Описанию Тайной вечери в синоптических Евангелиях предшествует рассказ о приготовлениях к ней. Его наиболее короткую версию мы находим в Евангелии от Матфея: В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такомуто и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху ( Мф.26:17–19 ). У Марка эпизод изложен более подробно: В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ( Мк.14:12–17 ). В отличие от Матфея Марк, писавший, как предполагается, для христиан, обращенных из язычества и мало знакомых с иудейскими обычаями, разъясняет, что первый день опресноков – это день, когда было принято вкушать пасхального агнца. Лука, чья читательская аудитория тоже состояла главным образом из бывших язычников, делает аналогичное разъяснение: «Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца». В своем рассказе Лука текстуально близок к Марку, однако вносит важное уточнение: двумя учениками, посланными в город, были Пётр и Иоанн ( Лк.22:7–13 ). Мы не знаем, кем был «такой-то», упоминаемый Матфеем. Не знаем ничего ни о человеке с кувшином воды, ни о хозяине дома, в который он нес этот кувшИн.Хождение за водой было обычным занятием женщин ( Быт.24:11–21 ; Исх.2:16 ; 1Цар.9:11 ; Ин.4:7 ); если это делали мужчины, значит, они были рабами или слугами ( Втор.29:11 ; Нав.9:21–27 ). Нет оснований полагать, что кувшин в руках мужчины был заранее оговоренным опознавательным знаком. Скорее, Марк и Лука упоминают об этой детали, подчеркивая способность Иисуса предсказывать события и видеть их на расстоянии. Вопрос о комнате в Евангелии от Марка в буквальном переводе с греческого звучит так: «Где моя комната (πο στιν τ κατλυμ μου), в которой буду есть пасху с учениками Моими?» У Луки местоимение «моя» отсутствует, Марк же отмечает, что у Иисуса в Иерусалиме – вероятно, в доме одного из друзей или тайных учеников – была Своя комната, о которой знал Он, но не знали ученики. Подобного рода «свои» комнаты в чужих домах были у пророков Илии и Елисея: у Илии была «горница, где он жил», в доме вдовы в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:19 ); у Елисея в доме женщинысонамитянки была «небольшая горница над стеною», где для него поставили «постель, и стол, и седалище, и светильник» ( 4Цар.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 14. И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленныя в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Во втором члене а) описывается гордость и тщеславие Ассура (ст. 13, 14); б) содержится обличение их (ст. 15); в) указывается наказание (ст. 16–19) Что в ст. 12-м Пророк коротко сказал о высокомерии Сеннахирима и об определенном ему наказании, то здесь излагает подробно. Описываемые в ст. 13-м и 14-м завоевания Ассирийских царей частью совершены Сеннахиримом и его предшественниками при разрушении царств Сирского и Израильского, а частью оставались еще в гордых замыслах этого государя. б) Обличение тщеславия Сеннахирима. Ст. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл возстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево? Пророк, уподобляя Сеннахирима секире, пиле, жезлу, показывает, что военные успехи его зависели не от него, а от попущения Божия и тем обличает возношение его против Бога Израилева, Который управляет царями, всеми людьми и всеми происшествиями в мире; нечестивым, подстрекаемым страстями и сатаною, попускает делать ни больше, ни меньше, как сколько определил в Своем совете, и все действия людей, даже порочные, Своим промышлением направляет к назначенным благим целям, так что без Его воли и попущения никто ничего не может сделать. (См. под. 2Цар. 16:10 ; Притч.21:1 ; Ис.14:26 ; Деян.4:28 ; Быт. 45:8 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 ; 4Цар.24:2–4 ; 1Пар.21:1 ). Сеннахирим был только как бич в руке Божией для наказания нечестивых, а бичу безрассудно превозноситься пред держащим его. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 16. За то Господ, Господ Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Ст. