Такая ситуация с человеком, претендующим на звание пророка Божиего, однозначно ставит под сомнение его духовный опыт. Истинные пророки Божии, вдохновляемые свыше Святым Духом, знали волю Божию и доносили ее до своих слушателей, несмотря на обстоятельства, а также выгодность или невыгодность своего положения. Достаточно вспомнить историю с израильским царем Ахавом и пророком Михеем, сыном Иемвлая, который предсказал ему поражение, хотя все придворные пророки предсказывали победу, а сам Михей за неугодные слова был заключен в темницу (см.: 3Цар. 22:1–38 ). Или историю с иудейским царем Езекией, который даже не надеялся противостоять ассирийскому царю Сеннахириму, осадившему Иерусалим, тем не менее пророк Исаия предсказал ему победу: Ангел Господень поразил в войске осаждавших сто восемьдесят пять тысяч, и осада была снята (см.: 4Цар. 18:13–19:36 ). Несмотря на все превосходные эпитеты в адрес Мухаммада, сам Коран содержит свидетельства о далеко не идеальном нравственном состоянии арабского проповедника монотеизма и об отсутствии у него каких-либо нравственных перемен в результате его общения с Богом и проповеднической деятельности, что также ставит под сомнение истинность религиозного опыта Мухаммада. В Коране, в частности, есть такие слова относительно арабского пророка: «чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии…» (К. 48, 2) 11 . Надо сказать, что прощение всех грехов, в том числе и будущих, обещано было основателем ислама и всем участникам самой первой битвы мусульман – битвы при Бадре (624 г.). По словам арабского пророка, Аллах сказал о них: «Делайте, что хотите – я вам прощаю!» 12 . Подобный взгляд на грех и пророческое служение в корне противоречит библейскому Откровению. Более того, еще в Ветхом Завете святость как противоположность греху есть требование не только к пророкам, но и ко всему народу Божиему (см., напр.: Лев. 20:7 ). Ветхозаветный пророк Самуил свидетельствует перед народом и Богом, что после своего призвания на пророчество он не совершил греха и обещает: и я также не допущу себе греха пред Господом ( 1Цар. 12:23 ). По слову пророка Исаии, грехи производят разделение между человеком и Богом, из-за чего Господь не принимает молитвы грешников: Но беззакония ваши произвели разделение между вами u Богом вашим, u грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать ( Ис. 59:2 ). Следовательно, грешный человек не может слышать и голоса Божиего, то есть никаких пророческих откровений от Бога для грешника не может быть. Об этом свидетельствует опыт призвания на пророчество самого Исаии, когда перед посланием на проповедь он в видении символически очищается от греха (см.: Ис. 6:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

У нечистых духов, без сомнения, столько же занятий, сколько и между людьми. Некоторые из них, которых простой народ называет фавнами, лесными богами (лешими), бывают обольстители и шутники, постоянно занимая известные места или пути… довольствуются только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить мимо проходящих, нежели повредить; некоторые производят ночью безвредные навалы на людей (кошмары); иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить тела только тех, в которых вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы и описаны в Евангелии ( Мф. 8,28 ), от страха которых никто не смел проходить тем путем. Некоторые по ненасытной свирепости утешаются войнами и кровопролитиями. Иные, насыщая сердца одержимых ими гордостью, внушают казаться то величавыми тщеславными великанами, то уничиженными льстецами, то знаменитыми, достойными внимания всех, то показывать, что они поклоном отдают почтение и другие действия совершают гордо или униженно. Иные стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавал, что он чрез Ария и Евномия произвел нечестие святотатственного учения. Так же и в Третьей книге Царств читаем, что один из этих духов говорил: «Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его» ( 3Цар. 22, 22 ). Апостол, обличая обольщающихся ими, так говорит о них: «Внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников» ( 1Тим. 4,1  2). Евангелие свидетельствует, что есть и другие роды демонов – немых и глухих ( Лк. 11,14 ; Мк. 9,25 ). Пророк упоминает, что также есть некоторые духи, разжигатели похоти и сластолюбия, говоря: «Дух блуда обольстил их и они блудят, отступив от Бога Своего» ( Ос. 4, 12 ). Священное Писание учит, что есть бесы дневные и полуденные ( Пс. 90, 6 ). О различии их было бы слишком долго подробно рассматривать все места Священного Писания , в которых они пророком называются – кто онокентаврами, кто косматыми, кто сиренами, кто кикиморами, кто совами, кто страусами, кто ежами ( Ис. 13, 21–22; 34,11–14 ), кто аспидом и василиском, кто львом, кто драконом ( Пс. 90, 13 ), кто скорпионом ( Лк. 10,19 ), кто князем мира сего ( Ин. 14,30 ), кто мироправителем тьмы века сего, кто духами злобы ( Еф. 6,12 ). Мы думаем, что эти наименования даны им не случайно, не без намерения, по названиям этих зверей, которые бывают у нас более или менее гибельны, означается их жестокость и ярость, называются именами их по сходству ядовитой злости или главенства, которое доставляет им превосходство их злости, именно: иной получил название зла по причине сильной ярости и свирепости своего зверства; иной – имя василиска по причине смертоносного яда, который убивает прежде, нежели почувствуется, а иной – имя онокентавра или ежа и страуса по причине вялости своей злости (50,303)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2Пар.8:4 .  И построил он Фадмор в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе. 2Пар.8:5 .  Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укрепленные, со стенами, воротами и запорами, 2Пар.8:6 .  и Ваалаф и все города для запасов, которые были у Соломона, и все города для колесниц, и города для конных, и все, что хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего. Об упоминаемых здесь городах см. ( 3Цар.9:17–19 ) и Толковую Библию, т. II, ст. 410–411. 2Пар.8:7 .  Весь народ, оставшийся от Хеттеев, и Аморреев, и Ферезеев, и Евеев и Иевусеев, которые были не из сынов Израилевых, – 2Пар.8:8 .  детей их, оставшихся после них на земле, которых не истребили сыны Израилевы, – сделал Соломон оброчными до сего дня. 2Пар.8:9 .  Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим, но они были воинами, и начальниками телохранителей его, и вождями колесниц его и всадников его. Ср. ( 3Цар.9:20–22 ). 2Пар.8:10 .  И было главных приставников у царя Соломона, управлявших народом, двести пятьдесят. См. ( 3Цар.9:23 ) и комментарии к ( 2Пар.2:1–2 ). 2Пар.8:11 .  А дочь Фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который построил для нее, потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева, ибо свят он, так как вошел в него ковчег Господень. Ср. ( 3Цар.9:24 ). Во 2 Паралипоменон факт поселения дочери Фараона передается, в отличие от 3 Царств, с указанием религиозных мотивов Соломона, вызвавших в нем это решение. Ср. у Олесницкого, «Ветхозаветный храм», с. 646–647. 2Пар.8:12 .  Тогда стал возносить Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господнем, который он устроил пред притвором, 2Пар.8:13 .  чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей. 2Пар.8:14 .  И установил он, по распоряжению Давида, отца своего, череды священников по службе их и левитов по стражам их, чтобы они славословили и служили при священниках по уставу каждого дня, и привратников по чередам их, к каждым воротам, потому что таково было завещание Давида, человека Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2) при Иисусе Навине обязанности Ч. были сосредоточены преимущественно в воен. сфере, что вытекало из особенностей ситуации ( Нав. 1:10–11 ). Если же судить по другим местам Кн. И. Навина ( Нав. 8:33 ; Нав. 24:1 ), то у них были те же полномочия, что и у Ч. при Моисее. Функции Ч. мало изменились и во времена судей ( Суд. 9:28 ); 3) в период правления Давида (ок. 1000 г. до Р.