Разделы портала «Азбука веры» Херувимы — 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции); 2) ангелы, представители этого чина. Согласно толкованию « Дионисия Ареопагита », название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость» 1 . Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться». Херувимы в Ветхом Завете В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу. В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: « И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » ( Быт.3:24 ). В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ). Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики ( Иез.41:18 ), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.

http://azbyka.ru/heruvimy

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ахия (Ахиа) Ахия (Ахиа) [ «(мой) брат – Яхве» ]: 1) вениамитянин, сын Егуда ( 1Пар. 8:7 ); 2) сын Иерахмеила из колена Иуды ( 1Пар. 2:25 ); 3) сын Ахитува, священник во времена Саула. В 1Цар. 14:3.18 говорится о том, что он находился в Гиве в день победы Ионафана над филистимлянами. Существует предположение, что имя А. является иной формой имени священника Ахимелеха; но речь может идти и о старшем брате Ахимелеха, его предшественнике в священнич. сане, умершем бездетным; 4) один из храбрых у Давида ( 1Пар. 11:36 ); 5) левит, который во времена Давида присматривал за сокровищами, посвящ. Господу ( 1Пар. 26:20 – в Синод. пер. имя Ахия передано как «братья их»); 6) согл. Неем. 10:26 , один из израильтян, подписавших вместе с Неемией обязательство соблюдать завет; 7) пророк из Силома во времена Соломона. Он возвещает Иеровоаму (который в то время был «смотрителем над оброчными из дома Иосифова»; 3Цар. 11:26.28 ), что в наказание за идолопоклонство царя Господь после смерти Соломона передаст Иеровоаму власть над 10 коленами Израильскими. Совершая это предсказание, А. разодрал свою одежду на 12 частей и 10 из них передал Иеровоаму. Он предсказывает, что Иеровоам будет благословлен Богом, если останется послушным Ему. Когда об этом пророчестве узнал Соломон, Иеровоаму пришлось бежать в Египет ( 3Цар. 11:29–40 ). Став царем, Иеровоам послал свою переодетую жену к А., чтобы она расспросила его о болезни их сына Авии. Господь предупреждает слепого пророка о ее приходе, и А. открывает царице, что над Иеровоамом за его непослушание будет совершен суд Божий – сын Иеровоама умрет, и его род пресечется (см. 3Цар. 15:29 ), а Израиль рассеется ( 3Цар. 14:1–18 ). В 2Пар. 9о событиях во времена правления Соломона говорится: «Прочие деяния Соломоновы ... описаны ... в пророчестве Ахии Силомлянина...» След., существовал письм. текст его изречений; 8) отец израил. царя Ваасы из колена Иссахара ( 3Цар. 15:27 ); 9) сын Сивы, придворный писец во время правления Соломона ( 3Цар. 4:3 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Принудительные работы По словам Самуила, право вводить П.Р., равно как и право взимать десятину от урожая, призывать израильтян на воен. службу и др., принадлежит царю Израиля ( 1Цар. 8:10–17 ). Хананейские письм. источники свидетельствуют, что соотв. правами обладали цари всех хананейских городов-государств. Самуил говорит о том, что сыновья израильтян должны будут возделывать цар. поля и собирать с них урожай ( 1Цар. 8:12 ). Но, видимо, эти работы предстояло выполнять немногим, поэтому бремя П.Р. не должно было восприниматься как слишком тяжелое. Гораздо более серьезным было предупреждение о том, что царь привлечет к П.Р. «рабов ... и рабынь ... юношей лучших ... ослов ... и употребит их на свои дела» ( 1Цар. 8:16 ). Всю тяжесть П.