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый, его – пламенем, который сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день. Ст. 18. И славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Мф.21:34 .  Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; (Ср. Мк.12:2 ; Лк.20:10 ). Под посланными рабами понимают пророков. У Марка и Луки единственное число: послал «слугу» или «раба». Мф.21:35 .  виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Ср. Мк.12:3 ; Лк.20:10 ). Феофилакт говорит: «Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая первосвященника». Марк и Лука говорят поочередно о нескольких рабах. Матфей же говорит сразу о многих. Аналогии поведению злых виноградарей можно находить в других местах Писания ( Неем.9:26 ; Мф.23:31–37 ; Евр.11:36–38 ; см. также 3Цар.18:13, 19:14, 22:24–27 ; 4Цар.6:31 ; 2Пар.24:19–22, 36:15–16 ; Иер.20:1–2, 37:15, 38:6 и др.). Мф.21:36 .  Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. (Ср. Мк.12:4–5 ; Лк.20:11–12 ). «Больше» по количеству, но не «более почетных». У Марка и Луки раздельнее и подробнее представлено то, что, так сказать, сконцентрировано у Матфея. Мф.21:37 .  Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Ср. Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Если под хозяином понимать Бога, то эти слова, очевидно, к Нему не вполне приложимы. Здесь представляется как бы ошибка в расчете, неисполнение надежды, незнание истинного характера виноградарей и их намерений. Все это объясняется тем, что здесь «Господь представляет Своего Небесного Отца рассуждающим по-человечески» (Элфорд). Мф.21:38 .  Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. (Ср. Мк.12:7 ; Лк.20:14 ). Выражение «пойдем, убьем его» ( δετε ποκτενωμεν ατν) одинаково с тем, которое встречается в Быт.37:20 (согласно переводу Семидесяти) о намерении братьев Иосифа убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хамоф-Дор был отдан левитам из семейства Гирсона ( Нав.21:32 ). В параллельном месте читается Хаммон ( 1Пар.6:76 ). Ваал-Гад , на юге Антиливана; свое имя получил от почитавшегося в нем языческого божества – Ваал-Гада, т. е. бога счастья ( Нав.11:17 ). Кесария Филиппова , город, называвшийся прежде Панеадою . Он был расположен у подошвы Ермона, при восточном истоке Иордана, вблизи Ваал-Гада. Кесарь Август отдал этот город Ироду. Ирод построил в нем великолепный мраморный храм и посвятил его Кесарю. Когда владения Ирода были разделены между его детьми, город Панеада достался сыну его Филиппу. Филипп назвал его Кесарией в честь Римского Кесаря Тиверия. – Близ этого города Иисус Христос спрашивал учеников своих: «За кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» ( Мф.16:13 ). Теперь этот город находится в развалинах и на месте его стоит маленькая деревенька Баниас . Дан , город при малом Иордане. Первоначальное имя этого города было Ласем . Потомки Дановы, недовольные тем, что получили при разделе земли Ханаанской, выслали 600 человек против Ласема, которые разрушили его и избили всех его жителей. На месте разрушенного города потомки Дановы построили новый город и назвали его Даном, по имени родоначальника своего ( Нав.19:47 ). (е) Дан был северным пределом земли Обетованной. Чтобы определить две крайние границы земли Израильской, в Св. Писании часто употребляются выражения: «от Дана до Вирсавии» ( 2Цар.17:11 ) и «от Вирсавии до Дана» ( 1Пар.21:2 ), так как город Вирсавия составлял южную границу Иудеи от земли Филистимской. Асор был некогда главным городом Ханаанским на севере. Иисус Навин разрушил его. Иисус взял Асор, и царя его убил мечом (Асор же прежде был главой всех царств сих). «И побили все дышущее, что было в нем, мечом, все предав заклятию; не оставили ни одной души; а Асор сожжен он огнем» ( Нав.11:10–11 ). Впоследствии Асор был восстановлен и во времена судей находился в руках Хананеев ( Суд.4 ). Соломон укрепил его ( 3Цар.9:15 ). Позднее Феглаффеллассар, царь Ассирийский, завоевал Асор и жителей его переселил в Ассирию ( 4Цар.15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Елисей Елисей [евр. Элиша, «Бог помог» ]. Пророк ⇒ Илия , находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником ( 3Цар. 19:16.19–21 ). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев ( 4Цар 2 и след.; ср. Втор. 21:17 ). Служение Е., самый важный отрезок которого приходится на 12-летнее царствование Иорама ( 4Цар. 3:1 ), ознаменовано многочисл. чудесами, которые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, который, будучи утрачен, появляется вновь ( 4Цар. 6:1–7 ), заботы о еде ( 4Цар. 4:38–44 ) и питье ( 4Цар. 2:19–22 ), других забот ( 4Цар. 4:1–7.8–17 ; 4Цар. 8:1–6 ) до воскрешения из мертвых ( 4Цар. 4:18–37 ; 4Цар 13 и след.). Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям ( 4Цар 2 и след.), к недоверчивому сановнику царя ( 4Цар. 7:2.17–20 ) или к жадному Гиезию ( 4Цар. 5:19–27 ). На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу ( 4Цар. 3:9–27 ). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от которого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата. Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), которую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его ( 4Цар. 6:8–23 ). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя государствами (ср. 4Цар. 5:7 ) приходится и исцеление Неемана от проказы ( 4Цар. 5:1–19 ). Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается ( 4Цар. 64Цар. 7:20 ). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   Идею и цель писателя книг Царств исследователи видят в историческом разъяснении и осуществлении данного Господом Давиду обетования: «когда исполнятся дни твои и ты умрешь, то восставлю семя твое по тебе и утвержду царство его. Я буду ему во Отца и он будет Мне в сына. Если он согрешит, то Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, а милости Моей не отниму от него, как отнял от Саула, которого Я отверг» (2Цар.7:12—16), а равно и основанной на этом обетовании молитве Давида о своем доме: «и ныне, Господи, начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечным пред лицом Твоим; ибо Ты возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки» (7:27—29). Это обетование, в ветхозаветном его исполнении в непрерывности преемства престолонаследия в доме Давида, служит основной идеей и нитью, связующей повествования 3 и 4 книг Царств. С этой целью священный историк подробно описывает, как это обетование исполнялось при сыне Давида Соломоне и его преемниках, несмотря на их уклонение от Бога и отпадение 10 колен. Он описывает, как Господь вразумлял уклонявшихся от Него царственных потомков Давида (3Цар.14:25—26; особ. 15:4) посредством пророческих речей и тяжких политических бедствий, но не свергал дома Давида с престола, как часто поступал с династиями недостойных израильских царей (3Цар.15:27—29; 16:9—11, 16—17; 4Цар.10:11...; 15:10—31). Правда, священный историк упоминает о временном лишении царского престола дома Давида при падении иудейского царства и пленении Седекии, но заканчивает свое повествование восстановлением Иехонии в царском достоинстве Евильмеродахом (4Цар.25:27—30). С тою же целью священный историк подробно описывает события и излагает речи, содержащие указания на это обетование. Так, он подробно описывает, со ссылками на это обетование, восшествие Соломона на престол и построение им храма (3Цар.1:11—48; 5:5), завещание Давида Соломону (3Цар.2:4, 24), молитву Соломона по вступлении на престол (3Цар.3:6) и по освящении храма (3Цар.8:15—20), откровения Господни во время строения храма (3Цар.6:12—13) и по окончании его (3 Цар. 9:4—5). Во всех этих отделах вспоминается это обетование. И в последующих повествованиях об иудейских царях он нередко замечает, что Господь ради Давида, раба Своего, оказывал милость как Соломону, так и его потомкам, несмотря на их тяжкие грехи, и еще