( Дан. 9:4 ), но явились мужи великой Синагоги и ввели в употребление снова три эпитета» (см. Неем. 9:32 ). 5 ст. IX гл. Даниила: «согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво», а равно и 19: «Господи! прости» имеют одинаково точные параллели и в 3Цар. 8:47; 8:34 , и во 2 Парал. 6:37; 6:25. Но зависимость молитвы IX гл. от кн. Царств не подлежит сомнению: ее 18 ст. представляет бесспорное воспроизведение 4Цар. 19:16 . Ввиду этого естественнее думать, что и в двух рассматриваемых стихах – 5 и 19 – она повторяет не 2 кн. Паралипоменон, а 3 Царств. В параллель словам 5 ст. IX: «вэсôр мимицвотейка умиммишпатейка» – «отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих», Байер ставит выражение Н. 1:7 «вэло шамарну ет гаммицвôт вэет гахукким вэет гаммишфатим» – «и не сохранили заповедей и уставов и постановлений». Но Неемия не знает, как видно, глагола «вэсôр»; в параллель выражению Даниила «вэсôр мимицвотейка» можно привести лишь «сур мин гаммицва» Вт. 17:20. Девятый ст. IX гл. Даниила «Ладонай елогейну гарахамим вэгасселихот» совпадает со своим предполагаемым оригиналом – 17 ст. 9 гл. Неемии: «вэатта сэлихот ханнун вэрахум ерек аппаим вэраб хесед» – «Ты Бог , любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый», в одном лишь выражении «сэлихôт». Но за исключением этого последнего, 17 ст. 9 гл. Неемии является точным повторением 6 ст. 34 гл. кн. Исход. «Сэлихôт» – вставка в чужую речь и, судя по отсутствию данного выражения в лексиконе Неемии и компилятивному характеру стиха, не оригинальная, а заимствованная. Она могла быть взята из Дah. IX:9 ; «сэлихôт» повторено Неемиею, а «рахамим» опущено, так как в дополняемом им 6 ст. 34 гл. Исхода имеется уже слово «рахм». Если появление «сэлихôт» в Неем. 9:17 понятно, то при допущении зависимости от него Дан. 9:9 остается необъяснимым, почему из пяти эпитетов первого последний удерживает только два и притом «рахум» изменяет в «рахамим».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Кто наделал более всех царей зла в израильском царстве, как не Ахав? (3Цар.21:25). И однако же священный историк не скрывает даже мимолетных проявлений в нем добрых чувств (3Цар.21:27—29) и награды за них. — Вообще, при всем своем сочувствии к дому Давида и его царям, священный историк не скрывает, а часто очень резко оттеняет их пороки (Ахаза, Манассии и др.: 4Цар.16 и 21 глл.), а равно не скрывает «доблестей, благочестия и мужественных подвигов» царей израильских: Иоаса, Иоахаза, Амврия, Ииуя (3Цар.16:27; 4Цар.10 гл.), их побед над иудейскими царями (4Цар.13:12; 14:28). Наконец, так резко, обличительно, в таком мрачном фоне изложить «отечественную историю,» с такими скорбными общими ее выводами (как напр. 4Цар.17 гл.; 24:19—20; 25 гл.), со столь резким приговором и судом над иудейскими и израильскими царями, с постоянно встречающимися (несколько раз в каждой главе) упоминаниями об их «грехах и преступлениях» и гневе Божием, и с заключением о падении израильского и иудейского царств, — все это мог сделать или не иудей, а какой-либо заклятый враг иудейства, или иудей, но личность слишком высокая по своим воззрениям, далекая от всяких влияний и волнений, свободная от национальных даже (не говоря о личных) пристрастий…, и имевшая в виду одну лишь «святую правду.» Таково только и может быть объяснение происхождения и авторитета книг Царств. Другого разумного ответа нельзя дать на это.    Исследователей и толковников книг Царств еще с давнего времени, как видно из одного письма к Иерониму (Epist. 