13–14 Призыв полностью довериться Господу. Но я верую – означает: «я верю, несмотря ни на что», то есть страшно подумать, что было бы, не будь этой веры. 14 Личное свидетельство – важный фактор, помогающий укреплять в вере других. Псалом 27. Мольба о справедливом воздаянии Этот псалом, как и псалмы 25 и 26, отражает тяжелые для Давида обстоятельства, когда его жизнь находилась под угрозой (напр.: 3–5; см.: 25:9,10; 26:2,12). Важное место во всех трех псалмах занимают мысли о доме Господнем: 25:6–8 – это сердцевина веры Давида, 26:4,5 – размышления о месте для близкого общения с Господом, а 27:2 – об источнике силы и поддержке. Все три псалма завершаются (25:12; 26:14; 27:9) одним и тем же мотивом: упованием на Господа как в отношении себя лично, так и в отношении всего народа Божьего. Для Давида его тревожные дни были временем, когда все его мысли сосредоточились на Господе и на заботе о своем народе. Псалом 27 проливает свет на безысходность ситуации, в которой находился Давид: обстоятельства неизбежно привели бы его к смерти, если бы Господь не вмешался (1), причем смерть в создавшихся условиях уравняла бы его с нечестивыми (3). В нем был не столько страх смерти самой по себе, сколько «смерти – как незаслуженной немилости» (Kidner). Начало и конец псалма связаны голосом молений моих (2 и 6). В ст. 1 и 2 просьбы к Господу о внимании переходит в крик о помощи (голос молений). В ст. 6–9 услышанная мольба сменяется возгласом хвалы (6, 7), переходящей в молитву за народ Божий (8, 9). В стихах, находящихся в середине псалма, Давид обращается с молитвенной просьбой уберечь его от судьбы нечестивых (3), воздать им по заслугам (4) и утверждает справедливость Божьего суда. 1 Нисходящим в могилу – здесь указание на смерть, вызванную гневом Божьим ( Пс. 29:4; 87:4 ), когда Он скрывает лицо Свое ( Пс. 142:7 ; ср.: Ис. 14:15,19 ; Иез. 32:18,23 ), как сказано в 3–м стихе. 2 К святому храму Твоему – в оригинале «святое место, святыня», то есть слово, которым обычно называли святая святых в Храме Соломона (см.: 3Цар. 6:16 и дал.). Давид обращается с молитвой непосредственно к месту пребывания Господа. 3–5 Как избегал Давид общества нечестивых ( Пс. 25:4 ), стараясь не попасть в их сети (26:12), так стремится он избежать и их участи. Господь воздает каждому по делам его, а чистая совесть, как у Давида ( Пс. 25 ), естественно, отождествляется со святостью Божьей, и потому он молится, чтобы и справедливость Божья была на его стороне. То чувство неловкости, которое может вызвать у нас эта молитва , связано не столько с нашей щепетильностью, сколько с далеко еще не очищенной совестью. Молиться о наказании нечестивого так же правильно, как и о благословении церкви (9), и потребуется еще больше святости и непорочности для совершения первой молитвы. Псалом 28. Прославление Господа славы

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

23 . Гнев от гордости, гордость от самолюбия. Зависть, злоба и ненависть от гордости и от неимения любви к ближним. 24 . Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!». А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер – забудет жук свою удаль, прижмется к листу. 25 . Смущение есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека. 26 . Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит. 27 . Если и мнение пророка Илии не оправдалось, взывающего ко Господу: Олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша; и остался аз един, и ищут души моея ( 3Цар.19:14 ), то наше мнение о ближних еще ошибочнее сказано было: Оставиши седмь тысящ мужей, яже не преклониша колена Ваалу ( 3Цар.19:18 ). И в ближнем, которого мы осуждаем, может быть, есть добро, которое пред Богом ценнее всей нашей жизни. 28 . Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением. При раздражительности и тоске надо исповедать с семилетнего возраста грехи, читать, хотя по главе и более, Евангелия или класть 33 земных поклона. 