Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Астарта Астарта, Астарты (мн. ч.): 1) в сочетании с Ваалом или Ваалами – общее наименование женского божества у хананеев ( Суд. 2:13 ; Суд. 10:6 ; 1Цар 7 и след.; 1Цар. 12:10 ; 1Цар. 31:10 ; 3Цар. 11:5 ; 4Цар. 23:13 ). Судя по названиям городов, в ⇒ Астарофе и Аштероф-Карнаиме находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане ( 1Цар. 31:10 ), и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению которой Соломон был совращен своими женами, Библия называет «божеством Сидонским» ( 3Цар. 11:5.33 ) или презрительно – «мерзостью Сидонской» ( 4Цар. 23:13 ). Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее – женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян ( 1Цар. 31:10 ) – как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, которую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя – как звезда любви. В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. – «богиня неба»), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии ( Иер. 7:18 ; Иер. 44:17–19.25 ), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. – об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, которые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города ⇒ Аштероф-Карнаим ­­ «Астарта о двух рогах»). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины ( Втор. 23:17 ; 3Цар. 14:24 ; ⇒ Блуд, блудница, блудник ). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез. 23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Колесница, повозка I. В Палестине для перевозки грузов повозки применялись редко из-за характера местности, и потому они редко упоминаются в Библии. Обычно поклажу перевозили на вьючных животных – ослах и верблюдах. Во время странствования по пустыне левиты перевозили ⇒ скинию на крытых повозках ( Числ. 7:3–8 ). Хетты имели четырехколесные повозки, К., с дисковыми колесами. Такой же, вероятно, была и та К., на которой филистимляне вернули израильтянам ковчег завета ( 1Цар. 6:7 ). Пр. Ам упоминает К. для перевозки снопов ( Ам. 2:13 ). Грузовая повозка времен Исаии (см. Ис. 66:20 ) изображена на ассир. рельефе, найденном в районе Лакиша (Лахиса). В эти повозки впрягали волов. II. 1) шумеры еще в III тысячел. до Р.Х. имели четырехколесные боевые колесницы, в которые запрягали лошадей. Эти животные появились на Ближнем Востоке, вероятно, благодаря гиксосам. Более легкая двухколесная К. была широко распространена у египтян ( Исх 14 и след.; 4Цар. 18:24 ), хананеев ( Нав. 17:16 ; Суд. 1:19 ; Суд. 4:3 ), филистимлян ( 2Цар. 1:6 ), арамеев ( 2Цар. 10:18 ), хеттов ( 4Цар. 7:6 , ассирийцев ( Ис. 22:7 ; Наум. 2:1–4 ), вавилонян ( Иер. 50:37 ; Иез. 26:7 ) и персов, а со времен Соломона и у израильтян ( 3Цар. 16:9 ; 2Пар. 1:14 ; ⇒ Войско , V). Док-ты из архивов Рас-Шамры и Алалаха дают представление о структуре и организации отрядов К. как ядра войска. Эти К., запряж., как правило, двумя, иногда тремя, реже четырьмя лошадьми, использовались и для охоты. К. правителя и его сыновей, прежде всего наследников престола, во время их выезда сопровождали бегущие впереди скороходы (⇒ Предтеча ), которые должны были освобождать едущим дорогу ( 2Цар. 15:1 ; 3Цар. 1:5 ); 2) ось повозки, обычно располож. ближе к заднему краю, была твердо соединена с кузовом и дышлом, рессор в то время не знали. Колеса имели по четыре или по шесть спиц. Дисковые колеса были только у грузовых повозок. Судя по колеям на мощенных камнем улицах Каркемиша (Кархемиса), расстояние между колесами составляло 1,10 м. Кузова были круглые и четырехугольные. На их внешних стенках, которые, как и дышло, и хомут, нередко бывали богато украшены, помещали колчан со стрелами. Боевые К. иногда обивали железом ( Нав. 17:18 ). Позднее колеса стали оснащать серпами, которые выводили из строя пехоту, когда К. врезалась во вражеский боевой порядок ( 2Мак.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 13 1–6. Уничтожение идолопоклонства и удаление лжепророков. 7–9. Суд над народом Божиим. Зах.13:1 .  