Р. народ испытал на себе во время строительства укреплений и дворца Давида ( 2Цар. 5:9.11 ), а также при возведении храма, цар. дворца, городов для запасов и для колесниц по проекту Соломона. Оставшихся в стране хананеев ( 3Цар. 9:15,17–21 ), выполнявших тяжелую работу и служивших надсмотрщиками ( 2Пар. 2:16.17 ; 2Пар. 8:4–8 ), было явно недостаточно для столь грандиозного проекта, поэтому Соломон был вынужден обложить повинностью весь Израиль ( 3Цар. 5:13.14 ). Рабочие из израильтян привлекались к П.Р. на время, ежемесячно сменяя друг друга. Одним из таких рабочих был, вероятно, Иеровоам, сын Навата ( 3Цар. 11:27.28 ). Увидев, что Иеровоам хорошо трудится, Соломон назначил его надсмотрщиком над всеми рабочими из «дома Иосифа». Вероятно, основная тяжесть работ лежала на десяти коленах Израиля, во всяком случае, они чувствовали себя наиб. угнетенными. Колено Иуды, видимо, было в основном освобождено от работ, на него не распространялся и новый административный порядок, т.к. в область Иуды не были назначены приставники ( 3Цар. 4:7–19 ). После смерти Соломона десять колен Израиля под предводит-вом главного надсмотрщика Иеровоама потребовали облегчить им «жестокую работу» ( 3Цар. 12:3.4 ). Но царь Ровоам грубо отклонил это требование, чем вызвал народные волнения. В результате Адонирам, начальник над израил. рабочими, которого Ровоам неосмотрительно послал парламентером, был побит камнями ( 3Цар. 12:16–18 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Омри (Амврий): 1) сын вениамитянина Бехера ( 1Пар. 7:8 ); 2) еврей из колена Иуды, из рода Фареса ( 1Пар. 9:4 ); 3) сын Михаила, главный начальник в колене Иссахара во времена Давида ( 1Пар. 27:18 ); 4) израил. царь, правивший в 882–871 гг. до Р.Х. Вероятно, еще будучи военачальником царя Ваасы, он одержал победу над ⇒ моавитянами (⇒ «камень Меши» ). Когда царь Ила был убит в Фирце Замврием ( 3Цар. 16:9–13 ), О. (в Синод. пер. – Амврий) стоял с израил. войском под Гавафоном Филистимским. После того как пришло известие о смерти царя Ила, израильтяне, провозгласив царем О., пошли на Фирцу и осадили ее. Процарствовав всего семь дней, Замврий покончил жизнь самоубийством ( 3Цар. 16:15–20 ). Но О. еще не достиг полноты власти: половина народа признавала царем Фамния, сына Гонафа; этот царь до своей смерти в 878 г. до Р.Х. правил парал. с О. Вероятно, сразу же после его смерти О., который шесть лет правил в Фирце, купил у Семира за 2 таланта серебра гору Семерон, построил там город и назвал его Самарией – в честь Семира ( 3Цар. 16:21–24 ). Место для строительства города было выбрано весьма удачно: последующая история Северного царства показала, насколько трудно было завоевать Самарию. О. был известен далеко за пределами Палестины: со времени его правления Израильское царство, включавшее в себя уделы десяти колен, именовалось в ассир. надписях не иначе как «царство Омри»; даже Ииуй назван в них «сыном Омри». Однако в Свящ. Писании об О. говорится с осуждением: «И делал Амврий неугодное пред очами Господа, и поступал хуже всех, бывших пред ним». Он упорствовал в грехе Иеровоама I, в поклонении ⇒ изображениям (идолам) ( 3Цар. 16:25–26 ; ср. Мих. 6:16 ). Сын О. и наследник престола ⇒ Ахав женился на дочери царя Тира ⇒ Иезавели. По поводу других дел О. Свящ. Писание отсылает к летописи царей Израильских, которая не сохранилась ( 3Цар. 16:27 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Вопрос: Здравствуйте! Христос рассказывает притчу про фарисея и мытаря в церкви. Фарисей говорит, что делает то-то и то-то, и в том числе он говорит, что постится два раза в неделю. Скажите, пожалуйста, что это были за дни недели, и в связи с чем они были постными. Спасибо! Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста (евр. цум – затягивать) в году – в день Очищения (Йом Кипур): Лев.16:29; Числ.29:7. Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а мог продолжаться много дней: пророк Моисей на горе в присутствии Бога провел без еды и воды сорок дней (Исх.34:28), столько же и пророк Илия (3Цар.19:7-8). Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи. Давид ничего не ел семь дней (2Цар.12:16-21). Постящийся обычно одевал вретище, отказывался от ежедневных омовений, посыпал голову пеплом (3Цар.21:27; Неем.9:1). Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божьей милости (2Цар.12:16,21-23; Есф.4:3,16 и др.); 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1Цар.7:6; 3Цар.21:27; Езд.10:6; Неем.9:1) и 3) для достижения полноценного общения с Богом (Исх.34:28; Втор.9:9,18). В вавилонском плену для евреев были установлены однодневные посты: в девятый день четвертого месяца (таммуза) как скорбная память взятия Иерусалима халдеями (587/6 г. до Р.Х.), в десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм (Иер.52:12-13), в один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер.41:1-3). Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на Синай, и во второй, когда он спустился с горы. Пророки обличали внешний пост без покаяния и смирения. Об этом же говорит и притча о мытаре и фарисее. Такой пост ведет к гордости и духовной слепоте. 2 января 2008 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7016.html

1 В слав. «сына Елкесеева» . 2 В славянском слово «Господь» отнесено к предыдущему предложению, как и в авторит. изданиях LXX; но у Св. Кирилла как в Евр., Халд., Сирск. и Араб. (у Вильт.). 3 Слав.: возвеличится плачевопльствие в Иерусалиме, яко «плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне» , — русск.: «поднимется большой плач Гададриммона в долине Мегиддонской». Так и Вульгата: «planetus Adadremmon in campo Mageddon». Гадад-Риммон есть название города в долине Мегиддо, где в сражении с Египетским царем Нехао был убит иудейский царь Иосия. Это был последний благочестивый царь, управлявший народом иудейским в течение 30 лет, находясь под благоволением Божиим. После него началось уже окончательное порабощение Иудеи. Народ торжественно оплакал царя в Иерусалиме и Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иер.22:10); все певцы и певицы говорили об Иосии в плачевных песнях своих и они вписаны в книгу плачевных песней (2Пар.35:20—27; 4Цар.23:29; 2Ездр.1:30). О том, что было при Гадад-Риммоне в долине Мегиддо, и говорил пророк. Иероним называет Adadremmon, получивший позднее имя Максианополис (в 17 рим. милях от Кесарии и в 10 — от Ездрелона, Migne t. XXV. col. 1515). Имя Гадад (в честь сирийского бога солнца) носили цари Дамасские (Ам.1:4; Иер.49:29; 2Цар.8:3 и др.), и Риммон называется в 4Цар.5сирийский царь, имевший храм в Дамаске (Риммон может быть сокращением Гадад-Риммон). Еврейские ученые Кимхи и Абен-Езра отказываются от объяснения этого места. Таргум (у Вальтона) разумеет плач об Ахаве, сыне Омрия, которого убил Гадад-Риммон, сын Табримона (3Цар.22:54; и 2Пар.18:33), и плач об Иосии, сыне Амона, которого Фараон-Хромец убил на поле Мегиддо (2Пар.35:20—27 и др. см. выше). 4 См. стр. 32, 52, 53 толкования св. Кирилла на пророка Иону. 5 В слав. и у LXX. читается: «и лозы их растлиша. Оружие силы их от человек…» Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3526...