29 . Сознание глубокой нашей немощи душевной и телесной, самоукорение и обвинение во всем себя, а не других, и благодарное терпение – три степени ко смирению. 30 . Ежели кто телом немощен, а соделал многие согрешения, тот да шествует путем смирения. 31 . Видимые скорби от болезней, людей и обстоятельств нужно переносить со смирением и благодарением, душевные же искушения – от бесов, и нужно молиться, чтобы не подвергаться им. Только смирение побеждает их. 32 . Разум духовный достигает смирения страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей. 33 . Держись в наши дни внутреннего подвига: 1) ко всем долготерпи; 2) всегда радуйся; 3) непрестанно молись; 4) о всем благодари – сия бо есть воля Божия. 34 . Невольник не богомольник. Нераскаянные грешники во второе пришествие Христово услышат: Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ), то есть добровольно, по неразумению и нераскаянности, сами идут в мучение, уготованное не им, а падшим ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Глава 22 . 22 входящие сими воротами. См. 17,19.20 и ком. 22 Мною клянусь. См. Быт. 22,16 ; Ис. 45,23 и ком. дом сей... пустым. Дворец, как и храм (7,14), постигнет бедствие (ср. 17,27). 22 Галаад... Ливана. Обе области отличались плодородием (см. 8,22 и ком.). Хорошо орошаемый Ливан был богат лесными породами деревьев, в частности, кедром, использовавшимся при постройке иерусалимского храма ( 3Цар. 5,6–10 ). 22 приготовлю. Букв.: «освящу». Образ Священной войны неожиданно возникает в описании битвы чужеземцев против народа Божиего (см. 6,4.5; 21,4.5). 22 об умершем... об отходящем в плен. Речь идет об Иосии и его сыне Иоахазе. Последний царствовал недолго и был уведен в египетский плен в 609 г. до Р.Х. ( 3Цар. 23,30–34 ); возможно, к этому времени относится и само высказывание. 22 Саллум. Другое имя Иоахаза (см. ст. 10; 1Пар. 3,15 ). 22:13–19 Эти стихи посвящены обличению Иоакима (см. 4Цар. 23,35 24,7). 22 дом. Слово относится прежде всего к царскому дворцу, но предполагает также всю династию. заставляет ближнего своего работать даром. Ср. Втор. 24,14.15 . См. также 1Цар. 8,10–18 . 22 быть царем ... ему было хорошо. В этом стихе два противоположных понимания царской власти: как средство правосудия (Иосия) и как возможность стяжать богатство (Иоаким). 22 знать Меня. О знании Бога свидетельствует верность Его заповедям (см. Мих. 6,6–8 ; Ин. 14,15.17 ). 22 твои. Т.е. Иоакима. корысти и к пролитию невинной крови... насилие. Иоаким повинен во всех грехах, которые проклинает Иеремия (6,13; 7,6; 19,4; 21,12; ср. 26,20–23). 22 не будут оплакивать. Ср. 2Пар. 34,24.25 . 22 Ослиным погребением будет он погребен. Т.е. не будет погребен вовсе (см. 7,33; 8,1.2 и ком.; ср. 15,3). 22 на Ливан... на Васане... с Аварима. Названия гористых областей соответственно на севере, северо-востоке и юго-востоке Иудеи. Иерусалим изображен молящим о помощи своих бывших союзников, которые, будучи уже не в силах противостоять Вавилону, оставляют Иерусалим в скорбном одиночестве. 22 на Ливане. Это слово называет храм, построенный из ливанского кедр (см. ком. к ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Острая вражда между Израилем и его юго–восточным соседом Эдомом объясняет важное место, отведенное географии и истории в данном пророчестве. Взаимная неприязнь Израиля и Эдома имела глубокие корни. Исав, старший сын Исаака и внук Авраама, утратив привилегии, принадлежавшие ему по праву первородства, чувствовал себя обманутым своим младшим братом Иаковом ( Быт. 25:27–34; 27:1– 29,41 ), хотя, согласно автору Послания к Евреям, он сам был в этом виноват ( Евр. 12:16 ). И хотя с Иакова не снимается ответственность, Библия ясно говорит, что и согрешивший может получить Божье благословение (ср.: Евр. 11:9,21 ). Со временем каждый из братьев получил другое имя: Исав был известен под именем «Едом» ( Быт. 36:1,9 ), а Иаков – под именем «Израиль» ( Быт. 32:22–32 ). Эти имена восприняты народами, прародителями которых были Исав и