В тот день откроет­ся источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. За раскаянием, естественно, следует очищение от греха и освящение. Доступность этого очищения изображается под видом источника очистительной воды для дома Давидова и для жителей Иерусалима, т. е. для всех без исключения иудеев, без различия их положения. Зах.13:2 .  И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Грех и нечистота поддерживались в среде иудеев, главным образом, привязанностью к идолопоклонству и деятельностью лжепророков, вдохновляемым духом нечистым ( 3Цар.22:19–23 ). Впредь даже имена идолов будут забыты, т. е. идолопоклонство исчезнет окончательно; лжепророки перестанут появляться в избранном народе, деятельность духа нечистого будет парализована (см. Кир. 194). У Захарии, как предшественника Малахии, «печати пророков», в Зах.13:2 и след. можно видеть намек на близость прекращения пророчества в Израиле. Здесь речь, очевидно, о лжепророках; но уже самое употребление имени nethíim без определения, по мнению толкователей, свидетельствует о том, что Захария имеет в виду то время, когда будут существовать только ложные пророки (Keil 642–643; Zatw 1881, 90–91; Коеп Einl. II, 14; Smith 484, Marti 449; И. Корсунский , иудейское толкование Ветхого Завета. Москва, 1882, С 88–89). Зах.13:3 .  Тогда, если кто будет про­рицать, то отец его и мать его, родив­шие его, скажут ему: тебе не должно жить, по­тому что ты ложь говоришь во имя Го­с­по­да; и по­раз­ят его отец его и мать его, родив­шие его, когда он будет про­рицать. Отвращение к ложному пророчеству будет столь сильно, что родители не пощадят собственных детей, дерзающих говорить ложь во имя Господа, предавая их смерти, как то предписывал Закон ( Втор.13:6–11 ; Втор.18:20 ; – Keil 642).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Старейшины I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ВЗ звание или ⇒ должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени ( Исх. 3:16.18 ; Числ. 22:7 ; Нав. 9:11 ). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись также мудрость, благочестие и надежность ( Исх. 18:21 ; Втор. 1:13.15 ). Собрание, образованное из С., в большинстве случаев выступало как совещат. орган. (⇒ Колено .) Согл. Втор. 31:9–13 , С. вместе со священниками должны были через каждые семь лет (в год отпущения) участвовать в чтении Закона народу. После овладения землей обетованной С. городов исполняли обязанности судей ( Втор. 19:12 ; Втор. 21:19 ; Втор. 22:15–18 ; Нав. 20:4 ; Руф. 4:2.4.9.11 ; 3Цар. 21:8.11 ; 4Цар. 10:1.5 ). Они выносили решения по простым правовым вопросам. При этом разрешено было подавать апелляции, которые рассматривались священниками и официальными судьями ( Втор. 17:8–13 ; ср. 2Пар. 19:8–11 ). Моисеем были назначены «семьдесят старейшин». Согл. Исх. 18:1 , это было сделано по совету его тестя Иофора, священника мадиамского, чтобы снять с Моисея часть нагрузки и улучшить отправление правосудия; а согл. Числ. 11:16 , – по Божьему повелению в ответ на жалобу Моисея. Здесь должность С. связывается с исполненностью Духом и ее видимыми проявлениями ( Числ. 11:25 ). II. В ИУДАИЗМЕ В иудаизме институт С. приобрел особое значение после гибели Иудейского царства – как в среде угнанных в плен ( Иер. 29:1 ), так и среди израильтян, оставшихся на родине ( Иез. 8:1 ; Иер. 26:17 ). В организац. устройстве синагоги всегда существовало местное правление, обычно состоявшее из семи С. ( Лк. 7:3 ). III. В НОВОМ ЗАВЕТЕ В НЗ Лука вводит обозначение С. (в Синод. пер. – «пресвитеры»; от греч. пресбютерос, «старейший») для людей, которые руководят Иерусалимской церковью ( Деян. 11:30 ; Деян. 15:2.4 ; Деян. 21:18 ), в чем выражается преемственность между ВЗ и НЗ. А. НАЗНАЧЕНИЕ В НЗ говорится о назначении С.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 17 1–6. Изготовление Михою принадлежностей культа. 7–13. Совершение левитом богослужения в доме Михи. Суд.17:1 .  Был некто на горе Ефремовой, именем Миха. Суд.17:2 .  Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его. Мать его сказала: благословен сын мой у Господа! Суд.17:3 .  