Х.) левиты выделяли четверть своих людей для чиновничьих должностей ( 1Пар. 23:4 ; ср. 2Пар. 19:8–11 , царствование Иосафата, ок. 860 г. до Р.Х.); 4) при Соломоне (ок. 950 г. до Р.Х.) 12 Ч., ежемесячно сменяя друг друга, обеспечивали цар. двор продовольствием. Подчинялись они, по всей видимости, племяннику царя ( 3Цар. 4:5–19 ; ⇒ Азария, 5). При Соломоне в число Ч. входили надсмотрщики над строит. рабочими ( 3Цар. 5:16 ) (⇒ Дееписатель ⇒ Приставник); 5) известно, что в период правления царей Иоаса (ок. 800 г. до Р.Х.) и Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.) Ч. заведовали казной храма ( 2Пар. 24:11 ; 2Пар. 31:13 ); 6) Иеремия (ок. 600 г. до Р.Х.) говорит, что священник был одновременно надзирателем в храме ( Иер. 20:1 ). Этот Ч. обладал и огранич. судебной властью. При завоевании Иерусалима в 587 г. до Р.Х. был пленен некий Ч., евнух (служащий в цар. покоях), который командовал защитниками города ( 4Цар. 25:19 ; Иер. 52:25 ); 7) Неемия (ок. 440 г. до Р.Х.) часто относит к категории Ч. старшин различных священнич., левит. и певч. групп, называя их «начальниками» ( Неем. 11:9.14.22 ). V. ОТНОШЕНИЕ К БОГУ Важным представляется стих из апокрифич. Книги Премудрости Соломона (предположит. написанной в 100–50 гг. до Р.Х.), где все земные цари названы Ч. Божьими ( Прем. 6:4–11 ; в Синод. пер. – «служителями Его царства»). Этим высказывается убеждение, что всякое должностное лицо, в т.ч. и язычник, подчинено Богу и поэтому подотчетно Ему. VI. АВТОРИТЕТ При всем разнообразии чиновничьей службы в Израиле и за его пределами ее авторитет и назначение всегда обусловливались высшей Божеств. инстанцией. Лучше всего это видно на примере 70 старейшин. Такое положение наблюдалось повсюду, где существовал развитый религ. культ. Вера в богоустановленность чиновничьих должностей не изменилась даже при вырождении чиновничьей службы, как показано в вышеназванном примере из Книги Премудрости. Причем на происхождение должности от Бога здесь указывается в первую очередь как на мерило для ее критич. оценки, а не для обоснования ее законности. Этому не противоречит и то обстоятельство, что Ч. привносил в свою службу приобретенные им ранее навыки и знания. VII. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Тов.7:11 я отдавал свою дочь семи мужам, и, когда они входили к ней, в ту же ночь умирали. Но ты ныне будь весел! И сказал Товия: я ничего не буду здесь есть до тех пор, пока не сговоритесь и не условитесь со мною. Рагуил сказал: возьми ее теперь же по праву; ты брат ее, и она твоя. Милосердый Бог да устроит вас наилучшим образом! Тов.7:12 И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, отдал ее Товии в жену и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И благословил их. Тов.7:13 И призвал Едну, жену свою, и, взяв свиток, написал договор и запечатал. Тов.7:14 И начали есть. Тов.7:15 И призвал Рагуил Едну, жену свою, и сказал ей: приготовь, сестра, другую спальню и введи ее. Тов.7:16 И сделала, как он сказал; и ввела ее туда, и заплакала, и приняла взаимно слезы дочери своей, и сказала ей: Тов.7:17 успокойся, дочь; Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей. Успокойся, дочь моя! 10–17 . Подобные же черты устойчивости и сходства с седой библейской древностью представляет, в частности, обрядовая сторона бракосочетания Товии. Сюда относятся: согласие родителей или опекунов невесты на ее брак (ст. 10–12, сн. Быт. 24:50–51, 29:19, 27 ) и изречение благословения ими (ст. 12–13, сн. Быт. 24:60 ), приведение новобрачных в свадебный вечер в брачную спальню (ст. 17, сн. Быт. 29:28 ), брачный пир с гостями в течение нескольких дней (VIII:19; IX:1, сн. Быт. 29:22 ; Суд. 14:10, 12 ), назначение половины имущества тестем зятю в приданое за своей дочерью (VIII:21; Х:11, сн. Нав. 15:13 ; 