Богатство Богатство принадлежит Богу: Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф ( Агг.2:8 ). Господня земля и что наполняет ее ( Пс.23:1 ). Бог дает богатство: Господь делает нищим и обогащает ( 1Цар.2:7 ). Сказал Бог Соломону: и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои ( 3Цар.3:13 ). Давид сказал: и богатство, и слава от лица Твоего, Господь ( 1Пар.29:12 ). Бог дает силу приобретать богатство: Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство ( Втор.8:17–18 ). Благословение Божие приносит богатство: Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, пошлет Господь тебе благословение во всяком деле рук твоих, откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою ( Втор.28:2,8,12 ). Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит ( Притч.10:22 ). Бог делает богатым и бедным: Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь ( Притч.22:2 ). Богатство – а) временно: Богатство не навек ( Притч.27:24 ); б) неверно: Собирает человек, и не знает кому достанется то ( Пс.38:7 ). Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем, во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него ( Еккл.5:12–13 ); в) преходяще: Не заботься о том, чтоб нажить богатство; устремишь глаза свои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья, и, как орел, улетит к небу ( Притч.23:4–5 ); г) подвержено опасности похищения: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Человек не может после смерти учесть свое богатство: Не бойся, когда богатеет человек, ибо, умирая, не возьмет ничего ( Пс.48:17–18 ). Как вышел владетель богатства нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей ( Еккл.5:14 ). Мы ничего не принесли в мир, явно, что ничего не можем и вынести из него ( Пс.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3Цар.21:26 .  он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. Ахав уже по опыту знает, что означает внезапное появление пред ним пророка Илии ( 3Цар. 17:1, 18:17 ). На обличение пророка он выставляет на вид (ст. 20); сн. 3Цар. 18:17 личную вражду к нему пророка, но последний указывает, что виною всему безвольная преданность Ахава греху (евр. гитмаккер: продан (греху), ср. 4Цар. 17:17 ; Puм. 7:14; LXX и слав. добавляют: μτην, «всуе продан»; кара Божия, постигнет Ахава и дом его, как и дом Иеровоама ( 3Цар. 14:10–11 ) и дом Ваасы ( 3Цар. 16:3–4 ) – черты истребления во всех случаях рисуются до буквальности одинаково, (ст. 21, 22); сн. ( 4Цар. 9:8–9 ); постыдная смерть угрожает особенно Иезавели, главной виновнице нечестия в Израиле при Ахаве (ст. 23); сн. ( 4Цар. 9:10, 36 ); нечестия, состоявшего в официальном введении культа Ваала (ст. 25–26), в чем Ахав оказался хуже всех предшественников своих (ср. 3Цар. 16:31–33 ): те поддерживали неугодный Иегове культ тельцов, а Ахав ввел чистое язычество. 3Цар.21:27 .  Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. 3Цар.21:28 .  И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: 3Цар.21:29 .  видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события ( 3Цар.18:45–46 ) произвело сильное действие на Ахава. Ахав, видимо, был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады), ( Мк.6:20–26 ): Ахав (по LXX: слав.: «умилися от лица Господня, и идяше плачася», – добавление, едва ли первоначальное, но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в печали (ср. 3Цар.20:31–32 ) и подверг себя покаянному посту (ср. 2Цар.12:16,21–23 ; Ис.58:3–11 ), почему Господь через пророка Илию смягчил Свой суд над Ахавом (ст. 29): грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме ( 4Цар.9:24–26 ). Так, «бездна благости – Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об убийстве даровал замедление наказания» (блаженный Феодорит, вопр. 62). «Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием» (Филарет, с. 246).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.8:17 .  У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:18 .  но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 3Цар.8:19 .  однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему». 3Цар.8:20 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:21 .  