И возвратил он матери своей тысячу сто сиклей серебра. И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для [тебя,] сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир; итак отдаю оное тебе. Суд.17:4 .  Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи. Суд.17:5 .  И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. Суд.17:6 .  В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. Некто Миха, из колена Ефремова, из серебра, подаренного ему матерью (200 сиклей, на 160 рублей серебром, около восьми фунтов), сделал истукан и литый кумир, потом присоединил к ним эфод и терафим и, поставив эти вещи у себя в доме, вероятно, в особой комнате, поручил одному из своих сыновей состоять при них священником. Упоминаемый в культе Михи истукан (песал от pasal – отрывать, отрезать) был вытесан, вероятно, в виде небольшого столбика, по примеру ханаанских менгиров ( Втор. 7:5, 25 ), с посвящением Иегове, наподобие бетиля Иакова ( Быт. 28:18–19 ). Литой кумир (массека от nasak – лить), как видно из различных мест Библии , где употребляется это название (ср. Исх.32:4,8 ; Втор.9:12, 16 ; 3Цар. 14:9 ; 4Цар.17:16 ), вероятно, имел форму тельца и служил символическим изображением Иеговы. Эфод был облачением или самого священнослужителя, в виде первосвященнического (ср. Суд.8:27 ), или же кумира, как догадываются некоторые. О терафиме см. Быт.31:19 . Суд.17:7 .  Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гнев Божий за дружественный союз с нечестивым Желая открыть для своего народа новый источник богатства, Иосафат, благочестивый царь иудейский (живший в 914–889 до Р.Х.) условился с Охозиею, сыном нечестивого Ахава, выстроить в Епион-Гавере большие корабли, по образу финикийских, для совершения плавания в Фарсис и Офир; но пророк не одобрил этого предприятия за союз с нечестивым Охозиею и предсказал погибель флоту. И действительно, буря разбила корабли, прежде чем успели они отправиться из Ецион-Гавера. Охозия предлагал было восстановить общий флот, но Иосафат отказался ( 3Цар.22:48–49 ; 2Пар.20:35–37 ). О том, как святые избегали сообщества с нечестивыми. Св. мученики: Евтропий, Клеоник и Василиск, несмотря на все обещания, предложения и обольщения язычников, не только не принесли жертвы идолам, но даже не сели обедать с ними. На приглашение они отвечали так: «Мы не сядем с вами, ибо сказано в Писании: со святыми ходяй, освятится, а иже с нечестивыми ходить, причастник им будет». Будем и мы избегать сообщества злых людей и водить дружбу только с теми, которые могут подать нам добрый и благочестивый пример («Четьи-Минеи», 3 марта); Касаяйся смолы, очернится ( Сир.13:1 ). Как строго и бдительно следует христианину охранять себя даже от простых разговоров с неверующими, дабы не соблазниться их лжеучением, показывает следующий пример из жития пр. Паисия Великого. Один из любимых учеников его, отличавшийся всегда строгостью жизни и послушанием, отправился однажды из пустыни в город для продажи своих рукоделий. Дорогой случайно с ним встретился еврей и был ему спутником. Видя простоту инока и вступив с ним в разговор, еврей начал отвергать божественное достоинство Спасителя. Слыша нечестивые слова, инок не только не отвратил слуха своего от них, но даже с любопытством и как бы с доверием внимал злохулению неверного. Наконец, вынужденный к ответу, инок от неразумения и простоты своей сказал: «Может быть, это и так, что ты говоришь». После этого, когда инок возвратился к преп. Паисию, прозорливый старец не только не хотел говорить со своим учеником, но даже и смотреть на него. Не зная за собой никакой вины, инок удивлялся и недоумевал, за что так прогневался на него преп. Паисий, и, улучив удобное время, спросил: «За что, отче, отвращаешь от меня лицо свое?» Преп. Паисий объявил ему, что участием в беседе с неверным он выразил свое отчуждение от Христа, отдал себя во власть духа лукавого, хульного и нечистого, за что и получит суд с неверными. Пораженный строгостью такого приговора, инок со слезами припал к ногам преп. Паисия, прося его молитв о прощении греха. Так от одной кратковременной и случайной беседы уже вселился в несчастного инока хульный дух и только после продолжительной молитвы преподобного вышел из инока в виде темного дыма («Четьи-Минеи», 19 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга Иисуса Навина I. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ В Нав. 24 сказано, что Иисус Навин собственноручно записал рассказ о заключении завета в Сихеме в «книгу закона Божия». С др. стороны, ясно, что заключит. стихи книги были дописаны уже после смерти Иисуса Навина, Елеазара и других людей этого поколения. Назв. стихи, как и приведенный в Нав. 15:13–19 (ср. Суд. 1:10–15 ) рассказ о завоевании Халевом Хеврона и Давира – событии, произошедшем позже, – были внесены в книгу для создания полной картины событий. Но все же вполне вероятно, что рассказ об этих событиях в его нынешнем виде был записан еще при жизни Иисуса Навина. Во всяком случае, можно предположить, что книга обрела свою окончат. форму до времени правления Соломона, когда хананеи еще жили в Газере (ср. Нав. 16 с 3Цар.9:16 ), или даже до времени правления Давида, когда иевусеи еще занимали крепость в Иерусалиме (ср. Нав. 15:63 с 2Цар. 5:6.7 ). II. МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Первое слово К.И.Н. – «И» (так в MT) показывает, что она теснейшим образом связана с Пятикнижием Моисея, повествование которого прямо продолжает. Описанием завоевания Ханаана книга завершает рассказ об освобождении богоизбр. народа от егип. рабства. В евр. Библии К.И.Н. считается первой в ряду историч. книг (Нав – 4 Цар, искл. Руфь.), объединенных под общим названием «главные, или ранние, пророки». Если в центре Пятикнижия Моисея находится Закон, то «ранние пророки», как пророки вообще, проповедуют Божье владычество над Его народом и над язычниками (ср. Нав. 24 ). III. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ Книга состоит из 24 глав и делится на три основные части: I. Завоевание земли обетованной ( Нав. 1–2 ): 1 . Подготовка к завоеванию: а) Бог ободряет Иисуса Навина, народ уверяет его в своем совершенном послушании ( Нав. 1 ); б) лазутчики в Иерихоне ( Нав. 2 ); в) переход через Иордан, установление памятных камней ( Нав. 3:1; 4 ); г) обрезание и Пасха; манна перестает падать; ангел Господень называет Галгал святым местом ( Нав. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Слово Божье I. СЛОВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Первонач. значение евр. слова давар («вещь» и «слово») – «оборотная сторона», «подоплека», т.е. смысл какой-л. вещи, ее суть, то, что определяет ее внутр. характер. Слово давар означает не «слово» в грамматич. смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполн. смыслом. II. СЛОВО БОЖЬЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) «Слово Божие» как слово Бога. Если ВЗ говорит о «слове Божием» (только 6 раз) или о «слове Яхве», то это не описание некоего, ни к чему не обязывающего высказывания Бога, а выражение Его силы. Высшим выражением силы Божьего слова является сотворение мира по могуществ. слову Божьему, о чем сообщается в Писании ( Быт. 1 ). По силе воздействия слово Божье подобно молоту, разбивающему скалу ( Иер. 23:29 ). Слово Бога пребудет вечно ( Ис. 40:8 ), человек живет словом, исходящим из уст Господа ( Втор. 8:3 ). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню ( Ам. 8:11 ); 2) «Слово Божие» как слово пророков. Речь любого из пророков может быть названа «словом Божиим», если пророк выступает не от своего имени, а проповедует Божье откровение ( 3Цар. 22:19 ; Ис. 7:7–17 ; Иер. 7:2–7 ). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божье ( Иер. 23:28 ; Иер. 27:18 ). Слово Божье само совершает то, для чего оно было послано ( Ис. 55:10 ). Этим истинное слово Божье отличается от ложного, а истинный пророк отличается от лжепророка. Поэтому в ответ тем, кто сомневается, можно ли называть слова, произнесенные человеком, словом Божьим, а также тем, кто говорит, что пророки могут заблуждаться, указывается на то, что истина слова Божьего и истинность пророка выявятся сами собой ( 2Пар. 18:24 ; ср. 4Цар. 9:36 ; Иер. 28:16 ); 3) «Слово Божие» как слово Библии. Если слово Божье зафиксировано в письм. виде ( Исх. 24:4 ), то такая запись также называется Словом Божьим. Но записанное слово, ставшее «Священным Писанием», – это уже не то «Божие слово», каким оно выносится из живой встречи с Богом, а слово, превращенное в учебник или наставление (ср. Иер. 7:22 ). Если первонач. «слово Божие» было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письм. фиксацией и собиранием таких отдельных «слов» выражение «слово Божие» применительно к ⇒ Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово ( Притч. 