3Цар. 9:16 ) и передача прав на наследование остальной части имущества по смерти тестя и тещи (VIII:21; XIV:13; сн. Чис. 36:8–9 ). Но вместе с тем брак Товии не ограничивается словесным договором или условием (ср. Быт. 34:12–17 ), а сопровождается, по ассиро-вавилонскому обычаю, составлением письменного документа – συγγραφ, Vulg. conscriptio conjngii, ст. 14. Этот документ служил к определению условий совместной жизни лиц брачующихся и их имущественных отношении, частнее – размеров приданного невесты и прав ее и ее мужа на наследство. Документ этот был написан Рагуилом на папирусе ( Βιβλον, charta), причем к нему была приложена печать ( εσφραγσατο, ст. 14). С этого рода брачным документом имеет очевидное сходство позднее, в I веке до Р. X. – при раввине Симоне бен Шетахе, явившийся у евреев обычай брачного контракта – «кетуба», являющегося некоторого рода долговым обязательством и имеющего целью материальное обеспечение жены мужем (см. трактата Мишны – «Кетубот» по переводу Н. Переферковича, «Талмуд…» т. Ill, кн. 5, с. 110–176). Но понятно, что было бы совершенным произволом относить – ввиду этого обычая – самое происхождение книги Товита к I веку до Р. X., как делает Гретц (проф. Дроздов, с. 537, ср. 509–510).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.10:13 .  Тогда царь отвечал им сурово, ибо оставил царь Ровоам совет старейшин, и говорил им по совету молодых людей так: 2Пар.10:14 .  отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу его; отец мой наказывал вас бичами, а я [буду бить вас] скорпионами. 2Пар.10:15 .  И не послушал царь народа, потому что так устроено было от Бога, чтоб исполнить Господу слово Свое, которое изрек Он чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову. 2Пар.10:16 .  Когда весь Израиль увидел, что не слушает его царь, то отвечал народ царю, говоря: какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид. И разошлись все Израильтяне по шатрам своим. 2Пар.10:17 .  Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, остался царем Ровоам. 2Пар.10:18 .  И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над собиранием даней, и забросали его сыны Израилевы каменьями, и он умер. Царь же Ровоам поспешил сесть на колесницу, чтобы убежать в Иерусалим. 2Пар.10:19 .  Так отложились Израильтяне от дома Давидова до сего дня. Повествование 2 Паралипоменон здесь почти буквально сходно с рассказом ( 3Цар.12:1–19 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 423–425. Со смертью Соломона прекратилось нераздельное существование еврейского царства, объединенного доселе не только правящей царской династией Давидова рода, но и единым святилищем – построенным Соломоном храмом в Иерусалиме. И тогда как священный писатель 3 и 4 книг Царств излагает и по разделении еврейского царства синхронистическую историю обоих еврейских царств, для свящ. писателя книг Паралипоменон только Иудейское царство осталось теократической общиной с единым законным храмом и законным же культом и священством при нем. Израильское (северное) царство, как лишенное этих условий нормальной религиозной, церковной жизни, является, с его точки зрения, как бы переставшим существовать, по крайней мере, для ветхозаветного Царства Божия. Отсюда почти все, имеющиеся в книгах Царств, известия об Израильском царстве опущены во 2 Паралипоменон. Так, например, вовсе не говорится о царствовании Иеровоама I Израильского, тогда как в повествование о современном иудейском царе Ровоаме (гл. 10–12), внесен целый ряд новых в сравнении с 3 Царств, документальных данных: об укреплении Ровоамом некоторых городов, о переселении в Иудею священников и левитов из Израильского царства; подробная родословная царской семьи Ровоама (глава 11). Из последствующих царствований 2 Паралипоменон дольше останавливается на царстованиях Асы, Иосафата, Иоаса, Езекии, Иосии, когда процветало законное служение Иегове в храме Иерусалимском и культ с его проявлениями