большую милость оказывал им, когда они по благочестию «ходили по пути Давида, отца своего» (ср. 3Цар.11:12—13:34—36; 15:3—5: 11—12; 4Цар.9:19; 14:3; 16:2; 18:3; 19:34; 20:5...). С другой стороны, он постоянно оттеняет печальную судьбу израильского царства, его недостойных и негодных царей, начиная с Иеровоама, постоянно нарушавших Божий закон, их постоянное «хождение по пути Иеровоама сына Наватова,» частую их погибель от руки разных заговорщиков и истребление всего их рода «до мочащагося к стене» (особ. 3Цар.14:10; 15:25—34; 16:1—34; 4Цар.9:30—37; 10:1—30; 15:8—31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В послепленную эпоху привлекали к себе внимание прежде всего те тексты, где говорилось о Храме. В частности, говорится о большом количестве золота, использованного для его украшения ( 3Цар.6:20–22 ). Живой интерес вызвала новая организация храмовых доходов при царе Иуды Иоасе Был дополнен также рассказ о свержении Гофолии ( 4Цар.11 ). Древняя дворцовая стража стала невооруженной храмовой стражей ( 4Цар.11 :5а, 7, 9, 10; C. Levin). Это лишь некоторые примеры различимого в Книгах Царей позднего интереса к культу и священству. 2.2 Источники Книг Царей Книги Царей сами прямо указывают на свои источники: «книгу дел (летопись) Соломона» ( 3Цар.11:41 ), «летопись царей Израильских» ( 3Цар.14:19 ) и «летопись царей Иуды» ( 3Цар.15:7 ). Помимо этого, в Книги Царей были включены и другие предания, хотя они и не цитируются в качестве источников. 2.2.1 Летописи Первый девтерономический редактор указывает, говоря о северных царях, на «летопись царей Израильских». Он нашел в них, в частности, те «сообщения о путчах», которые часто привлекаются им ( 3Цар.15:27, 28, 16:9–10 , 15b–18, 4Цар.9 :14а, 15:10, 25, 30). Так он рисует наглядную картину нестабильности израильского Северного Царства. Выдержки из «летописи царей Иуды» показывают, что этот источник весьма интересовался Иерусалимским Храмом. Таким образом мы узнаем, когда ремонтировался Храм ( 4Цар.12:7–13 ), когда был установлен новый жертвенник ( 4Цар.16:10–13 ), когда была разграблена храмовая сокровищница ( 3Цар.14:26 ; 4Цар.14:14 ) и когда приходилось платить из нее дань чужеземным царям ( 4Цар.12:18, 18:14–16 ). Это наводит на мысль, что летопись царей Иуды основывалась не только на дворцовом, но и на храмовом архиве (T.R. Hobbs). Что нашел редактор в «летописи Соломона»? По аналогии с летописью царей Иуды, можно предполагать, что речь шла там о строительстве Храма. Более конкретно, там могла содержаться информация о начале и завершении строительных работ ( 3Цар.6:1 37–38), а также о продолжительности строительства Храма и дворца (7:1). О том, что говорилось в этой летописи о «мудрости» Соломона (11:41), возможны лишь предположения. 2.2.2 Прочие источники и использованные предания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Исаия явился с грозною речью о вавилонском пленении и вызвал смирение и покаяние Езекии и молитву: «да будет мир во дни мои» ( 4Цар.20:14–19 ). С указанными «пополнениями», очевидно, хорошо известными и писателю Паралипоменон и его читателям, понятно цитируемое повествование Паралипоменон. Надеемся, другого вывода и не может быть. Таких примеров можно бы привести и еще не мало. Поэтому, справедливо принятое у 70 наименование книг «Паралипоменон», т.е. дополнений опущенного в книгах Царств и других исторических ветхозаветных книгах. Этими «дополнениями» писатель Паралипоменон выразил и свое полное доверие к книгам Царств. Кроме того, между книгами Царств и Паралипоменон, много сходства в повествованиях о Сауле, Давиде, Соломоне и всех последующих иудейских царях. Эти сходные повествования являются «двумя свидетелями» историчности книг Царств. Содержание книги Царств подтверждается также свидетельствами пророков, которые нередко описывают современные события вполне сходно с книгами Царств. Так, пророки Исаия и Иеремия описывают события из истории иудейского царства, начиная с царствования Ахаза, сходно с описанием их в 4 книге Царств (ср. Ис.7:1–5 = 4Цар.16:5–9 ; Ис.36 –39гл.