Иаков. Враждебность, возникшая между братьями, сохранилась и в отношениях между этими народами. После исхода израильтян из Египта эдомитяне не позволили им пройти через их территорию в Трансиорданию ( Чис. 20:14–21 ; Суд. 11:17–18 ). Их собственное покорение было предсказано Валаамом ( Чис. 24:18 ). Царь Саул воевал с Эдомом ( 1Цар. 14:47 ), а Давид завоевал его ( 2Цар. 8:13–14 , но см.: NRSV и NIV mg.; 3Цар. 11:15–16 ). Соломон использовал Эдом в своих целях ( 3Цар. 9:26–28 ), невзирая на недовольство эдомитян (11:14–22). В царствование Иосафата (IX в. до н. э.) Эдом в составе военного союза напал на Иуду ( 2Пар. 20:1–2 ). Эдомитяне восстали против Иорама и освободились от иудейского ига примерно на сорок лет, вплоть до конца столетия ( 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8–10 ). В начале следующего столетия Амасия, царь Иудеи, снова захватил Эдом, устроив большое кровопролитие и продвинувшись по его территории до самой столицы – Селы ( 4Цар. 14:7 ; 2Пар. 25:11–12 ). Позднее Эдом взял реванш, напав на Иудею в царствование Ахаза ( 2Пар. 28:17 ), захватив военнопленных и навсегда освободившись от иудейского господства. Эдом стал вассалом Ассирии, а затем перешел под власть Вавилона, но время от времени строил мятежные планы ( Иер. 27 ). Хотя библейские и небиблейские источники довольно сдержанно оценивают действия Эдома в период разрушения Иуды вавилонянами в 587 г. до н. э., однако 2Езд. 4:45 возлагает вину за поджег Иерусалимского храма на идумеев (эдомитян). Тем не менее эта версия больше нигде не подтверждается (ср.: Пл. Иер. 4:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Амфилохия, епископа Иконийского: «обычно есть еретиком, хромая и неполная речения приводити. Ибо аще кто прилежно взыщет, неудобно обращет. Сие отца святого речение противу иконам святым» (132 б ). (Гл. VIII). 8. Протестанты соблазняются рассказами о чудесах, происходящих от св. икон, считают чудеса не нужными, в повествованиях о них находят много «притворного и баснословного, умышленного мзды ради и притяжания» (134 б ). В ответ на такие мнения протестантов «Камень веры»: а) разъясняет необходимость чудес в христианстве. Чудеса необходимы: для обращения язычников к христианской вере, для утверждения в ней православных, для доказательства особенного присутствия Божия в христианской церкви, для прославления Бога и святых Его и «на показание благостыни Божия, и сладчайшего его же о нас промышления...» ( 135 аб ): и б) опровергает некоторые частные возражения протестантов против чудес: отождествление чудес в христианстве с чудесами волхвов египетских и антихриста, относительно многого баснословного, рассказываемого простолюдинами о чудесах и опасность веры в чудеса ложные (135 б –137 б ). В последней главе трактата (IX) содержится опровержение возражений, делаемых протестантами на основании «своего их суемудрствия». I. Протестанты сравнивают православных почитателей икон с Иудеями и Еллинами, которые будто бы в образе идолов почитали истинного Бога. Против этого возражения «Камень веры», на основании св. Писания ( Исх.32:1, 4 ; 3Цар.12:28 ; Иер.2:27 ; Втор.32:15 ; Пс.105:19 ; Иер.2:5–6 ; 3Цар.18:21 ; Дан.5:4 ; Прем.13:10 ; Ис.46:1–2, 6–7 ; Пс.113:12–15 ; Пс.134:15–17 ; Авв. 2:18–19 ; Вар.6 ; Деян.19:26 гл.) утверждает, что Иудеи и Еллины боготворили самих идолов, а не почитали в них истинного Бога; а потому православное иконопочитание не имеет ничего общего с идолопоклонством Иудеев и Еллинов (137 б –141 а ). 2 . Протестанты говорят, что «творение и почитание икон в писаниях святых не обретается, убо отметено быти имать» (141 а ). В ответ на это возражение «Камень веры» а) ссылается на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Хотя Л. Рост (Rost) исходил еще из представления о единой повести о наследовании престола, есть серьезные основания предполагать существование «придворной истории», в которой еще не было речи о Соломоне (Р.