52, 5), затрудняла, как и в книге Судей, хронология книг Царств. Это затруднение производит синхронистическое исчисление лет правления иудейских и израильских царей. Так, с Ровоама до 6-го года Езекии — падения израильского царства, по истории иудейского царства протек 261 год, а по истории израильского царства за тот же период протекло 240 лет. Таким образом, получается разница в 21 год. Много подобных же разностей встречается и в других хронологических датах. Например, по 4Цар.15:30 Осия умертвил Факея и воцарился на 20 году правления иудейского царя Иоафама, а по 4Цар.16Ахаз воцарился вместо Иоафама на 17 году правления Факея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Строение скинии Господь вверил Веселиилу из колена Иудова, и, дабы ничто человеческое не примешивалось к делу Божию, исполнил строителя Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением во всяком деле разумети и архитектонствовати ( Исх.26:1–5 ). Храм построен был по образу, показанному Богом Моисею на Синае ( Евр.8:5 . Исх.25:9–40 ). Своим расположением скиния представляла вид вселенной и входом обращена была к востоку, чтобы солнце при самом восходе своем озаряло жилище Господа лучами своими 10 . Во храм Божий израильтяне должны были стекаться на поклонение Господу Царю своему, выслушивать Его веления и убеждаться, что Он есть истинный Господь Бог , изведый их из земли египетские ( Исх.29:42. 46 ), и поэтому жилище Божие называется в Писании скиниею собрания пред Господем ( Исх.29:42 ). Скиния, как подвижной храм, не имела постоянного местопребывания не только во время странствования евреев в пустыне, но и по занятии ими земли обетованной ( 2Цар.7:6–7 ). Местопребыванием скинии Моисеевой в земле обетованной были Галгалы ( 1Цар.11:14–15 ), Силом ( Суд.20:26. 21:2 ), Гаваон ( 3Цар.3:4 ), и проч. Давидом построена была в Иерусалиме новая скиния, в которую из Моисеевой перенесен был кивот завета ( 2Цар.6:17 . 3Цар.3:15 ), и Иерусалим сделался всегдашним священным местом общественного Богослужения. Здесь вместо скинии, по образу ее сооружен был храм Соломонов ( 1Пар.28:10–21 ) которого здание занимало 100 локтей 11 в длину от востока к западу, и 50 в ширину от юга к северу, и 30 в высоту ( 3Цар.7 ). По подобию храма Соломонова создан был и второй храм ( 1Ездр.3:2 ); по возвращении иудеев из плена вавилонского. Ветхозаветный храм Божий был единственным местом общественного Богослужения, куда все евреи должны были собираться в известные времена ( Втор.12:5–27 ), и тем внушал народу мысль о Едином Истинном Боге и соединял израильтян теснейшим между собою союзом. Вообще ветхозаветный рукотворный храм Божий служил образом небесного и истинного ( Евр.9:23–24 ), духовного, нерукотворного, беспредельного и вечного храма Божия, который есть Христос и с Ним все христиане ( 1Пет.2:4–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сохранились документы, рассказывающие о сельскохозяйственных премудростях. Пахали бороной, которую тянула пара волов ( 1Цар.11:7 ; 3Цар.19:19 ) или ослов ( Суд.19:10 ; 1Цар.8:16 ), причем разных животных вместе не запрягали ( Втор.22:10 ). Вероятно, тогда не использовали лошадей и мулов для полевых работ, предпочитая их для перевозки поклажи и военных нужд ( Ис.30:24 ; 3Цар.7:16 ; Ис.21:7 ). После пахоты крестьянин рыхлил землю специальным инструментом, полол сорняки. Мотыгу постепенно заменил лемех, который, впрочем, нельзя было использовать в горах. После последних дождей женщины, старики и дети шли в поля на более легкие работы. Особенно важно было их участие при предвоенной мобилизации мужского