13:13 ), так и собрание свящ. текстов в целом ( 2Пар. 29:15 ). III. СЛОВО БОЖЬЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ахав Ахав («брат отца», т.е. «весь в отца»): 1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874–852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме ( 3Цар 12 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновительницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником – пр. ⇒ Илия . А. занимал промежуточную позицию. Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры ( 3Цар. 16:31–33 ; в Синод. пер. имя «Ашера» передано как «дубрава»); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, которых удалось спасти управляющему дворцом Авдию ( 3Цар. 18:4 ; 3Цар. 19:10 ). Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле ( 3Цар. 18:19 ). На табличках из слоновой кости, найденных во время раскопок дворца А. в Самарии ( 3Цар. 22:39 ), обнаружены изображения чужеземных божеств. (⇒ Мегиддо ;) За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией ( 3Цар. 17:1 ). Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил «пророков Ваала» ( 3Цар. 18 ). Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согл. которому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью ( Исх. 22:20 ; Втор. 13:6–15 ). А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя – в Израиле, а Елисея – в пророки вместо себя ( 3Цар. 19:1 ; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар. 8:13 ; 4Цар 9:2 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

О святых храмах Откуда истинно верующие люди научились устроению храмов? Еще в Ветхом Завете, при даровании Господом Синайского законодательства, Сам Господь объявил чрез Моисея: «скажи сынам Израилевым, ... и устроят они Мне, святилище, и буду обитать посреди их» ( Исх. 25:8 ). Также и о Соломоне сказал Господь: «он построит дом имени Моему» ( 2Цар. 7:13 ). «И построил Соломон храм, и кончил его» ( 3Цар. 6:14 ). Как относился Бог к устроенному Ему святилищу? Храм был угоден Богу, и Бог освятил его ( 3Цар. 9:3 ). Когда разрушен был храм Соломонов, Господь повелел строить новый храм ( Агг. 1:3–8 ). Храм был построен и существовал до пришествия Спасителя. Как Спаситель относился к ветхозаветному храму? Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф. 21:13 ). Почему Господь так ревновал о храме? Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: «клянущийся храмом, – говорит Он, – клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ). Спаситель признавал также и освящение от храма: «что больше, – спрашивал Он, – дар, или жертвенник, освящающий дар « ( Мф. 23:19 )? И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм. Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него? Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: »дом Мой, – говорил Спаситель, – домом молитвы наречется для всех народов " ( Мк. 11:17 ). Как относились Апостолы к ветхозаветному храму? Апостолы, после Воскресения Господня, «пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога» ( Лук. 24:53 ). Апостол Павел приходил в «Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» ( Деян 22:17 ). Может быть, только у евреев был храм, а христиане храмов не имели? Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храма – храма новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: «потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, – воссоздам, и исправлю ее , чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Деян. 15:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010