К. McCarter). Она начинается с законченного рассказа о позорном деянии Амнона и мести Авессалома ( 2Цар.13:1–14:33 ). Здесь Авессалом изображен еще вполне положительно (14:25–27). Кроме того, здесь у него трое сыновей и дочь необычайной красоты (14:27), а впоследствии о нем говорится как о не имеющем детей (18:18). Судьба Авессалома играет в рассказе о поступке наследника престола Амнона столь значительную роль, что при переходе к рассказу о восстании Авессалома почти не заметно швов. В первоначальной форме говорилось, очевидно, о быстром успехе восстания (15:7–12). Израиль и Иуда – на стороне Авессалома, который быстро берет Иерусалим (16:15). Весьма уважаемый Ахитофел советует быстро начинать преследование Давида (16:20, 23, 17:1–4). Но план становится известен Давиду (17:15–22), и тот успевает подготовиться (18:1, 2а, 4b, 5). В лесу Ефремовом Авессалом не только проигрывает битву, но и теряет жизнь (18:9, 15). Рассказчик стоит на стороне Давида, который больше, чем кто бы то ни было, скорбит о своем сыне (19:1–9а). В богословском плане обращает на себя внимание то, что Бог здесь выступает «тайным Владыком и Руководителем истории» (Th. Naumann). Цикл заключается восстанием Савея (20:1–22). 2.2.5 Новелла о Вирсавии и Соломоне Придворная история ( 2Цар.13–20 ), как принято считать в настоящее время, обрамлена главами, где критикуется наследование престола Соломоном ( 2Цар.11 слл. и 3Цар.1 слл.). Соломон рождается от связи Давида с Батшебой (Вирсавией), с которой царь совершил прелюбодеяние и супруга которой Урию послал на смерть ( 2Цар.11:2–27 ). Тот же самый Соломон приходит к власти в результате интриги, которую Нафан искусно связывает с Вирсавией После смерти Давида Соломон безжалостно расправляется со своими противниками Адонией (2:13–23, 25) и Иоавом (2:28–31а, 34, 35а). Рамку образует краткое «сообщение о войне с аммонитянами», в ходе которой евреи нападают на своих восточных соседей и, победив их, жестоко с ними расправляются ( 2Цар.11:1, 12:26–31 ). Здесь еще не видно никаких сомнений в том, что агрессивные военные действия допустимы (иначе в 2Цар.10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Для покрытия многочисленных расходов по постройкам и других Соломон изыскал совершенно неведомый до него источник государственного дохода: морскую торговлю, конечно, под руководством известных в древнем мире мореплавателей – финикиян (ст. 27). О таком небывалом предприятии Соломона свящ. писатель говорит подробно здесь и ниже ( 3Цар.10:11,22 ); ср. ( 2Пар.8:17–18,9:21 ). Место постройки корабля, точнее флота (евр. они означает флот, а корабль по-еврейски онийа), ср. ( Притч. 30:19 ), отправлявшегося в дальнее плавание, определяется двумя городами: 1) «Ецион-Гавер» (LXX: Γασιων Γαβερ слав.: «Гасион Гаверский»), идумейский порт при северо-восточном заливе, так называемом Эланитском, Черного или Красного моря (евр. Ям-Суф, т. е. «тростниковое море» – от обилия тростника по берегам его); местность эта стала известна евреям еще со времен странствования по пустыне ( Чис. 33:35 ; Втор. 2:8 ), (ср. блаженный Феодорит, вопр. 31). Близ Ецион-Гавера находился и «Елаф» (LXX: Αιλαθ), ср. ( Втор.2:8 ); город, по имени которого залив назывался Эланитским. Давид взял этот портовый город у Идумеев ( 2Цар.8:14 ); впоследствии Озия укрепил его ( 4Цар.14:22 ), но при Ахазе Елаф был отвоеван у иудеев Рецином Сирийским в пользу Идумеев ( 4Цар.16:6 ). Позже Елаф назывался Элана, иначе Вереника (И. Флав. VIII, 6, 4; Onomast 423; Robinson 279), теперь Акаба. Елаф, преимущественно перед Ецион-Гавером, имел важное торговое значение и потому сделался местом отправления торгового еврейского флота в таинственную золотоносную страну «Офир» (LXX: Ωφερ, Σωφερ и под.). Положение последней пытались определить частью по созвучию этого названия с различными местностями земного шара, частью на основании привозимых из Офира товаров. Офир полагали: 1) в Индии (И. Флав. Иудейские Древн. VIII,6, 4; блаженный Феодорит, вопр. 32 и мн. новые