занимал первенствующее место в народной иудейской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5) ПЕЧАТИ и ПЕРСТНИ С ПЕЧАТЬЮ ( Быт. 38:18 ; 3Цар. 21:8 ; Песн. 8:6 ; Агг. 2:23 ) представляли собой личную печать, вырез. из камня, чаще всего из кварца, реже из драг. камней, напр. из оникса ( Исх. 28:9 ) или изумруда (смарагда) ( Сир. 32:8 ). Эти печати носили либо на шнурке на шее, либо на пальце как перстень ( Быт. 41:42 ; Иер. 22:24 ); 6) ОЖЕРЕЛЬЯ из жемчуга и металлич. шариков, а также бусы из бисера, разноцветных драг. камней, раковин, а позднее цепочки из золота, носили, как правило, женщины ( Исх. 35:22 ; Песн. 1:9 ; Песн. 4:9 ; Иез. 16:11 ). Ожерелья и бусы спускались до уровня груди или до пояса. Иногда носили искусно изготовл. подвески, наниз. на нить, особенно т.наз. «луночки» ( Ис. 3:18 ). Под «привесками» нередко подразумеваются один или несколько амулетов (см. ниже). Если говорится, что мужчина носил цепь на шее, то, по-видимому, речь идет о каком-то знаке отличия ( Быт. 41:42 ; Дан. 5:7 ); 7) АМУЛЕТЫ (в Синод. пер. – «привески волшебные») величиной прим. 1–4 см, из фаянса или полудраг. камней, носили на цепочке или на нити вокруг шеи ( Ис. 3:19 ). Первонач. они были завезены, вероятно, из Египта, поскольку изображали свящ. животных или непонятные иероглифы. Типичными для самого Израиля были амулеты из просверл. костей, по форме напоминающих булаву; 8) о подвесках на щеках известно только из Песн. 1:9 ; 9) ВЕНЕЦ, или диадема, гладкая или орнаментиров. полоска благородного металла дл. ок. 20–30 см, исторически восходящая к тканой или крученой из шерсти ленте на лбу. В первую очередь венец служил знаком цар. достоинства ( 2Цар. 1:10 ; 4Цар. 11:12 ), а в Персии являлся принадлежностью высокопостав. чиновников ( Есф. 8:15 ). Венцами украшали жениха и невесту ( Пс. 20:4 ; Песн. 3:11 ; Иез. 16:12 ); 10) наконец, следует упомянуть ФИБУЛЫ, искусно изготовл. застежки для распашной одежды в виде брошей, которые выполняли функции одежной булавки. Они пришли в Палестину с Кипра и состояли из одинарного или двойного, гнутого или составл. из двух частей стержня из бронзовой проволоки. Обычная дл. такой застежки – 6–7 см. III. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) поскольку У. в значит. мере характеризует личность человека, который носит его, в метафорич. значении оно нередко выступает как символ. Так, привязанность носителя к своим У. образно переосмысливается как верность народа Богу ( Иер. 2:32 ) или верность Бога Своему народу ( Ис. 61:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ( Мф.6:16–18 ) Об этом и предсказывает Господь, что после Его вознесения христиане будут поститься ( Мк.2:19–22 ). Цель поста — распять свою плоть с ее страстями и похотями ( Гал.5:24 , Еф.4:22–24 ). Кроме того, пост необходим для борьбы с диаволом ( Мф.17:19–21 ), а отчасти и для прощения грехов ( 3Цар.21:27–29 ; ср. Иоил.2:12, 15, 18 ). Именно постом Илия сделал себя достойным видения Бога ( 3Цар.19:8–12 ). Поэтому постились и апостолы ( Деян.13:2, 14:23 ). «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении… в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ); «много раз был… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» ( 2Кор.11:26–27 ). В апостольское время христиане постились: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ; Деян.27:9 ). Итак, Вы видите, что пост был в Церкви изначально. Со временем система постов была формализована, чтобы дать верующим некий образец воздержания и смирения своего тела. Но духовное содержание поста осталось неизменным. Надеюсь, Вам хватило цитат из Библии, чтобы понять, что пост — это не человеческое, а божественное установление, имеющее целью наше спасение и совершенство. Пост как аскетическая практика, как важное духовное средство, неоднократно упоминается в Библии, цитаты вам уже привели. А то, какие конкретно постные периоды и дни в году следует соблюдать, уже устанавливала Церковь на протяжении своей истории. Это нормально, Господь дал Церкви полномочия упорядочивать жизнь верующих и помогать им на пути к спасению. Митрополит Стефан (Яворский) пишет: Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/vopros/kem-zaveshhany-p...