= 4Цар.18:13–20:21 ; Иер.39:1–10 = 4Цар.25:1–12 ; Иер.52 = 4Цар.25:17–30 ). Пророки Иезекиль и Даниил упоминают о разрушении Иерусалима и переселении в плен Иудеев при царях: Иоакиме, Иехонии и Седекии ( Иез.1:1–2;24:1–14 ; Дан.1:1–3 ). Пророки упоминают о нечестии многих иудейских и израильских царей согласно свидетельствам 3 и 4 книг Царств, например, о преступлениях Ахаава и Амврия ( Мих.6:16 ), Иоакима, Иехонии и Седекии (Иер.22гл.; Иез.19гл.); пр. Амос упоминает о сирийских царях Азаиле и Венададе ( Ам.1:4 ), описываемых в 4Цар.8гл. О поступках Ииуя с домом Ахаава ( 3Цар.21 ; 4Цар.9:24 ) упоминает пр. Осия (1:4). О царях Асе и Ваасе и их войне ( 3Цар.15:15–22 ) упоминает пр. Иеремия (31:9). Иисус, сын Сирахов, упоминает о деятельности царей Соломона, Ровоама, Иеровоама, Езекии, Иосии и пророков: Исаии, Илии, Елисея и описывает их подвиги вполне согласно с книгами Царств (Прем. Сир.47:14–49:9 ). Он упоминает о многих чудесах и пророчествах, излагаемых в 3 и 4 книгах Царств. Таковы: чудесные события, сопровождавшие деятельность пр. Илии ( Сир.48:2–9 ), Елисея (48:12–15), Исаии (48:24–28). В Новом Завете также существует очень много указаний на повествования обозреваемых книг и подтверждается достоверность последних. Так, говорится о Соломоне, его храме ( Деян.7:47–49 ), его славе ( Матф.6:29 ), о посещении его царицею Савскою ( Матф.12:42 = 3Цар.9 –10гл.). о пророках: Илии и Елисее ( Лук.4:24–27 ; Иак.5:17–18 ; Римл.11:3–4 = 3Цар.17–19 ; Цар.5:8–14), о смерти Давида ( Деян.2:29;13:36 = 3Цар.2:10 ). Все описываемые в книгах Царств, иудейские цари в таком же хронологическом порядке и преемственности поименовываются, с Давида до Иехонии, в родословной Иисуса Христа у евангелиста Матфея (1:6–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Положиша осквернения своя в дому, идеже наречеся имя Мое, в нечистотах своих (34 ст.) – здесь речь о тех же нечистых языческих обрядах, которыми внесли иудеи осквернение в самый храм, посвященный Истинному Богу, о которых пророк говорил выше (см. 11:15 ср. 7:30). – Соградиша требища ваалу, яже в дебри сына Енномля, еже возносити сыны своя и дщери своя молоху (35 ст.) – об этих капищах в честь ваала, устроенных в долине Енномовой, где приносили в жертву молоху детей, пророк тоже упоминает выше (см.– 2:23; ср. 7:31–32; 19:5). – Ваал (господин) – это главное божество или идол ханаанских народов, от которых служение ему переняли и евреи, что случилось очень рано. Первый случай служения евреев ваалу, по свидетельству Св. Писания, был еще во времена Моисея, когда они еще приблизились только к пределам земли обетованной ( Чис. 21:41; 25:3 ; Втор. 1:3 ). По смерти Иисуса Навина служение ваалу упоминается уже очень часто ( Суд. 2:11–13; 3:7; 6:25; 8:33; 10:6 ; 1Цар. 7:4; 12:10 ; 3Цар. 11:4–8 ; 4Цар. 23:5, 13 ). По разделении царств служение ваалу особенно распространено было в царстве израильском ( 3Цар. 16:31–32; 18:18; 19:18; 22:53 ; 4Цар. 17:16 ); но нередко являлось оно и в царстве иудейском ( ; 2Пар. 24:7; 28:2, 33:3 ; Иер. 11:13 ). Под именем ваала чтили солнце, как царя неба, как начало производительной силы природы, подобно тому как под именем астарты чтили луну как царицу неба (ср. толков. на Ис. 65:3 ). – Почитание ваала выражалось различно: устрояли в честь его храмы или капища ( 3Цар. 16:32 ; 4Цар. 10:21 ), ставили истуканов или статуй ( 3Цар. 14:23 ; 4Цар. 3:2; 10:26; 18:4; 23:4–14 ; 2Пар. 14:3; 31:1; 34:4 ; Ис. 17:8; 27:9 : Иез. 6:4, 6 : Мих. 5:12 ), воздвигали алтари или жертвенники, особенно на возвышенных местах ( 4Цар. 23:12 ; Иер. 11:13; 19:5 ), совершали на них, а также на крышах домов ( Иер. 32:29 ) курения ( 4Цар. 23:5 ), приносили разные жертвы ( 3Цар. 18:23–26 ; Иер. 7:9 ), проводили детей чрез огонь ( 4Цар. 16:3; 23:10 ; 2Пар. 28:3, 33:6 ) и даже сожигали ( Иер. 19:5; 32:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010