исследователи), причем Офир сближали с г. Супара на западном берегу Ост-Индии или с г. Абгира – на восточном. Но сомнительно самое сближение столь различных имен; затем в Индии не было золота; наконец, рейсы в Индию по своей отдаленности маловероятны; 2) в Восточной Африке, где на берегу против Мадагаскара был г. Софала. Но знакомство евреев и даже финикиян с Восточною Африкой подлежит еще большему сомнению; 3) в Южной Аравии: в пользу этого предположения говорит то, что в ( Быт.10:26,29 ) Офир, один из потомков Иоктана, является родоначальником арабских племен (наряду с Шеба и Хавила). Это предположение оправдывается традицией еврейской и христианской (Onomastic. 924). Близость расстояния этой местности от Елафа не мешала флоту еврейскому употреблять по 3 года на один рейс, ( 3Цар.10:22 ): неизвестно, сколько стоял флот в Офире.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

церковию, которая в своих суждениях и определениях руководствуется как св. Писанием, так и постановлениями соборов, и святоотеческими мнениями (711 а –713 а ). 3) Св. Писание само по себе не может быть судьею в деле вере ни по своей букве, ни по смыслу. Буквальное понимание Слова Божия часто приводит толкователей к неправым мнениям и заблуждениям. Так, Ветхозаветные Евреи, привязанные к букве св. Писания, не уразумели в нем Христа, о Котором прикровенно возвещали Моисей и пророки ( 2Кор.3:14 ). И в христианской церкви некоторые еретики отступили от истины именно вследствие внешнего, буквального толкования св. Писания. Между тем правильный и истинный смысл последнего часто бывает от нас сокрыт и недоступен нам. Само св. Писание иногда свидетельствует о неясности и трудности его понимания: 2Пет.3:15–16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11 ; Лк.18:34 ; Мф.24:15 ; Пс.118:18, 34, 135 (713 а –716 а ). В пояснение этого свойства св. Писания можно указать на следующие его особенности. В св. Писании немало содержится кажущихся противоречий, затрудняющих его понимание, напр., Быт.15:13 ; Деян.7:6 ; Гал.3:17 ; Быт.32:30 и Ин.1:18 ; Исх.20:5 и Иез.18:20 ; Исх.20:20 и Лк.14:26 ; Втор.6:13 и Мф.5:34 и др. Иногда слова св. Писания вызывают в читателе сомнения и допускают различные толкования: Мф.6:9 ; Кол. 1:15; – 16:18; Евр.1:6, 6:4–6 ; 1Кор.15:29 . Часто делается в св. Писании переход от буквального смысла к таинственному, от предметов вещественных к духовным: Исх.7:1–14, 14:1–12 ; Пс.71:11, 17 ; Ин.6:26, 27 ; Лк.13:4–5 . Неясность св. Писания зависит также и от того, что многие книги Ветхозаветного Слова Божия не сохранились до нашего времени и известны только по именам: Чис.21:14 ; Нав.1:13 ; 3Цар.11:41, 14:19 ; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 20:34 и др. (716 а –723 а ). 4) Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной церкви все дела о вере решались не св. Писанием, а живым голосом иерархических лиц, руководивших религиозно-нравственным воспитанием народа. Для разбирательства распрей и несогласий между Евреями со времени Моисея существовали суды – меньшие и большие, о них упоминается: Втор.17:8–12, 16:18–19 ; 2Цар.19:4, 5, 8 ; Исх.18:19–24 ; Чис.11:16–17, 24–25 ; Мф.2:3–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Повторение законов о поклонении Израиля (12,1 26,19) А. Единое место для жертвоприношений, наказание за идолопоклонство (12,1 13,18) Б. Законы о поклонении (14,1 18,22) В. Законы, регламентирующие поведение израильтян (19,1 25,19) Г. Принесение первых плодов и десятин, различные наставления (26,1–19) VI. Третье обращение Моисея; завет и богослужение на горах Гевал и Гаризим (27,1 30,20) А. Проклятия и благословения с гор Гевал и Гаризим (27,1 28,68) Б. Палестинский завет (29,1 30,20) VII. Завершение служения Моисея (31,1 34,12) А. Переход руководства к Иисусу Навину (31,1–29) Б. Песнь Моисея (31,30 32,52) В. Благословения Моисея, адресованные двенадцати коленам Израилевым (33,1–29) Г. Добавление: смерть Моисея (34,1–12) Глава 1 1:1–5 Эти вступительные стихи представляют автора книги и повествуют об обстоятельствах, при которых он обратился к народу перед своей смертью, незадолго до того, как Израиль перешел реку Иордан. 