населения ( 2Цар.11:1 ). Самые тяжелые работы приходились на весну: жали, мололи, веяли, пересыпали зерно, вязали снопы, давили виноград, делали вино, оливковое масло. В качестве инструмента использовали кремень или дерево, позднее железо. Выращенное перевозили на ослах или быках. Скотоводство Крестьянин-еврей выращивает крупный и мелкий скот, разводит пчел, промышляет охотой и рыбалкой. Словарный запас языка в этой области очень богат. Археологам удалось открыть относящиеся к ранней эпохе скелеты и изображения быков с короткими рогами. В романскую и византийскую эпохи появляются также быки с длинными рогами и зебры. Их широко используют для полевых работ, пахоты, валяния, перевозок, мясо употребляют в пищу и приносят в жертву во время богослужений. Производство молока и молочных продуктов оставило мало письменных свидетельств: во всей Библии лишь один раз упоминается сыр – в книге Иова ( Иов.20:17 ). Тем не менее в Иерусалиме существовал целый рынок сыров, а на севере открыли остатки сыроварни. Чтобы удержать быков в стойлах, использовалось ярмо. Однако преобладающее большинство стад паслись в полях, например, Сарона, Васана и других долинах страны. Царь Давид назначал специальных чиновников, уполномоченных исключительно следить за стадами ( 1Пар.27:29 ). Говядина или телятина – это деликатес, достойный королевского стола: его подают уважаемым гостям ( Быт.18:7 ; 3Цар.5:3 ). Бык является символом силы и плодородия: Иезекииль выбирает быка, человека, льва и грифона, чтобы изобразить Его явление ( Иез.1:10 ). Библейский текст содержит много выражений для описания этого животного, столь тесно связанного с жизнью людей Книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме плодов своих, палестинские деревья были полезны Израильтянам своим бревном. Вследствие потребности в деревянных изделиях и спроса на них, между израильтянами образовался особый класс мастеровых, преимущественно бедных людей, известных под именем древосечцев ( Нав.9:27 ), древоделей ( 2Цар.5:11 ; Ис.44:13 ), или, по-гречески, тектонов. К этому классу бедных Евреев, в позднейшее время еврейской истории, принадлежал св. Иосиф, Обручник Пресв. Девы Марии. Древосечцы рубили дерева на всякую потребу. Ибо деревянные изделия употреблялись в религиозной, семейной и гражданский жизни еврейского народа. Подробное и прекрасное исчисление деревянных изделий, известных Евреям, находится в книге Премудрости Соломоновой (13, 11–14). Еврейский древодел прежде всего выбирал в лесу дерево, пригодное для своего мастерства; потом, срубив дерево, с осторожностью очищал бревно от всей коры, и наконец с особенным искусством и изяществом изготовлял угоден сосуд в употребление жития. К деревянным изделиям, необходимым для жизни, принадлежали дома и всякая домашняя утварь. В еврейских городах находилось немало деревянных зданий, которые, впрочем, составляли собственность одних зажиточных жителей. Соломон, славный царь Израильский, имел у себя в Иерусалиме великолепный и обширный деревянный дом; этот дом был выстроен, впрочем, не из туземных, но из иностранных лесных материалов, и потому назывался домом дубравы ливанския ( 3Цар.7:1,2; 10:17,21 ). В деревянных еврейских домах устраивались из дерева не только главные (стены), но и мелкие части (двери, пороги 3Цар.6:23,31,32 ). Хозяйственные принадлежности в еврейском семействе также изготовлялись из дерева. И хозяин Еврей имел у себя деревянную столовую посуду ( Чис.31:20 ; Лев.15:12 ), экипажи для езды и сельских работ ( 2Цар.24:22 ; 3Цар.19:22 ), земледельческие орудия, как напр. плуги ( Мк.12:23 ), дорожные посохи, как надежную опору ( Иез.29:9 ), и дреколие, как прочную оборону ( Мф.26:47,55 ; Мк.14:43,48 ; Лк.22:52 ). После различных изделий из дерева не могло не быть остатков, больших и малых, хороших и никуда негодных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 Двадцати лет был Ахаз. По всей видимости, в течение нескольких лет Ахаз являлся соправителем своего отца Иоафама (см. ком. к 15,33). шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 732–715 гг. до Р.