и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. (ср. 2Пар.6:4–11 ). Если слова стихов 12–13 Соломон произнес, обратясь к Святому храма, то речь, ст. 14–21, произнесена им к народу; «собрание» кагал, εκκλησα, слав.: «собор») благоговейно стояло. Речь воспроизводит сжато, но полно всю историю построения храма с момента возникновения у Давида мысли об этом (ср. 2Цар.7:2 ; 3Цар.5:16 ; 1Пар.22:6–11,28:2–7 ). В выражении «храм для пребывания... имени Иеговы» (стихи 16–19, 29; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ; ср. Втор.12:5,11 ; 2Цар.7:13 ) имя (евр. шем ) есть откровение существа Иеговы ( Исх.3:14 ) со стороны Его святости и освящения Израиля ( Исх.29:43–46 ). 3Цар.8:22 .  И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне ( 2Пар.6:13 ). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, – древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх.9:29,33 ; Ис.1:15 ; Иов.11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговейного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ( Быт.24:26,52 ; Ис.45:23 ; Иов.1:20 и др.), вопреки мнению (Бенцингера и др.), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Повод к столкновению – укрепление Рамы Ваасою для прекращения сношений Асы с севером. Рама – имя многих городов и местностей древней Палестины, но здесь, очевидно, имеется в виду город в Вениаминовом колене ( Нав.18:25 ; Суд.4:5,19:13 ), упоминаемый в известном месте кн. пророка Иеремии ( Иер.31:15 ; ср. ( Ос.5:8 ) и др.), на 2 часа пути или, по Евсевию – Иерониму, на 6 римских миль, к северу от Иерусалима (Onomast. 769), ныне Er-Rama (Robinson, Palest. II, s. 566 ff. ). Опасения Ваасы, побудившие его укрепить Раму, чтобы не было случаев переселений из пределов его царства в Иудейское, имели фактическую основу: после блистательной победы Асы над Зараем многие из колен Ефремова, Манассиина и Симеонова перешли во владения Асы ( 2Пар.15:9 ). В случае укрепления Ваасою Рамы 16 , Асе в будущем грозила блокада Иерусалима. Убоявшись этого, Аса малодушно и преступно искал помощи против единоплеменного Израильского царства в союзе с царем Сирии (Арама) «Венадада», евр. Бен-Гадад («сын солнца»), Vulg.: Benadad; иначе LXX: υς Αδερ, слав.: «сын Адеров» (в пользу чтения LXX, по-видимому, говорит написание этого имени Bir-idri в Дамасской надписи 654–846 гг. до Р. X.: равным образом код. 246 Кенн. и кодд. 174, 627 Росси имеют: Годар). Три царя Дамасской Сирии с этим именем встречаются в Библии ( 3Цар.15:18,20 ); ср. ( 2Пар.16:2 ; 3Цар.20:1–34 ; 4Цар.6:24,8:7 ), и это, конечно, не дает еще права считать это название титулом царя Сирийского (вопреки Кейлю). Предложение Асы Венададу расторгнуть союз с израильским царем и заключить с ним, подкрепленное дарами из «оставшегося (т. е. после разграбления Сусакимом), ( 3Цар.14:26 ) в сокровищницах дома Господня и дома царского «серебра и золота», свидетельствует о глубокой растерянности Асы и о недостатке веры в помощь того самого Иеговы, Который недавно чудесно даровал ему поразить Зарая ( 2Пар.14:9–12 ). Союз с иноверцами против единоплеменников был богопротивен, и его преступности не ослабляло то, что он вызван был уже ранее состоявшимся союзом израильского царя с сирийским: очевидно, по разделении Еврейского царства, Сирийское царство чрезвычайно усилилось (начало усилению положил ещё Разон: ( 3Цар.11:23–25 ) ), и каждое из еврейских царств искало его союза для опоры против соседнего евр. царства (уже Авия, видимо, был в союзе с отцом Венадада, ст. 19). Когда пророк Анания обличил Асу за то, что, оставив Бога и помощь Его, он искал опоры у сириян, Аса не только не сознал греха своего, но, в раздражении на него, заключил его в темницу, равно как и притеснял «некоторых из народа», быть может, мысливших одинаково с пророком ( 2Пар.16:7–10 . Ср. блаженный Феодорит, вопр. 47). Внешний успех, хотя и преступными средствами, Асою на этот раз был достигнут: войска Венадада вторглись с севера в пределы Израильского царства и этим остановили дальнейшие завоевательные стремления Ваасы: угрожаемый сирийским царем, он оставил укрепление Рамы и удалился в Фирцу (ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010