1 за Иорданом. Соответствующее этому выражению древнееврейское слово происходит от корня, означающего «пересекать, переправляться», и используется по отношению к любой из двух сторон реки: «по ту сторону Иордана», «по эту сторону Иордана» (см. Введение: Автор). против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом. Слово Суф, что значит «тростник», часто применяется к названию Чермного моря Yamsuph, в древние времена, несомненно, включавшего в себя залив Акаба ( 3Цар. 9,26 ). Вероятно, это название относится здесь именно к заливу Акаба, однако то же слово в форме женского рода (Суфа) используется в Чис. 21,15 для обозначения места, находящегося вблизи потока. Пустыня Фаран находилась где-то на Синайском полуострове, но более точное местонахождение ее не известно ( Чис. 10,12; 12,16 ). Гора Фаран упоминается во Втор. 33,2 и Авв. 3,3 , Лаван и Дизагав нигде больше не упоминаются, поэтому о них ничего не известно. Словом «Асироф» называется местность, где находился стан израильтян на пути от Синая до Кадес-Варни ( Чис. 11,35; 13,1; 33,17.18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Наряду с этими законами, вполне в духе той и не только той эпохи, существуют другие, весьма показательные: например, воин не имел права повреждать во время военных действий фруктовые деревья, чтобы не обеднить завоевываемые ресурсы ( Втор.20:19–20 ; 3Цар.3:19 ). Половина добычи доставалась воинам, половина – уходила в казну ( Чис.31:27 ; 1Цар.30:24 ; 2Цар.8:11–12 ). Пленники становились рабами победителей ( 3Цар.20:39–40 ). Иоиль мог взять такую рабыню в жены, но лишь спустя месяц после того, как она попала в плен, чтобы дать ей время успокоиться и преодолеть страхи. Если он от нее отрекался, то не имел права ее продать и должен был дать ей свободу ( Втор.20:18 ; Чис.31:15 ). Библия и литература того времени много говорят о войне, но подробно военные действия не описывают. Чтобы представить стратегию и тактику тех давних дней, необходимо обратиться к результатам археологических раскопок. Элохим – непременный участник битв своего народа: чтобы ему помочь, он ниспосылает холод, град, звездный дождь или даже останавливает движение солнца. Воины должны были сражаться в условиях плохой связи после начала битвы и, если она развивалась не по намеченному плану, легко впадали в панику. До царской эпохи, когда армия представляла собой племенное ополчение, воины были плохо вооружены и не имели специальных навыков ( Суд.5:8 ; 1Цар.13:19 ): военные действия часто представляли собой строго направленные внезапные атаки ( Суд.7:1 ; 1Цар.14:6, 13:22 ). Эти нападения заставали врага врасплох и позволяли его разбить, пока он еще не успевал осознать происходящее и собраться с силами для сопротивления ( Нав.8 ; Суд.9:30, 20:29 ; 1Цар.15:56 ). Ночь или раннее утро считались самым подходящим временем для набега: некоторые из них стали легендарными, как, например, атака Гедеона 58 . Библия описывает подобные подвиги высоким слогом и подчеркивает, что слава и победа достаются всегда умному и хитрому, например, Давиду, сравниваемому с гигантом Голиафом. Победа лишь тогда может считаться полной, когда враг совершенно разбит: Библия содержит многочисленные описания преследования бегущего с поля битвы врага ( Нав.10:19, 11:7–8 ; Суд.7:22–25, 8:4–11 ; 1Цар.14:3–6 ; Суд.3:28–29, 7:24–25, 12:5–6 ). Бог Иоиля – это «Бог гор»: евреи избегают равнинных боев, где колесницы хананеев непобедимы. Они предпочитают завлечь врага в горы, где им известна каждая тропинка и куда нет доступа колесницам ( Суд.4:15, 5:20–21 ). При осаде укрепленного поселения Иоиль старается заставить врага покинуть городские стены или разузнать, где располагается тайный вход в город ( Суд.1:22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010