2Пар.16:10 .  И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время. Прозорливец Анания жил и действовал и при сыне и преемнике Асы, Иосафате ( 2Пар.19:2 и далее). Причина и суть обличений его Асе – в недостатке веры последнего в защиту промыслительного действия Божьего и в суеверной надежде на помощь и силу языческого царя (ср. подобные пророческие обличения израильскому царю Ахаву ( 3Цар.20:35–43 ); пророка Исайи – иудейскому царю Езекии ( 4Цар.20:15–19 )). Аса тем более был виновен в малодушном неверии Промыслу Божьему, что в войне с Зараем имел поразительно-очевидный пример чудесной помощи Божией (ст. 8; ср. гл. 14), о чем нарочито еще поучал его пророк Азария ( 2Пар.15:1–7 ). В словах прозорливца Анании (ст. 9) дано ясное выражение библейского учения о промыслительной деятельности Божьей, особенно в отношении к людям благочестивым. То, что Аса на пророческое обличение отвечал насилием над личностью пророка, равно как и другие притеснения, чинимые им некоторым из народа (ст. 10), показывает, что при всем благочестии своем Аса не был типичным истинно теократическим царем; потому-то Иисус Сирах не называет его в числе лучших царей теократических ( Сир.49:5,6 ). 2Пар.16:11 .  И вот, деяния Асы, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских. 2Пар.16:12 .  И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. 2Пар.16:13 .  И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего. 2Пар.16:14 .  И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество. В описании болезни Асы (ст. 12) отмечается отчасти особенная ее острота (болезнь – ревматизм ног или подагра, см. «Толковую Библию», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.15:6 .  И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их. Если в ( 3Цар. 14:30 ) говорилось о войне между Ровоамом и Иеровоамом лишь в смысле враждебности обоих царей, то здесь – о фактической войне между Иеровоамом и сыном Ровоама Авиею (о чем подробно в ( 2Пар.13:2–20 ) ). Имя Ровоама здесь (ст. 6), предполагают (напр., проф. Гуляев), стоит вместо имени Авии (имя последнего, действительно, стоит в евр. тексте 30, 70, 89, 100, 149, 158–246 и др. у Кенникотта). При последнем предположении, вторая половина ст. 7 представляет лишь несколько измененное, укороченное повторение ст. 6. В Ватиканском тексте LXX нет ст. 6. 3Цар.15:7 .  Прочие дела Авии, всё, что он сделал, описано в летописи царей Иудейских. И была война между Авиею и Иеровоамом. 3Цар.15:8 .  И почил Авия с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Аса, сын его, вместо него. По ( 2Пар.13:2 ) Авия царствовал 3 года; из снесения ст. 1 и 9 данной главы видно, что это было 3 неполных года. По ( 2Пар.13:21 ) у Авии было 14 жен, 22 сына и 16 дочерей. 3Цар.15:9 .  В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над Иудеями 3Цар.15:10 .  и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома. По еврейскому тексту ст. 10, имя матери Асы было такое же, как и имя Авии (ст. 2) – Мааха, и также дочь Авессалома. Такое следование двух цариц с одним именем и отчеством сомнительно, и предполагают, что в ст. 10 повторено имя матери Авии, имя же матери Асы было иное, не сохранившееся в евр. т. По LXX – ´Αν (но многие тексты, у Гольмеса, напр., 52, 92, 120, 121, 123, 134, 153, имеют Мааха), что, вероятно, представляет позднейшую корректуру. По раввинам, мать здесь – бабка, но если о матери царя, занимавшей весьма почетное положение, нередко упоминается ( 3Цар.2:19 ; 4Цар.10:13 ), то о бабке царя нигде не говорится. 3Цар.15:11 .  Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его. 3Цар.15:12 .  Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010