Х. 16 ходил путем царей Израильских. Главный грех Иеровоама I, повторяемый всеми последующими израильскими царями, заключался во введении богослужений противоречивших установлениям закона, и устройстве новых культовых центров в Вефиле и Дане ( 3Цар. 12,26–33 ). Эти культовые центры способствовали распространению в северном царстве языческих верований и обрядов. даже сына своего провел через огонь. Бесчеловечные жертвоприношения детей практиковались у соседних с Иудеей народов, евреям же они строго возбранялись законом (3,27; Лев. 18,21 ; Втор. 18,10 ). Ахаз, однако, был не единственным царем Иудеи, нарушившим этот запрет (17,17; 21,6; 23,10; Иер. 7,31; 32,35 ). подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. Своим поведением избранный народ фактически приравнял себя к народам которых Господь изгнал из Ханаана, дабы отдать эту землю Израилю. Тем самым он изменил своему призванию стать «царством священников и народом святым» ( Исх. 19,6 ). 16 Тогда пошел Рецин... Факей. Цари Израиля и Сирии стремились подчинить себе Иудею, чтобы заставить ее выступить на своей стороне против Ассирии (15,19.25.37). В этой ситуации в качестве мудрого советника Ахаза проявил себя пророк Исаия ( Ис. 7,1–17 ). 16 Рецин... возвратил Сирии Елаф. Тем самым сирийцы свели на нет результаты победы, ранее одержанной над ними Азарией (14,22). Идумеяне вступили в Елаф. Идумеяне, таким образом, обратили себе на пользу поражение Иудеи. до сего дня. См. ком. к 3Цар. 8,8 . 16 к Феглаффелласару. См. ком. к 15,19.29. 16 взял Ахаз серебро и золото. Ахаз, как и многие иудейские цари до него предпринимает попытку обеспечить безопасность страны, богато одаривая враждебного царя (12,18; Исх. 23,8 ; 3Цар. 15,18 ; Ис. 5,23 ; Иез. 22,12 ). В ассирийских источниках отмечается, что в 734 г. до Р.Х. Иоахаз (т.е. Ахаз, царь иудейский) заплатил даньТиглатпаласару III (Феглаффелласару).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не беша пословицы Псковичем с Новгородци». К а р а м з. И. Г Р. V, пр. 16. «А кто ти ся будет продан пословицею из Новоторжан в одерп». Древн. Росс. Вивлиоф. 1, 78. «Се бо били челом… Иванцова жена и его сын и его деверь, п о  п о с л о в и ц е ». Акты юридич. 258. — «Многие пословицы приходили Новгородские». Писм. Евангелие 1506 г. «Но и та пословица не по сущему преведеся». Максим Грек Иов. 17, 6. Абаза , тавро, накладываемое на черкасских лошадей. Абаза , то же Абхазия, область в Закавказье. Также обинное. Вероятно, от аба , белое, редкотканое сукно, употреб. персиянами. Энциклопедический Лексикон. Т 1. СПб., 1835. Подразумевается: убил. Ависага. 3Цар. 1:3. Фарра, которого Иисус Навин причисляет к идолопоклонникам. Иис. Нав. 24, 2. Ионафан Бен-узиал на XII кн. Бытия о ввержении Авраама в огненную пещь Нимвродом за отвержение идолов. Быт. 18:22–36. ПАМИД. Агнец с бараном овечье племя. ПАМИД. Един смехом, другой грехом. Быт. 17:13. НП 4291. Ад сотворен и Адам водружен. Бука, страшилище, коим детей пугают; у немцев. Butze, см. Deutsche Mythologie von J. Grimm. Göttingen, 1835. См. Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал. Алай булай , на татарском: так, не так, да и нет. От пьянства, в коем обвиняют Александра Македонского. У принца Буххавского так переведена сия пословица печенежская: Dum aliena sequitur, perdit sua, см. Moscoviae ortus et progressus. Gubenae, 1679, im 16. 3Цар. 16:1. Spiritus Angelicae compositae. Немцы — общее название разных европейских народов в русских летописях: «грамоты аглинским немцам» в Актах Археограф Экспедиции I, 351. 1Цар. 1:2. ПАМИД. Апостолы обличали, они же научали. НП 4291. Аптека улечит на полвека. Ахаав, сын Амвриа, царя Израильского. 3Цар. 16:29. Агав. Деян. 21:2. 2Цар. 15:12, 17; 1Пар. 27:33. Ахтуба, рукав Волги, на берегах коей Батый, по свидетельству Рубруквиса, построил Сарай. «А большая орда опустела, а место ея области близ города Асторохани два днища по Волге вверх именуется Сара и большие ». 210. Пс. 63:17. Аще поручишися за твоего друга, предаси твою руку врагу. Прит. 6, I.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

718 . В то время, как благочестивые цари иудейские с ревностью, хотя и не всегда с успехом, старались о том, чтобы вытеснить и уничтожить этот опасный культ, вредивший истинному почитанию живаго Бога, 719 – в это время Иеровоам, при отпадении десяти колен от царского дома Давидова, формально освятил этот культ в основанном им царстве израильском и сделал его религиею всего государства. Для этой цели он построил публичные капища на высотах в Вефиле и Дане (bathej bainoth 3Цар.12:31; 13:32 ) и назначил туда жрецов (kemarim), которые выбраны были не из левитов, но из всего народа, под условием, чтобы избранный находил себя способным к отправлению жреческой должности ( 3Цар.12:31; 13:33 ). Этот культ, введенный из политических видов ( 3Цар.12:26 и д.), сохранялся и поддерживался всеми царями израильского царства до самого падения его ( 4Цар.17:9,29,32 ). §90 Почитание изображений Поклонение изображениям, или почитание Иеговы в образах, как в видимых представлениях его невидимого вечного бытия, строго запрещенное законом ( Исх.20:4 ; Втор.4:16; 5:8; 27:15 ), находилось в близком родстве с культом высот и есть ничто иное, как одна из форм дальнейшего развития этого культа, так как, подобно последнему, почитание изображений сопровождалось жертвоприношениями. Израильтяне заимствовали это почитание изображений отчасти из Халдеи, отечества родоначальников своего племени, а частью вынесли из египетского идолослужения ( Нав.24:14 ). – Из Халдеи получили свое начало, по свидетельству Быт.31:19,34 , Терафимы (theraphim), 720 т. е. раличной величины человекоподобные истуканы, 721 изображавшие домашних богов или пенатов; это были добрые боги – хранители, стражи и носители земного счастья, у которых искали помощи и защиты во время трудных житейских обстоятельств и спрашивали об исходе предприятий сомнительного успеха. 722 В период Судей Терафимы ставятся в связь с первосвященническим эфодом, именно с того времени, – как Ефремлянин Миха учредил у себя дом Божий с изображением Иеговы, Эфодом и Терафимом, для служения которому Миха принял одного левита в качестве священника ( Суд.17 ). 723 Чрез это служение образам Михи, священный аппарат которого похищен был Данитянами и поставлен в завоеванном ими городе, Лаис – Дане ( Суд.18:15 , и д.), Терафимы сделались богами – оракулами, которым приписывали силу предсказывать будущее, и нечестивый народ почитал их в таком значении до самого плена ( Ос.3:4 ; Иез.21:26 ; Зах.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010